Полина виардо (pauline viardot) — биография, новости, личная жизнь

Линия жизни

г. Дата рождения Полины Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо. 1836 г. Знакомство с Жорж Санд. 1837 г. Первый концерт в Брюсселе. 1839 г. Первая роль Виардо на сцене в опере «Отелло» (роль Дездемоны). 1840 г. Брак с композитором и директором театра Луи Виардо. 1841 г. Рождение дочери Луизы-Полины. 1843 г. Выступления в Санкт-Петербурге, в Оперном театре. Знакомство с Иваном Тургеневым. 1846 г. Отъезд из России вместе с И. Тургеневым. 1849 г. Исполнение партии меццо-сопрано в «Реквиеме» Моцарта на похоронах Ф. Шопена. 1852 г. Рождение дочери Клоди. 1854 г. Рождение дочери Марианны. 1857 г. Рождение сына Поля, согласно некоторым историкам — сына И. Тургенева. 1863 г. Уход со сцены и отъезд из Франции в Баден-Баден. г. Дата смерти Полины Виардо.

Тургенев и Полина Виардо

Тургенев    и    Полина  Виардо.

Год  1843  остался  навсегда  памятным  Тургеневу  не  только  потому, 
что  был   первой  заметной  вехой  на  его  литературном  пути; этот  год 
оставил  неизгладимый  след  и в его  личной  жизни.

Осенью  1843  года в  Петербург  приехала  итальянская  опера,  в
которой  выступала  замечательно  даровитая  двадцатилетняя   певица   Полина 
Гарсиа  Виардо.

Родившись  в  артистической  семье,  Полина  Гарсиа 
почти  ребёнком  начала  свою  карьеру.  Уже  в  конце  тридцатых  годов  она 
с огромным  успехом  выступала  в  Брюсселе,  в  Лондоне,  а 
восемнадцатилетней  девушкой  дебютировала   на  парижской  оперной  сцене  в
роли  Дездомоны  в  опере  Верди  «Отелло»,  а  затем  в роли  Ченерентолы  в 
опере  Россини.

Русские  зрители  сразу  оценили  бурную  страстность 
и  необыкновенное  артистическое  мастерство  Виардо,  диапазон  её  голоса  и 
ту  лёгкость,  с  которой  она  свободно  переходила  с  высокой  ноты 
сопрано  на  глубокие,  ласкавшие  сердце  ноты  контральто.

Услышав  впервые  Полину  Гарсиа  в роли  Розины, 
Тургенев  был  покорен  её  талантом  и   с этого  дня  не  пропускал  ни 
одного  спектакля  приехавшей  оперы.

Через  некоторое  время   его  друзьям  и  знакомые 
передавали  друг  другу,  что  Тургенев  без  памяти  от  игры  Виардо.  «Он
теперь  весь  погружен  в  итальянскую  оперу  и,  как  все  энтузиасты, 
очень  мил  и  очень  забавен», — писал  Белинский  Татьяне  Бакуниной.

Говорили,  что,  узнав  о  новом   увлечении  сына, 
Варвара  Петровна  побывала на  концерте,  где  выступала  Виардо,  и  по 
возвращении  домой,  будто  сама  с  собой  говоря,  ни   к  кому  не 
обращаясь,  сказала:  «А  надо  признаться,  хорошо  проклятая  цыганка  поёт!»

Вскоре 
Тургеневу  представился  случай  отправиться  на охоту  в обществе  мужа
Полина  Гарсиа,  Луи  Виардо,  а  затем  его познакомили  и  с самой  певицей.
Впоследствии  Виардо  шутливо  рассказывала,  что  он  был  представлен ей 
как  молодой  помещик,  превосходный  охотник,  хороший  собеседник  и 
посредственный  стихотворец.

1
ноября  —  день,  в
который  состоялось  это  знакомство,  навсегда  остался  для  него 
незабываемым.

