I съезд народных депутатов ссср: начало краха великой державы

Оглавление

Первое собрание народных депутатов

Съезд состоялся 25 мая 1989 года. Депутат Толпежников сразу же предложил почтить минутой молчания погибших на мирном митинге в Тбилиси. Коммунистам стало ясно – продолжать замалчивать, скрывать проблемы не получится. Теперь в правительстве есть люди, которым выгодно высвечивать все наболевшие вопросы. На заседании не побоялся выступить академик Сахаров. Оболенский выдвинулся на пост главы Совета.

Май 1989 года стал переломным моментом в истории советской власти. Стенограммы заседаний внимательно изучались, а потом обсуждались простыми людьми. Граждане активно обсуждали услышанное дома и на улице. Народ с энтузиазмом воспринимал череду происходящих событий, требуя еще более радикальных реформ.

Наибольшие споры вызывали межнациональные отношения. Всплыла настоящая правда о братских республиках. Оказалось, что достаточно малейшего конфликта, чтобы народы вцепились друг другу в глотку. Среди политиков зазвучали первые разговоры о преобразовании союза между республиками, заключении нового договора.

Главные изменения конституции РСФСР

Михаил Горбачев немного модернизировал структуру органов управления. Кроме того, в 1989 году он внес в конституцию изменения, наделив собрание депутатов фактически неограниченной властью. Депутаты имели право редактировать конституцию, участвовать в избрании Верховного Совета. А ведь его председатель одновременно был главой государства. Значит, теоретически депутаты могли выбирать и лидера страны.

Планировалось проводить съезды депутатов два раза в год. На постоянной основе должен был работать Совет. Для повышения продуктивности работы органа, его состав ежегодно планировалось обновляться в среднем на 20%. Горбачев вносил изменения с целью показать народу, что он искренне желает перемен к лучшему. На самом же деле он планировал лишь создать видимость модернизации политической системы.

Страсти накаляются

В республиках СССР предвыборная кампания добавила масла в кипящий котел межнациональных отношений. Нежелание дружить с братскими республиками было настолько велико, что порой хватало малейшей провокации, чтобы вцепиться друг другу в глотки. Появление националистических настроений в различных уголках некогда могучей державы обещало разразиться пожаром различных локальных конфликтов.

Пока от распада удерживали лишь штыки, но всем было ясно: ситуация только усугубляется. В апреле 1989 года произошел вопиющий случай бесчеловечного отношения к требованиям мирных граждан в Тбилиси. Грузины требовали выхода своей республики из Союза на условиях полной самостоятельности. Перед этим состоялся инцидент в глубинке Абхазии: местное самоуправление заявило о суверинитете (не желая подчиненяться Грузии).

Стихийный мирный митинг, где не проводилось никаких попыток захвата власти, разогнали. Причем сделали это с изуверской жестокостью. Десантники, вооруженные саперными лопатками, набросились на митингующих. Очень долго не могли найти виновных, кто отдал этот преступный приказ. Представители партии коммунистов трусливо перекладывали вину друг на друга. Престиж правящей партии был подорван.

В пятнадцатидневный срок до начала Съезда народных депутатов СССР проявлялось совершенно новое в жизни советского общества явление – забастовочное движение. Оно началось в среде шахтеров, которые добивались большей экономической самостоятельности для своих предприятий, и предоставление широких полномочий для органов местного самоуправления. Никакой политики. Единственное, чего добивались трудящиеся – решение насущных вопросов, которые помогли бы развиваться отрасли.

Правительство Рыжкова удовлетворило их требования. А дальше уже в других отраслях экономики начались стычки. Люди увидели, что результатов можно добиться. А после того, как к лидерам забастовочного движения примкнули различные оппозиционные течения, была обеспечена их победа, выражающаяся в продвижении кандидатур на места в региональные и государственные органы управления.

Одним словом, к началу работы первого Съезда народных депутатов СССР, ситуацию в стране сложно было назвать спокойной. Общество раздирали многочисленные социально-экономические противоречия, но оставалась еще надежда на мирное разрешение накопившихся проблем.

