Сколько народов на самом деле проживает на северном кавказе

Оглавление

Гостеприимство

Одна из первых ассоциаций со словом «Кавказ» — гостеприимство. Адаты, связанные с гостеприимством, — едва ли не самый важный аспект быта горцев. Традиции гостеприимства прочно укоренились в культурах народов Кавказа, они до сих пор существуют и во многом определяют быт горцев. У каждого кавказского народа существовали собственные традиции, связанные с гостеприимством, но они имели много общих черт. У горцев бытовало поверье: насколько хорошо ты примешь гостя, настолько и воздаст тебе Всевышний. Убеждение, что гость приносит с собой счастье и благо­получие семье, прочно утвердилось в сознании горцев.

Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины. Гостю накрывали очень богатый стол. У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо. Гостю всегда отводилась отдельная комната. Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью. Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины. Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.

Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно. Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально. Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом. Гость не должен был задерживаться в гостях надолго. Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали. И не уходить слишком быстро. Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита. Гость не должен был объедаться в гостях. Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой. Гость должен был избегать способов обидеть хозяина. Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным. Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности.

Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.

Обычай кровной мести

Кавказ принадлежит к числу достаточно редких в мире регионов, где кровная месть, возникнув в глубокой древности, никогда не прерывала свою историю, существует в некоторых местностях и поныне. Этот обычай Кавказа противоречит не только светским законам государства и моральным устоям, но и всем религиозным канонам. Тем не менее, на протяжении веков обычай кровной мести позволял сохранять стабильность и мир в регионе. Каждый горец знал, что за свое деяние придется отвечать и платить точно такую же цену. Кровная месть очень часто воспринималась не отмщением за убийство, а как восстановление чести и справедливости. И такое положение дел устраивало многих.

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть была осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов до сих пор считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники – брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины. С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Сегодня обычай кровной мести отчасти сохраняется во всех республиках Северного Кавказа. Так в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью. При этом, как подчеркивают представители правоохранительных органов Дагестана, именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах, где этот обычай распространен больше всего.

Сельская община

Территориальная община — основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора — безупречная репутация.

Сельские сходы — достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.

Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.

• Похищение скота и имущества

У кавказских народов вплоть до середины девятнадцатого столетия не было земель в частной собственности. Пастбищами и полями распоряжалась сельская община, где проживали в основном члены одного рода. У людей, живущих в общинном строе, было представление, что если у кого-то чего-либо много, он должен обязательно делиться с другими членами общины. У племен, живущих в наше время по первобытным законам, например, на острове Новая Гвинея тоже существует обычай в случае неурожая брать овощи в соседних огородах. У племени Бара острова Мадагаскар считается почетным – угон скота. Вероятно, истоки кавказского обычая похищения имущества, как правило, скота жителями одного села у жителей других сел, идут из далекого прошлого общинных отношений. Этот обычай действительно имел место. Об этом есть свидетельства в сказках и легендах народного кавказского фольклора, а также в письменных заметках русских классиков А. Пушкина, М. Лермонтова, и многих других людей, посетивших Кавказ в прошлых столетиях. В них говорится, что мужчины ночью тайком подкрадывались к другому селу и, отвлекая собак, угоняли скот. Если же их обнаружат и догонят, воры должны безоговорочно признать свое поражение и без сопротивления вернуть украденное. А если вору, удастся остаться незамеченными, то это считалось достоинством, и украденное имущество признавалось законным. Такое воровство не считалось пороком. Но с развитием общества и появлением частной собственности, этот обычай перешел в традицию воровать коня женихом перед свадьбой, чтобы доказать свою мужественность.

Это интересно: 3260,Обычаи и краткая история донских казаков: изучаем со всех сторон

Население и национальный состав

Население: 2 802 тыс. чел., в т.ч. городское — 58,5%.

