Плюсы и минусы судебной реформы александра 2

Оглавление

Что изменится для предпринимателей

Бизнес эта реформа обходит стороной. Экономические судебные споры рассматриваются и обжалуются в Арбитражных судах. С другой стороны, российский бизнес жалуется на давление силовиков и чиновников. И в этом случае, реформа также несет плюсы. 

Но с 1 октября произойдут некоторые изменения и в работе Арбитражных судов:

Повышается цена иска по упрощенному судопроизводству. Для юридических лиц — 800 тысяч рублей (было 500 тысяч рублей), для ИП — 400 тысяч рублей (было 200 тысяч рублей). При таком порядке судья рассматривает заявление истцов сам, а решение принимается не дольше двух месяцев.

В Арбитражных судах повышаются размеры штрафов (смотрите таблицу).

Исполнительные листы выдаются по-другому. Теперь их будут выдавать по заявлению взыскателя. Если взыскание в пользу бюджета, то заявление не требуется. В исковом заявлении теперь будет указываться больше информации об ответчике.

Для гражданских лиц:

  • ФИО и место жительства; 
  • Дата и место рождения; 
  • Место работы (если известно); 
  • Один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Для юридических лиц:

  • Наименование и адрес организации;
  • ИНН и основной государственный регистрационный номер, если они известны.

Пока рано говорить о том, как пройдет судебная реформа. Результаты будут известны потом, но это самые масштабные судебные перемены России за последние годы. 

Кстати, летом 2019 года Правительство РФ распорядилось организовать электронную платформу, через которую предприниматели будут отправлять жалобы на давление контролирующих и надзорных органов.

Изменение штрафов в арбитражных судах.

Увеличился размер судебного штрафа в случаях, предусмотренных АПК РФ Размер штрафа не может превышать 5 тысяч рублей (было 2 тыс. руб.). Для должностных лиц — 30 тысяч рублей (было 5 тыс. руб.). Для  организации — 100 тысяч рублей, если иное не предусмотрено законом (было 100 тыс. руб.).
Установлен фиксированный размер судебного штрафа, предусмотренный ч. 4 ст. 225.4. АПК РФ(обязанность юридического лица уведомить о возбуждении производства по делу, предмете и об основании заявленного в арбитражный суд требования, об иных обстоятельствах спора участников этого юридического лица, лиц, входящих в его органы управления и органы контроля, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги этого юридического лица). 30 тысяч рублей
Установлен фиксированный размер судебного штрафа, предусмотренный ч. 10 ст. 225.6 АПК РФ(обязанность лица, обратившегося с заявлением об обеспечении иска, уведомить лиц, участвующих в деле, и юридическое лицо, указанное в статье 225.1 АРК РФ, о времени и месте рассмотрения заявления об обеспечении иска) Для граждан — 5 тысяч рублей.Для лиц, осуществляющих функции руководителя или возглавляющих коллегиальный исполнительный орган юридического лица — 30 тысяч рублей
Установлен фиксированный размер судебного штрафа, предусмотренный частями 2 и 3 статьи 225.12 АПК РФ(арбитражный суд вправе наложить судебный штраф на лицо, обратившееся в защиту прав и законных интересов группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами или невыполнения им своих процессуальных обязанностей).  Для  граждан — 5 тысяч рублей. Для  лиц, осуществляющих функции руководителя органа или возглавляющих коллегиальный исполнительный орган юридического лица — 30 тысяч рублей. Для организации — 100 тысяч рублей

powered by Typeform

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

150-летие эпохи Великих реформ

Учреждение Судебных Установлений от 20 ноября 1864 года

Каталожный номер: 5220-0018

Реформы периода правления Александра II существенно изменили государственный
строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию
ее социальной структуры.

Пожалуй, наиболее радикальной из проведенных Александром II
реформ была судебная (1864 год). В ней были заинтересованы все, кроме судейских
чиновников, имевших доходы от неправосудия и не желавших их терять. Для
дореформенного суда была характерна множественность судебных органов, сложность
и противоречивость процессуальных требований, невозможность порой определить
вопрос подсудности дел тому или иному суду. Волокита и бюрократизм,
взяточничество, принявшее ужасающий характер, были явлениями обыденными.
Всеобщее недовольство вызывали также господство в дореформенном суде розыскной
формы судопроизводства, закрытость процесса. Недостатки судебной системы и
судопроизводства вызывали недовольство даже у привилегированных сословий.

Судебная реформа 1864 года впервые в России вводила гласный,
бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе
состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура,
присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого.
Видную роль в подготовке этой реформы сыграл известный юрист статс-секретарь
Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 году
были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства.
Принято считать, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда
Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердивший четыре
законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного
судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться судебными
уставами.

По судебной реформе 1864 года страна была разделена на судебные
округа. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового
судьи разбирали уголовные и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными
земскими собраниями или городской думой на три года, утверждались Сенатом и
могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Для апелляции
дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Общий суд
состоял из окружного суда и судебной палаты. Окружные суды рассматривали
серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей.
Судебные палаты рассматривали апелляции по делам окружного суда и являлись судом
первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей
судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию.

Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако
для крестьян сохранялся особый (волостной) суд. Председатели и члены окружных
судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные
следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и
члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи
– Сенатом. Вводился важный принцип несменяемости судей. Для производства
уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. Они отбирались по жребию
из общих списков присяжных, которые утверждались губернаторами.

Приговор суда присяжных подлежал кассации только в Сенате.
Присяжные руководствовались здравым смыслом, жизненным опытом и совестью. Это
создавало заслон судебному произволу. Принципы и институты судебной реформы
действовали как единый механизм, дополняли друг друга, обеспечивая тем самым
формирование в царской России новой юридической конъюнктуры, направленной на
обновление системы российского правосудия, формирование высококвалифицированных
юридических кадров, утверждение принципов создания равного, справедливого,
гуманного суда.

Александр II испытывал к судебной реформе непростые чувства:
признав ее необходимость, он опасался ее последствий. Однако за новым судом была
серьезная общественная поддержка.

Не только о судебной

Судебная реформа 1864 была лишь третьей в череде преобразований, затеянных Александром Вторым после своего восшествия на престол. В 70-е годы XIX века Российская империя могла измениться до неузнаваемости, если бы так же, как реформы, можно было легко менять сознание и личные принципы населения. Кроме судебной, император провел крестьянскую, земскую, городскую, военную, образовательные реформы. Были отменены телесные наказания. Все эти преобразования стали отражением давно назревших требований эпохи развиваться динамичнее, идти в ногу со временем. От ведущих государств мира Россия все еще отставала, но так было и до Александра, и еще многие годы после него.

Судебная вертикаль

Как и в любой другой системе, в судебной также была своя вертикаль подчинения низших инстанций высшим. По категории мелких дел самыми низшими инстанциями были мировой и волостной суды, гражданский и уголовный. Решение судей этих уровней находились под надзором съездов мировых судей (по одному на уезд), которые рассматривали жалобы на приговоры мировых и волостных органов правосудия. Значение судебной реформы 1864 года было огромным в процессе формирования настроения населения и его отношения к новому императору. Низы это ощутили первыми как раз благодаря новой системе судопроизводства.

Категорию крупных дел также рассматривали две разноуровневые инстанции. К низшей относились окружные суды (по одному на губернию), к высшей – судебная палата (одна на несколько губерний). В категорию крупных дел входили разбой, воровство, святотатство, убийство, споры о наследстве, тяжбы на сумму свыше 500 рублей, нанесение материального ущерба и прочие.

Дела наиболее крупные и важные рассматривал сенат — в его ведомстве было также вынесение решений по жалобам на деятельность низших инстанци1: мировых съездов и судебных палат.

Господа присяжные заседатели

Одним из нововведений стало появление суда присяжных. Он был призван в вынесении приговора руководствоваться только доказанными фактами, без учета всевозможных домыслов и предположений. Решение доли подсудимого по совести подразумевала судебная реформа 1864. Присяжные заседатели избирались путем жеребьевки из местного населения. Одним из правил, которыми руководствовались избранные судьи, было отсутствие личной заинтересованности в ходе дела и полная беспристрастность.

То, что в процессе были задействованы народные заседатели, не отменяло участия традиционных судей в процессах, что также прописывала судебная реформа 1864. Суд присяжных – этот глас народа, который выносил решение по делу, а судьи должны были применять в своих постановлениях то или иное определение присяжными участи подсудимого.

Значение преобразований

Результаты судебной реформы 1864 года проявились и в культурной жизни страны. Общественное доверие, которым стали пользоваться суды, воспитывало в народе уважение к власти и закону. Угроза свержения императора, которая назревала в среде народовольцев и других террористических организаций, на время потеряла свой главный козырь – неспособность правительства защитить свой народ. Привлекать в свои ряды на фоне всевозможных реформ, затеянных Александром Вторым, им стало гораздо труднее. Стали более цениться интересы не только свои, но и ближнего. Появилось некоторое отождествление собственного с государственным.

Конечно, то, что было прописано в ряде новых судебных уставов, на практике применялось не настолько полно, как хотелось бы. Более просвещенные слои населения это понимали, им достаточно было лично изучить документы, в которых прописывались уставы новой судебной реформы, и посетить несколько заседаний. Разница была ощутимая! Но и тот прогресс, который наметился в обществе после ноября 1864 года, заставлял относиться к новой реформе с должным уважением. Главным бичом в правовой системе был полицейский произвол, что шло в разрез с новой реформой, но причиной этому был, как сейчас говорят, человеческий фактор. Прописать истину на бумаге проще, чем изменить мышление отдельной группы людей.

Как было и как будет?

Сегодня в судах есть иерархия. Например, дело рассматривается в мировом суде. Если вердикт не устраивает истца, то сначала ему придется обратиться в вышестоящую инстанцию — районный суд, вышестоящий суд субъекта РФ.

Такой подход встречается не только в судебной системе. Аналогично поступают в прокуратуре. Если граждане сразу обращаются в Генеральную прокуратуру, то дело сначала отправят на более низкий уровень. И люди часто недовольны такой системой, потому что на местах временами работают заинтересованные лица.

После реформы ситуация поменяется. Например, если истец недоволен решением Нижегородского районного суда, то он, как и прежде подает апелляционную жалобу в Нижегородский областной суд. Если апелляцию не удовлетворили, то иск уже подается по новым изменениям, то есть в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Обжалования решений мирового суда остаются без изменений.

Кассационные и апелляционные суды будут рассматривать дела из нескольких регионов. Если участники процесса находятся или проживают в отдаленной местности, то может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного и кассационных судов будет считаться обособленным подразделением, и осуществлять полномочия этих судов.