Праведные халифы (да будет доволен ими аллах) видео

Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб

Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 23/644) – ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выдающийся общественный и политический деятель, 2-й праведный халиф. Родился ок. 585 г. в Мекке. Отец – Хаттаб ибн Нуфайль, мать – Хантама. Был пастухом, затем занялся торговлей, стал влиятельным человеком в Мекке. Его часто приглашали для разрешения различных конфликтов между племенами.

Умар обладал суровым характером и первое время занимал непримиримую позицию по отношению к мусульманам. Он решил убить пророка Мухаммада (мир ему и благословение) за то, что тот призывал народ отойти от веры предков, но узнал, что его сестра и зять также приняли Ислам и застал их за чтением Корана. Он избил их, но заинтересовался аятами Корана, прочел их, уверовал и принял Ислам. При этом отказался исповедовать веру втайне, и сразу после принятия им Ислама мусульмане впервые совершили коллективную молитву около Каабы.

Умар находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и обеспечивал его защиту. Хиджру совершил открыто.

В мединский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Умар активно участвовал во всех делах общины, участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и в других сражениях, стал одним из лидеров мусульманского государства. В правление Абу Бакра был его главным помощником. Перед смертью Абу Бакр завещал Халифат Умару. В 13/634 г. Умар стал халифом; все мусульмане единогласно поддержали его.

Умар был последовательным продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра. Его незаурядные личные качества, талант, умелое управление государством привели к великим успехам Халифата.

Власть Халифата распространилась на Ближний Восток, Иран, Египет и часть Сев. Африки. Благодаря этим победам население всех этих регионов ознакомилось с Исламом. В распространении Ислама и превращении его в мировую религию Умар сыграл исключительную роль. Был знатоком хадисов и мусульманского права (фикха), толкователем Корана.

Убит в результате заговора персидским рабом Фирузом (Абу Лулу) в месяце Зульхиджа 23/644 г. во время руководства утренней молитвой. Перед смертью успел отдать распоряжение о созыве Совета для выбора нового халифа.

Умар ибн аль-Хаттаб — второй халиф

Преемником Абу Бакра и вторым праведным халифом стал Омар I или Умар ибн аль-Хаттаб. Он также приходился Мухаммаду ﷺ тестем и являлся его сподвижником. Умара называли аль-Фарук, что переводилось как «различающий истину», его запомнили как мудрого и сильного правителя. При нем в эпоху праведных халифов государство росло и прирастало, он проявил себя как хороший законник и талантливый политик. Он жил в период с 585 по 644 год, и к его заслугам следует причислить победу над византийцами, создание законов о трактовке в стране иудеев и христиан.

Преемник Абу Бакра был благочестив и богомолен, скромен, как и первый праведный халиф, но Омар был более активен, нежели его предшественник. Он требовал от своих поданных такого же поведения. Умар правил десять лет, и за это время мусульманское государство окончательно сформировалось, приняло такую форму, которая не менялась потом на протяжении многих веков. Им была учреждена система налогообложения, которая предполагала уплату всеми жителями хараджа или поземельной подати. Также иноверцы должны были заплатить и дзижью или подушный налог. Налоги у арабов были намного мягче, чем у тех же византийцев, но в результате внедрения такой системы налогообложения стало возможным даже выплачивания армии жалованья, которая до этого существовала только за счет собственной военной добычи. С этого момента все земли, что были завоеваны арабской армии, стали называть государственными, а от государства деньги имели право получать те, кто был включен в списки министерств — диванов.

Умар ибн аль-Хаттаб является автором системы военной и гражданской власти. При нем же были введены единые меры веса и длины и календарь по Хиджре, начато строительство мечети на том месте, где стоял Иерусалимский храм.

Смерть, которой умер Умар, была насильственной. Находясь в мечети, Умар был ранен во время молитвы иранским рабом по имени Файруз. Это произошло в 644 году 3 ноября. После того, как Файруз смертельно ранил кинжалом правителя, он начал прорываться к выходу из мечети, и по дороге убил и ранил еще больше десятка человек, а затем покончил с собой, поняв, что спастись ему не удастся.

