Прог-метал

Оглавление

Развитие метала и его поджанры

Метал является производным жанром от хард-рока. Активное распространение обрёл в 70-е годы прошлого века в Англии и США. В наше время распространён почти во всех уголках планеты, за исключением стран, ведущих жёсткую цензурную политику. Крупные сцены представлены в основном на севере Европы и в Северной Америке.
На развитие металлической субкультуры заметно повлияла панк-революция в 70-80-е годы. В то время начали зарождаться различные поджанры, начиная с тяжёлых хэви-, пауэр, дэт-метала, и заканчивая такими специфическими, как дум-, готик-, индастриал-метал. Последний, к слову, получил большую популярность в 90-е годы и стал частью творчества таких известных групп, как Rob Zombie, Marilyn Manson и Rammstein.

Широкий выбор для вас

Поклонники метала — металлисты, или металхэды. Это полноценная субкультура, придерживающаяся своеобразного стиля одежды, пропагандирующая индивидуализм и свободу личности

Не важно, являетесь вы ярым приверженцем метала или только изредка слушаете такую музыку — в нашей большой коллекции вы наверняка откроете для себя несколько интересных альбомов, достойных для ознакомления. Команда сайта постоянно следит за появлением новинок и оперативно публикует их в общем доступе

Удобная навигация и система поиска помогут найти искомое в течение нескольких секунд, а полная информация об альбомах позволит сделать самый лучший выбор из всех возможных.

Какое звучание свойственно жанру?

Сайт полностью посвящён жанру «метал». Это направление рок-музыки, для которого свойственны тяжёлые риффы электрогитар, эффекты искажения (distortion), длинные гитарные соло и в целом агрессивный ритм. В разных поджанрах эти характерные элементы отражаются по-разному — в некоторых подобные атрибуты немного изменены, в других могут и вовсе отсутствовать.
Центральный элемент жанра — гитарное соло. Мощь звучания электрогитары усиливается комбоусилителями, исполнители часто умышленно перегружают звук эффектом искажения, делая его поистине «тяжёлым». С развитием метала соло и риффы приобретали ещё большую сложность и скорость.
В данном направлении используются такие приёмы скоростной игры, как тэппинг, когда от исполнителя требуется особая виртуозность. Важная роль отведена ударной партии. Ударники исполняют скоростные партии, здесь нужна отличная реакция и координация. Ударное оборудование представлено в этом жанре в гораздо большем количестве, чем стандартное.
Во многих популярных группах соло и ритм-партии попеременно исполняют 2 гитариста, к примеру, в Iron Maiden и Judas Priest. Metal-группа может состоять из бас-, ритм- и соло-гитариста, вокалиста и ударника. Иногда используют клавишные инструменты. Применение других инструментов считается нетипичным для жанра. Роль фронтмена здесь чаще отведена гитаристу, хотя в рок-музыке традиционно лидерские роли берёт на себя вокалист. В метале вокал как бы подчиняется общему звучанию композиции.

Стилистическое разнообразие

Одно из отличительных музыкальных качеств прогрессив-метала — стилистическая эклектика, пронизывающая многие группы. Между риффами, припевами и соло, типичными для рок- и металлических песен, прог-метал-группы часто включают секции, вдохновленные джаз, классический, Ближневосточная музыка (особенно часто используют фригийская доминантная шкала), Диксиленд, регтайм, среди прочего. Обычно это достигается за счет того, что клавишник группы играет уникальные звуки или за счет включения инструментов, которые не являются ортодоксальными для металла, например, саксофона. Идея объединения разных музыкальных стилей была впервые предложена Dream Theater; этот подход прослеживается в большей части их дискографии. Другие группы, которые часто используют эти эксцентрические секции, включают Хакен, Между Похороненным и мной, Спасибо, Ученый, Opeth, Эксперимент с натяжением жидкости, Большой цирк.

А регтайм соло в исполнении Джордан Рудесс в середине «Танца вечности», тяжелой металлической песни Театр мечты. Это яркий пример смешения стилей, характерного для прогрессив-метала.

Прогрессивный металл сложно дать конкретному определению, поскольку большинство групп, относящихся к этому жанру, имеют существенно разные музыкальные влияния по сравнению друг с другом. Например, две группы, которые обычно называют прогрессив-металлом, King’s X и Opeth, звучат очень разные друг от друга; King’s X находится под сильным влиянием Тяжелый рок, в то время как рычащий вокал Опета и тяжелые гитары приводят к тому, что группу называют прогрессивный дэт-метал.

Opeth играет вживую 30 мая 2009 г.

Точно так же группы, такие как Театр мечты, Планета X, Пуйя,Эксперимент с натяжением жидкости, Безликий, Между Похороненным и мной и Животные как лидеры есть джаз влияние, с расширенными сольными секциями, которые часто включают «торговые соло». Циник, Атеист, Opeth, Мор, Между Похороненным и мной и Мешугга все смешано джазовый фьюжн с дэт-металом, но совершенно по-другому. Девин Таунсенд привлекает больше окружающий влияет на атмосферу его музыки. Прогрессивный металл также часто связывают с пауэр-метал; Предупреждение судьбы и Зачатие, две группы, которые изначально были пауэр-металлистами, позже включили прогрессивные элементы, которые в конечном итоге затмили их корни пауэр-метала. В ProgPower музыкальные фестивали демонстрируют этот сплав прогрессивного и пауэр-метала. В последнее время с популярностью в клочок гитары, жанр «технический металл» становится все более распространенным и популярным. Это привело к возрождению популярности более традиционных прогрессив-металлических групп, таких как Dream Theater и Symphony X; это также привело к включению в прогрессивную нишу групп, которые не обязательно играют в его традиционном стиле, например трэш/пауэр-метал группа Никогда больше и технический дэт-метал пионеры Некрофаг и Обскура. Эти группы часто называют прогрессивными, поскольку они исполняют сложную и техническую музыку, не подпадающую под другие жанры.

В конце 2000-х такие группы, как Рожденный Осирисом, Периферия, Тессеракт, Животные как лидеры и Вильдхьярта популяризировал «джент»стиль прогрессив-метала в звуке, первоначально разработанный Мешугга. Характеризуется высокой, приглушенные ладони, синкопированные риффы (часто включающие полимеры), а также использование гитар расширенного диапазона. Гитары с расширенным диапазоном также представлены в других формах прогрессивного металла; художников, включая Девин Таунсенд, Дир Эн Грей, и Ne Obliviscaris использовали 7-струнные гитары, не будучи частью движения «джент».

Проект Эсхатаиспанская группа, получившая много внимания прессы в Испании за ее сплав прогрессивного рока и рэп-метал, который журналисты охарактеризовали как «прогрессивный рэп-метал».

Progressive doom — это жанр фьюжн, сочетающий в себе элементы прогрессивного металла и дум металл. Группы включают King Goat, Под солнцем,Сьерра, и Океаны сна.

Разнообразие[править | править код]

Прогрессив-метал можно разбить на бесчисленное множество подстилей, соответствующих другим направлениям музыки, которые оказали влияние на конкретные музыкальные коллективы. К примеру, две группы, которые вполне можно отнести к обсуждаемому жанру, — King’s X и Opeth, находятся на противоположных концах звукового спектра. King’s X более подвержены влиянию мейнстрима и гранжа. Парадоксально, но бас-гитарист группы Pearl Jam, Джефф Амент однажды сказал: «King’s X изобрели гранж как стиль», имея в виду то, что влияние этой группы на весь гранж было очень велико. И в то же время гроулинг вокалиста группы Opeth и тяжёлый звук гитар (частично разбавленный готическими акустическими пассажами) вполне можно отнести к стилю дэт-метал.

Европейская академическая музыка также оказала весьма значительное влияние на весь жанр прогрессив-метала. Такие группы, как Symphony X и Spock’s Beard успешно смешивают этот стиль с той сложностью и великолепием, что присуща барочным и классическим произведениям, что в итоге привело к возникновению нового стиля Neoclassical Metal. Кроме того, такие проекты, как Liquid Tension Experiment (создан участниками группы Dream Theater) и группы, как Planet X (проект бывшего клавишника Dream Theater Дэрека Шириньяна), имеют в своём творчестве джазовое влияние с полиметрическими ритмами и переменными/смешанными метрами, характерной для джаз/рока гармонией и фразировкой. Сам Дэрек Шириньян характеризует свой стиль как Fusion Metal. Более того, Liquid Tension Experiment представляют в своей музыке элементы импровизации, которые не так редко встречаются в хеви-метале, но не в такой высокой форме как у Liquid Tension Experiment. Известные дэт-метал-группы, такие как Death и Cynic, в своих альбомах скрестили прогрессив с дэт-металом, а Cynic и Atheist добавили ещё джаз и фьюжн. Шведская блэк-метал-группа Shining, известная как одна из самых значимых групп депрессивного блэк-метала, стала экспериментировать с прогрессивным металом, смешав его с блэк-металом и элементами dsbm, и закрепилась в этом стиле на сегодняшний день. Другими известными группами прогрессивного блэк-метала являются Enslaved, Code, Agrypnie, Borknagar, Ihsahn.

Одной из самых популярных прогрессивных команд является группа Tool. Tool приобрели известность в середине 90-х годов, выпустив свой второй по счёту альбом Ænima, который и принёс им мировую известность. Их электрический коктейль из хеви-метала, случайных музыкальных размеров, комплексных структур и сложной лирики натолкнул многих на мысль о классификации их как прогрессив-метал группы, хотя и с существенными отличиями от многих традиционных команд. Тем не менее, следующий альбом группы Tool 2001 года Lateralus упрочил положение группы на прогрессивной сцене с их комплексными структурами и высоко концептуальным стилем, несмотря на то, что группа стала более родственной к индустриальной музыке, нежели к прогрессивной.

В Италии особняком стоит группа Presence — её ранний стиль (1990—1996) может быть охарактеризован как клавишный прог-метал с женским вокалом, а нынешний настолько усложнился, что от традиционного метала там почти ничего не осталось. Своеобразна французская школа — прогрессив-метал в привычном виде во Франции не особенно распространен, зато много представителей так называемого «мелодик-метала», среди которых, пожалуй, наиболее интересна группа Manigance, ярко дебютировавшая в 1998 г. В скандинавских странах прогрессив-метал получил гораздо меньшее распространение, чем тёмный прогрессив (dark progressive), а самая популярная группа — шведский Therion — столь явно тяготеет к хоральности, особенно в позднем творчестве, что стилистически оказывается ближе к Devil Doll, Malombra, Il Segno Del Comando и даже Helloween, чем к традиционному Heavy Metal’у. Заслуживает внимания югославская группа Tornado, непринуждённо сочетающая типично «металлические» приёмы и средневековую пасторальность. Наконец, весьма самобытная школа прог-метала возникла в 1990-е годы в Германии: единственная в своем роде группа Cromwell, стилистически балансирующая (как ни парадоксально) между двумя итальянскими командами — вышеупомянутой Presence и Tale Cue (тёмный прогрессив с женским вокалом), и ряд групп, чей стиль занимает промежуточное положение между прог-металом и неопрогрессивом a la Pendragon или Jadis. К последним относятся, например, Ziff, Sylvan, Last Turion; к ним примыкает и люксембургская группа No Name.

История

Dream Theater: одна из самых известных прогрессив-метал групп

Происхождение прогрессив-метала можно проследить в таких прогрессив-рок группах 1960-х и 1970-х как Yes, Uriah Heep, Genesis, Black Sabbath, Deep Purple, King Crimson, Rush, High Tide. Этот стиль сформировался как отдельный, самодостаточный стиль лишь к середине 80-х. Группы Queensrÿche, Dream Theater, Fates Warning, Savatage, Voivod, Psychotic Waltz, Crimson Glory взяли элементы прог-рок групп — инструментальную и композиционную структуру песен и скрестили их с металом.

Наибольшую популярность прогрессив-метал приобрёл в начале 1990-х годов, когда песня группы Queensrÿche «Silent Lucidity» ( Empire) неожиданно стала хитом на радио и MTV. Нельзя отнести эту песню к «типичной» прогрессив-металической, но именно благодаря ей музыка группы Queensrÿche стала доступна для фанатов и, помимо этого, дала толчок к развитию других прогрессив-метал-групп во всём мире. В 1993 году Dream Theater с песней «Pull Me Under» (из Images and Words) также приобретает мировую популярность.