Пауэр-метал — power metal

Оглавление

Происхождение

Кай Хансен из Gamma Ray во время шоу в Барселоне, Испания. Хансен считается одним из самых влиятельных людей в раннем развитии пауэр-метала.

Антрополог Сэм Данн проследил происхождение пауэр-метала до конца 1970-х годов, когда основу лирического стиля пауэр-метала заложил Ронни Джеймс Дио . Фэнтезийные тексты, которые он написал для Rainbow , сконцентрированы на темах средневековья, ренессанса, фолка и научной фантастики, оказали непосредственное влияние на современные пауэр-метал группы. По словам Данна, песни «Stargazer» и «A Light in the Black» из альбома Rising 1976 года , а также «Kill the King» и «Lady of the Lake» из альбома 1978 года Long Live Rock ‘n’ Roll , может быть одним из самых ранних примеров пауэр-метала. В своем документальном сериале 2011 года « Эволюция металла» Данн объяснил, как Роб Хэлфорд из Judas Priest создал проект для передачи вокала в стиле пауэр-метал. Его почти постоянное высокое пение стало одной из основных характеристик пауэр-метала. Звук двойной гитары, продвигаемый дуэтом Judas Priest, состоявшим из К.К. Даунинга и Гленна Типтона, также оказал большое влияние на этот поджанр. Еще один пионер в жанре пауэр-метала — Джон Микл Тор , который был сильным источником вдохновения для американской группы Manowar .

Другая британская группа, Iron Maiden , привнесла в металл эпическую и мелодичную чувственность, создав гимн, певучую музыку — подход, широко используемый современными пауэр-металлистами. Появление ранней немецкой пауэр-металлической сцены стало возможным благодаря Scorpions и Accept . Шведский гитарист Ингви Мальмстин оказал значительное влияние на многих будущих пауэр-метал-гитаристов своим точным и быстрым неоклассическим стилем. Его одногруппник Jens Johansson модернизировал клавиатуры звук Deep Purple «s Джон Лорд , который далее включен в этот жанр. Мифологические тексты о мече и волшебстве Manowar оказали влияние на ряд групп пауэр-метала.

В начале 1980-х, особенно в 1982 и 1983 годах, американский пауэр-метал впервые возник из традиционного хэви-метала, новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) и влияния трэша / спид-метала. Точное первое происхождение часто оспаривается, но считается, что такие группы, как Cirith Ungol , Jag Panzer , Manilla Road , Omen , Riot , Savatage и Warlord , повлияли на самое раннее развитие стиля.

Более конкретно, в 1987 году немецкая группа Helloween выпустила свой второй альбом Keeper of the Seven Keys: Part I , который AllMusic назвал «знаковой записью, которая остается, пожалуй, самым влиятельным альбомом пауэр-метала на сегодняшний день. Его изменчивое сочетание мощности и мелодии. вдохновит целое поколение металлических групп «. Этот релиз повлиял на развитие европейского стиля пауэр-метала, который распространился по всему миру и с начала 1990-х годов до сих пор остается наиболее часто встречающимся стилем пауэр-метала.

Музыкальная характеристика стиля[править | править код]

Современный пауэр-метал базируется на мощном, эпическом звуке, обычно на высоких скоростях, корнями уходящими в такой стиль как speed metal и легко запоминающимися мелодиями. Для пауэр-метала характерны насыщенные фоновые инструментальные партии, построенные по классическим канонам. При студийной звукозаписи зачастую применяется прием записи партий нескольких инструментов с одного синтезатора с последующим микшированием. Многие музыканты имеют классическое музыкальное образование. В то время, как лирика рок-музыкантов базируется на социальных, исторических и личных темах, пауэр-метал использует лирику, основанную и черпающую вдохновение в религии, научной фантастике, мифологии и фэнтези и является более оптимистичной, чем большинство лирики в метале вообще. Большинство коллективов, работающих в пауэр-метале, тяготеют к сюжетному единству создаваемых альбомов, записывая своеобразные металл-оперы, зачастую основанные на литературных произведениях.

Вокал в пауэр-метале обычно «чистый», в противопоставление вокалам в таких стилях, как дэт-метал и блэк-метал, и поэтому вокальные партии исполняют довольно подготовленные певцы. Следуя традициям Брюса Дикинсона и Роба Хэлфорда, пауэр-метал вокалисты имеют тенденцию петь высокими голосами и часто даже фальцетом. Такие певцы, как Ханси Кюрш из Blind Guardian, часто при записи альбомов используют вокальное многоголосие, истоками восходящее к группе Queen. Некоторые группы для записи или живых выступлений привлекают хоры. Часто используется женский оперный вокал (обычно сопрано).

По причине того, что вокалисты в пауэр-метале играют очень значительную роль в группе, они часто не могут быть также гитаристами и бас-гитаристами. Именно ради сосредоточения на пении Ханси Кюрш перестал играть на бас-гитаре после выхода альбома «Nightfall in the Middle-Earth». По этой же причине группа Helloween пригласила Михаэля Киске на должность вокалиста, хотя на первых двух альбомах пел гитарист Кай Хансен. Когда же Кай создал свою группу Gamma Ray, он на место вокалиста пригласил Ральфа Шиперса. Но всё же после того, как Ральф ушел из группы, Кай снова занял место вокалиста-гитариста.

В пауэр-метале гитаристы и басисты обычно играют быстрые музыкальные пассажи с нечастой и медленной сменой аккордов, с гармоническим темпом, меняющимся от более быстрого к менее быстрому. Но быстрые и мелодичные гитарные соло можно услышать на каждом альбоме любой группы.