Национальный состав населения Ставропольского края (нации, чья численность превышает 1000 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.):

  • Русские — 2 231 759 чел.
  • Армяне — 149 249 чел.
  • Украинцы — 45 892 чел.
  • Даргинцы — 40 218 чел.
  • Греки — 34 078 чел.
  • Ногайцы — 20 680 чел.
  • Цыгане — 19 094 чел.
  • Карачаевцы — 15 146 чел.
  • Азербайджанцы — 15 069 чел.
  • Туркмены — 13 937 чел.
  • Чеченцы — 13 208 чел.
  • Татары — 12 988 чел.
  • Белорусы — 11 343 чел.
  • Грузины — 8 764 чел.
  • Немцы — 8 047 чел.
  • Осетины — 7 772 чел.
  • Турки — 7 484 чел.
  • Аварцы — 7 167 чел.
  • Корейцы — 7 095 чел.
  • Кабардинцы — 6 619 чел.
  • Лезгины — 6 558 чел.
  • Кумыки — 5 744 чел.
  • Табасараны — 5 477 чел.
  • Казаки — 3 902 чел.
  • Абазины — 3 300 чел.
  • Евреи — 2 925 чел.
  • Лакцы — 2 561 чел.
  • Езиды — 2 417 чел.
  • Молдаване — 2 112 чел.
  • Черкесы — 2 097 чел.
  • Мордва — 1 946 чел.
  • Казахи — 1 779 чел.
  • Ингуши — 1 751 чел.
  • Агулы — 1 476 чел.
  • Чуваши — 1 404 чел.
  • Вьетнамцы — 1 315 чел.
  • Поляки — 1 262 чел.
  • Курды — 1 259 чел.
  • Узбеки — 1 210 чел.
  • Удмурты — 1 141 чел.

Подробные данные о национальном составе населения Ставрополья см. здесь.

                      

Сердце Чечни

Мечеть «Сердце Чечни», построенную в Грозном в рекордный срок – в течение двух лет, по праву называют архитектурным чудом 21-ого века. Располагается она на площади, превышающей 5000 квадратных метров, и может принять одновременно до 20 тысяч прихожан. В мечети применена техника росписи из 16-ого века, а сама она сооружена в османском стиле. Белоснежный мрамор, оригинальный купол, высокие минареты, восхитительная золотая роспись, 36 шикарных люстр с чеченским узором. Архитектура святого места, шикарный парк, разноцветные фонтаны – все это вызывает восторг у ее посетителей независимо от вероисповедания или национальности. Храм потрясает своим величием. «Сердце Чечни» непременно нужно посмотреть в темноте, когда подсвечивается вся мечеть.

Территория расселения

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в Северо-Восточном Причерноморье с I тысячелетия до н.э. В русскоязычных источниках были известны под именем касогов. В XIII в. распространяется тюркское название черкесы.

В XIV — XV веках часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, после разорения Золотой Орды войсками Тимура к ним присоединилась еще одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев.

В XVIII веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, составив основу черкесов Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, адыги населяли большую часть территории Западного Кавказа – Черкесию (современные закубанская и причерноморская часть Краснодарского края, южная часть Ставрополья, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Адыгея). Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры, мифологии, фольклора и др.

Культура и традиционный образ жизни

Фольклор

В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана — у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, — что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.

Традиционная одежда

К XVIII — XX векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин – шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Основные костюмные комплексы адыгов различаются по назначению, по соответствию основным функциям: повседневный, военный, производственный, праздничный, ритуальный.

Хозяйство

Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Адыгская кухня

Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.

Социальные традиции

Кавказцы ― открытые, очень эмоциональные и темпераментные люди. В разговоре они часто повышают голос, но не из-за агрессии, а из-за желания выделить интонацией фразу или слово. Общепринятые дистанции общения (на расстояние вытянутой руки) здесь не соблюдаются: после пятиминутного знакомства собеседник может приблизиться вплотную, приобнять, похлопать по плечу.

Одной из самых известных культурных традиций народов Кавказа считается гостеприимство. Любого путника здешние жители принимают как дорогого гостя, а если ему нужна защита, он может попросить ее у любой семьи, и ему не откажут. Гостям стараются предоставить лучшее помещение в доме и лучшую еду. Единственным случаем, когда путнику могут отказать в ночлеге ― если в доме в этот момент отсутствует мужчина.

Самый старший в семье мужчина считается ее главой и пользуется наивысшим авторитетом. Он принимает все важные для семейства решения и несет моральную ответственность за поступки каждого из его членов, а они, в свою очередь, обязаны подчиняться главе рода беспрекословно. В этой национальной традиции Кавказа соединились многовековой патриархальный уклад жизни, и глубокое уважение к старшим по возрасту. Известный феномен кавказского долголетия, вполне возможно, объясняется тем, что в этом регионе возраст и мудрость считаются достойными почтения, а это, безусловно, продлевает жизнь.

