«спусковой крючок» цареубийства

Оглавление

Что предлагала конституция

Говоря слово «Конституция» мы предполагаем верховный свода законов, который контролирует функционирование государства. Однако, Лорис-Меликов был далек от идеи западных конституций. Он полагал, что введение Парламента или создание конституционной монархии являются губительными для России. Лорис-Меликов в основном структуру власти в своей Конституции не затрагивал. Он считал, что самодержавие является единственно возможной формой власти в России, а император должен обладать всеми правами и полномочиями, которые есть у него сейчас.

Что же предполагала Конституция Лорис-Меликова? По сути это была реализация нескольких направлений:

  • Возобновление реформы, которые начались в эпоху правления Александра 2, но не были доведены до конца.
  • Проведение дополнительных экономических реформ, которые должны были эффективно сказаться на внутренней политике России.
  • Все слои общества должны иметь возможность в получении более качественного образования, медицины, должны были формироваться большие свободы для научных сообществ и университетов.
  • Верховная власть и все законодательные инициативы в стране по-прежнему должны исходить исключительно от императора.
  • В обсуждении всех законодательных инициатив должны принимать участие представители всех слоев общества.

Последний пункт является наиболее важным и принципиальным. По сути Лорис-Меликов говорил о том, что система, которая работала в Российской Империи, является правильной и разумной. Проблема в ней заключалась только в том, что при реализации реформ законопроект обсуждала только верхушка власти, а большая часть населения оказывалась оторванной от обсуждения. Это по мнению графа мешало проводить проведение качественные реформы, которые должны были проявлять эффективность. Конституция или диктатура сердца должны были создавать такие условия, при которых любой законодательный акт, предлагаемый императором, обсуждался на всех уровнях, в том числе и на уровнях земств и городов. Лорис-Меликов был уверен, что это, например, можно было бы эффективнее решить и не допустить  проблему, которая возникла в результате реформы 1861 года, после чего возникли острые противоречия между государством, дворянами и крестьянами. По его мнению проблема была только в том, что в обсуждении закона принимало участие ограниченное количество людей, которые создали закон для себя. Если бы в обсуждении этого закона принимала участие земства и представители городов (не номинально, а действительно), то реформа была бы более эффективной.

Проект Конституции был представлен Александру 28 января 1881 года.Лорис-Меликов сразу же предлагал создавать временные подготовительной комиссии. В конце февраля Император поставил утвердительную резолюцию на документе, а окончательное утверждение Конституции Лорис-Меликова должно было произойти 4 марта 1881 года. Этого не произошло, поскольку, как известно, 1 марта 1881 года был убит Александр 2.

Личность Лорис-Меликова

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился в 1824 году в Тифлисе. Его семья имеет армянские корни. Обучался в Лазаревском институте восточных языков. Затем — в военных школах Петербурга. В 1843-47 годах служил в в Гродно. Потом несколько лет воевал на Кавказе, после принимал участие в Крымской войне и последующих крупнейших военных конфликтах между Россией и Турцией. После заключения мира между державами был назначен временным генерал-губернатором Астрахани, Саратова и Самары, успешно решил задачи по противодействию опасным эпидемиям в регионе. Работал на должности генерал-губернатора в Харькове, где принимал участие в реформировании государственного аппарата. После возглавил новый госорган под названием Верховная распорядительная комиссия (год 1880).

Михаил Тариелович Лорис-Меликов

М.Т. Лорис-Меликов.
Иллюстрация из БЭКиМ.

Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825-1888). Генерал и государственный
деятель. В 1879 г. назначен временным астраханским, саратовским и самарским
генерал-губернатором, затем харьковским. В февр. 1880 г. назначен главным
начальником «Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного
порядка и общественного спокойствия». В августе 1880 г. назначен министром
внутренних дел. Автор так называемой «конституции». После 1 марта 1881 г.
вынужден был уйти в отставку и уехать за границу.