Выборы депутатов: сюрпризы для правящей верхушки

Организовывая выборы депутатов, Горбачев и высокопоставленные партийные чиновники планировали, что все пройдет по их сценарию. Они создадут видимость близости с народом, будут избраны и дальше продолжат руководить страной. Но их ожидания не оправдались. Люди пожелали видеть новые лица, которые хотя бы попытаются изменить ситуацию в Советском Союзе.

Предвыборная кампания была очень динамичной. В отдельных регионах даже проводили два тура. Результаты выборов стали для многих шоком, в том числе и для Горбачева. Отдельного внимания заслуживает уверенная победа Ельцина над директором ЗИЛа Браковым. Борис Николаевич набрал 90% голосов. Своей цели добился и академик Сахаров, который митингами заставил руководство Академии Наук выдвинуть его народным депутатом.

Уже непосредственно перед выборами Политбюро понимало, что нужно готовиться к провалу. Результаты же стали для партийной верхушки своеобразным «ледяным душем». Время вседозволенности, безграничной власти кануло в Лету. Люди сделали свой выбор и теперь с замиранием сердца сидели у экранов телевизоров, ожидая решительных шагов от новых депутатов.

Депутатские фракции и блоки

В ходе первого заседания Конгресса было зарегистрировано 24 депутатские фракции от 50 до 355 депутатов. Было разрешено двойное членство, поэтому фракция составляла 200% всего Конгресса. В противовес друг другу быстро сформировались два крупных блока — Блок коммунистов и Блок «Демократическая Россия». «Демократическая Россия» и ее союзники изначально составляли большинство, что позволило Ельцину быть избранным председателем президиума. На пятой сессии было объявлено вне закона двойное членство во фракциях, принят закон «один депутат — одна фракция». Однако двойное членство по-прежнему оставалось проблемой, и в апреле 1992 г. было 30 депутатов, входящих в несколько фракций.

К 1993 году осталось 14 фракций, а 200-210 депутатов до сих пор не заявили о своем членстве во фракциях. Блок «Демократическая Россия» распался, в результате образовались два новых блока — «Коалиция реформ» и «Демократический центр». Новый блок под названием «Русское единство», сформированный консервативными коммунистами и их сторонниками, а также левоцентристский блок «Творческие силы» был сформирован умеренными левыми. Вместе они составляли большинство и выражали оппозицию Ельцину и многим его политикам. Однако по состоянию на март 1993 года им все еще не хватало квалифицированного большинства, необходимого для импичмента.

Верховный Совет

Верховный Совет РСФСР (позже Верховный Совет Российской Федерации ) был законодательным органом , избираемым Конгрессом , чтобы управлять между сессиями Конгресса. Он состоял из 252 депутатов, разделенных на Совет Республики (126 депутатов), избираемых пропорционально численности населения, и еще 126 депутатов от Совета Национальностей , представляющих субъекты Федерации .

Функции

Верховный Совет был уполномочен принимать законы, ратифицировать договоры, назначать членов кабинета министров (до 1991 года) и судей, объявлять амнистию и утверждать президентские указы. Законы, принятые Верховным Советом, должны были быть подписаны Председателем Президиума без права вето до 10 июля 1991 года. После этого президент получил право отложенного вето, которое Верховный Совет мог обойти простым большинством голосов. голосование. Всего за сессии Верховный Совет принял 333 федеральных закона.

Председатель Президиума Верховного Совета

Председатель Верховного Совета избирается съездом. Он был главой государства в Российской СФСР до создания должности президента России 10 июля 1991 года. Он подписывал договоры (без права вето), выдвигал кандидатов на пост главы правительства, вел дипломатию и подписывал международные соглашения. С 10 июля председатель президиума был понижен в должности до главы законодательной ветви власти, спикера парламента . Он также был четвертым в очереди на пост президента после вице-президента и председателя Совета министров .

Председатели Президиума Верховного Совета РСФСР:

  • 29 мая 1990 г. — 10 июля 1991 г. — Борис Ельцин
  • 10 июля 1991 г. — 29 октября 1991 г. — Руслан Хасбулатов (исполняющий обязанности).
  • 29 октября 1991 г. — 4 октября 1993 г. — Руслан Хасбулатов

Борис Ельцин дважды безуспешно баллотировался на пост председателя КПСС , набрав соответственно 497 и 503 голоса из 531, необходимых для избрания. КПСС затем назначил более умеренную кандидата, Председатель Совета Министров , Александр Власов . Президент СССР Михаил Горбачев публично выступил против Ельцина на съезде. После этого Ельцин снова баллотировался 29 мая 1990 г. и набрал 535 голосов (50,52%), став лидером РСФСР.

