Джон локк — биография

Оглавление

Смертельное испытание

В то время, когда Локк жил в доме Купера, у последнего возникло серьезное осложнение инфекции печени, которая у него была давным-давно.

Ситуация вынудила Локка созвать совет врачей для обсуждения решений проблемы, в конечном итоге предложив Куперу сделать ему опасную для жизни операцию, которая в то же время была единственным шансом спасти его жизнь.

Это было рискованное предложение, и Купер в конечном итоге согласился на предложенную операцию. После выполнения хирургической процедуры Купер выжил, и операция прошла успешно. Это привело к тому, что дворянин стал считать Джона Локка человеком, спасшим ему жизнь.

Теория познания

Джон Локк продолжил дело своего соотечественника Фрэнсиса Бэкона, подробно обосновав антисхоластический метод научного познания. Философ выдвинул гипотезу, согласно которой знание черпается из опыта, а тот, в свою очередь, формируется из собственных ощущений.

Локк критически высказывался об учении Рене Декарта о «врожденных идеях». Ощущения, которые человек получает от окружающего мира, считает английский философ, — единственное основание всего познания. Локк выделяет 2 вида опыта:

  • внешний (личные ощущения);
  • внутренний (рефлексия).

Первый берется из объективного материального мира, воздействующего на человеческие органы чувств и вызывающего соответствующие ощущения. Источником второго служит анализ своих эмоциональных переживаний, то есть рассуждения по тому или иному поводу.

Также теоретик дифференцирует все идеи на простые и сложные. Первые представляют собой отражение действительности в душе, как в зеркальной плоскости. Они пассивны и зачастую навязываются против воли человека. Сложные представления не могут существовать без активной мозговой деятельности, подразумевающей комбинирование простых идей. Все это в конечном счете составляет азбуку сознания.

завод

Локк опубликовал множество работ за свою жизнь. Среди всех его публикаций есть три, которые выделяются своей большой теоретической ценностью и превосходством, которое они имели. Далее мы опишем наиболее актуальные характеристики этих книг:

Письмо о толерантности

Эта работа была опубликована в 1689 году и вышла на свет анонимно. Публикация включает в себя подборку различных писем, написанных Локком, в которых он рассказывает о постулатах, которые впоследствии станут ключевыми в его учении..

в Письма о толерантности это особенно касается масштаба индивидуальной свободы человека; В то же время Локк отмечает, что нетерпимость к таким институтам, как государство и церковь, является негативной..

В частности, Локк говорит о преимуществах в области социального мира, которые приносит существование религиозной свободы.

Два договора о гражданском правительстве

Эта книга была также опубликована анонимно в 1689 году.

Первый договор решительно критикует концепцию патриархата или абсолютной монархии. Со своей стороны, во втором договоре Локк начинает более четко говорить о социальном договоре и свободе людей, основанной на естественных правах..

В этом последнем договоре Локк предлагает создать законодательные, исполнительные и судебные полномочия, чтобы способствовать искоренению коррупции..

Локк считает, что наиболее важной властью была судебная власть, задуманная как учреждение, выбранное городом, и которая также отвечала за выбор губернаторов. Эти понятия были очень влиятельными в контексте Просвещения

Эссе о человеческом понимании

Опубликованная в 1690 году, эта книга показывает первые понятия, связанные с так называемым английским эмпиризмом..

Для Локка не было такой вещи, как врожденные идеи, но только благодаря опыту человек мог развить свой интеллект и прийти к знаниям..

Локк указывает, что первым источником, через который получают знания, являются чувства; и тогда появляется внутренний опыт или рефлексия, что соответствует восприятию каждого человека.

Педагогические идеи

Локк был уверен, что действия человека зависят от воспитания. Он считал, что воспитание должно вырабатывать характер, развивать волю, нравственно дисциплинировать. Цель воспитания — воспитать джентльмена, который сможет толково и предусмотрительно вести свои дела, при этом будет утончённым в обращении.

Локк не отделял обучение от воспитания физического и нравственного. Цель физического воспитания – образовать тело, послушное духу. Цель духовного воспитания – создать прямой дух, поступающий сообразно с достоинством разумного существа. Ученый считал, что детей нужно приучать к самовоздержанию, самонаблюдению и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает:

  • Физическое воспитание: развитие здорового тела, выработка настойчивости и мужества. Укрепление здоровья, строгий режим, простая пища, закаливание, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно быть подчинено формированию образованного делового человека и развитию характера.
  • Религиозное воспитание должно направляться не на приучения к обрядам, а на формирование почтения и любви к Богу.
  • Нравственное воспитание, цель которого воспитывать способность идти наперекор своим склонностям, следуя советам разума. Не менее важна выработка изящных манер.
  • Трудовое воспитание должно помогать в овладении ремеслом.

В обучении нужно опираться на любознательность и интерес детей. Главные воспитательные средства – пример и среда. Положительные привычки можно воспитать кроткими внушениями и ласковыми словами. Физическое наказание допустимо только при дерзком и систематичном неповиновении.

