§ 10. арабские завоевания и создание арабского халифата

Оглавление

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их быт напоминал обстановку военного лагеря в постоянной боеготовности. Это произошло вследствие чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления династии Омейядов все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав предпочтение мирному жизнеустройству.

Умар ибн аль-Хаттаб — второй халиф

Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.

Преемник Абу Бакра был благочестив и богомолен, скромен, как и первый праведный халиф, но Омар был более активен, нежели его предшественник. Он требовал от своих поданных такого же поведения. Умар правил десять лет, и за это время мусульманское государство окончательно сформировалось, приняло такую форму, которая не менялась потом на протяжении многих веков. Им была учреждена система налогообложения, которая предполагала уплату всеми жителями хараджа или поземельной подати. Также иноверцы должны были заплатить и дзижью или подушный налог. Налоги у арабов были намного мягче, чем у тех же византийцев, но в результате внедрения такой системы налогообложения стало возможным даже выплачивания армии жалованья, которая до этого существовала только за счет собственной военной добычи. С этого момента все земли, что были завоеваны арабской армии, стали называть государственными, а от государства деньги имели право получать те, кто был включен в списки министерств — диванов.

Умар ибн аль-Хаттаб является автором системы военной и гражданской власти. При нем же были введены единые меры веса и длины и календарь по Хиджре, начато строительство мечети на том месте, где стоял Иерусалимский храм.

Смерть, которой умер Умар, была насильственной. Находясь в мечети, Умар был ранен во время молитвы иранским рабом по имени Файруз. Это произошло в 644 году 3 ноября. После того, как Файруз смертельно ранил кинжалом правителя, он начал прорываться к выходу из мечети, и по дороге убил и ранил еще больше десятка человек, а затем покончил с собой, поняв, что спастись ему не удастся.

Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Праведный халифат

Расширение территорий Халифата

История халифата связана с образованием Праведного халифата, который просуществовал с 632 года по 661 год. Возникновение халифата произошло уже после смерти пророка Мухаммада ﷺ в 632 году, и во главе его стояли по очереди праведные халифы, которых было четверо: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. В тот период времени, когда арабским халифатом правили праведные халифы, его территории расширились Аравийским полуостровом, Левантом или Шамом, Кавказом, а также частично территориями Северной Африки от Туниса до Египта и землями Иранского нагорья.

После своей смерти в 632 году Пророк Мухаммад ﷺ наследника после себя не оставил, что стало причиной спора между мекканцами или мухаджирами и мединцами или ансарами о том, кто должен стать преемником Посланника Аллаха ﷺ. Итогом этих споров стало то, что халифом был избран Абу Бакр ас-Сиддик, который был Пророку Мухаммаду ﷺ близким другом.

Весть о том, что Пророк Мухаммад ﷺ умер, спровоцировала ридда или отход от ислама почти всей Аравии, за исключением Медины, Мекки и ат-Таифа. Абу Бакр начал вести войну с вероотступниками, и в результате этой войны племена Аравии были возвращены назад к исламу. Основным помощником Абу Бакру в этом деле стал Халид ибн аль-Валид, который был опытным полководцем и сумел справиться с сорокатысячной армией тех, кто являлся последователями лжепророка Мусайлимы в стычке «ограда смерти», которая состоялась при Акрабе. Когда же удалось усмирить восстание, Абу Бакр повел свое войско воевать против персов и византийцев, продолжая тем самым политику, которую вел Пророк Мухаммад ﷺ.

Эти завоевания были успешно продолжены праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, и к концу его правления халиф правил уже не только Аравией, но и Месопотамией, Сирией, Вавилонией, частично Ираном, а также Египтом, Триполи и Баркой в Африке.

Халифу Усману удалось завоевать восточный Иран до самой реки Оксус или Амударьи, а также остров Кипр и часть территории Карфагена. Когда же был убит халиф Усман, среди арабов вспыхнула междоусобица, и в завоеваниях был сделан перерыв, а в ходе этого перерыва отпали и некоторые области, являющиеся пограничными на тот момент.

Абу ибн Абу Талиб стал последним из Праведных халифов. Он погиб от руки хариджитов, и после его гибели правителем Халифата стал Муавия ибн Абу Суфьян, представитель рода Омейядов, сосредоточив в своих руках единоличную власть. Своим наследником Муавия назвал Язида, своего старшего сына, что привело к тому, что халифат из государства, в котором правление имело выборный характер, превратилось в наследственную монархию. Муавия ибн Абу Суфьян положил начало династии Омейядов.

ОБРАЗОВАНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами. Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2605;

ФОТОКАМЕРА

Арабский ученый Альхазен (Ибн аль-Хайсам) в X веке совершил революцию в оптике, поставив под сомнение утверждения Платона и Евклида о том, что свет — это лучи, которые испускаются глазом для «ощупывания» предметов. Свою теорию о том, что зрение — это результат восприятия глазом отраженного от предмета света — он доказывал не при помощи философии, а экспериментально.

Ученый использовал камеру-обскуру: в специальной палатке с небольшим отверстием в пологе навеса. На противоположной стороне, согласно принципу прямолинейности распространения света, лучи создавали перевернутое изображение. Например, такой способ позволял наблюдать за солнечным затмением без вреда для зрения.

Создание исламского государства

Мухаммад скончался в 8 июня 632 года, не оставив прямых наследников (оба его сына умерли в младенчестве) и указаний о том, кто будет новым политическим, религиозным и административным вождем исламской общины. Несмотря на это, борьба за власть была непродолжительной — уже 9 июня община присягнула тестю, соплеменнику и сподвижнику Мухаммада Абу Бакру.
Чтобы подчеркнуть свою верность идеям Мухаммада, Абу Бакр принял титул «халифа расули-л-лах» (араб. «заместитель посланника Аллаха»). Он стал первым из четырех избранных общиной «праведных» халифов.

Сразу после избрания перед ним встала серьезная задача — подавление отступников. После смерти Мухаммада часть племен под влиянием местных проповедников решила вернуться к язычеству, других не устраивало главенство мусульманской общины в Медине. В течение года после нескольких военных экспедиций власть мусульман была восстановлена во всем регионе.

Первый халиф правил всего два года. Перед смертью в 634 году он успел предложить преемника, энергичного и решительного Умара ибн аль-Хаттаба (Омара I), кандидатуру которого одобрили его ближайшие сподвижники.

За десятилетнее правление второго халифа мусульманские владения за пределами Аравии стремительно расширялись, а государство превратилось в многонациональную империю. Административные, правовые и налоговые реформы Омара I заложили основу будущего могущества арабского государства.

Первый праведный халиф

Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.

По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».

Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.

Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.

В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.

Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.

Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).

В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.

Начало Халифата

После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага.  После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.

Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.

Предыстория

Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.

Рис. 1. Арабский халифат.

Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.

В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.

Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.

Рис. 2. Арабский халифат распад.

Абу Бакр ас-Сиддик — первый халиф

Праведный халиф Абу Бакр, которого называют «правдивым».

Абу Бакр ас-Сиддик был первым преемником Пророка Мухаммада ﷺ после его смерти – именно к нему перешла власть над общиной мусульман. Абу Бакр был близким другом и сподвижником Мухаммада ﷺ, был женат на его дочери Аише Мухаммад ﷺ, то есть Абу Бакр приходился Мухаммаду ﷺ также тестем. Абу Бакра называют первым из праведных халифов. Поначалу, приняв руководство мусульманской общиной, Абу Бакр даже не подумал изменить привычный уклад жизни: он все также пас овец, торговал на базаре одеждой, но со временем он понял, что ему придется целиком сосредоточиться на своей должности.

Он жил в период с 572 по 634 гг. После вести о смерти Пророка Мухаммада ﷺ арабские племена подчиняться Абу Бакру не захотели, некоторые даже решили вернуться к язычеству, и новый халиф должен бы найти способ принудить их к покорности.

На начало эпохи праведных халифов пришлось подчинение халифатом всего Аравийского полуострова, разгром «лжепророков» и язычников, а также начало завоевания Ирака и Сирии. Позже была завоевана вся Персидская империя. Завоевательные походы начались уже при первом праведном халифе. Тому нимало способствовала и международная обстановка, которая была очень благоприятной для распространения ислама в соседних государствах.

И Византия, и Персидская империя были ослаблены войнами между собой, их силы были истощены. Абу Бакр умер, как гласят некоторые источники, от простуды, как раз в тот момент, когда арабами под командованием Халида ибн аль-Валида вовсю велась активная осада Дамаска – это был август 634 года. Абу Бакр дожил до преклонного возраста, а перед смертью сам назвал своего будущего преемника, которому присягнули все его поданные.