Отношение к женщинам на Кавказе по-джентльменски уважительное: на ней держится дом, она ответственна за воспитание детей и привитие им культурных и духовных ценностей. Тем не менее, женщины здесь ведут себя более сдержанно, чем мужчины. Видимо, сказывается обычай быть «кроткой женой-хозяйкой», которая в прежние времена не должна была даже садиться за один стол с мужчинами, а при их входе в дом почтительно вставать.

Северокавказский экономический район

• Северо — Кавказский экономический район один из крупнейших районов России. Северный Кавказ расположен между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским), Главным Кавказским хребтом, Кумо — Манычской впадиной и южной оконечностью Русской равнины.

• Площадь: 355,1 тыс. км2. Население: 17,7 млн.. чел.

• В состав Северо — Кавказского экономического района входят: Ростовская область. Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Ингушская и Чеченская республики.

Северокавказский регион является крупнейшим поставщиком нефти и газа. Ведущими отраслями рыночной специализации являются: газовая, нефтяная,, каменноугольная, цветная металлургия, разнообразное машиностроение, цементная и пищевая промышленность. Северный Кавказ — один из старейших нефтеперерабатывающих районов страны. К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар в последние годы добавились новые в Предкавказье. Природный газ добывается в основном в Ставропольском и Краснодарском краях, а попутный — в Чечне и Дагестане. Добывается также газовый конденсат — ценнейшее сырье для химической промышленности. Однако нефтяной промышленности Чеченской войной нанесен большой урон.

Северокавказский регион отличается богатством и разнообразием сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Значительны запасы природного газа. Общие геологические запасы углей составляют около 44 млрд т. Сосредоточены они в основном в Ростовской области, в восточной части Донбасса. Преобладают антрациты залегающие в основном на глубине около 600 метров. Северный Кавказ располагает значительными ресурсами руд цветных и редких металлов (свинца, цинка, серебра, вольфрама, молибдена).

• Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области, куда заходит восточное крыло Донбасса. Угли в небольшом количестве есть также на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане. В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат — в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе — вольфрамомолибденовый комбинат. Металлургические заводы специализируются на производстве стали, труб, а также стального литья.

Значительный удельный вес в России занимает в производства зерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника, овощей, плодов, винограда и продуктов животноводств. Курортный рекреационный комплекс имеет общероссийское значение

Северный Кавказ занимает важное место в экономике России. Его удельный вес в промышленности — 8 %, в сельском хозяйстве — 16 %

Ведущая зерновая культура России — озимая и яровая пшеница. Более урожайной, но и требовательной к теплу и качеству почв является озимая пшеница. Ее посевы сосредоточены на Северном Кавказе и в Центрально — Черноземном районе. Яровая пшеница преобладает в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Центре страны.

Северный Кавказ — главный производитель кукурузы в Российской Федерации. Теплолюбивая культура кукуруза на зерно выращивается на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье и южном Поволжье (так называемый «кукурузный пояс»).

Из крупяных культур в России основными являются просо, гречиха и рис. Просо возделывают в степных районах Северного Кавказа. Отраслью специализации является и рисосеяние. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса — Кубань. Сахарная свекла преимущественно произрастает в Центральном Черноземье и на Северном Кавказе. Главная масличная культура — подсолнечник — выращивается на Северном Кавказе. Конопля возделывается в Нечерноземье и на Северном Кавказе.

Велико значение района в производстве важных технических культур : подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Здесь находится около трети всех плодово- ягодных насаждений и почти все виноградники РФ.

Одежда северокавказских народов

В одежде северокавказских народов много общего.

Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).

К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм — бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII — началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.

Источники, Примечания

1979c, 1989c, 2002c, 2010c, 2015e. Условные обозначения: e-преварительные данные, c-перепись, o-Другие, .. * Неофициальные данные по колличечству населения. ** В некоторых случаях изменение границ может повлиять на сопоставимость данных о населении. Данные предоставляются фактически, без гарантий точности, своевременности и полноты информации. Условия использования. Источники • Federal State Statistics Service RussiaIn English• Федеральная служба государственной статистикиНа русском• Всероссийской переписи населения 2010 года• Всесоюзная перепись населения 1959 года• Всесоюзная перепись населения 1970 года. Карта плотности города создана из источника population.city с использованием данных, предоставленных нам сайтом 1km.net. Каждый круг означает город с населением более 5000.

