Глиэр, рейнгольд морицевич

Оглавление

Краткая биография — годы творчества

В 1984 году Рейнгольд, вопреки протестам родственников, подал документы в Московскую консерваторию и стал студентом. Начался долгий путь к славе.

  1. 1900–1901 годы. Глиэр закончил консерваторию и по приглашению сестер Гнесиных начал преподавать часть дисциплин в их школе. Одновременно с педагогической деятельностью музыкант сел писать ораторию «Земля и небо», которую исполнил на концерте Московского отделения ИРМО.
  2. 1902–1903 годы. Рейнгольд Глиэр давал частные уроки. Среди его учеников был С. С. Прокофьев.
  3. 1905–1908 годы. Зимой композитор отправился в Германию. Его привлекла мысль научиться дирижированию у Оскара Фрида. Помимо обучения, Глиэр много работал, сочинял пьесы для школы Гнесиных. Произведения молодого композитора пользовались огромной популярностью не только в России и Германии, но и в Америке.
  4. 1909–1910 годы. Вернувшись в Россию, Рейнгольд Глиэр начал выступать с собственными произведениями как дирижер. Летом 1909 года он дебютировал в Киеве, через полгода исполнил свои произведения на собрании ИРМО. Его романсы вошли в репертуар многих известных певцов, музыкальное издательство П. И. Юргенсона издавало все, что выходило из-под пера композитора.
  5. 1912 год. Премьера балета «Хризис». Постановка не удалась и, несмотря на роскошные декорации, больше не возобновлялась. Написана симфония «Илья Муромец», за которую Глиэр получил премию имени М. И. Глинки.
  6. 1913–1920 годы. Годы успеха. Рейнгольд Глиэр стал профессором и директором музыкальной академии Украины. Его службу там прервала Вторая мировая война. Создал масштабную симфоническую картину «Тризна», подготовил к постановке балет «Запорожцы».
  7. 1921–1922 годы. После русской революции Глиэр приобрел высокий статус в советском музыкальном мире благодаря своему интересу к национальным стилям. Он организовывал рабочие концерты и руководил комитетами Московского Союза композиторов и Союза советских композиторов.
  8. 1923 год. По приглашению правительства Азербайджана Рейнгольд Глиэр посетил Баку. Результатом поездки стало симфоническое произведение «Шахсенем», поставленное в 1927 году.
  9. 1924 год. К открытию II конгресса Коминтерна правительство готовило массовое зрелище. В культурную программу вошли и произведения Глиэра — «На праздник Коминтерна» и «Марш Красной Армии».
  10. 1926–1927 годы. Всегда понимавший запросы народа, Глиэр решил создать произведение, созвучное веяниям новой эпохи. Так появился балет «Красный цветок». Он имел огромный успех и принес Рейнгольду Морицевичу всенародную славу.
  11. 1930–1948 годы. Глиэр стал политическим деятелем, занимал пост председателя организационного комитета Союза советских композиторов с 1938 по 1948 год. Его традиционная, совершенно русская музыка очень нравилась Сталину. Маэстро получил в те годы множество почестей, в том числе звание народного артиста Советского Союза, Узбекской и Азербайджанской ССР, две сталинские премии.
  12. 1949–1950 годы. Постановка балета «Медный всадник» в Большом театре, третья сталинская премия и орден Ленина.
  13. 1951 год. По заказу Большого театра Рейнгольд Глиэр написал балет «Тарас Бульба». Сюиты из музыки балета были много раз исполнены на сцене, но сама постановка так и не состоялась.
  14. 1953 год. Создано эпическое сочинение для вокала «Слава Советской Армии» с элементами походной и строевой песни. Это сделало произведение более близким и понятным советскому народу.
  15. 1956 год. Состоялся последний концерт Рейнгольда Морицевича Глиэра для скрипки с оркестром. Обработкой занимался ученик композитора — Б. Н. Лятошинский.
  16. Маэстро Глиэре скончался 23 июня 1956 года от кровоизлияния в мозг. Ему был 81 год. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Иван Гржимали, фон Глен, Леопольд Ауэр, А. Вержбилович, Сергей Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, Сергей Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Гуго Варлих, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, Сергей Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений[править | править код]

Внешние аудиофайлы

Оперыправить | править код

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900)
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я ред. 1934)
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940)
  • «Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942—1943).

Балетыправить | править код

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратов по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена -17 февраля в Римском оперном театре, постановка Н. Андросова, дирижёр А. Аниханов, художник Е. Пулити). Новую российскую постановку представил В. В. Васильев в Красноярске 23 ноября года.
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. С. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. В. Гоголю (1951—1952)

Бывшая усадьба Ренквист-Глиэр (Петровский бульвар № 5)

Внутренний двор дома Глиэра в Москве

Симфонические произведенияправить | править код

  • Первая симфония ()
  • Вторая симфония ()
  • Третья симфония «Илья Муромец» (—)
  • «Сирены», поэма ()
  • «Тризна», симфоническая картина (1915)
  • «Запорожцы», картина (, по И. Е. Репину)
  • Торжественная увертюра ()
  • Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)
  • «Заповит», поэма ()
  • «Ферганский праздник», увертюра ()
  • «Дружба народов», увертюра ()
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов ()
  • «Победа», увертюра (1944—1945)
  • Кантата «Слава Советской Армии» (1953)

Концертыправить | править код

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)

Камерно-инструментальные произведенияправить | править код

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвёртый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочееправить | править код

  • Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).
  • Около 20 хоров.
  • Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл. М. Лохвицкой, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл. Д. Ратгауза, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл. А. К. Толстого, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл. Галиной, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл. И. Лажечникова, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл. С. Скитальца, 1909), «Ночь идёт» (сл. И. Бунина, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл. Л. Столицы, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл. А. Коваленкова, 1939) для голоса и фортепиано.
  • Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).
  • Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Царь Эдип» Софокла (1921, «3-й театр РСФСР. Комедия», Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Музыкальная студия MXAT), «Меловой круг» (1924, Московский драматических театр), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, MXAT), «Мольер» М. Булгакова (1936, Москва), «Фархад и Ширин» С. Вургуна (1946, Москва), «Цюй-Юань» Го Можо (1954, Москва) и др.)

Композиторская фильмографияправить | править код

  •  — Земля жаждет (совм. с В. А. Соколовым и С. Н. Ряузовым)
  •  — Друзья встречаются вновь
  •  — Алишер Навои (совм. с Т. Садыковым)

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали). В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).

Происхождение

Разветвлённый род Глиэров (происходит из принявших лютеранство евреев) корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. М. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Ф. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875—1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).
  • Р. М. Глиэр. Биографический и нотографический справочник. — М.: Мемориальный кабинет Р. М. Глиэра, 2011.

Личная жизнь

Женой Рейнгольда Морицевича стала его ученица Мария Ренквист. Любовь между молодыми людьми началась с легкой переписки, которая вылилась в серьезное чувство. Они обвенчались в 1904 году. Невесте было 23 года, жениху только исполнилось 26 лет. Вместе супруги прожили 55 лет.

С женой Марией

В браке родилось пятеро детей — близнецы Нина и Лия (1905), Валентина и Леонид (1913), сын Роман (1907).

Никто из потомков Глиэра не пошел по его стопам. Сын Роман работал на радио, Лия стала учителем танцев, Нина помогала Рейнгольду Морицевичу в общественной работе. Внучка Сэнта была гидом-переводчиком и хранителем музея-квартиры, ее сын и правнук Кирилл Новосельцев — доктор экономических наук.

Рейнгольд Глиэр и Мария Ренквист

Список произведений[ | код]

Внешние аудиофайлы

Оперы | код

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900)
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я ред. 1934)
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940)
  • «Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942—1943).

Балеты | код

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратов по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена -17 февраля в Римском оперном театре, постановка Н. Андросова, дирижёр А. Аниханов, художник Е. Пулити). Новую российскую постановку представил В. В. Васильев в Красноярске 23 ноября года.
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. С. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. В. Гоголю (1951—1952)

Бывшая усадьба Ренквист-Глиэр (Петровский бульвар № 5)

Внутренний двор дома Глиэра в Москве

Симфонические произведения | код

  • Первая симфония ()
  • Вторая симфония ()
  • Третья симфония «Илья Муромец» (—)
  • «Сирены», поэма ()
  • «Тризна», симфоническая картина (1915)
  • «Запорожцы», картина (, по И. Е. Репину)
  • Торжественная увертюра ()
  • Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)
  • «Заповит», поэма ()
  • «Ферганский праздник», увертюра ()
  • «Дружба народов», увертюра ()
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов ()
  • «Победа», увертюра (1944—1945)
  • Кантата «Слава Советской Армии» (1953)

Концерты | код

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)

Камерно-инструментальные произведения | код

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвёртый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Для духового оркестра | код

Прочее | код

  • Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).
  • Около 20 хоров.
  • Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл. М. Лохвицкой, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл. Д. Ратгауза, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл. А. К. Толстого, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл. Галиной, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл. И. Лажечникова, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл. С. Скитальца, 1909), «Ночь идёт» (сл. И. Бунина, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл. Л. Столицы, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл. А. Коваленкова, 1939) для голоса и фортепиано.
  • Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).
  • Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Царь Эдип» Софокла (1921, «3-й театр РСФСР. Комедия», Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Музыкальная студия MXAT), «Меловой круг» (1924, Московский драматических театр), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, MXAT), «Мольер» М. Булгакова (1936, Москва), «Фархад и Ширин» С. Вургуна (1946, Москва), «Цюй-Юань» Го Можо (1954, Москва) и др.)

Редакции произведений других авторов | код

Композиторская фильмография | код

  •  — Земля жаждет (совм. с В. А. Соколовым и С. Н. Ряузовым)
  •  — Друзья встречаются вновь
  •  — Алишер Навои (совм. с Т. Садыковым)

Детство и юность

Рейнгольд Эрнест Глиэр появился на свет 11 января 1875 в Киеве. Отец мальчика — Мориц Глиэр держал музыкальную мастерскую, делал на заказ духовые инструменты. Мать — Жозефина Корчак — происходила из богатого шляхетского рода. Женщина была умна и образована, много времени уделяла воспитанию детей, которых в семье, помимо Рейнгольда было еще трое — дочь Цецилия и сыновья Карл и Мориц.

Рейнгольд Глиэр в детстве

Мальчик с детства интересовался музыкой, пробовал писать небольшие произведения, но отец был против увлечения. Мастерская разрасталась, дело было доходное и требовались помощники. Однако, несмотря на все запреты, будущий композитор упорно шел к цели. В 10 лет он сам нашел преподавателя музыки и стал за мизерную плату брать уроки.

Позже Рейнгольд настоял на своем и в 1891 году родители, скрепя сердце, разрешили ему поступить в Киевское музыкальное училище в класс скрипки. А дальше произошло чудо. В 1892 году юноша мистическим образом встретился с Чайковским. Это предопределило будущую судьбу Глиэра — он решил стать композитором.

В молодости

Итоги

Объем сочинений Р. М. Глиэра огромен. Кроме трех симфоний, четырехструнных квартетов, двух полных опер, двух балетов и двух концертов, он написал сотни песен, фортепианных произведений и камерных пьес. Маэстро преподавал Сергею Прокофьеву, Араму Хачатуряну и Александру Мосолову, основоположникам «советского реализма».

Произведения Глиэра романтичны, националистичны и умело обработаны, сочетают красивые мелодии, изобретательную оркестровку и сногсшибательную напыщенность с большим эффектом. Но самым популярным и любимым является гимн Санкт-Петербурга, основой для которого послужила музыка из произведения «Медный всадник».

Считается, что Рейнгольд Морицевич, наряду со своим более известным предшественником Чайковским, сыграл важную роль в развитии русского балета, однако сегодня за пределами России его музыка почти не звучит. Несмотря на это, Маэстро навсегда останется в памяти людей. Его имя носят улицы, институты, училища и музыкальные школы. Р. М. Глиэра помнят и чтят.