Ударники часто играют на двух бас-бочках для большей скорости. Также они играют постоянный поток шестнадцатых нот с акцентом на ритме малого барабана. Многие группы отрицают такую формулу, но всё же она остается на удивление универсальной.

Немало групп также используют клавишные, которые, впрочем, не являются главенствующим инструментом. Они лишь создают определенный фон в музыке. Но всё же некоторые группы, к примеру итальянская Rhapsody, постоянно используют в записи клавишные и симфонические элементы. Поэтому Rhapsody часто называют «Hollywood Metal» из-за их помпезного звучания.

Некоторые коллективы при записи или на концертах используют отдельные классические инструменты (в основном струнные) или целые оркестры. Сценическое решение живых выступлений зачастую отличается динамизмом и театральностью, наличием большого количества костюмов и шоу-элементов.

Пауэр-метал очень популярен как стиль в Европе, Японии, некоторых странах Южной Америки, и также всё больше и больше приобретает популярность в Северной Америке.

Группы Пауэр-метала[править | править код]

  • 3 Inches of Blood
  • After Forever
  • Agent Steel (Thrash / Power / Speed)
  • Armageddon
  • Angel Dust (Германия) (в 80-ых — Speed / Thrash; сейчас — Power)
  • Angra (Power / Progressive)
  • Arida Vortex
  • At Vance
  • Avantasia (рок-опера)
  • Axenstar
  • Battlelore
  • Blind Guardian
  • Brainstorm
  • Catharsis
  • Cellador
  • Celesty
  • Communic (Progressive Heavy / Power)
  • Conquest (Украина)
  • Cryonic Temple
  • Dark Moor
  • Demons & Wizards
  • Demonlord
  • Divinefire
  • DragonForce
  • Dragonland
  • Dream Evil (Heavy / Power)
  • Edguy
  • Edenbridge
  • Eidolon (Power / Thrash / Speed)
  • Epica
  • Evergrey
  • Fairyland
  • Fates Warning (Power / Progressive)
  • Flotsam and Jetsam (Power / Thrash)
  • Freedom Call
  • Gamma Ray
  • HammerFall
  • Helloween
  • Helstar (Power / Speed)
  • Holy Dragons (Power / Speed)
  • Iced Earth
  • Iron Savior (Speed / Power)
  • Kalmah
  • Kamelot
  • Kiuas
  • Lääz Rockit (Power / Thrash)
  • Labyrinth
  • Lost Horizon
  • Magic Kingdom
  • Magica (Heavy / Power)
  • Manilla Road (Epic Heavy / Power)
  • Manticora (Progressive Power / Speed)
  • Masterplan
  • Metal Church (Heavy /Power / Thrash)
  • Mob Rules
  • Nevermore (США, Сиэттл)
  • Nightwish
  • Nocturnal Rites (раньше — Death; сейчас — Power)
  • Nostradameus
  • Paragon
  • Persuader
  • Power Quest
  • Primal Fear (Speed / Power)
  • Rage
  • Rhapsody / Rhapsody of Fire
  • Savage Circus
  • Savatage
  • Seven Witches
  • Sinergy
  • Sonata Arctica
  • Steel Attack
  • Stratovarius
  • Symphony X
  • Tad Morose
  • Teräsbetoni (Heavy /Power)
  • The Lord Weird Slough Feg
  • Thunderstone
  • Tierra Santa (Heavy / Power)
  • Virgin Steele
  • Visions of Atlantis
  • Yngwie Malmsteen (Neoclassical Power Metal / Shred)
  • Арда
  • Колизей
  • Легион
  • Ольви
  • Solar
  • Ретрием
  • Харизма
  • Эпидемия
  • Эпитафия

Европейский пауэр-метал[править | править код]

В середине 80-х годов XX века такие группы, как Helloween (Германия) и Europe (Швеция), стали привлекать внимание слушателей к мелодике в песнях и композициях. Helloween предприняли попытку смешать быстрые speed metal-риффы с гитарным мелодизмом и мощным вокалом в стиле Iron Maiden и чистым звуком музыкальных инструментов

Их альбомы Keeper of the Seven Keys, Part 1 (1987) и Keeper of the Seven Keys, Part 2 (1988) без сомнения стали краеугольным камнем в развитии жанра. И с тех пор европейский «happy metal» широко распространился и стал популярным по всему континенту так же, насколько он был непопулярен в США. Но с тех пор многие пауэр-метал-группы отошли от того «счастливого металического звука», столь характерного их предшественникам, и стали добавлять в музыку больше эпичности, круто замешанной на собственно пауэр-метале. Такие группы как Blind Guardian начали комбинировать классический пауэр-метал-звук с оркестровыми темами. Продолжателями сей традиции стали такие группы как Rhapsody (Италия), Angra (Бразилия), Nightwish (Финляндия) и InnerWish (Греция).

Среди современного европейского пауэр-метала можно условно выделить так называемые школы пауэр-метала, значительно отличающиеся по звучанию, хотя зачастую происходит смешение стилей и техник. Обычно говорят о разделении на итальянскую, немецкую и финскую школы, основоположниками которых считают соответственно Rhapsody, Helloween и Stratovarius.

Пауэр-метал в России появился сравнительно недавно — около 10—12 лет назад, и большинство российских метал-групп данного жанра не выработали собственного стиля, сильно отличающегося от наиболее известных европейских групп. Первыми в России играть пауэр-метал начали Эпидемия и Archontes (1993), позже появились группы Catharsis (1997), Arida Vortex (1998), Арда (2000). Arida Vortex можно выделить среди других чистым англоязычным вокалом и использованием стилистики различных неметалических жанров, например, русского романса.

Следует упомянуть пауэр-метал-оперу «Эльфийская рукопись», в записи которой приняли участие 6 крупнейших российских хард-рок- и метал-коллективов.