История возникновения Арабского государства

Арабы, как группа племен, возникают задолго до начала эпохи средневековья. Еще в I тысячелетии до н.э. на территории современного Аравийского полуострова возникают первые государства. Но племенные объединения здесь существовали и ранее.

Основным видом деятельности для арабских племен этой эпохи была посредническая торговля. Именно этот фактор предопределил возвышение государств, расположенных на территории современного Йемена. Например, Химьяритское царство. Арабы в это время занимались торговлей между Эфиопией, Индией и территориями Ближнего Востока. Это позволяло накапливать значительные богатства, но в то же время приводило к тому, что три очень развитых региона Древнего Востока оказывали на зарождающийся арабский мир свое влияние. Например, в начале I века н.э. на территории Эфиопии появляется христианство. Ближний Восток влиял на арабский мир благодаря серьезному движению иудаизма.

Что касается индийского влияния, то оно осуществлялось со стороны науки и философии. Именно это привело к тому, что в арабском регионе между собой соприкасаются и сталкиваются различные религиозные учения. Все это дополнялось религиозными учениями самих арабов, которые также играли значительную роль.

Единое государство, которое бы охватывало весь Аравийский полуостров, в это время так и не сложилось. Государства были не очень многочисленными, и у них не было поводов для объединения. Наоборот, они соперничали друг с другом за торговые пути. На рубеже эр многие из этих государств переживали период упадка, связанный с климатическими изменениями.

В середине I тысячелетия до н.э. возвышается территория Хиджаза – района на западе Аравийского полуострова, прилегающего к Красному морю. Города этого региона также занимались посреднической торговлей. Большую роль там играли и такие отрасли хозяйства, как скотоводство и ремесло. Земледелие в Хиджазе было возможно далеко не всегда. В районе города Мекка земледелия не было вовсе. Там попросту не было плодородных земель, земли были непригодны для выращивания каких-либо злаков. Тем не менее, именно этот регион сыграл огромную роль как в истории Арабского мира, так и в истории человечества.

МАТЕМАТИКА

Считается, что система исчисления родом из Индии, но используемые нами сегодня цифры арабские. Их мусульманские математики использовали их уже в начале IX века. Математика исламского Средневековья считалась очень развитой. Немалую роль в этом сыграла религия: мусульманам требовались расчеты лунного календаря, чтобы правильно определять направление на Мекку и время для совершения намаза.

Даже само слово «алгебра» происходит от названия первой книги по этой дисциплине, которую написал крупный мусульманский математик аль-Хорезми. С его именем также связывают введение десятичной системы счета, дробей и основ тригонометрии.

Распространение ислама среди других народов

Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.

Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.

Феодальный строй в халифате.

Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.

В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.

В халифате


применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.

К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.

ПРИЛОЖЕНИЕ — МУСУЛЬМАНСКИЙ ИСТОРИК О ПОЛОЖЕНИИ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ В ХАЛИФАТЕ

Следует налагать печати на шеи немусульман во время сбора с них поголовной подати, пока не будет окончен смотр их. И следует приказать, чтобы не допускали ни одного из них походить на мусульман по одежде, способу передвижения и по внешности. Обязать их, чтобы они носили на животе повязку вроде грубого шнурка, которым каждый из них будет подпоясываться; чтобы их шапки были пикейные; чтобы они приделали к сёдлам своим подобие шара из дерева; чтобы»они клали ремни сандалий своих двойными и не выкраивали их, как выкраивают мусульмане; чтобы запретили их женщинам ездить на верблюдах, а им самим строить новые храмы или церкви в городе, кроме тех, которые они выговорили по договору. Немусульманам дозволят жить в городах и на рынках мусульманских продавать и покупать, но они не будут продавать ни вина, ни свиней и не будут в городах выставлять напоказ своих крестов. Прикажи правителям, чтобы они обязали немусульман соблюдать такую внешность, дабы их по внешности можно было отличить от мусульман.

  • < Арабы в VI-VII веках — Возникновение ислама, Образование халифата
  • -> Развитие феодального строя в xi-xv веках — Возникновение феодальных городов >

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв. единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива. К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата. Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования. Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.

Это интересно: 990,Готтлиб Даймлер: краткая биография