Настоящие и именные сущности

Одна из самых замечательных составляющих эссе Локка состоит в том, что он проводит различие между реальной сущностью предмета и его номинальной сущностью.

Величайшие философы того времени считали, что основная цель науки — познание сущности вещей.

Локк считал эту теорию ошибочной, поскольку для него этот тип знания был недоступен человеку. Поэтому предлагается сосредоточиться на номинальной сущности.

Следовательно, его тезис о знании определяет, что очень немногие вещи реальны. Все будет связано с нашими представлениями о вещах, вероятностях и ожиданиях.

Реальность напрямую связана с чувствами, а истина — это только вопрос слов.

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем

Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей».

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своём «Эмиле» довёл до крайних выводов.

философия

свобода

По словам Джона Локка, человеческие существа не подчиняются замыслам природы, но свободны. В этом контексте он ссылается на состояние природы, которое описывает как врожденную способность человека выбирать элементы, необходимые ему для достижения благополучия..

Человек может определиться с этими аспектами, учитывая, что он наделен необходимой рациональностью, чтобы обдумать это и сделать выводы, которые он считает наиболее подходящими..

Благодаря этой рациональности люди могут генерировать набор правил, которые направляют их динамику в мир. К этим правилам Локк называл их законами природы или законами разума..

Локк указывает, что человек наслаждается этой свободой, не будучи уменьшенным действием другого человека. Для него только Бог обладает большей властью, чем человек, что приводит к концепции независимости, которая не допускает господства.

бог

Для Локка нет необходимости доказывать существование Бога, поскольку это просто факт, который отвечает на свидетельства вселенной и мораль, присущую людям.

Поэтому Локк не понимает, что он должен объяснить существование Бога; то есть, что дедуктивный подход к Богу должен быть осуществлен. Следовательно, закон природы, который он предлагает, также связан с фигурой Бога..

Согласие и договор

Концепция согласия связана с идеей о том, что человек не может находиться под господством или в состоянии подчинения, если он не принимает его. Согласно Локку, все люди могут решить, применяют ли они к себе какую-то фигуру господства.

Таким образом, человек отказывается от своего поведения в соответствии с законом природы и подчиняется этому подчинению. Весь этот процесс происходит по абсолютной воле отдельных лиц и полностью действителен.

Эта концепция напрямую связана с понятием политики. Локк утверждает, что человек может заявить о себе как о субъекте идеи или власти политического характера.

Чтобы это работало, должны быть другие люди, которые также подпадают под эту идею, так что вместе создается так называемое политическое общество или гражданское общество..

В результате этого сценария генерируется то, что Локк назвал контрактом, посредством которого создается политическое общество, при определении политического режима, которому будет подчиняться первый..

Теория идей

Локк развивает и защищает теорию о том, что разум — это пустая страница. В нем внешняя информация записывается через чувства, в дополнение к той, которая генерируется деятельностью ума..

Он называет этоотражение«Отвергая мысль о том, что знание Бога, морали или законов логики являются врожденными в человеческом уме. Локк сказал:

«Слова в их первичном или непосредственном значении ничего не представляют, но идеи в уме того, кто их использует».

Он утверждает, что источником всех знаний является сенсорный опыт, и что идеи делятся на простые и сложные

Анализ сложных идей, также называемых концепциями, стал важной темой в философии

Дж. Локк. Локк и его политические и правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк представлял позицию тех социальных групп, которые наконец-то добились гарантированного участия в управлении обществом, что заставило его дистанцироваться в первую очередь от радикальных взглядов революционного периода. Он критиковал ужасно реакционную работу Р. Филмера «Патриарх, или Естественная власть королей», в которой противопоставлялась теория общественного договора Гоббса и интерпретировалось понимание последним верховной власти неограниченного монарха. Этой работе напрямую противостояли «Два трактата о государственном правлении» Филмера, в которых Локк также сформулировал свое понимание естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Как обычно, доктрина началась с вопроса о происхождении государства. В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк рассматривает изначальную абсолютную свободу людей не как источник борьбы, а как выражение их природного равенства и готовности следовать разумным естественным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к выводу, что в интересах общего блага необходимо, сохраняя свободу, возложить на государство часть задачи по обеспечению дальнейшего развития общества. Так между людьми формируется общественный договор, и таким образом возникает государство. Государство — это, по словам Локка, совокупность людей, объединившихся в сообщество под эгидой общего права и учредивших суд для разрешения конфликтов между ними и наказания нарушителей.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Выражая потребности более зрелого буржуазного общества в сравнении с Гоббсом, Локк сильно подчеркивает важность частной собственности уже в состоянии природы. Собственность, однако, неотделима от труда, что отличает частное от общего

Локк, можно сказать, поет дифирамбы труду и частной собственности, которые он практически отождествляет, видя в них основу человеческой культуры.

