Пастораль как стиль в живописи: лучшие картины и известные художники

Оглавление

10 известных картин в стиле пастораль

Популярность романа «Аркадия» подтолкнула к развитию стиля пастораль в живописи. Одним из первых художников к этой тематике обратился итальянец Джорджоне.

Сельский концерт

На написанной им картине «Сельский концерт» изображены мужчины в обычной одежде того времени и обнаженные красавицы нимфы. Они будто бы являются плодом воображения изображенных на картине мужчин. Итальянским живописцам того времени было свойственно соединять реальную жизнь с придуманными образами, дополняющими ее.

Сельский концертДжорджоне

Авторство этого произведения оспаривается искусствоведами. Есть мнение, что автором пасторали является ученик Джорджоне итальянский художник Тициан. В любом случае, работа была одобрена восторженной публикой.

В течение длительного времени эта картина считалась образцом нового стиля в искусстве. Великий мастер и его талантливый ученик тесно сотрудничали в своем творчестве. Именно поэтому их рисунки имеют поразительное сходство.

Таитянские пасторали

Французский художник Гоген изобразил на своем полотне «Таитянские пасторали» живописный холм с благоухающей магнолией. Яркие краски картины помогают зрителю ощутить красоту жаркого лета на Таити.

Таитянские пасторалиПоль Гоген

Возле магнолии изображены две красавицы таитянки и большая рыжая собака. Вблизи виднеются два холма и уходящая вдаль тропинка. Полотно хранится в коллекции Эрмитажа.

Осенняя пастораль

Осенняя пасторальФрансуа Буше

На картине Франсуа Буше «Осенняя пастораль» молодой пастух кормит спелым виноградом свою возлюбленную Лизетту. Этот сюжет настолько понравился живописцу, что он написал еще две ему посвященные картины. Пастух и Лизетта со временем превратились в изящные фарфоровые статуэтки.

Пастораль

ПасторальК. Сомова

На картине К. Сомова «Пастораль» изображены две девушки, одетые в простую и опрятную одежду. Девушки решили отдохнуть на пригорке после похода в лес. Рядом с ними расположился верный друг и охранник пес.

Савояр с сурком

Савояр с суркомАнтуана Ватто

На картине Антуана Ватто «Савояр с сурком» изображен бродячий музыкант. Он путешествует с шарманкой и просит у людей милостыню. На шарманке лежит сурок, животное обнимает своего хозяина. Пейзаж за спиной савояра наполнен светом и красотой.

Качели

КачелиФрагонар

Прекрасная дама и ее галантные кавалеры изображены на картине Фрагонара «Качели». На заднем плане изображенная статуя амуров будто бы подчеркивает начало романтических отношений

Кого из кавалеров выберет дама — совершенно неважно

Похищение Европы

Похищение ЕвропыКлод Лоррен

На картине «Похищение Европы» французский живописец Клод Лоррен изобразил игру солнечных лучей, прозрачность воздуха и даль, застилаемую туманом. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил основой для написания морской панорамы.

Царство Флоры

Царство ФлорыНикола Пуссен

На полотне «Царство Флоры» Пуссен собрал мифологических персонажей. На полотне изображены влюбленные пары. Каждая фигура, хотя это и не бросается в глаза, снабжена цветком, в который она превращается.

Пастораль в античной литературе

Миниатюра на сюжет из III книги поэмы Вергилия «Георгики» из рукописи Vergilius Romanus. V в. н. э.

Исидор Севильский писал:

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим“ же оно названо от слова „бык“, несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями».

Согласно Элиану, родоначальником буколической поэзии был Стесихор, однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа.

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э. относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю II века н. э. Лонгу.

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо (); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Истоки

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

Watch this video on YouTube

В 20 веке

Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

10 известных художников в жанре пастораль

Пример пасторали можно найти в творчестве художников, живших в различных уголках мира. Некоторые из них получили всемирную славу благодаря своим работам, творчество других пользовалось успехом во время жизни живописца.