Гражданство, национальность и родной язык

Среди населения СКФО, указавшего свое гражданство, 99,7% являются гражданами России (в России – 99,4%).

Значительно более охотно, чем в других регионах, население округа отвечало на вопросы переписи о национальной принадлежности и родном языке. Не сообщили переписчику свою этническую принадлежность лишь 0,7% и родной язык — 0,4% против соответственно 3,9% и 3,2% в среднем по России.

При проведении переписи ответы на вопрос о национальной принадлежности записывались в соответствии со ст. 26 Конституции РФ по самоопределению опрашиваемых, поэтому при переписи были приняты дополнительные меры по соблюдению конституционных прав населения.

Переписные листы к вопросу «Ваша национальная принадлежность» содержали пояснение — «По самоопределению в соответствии со ст. 26 Конституции РФ». В листе также была предусмотрена метка «отказ от ответа». Отказались отвечать на этот вопрос в округе всего 0,1% населения.

Соблюдению прав человека при опросе населения о национальной принадлежности было уделено особое внимание на этапах подготовки переписного персонала, сбора сведений от населения и заполнения переписных документов, а также первичной обработке материалов переписи на региональном уровне. По специальным указаниям Росстата проводились обязательные сплошные проверки экранного кодирования вопросов 7 «Ваша национальная принадлежность» и 9.3

«Ваш родной язык». Кроме того, при подведении итогов переписи на федеральном уровне была организована повторная сплошная проверка кодирования вопросов о национальности, родном языке и гражданстве на соответствие записей в переписных листах присвоенным кодам во избежание искажения итоговых данных по этно-лингвистическому составу населения и гражданству. Проведенные проверки позволили устранить довольно большое количество ошибок кодирования во всех субъектах Российской Федерации: 682,6 тыс. по национальности, 320 тыс. по родному языку и 13 тыс. по гражданству. В Северо-Кавказском федеральном округе в результате проверок внесено 57,9 тыс. исправлений в коды ответов на вопрос о национальной принадлежности и 43,1 тыс. исправлений в коды ответов на вопрос о родном языке.

Это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что итоги переписи адекватно отражают реальную ситуацию по самоопределению населения в переписи.

В Республике Дагестан по сравнению с 2002 г. доля аварцев не изменилась (29,4% указавших свою национальную принадлежность), процент даргинцев вырос с 16,5 до 17,0, кумыков – с 14,2 до 14,9, лезгин – с13,1 до 13,3, лакцев – с 5,4 до 5,6, доля русских снизилась с 4,7 до 3,6%.

В Республике Ингушетия доля ингушей выросла с 77,3 до 94,1%, а чеченцев – снизилась с 20,4 до 4,6%.

В Кабардино-Балкарской Республике возросла доля кабардинцев с 55,3% до 57,2% и балкарцев с11,6% до 12,7%; доля русских снизилась с 25,1% до 22,5%.

В Карачаево-Черкесской Республике выросла доля карачаевцев с 38,5% до 41,0% и черкесов с11,3% до 11,9%; доля русских сократилась с 33,7% до 31,6%.

В Республике Северная Осетия-Алания процент осетин повысился с 63,0 до 65,1, а русских – уменьшился 23,3 до 20,8; доля ингушей выросла с 3,0 до 4,0 (по сравнению с 1989 годом — уменьшилась с 5,2 до 4,0).

В Чеченской Республике доля чеченцев увеличилась с 93,5% до 95,3%, а русских – снизилась с 3,7% до 1,9%.

В Ставропольском крае доля русских 80,9% (против 81,6% в 2002 году), на втором месте по численности армяне (5,9% против 5,5% в 2002 году), а также представлены все другие народы Северного Кавказа небольшой численностью (каждый менее 2%).

В республиках Северного Кавказа подавляющее большинство населения — от 95,6 до 99,7% — родным языком считают язык своей национальности.

