Оглавление
Крещение Руси. Последствия. Значение
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.
В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.
Ярослав Мудрый
Князь Ярослав (1019−1054) отличался мужественностью, разносторонними знаниями, политической хитростью и любовью к книгам, за что был назван мудрым. Он продолжал дело своего отца по укреплению Киевского государства. Заслуги Ярослава:
- подчинение западного берега Чудского озера и основание там г. Юрьева;
- последний поход на Византию;
- помощь Польше по укреплению власти;
- присоединение ряда территорий финских и прочих племён;
- создание родственных связей с большинством европейских правителей;
- издание кодекса законов «Русская правда»;
- строительство новых храмов, соборов и монастырей;
- расширение Киева.
История Древней Руси кратко
Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.
В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика — Олегу.
Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.
В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика).
Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).
Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа.
Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.
Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году.
Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.
После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами.
Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда». Таким образом он основал законодательство Руси.
Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.
В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах.
Его основным трудом было «Поучение детям», где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.
Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины.
Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.
Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.
Киев и Новгород до объединения
В 862 году князем Новгородским стал легендарный Рюрик. Его происхождение до сих пор является предметом споров, но наиболее распространённая теория гласит, что он был варягом, которого вместе с его дружиной новгородцы призвали на княжение. Вместе с ним в Новгородское княжество прибыл и Олег Вещий, который был, вероятно, либо его родственником, либо просто соратником. Двое других соратников Рюрика, дружинники (бояре) Аскольд и Дир, вскоре отделились от него и осели в Киеве, фактически став его князьями. Правление Рюрика продлилось до 879 года, и после его смерти регентом и правителем Новгорода стал Олег, так как сын Рюрика, Игорь, был ещё ребёнком. В ряде сохранившихся летописей самого Олега также называют князем.
Киев и Новгород до объединения под единой княжеской властью
Придя к власти, князь Олег предпринял ряд военных походов, покорив окрестные племена. Его дружина вскоре пополнилась представителями кривичей, веси, чуди и словен (славянские народы). Впрочем, о начальном периоде его правления известно немного, как о его личности в целом. Даже о происхождении имени Олега Вещего ведутся споры, хотя наиболее распространена теория о том, что оно происходит от скандинавского «Хельге», то есть примерно «Святой».
Правда Ярославичей кратко. Создание, составление, принятие.
Великая замятня в Золотой Орде. Причины, события, последствия кратко.
Возникновение Древнерусского государства
Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества.
Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.
Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель.
Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.
Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э.
на месте Киева существовало поселение.
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии.
И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.
Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.
Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию.
Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым).
Он принял христианство и крестил Русь в 988г.
Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.
Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.
Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.
Описание событий
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег собрал большое войско: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. Князь начал продвигаться на юг и взял города Смоленск и Любеч, посадив там верных ему воинов в качестве гарнизона. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили Аскольд и ДирПроисхождение Аскольда и Дира является предметом споровисториков до сих пор — согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива.. Олег высадил часть своей дружины на берег, чтобы те устроили засаду, а оставшимся на кораблях приказал также не показываться на виду. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям:
Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им:
и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.
«Убийство Олегом Аскольда и Дира»худ. К. В. Лебедев
Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; првозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Фрагмент из Радзивиловской летописи
Повесть временных лет сохранила текст объявления Олега о новой столице:
Киевские князья (882–1263)
К киевским князьям мы относим правителей Древнерусского государства и Киевского княжества. С конца IX по начало XIII века киевский престол считался наиболее престижным, и его занимали самые авторитетные князья (как правило, из династии Рюриковичей), которые признавались остальными князьями в порядке престолонаследия. В конце XII века эта традиция стала ослабевать, киевский престол влиятельные князья не занимали лично, а направляли на него своих ставленников.
Правитель
Годы правления
Примечание
882–912
912–945
945–960
945–972
Ярополк Святославич
972–978
978–1015
Святополк Владимирович
1015–1016; 1018–1019
1016–1018; 1019 – 20 февраля 1054
Изяслав Ярославич
20 февраля 1054 – сентябрь 1068
Всеслав Брячиславич
сентябрь 1068 – апрель 1069
Изяслав Ярославич
1069–1073
Святослав Ярославич
1073 – 27 декабря 1076
Всеволод Ярославич
декабрь 1076 – июль 1077
Изяслав Ярославич
июль 1077 – 3 октября 1078
Всеволод Ярославич
октябрь 1078 – 13 апреля 1093
Святополк Изяславич
апрель 1093 – 16 апреля 1113
апрель 1113 – 19 мая 1125
Мстислав Владимирович Великий
май 1125 – 15 апреля 1132
Ярополк Владимирович
17 апреля 1132 – 18 февраля 1139
Вячеслав Владимирович
22 февраля – 4 марта 1139
Всеволод Ольгович
5 марта 1139 – 1 августа 1146
Игорь Ольгович
август 1146
Изяслав Мстиславич
13 августа 1146 – после 23 августа 1149
Юрий Владимирович Долгорукий
28 августа 1149 – август 1150
Вячеслав Владимирович
август 1150
Изяслав Мстиславич
август 1150
август 1150 – начало 1151
Изяслав Мстиславич
март 1151 – 13 ноября 1154
Вячеслав Владимирович
апрель 1151 – декабрь 1154
соправитель
Ростислав Мстиславич
декабрь 1154
Изяслав Давыдович
декабрь 1154 – март 1155
Изяслав Давыдович
19 мая 1157 – декабрь 1158
Мстислав Изяславич
22 декабря 1158 – апрель 1159
Ростислав Мстиславич
апрель 1159 – 12 февраля 1161
Изяслав Давыдович
12 февраля – 6 марта 1161
Ростислав Мстиславич
март 1161 – март 1167
Владимир Мстиславич
март – май 1167
Мстислав Изяславич
май 1167 – 12 марта 1169
Глеб Юрьевич
12 марта 1169 – февраль 1170
Мстислав Изяславич
февраль – 13 апреля 1170
Глеб Юрьевич
13 апреля 1170 – 20 января 1171
Михалко Юрьевич
1171
Роман Ростиславич
1 июля 1171 – февраль 1173
18 февраля – 24 марта 1173
Ярополк Ростиславич
соправитель
Рюрик Ростиславич
24 марта – сентябрь 1173
Ярослав Изяславич
ноябрь 1173 – сентябрь 1174
Святослав Всеволодович
январь 1174
Ярослав Изяславич
январь – 2-я половина 1174
Роман Ростиславич
2-я половина 1174 – июль 1176
Святослав Всеволодович
20 июля 1176 – конец августа 1180
Рюрик Ростиславич
конец августа 1180 – лето 1181
Святослав Всеволодович
лето 1181 – 25 июля 1194
Рюрик Ростиславич
лето 1194 – осень 1201
Ингварь Ярославич
1201 – 2 января 1203
Рюрик Ростиславич
2 января 1203 – зима 1204
Ростислав Рюрикович
зима 1204 – лето 1205
Рюрик Ростиславич
лето 1205 – август 1206
Всеволод Святославич Чермный
август – сентябрь 1206
Рюрик Ростиславич
сентябрь 1206 – весна 1207
Всеволод Святославич Чермный
весна – октябрь 1207
Рюрик Ростиславич
октябрь 1207 – 1210
Всеволод Святославич Чермный
1210 – лето 1212
Ингварь Ярославич
лето 1212
Мстислав Романович
лето 1212 – 2 июня 1223
Владимир Рюрикович
16 июня 1223 – май 1235
Изяслав Мстиславич
июнь – конец 1235
Владимир Рюрикович
конец 1235–1236
Ярослав Всеволодович
1236 – 1-я половина 1238
Владимир Рюрикович
1238
Михаил Всеволодович
1238 – после 18 октября 1239
Ростислав Мстиславич
1239–1240
Даниил Романович
1240
Михаил Всеволодович
после 9 апреля 1241 – 1243
Ярослав Всеволодович
1243 – 30 сентября 1246
1249 – 14 ноября 1263
Древняя Русь 862-1132 гг
Расселение славян. Догосударственный период истории Руси
Расселение славян – процесс распространения славянских этносов и племен по территории центральной и восточной Европы, а также Балканского полуострова и Прибалтики. Началом этого процесса историки считают период начала VI века нашей эры, а закончился он в середине XI века, за пару десятков лет до создания Новгородского княжества и образования древнерусского государства под управлением Рюрика.
Считается, что процесс расселения славян начался в районе между Дунаем и Одером, примерно показанном на карте (рис.1).
Причиной же расселения славян по трем направлениям (западному, южному и восточному) историки считают нашествия отрядов германских племен (готы, гепиды), достаточных для того, чтобы некогда единая народность славян распалась на три ветви. Эту версию подтверждают строки из Повести Временных Лет «Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их…»
Рис.1
В период с начала VI века н.э. по конец VIII в. славяне (убегая от наступающих на пятки германцев) расселились по территории Балканского полуострова, заняли лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, устье Немана, верховьев Волги, Оки, Дона, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до Вислы.
Рис.2.
Восточные славяне (к которым относятся украинцы, белорусы и русские) начали заселять Восточно-Европейскую Равнину в середине 7 века нашей эры.
По причине большой удаленности между отдельными группами славянских поселенцев на территории будущей Руси начинают формироваться славянские племенные союзы: поляне (севшие по среднему Днепру), древляне (поселившиеся в Полесье), кривичи (занявшие Смоленск и Полоцк) и другие. Подробности можно узнать на рисунке 2 (справа). Конечно, колонизация новых земель не обходилась без конфликтов как между славянами и коренными жителями (чудь, весь, мерь), так и между самими колонизаторами за лучшие земли.
Бесконечные междоусобицы, конфликты и войны в течение двух столетий настолько надоели славянам, что возник вопрос о создании централизованного управления славянскими племенными союзами.
Первые попытки создания государства были предприняты согласно Повести Временных Лет в начале IX века князем Кием – основателем Киев-града. Вместе со своими братьями Щеком и Хоривом он управлял многочисленными полянскими племенами.
Однако при попытке разграбить Константинополь Кий был убит, а братья не смогли удержать власть над всей территорией полян и контролировали только ближайшие к Киеву окрестности. Так продолжалось вплоть до 862 года, когда, согласно летописям, Новгород призвал варяжского витязя Рюрика на княжение в новгородских землях.
Именно 862 год считается годом создания государственности на Руси.
Правление
По преданию, прозвище было дано Олегу из-за волхвования. Будучи главой дружины и государства, он оказался одновременно монархом, жрецом и волхвом. С этим нюансом связаны легенды, окутывающие образ правителя.
Олег Вещий встречает волхвов
Сын князя Рюрика, Игорь, был ребенком, когда родитель оказался на смертном одре. Правитель решился на передачу власти Олегу. Предприимчивость, мудрость и воинский дух нового князя отмечали летописцы. Правление Вещего Олега началось с авантюры: идеи о получении полной власти над течением Днепра и захвате водного пути в Грецию. Требовалось покорить племена, проживавшие на этих территориях.
Археологи подтверждают, что к моменту прихода Олега к власти Новгорода как такового еще не существовало. Его место занимали три поселения, обобщенных Детинцем, городской крепостью, построенной в 9 веке. Рюрик и Олег были правителями не столько Новгорода, сколько Старгорода, как его называли. Рядом располагался крупный торговый центр, город Ладога, чья значимость постепенно уменьшалась в 859-862 годах из-за многочисленных войн и внедряемых пошлин. Города, о которых идет речь, остались неизвестными, но появившийся здесь Новгород оказался легендарным.
Князь Олег Вещий
Мужчина оказался человеком, сумевшим объединить Древнюю Русь. Князь первым нанес удар по Хазарскому каганату, притеснявшему родину, и начал сотрудничество с греками. После гибели Рюрика он стал правителем и на Севере. Новому властителю подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. Смоленск и Любеч оказались под властью Вещего Олега.
Южный поход, предпринятый князем вдоль знаменитого торгового пути «Из варяг в греки», позволил к 882 году покорить Киев. Правители Аскольд и Дир хитростью были изгнаны, и вместе с Новгородом Киев стал подчиняться новому князю. Поэтому указанная дата историками освещается как момент создания Древнерусского государства, которым Олег правил с 882 по 912 годы.
Поход Олега Вещего в Царьград
Политика, проводимая князем, спровоцировала важные для державы события. Территориальное ядро, заложенное Олегом, признали племена, в числе которых: вятичи, поляне и северяне, радимичи, уличи и другие. Назначив собственных наместников, князь совершал ежегодные объезды, полюдье, ставшие прообразом налоговой службы и судебной системы.
Воюя с хазарами, Олег освободил восточнославянские земли от дани, которую на протяжении 2 веков передавали угнетателям. В 898 году к границам государства приблизились венгры, но князю удалось наладить мирные отношения с воинственно настроенными людьми и договориться о доверительном сосуществовании.
Олег Вещий прибивает щит к вратам Царьграда
В 907 году состоялся поход на Константинополь, который в некоторых источниках называют Царьградом. Результатом стал торговый договор, заключенный в 911 году. По нему русские купцы могли не платить пошлину за торговлю в Константинополе и в течение полугода бесплатно жили в монастыре Св. Мамонта, получая довольствие и ремонт судов за счет Византии. Между странами также существовал обоюдный мирный договор.
Любопытно, что упоминаний об описанном походе не встречается в источниках византийских авторов. Некоторые исследователи ставят под сомнение и заключенный договор, так как он стал результатом нескольких соглашений. Олег отправил послов для подтверждения мира, а те вернулись восвояси с дарами. Существует версия, что именно Византийский поход принес ему прозвище Вещий за предусмотрительность и расчетливость, а не за волхвование, как утверждает «Повесть временных лет».
Князь Олег Вещий и его конь
По данным некоторых документов, Олег выступал в Каспийских походах против персов. Исторические события того времени описаны смутно и отрывочно, поэтому восстановить их сложно. Но мнения ученых объединяют гипотезы и происшествия, связанные с именем князя Олега. Так, историк 13 века Ибн Исфандийар описывает набег русичей на персидский Абаскун. После поражения в этой схватке русская дружина одолела город в 909-910 годах, хотя гнев персов и месть вновь настигли захватчиков.
Арабский ученый Аль-Масуди свидетельствовал о том, что в 912 году правитель русов, не названный по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. В своих описаниях Аль-Масуди упоминал персонажа, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.
Почему 882 год считают годом образования Древнерусского государства
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» (отсюда «полюдье»). Основная масса зависимого сельского населения называлась «смердами».
Обедневшие крестьяне превращались в «закупов», так как брали в долг «купу» у феодалов. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью. Итак, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.
Ряд историков называют Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. О правовом положении свободных и зависимых людей, о пережитках родовых обычаев смотрите Русскую правду краткой редакции.
4 Принятие христианства – важная веха в истории Руси
До принятия христианства славяне были язычниками и поклонялись множеству богов.
Крещение Руси древнерусские летописи связывают с именем киевского князя Владимира, по инициативе которого Русь в 988г.
приняла христианство в качестве государственной религии. В 1988г. тысячелетие этого события праздновалось в нашей стране и за рубежом. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988г.
Начало распространения христианства на Руси связано с именем апостола Андрея Первозванного – одного из учеников Христа. О его «хождении на Русь» еще в I веке н.э. смотрите в «Повести временных лет». Известно также, что христианкой стала и жена князя Игоря – княгиня Ольга, принявшего крещение в 955г.
Каковы были причины принятия новой религии – христианства в конце Х века?
Среди них историки называют три основные. Первая – усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян. Вторая – несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов.
Язычество не могло стать духовной основой общества, нужен был единый религиозный культ. Третья – языческая Русь не могла входить, как полноправный член, ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.
В это время Русь могла обратить внимание на Восток и принять одну из восточных религий: ислам, распространенный в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. Существование такой возможности подтверждается рассказом летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром в 986 г
Существование такой возможности подтверждается рассказом летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром в 986 г.
Крещению Владимира предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора против мятежного полководца. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь.
Материал летописи об этом исходе, женитьбе Владимира на византийской принцессе, крещение князя и всего населения помещены в Приложении.
Принятие христианской религии объективно имело большое и прогрессивное значение.
Христианство способствовало:
— отмиранию пережитков родового строя (уходили в прошлое многоженство, элементы рабского труда и т.д.);
— ускорению развития феодального способа производства и усилению формировавшегося класса феодалов;
— идеологическому обоснованию власти киевских князей и территориальному единству государства;
— упрочению международного положения Древней Руси и включению ее в европейскую орбиту развития;
— приобщению населения к византийской культуре, истоки которой коренились в древнегреческой цивилизации – одной из самых богатейших культурных сокровищниц человечества.
Итоги и результаты
- Подчинены города Смоленск и Любеч.
- Захвачен и объявлен новой столицей Киев.
- Произошло объединение южного и северного центров расселения восточных славян.
- Династия Рюриковичей взяла под контроль большую часть пути «Из варяг в греки».
Список литературы
- Происхождение Аскольда и Дира является предметом споров историков до сих пор — согласно разным версиям они были или соплеменниками Рюрика, отпросившимися ранее в поход на Царьград, но остановившиеся в Киеве, или отдельными независимыми варягами, занявшими город, также есть версия о происхождении Аскольда и Дира от легендарных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива.
- Никоновская летопись
- В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2