Земство

История создания и содержание

Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.

Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.

Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.

Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).

Земства занимались следующими вопросами:

  • обеспечение содержанием больниц, открытие новых,
  • обеспечение содержанием школ, открытие новых,
  • содержание и строительство дорог,
  • обеспечение продовольствием населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
  • обеспечение семенами населения при чрезвычайных ситуациях (пожары, голод, засуха, наводнение),
  • помощь при строительстве промышленных объектов на территории земства,
  • сбор статистических материалов, описание местности.

Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.

Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

150-летие начала эпохи Великих реформ. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года

Каталожный номер: 5220-0015

1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и
уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым в России
вводилось земство. Система бюрократического управления в областных
учреждениях была заменена на местное самоуправление. Надо учитывать, что
для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только
что освободившиеся от крепостной зависимости, введение местного
самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.

В основу земской реформы были положены два новых принципа —
бессословность и выборность. Распорядительными органами земства стали
земские собрания: в уезде — уездное, в губернии — губернское. Выборы в
уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Все
избиратели были разделены на три курии: уездных землевладельцев,
городских избирателей и выборных от сельских обществ соответственно.
Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских
собраниях из расчета — один губернский гласный от шести уездных.
Председатель земского собрания не избирался, им по должности был
предводитель дворянства (уездный и губернский). Исполнительными органами
земства стали управы (уездные и губернские). Они избирались на земских
собраниях (на 3 года, как и сами собрания). Председателя уездной управы
утверждал губернатор, а губернской — министр внутренних дел.

В земских учреждениях преобладало дворянство, что делало их удобными
для правительства. Однако, несмотря на смелый либеральный замысел, они
были лишены каких-либо политических функций. Полномочия управ фактически
ограничивались хозяйственными делами — содержанием путей сообщения,
строительством и содержанием школ и больниц, наймом врачей и фельдшеров,
устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части
в городах и деревнях, развитием местной торговли и промышленности,
решением продовольственных вопросов, развитием скотоводства и
птицеводства, взиманием налогов на местные нужды и т.п.

Тем не менее, институт земства активно содействовал национальному
развитию страны. Его служащие наладили статистику по хозяйству, культуре
и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали
сельскохозяйственные выставки, поднимали местную промышленность,
торговлю и особенно народное образование и здравоохранение, открывая
больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на
селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину
всех школ в стране. Врачей на селе до введения земств вообще не было
(исключая редкие случаи, когда помещик сам открывал на свои средства
больницу и приглашал фельдшера).

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу
1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в
Бессарабии и в области Войска Донского. В последствии земские учреждения
появились на окраинах — в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской
губерниях. Закон о земстве в западных губерниях был принят в 1911 году.

История

Введение земств

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации» (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз).

Дальнейшая история

Григорий Мясоедов. «Земство обедает»

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (в последней в 1882 году ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году. В 1913 году земские органы появились в Астраханской, Оренбургской, Ставропольской губерниях.

В 1890 году в ходе так называемых контрреформ Александра III было усилено сословно-дворянское представительство в земствах.

Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьёзную либеральную оппозицию правительству. 6 ноября 1904 года по инициативе «Союза освобождения» состоялся Земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами. В 1906 году губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.

У земства существовали собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.

Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года, также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы).

С началом Первой мировой войны земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственное, чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачей, фельдшериц, сестёр, так как мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось.

Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам.

Снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный комитет по снабжению армии Всероссийского земского и городского союза (Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.

Результаты реформы городского управления

Говоря о результатах земской реформы, необходимо учитывать тот факт, что более эффективной она была в городской среде, нежели в сельской местности. Чуть позднее, уже в 1870 г. в городах смогла установиться рациональная структура городского управления

Важно, что распорядительные функции получила городская дума. Управа стала исполнительным органом

А деятельность управы контролировала дума, которая полагалась на соответствующую инструкцию. Все члены управы выбирались думой, и, что крайне важно, они не утверждались дополнительно на разных уровнях. К тому же их могли отстранять от занимаемых должностей постановлением и далее дела передавались в суд. Дума избирала и городского главу. Но утверждался он, опираясь на ранг города, либо губернатором, либо министров внутренних дел.

