Основные идеи и. г. песталоцци

Оглавление

Идеи

Песталоцци был романтиком, который считал, что образование должно быть разбито на его элементы, чтобы иметь полное представление о нем. Основываясь на том, что он узнал, работая в школах в Нойхофе, Штансе, Бургдорфе и Ивердоне, Песталоцци подчеркнул, что каждый аспект жизни ребенка способствует формированию его личности, характера и способности рассуждать. Его методы обучения были ориентированы на ребенка и основывались на индивидуальных особенностях, чувственном восприятии и самодеятельности ученика. Он работал в Ивердоне, чтобы «элементаризовать» преподавание древних языков, в основном латыни, а также иврита и греческого. В 1819 году Стефан Людвиг Рот приехал учиться у Песталоцци, и его новый гуманизм способствовал развитию метода обучения языкам, включая такие соображения, как функция родного языка в преподавании древних языков. Песталоцци и Нидерер оказали большое влияние на теорию физического воспитания; они разработали режим физических упражнений и активного отдыха, связанный с общим, нравственным и интеллектуальным образованием, который отражал идеал гармонии и человеческой автономии Песталоцци.

Философия образования Песталоцци была основана на концепции жизни с четырьмя сферами и на предпосылке, что человеческая природа по существу хороша. Первые три «внешних» сферы — дом и семья, профессиональное и индивидуальное самоопределение, государство и нация — признали семью, полезность индивидуальности и применимость отношений родитель-ребенок к обществу в целом в процессе развития. характера ребенка, отношения к учебе и чувства долга. Последняя «внешняя» сфера — внутреннее чувство — постулировала, что образование, обеспечив средство удовлетворения основных потребностей, приводит к внутреннему миру и острой вере в Бога.

Краткая биография

  1. В 1765 г. молодой человек понял, что не желает быть священником, и оставил учебное заведение. Он планировал самостоятельно выучиться на юриста.
  2. В это время Песталоцци состоял в Гельветическом обществе и писал статьи для выпускаемого им журнала «Der Erinnerer». За чрезмерную критику действующих властей журнал вскоре закрыли.
  3. В 1767 г. по предложению своих друзей Иоганн решил заняться фермерством. Под ссуду знакомого банкира он купил земельный участок недалеко от Цюриха и построил на нём дом, названный «Нойгоф». Однако земля оказалась непригодной для возделывания. Организованное им прядильное предприятие тоже не имело успеха. Песталоцци столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями.
  4. После неудачи на фермерском поприще Иоганн решил заняться помощью бедным крестьянским детям. В своём доме он организовал трудовую (индустриальную) школу для детей бедняков. Он обучал их грамоте, счёту, ремеслу, работам в поле.
  5. В 1779 г. из-за тяжёлого материального положения Песталоцци был вынужден закрыть свою школу и заняться литературной деятельностью.
  6. В 1780 г. вышло его первое произведение – сборник афоризмов «Досуги отшельника». Сборник был встречен читателями прохладно, но именно в нём впервые были представлены основные идеи автора.
  7. В 1781 г. вышел первый том социально-педагогического романа «Лингард и Гертруда, книга для народа», который быстро завоевал популярность. До 1787 г. вышли следующие 3 тома этого произведения.
  8. В 1782 г. Песталоцци был редактором еженедельной газеты «Швейцерблатт», которая вскоре закрылась.
  9. В 1794 г. Иоганн отправился в Лейпциг навестить свою сестру. Там он познакомился с писателями и философами: Гёте, Виландом, Гердером и Фихте. По предложению последнего Песталоцци написал и в 1797 г. опубликовал книгу «Исследование природы в развитии человечества».
  10. В 1798 г. по приглашению Швейцарского правительства Песталоцци отправился в Штанс для организации детского приюта и школы, под который было выделено полуразрушенное здание бывшего монастыря. Под присмотром педагога оказалось более 50 детей-сирот, с которыми он сумел поладить и найти общий язык. Несмотря на плохие условия и отсутствие помощников, он с большим энтузиазмом занимался педагогической деятельностью.
  11. В 1799 г. Песталоцци был вынужден закрыть школу, т.к. здание потребовалось французским войскам. Он уехал в Бургдорф, где стал сначала помощником учителя.
  12. В 1800 г. Иоганн основал в Бургдорфе институт – школу с интернатом. Занимался подготовкой учителей, разделявших его новаторские взгляды, разработал новую методику преподавания.
  13. В 1801 г. вышла главная книга знаменитого педагога «Как Гертруда учит своих детей». Основная мысль состояла в том, что процесс воспитания должен быть основан на природе человека. А самый действенный метод обучения – метод наглядности и стимулирование умственных способностей.
  14. В 1804 г. в составе национальной делегации Швейцарии Песталоцци отправился в Париж.
  15. По возвращении педагог узнал, что здание Бургдорфского института хочет забрать швейцарское правительство. В результате институт переехал в Ивердон. К этому времени имя Песталоцци стало известным по всей Европе, привлекая новых посетителей и учеников. Школа процветала, состоятельные семьи стремились отдать туда своих отпрысков.
  16. В 1805-1812 гг. педагог написал несколько статей, посвящённых воспитанию детей бедняков. Он также искал средства, чтобы открыть новое учреждение для бедных.
  17. В 1809 г. в Ивердоне была открыта также школа для девочек.
  18. В 1818 г. недалеко от города Песталоцци удалось открыть школу для детей из бедных семей. К этому времени состояние здоровья педагога сильно ухудшилось.
  19. В 1825 г. Ивердонский институт был закрыт из-за внутренних разногласий между учителями и финансовых трудностей. Иоганн вернулся в Нойгоф.
  20. В 1826 г. вышла последняя книга учёного «Лебединая песня».
  21. 17 февраля 1827 г. Иоганн Генрих Песталоцци скончался. Ему был 81 год.

