Сергей прокофьев

Оглавление

Классик при жизни

Творчеству Сергея Прокофьева в разные годы критики давали как резкую, так и одобрительную оценку. Зачастую новизна музыкального языка его произведений оставалась непонятой. В историю мировой музыкальной культуры Прокофьев вошел как великий русский и советский композитор, пианист, педагог, автор огромного количества произведений разного жанра, ставших частью мировой музыкальной культуры. Сергей Прокофьев — один из композиторов двадцатого века, чьи произведения исполняются чаще всего.

Литературное наследие Сергея Сергеевича («Дневник», «Автобиография», рассказы, либретто) — свидетельство многогранности его таланта.

Прокофьев — лауреат семи государственных премий (одной Ленинской и шести Сталинских), почетный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, народный артист РСФСР.

Жизнь композитора оборвалась внезапно 5 марта 1953 года. Он умер в Москве, у себя дома в Камергерском переулке.

Именем гениального композитора названы учебные заведения, культурные и географические объекты, конкурсы исполнителей.

2016 год в России был назван Годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора.

Музыка мысли

Помимо писательства, музыкант увлекался и шахматами, которые он называл «музыкой мысли». Любовь к этой игре проснулась еще в детстве — за этим занятием мальчик проводил часы в компании своего учителя музыки Р. М. Глиэра. Прокофьев имел первую категорию и не пропускал ни одного турнира. Однажды противником Сергея был сам Х. Р. Капабланка, кубинский шахматист-виртуоз, 3-й чемпион мира по шахматам. Прокофьев, разумеется, проиграл, но поставил шахматиста в трудное положение. Капабланка почти три минуты не мог принять решение, чему Прокофьев был несказанно рад и потом отметил это в своем дневнике.


Автограф Достоевской. (pinterest.com)

Кроме вышеперечисленных увлечений, Сергей Сергеевич создал альбом автографов, оставленных его выдающимися современниками. «Деревянная книга» — так назывался этот альбом, который был изготовлен специально по заказу музыканта. Прокофьев посчитал, что «книга» ни в коем случае не может быть «альбомом институтки», но «в переплете из двух простых досок, с краешком из грубой кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом». Обыкновенные автографы показались композитору неинтересными, поэтому он решил каждому расписывавшемуся задавать вопрос: «Что вы думаете о солнце?»

Среди «отвечающих» были К. Бальмонт, В. Маяковский, А. Ремизов, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, И. Стравинский, Наталья Гончарова, Х. Капабланка и А. Алехин.

Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:

Ребенку богов, Прокофьеву
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, —
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.

Достоевская Анна Григорьевна, жена Достоевского, написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский». Композитор Игорь Стравинский оставил острый комментарий: «Очень глупо, что по-немецки солнце женского, а не мужского рода».


Автограф Маяковского. (pinterest.com)

Пианист Артур Рубинштейн написал: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-солнце сказал: «Государство — это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я!»

Маяковский без лишней скромности в альбоме оставил цитату из поэмы «Облако в штанах»:

«От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уйду я,
солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз».

Шахматист и близкий друг Прокофьева Капабланка высказался так: «Солнце — это жизнь», а его «коллега», шахматист Алексей Алехин написал: «Когда вижу Его, мир мятен». Художница Наталья Гончарова также оставила свой автограф в альбоме: «Очень хорошее ласковое слово: солнышко ясное, кажется, есть только по-русски. И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские».

«Деревянная книга» является историческим памятником и по сей день хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Умер Прокофьев 5 марта 1953 года — в один день со Сталиным, поэтому его похороны остались практически без внимания.

Детство и юность композитора Сергей Прокофьев

Маэстро родился в маленькой деревне Красное, на территории Донецкой области. Сергея Сергеевича воспитывали в исконно интеллигентной семье. Глава семейства был учёным. Отец упорно занимался агрономией. Мама посвятила себя воспитанию детей. Она хорошо читала, знала нотную грамоту и владела несколькими иностранными языками. Именно она мотивировала маленького Серёжу заниматься музыкой.

За пианино Сергей сел в 5 лет. Он без труда освоил игру на этом музыкальном инструменте. Но самое главное — он занялся сочинением маленьких пьес. Мать, которая души не чаяла в своём сыне, старательно записывала пьесы в специальную тетрадь. К 10 годам Прокофьев написал с десяток пьес, даже несколько опер.

Watch this video on YouTube

Родители понимали, что в их доме растёт маленький гений. Они развивали музыкальный талант ребёнка и вскоре наняли ему профессионального педагога Рейнгольда Глиэра. В подростковом возрасте он покинул отчий дом и переехал в Питер. В культурной столице России Серёжа поступил в престижную консерваторию. Он закончил учебное заведение сразу по трём направлениям.

После революции Сергей Сергеевич понял, что оставаться на территории России больше нет смысла. Прокофьев принял решение покинуть страну и переехать жить в Японию, а оттуда он эмигрировал в Соединённые Штаты Америки.

Концертной деятельностью Прокофьев занимался, будучи студентом питерской консерватории. Переехав в Америку, он продолжил развиваться в качестве композитора и музыканта. Его импровизированные выступления проходили с большим размахом.

В середине 1930-х годов прошлого столетия маэстро решил вернуться в СССР. С этого момента он окончательно основался в Москве. Естественно, музыкант не забывал гастролировать в чужих странах, но для постоянного места жительства он выбрал именно Россию.

Сергей Прокофьев: Биография композитора

Прокофьев: лучшие книги

Их несколько и почти везде – “прямая речь”. Литературная одаренность Прокофьева не уступала музыкальной, и лучше всех о себе рассказал он сам. Уже упоминались подлинные шедевры – “Автобиография” (М., 1982), которая, к сожалению, обрывается в середине консерваторского периода (рубеж 1900-х – 1910-х) и Переписка Прокофьева с Мясковским.

В 2002 году в Париже изданы трехтомные “Дневники” (с предисловием старшего сына композитора Святослава); они охватывают период с 1907 по 1933 годы. Замечательный сборник “Прокофьев о Прокофьеве” вышел в 1991 году под редакцией Виктора Варунца; в этом издании собраны и превосходно откомментированы печатные выступления С. С. (в отечественной и иностранной прессе).

Не забудем также “Рассказы” (М., 2003); их Прокофьев сочинял, в основном, в поездах по дороге на гастроли. Вероятно, лучший – “Блуждающая башня”. С некоторым оговорками добавляем в список книгу Валентины Чемберджи “XX век Лины Прокофьевой” (М., 2008) – документированную биографию первой жены композитора.

Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Прокофьев – знаменитый русский композитор . Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его — Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать — Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: «На пустынных островах» и «Великан». Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как Римский-Корсаков , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет — получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова Анны Ахматовой .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою Родину . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату – «Здравица».

В годы Великой Отечественной Войны , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого «Война и мир».

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем Сталин ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских композиторов 20 века.

Николай Андреевич Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века. Имя его имеет

Сергей Васильевич Рахманинов В 19 веке Российская Империя бурно развивалась. Активно проходили реформы Александра II, общество

Помните! Через века, через года помните! Прокофьев Александр Николаевич Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Санкт-Петербургская Консерватория Консерватория в Санкт-Петербурге является одним из старейших музыкальных учебных заведений России.

Личная жизнь

Будучи на гастролях в Испании, Сергей Прокофьев познакомился с Каролиной Кодиной, чьи родители были русскими эмигрантами. Вскоре после знакомства возлюбленные поженились, в браке родилось двое сыновей — Олег и Святослав. В 1936 году Прокофьев вернулся жить в Москву, а жена и дети последовали за ним. Когда началась Великая Отечественная война композитор отправил своих сыновей и жену в эвакуацию, но так больше не жил с ними вместе.

Сергей, Каролина и дети

Причиной расставания с женой стало знакомство композитора со студенткой литературного университета Марией Цецилией Мендельсон. Девушка была на 24 года младше Прокофьева, композитор называл её Мирой. Под влиянием новой любви Сергей Прокофьев подал на развод, но жена отказала ему, так как для рождённой за границей женщины единственным спасением в период арестов и репрессий был брак с влиятельным человеком.

Сергей и Мира

В 1947 году правительство Советского Союза признало брак недействительным, теперь композитор мог жениться на своей возлюбленной. Лину вскоре после развода арестовали и сослали в лагерь в Мордовии. В 1956 году она освободилась и уехала жить в Лондон, где прожила до 1983 года.

Помимо музыки у композитора была ещё одна страсть — шахматы. Он играл на профессиональном уровне, однажды ему удалось переиграть чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланку.

Почему он вернулся в СССР

Очень сложный вопрос! Свою роль сыграли многие причины: некоторый спад интереса к Прокофьеву на Западе (после резкого всплеска на рубеже 1910-х–1920-х годов); феерический успех гастролей 1927 года в СССР (Прокофьева чуть ли не на руках носили!); постановки нескольких сочинений в советских театрах.

В конце 1920-х Прокофьев задумался о драматическом разрыве современной музыки и ее авторов (с их безудержным увлечением техническими новациями) со слушателями. Он пришел к идее “новой простоты”, ни в коем случае не означавшей “залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом”.

И – да – его действительно очаровали идеи массового музыкального воспитания, активно воплощавшиеся в СССР в середине 1930-х. Некоторые музыканты в качестве одной из причин указывают “комплекс Стравинского”.

Действительно, несколько раз два великих русских композитора независимо друг от друга писали очень близкие по духу и эстетике сочинения (яркий пример – балет “Весна священная” Стравинского, 1913, – и “Скифская сюита” Прокофьева, 1915), и старший шел на полкорпуса впереди младшего.

Сторонники этой точки зрения говорят, что Прокофьев хотел стать первым русским композитором Советского Союза (он и стал им!) в пику Стравинскому – первому русскому композитору “остального мира”. Впрочем, у этой точки зрения есть и категорические противники.

NOTA BENE: Рахманинов в расчет не брался: он считался безнадежно устаревшим, принадлежал другому поколению (родился в 1873 году, следовательно, был на 9 лет старше Стравинского и на 18 – Прокофьева). А еще – после отъезда из Советской России он написал очень мало музыки.

Понимал ли Прокофьев, что идет на сделку? Да. Понимал ли он детали той сделки? И да, и нет.

Сергей Сергеевич полагал, что Советскому Союзу он нужен больше, чем ему – СССР. На определенном этапе так и было. Понимал ли он, что настанет момент, когда обратный путь (на Запад) станет невозможным? Определенно, нет!

Прокофьев окончательно вернулся в СССР в 1936 году. После этого он был за границей два раза (последний – в 1938-м). В какой-то степени Прокофьев совершил ошибку Хендрика Хёфгена (героя романа Клауса Манна: “Мефисто: история одной карьеры” и фильма “Мефисто”” Иштвана Сабо): в играх с государством художник – всегда мышка, а не кошка!

Интересные факты

  1. Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  2. При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  3. У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  4. Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
  5. С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  6. В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там  называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  7. По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  8. Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  9. Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  10. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  11. Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров: — музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту; — музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»; — Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»; — тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  12. «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  13. Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  14. Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев — интересные факты из жизни

Сергей Прокофьев с детства воспитывался на музыке. Его мать часто исполняла при нем произведения Шопена и Бетховена. Его первым наставником по музыке была его мать, она хорошо играла на пианино. Представляем интересные факты о Прокофьеве.

Биография

Есть некая путаница, связанная с датой рождения композитора. Сам он утверждал, что родился 23 апреля. Однако, по официальным источникам известно, что день его рождения 27 апреля 1981 года. Был единственным сыном у родителей.
Первую пьесу сочинил, когда ему было 5 лет.
В семье родители активно занимались образованием Сергея: отец обучал его математике, а мать – немецкому и французскому языкам.
Был учеником Н. А. Римского-Корсакова.
Будучи студентом консерватории, изучал композицию, музыкально-теоретические дисциплины, фортепиано и дирижирование

Чуть позже получал уроки по классу органа.
По словам некоторых знакомых, Сергей всегда любил привлекать к себе внимание и мог странно одеваться.
Отличался резкостью и дерзостью высказываний, не боялся сказать правду в лицо. Временами мог резко высказываться о других композиторах.
Его творчеством восторгался Маяковский.
Любил шахматы и литературу

Играл в шахматы с именитыми личностями, как Э. Ласкер (немецкий шахматист), Д. Ойстрах (скрипач и дирижёр), Х. Р. Капабланка (кубинский шахматист), М. Эльман (советский скрипач) и С. Тартаковер (шахматист).
Прокофьев утверждал, что игра в шахматы помогает ему в написании его произведений.
Был лично знаком с Рахманиновым и Стравинским.
Прокофьев немного злился из-за популярности Стравинского в Европе, а о Шостаковиче всегда высказывался резко.
Первым шагом к популярности стало выступление на концерте клуба «Вечера современной музыки» — критики широко оценили творчество композитора, отметив, что он от части является «модернистом».
На одном из вечеров представил свои произведения К. Дебюсси, который тогда посещал Россию.
Довольно быстро заработал популярность. В свой первый заграничный тур он отправился спустя, буквально, 5 лет после своего первого выступления.
Продолжая свою карьеру в качестве исполнителя, не раз сталкивался с жесткой критикой. Так, его Второй фортепианный концерт вызвал жесткий общественный резонанс и грубые высказывания в адрес композитора. Еще более жесткую критику получило его произведение «Скифская сюита».
В определенный период своей жизни решает, что стоит ехать в Америку, чтобы продолжать там заниматься творчеством и давать концерты. В те времена он считал, что Америка — это то место, где жизнь бьет ключом, в то время, как в России полный застой. И он отправился.
Гастролировал в Америке, Европе. Побывал с концертами в Японии.
Одно из его первых выступлений во Франции окончилось полным провалом. Публика была недовольна.
За рубежом больше выступал, как пианист, и меньше как дирижер.
Первой его женой была Лина Кодина. В браке у них родилось двое сыновей: Олег и Святослав. Так как брак был заключен не на территории СССР, и не был заверен в консульстве – советской властью такой брак позже был признан недействительным.
Второй его женой стала Мира Мендельсон. На ней он женился уже в СССР.
За период его гастролей и путешествий он теряет советское гражданство в связи с окончанием срока командировочного удостоверения.
Не служил в армии.
Лишь спустя почти 20 лет странствий он с супругой вернулся на территории СССР, однако продолжал давать выступления за границей, но не часто.
Наравне с другими известными композиторами (Шостакович, Мясковский, Хачатурян и др.) был обвинен советской властью в «формализме».
Умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года.
По его завещанию, архивы о нем можно открыть и изучить только спустя 100 лет после его смерти – в 2053 году.
Некоторые критики и исследователи в области музыки сравнивают творчество и деятельность Прокофьева с Чайковским, Моцартом и прочими именитыми личностями.

Самое экстравагантное сочинение Прокофьева

Определенно, это Кантата “К XX-летию Октября”, написанная для гигантского состава (симфонический оркестр, военный оркестр, оркестр аккордеонов, оркестр шумовых инструментов).

В либретто, составленное П. П. Сувчинским и самим композитором, вошли тексты классиков марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (последнее имя, естественно, не указано в Нотографическом справочнике под редакцией Семена Шлифштейна, вышедшем в 1962 году, в разгар антисталинской кампании Никиты Сергеевича Хрущёва).

Прокофьев, во-первых, несколько “улучшил” (для более благозвучного произнесения) тексты, на которые полагалось дышать и молиться; во-вторых, оперировал обычным для себя современным музыкальным языком. Бродящий по Европе призрак коммунизма (1-я часть) напоминает об “Огненном ангеле”, “Философы” (2-я часть) вызывают ассоциации с кантатой “Семеро их”. И так далее.

Зря, конечно, Прокофьев так поступил, – сочинение было воспринято как издевательство и легло на полку. Не вдаваясь в историю редактирования и создания версий сочинения, укажем, что самая полная состоит из 10 номеров (6 – для хора и оркестра, 4 симфонических эпизода) и заканчивается “Конституцией” (фрагменты речи Сталина 1936 года).

Премьера в усеченном виде (без двух “сталинских” частей, но с повторением в качестве 9-й части хора “Философы” – такова была изначальная идея Прокофьева) под управлением Кирилла Кондрашина прошла в апреле 1966 года; полной версии – в 1984 году.

Композиторская деятельность

  1. Если не брать в расчёт детские сочинения Прокофьева, то композитор проявил себя как новатор в музыкальной сфере. Его произведения были насыщены яркими звуками что не всегда воспринималось благосклонно со стороны зрителей, но тем не менее, это не делало его менее популярным. На премьере «Скифской сюиты» в Санкт-Петербурге в 1916 году зрители уходили из зала, так как музыка «набросилась» на них подобно стихийному бедствию, это наводило ужас на них.
  2. В 1918 году после временного пребывания в Японии Сергей Прокофьев переезжает в США, где становится популярным композитором. Он гастролирует по Англии, Франции, Германии, Испании и Италии. Ему удалось завоевать мировую аудиторию в короткий срок.
  3. С 1919 по 1930 годы Прокофьев активно занимался написанием произведений крупной формы. В это время родились такие музыкальные шедевры, как «Огненный ангел», «Любовь к трём апельсинам», «Блудный сын», «Стальной скок» и «На Днепре».
  4. В 1927 и 1929 году Прокофьев всё ещё проживал в США, но давал концерты и гастролировал по Советскому Союзу. Он выступал в Харькове, Ленинграде, Москве, Киеве и Одессе. В Москве его приняли очень тепло, это тронуло композитора, приём в Ленинграде оказался ещё горячее. Сергей понял, что на родине его любят.
  5. В 1932 году композитор принимает решение о возвращении в родную страну. Тогда и начался самый расцвет его творчества.
  6. Середина 1930-х годов стала началом карьерного пика Сергея Прокофьева. В 1936 году он создал балет «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира, а в 1940 году он порадовал поклонников своего творчества Шестой сонатой для фортепиано.
  7. В 1935 году Прокофьев создал цикл пьес для фортепиано под названием «детская музыка».
  8. В 1939 году была создана кантата «Александр Невский».
  9. В 1939 году Сергей Прокофьев представил широкой публике музыкальную сказку «Петя и Волк». В качестве персонажей в сказке выступают инструменты. Текст к сказке композитор написал сам.
  10. В 1930-1940-х годах произведения Прокофьева играли самые выдающиеся пианисты во всём мире, а его слава гремела по всему миру. В дальнейшем его Джульетту играло немало актрис оперного театра, но самым запоминающимся стал образ Галины Улановой, который был признан шедевром советской хореографии.
  11. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война подняла в композиторе очередной творческий подъём. Под влиянием этого события он написал оперу-эпопею «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого. Эта опера стала поддержкой для участвующих в военных действиях советских граждан.

Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев

Детство

Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.

Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.

 Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы

Начало творческого пути Сергея Прокофьева

В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.

Карьера Сергея Прокофьева

Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.

 Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха

1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.

В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.

В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.

В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.

Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.

В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.

Личная жизнь Сергея Прокофьева

Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.

 Семья Сергея Прокофьева