Никола Пуссен

Французский живописец Никола Пуссен (1594-1665) считается одним из основоположников направления классицизм. Он был увлечен рисованием сюжетов на библейские и мифологические темы. Красота сельского пейзажа стала средством выражения мастера.

Он работал над теоретическим обоснованием превосходства четкости линий над яркостью цвета. Известные работы Пуссена в стиле пастораль: «Пейзаж с Полифемом» и «Царство Флоры».

Вечеллио Тициан

Итальянский художник Тициан (1488-1490) работал с библейскими и мифологическими сюжетами. Мастер своего дела, он писал на заказ картины для герцогов, князей и кардиналов. После смерти своего учителя Джорджоне Тициан изучал работы известных итальянских живописцев, таких как Микеланджело и Рафаэль, для выработки собственного стиля.

Пасторальный концертВечеллио Тициан

Образы, переданные на полотнах Тициана, тщательно проработаны. Они полны энергии и непоколебимой жизненной силы. Для передачи контрастов художник часто использовал яркие красные и синие пятна.

Франсуа Буше

Французский живописец и декоратор Франсуа Буше (1703-1770) был удостоит звания придворного художника. Он работал над созданием декораций для спектаклей и опер, писал пасторали и изображал красочные ярмарки. С тематикой сельской жизни связаны работы Буше, композиция которых выстраивалась по принципу декораций для театра.

На картинах были изображены площадки для актеров и кулисы. Актеры на сцене играли роль молодых сельских жителей, которые отдыхали или выясняли отношения с представителями противоположного пола.

Клод Лоррен

Вначале своего творчества французский художник Клод Лоррен (1600-1682) писал на холсте пастушьи фигуры. Со временем его работы стали более масштабными. Живописец правдоподобно передавал красоту восходящего солнца, свежесть раннего утра и знойный летний день.

Давид Тенирс

Фламандский живописец Тенирс (1610-1690) написал немало картин со сценами из деревенской жизни, он работал с религиозной тематикой, увлекался написанием портретов. На жанровых картинах и пейзажах доминировали цвета серовато-коричневой гаммы. Художник тщательно работал над передачей крестьянской быта, его работы были очень реалистичны.

Антуан Ватто

Французский художник Антуан Ватто (1684-1721) писал в разных жанрах. Летняя пастораль представлена праздничными гуляниями в парках. Он писал маскарады, красивые ландшафты, приукрашая действительность и наделяя ее ощущением праздника и веселья.

Жан Оноре Фрагонар

Французский график и живописец Фрагонар (1732-1806) отдавал предпочтение мифологическим сценам. Работая над пейзажами, мастер излишне их приукрашал. его жанровые картины поражают удивительной самобытной композицией, плавностью линий и красотой.

Питер Пауль Рубенс

Творческое наследие нидерландского мастера Рубенса (1577-1640) насчитывает более 3000 картин. Художник отдавал предпочтение религиозной тематике. Технике свойственна воздушность, переходы света и тени едва заметны.

Николас Берхем

Голландский график и живописец Берхем (1620-1683) учился рисунку у своего отца. Он написал более 850 работ. Большинство из них были на тему пасторальных пейзажей или мифологических сцен

Особое внимание мастер уделял эффектам правильного освещения

Константин Сомов

Русская пастораль представлена работами графика и живописца К.А. Сомова (1869-1939). В пасторальном стиле написаны работы: «Фигуры в парке», «Влюбленные», «Две дамы в парке», «Спящая молодая женщина в парке».

Что такое пастораль в живописи

Художники пасторали наделяли особым значением ландшафт в своих произведениях. Каких принципов они придерживались:

  1. Красота окружающего мира не должна быть использована в качестве декора.
  2. Картина является отражением внутреннего мира художника и его настроения.
  3. В работе используются краски приглушенных, немного размытых оттенков.
  4. Люди, изображенные на полотне, сосуществует в гармонии с природой.