Использованы материалы с сайта «Народная Воля» —
http://www.narovol.narod.ru/

Другие биографические статьи:

Шикман А.П. Предложил упразднить III Отделение. (Материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной
истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Орлов А.С.,
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский
государственный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев
В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Зайончковский П.А. Был фактическим диктатором (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Врачев
В.Г. Человек редкого бескорыстия.

Полномочиями пользовался с большой
осторожностью. (Материалы Большой энциклопедии русского народа)

Пытался привлечь на свою сторону
оппозиционную часть общества. (Материалы Советской военной
энциклопедии в 8-и томах, т. 5).

Документы Лорис-Меликова:

Из записки одесского
генерал-губернатора Э.И. Тотлебена М.Т. Лорис-Меликову об изменении порядка
производства следствий по делам о государственных преступлениях. 11 февраля 1880 г.

Журнал совещания начальника
верховной распорядительной комиссии М.Т. Лорис-Меликова с представителями
С.-Петербургского городского общественного управления. 5 марта 1880 г.

Из записки статс-секретаря М. С.
Каханова начальнику верховной распорядительной комиссии м.Т. Лорис-Меликову о
производстве дел по государственным преступлениям. 23 марта 1880 г.

Из справки начальнику верховной распорядительной комиссии
М.Т.Лорис-Меликову о показаниях террориста Г. Гольденберга. 29 марта 1880 г.

Письмо главного начальника верховной
распорядительной комиссии М.Т.Лорис-Меликова петербургскому градоначальнику А.Е.
Зурову о порядке проведения обысков. 2 апреля 1880 г.

Из всеподданнейшей записки начальника
верховной распорядительной комиссии М.Т.Лорис-Меликова о преобразовании полиции. 1 августа 1880 г.

Из представления министерства юстиции
министру внутренних дел М.Т.Лорис-Меликову по делу об убийстве агента III
отделения Н.В.Рейнштейна. 7 сентября 1880 г.

Из записки бывшего профессора
харьковского университета И.В.Платонова министру внутренних дел М.Т.
Лорис-Меликову о мерах борьбы с революционным движением. 20 марта 1881 г.

Записка коллежского советника
Станкевича министру внутренних дел М.Т.Лорис-Меликову о мерах борьбы с
революционным движением. 24 (28) марта 1881 года.

Литература:

Ленин В. И. Гонители земства и Аннибалы либерализма. — Полн.
собр. соч. Изд. 5-е. Т. 5;

Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880
гг. М., 1964.

Секиринский С., Филиппова Т.Родословная российской свободы. М.,1993.С.166-183.

Гр. М. Т. Лорис-Меликов, Тифлис, 1889;

Белоголовый К. A.,
, СПБ, 1901;

Зайончковский П. A., Кризис самодержавия на
рубеже 1870-1880-х гг., (М.), 1964.

Что это за комиссия

В 1880-м силами царского режима произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии. Год этот был ознаменован активной борьбой самодержавной власти против революционного движения. Среди историков есть мнение, что поводом для создания Комиссии стал взрыв, устроенный противниками царизма 5 февраля в Зимнем дворце.

Человек, в непосредственном подчинении которого находилась Верховная Распорядительная комиссия — Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. В состав органа также входили К. П. Победоносцев, А. К. Имеретинский, М. С. Каханов и другие видные государственные деятели. Создание Верховной распорядительной комиссии, как считают некоторые историки, было связанно с необходимостью упорядочить действия в столице Российской империи в условиях растущих революционных настроений.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов — Н. Рысаков, — убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга, которые были даны ещё в конце 1879 года).

Реализация изменений

Чтобы устранить множество недостатков во взаимодействии госорганов, Верховная распорядительная комиссия стала принимать меры по консолидации действий административных и судебных органов, противодействующих революционным элементам. Одновременно ставились цели относительно ускорения следственного процесса в рамках дел о госпреступлениях, а также упорядочения процедуры административной ссылки и полицейского надзора.