«Я  ничего 
не  видел  на свете  лучше Вас …  Встретить  Вас  на  своём  пути  было 
величайшим  счастьем   моей  жизни,  моя  преданность  и  благодарность не 
имеет  границ  и  умрёт только  вместе со  мною», — писал  Тургенев  Полине 
Виардо  из  Петербурга.

С  юношеских
лет  до  последних  дней жизни  Тургенев  оставался  верен  этому  чувству, 
многое  принеся   ему  в  жертву…

30  апреля 
1845  года  Варвара  Петровна  писала  из  Москвы: «Иван  уехал  отсюда  дней
на пять с  итальянцами,  располагает  ехать  за  границу с  ними  же  или  для 
них».

По окончании 
гастролей  в  Петербурге и  в  Москве  итальянская  опера  стала  готовиться 
к  отъезду  из  России.

Со  службой 
в  департаменте  министерства  внутренних  дел  всё  было  покончено к  этому 
времени.  10  мая  из  министерства  был  переслан  петербургскому 
генерал-губернатору  заграничный  паспорт  «для отставного  коллежского 
секретаря Ивана  Тургенева,  отправляющегося  в  Германию  и  Голландию  для 
излечения  болезни».

Снова
Кронштадт,  потом  пароход  дальнего  плавания,   снова  ветер  и  волны  в 
безграничном  просторе  сурового  Балтийского  моря…

Не  потому 
ли  влекли его  тогда  к  себе  эти  края,  что  рядом, за  грядою  гор, 
лежала  родина  Полины  Гарсиа?

Потом  он 
был  в  Париже  и,  по-видимому,  получил  приглашение  погостить  в   имении 
супругов  Виардо,  расположенном  в  шестидесяти  километрах  к  юго-востоку 
от  Парижа.  Местечко,  носившее  название  Куртавнель,  с  его  старинным 
замком,  окружённым  рвами,  каналом,  парком,  рощицами,  оставило 
незабываемое  впечатление  в  душе Тургенева.

По 
возвращении  из  Франции  он  снова  в  Петербурге,  в  среде   Белинского  и 
его  друзей.  Литературная  репутация  Тургенева  укрепляется  день  ото  дня.

В «стаде»

На формирование личности Тургенева отрицательно повлиял неудачный брак родителей: красивый, развратный, безразличный отец и некрасивая, злая, ревнивая, вечно скандалящая мать. В ранней молодости будущий писатель влюбился в очаровательную Катеньку Шаховскую. Его ждало жестокое разочарование: он застукал любимую с собственным отцом. Об этом Тургенев написал «Первую любовь». Мать жестоко помыкала крепостными: её он вывел в образе барыни-самодурки в «Муму». Материнское грубое обращение с рабами нисколько не помешало Ивану связаться с белошвейкой, работающей по вольному найму — женщина родила от него дочь Пелагею, очень похожую на своего отца… Девочку он оставил с Варварой Петровной на целых восемь лет, пока её не взяла к себе Полина Виардо. Певице Виардо было всего 22 года, когда она приехала на гастроли в Россию. Эта француженка испанского происхождения (урождённая Гарсиа) появилась на свет в музыкальной семье. С 16 лет она пела на сцене. В 19 вышла замуж за Луи Виардо, директора Итальянской оперы в Париже, который был старше её на 21 год. Супруг стал активно заниматься карьерой жены. И преуспел в этом, сделав ставку на разнообразие репертуара: Полина выступала и в качестве оперной певицы, и как исполнительница испанских песен, пела и цыганские романсы. Тургенев услышал её в «Севильском цирюльнике». И пропал. Сразу. Почему — никто не мог объяснить. Полина была мала ростом, обладала немодными в то время «детскими» формами. Говорили, что во время пения её лицо с неправильными чертами преображалось. Глаза горели прекрасным огнём. У неё было немало поклонников. К моменту встречи с Тургеневым у мадам Виардо были дочь, муж и кредо в отношениях с мужчинами, которого она придерживалась всю оставшуюся жизнь: «Чтобы женщина пользовалась успехом, она должна на всякий случай придерживать около себя совершенно ненужных поклонников. Должно быть стадо»… Тургенев познакомился с Полиной через её мужа Луи Виардо, которого Иван Сергеевич, страстный охотник, пригласил пострелять дичь… Вскоре «русский медведь» (рост Тургенева был около 190 сантиметров) стал завсегдатаем гримёрной звезды и… членом её «стада». Все знали о многочисленных супружеских изменах певицы. И поначалу никто не удивился интересу, который богатый наследник проявил к «певичке». Иметь любовницу-актрису считалось престижным. Когда все поняли, что чувства Тургенева серьёзны, стали говорить о том, что «цыганка» Виардо приворожила русского дворянина с помощью магии. Писатель и сам это понимал. Он говорил: «Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».

