Олег-завоеватель

Оглавление

Правление

По преданию, прозвище было дано Олегу из-за волхвования. Будучи главой дружины и государства, он оказался одновременно монархом, жрецом и волхвом. С этим нюансом связаны легенды, окутывающие образ правителя.

Олег Вещий встречает волхвов

Сын князя Рюрика, Игорь, был ребенком, когда родитель оказался на смертном одре. Правитель решился на передачу власти Олегу. Предприимчивость, мудрость и воинский дух нового князя отмечали летописцы. Правление Вещего Олега началось с авантюры: идеи о получении полной власти над течением Днепра и захвате водного пути в Грецию. Требовалось покорить племена, проживавшие на этих территориях.

Археологи подтверждают, что к моменту прихода Олега к власти Новгорода как такового еще не существовало. Его место занимали три поселения, обобщенных Детинцем, городской крепостью, построенной в 9 веке. Рюрик и Олег были правителями не столько Новгорода, сколько Старгорода, как его называли. Рядом располагался крупный торговый центр, город Ладога, чья значимость постепенно уменьшалась в 859-862 годах из-за многочисленных войн и внедряемых пошлин. Города, о которых идет речь, остались неизвестными, но появившийся здесь Новгород оказался легендарным.

Князь Олег Вещий

Мужчина оказался человеком, сумевшим объединить Древнюю Русь. Князь первым нанес удар по Хазарскому каганату, притеснявшему родину, и начал сотрудничество с греками. После гибели Рюрика он стал правителем и на Севере. Новому властителю подчинились кривичи, ильмены и финно-угорские племена, в числе которых были чуди и веси. Смоленск и Любеч оказались под властью Вещего Олега.

Южный поход, предпринятый князем вдоль знаменитого торгового пути «Из варяг в греки», позволил к 882 году покорить Киев. Правители Аскольд и Дир хитростью были изгнаны, и вместе с Новгородом Киев стал подчиняться новому князю. Поэтому указанная дата историками освещается как момент создания Древнерусского государства, которым Олег правил с 882 по 912 годы.

Поход Олега Вещего в Царьград

Политика, проводимая князем, спровоцировала важные для державы события. Территориальное ядро, заложенное Олегом, признали племена, в числе которых: вятичи, поляне и северяне, радимичи, уличи и другие. Назначив собственных наместников, князь совершал ежегодные объезды, полюдье, ставшие прообразом налоговой службы и судебной системы.

Воюя с хазарами, Олег освободил восточнославянские земли от дани, которую на протяжении 2 веков передавали угнетателям. В 898 году к границам государства приблизились венгры, но князю удалось наладить мирные отношения с воинственно настроенными людьми и договориться о доверительном сосуществовании.

Олег Вещий прибивает щит к вратам Царьграда

В 907 году состоялся поход на Константинополь, который в некоторых источниках называют Царьградом. Результатом стал торговый договор, заключенный в 911 году. По нему русские купцы могли не платить пошлину за торговлю в Константинополе и в течение полугода бесплатно жили в монастыре Св. Мамонта, получая довольствие и ремонт судов за счет Византии. Между странами также существовал обоюдный мирный договор.

Любопытно, что упоминаний об описанном походе не встречается в источниках византийских авторов. Некоторые исследователи ставят под сомнение и заключенный договор, так как он стал результатом нескольких соглашений. Олег отправил послов для подтверждения мира, а те вернулись восвояси с дарами. Существует версия, что именно Византийский поход принес ему прозвище Вещий за предусмотрительность и расчетливость, а не за волхвование, как утверждает «Повесть временных лет».

Князь Олег Вещий и его конь

По данным некоторых документов, Олег выступал в Каспийских походах против персов. Исторические события того времени описаны смутно и отрывочно, поэтому восстановить их сложно. Но мнения ученых объединяют гипотезы и происшествия, связанные с именем князя Олега. Так, историк 13 века Ибн Исфандийар описывает набег русичей на персидский Абаскун. После поражения в этой схватке русская дружина одолела город в 909-910 годах, хотя гнев персов и месть вновь настигли захватчиков.