Лорис-Меликов планировал ликвидировать III Отделение, которое не пользовалось популярностью в народе. Комиссия командировала сенатора И. Шамшина провести ревизию деятельности данного органа. Отчет сенатора показал неудовлетворительный уровень дел в Отделении. В итоге Лорис-Меликов 26.07.1880 г. направил Александру II доклад, в котором предлагал ликвидировать и Верховную распорядительную комиссию, и III Отделение. Более того, он предложил все функции и полномочия данных ведомств передать МВД.

Александр II согласился с предложением Лорис-Меликова и 06.08.1880 г. издал указ, которым ликвидировал Верховную распорядительную комиссию, закрыл 3-е Отделение и передал их полномочия и обязанности МВД. Последнее возглавил бывший глава Комиссии Лорис-Меликов. В то же время данное решение представляло не устранение, а лишь простое переименование ведомства, ответственного за политический сыск.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Историческое наследие Комиссии

В среде историков существует версия, что Верховная распорядительная комиссия стала органом, оказавшим прямое влияние на формирование советской, а затем и современной системы государственных учреждений правопорядка. В некоторых историографических данных есть сведения, что созданные в 1917 году контрреволюционные органы советской власти по своим функциям были очень похожи на Верховную распорядительную Комиссию. Затем был создан НКВД, появились такие структуры, как МВД СССР и КГБ.

В 1991 году были учреждены органы, локализировавшие работу советских структур в РСФСР. После распада СССР появились российские МВД и ФСБ. Таким образом, есть основания говорить, насколько велика историческая роль такого органа, как Верховная распорядительная комиссия: 1917-й — революционный — год был периодом опробования государством нового формата противодействия протестным настроениям, а на основе этого опыта выросла советская, а потом и современная система органов правопорядка.

Народовольцы

Главной структурой, которая, по мнению многих историков, представляла наибольшую угрозу царскому режиму, была «Народная воля». Эта организация являлась законспирированной структурой, но вместе с тем находила каналы включения в В ее программные положения входил захват власти методом революционного восстания и последующее проведение демократических реформ. «Народовольцы» полагали, что теракты — наиболее действенный метод противодействия режиму.

В феврале 1880 года они организовали взрыв в Зимнем дворце, который и привел к необходимости образования такой структуры, как Верховная распорядительная Комиссия. Год создания этого органа, по мнению ряда экспертов, характеризовался высочайшей социальной напряженностью в России.

Деятельность

Верховная распорядительная комиссия была призвана объединять работу различных государственных органов правопорядка (включая судебные инстанции). Главной целью работы комиссии было противодействие нарастающей активности революционеров. Задачи, которые стояли перед данной организацией, заключались в ускорении следственных действий в отношении подозреваемых в преступлениях перед государством, решением вопросов о наказании в виде ссылок, управлении полицейскими органами, осуществляющими надзор.

В среде историков есть версия, что Лорис-Меликов достаточно активно вмешивался в работу большинства направлений государственной политики, однако тому способствовала поддержка в царском окружении. И потому учреждение верховной распорядительной комиссии могло быть оценено как простая формальность — ключевые решение принимались, так или иначе, в рамках линии царизма. И потому, по мнению историков, совершенно неудивительным стал факт, что учреждение верховной распорядительной комиссии довольно скоро вылилось в ее упразднение. Лорис-Меликов возглавил Министерство внутренних дел страны.

Состав и деятельность

В состав Комиссии вошли член Госсовета К. Победоносцев, князь А. Имеретинский, статс-секретарь М. Каханов. К работе в Комиссии привлекли тайных советников М. Ковалевского, И. Шамшина, П. Маркова, действительного статского советника С. Перфильева, генерал-майоров П. Черевина и М. Батьянова.

Лорис-Меликов признавал роль политических преобразований либеральной направленности для формирования общественного порядка. Он планировал не только начать преследование революционеров, являвшихся сторонниками террора, но и гарантировать законные интересы благоразумных представителей общества. Главе Комиссии временно подчинили Третье Отделение и корпус жандармов. Но при этом он всячески пытался показать, что готов ограничивать проявления репрессивного произвола. Решением Комиссии была облегчена участь граждан, которые оказались в ссылке в рамках административного порядка из-за неблагонадежности.

