Когда и где возник ислам

Оглавление

Зарождение ислама время, место, условия и причины возникновения

Ислам является самой молодой монотеистической религией в мире. Историки не могут назвать точную дату, когда возник ислам, датируя начало распространения религии VII веком. Следовательно, ответить на вопрос, сколько лет существует ислам, не представляется возможным – порядка 14 веков.

Происхождение мусульманства относят к западу Аравийского полуострова. Языческие племена арабов переживали сложный период разрушения родоплеменных связей и возникновение нового общества, с классовым делением.

Необходимость в появлении новой религии была обусловлена как постепенно усложнявшимися отношениями между людьми, их культурным и духовным развитием, так и социально-экономическими условиями.

Доисламическое поклонение идолам и божествам природы уже не удовлетворяло арабов, назрела нужда в более сложных и упорядоченных отношениях человека и его создателя.

Численность мусульман

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).

По состоянию на начало года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .

Правила молитв

Благодаря зарождению ислама появились новые государства. А стать мусульманином довольно просто. Достаточно в присутствии двух мужчин, исповедующих ислам, произнести шахаду. Это короткая молитва на арабском языке. В переводе с него она звучит как «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его».

Всего в религии существует три типа молитв:

  • шахада;
  • намаз;
  • дополнительная.

Намаз мусульмане читают пять раз в день — на рассвете, в полдень, до заката и после него, перед сном. Одновременно с произношением словесных формул они выполняют определенные движения, стоя на коленях на коврике для молитв. Перед намазом нужно обязательно совершить омовение. Женщины всегда молятся отдельно от мужчин. Произносить священные слова можно в любом месте — в мечети или за ее пределами.

Дополнительные молитвы необходимы для выражения своих просьб к Аллаху. Тексты в этом случае просящий составляет самостоятельно. Произносить желание можно на любом языке, для этого подходит разное время суток. Но при произношении молитв обязательно нужно повернуться в сторону Мекки.

Мусульмане обязательно принимают участие в борьбе за свою веру. Завоевание новых территорий и обращение людей в ислам называют джихадом. Это священная война против неверных. Всего есть четыре типа джихада:

  • меча;
  • руки;
  • языка;
  • сердца.

Джихад меча — вооруженные выступления против неверных. Второй тип применяют старшие члены семьи по отношению к младшим. Третий используется для осуждения или одобрения поступков других людей. Джихад сердца — это борьба человека со своими недостатками и пороками.

Первый человек удостоен чести

Господь сообщил Своим ангелам:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам
человека из глины. Когда же Я придам ему соразмерный
облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран 37:71-72)

Господь оказал великий почет Адаму –
первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик
Своими руками и повелел ангелам пасть ниц перед ним. Господь
приказал ангелам:

«…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед
Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис (сатана) не был в числе поклонившихся»
(Коран 7:11)

Поскольку поклонение может быть обращено
только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. Как
только душа вошла в тело Адама, он чихнул и произнес «хвала Аллаху». В ответ
Господь наделил его Своей Милостью. Хотя это сообщение не приходит в Коране и
достоверных хадисах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,
оно упоминается в некоторых комментариях к Корану. Так, в первые же секунды
своей жизни Адам был признан почтенным созданием, одаренным беспредельной
милостью Господа.

По преданию пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и приветствует, Господь сотворил Адама подобным Себе. Но
это ни в коем случае не означает, что Адам выглядит как Господь. Ведь Он
уникален во всем. Из этого предания мы понимаем, что Всевышний наделил Адама
некоторыми из своих качеств: милосердие, любовь, свобода воли… Хотя, милосердие
(как и другие качества) первого человека (и людей в общем) никогда даже
близко не подойдут к милосердию Всевышнего.

История появления

Дата возникновения ислама — это первая половина седьмого века, а появился он на Аравийском полуострове. Главными городами тогда считались Мекка и Ясриб, который позже переименовали в Медину. Сегодня они расположены на территории современной Саудовской Аравии.

А основал религию пророк Мухаммед или Мухаммад. Он родился в Мекке в 570 году, был пастухом. Но ему удалось жениться на богатой вдове, тогда он изменил род своей деятельности — превратился в купца.