Жизнь втроём

В 1845 году Тургенев приезжает в Париж для встречи с ней. Летом супруги Виардо живут в Куртавнеле, куда также приезжает писатель для свиданий. С 1847-1850 год Иван Тургенев живёт во Франции, он буквально вселяется в их поместье. Мать писателя не понимала такой связи, она была против их отношений и называла певицу «проклятая цыганка».

Всю свою жизнь Тургенев мучился от этой любви. Он понимал, что так жить нельзя, он должен строить свою жизнь, не претендуя на семейный очаг других. Не спас писателя и роман с крепостной Феоклистой, и другие любовные увлечения. Он буквально метался из стороны в сторону. В 1857 он пишет поэту Николаю Некрасову

Жизнь в Европе

Берлин, Лондон, Париж, другие города Франции, Россия — везде, где Полина гастролировала, был и Тургенев. В годы, проведенные в разъездах, он много писал, однако в печать вышли лишь некоторые из его произведений:

  • поэма «Параша» (1843);
  • поэма «Поп» (1844);
  • повесть «Три портрета» (1846).

В 1847 году в свет вышли первые части «Записок охотника» — одного из известнейших произведений автора. Примерно тогда же в печати появился рассказ «Хорь и Калиныч». К темам, над которыми автор работал, добавилась борьба с крепостным правом.

Тургенев был вхож в дом четы Виардо. Писатель проводил время как с Полиной, так и с ее мужем. Мужчины охотились и переводили русскую классику на французский язык. Луи Виардо, знавший об отношении Тургенева к своей жене, надеялся на ее благоразумие и доверял ей, не выказывая ревности к молодому поклоннику.

Безусловно, такое положение вещей сводило писателя с ума. Он злился на нее, не получая взаимности, и несколько раз намеревался разорвать странную связь, но каждый раз понимал, что не мыслит жизни без своей музы.

Какая была Виардо по воспоминаниям современников

Полина Виардо

Буквально все, кто знал певицу, никогда не называли её красавицей. Чаще всего наоборот. И всё же, как отмечал немецкий поэт Генрих Гейне, в ней было что-то отталкивающее и одновременно притягивающее, экзотика которую не часто встретишь в жизни. Характер у Виардо был тоже не из лёгких.

Признание своего таланта Мишель Фердинанда Полина Гарсиа получила очень быстро. В 1836 году (ей было 16 лет) она исполнила пару музыкальных пьес в ресторане «Ренессанс» — публика встретила её приветливо. Затем последовали турне в Лондон и другие города Европы. Но только в Петербурге она обрела настоящую популярность.

Оба хороши!