XV век

Картины, на которых были изображены лесные поляны, луга и овраги были не так интересны для публики, как работы в стиле пастораль. Неповторимые природные ландшафты требовали добавления деталей, свойственных новому направлению. При помощи фигур сельских жителей эмоциональная окраска любого сюжета становилась позитивной.

XVII век

Саския ван Эйленбюрх в образе ФлорыРембрандт

В Италии пасторальные идиллии создавал в XVII веке Клод. Среди работ голландских живописцев этого времени стоит выделить полотно «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», над которой трудился Рембрандт. На картине изображена в красивой шляпе, украшенной цветами, будущая жена живописца Саксия.

Стиль барокко

В эпоху барокко тоже писали пасторальные сюжеты. На них были изображены:

  • нарядные дамы в окружении галантных кавалеров;
  • природные ландшафты удивительной красоты;
  • с мельчайшими подробностями прорисованные фигуры людей;
  • любовные сюжеты.

На картинах живописцы часто изображали придворных

Они уделяли особое внимание отношениям людей. Источником вдохновения становится близкая к идеалу женская фигура

Художники восхищаются красотой изображаемых женщин, они наделяют их возможностью покорять сердца каждого смотрящего на произведение искусства, над которым они работали.

Романтизм

Успешной считается попытка соединение в единое целое романтического направления со стилем пастораль. В работах художников начала XIX века можно увидеть:

  • спокойные, слегка приглушенные цвета;
  • приятную атмосферу;
  • отсутствие прямого освещения;
  • наполненные спокойствием и умиротворением сельские виды;
  • исторический контекст того времени, с которым можно познакомиться, разглядывая картину.

Развитие индустриализации в середине XIX века способствовало тому, что большое количество сельских жителей покинули место жительства и переехали на заработки в крупные промышленные центры. Интерес к стилю пастораль стал угасать.

Однако милые деревенские виды и идиллические сюжеты по-прежнему излучали красоту, одухотворенность, духовную свободу. Сюжеты картин будто бы были противопоставлены последствиям начавшейся индустриализации.

Литература

  • Пастораль // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 725—728 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Пастораль // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 263. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Коробова А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Екатеринбург, 2007
  • Пастораль, в музыке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пастораль, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Эклога, вид пасторали // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пастораль — статья из Большой советской энциклопедии. 

Совокупный опыт Гейнсборо, Лоррена, Ван Дейка и Кустодиева в интерпретации Г. Иванова

Имя еще одного художника упоминается в ранних стихотворениях Г. Иванова — Томаса Гейнсборо. Искусствоведы в большинстве своем избегают говорить о его художественном методе, невозможно точно определить стиль, в котором он работал. Он считался признанным портретистом и, как часто это бывает, писал портреты на заказ и мог, вероятно, несколько уступать заказчикам в просьбах, отчего авторская заданность подвергалась некоторой корректировке. Его манера письма более тяготеет к сентиментализму и предромантизму, хотя есть и признаки рококо. Пейзаж на его картинах типично пасторальный, в английском варианте, современники даже угадывали в портретном фоне изображение реальных мест, где подолгу жил и творил художник — графство Суффолк, Ипсвич, зимний курорт Бат. По свидетельству искусствоведов, для Томаса Гейнсборо, английского художника, характерен интерес к фламандской культуре, а также к пасторальным жанровым сценкам в духе французского рококо. Он любил изображать своих персонажей на фоне идиллического пейзажа («Чета», «Лес Корнара», «Портрет Роберта Эндрюса с женой Фрэнсис»). Очевидно, что Гейнсборо сильно привлекало французское искусство, но при этом он не стал подражателем, а наоборот, обрел собственный почерк.