Арабский ученый Аль-Масуди свидетельствовал о том, что в 912 году правитель русов, не названный по имени, на 500 ладьях прошел из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. В своих описаниях Аль-Масуди упоминал персонажа, которого по сходству имен можно было бы сравнить с Олегом.

Военный поход на греков

В 907 году князь Олег под своими знаменами собрал воинов из всех дружественных племен. В войске были варяги, северяне, славяне, хорваты, тиверцы, древляне и другие представители «Великой Скифии». Княжеская дружина заняла около 2 тыс. кораблей, на них плыли ратники и кони. Но подчинить себе Константинополь было не так просто.

Греки часто сталкивались с попытками соседних воинственных племен захватить город. Увидев приближающихся русичей, император Лев VI Философ приказал запереть ворота Царьграда, а залив Золотой Рог загородить цепями. Таким образом, он защитил столицу Византии, но отдал на произвол судьбы пригороды. Но варяги не стали довольствоваться грабежом небольших селений.

Князь Олег приказал вытащить ладьи из воды и поставить их на колеса. При помощи коней и попутного ветра корабли передвигались по земле как по воде. Для греков это было невиданным чудом. С целью воспрепятствовать нападению на Константинополь, к Олегу отправили послов, чтобы упросить не разрушать город.

Византийцы изобразили видимую покорность, на самом же деле преподнесли в дар русскому князю отравленное вино и угощенья. Олег не был глуп. Он догадался о коварстве греков, поэтому выбросил всю пищу. Послы были изумлены проницательностью предводителя «наглых варваров». Именно после этого случая Олег получил прозвище Вещий. Греки решили, что князь послан богами из-за их грехов, поэтому согласились на все условия русичей.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу  Друзии жє сказаютъ · ко идущє єму за морє · и уклюнѫ зми въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где стояли первые Киев и Новгород

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

Второй договор: с Византией на равных

В 911 году Русь и Византия заключили еще один мирный договор. Правда, историки отмечают, что этот документ всецело был результатом второго акта переговоров. Первый акт был в 907 году, когда русское войско одержало победу над византийцами.

В «Повести временных лет» говорится, в 911 году Олег послал «своих мужей заключать мир и устанавливать мир». Перевод того соглашения, дошедший до нас, показывает, что документ регулировал разные аспекты межгосударственных отношений — от наказаний за преступления до обращения с пленниками.

Этот договор, как писал историк Серафим Юшков, отражал прочные экономические, политические и культурные отношения между Византией и Русью. Как дальше упоминает летописец, Олег жил, «имея мир со всеми странами».

Заключение договора 911 года стало последним из известных деяний князя Олега. Исследователи сходятся во мнении, что это соглашение показывало, что Византия рассматривала Русь не как сборище разношерстных агрессивных племен, а как равноправного партнера.

Образ Олега Вещего в книгах

Образ Вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Произведения искусства посвящали ему такие выдающиеся творцы:

  • драма А. Д. Львова в 5 действиях «Князь Олег Вещий»:

  • стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;

  • поэма К. Ф. Рылеева «Думы»;

  • роман Б. Л. Васильева «Вещий Олег».

В народе Олег прославился не только как великий полководец, но и как волшебник, который мог обернуться «и зверем, и птицей, и насекомым». С течением времени по образу сказочного чудотворца почти исчез настоящий, правдивый образ князя, который княжил в Киеве.

Восточные походы были воспеты в былине о походе Вольги Святославича на Индийское царство. Очевидно, что прообразом былинного Вольги является Олег. Вольга так же является киевским князем, он обладает уникальными талантами – летает птичкой, бежит волком, несется горностаем, поэтому всегда побеждает врага.

Интересно изучать историю Украины? Вы можете узнать и о других исторических этапах не только читая, но и просматривая онлайн уроки за 7 класс по истории Украины.