17 марта 1991 г. в России прошел всенародный референдум, на котором 54% проголосовали за введение поста президента РСФСР. 12 июня 1991 года Борис Ельцин победил на выборах с 57% голосов и стал первым президентом. После того, как он вступил в должность 10 июля, шесть раундов выборов в Конгрессе не позволили избрать нового Председателя Президиума. 29 октября был избран Руслан Хасбулатов, получивший 559 голосов (52,79%).

Основные функции

Конгресс имел право принимать законы большинством голосов, которые затем должны быть подписаны президентом (без права вето до июля 1991 года). Конгресс обладал высшей властью в стране (то есть правом решать «любые вопросы, относящиеся к юрисдикции Российской Федерации») и некоторыми из наиболее важных полномочий (принятие и изменение Конституции , утверждение премьер-министром). России и занимающих высшие государственные должности, выбор членов комитета по конституционному надзору (судьи Конституционного суда с 1991 г.), объявление референдумов, импичмент президенту и т. д. были исключительными полномочиями Конгресса, осуществляемыми исключительно этим.

«Было сразу ясно, что Ельцин вождь, который снизошел до демократов, а мелочами он не интересовался»

Николай Травкин на трибуне демократического митинга на Манежной площади. Сзади — Юрий Афанасьев. Фото — Фред Гринберг 

Главной стратегической ошибкой тогда (на мой взгляд, и сейчас) была недооценка местного самоуправления. Наш человек, попадая, к примеру, в Германию, быстро адаптируется и начинает переходить дорогу на зеленый свет в положенном месте. Значит, дело не в менталитете, а в элементарном отсутствии правил, которые заставляют человека быть законопослушным гражданином, отвечать за себя, за семью, за то, как живешь. А ответственный гражданин появляется лишь при наличии базового института власти — местного самоуправления. Мы же все время воспроизводим патернализм сверху и иждивенца снизу. Но местное самоуправление — это долго, минимум 12-15 лет. А всем хотелось быстро. И Межрегиональная группа видела свою основную задачу так: Горбачев нерешительный, значит вместо него нужно привести решительного, а решительным был Ельцин. «Нахлебников нам не надо, Россия — вперед, сейчас рванем». С другой стороны, отличительной особенностью съезда было то, что туда избирали людей с биографией, у которых что-то было за плечами, а не так что вот, босиком и с гитарой, никто и звать никак, собрал митинг, покритиковали ярко и выбрали депутатом. А сегодня — наоборот, за спиной ничего, он идет в депутаты и уже там начинает делать себе биографию… Тогда было время, когда еще сохранялся Союз, но были честные и справедливые выборы. Была гласность, и власти опасались пользоваться административным ресурсом.

«Думаю, Горбачев Ельцина до сих пор не простил»

Во время Первого съезда никто не хотел и не предполагал, что Советского Союза может не стать. Мы активно общались с балтийскими депутатами — и они требовали не отделения, а только полного хозрасчета.

Так или иначе, съезд произвел на сонное советское общество такой же эффект, как поцелуй принца на спящую красавицу. Съезд длился 13 дней, но начинался он в одной стране, а кончился в совершенно другой. В других условиях на формирование гражданского сознания ушли бы годы, а тогда, после съезда, на улицах мы увидели совершенно других граждан.

Понятно, что эта «революция растущих ожиданий» далеко не все мечты осуществила.

Важно, что закончилось советское оцепенение, оковы рухнули (в том числе вполне зримо — вместе с Берлинской стеной), открылись небывалые прежде возможности, которыми надо было своевременно и правильно распорядиться

«Атмосферу, в которой проходил Первый съезд народных депутатов СССР, можно определить одним словом — эйфория»

Если быть точным, демократическая Межрегиональная депутатская группа была формально создана уже после Первого съезда, в августе. А во время съезда шло знакомство и «обнюхивание», но уже были совместные действия и стремление к координации. Мы еще перед съездом собирались в Доме политпросвещения, и там появлялись люди из других городов. Звездами были Сахаров, Гавриил Попов, который контактировал с Ельциным, а я контактировал с такими же молодыми, как я, московскими депутатами — в первую очередь с Сергеем Станкевичем и Ильей Заславским. Со следователем Гдляном я познакомился, когда ездил фотографироваться на удостоверение и там с ним столкнулся. Гдлян из-за расследования «хлопкового дела» был звездой, а меня знали после того, как я по телевизору зачитал коллективное письмо в защиту Ельцина.

Я стал широко известен во время теледебатов, когда шла предсъездовская выборная кампания и в «Вечерней Москве», как положено, за подписью некоего передового рабочего, в традициях еще сталинского времени «наехали» на опального Бориса Николаевича. Все были возмущены, мы искали контактов с Ельциным, поехали знакомиться, и оказалось, что Сергей Станкевич уже написал письмо в его поддержку. Мы все собирали подписи под этим письмом, но его надо было как-то огласить, ведь было понятно, что его никто не напечатает. А я как кандидат от своего района должен был участвовать в дебатах по московскому телеканалу, и я предложил вместо своего выступления огласить это письмо. Наутро я проснулся знаменитым.

А на самом съезде центральными фигурами были Горбачев и Сахаров — весь съезд был их противостоянием.

Еще одним центром притяжения был Ельцин. В Москве он был чрезвычайно популярен, после того как, будучи первым секретарем горкома, ездил в троллейбусе, общался с людьми и говорил прямо и открыто. И после того как его разжаловали и он попал в опалу, на выборах он, естественно, получил 90% голосов.

На съезде он один раз выступил в своем боевом духе, но с нашей неноменклатурной средой он общался мало — посредником был Гавриил Попов, который хорошо Ельцина знал и при этом был неформальным руководителем Межрегиональной группы.

Борис Ельцин среди молодых депутатов — демократов. Справа стоит Аркадий Мурашев. Слева и справа от Ельцина — Сергей Станкевич и Илья Заславский.

Острыми моментом был конфликт, когда захлопывали и улюлюкали Сахарову, когда коммунистическое большинство по команде вставало, а мы оставались сидеть. И еще когда при выборах Горбачева председателем Верховного Совета Сахаров не стал за него голосовать и ушел со съезда. Никто из нас его примеру не последовал, потому что мы в Горбачеве видели лидера перестройки.

Нам пытались кого-то противопоставить. Например, явным агентом КГБ виделся Жириновский. Он не был делегатом но на непонятных основаниях был допущен в кулуары съезда, вел себя экзальтированно, вокруг него всегда была толпа журналистов. Со своими немногочисленными «соратниками» он приходил и на наши митинги, провоцируя людей на перепалки. При этом он называл себя либеральным демократом и ему единственному было позволено создать партию, чтобы создать впечатление, как у нас выглядят либеральные демократы.

Но безусловным лидером и солистом всего съезда был Горбачев. В те времена он пользовался почти единодушной поддержкой. В кулуарах, если он где-то появлялся, вокруг него моментально собиралась огромная толпа, он постоянно общался с людьми. Мы слушали его как зачарованные. К сожалению, в течение следующих полутора лет от него отшатнулись и ортодоксы, и демократы.

Предпосылки проведения всенародных выборов

На протяжении десятилетий СССР придерживался политической модели сверхдержавы. В конце 80-х уже всем стало очевидно, что она безнадежно устарела. Страна остро нуждалась в реформировании. Еще при Брежневе Советский Союз избрал политику «стабильности», отказавшись от болезненных, но таких необходимых государству общественных отношений.

В конце 70-х Европа пережила научно-техническую революцию. Соседние страны начали активно внедрять новые технологии, развиваться. СССР же стоял от всего этого в сторонке. В результате советские предприятия начали стремительно проигрывать западным конкурентам. Но руководство предпочитало делать все «по старинке», нежели перестраиваться, модернизировать отрасли.

Из-за нежелания сотрудничать с более развитыми государствами советское производство теряло эффективность. Вместо того чтобы развивать промышленность, руководство выделяло больше 20% бюджета на «оборонку». Простому народу это начинало надоедать. Всем хотелось хоть каких-то перемен к лучшему. Поэтому на выборы народных депутатов возлагались огромные надежды. Впервые обычные граждане получили возможность на волеизъявление.

Сессии

По конституции Конгресс должен был собираться ежегодно, но на самом деле из-за бурных событий в эти годы он собирался от двух до трех раз в год. Съезд собрался в Большом Кремлевском дворце (кроме X съезда, который собирался в Белом доме ) и провел в общей сложности десять заседаний. Его последняя сессия была проведена после указа президента растворения, и был прерван в результате вооруженного нападения на Белый дом войсками , лояльными к президенту России , Бориса Ельцина .

  • Первый: 16 мая 1990 г. — 22 июня 1990 г.
  • Второй (внеочередной): 27 ноября 1990 г. — 15 декабря 1990 г.
  • Третий (внеочередной): 28 марта 1991 г. — 5 апреля 1991 г.
  • Четвертый: 21 мая 1991 г. — 25 мая 1991 г.
  • Пятый (внеочередной): 10 июля 1991 года — 17 июля 1991 года; 28 октября 1991 г. — 2 ноября 1991 г.
  • Шестое: 6 апреля 1992 г. — 21 апреля 1992 г.
  • Седьмое: 1 декабря 1992 г. — 14 декабря 1992 г.
  • Восемь (внеочередной): 10 марта 1993 г. — 13 марта 1993 г.
  • Девятый (внеочередной): 26 марта 1993 г. — 29 марта 1993 г.
  • Десятое (чрезвычайное положение): 23 сентября 1993 г. — 4 октября 1993 г.

4 Съезд народных депутатов СССР

Это собрание 1990 года еще раз доказало, что крушение самой мощной империи — это лишь вопрос времени и оно необратимо. После 3 Съезда Литва ушла в свободное плавание. А представители Верховного Совета пытались сохранить хорошую мину при плохой игре, заявляли об отсутствии возможности проявления самостоятельности и самоопределения республиками, пока не будет подведено общее количество голосов всего населения СССР.

Пришло время решительных действий. Самая большая республика РСФСР приняла свой бюджет. Ельцин изрядно уменьшил финансирование центра. Начался медленный, но верный развал оборонки, космических программ. А самое главное — это был выбор, который сделала Россия на пути к обретению собственной независимости.

Состав

Конгресс официально состоял из 1068 депутатов, большинство из которых были избраны на всеобщих выборах 4 марта 1990 года , но фактический размер изменился из-за нескольких переизбраний и структурных изменений. 900 депутатов были избраны от территориальных округов пропорционально численности населения; Еще 168 от национально-территориальных округов: 64 от 16 автономных республик (по четыре от каждой), 10 от пяти автономных округов (по два от каждой), 10 от 10 автономных округов (по одному от каждой), 84 от краев , областей , а также города Москвы и Ленинграда .

К началу первой сессии Конгресса 16 мая 1990 года в общей сложности было избрано 1059 депутатов. 21 сентября 1993 года присутствовало 1037 депутатов; 938 4 октября 1993 г.

Две трети депутатов должны были присутствовать для того, чтобы Конгресс соответствовал кворуму .

Протесты мирных граждан

После мартовских выборов народ заметно осмелел. В апреле грузины попытались мирным путем выйти из Союза. Но митинг в Тбилиси был жестоко разогнан. Кто-то отдал приказ десантникам наброситься на безоружных людей с саперными лопатками. Коммунистическая верхушка еще долго после этого не могла найти виновных в трагедии. Руководители лишь разводили руками и перекладывали вину друг на друга.

В начале мая шахтеры объявили о забастовке. Для Советского Союза это был настоящий шок. Никто ранее не осмеливался на такие действия. Это были не происки оппозиции, а искреннее желание шахтеров добиться большей экономической самостоятельности своих предприятий. Они лишь хотели развития отрасли, решения наболевших вопросов. Правительство удовлетворило требования. После этого представители других отраслей начали подключаться к забастовочным движениям. Люди видели, таким методом можно достучаться до власти.