Но перед смертью умирающий Умар успел назначить преемника во время экстренного заседания Совета, который был учрежден тут же специально для избрания нового правителя. Этот совет или «шура» состоял из шести наиболее знатных курайшитов. Этот совет после совещания принял решение сделать новым правителем омейяда Османа ибн Аффана.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Абу Бакр – отец целомудрия (да будет доволен им Аллах)

https://youtube.com/watch?v=_texgLTUYs8

Абу Бакр – великий человек, о ком Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Солнце не всходило и не заходило над более достойным человеком, за исключением пророков, чем Абу Бакр».

И еще немало других благовещающих похвал прозвучало в его адрес из благородных уст пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил ясным языком, обладал красивыми чертами лица, был худым и ростом выше среднего. Лицо его было сухощавым, со впалыми глазами, шишковатым лбом и редкой бородой.

Абу Бакр был сыном Абу Кухафа и в седьмом колене по восходящей линии роднился с чистейшим родом Благородного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он появился на свет через два года и три месяца после событий, описанных в суре «Аль-Филь» (слон). Его мать, Салма, по прозвищу «Мать добра» (Умму аль-Хайр), стала мусульманкой в первые годы Ислама. Его отец, Абу Кухафа, удостоился чести принять Ислам после завоевания Мекки мусульманами.

До принятия Ислама Абу Бакр был далек от всякого рода дурных проявлений и не употребил ни капли вина.

Когда Абу Бакр возвращался из Йемена, где он находился по торговым делам, сначала Абу Джахль, а затем другие предводители неверующих попытались в его глазах опорочить начавшую распространение пророческую миссию пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и, таким образом, хотели с самого начала ввести его в заблуждение. Однако тот сразу же двинулся в путь и лично обратился к благородному Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он узнал об истинной сущности послания, и без колебаний принял его. Таким образом, он стал примером для всей общины (уммы) мусульман и вступил на стоянку «Сыддыкийат» (Свидетель истины). Такая честь выпала только ему.

Али ибн абу Талиб — четвертый халиф

Последний представитель эпохи праведных халифов Али – представитель рода Пророка ﷺ.

Четвертым праведным халифом, после убийства халифа Усмана, стал Али ибн Абу Талиб. Когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Он стал последним представителем эпохи праведных халифов. Али был знаменитым оратором и видным исламским богословом. Мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.

Из всех четверых праведных халифов он – единственный, кто приходился родственником по крови Мухаммаду ﷺ, поскольку являлся его двоюродным братом. Шииты, опираясь на этот факт, объявляют всех правителей, которые были до него, узурпаторами, и считают Али не четвертым «праведным халифом», а первым. Рафидиты приписывают ему вымышленные достоинства, хотя у него достаточно настоящих.

Не все согласились признать Али правителем: ему на верность отказались присягать даже старые сподвижники Пророка ﷺ, но поначалу не противодействовали ему. Сын Умара Абдулла также отказывался присягнуть Али, поскольку заявлял, что выборы нового правителя прошли неправильно. В Мекку прибыла вскоре и вдова Пророка ﷺ Аиша. Мекканское войско встретилось с армией Али под городом Басрой, там же состоялась знаменитое сражение «при верблюде», на котором в паланкине сидела Аиша. Но битва закончилась поражением войска Аишы.

Также Али сумел разгромить силы хариджитов в 38 г.х. в месяц сафар – это было сражение при Нахраване, и часть тех хариджитов, что остались в живых, долго не сдавались победителю.

Построив коварный план, хариджиты вознамерились совершить покушение на праведного халифа, и хариджит Абд ар-Рахман ибн Мулджам ранил халифа отравленным клинком непосредственно во время утреннего намаза. В тот же роковой день в Куфе было запланировано покушение и на Шама Му‘авийу ибн Абу Суфйана, и на Амра ибн аль-Аса, его наместника в Египте, но Му‘авийа был несмертельно ранен, а Амра заслонил собой его помощник. Али ибн Абу Талиб, четвертый праведный халиф, через два дня скончался. Вопрос о преемнике остался открытым, и мусульманам предстояло решить участь власти, избрав кандидатуру правителя. Сторонники халифа предложили на пост правителя его сына Аль-Хасана ибн Али. Аль-Хасан сразу понял, что ситуация в государстве складывается не в его пользу, поэтому попытался наладить отношения с Му‘авией и начал переговоры о том, чтобы начать ему передачу власти. Му‘авия прибыл в Куфу в 41 г.х., где ему передал все полномочия Аль-Хасан, а сам уехал в Медину с братом аль-Хусайном.