Князь Олег Вещий

vostokolyub.info

Последствия похода, торговый договор

Контрибуция, которую взял Олег с Царьград, составила по разным оценкам около двух тонн золота, а это невероятные по тем временам деньги, позволившие Руси спокойно развиваться долгое время. По окончании успешных переговоров русы пошили для своих ладей паруса из паволоки – настоящего атласа, самой дорогой тогда ткани.

В договоре есть четыре основных пункта:

1. Правила расследования и осуждения за преступления, совершенные на землях Византии. За убийство казнили и отбирали имущество в казну, за драки налагались штрафы, а пойманный вор должен был вернуть втрое больше украденного, причем все приговоры могли быть вынесены только при наличии весомых доказательств преступления. За лжесвидетельство казнили, а сбежавших преступников Олег и императоры обязались выдавать друг другу.

2. Союз о взаимопомощи на чужих территориях и правила взаимной торговли. Так как большая часть торговли в то время была морской, в случае кораблекрушения или нападения на торговый караван Византии ближайшие русские купцы должны были взять потерпевших под свою защиту и сопроводить на родину. О том, что также должны поступать греческие торговцы, в договоре нет ничего. Возможно, это связано с тем, что Русь снаряжала для торговых караванов целые флотилии с изрядным количеством воинов, и им мало кто мог угрожать.

Другим важным пунктом были «уклады» – правила торговли для русских купцов в Константинополе. Надо сказать, они были весьма выгодными. Русы могли заходить в город свободно, им предоставлялись абсолютно все условия и товары «елико им надобе», с них не взималась пошлина, а содержание оплачивалось за счет Византийской казны.

3. Поиск сбежавших рабов и выкуп невольников. Путешествуя по разным странам, купцы обоих государств отныне должны были выкупать на невольничьих рынках пленников своего союзника (русы – греков и наоборот). На родине освобожденного выкуп компенсировали золотом. Любопытен пункт относительно рабов – русские в поисках своих невольников могли спокойно обыскивать дома греков по всей Византии, невзирая на чины и положение обыскиваемого. Отказавшийся сотрудничать грек считался виновным.

4. Условия для русов, нанимающихся на службу в Византийское войско. Отныне империя была обязана принимать в свое войско всех русских, которые этого пожелают, причем на срок, удобный самому наемнику. Имущество, нажитое на службе (а наемники не были бедными людьми, без зазрения совести мародерствуя и занимаясь грабежами), отправлялось близким «в Русь».

Переговоры завершились пышной церемонией, Александр и Лев целовали крест в знак несокрушимости договора, а русы клялись Перуном и своим оружием. Одарив высоких гостей щедрыми подношениями, императоры пригласили русов в храм Святой Софии, видимо, лелея надежду на скорое крещение Руси. Однако никто из «скифов» не захотел расстаться со своими языческими убеждениями.

Перед тем, как оставить величественную столицу «Второго Рима», Олег прибил щит на ворота Царьграда, заявляя о победе и символизируя свое покровительство Византийской империи. И отправился домой под атласными парусами, сотворив своим походом потрясающую легенду, на много веков пережившую своего создателя.

Причины похода

Русские князья регулярно совершали военные походы на Царьград, Олег не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия).
Про­веде­ние си­ловой ак­ции дол­жно бы­ло стать ве­сомым ар­гу­мен­том при зак­лю­чении мир­но­го до­гово­ра на ус­ло­ви­ях ру­сов — Кон­стан­ти­нополь был «вра­тами» из Чер­но­го мо­ря в Сре­дизем­ное, а зна­чит од­ним из клю­чевых пун­ктов для тор­говцев, сле­ду­ющих по пу­ти «Из ва­ряг в гре­ки»

Карта отражающая путь «Из Варяг в Греки», а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Датировка похода

«Повесть временных лет», основной источник информации о походе Олега, была написана спустя две сотни лет после события и изобилует неточностями, преувеличениями и противоречивыми датировками. С самого начала правления Олега было сложно установить точные даты. Календарь менялся, а летописцы путались во времени. И потому все деяния князя сегодня относят обычно к периодам начала, середины и конца его правления, не называя точных календарных чисел.