Лорис-Меликов инициировал принятие 03.04.1880 г. высочайшего повеления губернаторам и градоначальникам. В нем указывалось на необходимость составить и предъявить полные списки лиц, находящихся под надзором, с указанием возможности облегчения их наказания и возврата к учебе. Местные комиссии начали освобождать поднадзорных в мае-августе 1880 г. В рамках данного решения пересмотру подверглись 1,5 тыс. дел, которые вело 3-е Отделение. По направлению Комиссии на места отправились ревизии Сената. Они уменьшили число политических дел, инициированных генерал-губернаторами. Лорис-Меликов настаивал на большем преследовании террористов. Он планировал убедить императора не останавливать реформы.

Деятельность Комиссии не смогла предотвратить вынесение судами приговоров к каторге из-за пропагандистской деятельности оппозиционеров. Более того, прошло 32 судебных процессов по политическим причинам. Суды вынесли 18 приговоров с наказанием казнью. 06.08.1880 г. император посчитал, что Комиссия справилась с поставленными задачами, и распустил ее. Департамент полиции при Министерстве внутренних дел получил полномочия 3-го отделения, которое распустили. Главой министерства назначили Лорис-Меликова.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Причины упразднения комиссии

Важнейшим фактором, обусловившим препятствия для эффективного достижения целей правительственной борьбы с революционными настроениями, стало соперничество внутри государственного аппарата. В частности, существовал серьезный конфликт интересов между органами политсыска, которые действовали без соблюдения правил и процедур, и новой судебной структурой, созданной в процессе реализации реформ в России.

М. Коханов в марте 1880 г. сообщал главе Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликову, что жандармерия и прокуратура уже давно конфликтуют между собой. Это негативно влияло на противодействие государственной преступности. Из-за строгости юридического оформления процедур и процессов при малейшем отступлении от них на каком-либо этапе следствия самые опасные террористы нередко получали оправдательные приговоры в судах. Часто поведение представителей прокуратуры становилось причиной негативной реакции жандармерии.

Лорис-Меликов о ситуации в стране

В своих мемуарах о том, в каких условиях функционировала Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов подчеркивал, что первоочередной задачей было успокоить граждан страны. И только потом проводить реформы. Деятель писал о том, что российский царь испытывал давление с самых разных сторон. Во-первых, с внешнеполитической арены — великие державы принуждали императора изменить подписанный с Османской империей Сан-Стефанский мирный договор на условиях, невыгодных России. Во-вторых, российская интеллигенция требовала последовательности в реформах: после отмены крепостного права в 1861 году нужно было приспосабливать освободившихся крестьян к новым условиям ведения хозяйства. И это при том, что не утихали консервативные настроения прогрессивной общественности, полагавшие, что реформа 1861 года не была совместима с российской действительностью.

Историческое значение и судьба документа

Заседание, который изначально была запланирована на 4 марта 1881 года, состоялось даже несмотря на то, что всё тремя днями ранее был убит император. Это заседание прошло не единодушно, поскольку Лорис-Меликову противостоял Константин Победоносцев, который позже фактически руководил всеми контрреформами Александра 3. Было принято решение отложить принятие документа. Окончательной Конституцию похоронил манифест «О незыблемости самодержавия», изданный 29 апреля 1881 года. Однако в действительности нужно говорить о том, что на пути к реализации Конституции помешали два человека: Игнатий Гриневицкий, который убил Александра 2 и Александра 3, который занял курс контрреформ и отказался от всего, что делал его отец.

Каково историческое значение Конституции, над которой работал Лорис-Меликов? История как известно не терпит сослагательного наклонения, но Конституция в случае своего признания могла стать первым шагом к эволюции государства и к эволюции системы управления страной. Как известно этого не произошло, а также известны и последствия — революции 1917 года и крах самодержавия. После Лорис-Меликова не было ни одного управленцев при императоре, который бы мыслил масштабами Лорис-Меликова, и который бы понимал что для сохранения государства и сохранения баланса в нём необходимо привлекать для решения важных проблем все слои общества.