Первичные и вторичные качества предметов

Локк обрисовывает темы, которые были источником многих споров. Качества делятся на:

  • Первичный; те, которыми обладает объект, такие как размер, вес и форма, среди прочего.
  • Вторичный, который может быть результатом способности объекта впечатлять разум определенными идеями, такими как цвет, запах и вкус.

Локк предлагает этот эксперимент, чтобы проверить свою теорию:

Предположим, что взрослого человека, слепого от рождения, учат отличать сферу от куба с помощью прикосновения. Затем предположим, что оба объекта помещены перед слепым и заставлены видеть. Вопрос в том, что через зрение, не касаясь фигур, можно было бы сказать, что это куб, а что сфера ».

Оценив возможные результаты, Локк определяет:

«Я придерживаюсь мнения, что слепой не мог сказать с уверенностью, что есть сфера, а что куб, просто глядя на них; хотя я мог однозначно узнать их на ощупь … «

Биография и личность[править]

Джон младенцем оказался в детском доме, а затем воспитывался в приёмных семьях. Повзрослев, он попытался найти настоящих родителей — нанятый частный детектив вывел Джона на его отца, Энтони Купера, который, вроде бы радушно приняв и заручившись доверием Локка, по сути цинично использовал сына в качестве донора почки для своей операции, после чего отказался от дальнейшего общения. Оправиться от такого удара Джону должен помочь курс психологической реабилитации, где он знакомится с Хелен, завязывая с той отношения и рассказывая о произошедшем. Однако, на мнимых похоронах отца Локк встречает пресловутого Купера в добром здравии: тот инсценировал собственную смерть, дабы скрыться от долгов. Отец уговаривает Джона помочь ему ещё раз, что служит причиной разрыва с Хелен. Новая встреча с отцом и вовсе оборачивается трагедией: Купер выталкивает раскрывшего кое-какие его махинации сына из окна, что навсегда приковывает Локка к инвалидному креслу.

Локк находит не бог весть какую работу, но жизнь его довольно безрадостна. Мечта Джона — сафари в Австралии, однако, и в этом ему отказано по причине увечья. Морально убитый, Локк собирается домой, в США, рейсом 815.

Очутившись на острове после катастрофы, Джон Локк не спешит присоединиться к остальным выжившим. Он потрясён: последствием крушения стало его полное исцеление. Вчерашний паралитик в состоянии ходить и, судя по всему, чувствует себя прекрасно. Локк скоро становится записным охотником, рейнджером и вообще наслаждается пребыванием в диких джунглях, получив всё, о чём мечтал. А на почве произошедшего чуда и некоторых особенностей острова (так, Локк первым встречается с чёрным дымом) в Джоне просыпается смутное мистико-религиозное чувство.

Скооперировавшись с остальными, Джон показывает себя активистом. Особенно по душе ему добыча провианта и исследовательские вылазки в чащу. В ходе одной из таких оказывается найден бункер. Локк сразу верит в сверхмиссию по сохранению мира от катастрофы, связанную с несением постоянной вахты в бункере и периодическим вводом особого кода в спецкомпьютер. Даже когда его спутникам кажется сомнительной такая идея, Локк решает не искушать судьбу. Примерно с этого момента Джон чувствует особую связь с островом и мало-помалу принимается считать себя кем-то вроде медиума-хранителя этих мест. Правда, вера его подвергается серьёзному испытанию на прочность в тот момент, когда определённые накладки в процессе помешали своевременному вводу кода, а ничего видимо ужасного не случилось. Но испытав духовный кризис, Джон возвращается «на путь истинный» с удвоенным рвением — бросив прежних товарищей, он даже присоединяется к Другим в надежде разузнать больше о тайнах острова. Выясняется, что Локк способен общаться с Джейкобом — духовным лидером Других. Раньше подобное было доступно только предводителю Других, Бену. Джон наращивает авторитет в маленькой коммуне, что не устраивает собственно Бена, и тот предпринимает первую, неудачную, попытку избавиться от соперника.

Вторую попытку Бен совершит на большой земле, где к тому времени окажется Локк. На этот раз — удачную.

Но смертью роковое невезение Джона не исчерпано: в шестом сезоне под личиной Локка появляется Человек в чёрном, противник Джейкоба. Горькая ирония.

Джон Локк — типичный Избранный, которому сильно не повезло. Он сирота, очень умен, эрудирован, но места ему в обычной жизни нет — работает на дрянных рабочих вакансиях, позже получает травму и оказывается совсем неликвидным. При всем этом его восприятие мира весьма необычно, он верит в судьбу и видит знаки. На Острове он находит себя и почти выполняет свое предназначение — стать новым лидером Острова.

Заключение

Каждый из этих ученых внес свой вклад в развитие науки и особенно в развитие философии. Томас Гоббс подарил миру такое произведение, как «Левиафан». Государство, или искусственный человек, в форме монархического правления — единственный способ избежать хаоса и гражданской войны.

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.