Варвара Петровна хотела женить сына. Частенько и самому Ивану Сергеевичу казалось, что он хочет жениться. У него был роман с Татьяной Бакуниной, сестрой известного русского анархиста Михаила Бакунина. Он чуть не разрушил семью Марии Николаевны, сестры Льва Толстого. Иван Сергеевич также состоял в отнюдь не дружеских отношениях с баронессой Юлией Вревской, своей дальней родственницей Ольгой Тургеневой и актрисой Марией Савиной. Но когда становилось ясно: пора принимать решение, Тургенева только и видели. Можно предположить: все эти прекрасные русские женщины не увидели в уверенном в себе, вальяжном русском барине признаков мазохизма. «Невесты» были милы и всячески показывали свою готовность к серьёзным отношениям, а не к тому, чтобы сделать почтеннейшего Ивана Сергеевича частью своего «стада». А писатель любил ещё и чувствовать женский каблук на своей шее. Отношения Тургенева с Виардо прерывались на годы. Но Полина была спокойна: она знала, что её «русский медведь» погуляет на поводке и вернётся в её крепкие объятия. Откуда бралась такая уверенность? Иван Сергеевич, человек откровенный, наверняка рассказывал Полине о семье своих родителей и о своей первой любви. Эти два тяжёлых опыта наложили отпечаток на всю личную жизнь писателя. Он панически боялся семейной жизни. А с Виардо, перед которой можно было не принимать на себя никаких обязательств, жизнь казалась спокойной и понятной. Её поведение тем более снимало с Ивана Сергеевича всяческие обязательства, даже отдалённо напоминающие семейные. Так что стоит поспорить о том, кто и кому в этом странном союзе был удобнее. Не стоит игнорировать и тот факт, что русский писатель до конца своих дней оставался страстным поклонником творчества Полины. Вспоминали, как уже в конце жизни Тургенев сидел, прислонившись к стене, за которой пела Виардо. Слезы катились по лицу Ивана Сергеевича. Это также многое прощает и объясняет в их отношениях. Пребывание в уютном заграничном доме четы Виардо, в сочетании с тоской по родине, вдохновило писателя на создание тонких и пронзительных произведений о России. Полина Виардо любила заявлять самоуверенно: «Русские не понимают, что я сделала для их литературы!…». Нельзя сказать, что это заявление безосновательно.

Детство и семья

Полина Виардо родилась в 1821 году в семье музыкантов. Ее отец был известным вокальным педагогом, а мать – востребованной певицей. Девочка с детства росла в музыкальной среде, естественно, что отец решил приобщить дочь к музыке. Он отдал ее учиться на фортепиано, и сам Ференц Лист не раз высказывался о замечательных способностях девочки. Надо заметить, что любовь к фортепиано Полина пронесла через всю жизнь. Но судьба распорядилась так, что ее музыкальной специализацией стало пение.

Надо сказать, что девочка была талантлива не только музыкально. К шести годам Полина говорила на пяти языках. интересовалась литаратурой и другими видами искусств.

Иван Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев родился в 1883 году в Орловской губернии. Его отец был кавалеристом и отличался красивой внешностью. Из-за распутной жизни и страсти к играм он быстро растратил состояние, поэтому был вынужден жениться на некрасивой, немолодой, но весьма богатой девице Варваре Лутовиновой, происходившей из древнего дворянского рода. Их далекие от идеальных отношения и не напоминали любовь.

В браке родилось трое сыновей, но отец продолжал вести вольный образ жизни и вскоре совсем покинул семью. Мать довольно противоречиво относилась к воспитанию детей. Она тратила большие деньги на их образование, нанимала лучших гувернеров. Но в то же время часто срывалась на детях и даже их била. Суровость ее характера легла в основу образа барыни в произведении «Муму».

Мать переехала в столицу с целью дать детям лучшее образование. Там Иван поступил в университет на словесное отделение. В то время он встретил свою первую любовь. Ей оказалась княжна Шаховская.

Вначале она проявляла благосклонность к юному поэту, вступала в переписку, но потом выяснилось, что и к чувствам его отца ветреная девушка отнеслась так же. Это повергло молодого человека в шок, ее образ впоследствии лег в основу произведения «Первая любовь».

После смерти сына Сергея мать решила переехать в Северную столицу. Там Иван поступил на философский факультет университета, а затем продолжил образование за рубежом. В 40-х годах молодой человек вернулся в Россию, где ему присвоили звание магистра.