Этим событием завершилась эпоха Праведных халифов, халифат превратился в монархическое государство. Му‘авия, прийдя к власти, стал основателем династии Омейядов, и эта династия правила почти сто лет.

Административная система[править | править код]

Избрание или назначение халифаправить | править код

Четыре Праведных халифов были выбраны через шуру (شووررَى), процесс общественных консультаций, который был описан как форма «исламской демократии».

Фред Доннер в своей книге «Ранние исламские завоевания» (1981) утверждает, что стандартная арабская практика во времена первых халифатов состояла в том, что видные люди родственной группы или племени собирались после смерти вождя и выбирали вождя из своей среды, хотя для этой шуры, или совещательного собрания, не было определенной процедуры. Кандидаты обычно происходили из того же рода, что и покойный вождь, но они не обязательно были его сыновьями. Способные люди, которые могли бы хорошо руководить, были предпочтены по сравнению с неэффективным прямым наследником, поскольку большинство суннитов не имело никаких оснований считать, что глава государства или губернатор должен быть выбран только на основе родословной.

Этот аргумент выдвигают мусульмане-сунниты, утверждая, что сподвижник Мухаммеда Абу Бакр был избран общиной, и это была надлежащая процедура. Они также утверждают, что халиф идеально выбирается путем выборов или общественного консенсуса. Халифат стал наследственной должностью или наградой самого сильного полководца после Праведного халифата. Однако мусульмане-сунниты считают, что это произошло после того, как «правильно управляемый» Праведный халифат закончился.

Абу Бакр аль-Бакиллани сказал, что правитель мусульман должен быть просто из большинства. Абу Ханифа также писал, что правитель должен исходить из большинства.

Экономика[править | править код]

Социальное обеспечение и пенсии были введены в раннем исламском праве как формы закята (благотворительности), одного из пяти столпов ислама, начиная со времен Умара. Налоги (включая закят и джизью), собранные в казну правительства, использовались для обеспечения доходов нуждающихся, включая бедных, престарелых, сирот, вдов и инвалидов. По мнению исламского правоведа аль-Газали (1058-1111), правительство также должно было накапливать запасы продовольствия в каждом регионе на случай бедствия или голода. Таким образом, халифат был одним из самых ранних государств всеобщего благосостояния.

АБУ БАКР (Да будет доволен им Аллах)

Из праведных халифов Абу Бакр является самым высокочтимым.

Его звали ‘Абдуллах, Абу Бакр – его прозвище. Его родители и все дети жили при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и все приняли Ислам, чего не было ни у одного асхаба. Первым, принявшим Ислам из свободных мужчин был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), из детей – ‘Али , из женщин – Хадиджа , из вольноотпущенников (мавла) – Зайд бин Харис , из рабов – Билал .

Одно из достоинств Абу Бакра – это то, что он отдал все свое имущество Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для распространения Ислама.

‘Умар передал этот хадис: «Я сидел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и рядом был Абу Бакр , одетый в накидку, перетянутой на груди ветками. Тогда спустился Джабраил и спросил, что за одежда на Абу Бакре . Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, что Абу Бакр отдал все свое имущество вплоть до своей одежды для завоевания Мекки. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнав, что Абу Бакр не пришел на молитву из-за того, что ему нечего было одеть, послал накидку из дома ‘Айши . И он так спешил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , что у него не было времени пришить пуговицы, и затянул ее веточками».

Джабраил передал через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для Абу Бакра : «Аллах передает тебе приветствие (салам) и спрашивает: «Ты доволен Мной в твоей бедности?».

Эти слова Джабраиля Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал Абу Бакру , и он ответил: «Разве сердятся на своего Господа». И три раза повторил: «Я доволен своим Господом».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень уважал и ценил Абу Бакра , восхвалял его и ставил в пример асхабам, даже при нем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Если бы я попросил у Всевышнего Аллаха другого друга, то попросил бы Абу Бакра». «Первым из моей общины войдет в Рай Абу Бакр», — сказано в другом хадисе.

Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал: «Есть триста шестьдесят хороших качеств. Если Всевышний Аллах пожелает, то даст одно из этих качеств Своему рабу, и благодаря этому качеству отправит его в Рай». Тогда Абу Бакр спросил: «О Посланник Аллаха! Есть ли во мне одно из этих качеств?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, в тебе они все присутствуют».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назначил его имамом. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) везде, даже в пещере Савр, когда их преследовали курайшиты. После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) он два года был халифом. Умер в 13-м году Хиджры, в возрасте 63 лет. У него столько достоинств, что невозможно привести хотя бы часть из них в этой маленькой книжке.

Четвертый халиф

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.

Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

АБУ БАКР (Да будет доволен им Аллах)

Из праведных халифов Абу Бакр является самым высокочтимым.

Его звали ‘Абдуллах, Абу Бакр – его прозвище. Его родители и все дети жили при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и все приняли Ислам, чего не было ни у одного асхаба. Первым, принявшим Ислам из свободных мужчин был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), из детей – ‘Али , из женщин – Хадиджа , из вольноотпущенников (мавла) – Зайд бин Харис , из рабов – Билал .

Одно из достоинств Абу Бакра – это то, что он отдал все свое имущество Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для распространения Ислама.

‘Умар передал этот хадис: «Я сидел с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и рядом был Абу Бакр , одетый в накидку, перетянутой на груди ветками. Тогда спустился Джабраил и спросил, что за одежда на Абу Бакре . Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, что Абу Бакр отдал все свое имущество вплоть до своей одежды для завоевания Мекки. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнав, что Абу Бакр не пришел на молитву из-за того, что ему нечего было одеть, послал накидку из дома ‘Айши . И он так спешил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , что у него не было времени пришить пуговицы, и затянул ее веточками».

Джабраил передал через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для Абу Бакра : «Аллах передает тебе приветствие (салам) и спрашивает: «Ты доволен Мной в твоей бедности?».

Эти слова Джабраиля Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал Абу Бакру , и он ответил: «Разве сердятся на своего Господа». И три раза повторил: «Я доволен своим Господом».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень уважал и ценил Абу Бакра , восхвалял его и ставил в пример асхабам, даже при нем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Если бы я попросил у Всевышнего Аллаха другого друга, то попросил бы Абу Бакра». «Первым из моей общины войдет в Рай Абу Бакр», — сказано в другом хадисе.

Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал: «Есть триста шестьдесят хороших качеств. Если Всевышний Аллах пожелает, то даст одно из этих качеств Своему рабу, и благодаря этому качеству отправит его в Рай». Тогда Абу Бакр спросил: «О Посланник Аллаха! Есть ли во мне одно из этих качеств?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, в тебе они все присутствуют».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назначил его имамом. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) везде, даже в пещере Савр, когда их преследовали курайшиты. После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) он два года был халифом. Умер в 13-м году Хиджры, в возрасте 63 лет. У него столько достоинств, что невозможно привести хотя бы часть из них в этой маленькой книжке.

Абу Бакр ас-Сиддик

История про Абу Бакра ас-Сиддика: Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра, Абдулла. Через сорок дней он скончался. Великий сподвижник был сильно опечален утратой. Позднее к нему с признанием пришел сам убийца, к тому времени уже принявший ислам.

Как вы думаете, что сделал Абу Бакр? Ответ: Абу Бакр сказал: «Хвала Аллаху, Который даровал и возвысил твоими руками Абдуллу, т.е. сделал его обитателем Рая, ибо он погиб, сражаясь за Слово Господне! И хвала Аллаху, который не унизил тебя его руками, ведь если не ты его, то он бы убил тебя, и ты бы ушел из жизни неверующим, а сейчас ты принял истинную веру по милости Господа». Фактически, так он простил убийцу сына.

Абдулла ибн Усман (да будет доволен им Аллах) (572 – 634 гг.) — первый праведный халиф, любимейший друг пророка Мухаммада (мир ему) и его тесть.

Имя «Абу Бакр» означает «отец целомудрия», а «Сыддык» переводится как «подтверждающий правоту». Его он получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правдивости посланника Аллаха (мир ему). Считается первым из мужчин, кто принял ислам и привел в религию лучших из людей.

Будучи справедливым правителем, распространил ислам аж до земель Персии и Византии, укрепив в народе дух и преданность вере.

Усман ибн Аффан — третий халиф

Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».

Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.

В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.

Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.

По указу Усмана были собраны все откровения Пророка Мухаммада ﷺ, которые стали основой первого официального канонического текста Корана, который был составлен специальной комиссией. Этот текст был признан единственно верным.

Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.

В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.

Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.

В новом поколении ярче обозначились корыстные интересы, национализм, племенной фанатизм. Сподвижники не создавали поводов для возникновения смут, но чем больше времени проходило после кончины Посланника Аллаха ﷺ, тем больше разногласий возникало внутри мусульманского общества, тем сильнее и яснее обозначался наметившийся раскол. Представители этого поколения перестали понимать представителей поколения сподвижников. Поэтому уклонившиеся от прямого пути люди из числа представителей нового поколения присоединились к разжигателям смуты.

Из тех, кто был враждебно настроен по отношению к Усману – были шииты («шиа» в переводе означает «группировка»), а затем превратились в отдельное направление в исламе. Шииты выступали за то, что во главе Халифата должен стоять Али, зять Пророка ﷺ, а после того, как он покинет этот мир, власть должна перейти к Алидам, то есть его родственникам, потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ через его дочь Фатиму. Это касается как духовного главы или имама, так и политического главы.

Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.

Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.

Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.

В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.

УМАР БИН ХАТАБ (Да будет доволен им Аллах)

После Абу Бакра ценен ‘Умар – сын Хаттаба. Принял Ислам в шестом году от начала пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) . Говорят, что он был 45-м из принявших Ислам мужчин. Аллах им возвеличил Ислам. Его называли «войском войск». При нем Халифат значительно расширился. Он завоевал страны Шама (территория современной Сирии, Ливана, Иордании, Палестины), Египет, Ирак, Константинополь, Аравийский полуостров, Азербайджан, Балх, Бухару, Самарканд, Персию, Малую Азию (Рум).

Сподвижник Хузайфа говорил, что Ислам очень быстро распространился во многом благодаря и ‘Умару . Передают в хадисе, что ангел Джабраил спустился перед принятием ‘Умаром Ислама и сказал: «О Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) , небесные обитатели передают тебе радостную весть – скоро ‘Умар примет Ислам».

Джабир передал диалог Абу Бакра с ‘Умаром : «‘Умар сказал Абу Бакру: «О лучший из людей после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ». Абу Бакр сказал: «Ты ли это говоришь, в то время, как я слышал как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не взошло солнце над человеком лучшим, чем ‘Умар ».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если бы после меня был пророк, то это был бы ‘Умар».

В благородном хадисе сказано, что Всевышний Аллах одарил ‘Умара чистотой и справедливостью сердца и речи. «Шайтан будет бояться даже тени ‘Умара», — сказано в другом хадисе.

Хадис гласит: «Я спросил у Джибриля о достоинствах ‘Умара. Джибриль мне ответил, что не сможет рассказать о достоинствах ‘Умара, даже если пришлось бы говорить в течение времени, равное продолжительности жизни пророка Нуха (т.е. 950 лет). Вместе с тем, все достоинства ‘Умара не сравнимы даже с одним достоинством Абу Бакра».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что Абу Бакр и ‘Умар будут наидостойнейшими в Раю после пророков.

Он был халифом десять лет и шесть месяцев, и правил он самым совершенным образом и совершил ради Всевышнего истинный джихад, пока его не убил человек по имени Абу Лу’луа. Был убит в Медине, в среду, когда оставалось четыре дня месяца Зуль-хиджа, в 23-м году Хиджры. Когда пал шахидом, ему было 63 года.

Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза

Уже в 26 лет он стал главой (эмиром) Медины, а ещё через год – и всего Хиджаза, то есть территории, включающей в себя святые города Мекку и Медину, а также ряд других поселений. Став наместником, первым делом Умар ибн Абдуль-Азиз собрал десятерых самых выдающихся мусульманских учёных-богословов, чтобы советоваться с ними в государственных делах.

Все важные решения нового эмира были согласованы и обсуждены с благородными учёными. Благодаря этому Умар быстро вошёл в курс всех государственных дел. За всё время, что Умар являлся эмиром, он проделал гигантскую работу: были проложены дороги, прорыты каналы и вырыты колодцы для сельскохозяйственных работ.

И, что самое главное, расширена мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в лучезарной Медине, теперь она вмещала намного больше желающих помолиться, чем раньше. Давно Хиджаз не видел такого преображения. Но через семь лет Умар ибн Абдуль-Азиз вдруг был отстранён от должности наместника халифа в Хиджазе

Причиной тому стало то, что наместник, несмотря на то, что был двоюродным братом халифа, без страха критиковал власть за её огрехи, и халиф не пожелал оставлять на таком важном посту бунтаря

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Тунис Иранское нагорье и Среднюю Азию. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Умар ибн аль-Хаттаб

История Умара ибн аль-Хаттаба: Когда Умар стал халифом, то уже не смог заниматься предпринимательской деятельностью и довольствовался только небольшим жалованием, которое сам себе и назначил. Из-за этого его семья стала жить очень бедно.  Тогда старейшие сподвижники собрались и решили: «Надо бы сказать Умару, чтобы он брал больше». «Пойдем и узнаем, как он на это смотрит», — предложил Усман.  И они отправились, возможно, из-за того, что знали его вспыльчивый характер, сначала к его дочери Хафсе. Рассказав, зачем пришли, они наказали ей не называть Умару их имен.  Хафса передала Умару предложение гостей…

Что он ответил на идею своих советников? Ответ: … Он разгневался и спросил: «Кто они? Им несдобровать!» «И скажи им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) был умерен в жизни, а излишки направлял туда, где им и место. Он довольствовался тем, что есть. И, клянусь Аллахом, я буду направлять излишки туда, где их место, и довольствоваться тем, что есть», — заключил халиф, правивший огромным и быстро развивавшимся государством.

Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) (585 – 644 гг.) — второй праведный халиф, яркий сподвижник пророка Мухаммада (мир ему), великий государственный деятель. Сам посланник Аллаха (мир ему) восхищался человеческими качествами Умара и лично нарек его «Фарук» — «Различающий (истину ото лжи)», так как тот обладал этой удивительной особенностью.

Умар ибн аль-Хаттаб увеличил территорию халифата вдвое, наладив структуру государства. Учредил общественную казну, назначил судей и писцов, создал полицию, организовал почтовую службу. Основал военный совет – прототип современного министерства обороны, и совет хараджа – министерство финансов. Еще в VII веке ввел различные государственные выплаты, включая детские пособия, пенсии и жалования.

АЛИ БИН АБИ ТАЛИБ (Да будет доволен им Аллах)

Далее по значимости был ‘Али бин Аби Талиб . Он был первым мальчиком, принявшим Ислам. Ему тогда было около восьми лет.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: « ‘ Али, ты у меня, как Харун у Мусы (мир им)».

Сахл бин Са‘д передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) при битве Хайбар, держа в руке знамя, сказал, что передаст знамя человеку, которого укажет Аллах, которого любит Он и Его Пророк и который любит Аллаха и Его Посланника.

И утром следующего дня все собрались вокруг Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в надежде, что будут теми, кому вручат знамя. Среди них не было ‘ Али .

— Где ‘ Али? — спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) .

Ему сказали, что у него болят глаза.

— Пошлите за ним, — сказал он. Привели ‘ Али , но он от боли в глазах не мог смотреть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) помазал слюной его глаза, и ‘Али выздоровел, как будто никогда и не болел. Ему и было передано знамя.

‘Али сказал: «Я буду стараться, пока они не станут, как мы (т.е. мусульманами)». «Призови их к Исламу», — сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) .

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ‘ Али : «Ты от меня, и я от тебя».

Из его достоинств отметим следующее:

За него замужем была Фатима , дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – госпожа (саййида) всех женщин. Он был «морем наук». Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) : «Я — дом мудростей, а ‘Али – его врата».

‘Али взялся защитить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в самое опасное время, когда курайшиты решили убить его. Джибриль передал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , что его собираются убить. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , оставив ‘Али спящим на своем месте, укутав его в зеленую накидку, ушел. Аллах своим могуществом усыпил находившихся в засаде курайшитов, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с Абу Бакром покинули Мекку.

‘Али был четвертым праведным халифом. Правил он четыре года и девять месяцев.

Был убит в пятницу в г. Куфа Абдуррахманом бин Мальджамом, когда осталось 27 дней месяца Рамадан, в 40-м году Хиджры. Умер спустя три дня после ранения. Был похоронен ночью. Ему было тогда 63 года.

Удивительно, что и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , и Абу Бакр , и ‘Умар , и ‘Али , и ‘Айша ,– все они, кроме ‘Усмана , скончались, когда им было 63 года.