Конституционная роль госсовета. к чему путин готовит орган, который всегда называли декоративным?

Оглавление

Порядок формирования

Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.

Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.

Историческая справка

В 1991 году Государственный совет РФ выступал в качестве совещательного органа. Он участвовал в формировании структур высшей власти в стране. Первый Государственный совет РФ, состав которого включал порядка 15-20 членов, был упразднен 6 ноября 1991-го года. Фактически просуществовал этот орган 4 месяца и особенного следа в деятельности власти не оставил. Однако проблема о необходимости создания совещательного органа осталась. Впоследствии проекты по формированию Государственного совета разрабатывались в 1995 году Шахраем, в 1996-1997 – Чубайсом. Однако наиболее востребованной идея о создании этого органа стала в 2000-м году. В то время Президентом уже являлся Владимир Путин. Он внес проект закона об установлении нового порядка формирования совета Российской Федерации.

Задачи

В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.

Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма

В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.

В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.

Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.

На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.

Полномочия Госсовета

Государственный совет учреждался как орган с совещательными функциями. В конечном счете его полномочия свелись к рассмотрению:

  • новых законодательных актов, предположений, изменений в законы;
  • проблем внутригосударственного управления, связанных с отменой, введением ограничений, принятием дополнений и разъяснений к действующим законодательным актам;
  • практики решения внутриполитических и внешнеполитических задач при экстренных обстоятельствах;
  • параметров сметы госказны по доходам и расходам;
  • отчетных сведений об исполнении росписей поступлений и трат из казны;
  • мер финансового характера в чрезвычайных условиях и т.д.

Примечания

  1. Совместное заседание с Советом безопасности Российской Федерации
  2. Совместное заседание с Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
  3. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества
  4. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России
  5. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  6. расширенное
  7. первоначально планировалось на ту же дату и с той же повесткой в Санкт-Петербурге
  8. перенесено в Москву
  9. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России
  10. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  11. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству
  12. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

В чём смысл изменений?

Госсовет окончательно впишут в систему исполнительной власти. Однако никаких конституционных полномочий он не получит – для этого будет отдельный федеральный закон. Это очень удобно для президента в ситуации неопределённости: значит, полномочия легко можно будет как расширить (и добавить Госсовету бесконечно много функций, сделать его фактически центром власти), так и урезать. Все зависит от того, что будет делать Путин после окончания срока полномочий. Если он планирует занять пост председателя Госсовета, то еще во время президентства Путина может появиться федеральный закон, который добавит функций новому органу. В таком случае, даже если главой страны будет не Путин, власть всё равно окажется в его руках. Но усиления роли Госсовета может и не быть, если Путин выберет другой путь и предпочтёт, например, пост спикера Совета Федерации.

Создание Госсовета

Государственный совет учредил Александр I. Решение императора было указано в тексте манифеста «Образование Государственного совета». Этот документ вышел в свет 01.01.1810 г. До момента учреждения Госсовета в России функционировал Непременный совет, созданный 30.03.1801 г. Его в неофициальном порядке называли Государственным советом.

Решение императора об учреждении Госсовета стало следствием реализации в Российском государстве проекта реформирования системы власти в стране. Эта программа возникла в результате деятельности М. Сперанским и стала одним из ключевых элементов комплекса либеральных реформ в начале XIX в. Сперанский стремился к упорядочиванию вертикали власти и реализации принципа ее разделения. По его мнению, Госсовет был способен стать связующим звеном между российским царем и учреждениями всех ветвей власти. Члены, входящие в Государственный совет, по сути, выполняли функции верхней палаты парламента.

Своим решением государь назначал членов Госсовета либо увольнял их. Назначение обычно носило пожизненный характер. Причем, как предполагалось реформаторами, при назначении в Государственный совет не должны были быть определяющими такие параметры, как сословие, чин, возраст и образование. Членами данного органа становились и министры в соответствии со своим должностным положением.

Император ежегодно назначал председателя с вице-председателем Госсовета. С 1812 г. председатель совмещал свою должность с работой в качестве председателя Кабинета министров. Такая практика сохранялась до 1865 г. Императорская фамилия была представлена в Госсовете, а в период 1865-1905 гг. великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич занимали пост председателя. При присутствии на собраниях императора именно он принимал на себя функции председателя Госсовета. Число членов данного органа возросло в 1810-1890 гг. с 35 чел. до 60 чел. В начале XX в. в Госсовете числилось 90 членов.

Создание Госсовета

Государственный совет учредил Александр I. Решение императора было указано в тексте манифеста «Образование Государственного совета». Этот документ вышел в свет 01.01.1810 г. До момента учреждения Госсовета в России функционировал Непременный совет, созданный 30.03.1801 г. Его в неофициальном порядке называли Государственным советом.

Решение императора об учреждении Госсовета стало следствием реализации в Российском государстве проекта реформирования системы власти в стране. Эта программа возникла в результате деятельности М. Сперанским и стала одним из ключевых элементов комплекса либеральных реформ в начале XIX в. Сперанский стремился к упорядочиванию вертикали власти и реализации принципа ее разделения. По его мнению, Госсовет был способен стать связующим звеном между российским царем и учреждениями всех ветвей власти. Члены, входящие в Государственный совет, по сути, выполняли функции верхней палаты парламента.

Своим решением государь назначал членов Госсовета либо увольнял их. Назначение обычно носило пожизненный характер. Причем, как предполагалось реформаторами, при назначении в Государственный совет не должны были быть определяющими такие параметры, как сословие, чин, возраст и образование. Членами данного органа становились и министры в соответствии со своим должностным положением.

Император ежегодно назначал председателя с вице-председателем Госсовета. С 1812 г. председатель совмещал свою должность с работой в качестве председателя Кабинета министров. Такая практика сохранялась до 1865 г. Императорская фамилия была представлена в Госсовете, а в период 1865-1905 гг. великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич занимали пост председателя. При присутствии на собраниях императора именно он принимал на себя функции председателя Госсовета. Число членов данного органа возросло в 1810-1890 гг. с 35 чел. до 60 чел. В начале XX в. в Госсовете числилось 90 членов.

Что такое Госсовет?

Государственный совет (Госсовет) — это совещательный орган при президенте, который Владимир Путин образовал своим указом в 2000 году «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти». 

Председатель Госсовета – президент России. В состав входят спикеры Совфеда и Госдумы, полномочные представители президента в федеральных округах, губернаторы, а также руководители партийных фракций Госдумы. По решению президента в Госсовет могут быть включены бывшие чиновники и губернаторы (Путин воспользовался этим правом только один раз, когда в 2001 году принял в совет бывшего губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого). В полном составе Госсовет заседает один-два раза в год.

У Госсовета есть президиум, в него входят 8 человек, его состав определяет президент.

Назначение членов СФ

Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

Деятельность Государственного Совета

Замечание 2

По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.

Что об этом говорят эксперты?

Политолог Валерий Соловей рассказал изданию «Собеседник.ru», что Госсовет в России может стать таким же мощным субъектом исполнительной власти, как и президент. «Главное во всей этой истории с поправками в Конституцию – это не обнуление президентских сроков, это на самом деле такая же дымовая завеса и спецэффект. Главное – создание Госсовета, создание системы власти на случай недееспособности действующего президента. То есть создание страховочной конструкции. Это и есть Госсовет, который имеет те же функции и полномочия, что и президент», – заявил политолог.

С другой стороны, Госсовет может стать ещё одной палатой парламента. Об этом РИА Новости рассказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Пока это все прорисовано крупными мазками, то есть детали не прописаны. Но совершенно очевидно, …что Госсовет станет важным органом в системе исполнительной власти, где в регионах председатели Госсовета смогут вырабатывать решения, позволяющие поднять эффективность качества госуправления. Ясно, что Госсовет может выглядеть как своего рода третья палата парламента условно», – сообщил Калачев. По его словам, Госсовет может стать «мостиком» между законодательной и исполнительной властью, органом, в котором руководители регионов могли бы вместе с председателем вырабатывать новые подходы и в региональном развитии, и повышении эффективности и качества госуправления.

Известный государственный деятель, учёный-правовед и соавтор действующей Конституции Сергей Шахрай поделился с изданием «БИЗНЕС Online» опасениями по поводу конституционных изменений

«В результате раздачи новых политических полномочий могут быть последствия по неосторожности. Потому что мы конституировали разные политические группировки

Одни сядут в Госдуме, другие – в Совете Федерации, третьи в правительстве, четвертые – в следственном комитете и прокуратуре. Еще в Государственном Совете. Плюс появился квази-вице-президент. И в результате этих поправок возникает такая банка с пауками. Только лидер отвлекся – начинается возня. Пока он силен и авторитетен, эта возня не имеет значения. Пусть пошалят… Как только лидер ослабевает, эта возня выходит наружу и разрывает государственную власть. А государственная власть – штука хитрая. Я не говорю про власть личности, я о центральной власти, которая требует единства и порядка. Должно быть разделение труда. Например, законы от имени граждан должны писать профессионалы-юристы. А мы каждую веточку, даже Конституционный суд, наделили политическими функциями. Это очень опасно для завтрашнего и послезавтрашнего дня», – заявил учёный.

По словам политтехнолога Аббаса Галлямова, которые приводит BBC, нет никаких оснований создавать из консультативного органа что-то более серьезное в рамках нынешней политической модели. «У нас нет вакуума, который нужно было бы заполнять, все можно решить, перераспределив полномочия внутри существующих органов», – сказал Галлямов. Он предположил, что Путин сам собирается занять место главы Госсовета, потому что других причин формировать такой орган нет. Самым разумным для Путина, пояснил Галлямов, было бы занять существующую позицию – например, спикера Госдумы: она избирается населением, у такого варианта есть задаток легитимности. «Занимая пост лидера «Единой России» и пост лидера Госдумы, Путин мог бы оставаться главным политиком и сохранить свои политические рычаги – а преемникам на посту президента и премьера поручить технические рычаги. Почему он этого не сделал и хочет неизбираемый орган – Госсовет? Потому что он боится идти на выборы. Он не хочет низких рейтингов. Он хочет зависеть от преемника, а не от избирателя», – рассказал политтехнолог.

Анонсированное Путиным усиление полномочий Госсовета может говорить о том, что президент планирует возглавить этот орган после ухода с поста, рассказала РБК политолог Татьяна Становая. Преимущество Госсовета, по словам Становой, заключается в том, что это межведомственный и межуровневый орган власти, который соединяет в одной точке и администрацию президента, и правительство, и региональные власти.

«Чем менее жёстко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, – рассказал «Открытым медиа» профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. – Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, – сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».

Структура органа

Работа Государственного совета обеспечивалась деятельностью Общего собрания и Государственной канцелярии. В составе данного органа велась работа департаментов и постоянных комиссий. Для решения отдельных задач при Госсовете на временной основе проводили совещания, формировали комитеты и комиссии при Госсовете.

Чтобы дела попали в Госсовет, их необходимо было первоначально направить в адрес Госканцелярии. Государственный секретарь изучал подведомственность полученных дел и передавал их в необходимые отделения. Они готовили дела для прохождения слушаний в рамках соответствующих департаментов. Процедура предварительного рассмотрения дел в департаментах была стандартной, однако в чрезвычайных ситуациях срочные проблемы решением императора направлялись сразу на слушание Общего собрания.

Манифест от 01.01.1810 г. устанавливал процедуру, по которой Госсовет должен был рассматривать все принимаемые законодательные акты. Однако не во всех случаях придерживались этого правила. Более того, утверждение решений в рамках департаментов и Общего собрания Госсовета происходило с соблюдением принципа большинства голосов. Однако император, окончательно принимая решение по делу, мог прислушаться к другому мнению и утвердить его. В соответствии с документом, принятым 15.04.1842 г., полномочия Госсовета были ограничены.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете

Высказываясь о том, во что выльется добавление нового госоргана в Конституцию, эксперты видят в нем один из двух вариантов продолжения политической карьеры Путина. Политолог Константин Калачев замечает, что, согласно новым поправкам, президент формирует и руководит Совбезом, но не обязан возглавлять Госсовет – таким образом, управлять Госсоветом сможет и бывший президент, который заблаговременно сформирует состав новой структуры.

Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».

«Чем менее жестко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, — считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. — Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, — сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».

Нурсултан Назарбаев. Фото – Википедия

Другим вариантом продолжения карьеры Путина видится место спикера в Госдуме и главы партии «Единая Россия». Одни эксперты полагают, что это позволит поднять авторитет правящей партии и дать Путину возможность неграниченно долго влиять на политическую жизнь страны – ведь, согласно поправкам, роль парламента также увеличивается. Другие не считают это реальной возможностью. Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, говорит: «Президент вряд ли готовит для себя место председателя Госдумы. Я не могу представить, чтобы Путин приходил на заседания парламента и давал слово Владимиру Жириновскому, а потом заслушивал выступления депутатов».

С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.

Задачи

В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.

Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма. В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны

В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.

В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.

Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.

На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.

Порядок формирования

Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.

Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.

Основные задачи и порядок работы

Основные задачи и порядок работы Государственного совета определяются положением о Государственном совете Российской Федерации, утверждённым указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 в последней редакции.

Основные задачи

Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Порядок работы

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже трех раз в год. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

  • Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.
  • Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.
  • Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.
  • Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.
  • При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.
  • В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации.

Принципы и структура Совета

В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:

  1. члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
  2. все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
  3. все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
  4. проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
  5. никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».

Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.

Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.

Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:

  1. Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
  2. Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
  3. Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
  4. Департамент государственной экономии.

Замечание 3

Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.

Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.