В материнском поместье Иван соблазнил крепостную крестьянку и та родила дочь. Он даже хотел жениться, но мать была категорически против. Тогда крестьянку выдали замуж, а Иван уехал в Петербург. Дочь он смог признать только спустя двадцать лет.

В те годы Тургенев написал свои лучшие произведения:

  • «Записки охотника»;
  • «Рудин»;
  • «Дворянское гнездо»;
  • «Отцы и дети»;
  • «Дым»;
  • «Новь».

В 1860 году Иван Сергеевич стал членом Императорской академии наук. Затем ему было присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета, а в 80-м стал почетным членом Московского университета.

В последние годы жизни писатель тяжело болел, врачами был поставлен диагноз «грудная жаба» (стенокардия). Тургенев скончался в возрасте 64 года во Франции.

Полина Виардо

В 19-м веке в высшем свете не нашлось бы, пожалуй, ни одного человека, который не слышал хоть раз это имя — Полина Виардо. Выдающаяся оперная дива родилась в столице Франции в 1821 году. Ее отец — Мануэль Гарсиа — испанский певец и преподаватель музыки.

В семье было еще двое детей, которые тоже стали известными исполнителями (Мануэль Гарсиа-младший и Мария Малибран). Своим талантом они обязаны отцу, который передал, а затем правильно развил музыкальные способности.

Певческие данные юной Полины были настолько выдающимися, что в 16 лет она уже давала сольные концерты. А спустя два года сыграла на сцене Лондонского оперного театра в спектакле «Отелло» роль Дездемоны.

Девушка не обладала красивой внешностью, некоторые даже утверждали, что на нее совершенно невозможно смотреть анфас. Но стоило ей только запеть, как все восхищенно замирали. Голос был необыкновенной красоты, утонченный и полный чувства.

В 19-летнем возрасте Полина вышла замуж за композитора, директора Парижского оперного театра Луи Виардо. Он был старше на двадцать один год, но влюбился в супругу, как юноша. Нельзя сказать, что она тоже пылко относилась к мужу, скорее, позволяла себя обожать. Однажды девушка призналась в дневнике, что Луи скучен, как ночной колпак.

Певица много гастролировала, в том числе и по России. Она часто приезжала в эту страну, выступала вместе с другими известными певцами. Своим талантом Полина вдохновила многих композиторов, которые писали произведения персонально для нее.

Среди них были:

  • Ф.Шопен;
  • К.Сен-Санс;
  • Г.Берлиоз;
  • Дж. Мейербер и др.

Кроме того, Виардо сама писала музыкальные произведения (оперу «Последний колдун»), составляла сборники.

Полина владела несколькими иностранными языками:

  • испанским;
  • русским;
  • немецким;
  • французским;
  • итальянским;
  • английским.

Эта талантливая женщина перевела некоторые произведения русской литературы на французский язык. Кроме того, она была заботливой матерью, родила и воспитала четверых детей. В 1863 году семья Виардо переехала в Баден-Баден из-за политики Наполеона, которую не разделял отец семейства.

Умерла певица в возрасте 88 лет в Париже в окружении любящих родственников.

Это интересно: Биография и факты: Факты о телеведущем Николае Дроздове

Композиции

Портрет Полины Виардо (1853)

Виардо начала сочинять музыку в молодости, но никогда не собиралась становиться композитором. Ее сочинения были написаны в основном как частные пьесы для учеников с целью развития их вокальных способностей. Она написала большую часть своего творчества после выхода на пенсию в Баден-Бадене . Однако ее произведения были профессионального качества, и Ференц Лист заявил, что с Полиной Виардо мир наконец нашел гениальную женщину-композитора.

Будучи молодой девушкой, она училась у Листа и у теоретика музыки и композитора Антона Райхи , и она была одновременно выдающейся пианисткой и полноценным профессиональным музыкантом. Между 1864 и 1874 годами она написала три салонных оперы — « Тропа женщин» (1867), L’ogre (1868) и Le dernier sorcier (1869), все на либретти Ивана Тургенева, и более пятидесяти « Лидеров» . Остальные две ее салонные оперы — Le Conte de fées (1879) и Cendrillon (1904, когда ей было 83) — были написаны на ее собственное либретто. Опера могут быть небольшими по размеру; однако они были написаны для продвинутых певцов, и некоторые из них сложны.

Опера

  • Trop de femmes (либретто Ивана Тургенева , 1867)
  • L’ogre (Тургенев, 1868)
  • Ле дернье сорсье (Тургенев, 1869)
  • Le context de fées (собственное либретто, 1879)
  • Сендриллон (собственное либретто, 1904)

Бюст Виардо 2004 года работы Биргит Стаух в Баден-Бадене

Хоровой

  • Choeur Bohémien
  • Choeur des elfes
  • Choeur de fileuses
  • La Jeune République

Песни

  • Альбом мадам Виардо-Гарсиа (1843)
  • L’Oiseau d’or (1843)
  • 12 мазурок для голоса и фортепиано — по произведениям Фредерика Шопена (1848)
  • Дуэт , 2 сольных голоса и фортепиано (1874)
  • 100 песен, включая 5 Gedichte (1874)
  • 4 Лидер (1880)
  • 5 поэзий на сканы-слова Л. Помея (1881)
  • 6 мелодий (1884)
  • Airs italiens du XVIII siècle (пер. Л. Помей) (1886)
  • 6 chansons du XVe siècle
  • Альбом russe
  • Canti popolari toscani
  • Вокальные аранжировки инструментальных произведений Иоганнеса Брамса , Йозефа Гайдна и Франца Шуберта

Литография Полины Гарсия — Бернар-Ромен Жюльен

Инструментальная

  • 2 арии балета для фортепиано (1885)
  • Дефиле богемен для фортепиано в 4 руки (1885)
  • Интродукция и полонез для фортепиано в 4 руки (1874)
  • Marche militaire для 2-х флейт и пикколо, 2-х гобоев, 2-х духовых хоров (1868)
  • Мазурк для фортепиано (1868)
  • 6 морсо для скрипки и фортепиано (1868)
  • Русский второй альбом для фортепиано (1874)
  • Сонатина для скрипки и фортепиано (1874)
  • Армянская сюита для фортепиано в четыре руки

Была ли надежда на взаимность?

Талант талантом, но некоторые мужчины находили Полину и по-женски привлекательной. Ей приписывали романы с художником Ари Шеффером, композитором Шарлем Гуно, наследником престола принцем Баденским. Альфред де Мюссе сделал предложение начинающей певице одновременно с Луи Виардо. А получив отказ, нарисовал полтора десятка карикатур на нее, на каждом последующем рисунке увеличивая нос…

Вот и русский коллега Мюссе Иван Тургенев, которого представили Полине как русского помещика и плохого поэта, вряд ли мог рассчитывать на взаимность. Сам он понял это сразу, оставив в дневнике короткое: «Встреча с Полиной» и нарисовав рядом православный крест. Этот крест он будет нести до конца дней. А тогда, после первой встречи, напишет:

Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые,Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное далекое,Слушая ропот колес непрестанный,Глядя задумчиво в небо широкое.

Сказав «прощай» Татьяне Бакуниной, Тургенев всеми мыслями был уже с Полиной Виардо. Но была ли у него хоть толика надежды на взаимность? Мечтал ли он, что когда-нибудь сможет назвать Виардо женой? Да и хотел ли этого, когда писал стихотворения для романсов «проклятой цыганке»?

…В борьбе ночных тяжелых дум
Тревожно мечется мой ум
И сердце изнывает.
И сердце изнывает…
В борьбе ночных тяжелых дум
Все сердце изнывает.

Семья

Знакомство Луи Виардо и Полины состоялось благодаря Жорж Санд.