Его очаровательный «Дровосек, ухаживающий за пастушкой», к примеру, показывает, что он в свое время увлекался игриво-буколическими картинами своих французских современников школы Буше, ярких представителей рокайльной живописи. «Дровосек…» и подобные ему полотна содержат скрытую иронию, соседствующую с пасторальным настроем и умиротворенностью, что было точно подмечено английским искусствоведом Леонардом Джонатаном Нортоном: «Хорошенькая пастушка одета в соблазнительное платье с глубоким декольте, напоминающее излюбленные французскими художниками наряды, которые ни одна английская мать не позволила бы надеть своей дочери для работы. И она, и красивый юный дровосек (нарубивший весьма мало дров) — готовые персонажи французских пасторалей, но все остальное на картине — это истинный Гейнсборо…. В «Дровосеке…» он добивается ощущения чудесного покоя, наступающего в конце трудового дня. Солнце склонилось уже довольно низко…Подойник пастушки полон; ей с красавцем дровосеком… сейчас перепадет немножко приятного флирта…» (103. С. 42-43).

Французское рококо повлияло на художественное мировидение Гейнсборо не только через картины его ярчайших представителей, Буше и Фрагонара, но и через живопись их старшего современника, Антуана Ватто. Таким образом, Гейнсборо оказался связан с Ватто не только в художественном мире Г. Иванова. Английский художник многому учился у своего французского коллеги. Но заимствование некоторых тем и образов было со стороны Гейнсборо творческим переосмыслением, порой тонкой пародией, освещенной мягким юмором. Например, в начале 1750-х годов художник пишет портрет Джона Плэмпина, где поза модели полностью скопирована с картины Ватто, на которой так сидит элегантно одетый аристократ, окруженный нимфами и сатиром. Однако, как нам кажется, верно угадал Леонард Дж. Нортон, «в его варианте пасторально-гривуазную сценку заменила собой панорама английской природы … Возможно, именно необыкновенное внешнее сходство сквайра с персонажем Ватто и натолкнуло Гейнсборо на мысль использовать композицию французского мастера: молодой художник просто не устоял перед искушением подобного историко-культурного розыгрыша» (103. С. 52). Как видно, пасторальная тематика осваивается художником тоже в рамках эстетической игры, что оказывается весьма близким Г. Иванову. В конце жизни художник увлечется новым жанром «fancy pictures» («воображаемые сцены»), где портреты персонажей поместит на фоне прекрасных английских пейзажей («Молодой свинопас», «Жнецы», «Сборщики хвороста», «Сенокосец и спящая девушка», «У дверей хижины»). В отличие от первых подобных опытов на заре своей творческой карьеры, теперь Гейнсборо изображает в подобном антураже не изнеженных аристократов, а бедняков, одетых порой в лохмотья, но для художника остающихся милыми объектами для идеализированных пасторальных сюжетов, поэтому он и называет их «фантазиями». В них Гейнсборо, по тонкому замечанию Леонарда Дж. Нортона, «упивается откровенной сентиментальностью», показывая, что «природа поистине добрее к этим обездоленным, чем люди» (103. С. 178).

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее—стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов — М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает — пастушеский.

Пастораль в других видах искусства

Музыкальные произведения в стиле пастораль помогают более тонко и глубоко прочувствовать красоту окружающего мира. Им присуще отсутствие слишком громких, волнующих аккордов.

Ритм произведения не нарушается сильными шумами или интригующими переходами. Подобные композиции были написаны многими известными композиторами. Среди них отмечают такие личности, как: Бах, Вивальди, Бетховен.

Театральный жанр представлен операми в стиле пастораль, балетными постановками и пантомимами. В каждом из представлений были показаны сцены из пастушьей жизни на селе. Авторами опер в этом направлении стали А. Моцарт и К. Глюк.

Буколическая поэзия или сокращенно буколика, которая была известна с античных времен. В ней идеализированно были показаны сцены из жизни сельчан, удивительные пейзажи, освещенные солнцем и завораживающие своей красотой.

Литературные произведения, которые также относили к этому направлению, называли «Идиллией». Стихи, в которых были описания человеческих чувств, получили название «эклоги».

Барокко

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века, когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля — приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.