Иоганн Генрих Песталоцци (портрет)

Концепция педагога

Песталоцци задавался вопросом, как определить отношение между развитием, воспитанием и обучением. Педагог сильно психологизировать процесс и поэтому он разработал теорию элементарного образования. Согласно ей, цель школы — гармоничное развитие ребенка. Для этого нужно разными видами деятельности. Все они должны быть направлены на физическое, нравственное и умственное развитие. Только развитие всех составляющих гарантирует достижение хороших результатов.

Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества

Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.

Наследие

Как сказал сам Песталоцци, настоящая работа его жизни заключалась не в Бургдорфе или Ивердоне. Он заключался в принципах обучения, которые он практиковал, в развитии своей наблюдательности, в обучении всего человека и в сочувственном отношении к ученикам, принципах и практиках, которые он проиллюстрировал в своих шестимесячных трудах в Штансе. . Он оказал самое глубокое влияние на все отрасли образования, и его влияние далеко не исчерпано.

Фридрих Фребель , создатель концепции детского сада , был учеником Песталоцци. Идеи Песталоцци вдохновили Чарльза Мэйо, который вернулся из Швейцарии, чтобы работать со своей сестрой Элизабет Мэйо . Чарльз жил с Песталоцци с 1819 по 1822 год в Ивердоне. Двум братьям и сестрам приписывают основание системы формального образования учителей младшего возраста в Великобритании.

Школы, которые названы после Песталоцци включают Песталоцци-гимназия Биберах и Pestalozzischule Раунхайме в Германии, Иоганн Генрих Песталоцци ( Македонский : Јохан Хајнрих Песталоци ) Начальная школа в Скопье , Республика Македония , Colegio Песталоцци в Аргентине, Asociación Colegio Песталоцци в Перу, и Иоганн Двуязычная академия Песталоцци в Аибонито , Пуэрто-Рико , США. Фактически, когда швейцарское правительство присоединилось к международным усилиям по восстановлению после разрушительного землетрясения в Скопье в 1963 году, пожертвовав средства на строительство школы в Скопье , оно привлекло известного швейцарского архитектора Альфреда Рота   к проектированию новой школы и оборудовало ее. первое современное применение сейсмической изоляции , названное в честь швейцарского педагога.

Метод Песталоцци использовался кантональной школой в Аарау, которую посещал Альберт Эйнштейн , и которой приписывают развитие у Эйнштейна процесса визуализации проблем и его использования «мысленных экспериментов». Эйнштейн сказал о своем образовании в Аарау: «Это заставило меня ясно понять, насколько лучше образование, основанное на свободе действий и личной ответственности, над образованием, основанным на внешнем авторитете».

Британская благотворительная организация Pestalozzi International Village Trust спонсирует обучение в Великобритании студентов из развивающихся стран ; он также спонсирует другие зарубежные программы.

Сегодня Pestalozzi-Fröbel-Haus в Берлине продолжает обучение учителей детских садов.