16 апреля 1840 года в Париже они поженились, а спустя два месяца Полина Виардо писала Жорж Санд из Рима: «Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер… Прекрасные качества для мужа, но достаточно ли этого?». Много лет спустя певица признавалась своему другу Рицу, что её сердце «немного устало от изъявлений любви, разделить которую она не может».

Парижский салон певицы Полины Виардо. Среди приглашённых изображены: И. С. Тургенев, О. де Бальзак, С. Франк, А. Дюма-отец, Ж. Санд, А. де Мюссе, Ш. Берио, А. Вьетан. У органа сидят дети мадам Виардо и дочь русского генерала Венедиктова — Капитолина.

Муж был полной противоположностью темпераментной Полине. Едва ли этот брак можно было назвать счастливым. Луи любил жену и относился с уважением к её личности, не докучая ревностью. Но даже расположенная к нему Жорж Санд находила его «унылым, как ночной колпак», и записала в дневнике, что Полина любила мужа «без гроз и без страсти».

В браке с Луи Виардо родились дочери Луиза-Полина (1841—1918), Клоди (1852—1914), Марианна (1854—1919), в 1857 году — сын Поль (1857—1941) (Согласно некоторым сообщениям — твёрдым сторонником этой версии был, в частности, Евгений Семёнов — отцом Поля был Тургенев). Марианна и Габриэль Форе имели многолетний роман, закончившийся размолвкой. Марианна была замужем за пианистом и композитором Альфонсом Дювернуа.

Сестра Мария Малибран — испанская певица, легенда мирового оперного искусства.

Спокойно и тепло

Тургенев — умный человек, отлично понимал, как со стороны выглядит созданный им и Полиной любовный многоугольник, поэтому писатель говорил: «С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди её мне спокойно и тепло». Именно к Полине он привёз на воспитание свою дочь Пелагею. Внебрачной девочке дали имя Полина. Виардо стала учить её французскому. В итоге, в конце своей жизни Полина Ивановна напрочь забыла русский язык, на котором её отец написал свои прекрасные книги. Тургенев скончался во Франции в 1883 году через четыре месяца после Луи Виардо. Говорили, что Полина его смерть переживала глубже, чем кончину мужа: после ухода Ивана Сергеевича она несколько дней не показывалась из своей комнаты. После 1883 года, который унёс двух её главных мужчин, Виардо прожила ещё 27 лет и скончалась, окружённая любящей семьёй.

Метки: Загадки истории, биография, Франция, писатель, жизнь, смерть, любовь, певица, отношения, Тургенева, Виардо

Отношения писателя с четой Виардо

В своей любви Тургенев почти забыл родину, окончательно разъярив тем самым мать. В 1850 году, спустя пять лет странствий, писатель был вынужден приехать в родное имение Спасское-Лутовиново. Разговор с Варварой Петровной закончился тем, что Тургенев был лишен помещичьих денег, забрал свою внебрачную дочь Пелагею, рожденную от крепостной, и отправил ее возлюбленной в Париж. Чета Виардо приняла 8-летнюю дикарку благожелательно и с семейными чувствами к Тургеневу. Через несколько лет безграмотная крестьянская девочка стараниями Полины превратилась в мадемуазель Полинетт, хорошо рисующую и пишущую письма отцу исключительно по-французски.


Полина Тургенева-Брюэр, дочь писателя. (wikipedia.org)

Семья Виардо стала частью жизни Тургенева: «Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошел в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди ее мне спокойно и тепло».

Особенно счастливо писатель почувствовал себя в 1856 году, когда у Полины родился сын Поль. Необыкновенное возбуждение, несравнимое с радостью от рождения предыдущих детей мадам Виардо, охватило Тургенева. Однако сама Полина не выражала столь же ярких чувств, а наличие у нее в тот момент любовника Ари Шеффера, писавшего ее портрет, вносит определенную долю сомнений в отцовство русского писателя. Но потомки Виардо уверены в обратном. Тем более, что как раз к рождению мальчика Тургенев окончил непродолжительную связь на родине: попытка полюбить младшую сестру Льва Толстого Марию оказалась неудачной. Без взаимности остались и баронесса Юлия Вревская, а также актриса Мария Савина. С последней писатель познакомился в конце 1879 года. Забыв о своих 62 годах, Тургенев попал в плен молодости, женственности и большого таланта. Между ними установилась некоторая близость, но образ Полины Виардо не покидал его. Даже в те минуты, когда Тургенев, казалось, бывал особенно счастлив в России, он мог неожиданно заявить друзьям: «Если госпожа Виардо сейчас позовет меня, я должен буду ехать». И уезжал…