Проект Конституции Лорис-Меликова

В январе 1881 года Лорис-Меликов предложил императору Александру Второму на рассмотрение документ, содержащий основные принципы преобразований управления страной, которые, по мнению деятеля, были адекватны социально-политической обстановке. Историки назвали этот документ «Конституцией Лорис-Меликова». В нем содержалось предложение создать комиссии по подготовке законов, касающихся финансовых вопросов, управления в регионах и формирования законосовещательной функции. В состав данных органов должны были войти депутаты, избираемые в губернских земствах и городских думах.

Главная задача преобразований заключалась в создании института народного представительства, прообраза парламента. Император не возражал против идеи. Но в день, когда Александр Второй подписал проект обращения в правительство по вопросу преобразований, террористы «Народной воли» совершили покушение на царя. Императору не удалось выжить.

Комментарии

Скоч Андрей Владимирович

депутат Государственной думы РФ

Усатый Ренато Георгиевич

политический деятель и борец против коррупции в Молдове

Алиев Нурали Рахатович

казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева

Арутюн Арменакович Сурмалян

депутат Заксобрания Ростовской области

Слепцов Владимир

мэр г. Ярославля

Андрей Робертович Иванов

российский политик, предприниматель общественный деятель.

Жирков Евгений Иванович

подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области

Владимир Вольфович Жириновский

российский политик, основатель ЛДПР

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VI. — С. 79—80.
  • Верховная распорядительная комиссия //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/86754

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок

dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/86754

История органов по обеспечению порядка в России

Несмотря на то что время, когда произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии — год особенно активной деятельности радикалов, не имевшей, по мнению многих историков, столь выраженных проявлений в несколько предыдущих десятилетий, подобный орган имел исторические прототипы. В частности, в середине 17 века царем был создан так называемый призванный контролировать работу ключевых госучреждений и ведения следствий, касающихся работы политиков. При Петре Первом был учрежден Орган выполнял задачу по расследованию прецедентов оскорбления личности Императора, подрывной работы, проступков в гвардии. В начале 18 века был образован новый орган — Канцелярия розыскных дел, а через несколько десятилетий — Тайная экспедиция, призванная расследовать дела по нарушению государственного порядка. В последующие десятилетия Империи приобретали разные наименования. В конце 19 века, когда в стране назрела необходимость в противодействии радикально настроенным группам, появилась Верховная распорядительная комиссия.

Оценка историков

В среде российских ученых есть эксперты, оценивающие историческую роль верховной распорядительной комиссии в контексте современных политических процессов. В частности, есть версия, что власти при царе и правящие элиты сегодняшней России допускают общие ошибки. Например, появление полагают сторонники данной гипотезы, и сегодня и тогда было связано с произволом элит, отсутствием у них желания проводить необходимые реформы, причем мирными методами. Если как-то и противодействовать терроризму, полагают эксперты, то акцент нужно делать на идеологическом факторе, на корректировке принципов развития экономики, при которой оппозиционные и подрывные ячейки в обществе не будут иметь возможности влиять на население, у которого есть, к примеру, стабильная и

Важна, подчеркивают историки, качественная работа спецслужб не просто в «авральном» режиме — когда террористы активизируются, а постоянно. В этих направлениях, полагают эксперты, ошибалось Правительство Царской России, и проводят недостаточно четкую работу госорганы РФ.

Предпосылки появления

В популярных историографических источниках встречается версия, что реформы, проведенные царским режимом в 60-70 годы 19 века, имели признаки непоследовательности, несмотря на то, что несли в себе ряд прогрессивных признаков: развитие капиталистических элементов и сопутствующий рост экономики, укрепление позиций страны на международной арене.

Верховная распорядительная комиссия, считают историки, появилась как ответ царского режима на кризисные тенденции в области политических процессов — стали появляться организации, стремящиеся исправить недостатки в правлении страной революционными методами. Кроме того, значительная часть российского общества не имела выраженной политической позиции, и был риск, что радикально настроенные ячейки обретут симпатию в глазах граждан.

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года — командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.