Pestalozzianum в Цюрихе был назван в честь Песталоцци и был основан в 1875 году. Базирующийся в Цюрихе фонд содействовал обучению школьных учителей и последипломному образованию. В 2003 году он был переименован в Stiftung Pestalozzianum, поскольку его цели, ориентированные на преподавателей, были интегрированы в новую модель университетскихколледжей Fachhochschule, которая была введена в Швейцарии в 2002 году.

Детский дом Kinderdorf Pestalozzi в Трогене , Швейцария, был основан в 1945 году как фонд для размещения детей, пострадавших от войны, в детском городке Kinderdorf . В 1946 году был заложен первый камень в фундамент муниципалитета Троген в кантоне Аппенцелль-Ауссерроден , и в том же году дети из пострадавших от войны стран заселили первые дома. С 1960 года, помимо европейских детей, в приюте жили сироты из Тибета , позже в основном дети из Кореи, Туниса, Эфиопии, Вьетнама, Камбоджи и Ливана, а с 1983 года — сироты из Швейцарии. Продолжительность пребывания варьируется от нескольких недель. (по образовательным или развлекательным причинам) до нескольких лет. По состоянию на 2012 год проектами фонда воспользовалась 321 000 детей и подростков в Швейцарии и за рубежом.

Фильм 1989 года «Гора Песталоцци» — биографический фильм о его жизни и карьере. Джан Мария Волонте играет Песталоцци.

литература

  • Генрих Морф : О биографии Песталоцци. Вклад в историю народного образования , 4 тома, Bleuler-Hausheer, Winterthur 1868–1889.
  • Карл Юстус Блохманн : Генрих Песталоцци: черты его жизни и работы в соответствии с его свидетельствами, взглядами и сообщениями . Гресслер, Langensalza 1897.
  • Энн Фишер-Бак : Воспитание в соответствии с природой. Сравнение учений Песталоцци и Монтессори в применении к современной психологической педагогике. Бувье, Бонн, 1957, 1959 (доктор философских наук).
  • Питер Штадлер : Песталоцци — историческая биография . 2 тома. Verlag NZZ, Цюрих 1988 (том 1) и 1993 (том 2).
  • Фолькер Крафт: Песталоцци или самообразование . Клинкхардт, Бад-Хайльбрунн 1996, ISBN 3-7815-0827-7 .
  • Фриц Остервальдер: Песталоцци — образовательный культ. История Песталоцци повлияла на развитие современной педагогики . Бельц и Гельберг, Вайнхайм, 1996.
  • Вольфганг Клафки : «Письмо Станса» Песталоцци. Интерпретация . В: Песталоцци, Иоганн Генрих: Песталоцци о своем учреждении в Стансе. С интерпретацией и новым вступлением Вольфганга Клафки. Beltz, Weinheim 1997, стр. 39-71.
  • Герхард Кюлеманн, Артур Брюльмайер: Иоганн Генрих Песталоцци , Том 2 в серии « Педагогика основных знаний, историческая педагогика» , под редакцией Кристины Лост, Кристиана Ритци. Schneider-Verlag Hohengehren GmbH, Baltmannsweiler 2002, ISBN 3-89676-536-1 .
  • Friedemann Lüpke: Образовательные районы для безнадзорных детей и молодежи. Систематическое сравнительное исследование проблемных структур открытого начала обучения. Примеры Станса, Младшей республики и Горьковской колонии . Ergon-Verlag, Würzburg 2004, ISBN 3-89913-350-1 .
  • Майке Вульфмайер: Развитие человечества. Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) Влияет на предметное обучение . В: Астрид Кайзер, Детлеф Печ (Hrsg.): История и исторические концепции общего обучения . Базовые знания предметного обучения Том 1. Schneider, Baltmannsweiler 2004, стр. 65–68.
  • Питер Рамзауэр: Блуждание педагога Иоганна Рамзауэра в заклинании Песталоцци . Isensee, Oldenburg 2005, ISBN 3-89995-210-3 .
  • Хелен Рамзауэр: Иоганн Рамзауэр и Песталоцци. Центр документации и исследований Песталоцци, Ивердон-ле-Бен, 2008 г.
  • Рафаэль Баер: Песталоцци о главной роли матери в семейном воспитании (в нем: концепция христианства Песталоцци как «чистой народной философии» ). В: Ehe, Familie, Gesellschaft , Verlag Bär, Niederuzwil 2011, ISBN 978-3-9523212-6-3 , стр. 147–166.
  • Мэри Лаватер-Сломан : Генрих Песталоцци. История его жизни . Römerhof Verlag, Цюрих 2013, ISBN 978-3-905894-22-6 .
  • Дагмар Шифферли: Анна Песталоцци-Шультесс. Ваша жизнь с Генрихом Песталоцци. Römerhof Verlag, Цюрих 2013, ISBN 978-3-905894-23-3 .
  • Даниэль Трёлер: республиканизм и образование: Песталоцци в историческом контексте. Клинкхардт, Бад-Хайльбрунн, 2006.
  • Биджан Амини: Иоганн Генрих Песталоцци. Знакомство с жизнью и работой. Heseberg Verlag, Pinneberg 2018, ISBN 978-3-9819597-3-4 .
Биографические статьи в справочниках
  • Отто Хунцикер :  Песталоцци, Иоганн Генрих . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Том 25, Duncker & Humblot, Leipzig 1887, стр. 432-461.
  • Карл Динст :  Песталоцци, Иоганн Генрих. В: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Том 7, Баутц, Герцберг 1994, ISBN 3-88309-048-4 , Sp. 250-253.
  • Макс Лидтке:  В: Новая немецкая биография (NDB). Том 20, Duncker & Humblot, Берлин 2001, ISBN 3-428-00201-6 , стр. 214-216 ( версия ).
  • Дитрих Зейболд: В: Андреас Котте (Ред.): Театр Lexikon der Schweiz . Том 2, Chronos, Цюрих 2005, ISBN 3-0340-0715-9 , стр. 1395 f.