Замечание 2

Городской глава чаще всего одновременно был ещё и председателем думы.

В таблице ниже приводится пример того, как росла активность земств с 1910 по 1915 гг., а также структура их расходов.

Виды расходов Тыс. руб. %
Участие в расходах правительственных учреждений 15 130 4,4
Содержание земского управления 23 482 6,9
Арестные помещения 1815 0,4
Дорожное дело 23 663 6,9
Народное образование 93 034 27,1
Общественное призрение 8 128  2,4
Медицина 82 835 24,2
Ветеринария 9 920  2,9
Экономические мероприятия 24 087  7,0
Прочие расходы 60 227  17,8
Всего  342 816 100,0

Земская модель местного самоуправления имела свои характерны черты. Они таковы:

  • Для земской модели было характерна работа учреждений вне системы государственных органов.
  • Наличие земской системы на двух административных уровнях: уездном и губернском.
  • Земские органы были наделены значительными полномочиями.
  • У земских органов была стабильная финансово-экономическая база.
  • Земская система имела чёткую правовую регламентацию.

Заключительный период истории земств в России связан с их ликвидацией. Осенью 1917 г. серьёзное воздействие на них оказывали параллельные органы местной власти – Советы рабочих, солдатский и крестьянских депутатов. Таким образом это стало причиной возникшего кризиса власти – двоевластие Советов и Временного правительства, комиссарами которого по большей части были земские деятели. Ликвидировать губернские, уездные и волостные собрания стали сразу после победы в вооружённом восстании в Петрограде. А после III Всероссийского съезда Советов этот процесс стал необратим. Полностью земства были ликвидированы в середине 1918 г.

Земское о городское управления полностью отвечали всем требованиям времени и законам самоуправления.

Замечание 3

Хозяйственная самостоятельность земских учреждений не имеет аналогов во всём мире.

Земская система самоуправления уникальна по своей сути не только в России, но и во всём мире.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Вы здесь

Главная Вторая половина XIX в.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

1 января 1864 г.
Российский государственный исторический архив
Ф. 1329. Оп. 1. Д. 762. Л. 141–212 об.

Бумага, чернила.

Резолюция императора Александра II: «Быть по сему».

36,5 см х 25 см

При крепостном праве помещику были делегированы многие права по управлению деревней, осуществлению суда по незначительным делам, наложению наказаний. После отмены крепостного права потребовался новый административный аппарат. Чтобы облегчить государственные расходы и не увеличивать в больших масштабах число чиновников, а также руководствуясь либеральными идеями, реформаторы пошли по пути широкого создания органов местного самоуправления.

В губерниях и уездах учреждались всесословные выборные органы местного самоуправления – земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами, устройством школ и больниц, наймом учителей, врачей, фельдшеров, устройством санитарной части, поддержанием дорог, развитием местной торговли и промышленности и т.д. Полиция земским органам не подчинялась. Земские органы действовали под контролем губернаторов и Министерства внутренних дел.

«1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

<…>

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

<…>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.

<…>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы … утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии.

<…>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.

<…>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства.

<…>

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды… Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.

В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждением министра внутренних дел».

История

Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично  это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.

Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Г. Мясоедов «Земство обедает»

Но власть не хотела  делиться властью и ограничивала земство только определенными  задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

Высочайшее утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Финансы, налоги и причины первоначального крестьянского недовольства земствами

ЗЕМСКИЕ БЮДЖЕТЫ. Правительство не финансировало земские учреждения, их бюджет строился на началах самофинансирования: земство получило право облагать население рядом налогов, исключительно прямых. Земские сборы носили местный характер и раскладывались земствами среди местных жителей. Основой финансовой дея­тельности земских учреждений являлись земские сметы(составленные из смет денежных доходов и расходов) и раскладки.

Земские доходы по способам их получения делились на окладные и неокладные.

Первые составляли главную основу земского бюджета.

Это доходы от налогообложения:

1) недвижимого имущества в городах и уездах;

2) промысловых свиде­тельств;

3) заведений трактирного промысла вне городских поселений.

Ко вторым принадлежали доходы с недвижимого имущества и капиталов самого земства, от платы за лечение и обучение в земских заведениях, а также штрафы за несвоевременную плату земских сборов, пособия земству от казны, обществ и частных лиц.