Более подробные итоги переписи населения публикуются в официальных изданиях Росстата по стране в целом, федеральным округам и субъектам Российской Федерации, а также в официальных изданиях территориальных органов Росстата – по муниципальным образованиям соответствующих регионов.

Семейные традиции

Главная ценность кавказских народов ― семья. Типичный в прошлом ее вариант ― раннее материнство и многодетность ― сегодня наблюдается намного реже, как и жесткий патриархат. Однако основные традиции и обычаи, касающиеся брака, рождения детей и проводов в последний путь сохранились.

Свадебные обряды Кавказа интересны и очень многочисленны. Количество гостей, приглашенных на свадьбу, может достигать нескольких сотен человек, а в небольшой деревне может включать все взрослое население: отказ от приглашения на свадьбу на Кавказе расценивается как оскорбление. Главный на свадьбе ― «кавор» (крестный отец). Он руководит процессом бракосочетания в церкви и ЗАГСе, а также свадебным застольем, которое обычно продолжается два дня.

Свадьба на Кавказе начинается со сватовства, далее устраивается помолвка и назначается день бракосочетания. В день свадьбы жених и его друзья на нескольких авто приезжают в дом невесты. Впереди едет гонец, под громкую музыку оповещающий всех о свадьбе. В это время невесту в закрытой комнате одевают в свадебный наряд, и следят, чтобы представители жениха не украли туфлю невесты, иначе «похитителю» придется выплатить вознаграждение. А кавору придется раскошелиться в любом случае: чтобы вывести невесту из отчего дома, ему нужно заплатить выкуп.

В некоторых кавказских странах есть аутентичные свадебные ритуалы. В Грузии, перед тем как войти в дом невесты, жених выпускает в воздух голубя, а невесте при выходе из дома на голову высыпают рис и изюм, как пожелание новой семье достатка и благополучия. В Азербайджане жениха и невесту при выходе из дома обводят вокруг костра, который символизирует домашний очаг, впереди несут зеркало и зажженные свечи.

Следующий, самый важный этап свадьбы ― венчание. Это обряд, во время которого церковь призывает Господа благословить новую семью. После венчания гости едут в дом жениха, где по кавказской традиции новобрачных встречает свекровь с лавашом и медом (во многих странах Европы это хлеб и соль), затем всех гостей приглашают за стол. На свадебном банкете, который сопровождается живой музыкой и часто продолжается до утра, обязательно должен быть тамада ― человек, который предлагает тосты и ведет программу.

В старину на Кавказе одним из основных достоинств невесты была ее непорочность. Как свидетельство чистоты и невинности невесты, после брачной ночи в дом приносили красное яблоко. Если же девушка до свадьбы не сохранила девственность, она становилась изгоем, а замужество могло быть объявлено недействительным. Сегодня такой обычай утратил актуальность.

На Кавказе всегда с нетерпением ждут появления в молодой семье ребенка, считая логическим продолжением бракосочетания получение потомства. По церковным канонам, мать и ее новорожденное дитя первые 40 дней не имеют право посещать храм. Затем родители приносят ребенка в церковь, чтобы получить Божье благословение.

Дома проводят обряд «Деревянная колыбель» ― посвящение ребенка в члены семьи. Мать мужа или несколько самых старших в роду женщин пеленают малыша и укладывают его в богато украшенную колыбель (бешик). Церемония завершается смотринами, затем вся семья и приглашенные гости садятся за праздничный стол.

Следующий, связанный с детьми кавказский обряд, называется «атаматик». Его проводят, когда у ребенка прорезывается первый зуб. Голову малыша с пожеланиями счастливой жизни посыпают сладостями. В старину для этого использовали кчехаш, сладкую кашу из злаков, сейчас кчехаш заменили конфеты.

Некоторые традиции и обычаи народов северного Кавказа касаются только мальчиков. Так, младший сын обязан оставаться в доме родителей даже после того, как завел свою семью. Он ухаживает за родителями в старости, ему обычно по наследству достается отцовский дом. Еще один традиционный ритуал (он соблюдается в основном в Чечне) касается достижения мальчиками совершеннолетия. В этот день будущему джигиту дарят особый головной убор ― папаху, который считается главным атрибутом одежды мужчины, символом его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, он считается взрослым и способным отвечать за свои поступки.