В «Повести временных лет» есть указание на то, что предсказанная мудрецами трагедия, смерть князя, состоялась через пять лет после похода на Царьград. Дата смерти Олега выяснена довольно точно (по работам Татищева и не только) – это 912 год, а, значит, летописные даты относительно верны.

Но есть и противоречие. «Повесть временных лет» называет началом похода год 907-й. Но в этой же летописи утверждается, что Олег вел переговоры с правителями греков «Леоном и Александром». Но этого не могло быть в 907-м, так как Лев VI Мудрый назначил молодого Александра соправителем лишь в 911 году, так что, скорее всего, поход все же был немного позже. Тем более, что и окончательное подписание документов о торговом союзе датируется в «Повести…» 911 годом. Логично предположить, что поход состоялся тоже в этом году, а «русь стояла» под стенами Царьграда весь август 911 года, вплоть до заключения знаменательного договора 2 сентября.

Хронология событий

Позднее 850 г. Рождение Олега.
862 г. Дата летописного сообщения о призвании на княжение союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске. Прибытие Олега в составе отряда варягов на земли Северной Руси.
864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города». Рюрик вместе с дружиной обосновался в городище у истока Волхова.
Позднее 864 г. Участие Олега в военных походах князя Рюрика Новгородского.
Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на «урманской княжне» Ефанде, сестре Олега.
Позднее 864 г. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против единовластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей» в Киев во избежание расправы.
Позднее 864 г. Подданные Рюрика Аскольд и Дир получают разрешение идти военным походом на Византию. Прибытие их в Киев и освобождение города от хазарской дани. Начало княжения Аскольда и Дира в Киеве.
Позднее 864 г. Рождение у князя Новгородского Рюрика и Ефанды сына Игоря.
865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка. Участие Олега в походе новгородского князя Рюрика против Аскольда. Сохранение Полоцка под протекторатом Рюрика.
Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.
867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.
869 г. Поход киевских князей Аскольда и Дира на кривичей. Участие Олега в военном походе новгородской дружины против Аскольда и Дира.
Конец 860-х гг. Назначение Олега воспитателем Игоря.
874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.

879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.

Мирный договор и его значение

Летопись дает пересказ русско-византийского мирного договора, дополненный выдержками из оригинального документа. В целом текст сильно напоминал таможенные соглашения более позднего времени: Русь получала право свободно торговать на византийской территории, а Константинополь становился ее основным военным и торговым партнером.

Вероятнее всего, могущественный Константинополь пошел на уступки Руси исключительно под воздействием военной угрозы. Есть мнение, что на ход переговоров повлияло и удачно выбранное время похода — империя была ослаблена из-за военного конфликта на границе и мятежа внутри страны.

По условиям соглашения Византия уплатила русскому войску значительные военные репатриации, ставшие добычей воинов, и стала данником Киева, внося в казну Киева и других «старших» городов раз в год некоторые суммы. По требованию Олега греки оснастили корабли русов новыми парусами из ценных тканей — златотканого и простого шелка.

В целом условия договора соответствовали интересам Киева, но в документе была одна важная уступка византийцам — русские военные отряды должны были участвовать в военных походах греков в качестве союзников. Известно, что в последующем русы несколько раз выступали под знаменами империи на восток. Вероятно, во время одного из них погиб князь Олег.

Таким образом, в 907 году Русь начала свое политическое и военное возвышение на международной арене, а договор с Византией заложил основы тесной взаимосвязи государств. После Олега его внешнеполитический курс продолжат Игорь, княгиня Ольга, их сын Святослав, а Владимир – креститель Руси превратил политический союз в целую систему культурного обмена.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