Основные принципы

Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году он открыл приют для сирот и бедных детей, но спустя шесть лет он закрылся.

На Песталоцци оказала сильное влияние книга Руссо «Эмиль или о воспитании». Именно эта работа послужила основой для создания новой педагогической системы. Он выделил несколько важных моментов:

  • развитие органов чувств;
  • дисциплинированность на основе любви к ученику;
  • природосообразность.

Песталоцци написал несколько книг, но он находил их недостаточно хорошими. Он оставил только рукопись «Лингард и Гертруда». В ней автор изложил основные идеи народной школы. Именно эта книга сделала педагога известным на весь мир.

В произведении рассказывалось о следующих вещах:

  • устройство крестьянских школ;
  • реалистичная картина жизни деревни;
  • вера в то, что просвещение изменит общество.

Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе — сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения же строится на переходах от части к целому

Важно использовать наглядность на уроках — именно она помогает развивать память и мышление.

Книги (5)

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1Раздел: Педагогика

Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.

В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

Далее »

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2Раздел: Педагогика

Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.

В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

Далее »

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3Раздел: Педагогика

Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.

В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».

Далее »

Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1Раздел: Педагогика

Первый том включает работы, раскрывающие цели и задачи воспитания и излагающие метод обучения Песталоцци, а также статьи о трудовом воспитании. Особый интерес представляют материалы о взаимосвязи и взаимодействии трудового воспитания с производительным трудом, умственным, нравственным и физическим воспитанием.

Для ученых-педагогов, работников народного образования.

Далее »

Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Том 12Раздел: Педагогика

Во 2-й том включены статьи, раскрывающие проблемы нравственного воспитания детей и подростков, а также требования к нравственным качествам учителя. В этот том вошло и предсмертное произведение Песталоцци «Лебединая песня», в котором педагог-энтузиаст подвел итоги педагогических исканий и всей своей жизни.

Для ученых-педагогов, работников народного образования.

Далее »

Добавить отзыв

Биография Песталоцци

Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.

Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.

Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.

В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.

Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог

Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе

Основные образовательные идеи Песталоцци

Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении.

Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.

Иоганн является автором теории «элементарного образования», которая представляет собой так называемую систему Песталоцци. На базе принципа природосообразности, он выделил 3 главных критерия, с которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей

Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности.

Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника.

Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма

В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста.

При этом ни одну из работ нельзя выполнять слишком долго, иначе это может навредить развитию ребенка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей».

Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу.

По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.

В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения

Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии.

Учителям надо проявлять к воспитанникам искреннюю любовь, поскольку только так им удастся расположить к себе учеников. Следовательно, нужно избегать любых форм насилия и муштры. Также он не допускал, чтобы у педагогов были любимчики, ведь там «где имеются любимцы, там прекращается любовь».

Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях.