Патерналистская модель — это что такое?

Оглавление

Патернализм как система отношений власти и граждан[править | править код]

Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:

  1. Подчинённый находится в ресурсной зависимости от патерналиста, возможно, добровольной. Поскольку многие риски, связанные с добычей ресурсов, берёт на себя патерналист, это может быть выгодно для подчинённого.
  2. Патерналист обычно является отдельным лицом, в то время как его подчинённые рассматриваются как коллектив. Возможно также возникновение иерархических структур, при котором патерналист делегирует часть своих полномочий.
  3. Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчёркивающим заботливую роль патерналиста. Подчёркивается, что подчинённые не обладают достаточной самостоятельностью, чтобы оценить возможные последствия своих поступков и решений. Таким образом, они могут нанести себе необратимый вред, и над ними необходим контроль для их же блага. Вместе с этим, с подчинённых снимается часть ответственности за это[что?].
  4. Патернализм обычно является распространённым отношением, охватывающим все аспекты жизни подчинённых и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида.

Идеология патернализма рассматривается как противоречащая социальному дарвинизму и либерализму.

Сильный и слабый патернализм

Сильный и слабый патернализм (иногда называемый ограниченным и расширенным патернализмом) — это две философии относительно того, когда врачу уместно игнорировать пожелания пациента. Основное различие заключается в способности пациента принимать самостоятельно обоснованные решения. Слабый (или ограниченный) патернализм относится к ситуации, в которой врач будет не подчиняться просьбам пациента только в том случае, если пациент не может продемонстрировать, что их выбор является добровольным и хорошо информированным. Таким образом, даже если врач не согласен с желанием пациента, он или она не будет вмешиваться, пока пациент в здравом уме. Сильный (или расширенный) патернализм предполагает, что врач отменяет просьбы пациента в тех случаях, когда врач определил лучший курс действий, даже если запросы пациента делаются добровольно. Эти случаи обычно возникают, когда врач определил, что решение пациента необоснованно из-за связанных с этим рисков или потенциальных затрат на благополучие пациента.

Типы [ править ]

Часть серии по
Теория подталкивания

Социологи

  • Ричард Талер
  • Шломо Бенарци
  • Касс Санштейн
  • Майя Шанкар

Государственные программы

  • Гонка к вершине
  • Налоговые положения Закона о доступном медицинском обслуживании
  • Система социального кредитования
  • Vision Zero

Государственные органы

  • Команда по анализу поведения (Великобритания)
  • Группа социальных и поведенческих наук (США)

Связанные понятия

  • Поведенческая экономика
  • Социальное доказательство
  • Эффект по умолчанию
  • Патернализм
  • Либертарианский патернализм
  • Выбор архитектуры
  • Социальная инженерия
  • Поддерживаемый ИТ авторитаризм
  • Дизайн для изменения поведения

Теория подталкивания в бизнесе

  • Программа лояльности
  • Культура безопасности

Мягкий и жесткий править

Мягкий патернализм — это точка зрения, согласно которой патернализм оправдан только в том случае, если совершаемое действие является недобровольным. Джон Стюарт Милль приводит пример человека, который собирается перейти поврежденный мост. Мы не можем сказать человеку, что мост поврежден, поскольку он не говорит на нашем языке. Согласно мягкому патернализму, мы были бы оправданы, если бы заставили его не переходить мост, чтобы мы могли узнать, знает ли он о повреждениях. Если он знает и хочет спрыгнуть с моста и покончить жизнь самоубийством, мы должны позволить ему это сделать. Жесткие патерналисты говорят, что, по крайней мере, иногда мы имеем право помешать ему перейти мост и покончить жизнь самоубийством. требуется пояснение

Чистое и нечистое править

Чистый патернализм — это патернализм, когда человек (лица), лишенный свободы или автономии, является защищаемым. Нечистый патернализм возникает, когда класс людей, чья свобода или автономия нарушается в той или иной мере, шире, чем группа лиц, таким образом защищаемых.

Мораль и благосостояние править

Моральный патернализм — это когда патернализм оправдан для содействия моральному благополучию человека (лиц), даже если их благополучие не улучшится. Например, можно утверждать, что кому-то следует препятствовать заниматься проституцией, даже если они зарабатывают на этом приличную жизнь и их здоровье находится под защитой. Моральный патерналист будет утверждать, что это этично, учитывая, что они считают проституцию морально разлагающей.

Государственный патернализм

На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.

Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.

Что такое ПАТЕРНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Патернализм – это такая система взаимоотношений, при которой, право принятия важных решений для обеспечения общего блага делегируется более авторитетным, старшим и опытным людям. Для простоты понимания, можно привести в пример модель семьи, где: все решения принимает отец, а остальные вынуждены к нему прислушиваться и исполнять его указания, так как, он более авторитетен и лучше знает как нужно поступать.

Несмотря на то, что данный термин можно применять в разных сферах человеческих взаимоотношений, в большинстве случаев, он используется для описания именно политических процессов. Так, к примеру, патернализмом называют следующую модель взаимодействия власти с народом: Власть берет на себя ответственность за общее благосостояние народа. Она самостоятельно принимает решения (издает законы), которые, по ее мнению, должны принести всеобщее благо. Взамен на это «благо», народ отказывается от некоторой части своих прав и свобод, переходя в статус подопечных (платит налоги, исполняет законы, не вмешивается в управление)

Но, важно отметить, что подобная практика взаимоотношений характерна в основном для авторитарных или диктаторских форм правления. (Это то, что касается именно политики, но есть сферы, где без патернализма действительно сложно обойтись.)

Критерии эффективного патернализма [ править ]

Томас Погге утверждает, что существует ряд критериев патернализма.

  • Концепция должна работать в рамках человеческого процветания. Общепринятые предметы, такие как питание, одежда, жилье, определенные основные свободы, могут быть приемлемы для людей с различным религиозным и социальным происхождением.
  • Критерии должны быть минимально навязчивыми.
  • Требования критериев не следует понимать как исчерпывающие; оставляя обществу возможность изменять критерии, исходя из собственных потребностей.
  • Дополнительные соображения, вводимые такими более амбициозными критериями справедливости, не должны перевешивать скромные соображения. [ требуется дальнейшее объяснение ]

Происхождение

Патерналистский консерватизм берет свое начало в промышленной революции , которая привела к повсеместному неравенству , бедности и социальному недовольству. В Великобритании консервативные политики, такие как Ричард Остлер , Майкл Томас Сэдлер и лорд Шефтсбери, сочетали свою элитарную ответственность и сильный гуманитарный элемент с их участием в Фабричных законах . Критически относясь к индивидуализму и классической экономике , они также не любили Новый закон 1834 года о бедных и верили в роль государства в обеспечении достойного жилья, условий труда, заработной платы и обращения с бедными.

Консерватизм одной нации

Бенджамин Дизраэли , которого многие считают архитектором консерватизма единой нации

Консерватизм единой нации был впервые сформулирован премьер-министром консерваторов Бенджамином Дизраэли , который представил свою политическую философию в двух романах: « Сибилла» или «Две нации» и « Конингсби» , опубликованных в 1845 и 1844 годах соответственно. Консерватизм Дизраэли предлагал патерналистское общество с неповрежденными социальными классами , но с поддержкой рабочего класса со стороны состоятельных людей

Дизраэли подчеркивал важность социальных обязательств, а не индивидуализма, который пронизывал британское общество. Дизраэли предупреждал, что Британия разделится на две страны (богатую и бедную) в результате роста индустриализации и неравенства

Обеспокоенный этим разделением, он поддержал меры по улучшению жизни людей, чтобы обеспечить социальную поддержку и защитить рабочий класс.

Дизраэли оправдал свои идеи своей верой в органическое общество, в котором разные классы имеют естественные обязательства друг перед другом. Он рассматривал общество как естественно иерархическое и подчеркивал обязательства тех, кто находится наверху, перед теми, кто находится ниже. Это было продолжением феодальной концепции благородства , согласно которой аристократия обязана быть щедрой и благородной. Для Дизраэли это означало, что правительство должно быть патерналистским. Консерватизм единой нации определяет свой подход как прагматичный и неидеологический. Признание необходимости гибкой политики, и поэтому консерваторы-единомышленники часто искали компромисс со своими идеологическими оппонентами во имя социальной стабильности. Дизраэли оправдывал свои взгляды прагматично, утверждая, что, если правящий класс станет безразличным к страданиям людей, общество станет нестабильным, и социальная революция станет возможной.

Жизнь в Советском Союзе

Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи – всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.

С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.

В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.

Инструменты социальной политики при капитализме

Нужно отметить, что элементы социального патернализма присущи не только социалистическим государствам. Они применяются и при капиталистическом строе, хотя носят избирательный характер.

В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития здесь выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие:

  1. Определение размера оплаты труда на минимальном уровне.
  2. Гарантия прожиточного минимума.
  3. Расчет потребительской корзины по отдельным категориям граждан.
  4. Назначение минимального размера пенсионных выплат и стипендий.
  5. Наличие системы обязательного медстрахования.

Помимо уже указанных административных рычагов, в государствах с либеральной экономикой применяются такие экономические меры как:

  1. Снижение налоговых ставок в отраслях, обслуживающих социальные объекты.
  2. Субсидии, даваемые государством для понижения процентных показателей налогообложения.
  3. Принятие программ ипотечного жилищного кредитования.
  4. Реализация механизмов софинансирования.

Патернализм, примеры из разных сфер.

Что такое Государственный патернализм.

Примером государственного патернализма может послужить следующая гипотетическая ситуация:

Правительство без проведения общественных слушаний решило ограничить доступ в интернет всем несовершеннолетним. Мотивацией для этого, выступает: защита неокрепших умов от опасной информации. Общество в свою очередь, «доверяя» решению правительства, исполняет данное указание. Пример конечно гипертрофированный, но четко отражает вариант чистейшего патернализма.

Патернализм в медицине.

С медициной все гораздо проще. Самым ярким примером может послужить любой прием у врача. Вы приходите к доктору с проблемой полагаясь на его профессионализм. Вы ему доверяете и соглашаетесь следовать всем его указаниям взамен на выздоровление. Патернализм в чистом виде.

На самом деле, подобных примеров, можно привести огромное множество. Это могут быть взаимоотношения на работе, в учебном заведении, в геополитике, экономике или еще где угодно. В мире масса сфер, где люди привыкли полагаться на чей-то авторитет, профессионализм, или просто не хотят брать на себя ответственность.

В итоге про патернализм можно сказать следующее:

Статья не претендует на какую-то научность. Это просто авторское ИМХО по данной теме.

Противники [ править ]

В его двух трактатов правительства , Джон Локк утверждает (против Роберта Филмер ) , что политическая и отцовская власть не то же самое.

Джон Стюарт Милль выступает против государственного патернализма на том основании, что люди знают свое собственное благо лучше, чем государство, что моральное равенство людей требует уважения к свободе других и что патернализм препятствует развитию независимого характера. В « О свободе» он пишет:

Милль, однако, игнорирует свой собственный анализ, когда дело касается колониальных вопросов. Он написал:

Милль заявляет, что варвары нуждаются в патернализме. Но он дает узкое историческое, географическое и экономическое определение варварства, поскольку заявляет, что оно подходит для описания людей, которых он намеревается описать как таковых. Если колониальное предприятие можно считать варварским в смысле его насилия, подчинения и изнасилования в массовом масштабе, то деспотизм является законной формой обращения с Миллем, сторонниками колониализма, колониальными государствами и государственными деятелями.

Современные противники патернализма часто апеллируют к идеалу личной автономии .

Критика патернализма в медицине[править | править код]

Патернализм (в медицине) — классическая модель взаимоотношений между врачом и пациентом, при которой пациент полностью полагается на квалификацию и опыт лечащего врача. При таком типе взаимодействия врач выступает в роли «отца», заботящегося о «ребёнке», и полностью берёт на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Пациент, в свою очередь, является пассивным субъектом и не принимает никаких решений относительно процесса лечения. Главным недостатком подобного подхода к лечению является тот факт, что пациент лишён возможности управлять своими жизнью и судьбой. Больной не может выбирать наиболее приемлемый для него метод лечения из нескольких возможных и принимать окончательное решение относительно своего здоровья. Патерналистская установка впервые появляется в клятве Гиппократа: врач обязуется следовать присяге «согласно своим силам и разумению». В современном российском законодательстве в основу патерналистской модели заложены деонтологические принципы, закреплённые в Клятве врача РФ.

В конце XX века набирают силу антипатерналистские настроения, в США и странах Западной Европы начинают разрабатываться и внедряться новые модели взаимоотношений «врач — пациент». В 1972 году Американская ассоциация больниц одобрила билль о правах пациентов, в котором среди основополагающих прав было закреплено право пациента на информацию. На смену принципу патернализма пришёл принцип сотрудничества, который предполагал информирование пациента обо всех этапах лечения и получение от него согласия на проведение лечебных процедур (так называемое «информированное согласие»).

В настоящее время наравне с патерналистской моделью существует ещё три модели взаимодействия «врач-пациент»:

  • Модель технического типа — тип взаимодействия врача и пациента, при котором врач относится к пациенту как к «неисправному механизму». Основная цель врача при данной модели коммуникации — устранить «неполадку» в организме пациента, при этом главный принцип, которым руководствуется врач, — беспристрастность. Ответственность за исход лечения при использовании модели технического типа лежит как на враче, так и на пациенте, за которым остаётся последнее слово относительно выбора методов лечения.
  • Модель коллегиального типа — тип взаимодействия врача и пациента, при котором они выступают как равные коллеги. Социодемографические характеристики пациента (социальный статус, возраст, пол и т. п.) не влияют на его равноправное с врачом положение. Ответственность за результат лечения при такой модели коммуникации лежит в равной степени на враче и на пациенте.
  • Модель контрактного типа — тип взаимодействия врача и пациента, в основе которого лежит договор. В договоре прописываются принципы, которыми будут руководствоваться врач и пациент в общении друг с другом. Ответственность за результат лечения при такой модели коммуникации лежит как на враче, так и на пациенте. Последний сохраняет за собой право принимать окончательное решение относительно выбора методов лечения.

Критика патернализма в экономике[править | править код]

Гайдар Е. Т., один из основных руководителей и идеологов экономических реформ в России начала 1990-х, охарактеризовал ситуацию 1980-х — начала 1990-х следующим образом:

В статьях, размещённых на официальном сайте РАН, обращалось внимание на то, что снижение доли оплаты коммунальных услуг для малообеспеченных слоёв населения не имеет никакого отношения к отеческой заботе государства о гражданах, отмечалось, что это не патернализм, а рыночные механизмы, единственная возможность расширить покупательную способность населения и обеспечить стабильные тарифы, не снижая конкурентоспособности страны по отношению к импорту, не увеличивая безработицу, нищету, криминал и терроризм. Доктор экономических наук В. М. Зубов в статье, опубликованной в газете «Известия» и на официальном сайте РАН, считал, что излишний патернализм вреден образованию, которое должно быть в первую очередь рыночным инвестиционным проектом:. Руководитель секции экономики РАН академик Дмитрий Львов обращал внимание на то, что авторитетные конференции и форумы, которые проводит правительство, в значительной степени игнорируют экономическую науку бессмысленными рассуждениями о конфликте либерализма и патернализма

Он отметил:

Руководитель секции экономики РАН академик Дмитрий Львов обращал внимание на то, что авторитетные конференции и форумы, которые проводит правительство, в значительной степени игнорируют экономическую науку бессмысленными рассуждениями о конфликте либерализма и патернализма. Он отметил:. Предприниматель Леонид Казинец приобрёл широкую известность после интервью «Москва — это правильная тусовка» корреспонденту журнала «Огонёк» (№ 24 от 11—17 июня 2007 года) Екатерине Даниловой, в котором он сказал в том числе следующее о патерналистской политике в городе Москве:

Предприниматель Леонид Казинец приобрёл широкую известность после интервью «Москва — это правильная тусовка» корреспонденту журнала «Огонёк» (№ 24 от 11—17 июня 2007 года) Екатерине Даниловой, в котором он сказал в том числе следующее о патерналистской политике в городе Москве:

В 2009 году Никита Белых, губернатор Кировской области, говорил следующее:

В декабре 2017 года Forbes опубликовал статью предпринимателя Петра Авена, в которой он высказался о патернализме в современной Российской Федерации:

Законность

Из-за субъективного характера того, когда и в какой степени патернализм необходим, врачи, практикующие патернализм, могут оказаться в сложной правовой ситуации. На протяжении всей истории болезни было много случаев, когда пациенты, как сообщалось, делали хорошо информированный выбор (в здравом уме) в пользу неприемлемого с медицинской точки зрения лечения или лечения, которое очень дорого обходится их благополучию. Если врач не занимает патерналистскую позицию, а вместо этого выполняет пожелания пациента, возникает вопрос, произошла ли халатность. От врачей ожидается, что они предоставят как можно больше информации своим пациентам, а также от них ожидается, что они не хранят в секрете ничего значимого. Это создает сложную юридическую ситуацию, в которой необходимо принять решение о том, какой объем информации является правильным и как ее лучше всего представить. Например, пациент может прочитать все, что ему доступно, и в конечном итоге решить пройти процедуру с 95% выживаемостью. Однако тот же пациент не может выбрать ту же процедуру, если предполагается, что риск смерти составляет 5%. Таким образом, в случаях, когда дела идут наперекосяк, суды обязаны определить, виноват ли врач и должен ли он или она игнорировать просьбы пациента.

В обществе [ править ]

  • На юге Соединенных Штатов до гражданской войны патернализм использовался для оправдания законности рабства . Женщины представляли себя матерями для рабов или защитниками, которые предоставляли рабам льготы, которые они не получали бы сами по себе. Хозяйки плантаций пытались воспитывать своих рабочих, давая им пищу, кров и привязанность. Эти женщины оправдали бы, что условия для освобожденных чернокожих были хуже, чем для тех, кто находился под защитой любовниц. Патернализм использовался в качестве аргумента против освобождения рабства, поскольку эти любовницы обеспечивали лучшие условия жизни, чем аналог порабощенных на фабричном севере. В результате этого вывода белые часто управляли основными правами порабощенных, такими как воспитание детей и собственность.
  • Патернализм также использовался против избирательного права женщин , при этом противники избирательного права женщин заявляли, что предоставление женщинам права голоса сделает их жизнь тяжелее и разлучит их с семьями. необходима цитата

Новшества во взаимоотношениях «врач – пациент»

Сегодня во всем мире нарастает тенденция к отказу от такой модели. Постепенно внедряется новый тип взаимодействия между врачами и больными. В США в 1972 году был принят билль, регулирующий права пациентов на исчерпывающую информацию о состоянии здоровья и методах лечения. Тем самым осуществляется переход к принципу сотрудничества, который получил название «Информированное добровольное согласие». Его основное содержание заключается в следующем:

  1. Информированное согласие – это основное право пациента и механизм защиты как его самого, так и врача. Его необходимым условием является процедура сообщения пациенту (его представителю) схемы лечения и получение от него одобрения проведения конкретных видов обследования и лечебных процедур.
  2. Для этого с больным ведется предварительная разъяснительная работа. Врач в доступной форме дает подробную информацию о предполагаемом медицинском вмешательстве, возможных осложнениях, различных методах лечения. А также об условиях оказания услуг.
  3. Согласие берется в соответствии с рекомендациями, существующими в области медицинской и исследовательской этики.
  4. Факт добровольности характеризуется отсутствием давления на пациента в форме навязывания медицинским работником своего мнения, дезинформации, угрозы.

Библиография

  • Адамс, Ян (2001). . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-6020-5.
  • Арнольд, Дана (2004). Культурные идентичности и эстетика британства . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719067693.
  • Дори, Питер (1995). Консервативная партия и профсоюзы . Психология Press. ISBN 0-415-06487-2.
  • Хейвуд, Эндрю (2007). Политические идеологии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230521803.
  • Хейвуд, Эндрю (2012). Политические идеологии: введение . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-36994-8.
  • Хейвуд, Эндрю (2013). Политика . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-27244-7.
  • Хейвуд, Эндрю (2017). Политические идеологии: введение . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-60604-4.
  • Уэрта де Сото, Хесус (2010). Социализм, экономический расчет и предпринимательство Четвертое издание . Эдвард Элгар Паблишинг. ISBN 978-1-849-80500-1.
  • Стейнберг, Джонатан (2011). Бисмарк: Жизнь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-997539-6.
  • Винсент, Эндрю (2009). Современные политические идеологии . Джон Вили и сыновья. ISBN 978-1-444-31105-1.

Экономический патернализм

При социализме патерналистская модель в области экономической политики означает ведущую роль государства буквально во всех хозяйственных областях. Она отражена в ряде принципов, таких как:

  1. Ответственность государства перед гражданами, которая обязывает его брать в свои руки любые административные рычаги для достижения поставленных целей. Прочие субъекты – предприятия и общественные объединения – действуют только от имени государства или плотно контролируются им.
  2. Приоритет государственных целей перед целями отдельных хозяйственных единиц.
  3. Примат административных методов управления перед экономическими.
  4. Ответственность за использование госпомощи в соответствии с ее целевым назначением.
  5. Безвозмездность поддержки граждан и предприятий.
  6. Равенство относительно потребления социальных благ и их общедоступность. Каждому гражданину обеспечивается минимальный уровень доходов и объем социальных услуг.
  7. Динамичное развитие социальной сферы как важнейшее условие устойчивого развития.
  8. Главенство решений центральной власти относительно местной.
  9. Наличие обширного государственного сектора, протекционизм в отношении промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора.
  10. Большой объем социальных обязательств, присущих бюджетам всех уровней.