Расходы земств делились на:

  • обязательные (выполнение дорожной, квартирной, подводной повин­ностей, содержание гражданского управления, тюрем, мировых судов) и
  • необязательные (здравоохранение, образование, экономиче­ские и просветительские мероприятия), на которые уходила большая часть денежных средств и усилий местных органов самоуправления.

Отличительной чертой финансо­вой деятельности земств была ее «прозрачность»: отчеты публикова­лись, финансовые проверки (как самих земских органов, так и адми­нистрации) препятствовали различного рода злоупотреблениям.

ЗЕМСКИЕ КАПИТАЛЫ хранились по усмотрению земского собрания в местных казначействах или в Государственном банке, его конторах и отделениях. 50,3% земских специальных капиталов к 1912 г. находились в наличности, а остальные – в долгах, ссудах, недоимках и оборотах земств. Текущие средства земств и поступающие денежные сборы расходовались по распоряжениям соответствующих земских управ губернскими и уездными казна­чействами.

В целом, большая часть налоговых поступлений шла от податных сословий: сборы с казенных земель составляли в тысячу раз меньше, а с помещичьих – в 70 раз меньше на десятину, чем сборы с крестьянских земель. При этом 75% сборов приходилось на землю, 3,4% – на недвижимые имущества в городах, 8,3% – на фабрики и заводы, 12,7% – на сбор с торгово-промышленных документов.

ПРИЧИНЫ КРЕСТЬЯНСКОГО НЕДОВОЛЬСТВА. Конечно, крестьяне выказывали колоссальное «неудовольствие» по поводу введения новых земских учреждений. Это касалось практически всех провинций империи. Здесь ситуация была почти одинаковая. Для крестьян новые учреждения – новые налоги и поборы. Причем очень большие. Причем в дополнение к уже существующим. Сильно сказывались финансовые и экономиче­ские условия, в которых тогда находилась Россия. Состояние крестьянского хозяйства представлялось настолько сложным, что любое увеличение обложения земли было весьма затруднительным.

Тем не менее, бюджет земств складывался исключительно из местных сборов, они являлись эко­номической основой земской деятельности.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Земства, ставшие политической трибуной

Однако решительного успеха подобные меры не имели. Когда после гибели государя Александра II, павшего от рук террористов в марте 1881 года, началась полоса контрреформ, проводившихся его сыном Александром III, многие представители либерально настроенных дворян выдвигали требования политического характера именно через земства. В обстановке нарастания социальной напряженности в стране это стало своего рода ответом на попытку вернуть Россию в дореформенное состояние.

Исторические документы той эпохи свидетельствуют о том, что одним из основных требований, выдвигавшихся земствами, было принятие конституции, которая могла бы гарантировать всем жителям России, без учета социальной принадлежности, их гражданские и политические права.

Кроме того, на заседаниях губернских земских съездов часто звучали призывы к снижению выкупных платежей за землю, которыми было обременено в то время большинство крестьян, освободившихся из крепостной зависимости. Политическая деятельность земств носила как легальный характер, заключавшийся в письменных обращениях на высочайшее имя, так и полулегальный — к которому относились периодически созываемые общероссийские съезды.

Формирование земского самоуправления

В рамках Земской реформы 1865-1875 гг. создавались учреждения, обеспечивающие земское самоуправление. К ним относились органы с распорядительными (уездные и губернские земские собрания) и исполнительными (земские управы) функциями.

Учреждены они были в 34 губерниях, а с 1875 г. начали действовать и в Области войска Донского. Уездные земства формировались по итогам выборов от 3 избирательных съездов, именуемых куриями. Это были курии землевладельцев, горожан, выборных сельских сообществ. Голосом обладали владельцы земельных наделов с минимально фиксированной площадью, а также собственники объектов промышленного, торгового и иного назначения с ценой от 15 тыс. руб. и ежегодным доходом от 6 тыс. руб. В городские курии могли избираться купцы, собственники промышленности и торговли с доходом от 6 тыс. руб. в год, а также собственники недвижимого имущества. Благодаря такой избирательной системе, в большинстве земств были представлены в основном представители дворянского сословия.