Актриса Мария Савина. (wikipedia.org)

Как пишет Андре Моруа в своей монографии «Тургенев», «если бы ему предложили выбор быть первым в мире писателем, но никогда больше не увидеть семью Виардо или служить у них сторожем, дворником и в этом качестве последовать за ними куда-нибудь на другой конец света, он предпочел бы положение дворника». Да и сам Тургенев, будучи уже состоявшимся писателем, в 1856 году признавался своему другу Афанасию Фету: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».

С 1863 года писатель все реже и реже возвращался в Россию. До конца своих дней он оставался в семье Виардо и умер у возлюбленной на руках. Полина пережила своего воздыхателя на 27 лет.

Карьера Полины Виардо

В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в 1839 году дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздём сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью.

В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься её карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Баттиста Рубини. Гастролировала в России также в 1845, 1846, 1853 годах.

У Виардо было много поклонников. В частности, русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав её исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 году он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырём детям Полины, как к своим собственным, и обожал её до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а её положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.

Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз.

Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.

Полина Виардо. Художник Т. А. Нефф, 1842

Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для неё. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием «Последний колдун».

Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве. Благодаря своему таланту она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 1843—1846 годов). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала её прототипом главной героини романа «Консуэло».

Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября 1849 года. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».

Полина Виардо на портрете Евгения Плюшара. Ок. 1853

В 1863 году Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьёй покинула Францию (её муж Луи Виардо был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.

В 1910 году Полина Виардо умерла, окружённая любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартра в Париже. В 1874 году Иван Тургенев купил в Буживале дом и парк для Виардо.

Фиалка Ле Полина Виардо фото и описание

Сенполия Ле Полина Виардо имеет свои особенности

Цветок достаточно требовательный к условиям содержания, нуждается в регулярном уходе, важно поддерживать привычный для него климат, температуру, только в этом случае фиалка будет радовать глаз своего хозяина яркой окраской и презентабельной внешностью

В описании растения укажем наиболее яркие его приметы и характеристики:

  • Размер стандартный, розетка симметричной формы.
  • Листочки компактные, расположены вниз, поэтому свисают по краям вазона, придавая цветку необычную внешность.
  • Соцветия довольно крупных размеров, общий диаметр составляет восемь сантиметров. По форме и внешности похожи на звезду. Бывают махровыми, полумахровыми или простыми.
  • Оттенок цветков свекольный или винно-красный, на краю имеется красивая белая каемочка, которая делает цветок презентабельным и изысканным.

Размножение осуществляется детками, на одном кусте их обычно образуется не более двух, или листовыми черенками. Растут дети намного медленнее, некоторые из них мутируют и создают индивидуальную окраску.

Когда происходит первое образование и раскрытие бутонов, то соцветия наблюдаются маленькие. Но в следующий раз цветки становятся больше и больше, постепенно набирая привычные для этого сорта размеры.

Цветоносы усыпаны обильно, но это не позволяет создать шапочные цветения, так как на каждом цветоносе имеется от одного до трех цветочков. Но поскольку цветы крупные, то распускание даже одного бутона выглядит очень красиво и этого достаточно.

Из-за больших размеров соцветия могут наклониться вниз и находиться на одном уровне с листьями, однако если цветок окрепнет и повзрослеет, и он получает должное освещение и уход, то этого не произойдет.

Предлагаем посмотреть интересное видео о фиалке Ле Полина Виардо: