Оглавление
Колокола
В былые времена благовест Софийской звонницы был особенно мелодичным и слышался за 50 верст. К сожалению, при эвакуации во время войны колокола были повреждены и теперь служат лишь как экспонаты выставки «Древние колокола». Ценители древности надеются, что современные технологии позволят когда-нибудь восстановить уникальные благовесты, и они вернутся на прежнее место. Сейчас они установлены рядом со звонницей. Выставка представлена 14-ю благовестами. Вес большого колокола составляет более 20 пудов, самый маленький весит 1,5 – 2 пуда.
На выставке представлено 5 больших колоколов:
- 1614-ти пудовый (1659 г.), отлит мастером Ермолаем Васильевым;
- 590-пудовый (1839 г.);
- 300-пудовый (1677 г.);
- 200-пудовый (1599 г.), отлит Иоакимом и Василием Ивановыми и Афанасием Панкратьевым;
- 100-пудовый (1589 г.), подарок Бориса Годунова.
18 сентября 2009 г. в честь 1150-летия города в Воронеже был отлит новый благовест, который подарил городу президент Дмитрий Медведев. Ему было предоставлено право первым позвонить в колокол. Чин освящения нового благовеста проводил Новгородский архиепископ Лев.
Технические особенности собора
Софийский собор в Новгороде – один из немногих пятинефных крестово-купольных храмов, построенных в XI веке. Позже строительство церквей такого типа на Руси не практиковалось. Храм выполнен в византийском стиле. Боковые аспиды храма сделаны в форме пятигранника, центральная – круглая. Широкие галереи в два этажа опоясывают здание с трех сторон. Историки считают, что галереи были построены одновременно со зданием храма. Структура здания пирамидальная, с 6-ю куполами.
Вместе с галереями собор имеет прямоугольную форму (34,5×39,3 м). Высота здания в месте центральной главы составляет 38 м (без креста). При постройке храма были выложены массивные стены. Их толщина равна 1,2 метра. Материалом для стен послужил известняк разного цвета. Для скрепления камней применялся раствор из извести с добавлением толченого кирпича. У камней отделывалась только сторона, выходящая на поверхность фасада.
Материалом для арочных проемов и сводов был выбран кирпич. Внутренние стены в районе главной аспиды и в парусах выложены керамическими сосудами округлой формы (голосниками). Некоторые голосники при строительстве специально сделали открытыми во внутреннее помещение. Таким образом русские умельцы избавились от нежелательного для храма эха. Еще одним плюсом наличия пустотелых предметов в кладке стало уменьшение нагрузки от тяжести барабана на подпружные арки.
Интерьер Софийского собора очень похож на киевский храм, только имеются небольшие расхождения в пропорциях.
Краткая историческая справка
Постройка Софийского собора в Новгороде происходила в период с 1045-1050 гг. на том месте где ранее располагалась деревянная церковь, которая была полностью уничтожена во время пожара.
Новый храм по своей архитектуре является крестово-купольным с пятью нефами. Внутренняя часть изначально была отделана в византийском стиле с обнаженными мраморными стенами и сводом, покрытым мозаикой, а позднее мозаику заменили фресками, а стены из мрамора на известняковые.
К тому же Божий храм имеет и достопримечательности. Вот некоторые из них:
- Звонница Софийского собора (Великий Новгород). В отличии от самого храма, колокольня не является такой же древней, однако начиная с 15 века уже не раз подвергалась перекрою. Это сооружение выполнено в виде стены с находящимися в верхней части пятью пролетами, а у ее подножья располагаются монументальные древние колокола, а вверху уже помещены современные отлитые купола.
- Размещенный на кресте голубь. Фигура свинцовой птицы является не только украшением храма, но также и представляет собой символ Духа Святого, который снизошел на спасителя, а также символом стабильности города. Существует легенда что когда Иван Грозный в 14 веке напал на город, сея везде разрушения, на крест сел голубь и обратился в камень, однако ели он вернется к прежнему облику и улетит, то город лишится своей защиты.
Домик при звоннице
Домик при звоннице за последние столетия значительно изменился. Скорее всего, его построили в первой половине XVII века, и он был одноэтажным. Известно, что в XIX веке в домике жили звонари и сторожа Софийского собора. Изначально окна в здании были гораздо уже современных. Часть оконных проемов во время перепланировки была заделана.
Сейчас площадь здания значительно меньше, чем во времена постройки. Во время ВОВ от снаряда пострадала южная часть дома и ее не стали восстанавливать. В 1946 году руины разобрали, внутри уцелевшей части здания сделали кардинальную перепланировку. Работами руководила В. Н. Захарова.
Архитектурные особенности
План собора на конец XIX века
«Магдебургские врата»
Софийский собор. 1900 год
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.
Архитектурные особенности собора
Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма
. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.
Вид собора с юго-востока
Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений
Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности
Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок
. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).
Вид собора от трапезной
Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.
Вид на северо-восточный фасад собора
Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.
Росписи и иконы Софийского собора
Пророк Соломон. Фреска в барабане храма
Мартириева паперть Софийского собора
Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
- Икона Божией Матери «Знамение»
- Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
- София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
- Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
- Деисусный чин Успенского иконостаса написан Аароном, иконописцем XV столетия.
Живопись и архитектурные особенности
Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.
Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.
Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.
Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами
Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.
Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука
Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения
Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.
Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.
Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.
Граффити на стенах
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
История строительства
Кратко историю строительства этого великого храма не расскажешь… В 1946 году князь Ярослав Мудрый посетил Великий Новгород, в котором правил его сын Владимир. Тогда же он приказал заложить Храм на месте сгоревшего деревянного в 989 году. Заложить новую постройку было решено немного севернее места нахождения старой. Строительство длилось пять лет до 1951 года. Тогда же собор был освещен и признан действующим. Изначально Храм не отличался кристально белыми стенами. Под действием Византийского направления при украшениях подобных построек, было решено стены храма не белить. Интерьер храма украшал известняк разных пород и множество фресок. Побелили стены только в 1154 году.
Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой
В восемнадцатом веке к двум фасадам были пристроены несколько контрфорсов. Это было сделано для укрепления стен с южной и северной стороны здания. Однако уже при реставрации в 1895 году стены были укреплены и пристройки убраны. Таким образом, сооружению вернули первоначальный вид. Работа проходила под руководством архитектора Н. С. Кудюкова.
Следующие изменения произошли после революции в 1922 году. Тогда, под действием специальной программы советской власти, все церковные предметы, имеющие ценность, были изъяты из Храма. В 1929 году его закрыли. Вместо него в здании был открыт антирелигиозный музей.
Нелегко зданию пришлось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году он подвергся массовой бомбардировке. После попадания снарядов выстоял, но был сильно поврежден.
После войны в 1950 году здание было восстановлено. В нем открыли Новгородский музей-заповедник.
Важно знать: только после того как Советский Союз прекратил существование, в 1991 году, строению было возвращен титул Храма. Великий патриарх всея Руси Алексей второй освятил его лично.. В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений
В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения
В 2005 году была создана программа по реконструкции древних сооружений. В Новгородском соборе была произведена реконструкция, в ходе которой заново отстроились купольные строения.
Другие достопримечательности
Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.
«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.
Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.
Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.
Софийский собор на 5-рублёвой купюре России
Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора
- Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
- Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
- Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.
Внутренний вид
КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.
Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).
Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».
Архитектурные особенности
Рисунок 1. Софийский собор
Софийский собор в Новгороде увенчан пятью куполами. Ещё один находится над лестничной башней.
Все они выполнены в форме шлемов, защищавших головы древнерусских воинов. Эту деталь считают характерной для зодчества того времени. Впоследствии архитекторы, желавшие построить церковь в исконно русском стиле, часто выбирали для неё именно такой вид куполов.
Колонны разделяют внутреннее помещение на пять частей. С трёх сторон здание окружено галереями. Собор принадлежит к крестово-купольной разновидности. Такие церкви строились на Руси только в 11-м веке.
Интересно, что к этому типу относятся все соборы Святой Софии, построенные в то время.
Храм в Новгороде является копией. Он построен по подобию одноимённого собора в Киеве. Однако новгородское здание имеет более вытянутые очертания.
Современное состояние
В конце девятнадцатого века, чтобы укрепить стены, к ним были пристроены несколько вертикальных опор.
В советское время в ходе реконструкции эти несущие элементы были удалены. Собор приобрёл вид, который он имел несколько веков назад.
Росписи и иконы Софийского собора
Рисунок 2. Фрески
Роспись внутреннего помещения храма была практически полностью закончена к десятым годам 11-го века. Но от тех фресок осталось только несколько небольших фрагментов. Их можно увидеть на куполе. Это фигуры архангелов. Значительная часть первоначальной росписи погибла в годы Великой Отечественной войны.
В том числе бомбами была уничтожена фигура Христа Вседержителя. Она располагалась в средней части купола. Такие изображения характерны для церквей древней Руси. Сын Божий предстаёт на них в царском облачении с Евангелием в одной руке. Пальцы другой кисти Иисуса Христа сложены в жест благословения.
В соборе три иконостаса. В центральном располагаются наиболее древние образа (15-16 веков). Раньше здесь находились и другие творения древнерусских иконописцев, но сейчас они выставлены в художественных музеях.
В церкви есть несколько особо почитаемых икон, в их числе: Тихвинская Божья Матерь, «Знамение», образ Антония Великого.
Росписи и иконы Софийского собора
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
- Икона Божией Матери «Знамение»
- Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
- София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
- Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
Фото и описание
Софийский собор Новгорода — известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.
В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 — 1052 гг.
Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику — фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.
В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные — Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.
С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», — говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь — помощью свыше защищает город.
В древности в соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI — XII веков. В соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.
Архитектурное сооружение новгородского Софийского собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – собора в Киеве — строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы — 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.
Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.
Чудотворные иконы Софийского собора
Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.
Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой
В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.
Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение
Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.
Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.
Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.
Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.
Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.