В 610 году у Мухаммеда открылся дар видения и речения — он наблюдал и слышал то, что было неподвластно другим людям. До него доносились голоса ангелов и самого Аллаха. Они диктовали ему содержание Корана, приказали искоренить безбожие и установить на земле мусульманскую веру. Так и началась проповедническая жизнь Мухаммеда.

В конце седьмого столетия ислам поделился на три ветви:

  • шиизм;
  • суннизм;
  • исмаилизм.

В мире 22% населения придерживаются заповедей ислама. Пророк также создал арабо-мусульманское государство — халифат. В истории было известно множество таких стран. Некоторые из них пережили распады и превратились в несколько государств. Другие даже не были официально признанными халифатами.

Третья волна

Начиная с 11 в. распространение ислама (третья волна завоеваний) становится делом не столько арабов, сколько недавно обращенных в эту религию турков, монголов и берберов. Берберы несли ислам жителям Северной Африки. Очень сложную трансформацию претерпели монголы, которые, потерпев неудачу в борьбе с исламом в Средней Азии, в 13 столетии сами исламизировались. В 14 в. ислам достигает берегов Малайзии и Индонезии.

Что касается Европы, то проникновение на территорию Балканского полуострова в 14-15 вв. турок-османов оказалось весьма неожиданным. И если с изгнанием мавров в начале 17 в. в Испании было полностью ликвидировано исламское присутствие, на Балканах вплоть до сегодняшнего дня проживают миллионы мусульман (в Боснии, Албании, Косово).

Авраамические религии

Их три:

  • христианство;
  • ислам;
  • иудаизм.

Напомним также о том, что ислам входит в число трёх мировых религий. Иначе говоря, ислам наднационален, хотя в своё время возник в рамках арабского мира.

Мировые религии

Выделяются три основных направления:

  • буддизм;
  • христианство;
  • ислам.

Время возникновения мусульманской религии можно определить достаточно точно. Поскольку это самая молодая религия, сохранились вполне чётко датируемые сведения о её основателе и этапах распространения. Как законченное учение, мусульманская вера возникла в 650–660 гг. н. э.

Правда, есть основания полагать, что отдельные положения будущей мировой религии начали появляться в арабском обществе значительно раньше.

Кто такой пророк

Это не святой, не праведник — это просто орудие Бога. Вот он приходит к человеку или посылает ангела и говорит этому человеку: «Вот ты будешь исполнять мою волю, нести мое слово»

Тут очень важно, что именно слово, не какой-нибудь написанный текст. Дело в том, что Мухаммад был абсолютно неграмотным человеком всю свою жизнь

Он не умел ни читать, ни писать. То есть в мусульманской традиции откровение выглядит так: Мухаммаду нечто Аллах, так называется единый Бог по-арабски, что-то сообщает. Мухаммад общается с архангелом Джабраилом и потом Мухаммад рассказывает услышанное людям, а некоторые из этих людей, близкие к нему, с какого-то момента его высказывания стали записывать.

Вот эти вот отдельные записи, они называются аяты — речения Мухаммада. Аяты объединены в суры — это будут главы. Из этих сур складывается книга — Коран — священная книга мусульман. То есть эта книга, которую Мухаммад не писал. Он ее надиктовывал, или потом, по памяти, что-то записали люди, которые его окружали. И мусульмане, последователи Мухаммада, воспринимают Коран, как прямую речь Бога, которая разумеется не подлежит критике.

Принципы учения Ислам

Все принципы Ислама, как божественного и запредельного учения, как мы уже упоминали, передавались Ангелом Джабраилом великому пророку Мухаммеду в течение целых 23 лет, в виде Откровений. При этом отмечается важный факт, что сам пророк до этого читать и писать не умел, как и многие в те времена, поэтому даже физически не мог выдумать такого огромного количества информации, переполненной важными деталями, которые до сип пор обсуждают даже некоторые современные ученые.

И поэтому для всех мусульман Коран – это практически родословная великого Бога Аллаха. И конечно, как считают все мусульмане — это великая честь служить, почитать и изучать как Священный Коран, так и Самого Вездесущего и Всезнающего Аллаха.

Ну а основные принципы ислама заложены в Коране в виде предписаний шариата (переводиться слово шариат как «свод правил»). В этом своде правил можно выделить 5 основных действий, которые должен выполнять каждый мусульманин.

Принципы и правила Шариата в Исламе

Шахада – каждый, кто принял ислам, должен иметь крепкую веру в Единого Аллаха и пророка посланного им Мухаммеда

  • Во-вторых, Намаз – это 5 молитв, которые нужно выполнять ежедневно в строго определенное время.
  • В-третьих – это Ураза, то есть строгий пост во время Рамадана.
  • Четвертое – Закят, который гласит что все взрослые мусульмане должны платить налог или милостыню, для очищения и принятия Богом.
  • И пятое – это Хадж, про который многие, наверное, слышали. Каждый мусульманин должен совершить священное паломничество в Мекку, родину Мухаммеда и всего ислама, независимо от той страны в которой он живет.

Известные исламские богословы.

В мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы.Развитие шариатского судопроизводства способствовало появлению плеяды известных средневековых правоведов, создавших юридические школы —мазхабы.4 основные юридические школы шариата создавались с начала VIII до середины IX вв. и названы по именам основателей:Имам Абу Ханифа (ханафитская),Малик бин Анас (маликитская),Имам аш-Шафии (шафиитская)Имам Ахмад ибн Ханбал(ханбалитская).

Эти классические правовые школы в суннитском исламе оказывают сильное влияние на структуру современных законодательных и судебных органов мусульманских стран и регионов, например:
мусульмане Поволжья,Центральной России и Сибири традиционно придерживаются ханифитского мазхаба,а мусульмане Северного Кавказа —шафиитского.

Основные направления в исламе-суннизм(от арабского—ахль-ас-сунна —«люди Сунны») и шиизм(от арабского —аш-шийа —»приверженцы, последователи»). Основное различие суннизма и шиизма —вопрос о природе власти.
В суннитской трактовке посредничество между Аллахом и людьми прервалось со смертью Мухаммеда. Поэтому лидером исламской общины на любом уровне должно быть избранное этой общиной лицо.

Решение общины выражается в иджме —согласии ее членов. Сунниты почитают праведными 4 первых халифов.
Шииты признают лишь Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Носителями божественной благодати, выразителями окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения считаются в шиизме имамы.

История мусульманских государств

Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.

Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.

Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.

К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.

После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.

Геополитические факторы появления ислама

Задание 1.2. Обсуждение в группе учащихся геополитические факторы
I-VI веков, сложившиеся на Ближнем Востоке.

  • Прочитайте предложенный ниже текст.
  • Какой из перечисленных в тексте геополитических факторов
    сыграл наиболее важную роль в генезисе ислама.
  • Какую роль перечисленные ниже факторы могли играть в
    дальнейшей истории ислама?
  • Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  • Напишите текст своей интерпретации геополитического
    положения накануне и после генезиса ислама для учащихся.

Период между появлением христианства и зарождением ислама,
занимающий как раз первые шесть веков христианской эры, был
отмечен серией важных перемен как в курсе событий, так и развитии
цивилизаций.

  1. Первое из этих изменений — появление и постепенное
    распространение христианства на фоне исчезновения дохристианских
    религий кроме иудаизма.
  2. Вторым важным политическим новшеством было постепенное
    перемещение силы Римской империи с запада на восток, от Рима к
    Константинополю, городу основанному Константином (311-337) как
    второй столицы государства. В 395 империя окончательно разделилась
    на Западную и Восточную. Западная империя не смогла противостоять
    серии набегов варваров и вскоре перестала существовать.
    Восточная империя смогла преодолеть эти напасти и трудности и
    просуществовала еще тысячелетие. Иными словами, она оказалась
    свидетелем появления ислама и создания мусульманских империй.
  3. Третьим важным обстоятельством этой эпохи была эллинизация
    Ближнего Востока, начавшаяся за несколько веков до этих событий.
  4. Четвертая перемена, которую также можно отнести к более
    ранним влияниям, — постепенный рост того, что сегодня называют
    «командная экономика» — попытки планировать или управлять
    хозяйством, используя власть государства. Сельское хозяйство и
    промышленность, армия и ирригационные системы испытывали на себе
    возраставшее вторжение государства вплоть до исламских завоеваний
    и реконструкции экономических функций и власти.
  5. Существенное изменение баланса силы между великими
    государствами тогдашнего мира.

Как для Византийской империи, так и для сасанидского Ирана
(Персии) наступление волны ислама стало самым важным вызовом в
первые десятилетия VII века. Тем не менее, оба государства по
разному ответили на этот вызов. Византийские армии потерпели ряд
серьезных поражений и отдали арабам ряд провинций, тем не менее
ключевой район Малой Азии остался под контролем греков и
христианской церкви, а столица Константинополь, несмотря на
многочисленные набеги сохранилась неприступной. В результате этих
военных столкновений Византийская империя была ослаблена и стала
территориально меньше, но просуществовала еще семь веков и не
утратила свой язык, свою культуру, а ее институты продолжали
развиваться в естественном ритме.

Иной была судьба Персии. Не только дальние провинции, но и
столица и в целом вся территория была завоевана и присоединена к
новой арабской исламской империи. Византийские магнаты из Сирии и
Египта смогли спастись в Константинополе. У зороастрийцев Персии
почти не было выбора: либо принять ислам, либо просить убежища в
единственной открытой для них стране — Индии. В первые века
влияния ислама в Иране, старый язык и письменность была постепенно
забыта большинством народа. Забыта была и древняя история Персии,
которая на протяжении долгих веков доисламской истории была
ведущим государством мира и конкурировала за влияние с Римской и
Византийской империями.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Династия Аббасидов

Первым аббасидским халифом стал Абу-аль-Аббас ас-Саффах («щедрый» — этот эпитет впоследствии принимали и другие халифы). Важнейшим следствием государственного переворота и смены власти была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения. Главной опорой Аббасидов стала знать Ирана и Средней Азии, что привело к усилению иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 году халифом аль-Мансуром. Поэтому государство Аббасидов иногда называют также Багдадским халифатом (для отличия от Дамасского халифата Омейядов). Наибольшего могущества Халифат Аббасидов достиг при халифах аль-Маисуре (правил в 754-775 гг.), аль-Махди (775-785 гг.), Харунеар-Рашиде (786-809 гг.) и аль-Мамуне (813-833 гг.). Багдад стал центром активной интеллектуальной жизни. Триста лет, из более чем пятивековой истории Аббасидской державы (с 749 по 1258 год), были ознаменованы расцветом мусульманской культуры и науки, экономическим подъемом.

Но в конце VIII века от Аббасидского халифата начали отпадать отдельные области (например, Марокко). В IX веке процесс распада государства Аббасидов усилился: на территории Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться самостоятельные государства, в которых правили местные династии.

История Багдадского халифата заканчивается падением Багдада в 1258 году, когда последний аббасидский халиф был казнен монголами. Мамлюкские правители Египта и Сирии поспешили восстановить халифат в 1261 году, сделав своим халифом аль-Мустансира (дальнего родственника Аббасидов), спасшегося от преследований. В 1517 году, после завоевания Египта турками, его потомок был перевезен в Стамбул, где, согласно оманской официальной традиции, последний Аббасид передал свои права турецкому султану Селиму Грозному (правил в 1512-1520 гг.). В 1924 году институт халифата, духовного центра всех суннитов, был официально упразднен первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.

Исламские истории об учителе и ученике

Поучительные истории Ислама часто повествуют о беседах учителей и их учеников, в результате которых мусульмане могут извлечь мудрые советы.

Как увидеть Пророка ﷺ

Как-то раз пришел ученик к своему учителю и сказал: «Как мне увидеть Пророка ﷺ во сне, я по нему очень скучаю». Учитель ответил: «Приходи ко мне вечером, и я научу тебя тому, как увидеть Пророка ﷺ во сне»

Ученик пришел к учителю на ужин. Еда была соленной. Ученик попросил воды, но учитель не дал ему воды. Потом учитель сказал ученику: «Теперь ложись спать, а когда проснешься до утренней молитвы, я научу тебя, как увидеть во сне Пророка ﷺ».

Томимый жаждой ученик пошел спать. Проснувшись, учитель спросил его: «Прежде, чем научить тебя тому, как видеть Пророка во сне, скажи мне: «Что ты видел этой ночью». Ученик ответил: «Я видел проливные дожди и текущие реки». И тогда учитель сказал: «Твое намерение было правдивым, и сон твой стал правдивым, и если любовь твоя к Посланнику Аллаха ﷺ, будет столько же правдивой, ты увидишь его».

Религиозная жизнь южной Аравии в IV – V веках

Религия ислама зародилась в непростых условиях. Теологи, этнографы, археологи сходятся во мнении, что данное течение является синергией мистических воззрений различных этнических групп южной Аравии, среди которых язычество, иудаизм, христианство и ханифизм.

В те времена в глубине Аравийского полуострова проживали богобоязненные люди, поклонявшиеся единому Богу. Назывались эти пророки-проповедники ханифами. Некоторые племена также исповедовали культ поклонения единому Богу Рахману. Это явление получило название «Йеменский монотеизм».

Иудаизм проник в Аравию при царе Йусуфе Нувасе, который возвел его в ранг государственной идеологии. Византийские торговцы и послы способствовали проповеди христианства среди аравитян. Известно, что часть йеменской родовой знати приняла крещение. В Мекке проживали представители весьма обширной колонии христиан-эфиопов. Во времена борьбы христианской церкви с еретиками, несторианами и монофизитами, значительная часть приверженцев этих учений также нашла приют в песках южной Аравии. Все это разнообразие религиозных верований не могло не оказывать влияния на мировоззрение арабов.

Образ жизни оседлого населения Аравии

Оседлое население Аравийского полуострова также сохраняло
свою принадлежность племени. Поэтому индивидуум как в оазисах, так
и в пустыне ощущал себя в первую очередь и главным образом членом
своего племени. Только в племени и с его помощью он мог
существовать и ему был гарантирован необходимый минимум личной
безопасности… Глава племени (сейид — букв. «оратор») проявлял
гостеприимство и заботился о племени. Права наследования не было,
но сейиды происходили обычно из одного племени.

Примерно за шестнадцать столетий, на протяжении которых можно
проследить доисламскую историю Северной и Центральной Аравии,
местные бедуины не создали по собственному побуждению никаких
государственных образований за исключением тех, что возникли в
пограничных районах, и самоуправляющихся городских поселениях.

Земледелие достигло наибольшего развития в Южной Аравии.
… В противоположность широко распространенному мнению
первое тысячелетие нашей эры принесло полуострову постепенный рост
количества осадков, хотя время от времени дождей выпадало меньше,
например как раз между 591 и 640 гг., в период основания
мусульманской общины.

Впервые арабы упоминались в ассирийских надписях в 854 г. до
н.э. С тех времен Аравия была втянута в международную торговлю. В
результате ослабления Египта в Южной Аравии были образованы
между 1000 и 500 г. до н.э. два довольно сильных царства — Маин и
Саба, которые контролировали Красное море и торговлю пряностями с
Индией. В целом, географическое положение Аравии на перекрестке
древних торговых путей было довольно выгодным, но особого достатка
ее жителям все же не приносило. К тому же Аравия оказалась в
центре международных конфликтов, мешавших торговле. Например,
Эфиопия постоянно претендовала на лакомый кусок территории: на
Йемен, завладев которым, она могла контролировать всю караванную
торговлю в Аравии. В VI веке появился новые торговые пути,
пролегавшие не через Хиджаз с городами Меккой и Мединой, которые
выросли благодаря этой караванной торговле, а на Северо-Западе,
через Персию и Месопотамию к Черному морю и юге через
Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море. В связи с этими
изменениями путей международной торговли в главных городах Хиджаза
можно было наблюдать упадок экономики.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова. 

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

Экспансия ислама

В конце XX — начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.

Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» исследователь отмечает:

«История показывает, что исламизация страны начинается тогда, когда появляется значительное число мусульман, и они начинают отстаивать свои религиозные права и требовать привилегий. И когда политкорректное, толерантное и культурно разрозненное общество начинает идти на поводу у мусульман в их требованиях, начинают появляться уже некоторые иные тенденции…».

Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:

  • Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
  • При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
  • При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
  • Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. «Например, в Париже, — пишет автор, — мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, — что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе».
  • При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
  • После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
  • Когда мусульман станет большинство — более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
  • При достижении 80% — государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.

«И когда эти проверенные историей методы дадут свои плоды, государство приблизится к тому, чтобы стать полностью исламским — на 100%, оно станет «Дар-аль-ислам» (дом, земля ислама). Тогда, как верят мусульмане, у них наступит полный мир, поскольку все станут мусульманами, медресе – единственным учебным заведением, а Коран – единственным писанием и руководством к действию одновременно», заключает Хэммонд.

История возникновения ислама

Ислам-одна из трех мировых монотеистических религий. Название в переводе с арабского означает «покорность, предание себя Богу».
Число приверженцев — более 2 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
В Алжире, Афганистане, Египте, Ливии, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, Тунисе ислам —государственная религия.

Значительные мусульманские общины есть в Западной Европе, в США и Латинской Америке.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, идолы которых находились в Мекке.
Появление и формирование ислама как религиозной системы связано с личностью пророка Мухаммеда (570-632).
Он родился в Мекке, в небогатой семье. Происходил из рода Хашим племени Курайш. Отец (Абдаллах) умер за 2 месяца до рождения сына, а мать (Аминат) —когда ему было 6 лет.

В 25 лет Мухаммед женился на 40-летней богатой вдове из Мекки, Хадидже.
В 610 г. в возрасте около 40 лет пророк Мухаммед начал проповедническую деятельность в Мекке.

Согласно исламского вероучению, в этом возрасте у него начались божественные откровения.
Он призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в единого Бога —Аллаха.

Мекканская верхушка встретила проповедь враждебно, расценив как посягательство на освящавших ее власть традиционных племенных богов.
Первыми ислам приняли жена Мухаммеда —Хадиджа, Алиибн Абу Талиб -двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда, Зайд—вольноотпущенник и приемный сын пророка.

Среди принявших ислам были три знатных мекканца, ставшие впоследствии халифами —Абу Бакрас-Сиддик(632-634), Умар ибн аль-Хаттаб(634-644)и Усман ибн Аффан(656-661),впоследствии ставшие халифами (преемниками) пророка Мухаммеда.

В 622 г Мухаммед и сподвижники переселились в Йасриб, который позже получит название Медина(Мединат ан-Наби)—«город пророка». Здесь он стал во главе большой сплоченной общины.
После смерти Мухаммеда в 632 г. его дело продолжили халифы. Первые четыре из них пользуются особым уважением у большинства мусульман и носят прозвище «праведные»: Абу Бакр, Умар, УсманиАли.При них ислам стал мировой религией.622 г. -год переселения (по-арабски -«хиджра») Мухаммеда из Мекки в Йасриб (Медину) считается началом мусульманского летоисчисления, получившего название «Хиджра».

Культурный аспект ислама

См. Мусульманская культура.
Приверженцы ислама образуют общину (умму) верующих. Ислам одновременно выступает в двух ипостасях: как религия и как государство. С течением времени ислам стал образом жизни, своеобразной цивилизацией, объединяющей всю совокупность народов, проживающих в мусульманском мире (dar al-islam). На протяжении истории яркими доказательствами тому служили периоды культурного расцвета, когда мусульманская цивилизация достигала своего наивысшего развития, как это было при Омейядах в Дамаске и Андалузии, при Аббасидах в Багдаде, а также в Бухаре, в Самарканде, Иране и т.д. В качестве направляющего культурную эволюцию вектора ислам сыграл ни с чем не сравнимую роль для развития таких областей знания, как медицина, архитектура, математика, философия, и во многих отношениях оказал сильнейшее влияние на западную мысль, особенно в 10 и 13 вв.

Ночь предопределения

В сорокалетнем возрасте Мухаммед ощутил потребность в уединенной жизни. Аскетические подвиги стали началом его пророческой миссии. В трех с половиной километрах от Мекки, на склоне горы Джабаль Ан-Нур он нашел уединенное место. В небольшой пещере он проводил много времен в молитвах. Пополнял у Хадиджы запасы пищи и воды и снова возвращался в пещеру. Мухаммеду стали сниться вещие сны.

В 610 году, в ночь на 27-е месяца рамадана пророку Мухаммеду было открыто первое пророчество от архангела Гавриила (Джабраила), посланного Аллахом. Архангел произнес первые пять глав-аятов Корана. Мухаммед стал проповедовать откровения сначала в кругу своих родственников, которые приняли исповедание покорности единому Богу, то есть ислам. Возникновение новой религиозной общины произошло благодаря жене пророка Хадидже и еще восьми личностям, среди которых были будущие халифы Абу Барк, Усман и Али. За три года Мухаммеду удалось сплотить только сорок последователей.

В 613 году пророк выступает с открытой проповедью. Что такое ислам, он пытается объяснить воззваниями нравственного характера. Некоторые из сторонников Мухаммеда записывали его речи на пергаменте и папирусе. Этим было положено начало составлению главной книги исламской религии — Корана. Сам Мухаммед не является основателем религии, он последний в ряду пророков.