Чем интересно для истории и с точки зрения архитектуры здание парламента в Лондоне

Оглавление

Верхняя палата

Интересно то, что эта часть на современном этапе имеет гораздо меньше полномочий, чем избираемые члены Парламента. Практически все последние реформы, касающиеся ее деятельности, были направлены на ограничение власти этого органа и повышение его легитимности.

Дело в том, что верхняя палата Парламента — не избираемый напрямую орган. Здесь заседают так называемые лорды духовные и светские (или пэры). В составе находятся высшие чины духовенства (их 24), а также люди, получившие право участвовать в законодательном процессе по наследству или пожизненно. Таким образом, формирование светской части палаты происходит по достаточно сложной системе, включающей голосование всех участников, а также членов партий, представленных в Парламенте. При этом численного ограничения нет, сейчас пэрами являются 763 человека. Причем передача этой привилегии от отца к сыну, которая раньше была крайне распространена, фактически уходит в прошлое — сейчас это право даруется пожизненно и не может быть унаследовано.

Что касается полномочий, у Палаты лордов их гораздо меньше, чем у Общин. Право вето в результате нескольких последних реформ было заменено на возможность отложить рассмотрение тех или иных законопроектов. При этом некоторые из биллей не могут быть задержаны на длительные сроки. Кроме того, формально пэры не имеют возможности противодействовать политике действующего Кабинета и вносить существенные поправки в финансовые законопроекты. Впрочем, иногда Палата общин делегирует им это право.

«Прайдова чистка»

В 1648 году король Карл I был захвачен в плен, и боевые действия практически прекратились. Долгий парламент разработал ряд условий, на которых мог править восстановленный на троне король. Левеллеры и армия подавали петиции с протестами против стремлений поиска компромисса и с требованиями суда над Карлом, которые парламент отклонял. Ответы же короля на требования парламента оказались далеки от того, на что надеялись парламентарии. Тем не менее, 5 декабря 1648 года они были объявлены приемлемыми (129 голосов — за, 83 — против).


«Прайдова чистка». (wikipedia.org)

В среду 6 декабря пехотный полк полковника Прайда занял лестницу, ведущую к залу заседаний палаты общин, а кавалерийский полк Натаниэля Рича был готов прийти на помощь. Прайд лично стоял наверху лестницы и проверял приезжающих членов палаты общин по списку, который был ему выдан; в этом ему помогал лорд Томас Грей. Из 489 членов парламента в тот момент отсутствовало 18, 45 человек были выдворены и арестованы, 186 — выдворены, но оставлены на свободе. 86 человек отсутствовали добровольно. 83 членам парламента было позволено войти в парламент только после официального отказа от голоса за принятие условий короля. Ещё 71 человек изначально были сторонниками переворота.

В очищенном парламенте, называемом «охвостьем», преобладали индепенденты, которые стремились к установлению республики. 4 января 1649 года палата общин приняла постановление о суде над королём; палата лордов отклонила его. Тогда палата общин приняла акт об этом, и 6 января был учреждён Верховный суд для рассмотрения дела короля. Карл предстал перед этим судом, которое признало его виновным, как тирана, изменника и врага отечества, и приговорило к смерти. 30 января 1649 года король был обезглавлен в Уайтхолле.


Казнь короля. (wikipedia.org)

Первая Гражданская война в Англии

Кризис государства повлек за собой ослабление английской власти на национальных окраинах. Шотландия с 1637 года была фактически независима, а в октябре 1641 года вспыхнуло Ирландское восстание. Карл I не намеревался мириться с потерей реальной власти. В январе 1642 года он предпринял попытку арестовать пятерых вождей парламента по обвинению в государственной измене, но возмущенные лондонцы укрыли их в Сити. Фактически лишившийся власти король 10 января 1642 года выехал на север Англии, где при поддержке еще верных ему лордов начал собирать войска. Парламент принял «Девятнадцать предложений» королю, которые приглашали Карла I вернуться в Лондон, но при этом требовали от него признания усиления власти парламента. Король отверг эти предложения и 22 августа 1642 года в Ноттингеме объявил войну парламенту. Так началась первая гражданская война.

Армия короля состояла в основном из дворян северных и западных графств Англии. Они сражались в конном строю, поэтому роялисты получили название кавалеров. На стороне парламента выступили жители экономически развитых восточных графств во главе с Лондоном. Солдатов парламентской армии называли круглоголовыми. Парламент, где преобладали пресвитериане, стремился урегулировать конфликт, прийти к компромиссу с Карлом. На полях сражений эта политика приводила к нерешительности предводителей круглоголовых. Они упустили инициативу и в первом же сражении при Энджхилле 23 октября 1642 года парламентская армия потерпела поражение. Армия кавалеров закрепилась в центре страны, а король разместил свою штаб-квартиру в Оксфорде.

Законотворческая функция

Полномочия Парламента Великобритании в первую очередь касаются законотворчества. Как правило, в ходе очередной сессии участники заседаний рассматривают билли, предложенные их коллегами или министрами. Эти законопроекты могут касаться самых разных сторон жизни, именно поэтому и необходимы уже упомянутые формирования, комиссии и комитеты. Но как организовывается весь процесс?

Законотворчество — основная функция, которую выполняет вся структура Парламента Великобритании. Этот процесс начинается с предложения на рассмотрение билля, как правило, это делают королевские министры, но на это имеет право и любой член как нижней, так и верхней палаты.

Далее происходит несколько этапов обсуждения, в ходе которых может возникнуть необходимость в корректировке и дополнении документа. В процессе билль может быть отклонен, но если этого не случилось, он отправляется в комитет. Он разбирает законопроект постатейно и предлагает очередные поправки. После одобрения в третьем чтении билль отправляется в Палату лордов, где в него также могут быть внесены корректировки. Если их нет, то законопроект передается монарху на одобрение, но если одна часть Парламента не соглашается с поправками другой, то речь о принятии идти не может. В некоторых случаях Палата общин может утвердить билль без одобрения лордов. Но это, скорее, исключение из правил.

Последний этап — одобрение или отклонение сувереном. В теории монарх может наложить вето на тот или иной билль, но на практике этого уже давно не происходило. Последний случай был в 1708 году. Законотворчество, таким образом, — это сложный процесс, требующий рассмотрения и одобрения у всех трех частей Парламента. Но на этом его функции не заканчиваются.

Начало Английской революции

Стюарты, начавшие править в Англии с 1603 года, показали себя ярыми защитниками интересов старого дворянства и укрепления самодержавной королевской власти. Первый представитель новой династии — Яков I — носился с мыслью о полном упразднении парламента. Еще более решительный курс на укрепление абсолютизма проводил сын Якова, Карл I. Феодальные порядки стали главным препятствием для развития капиталистических отношений в стране.

В 1628 году парламентская оппозиция изложила свои требования в «Петиции о праве». В ответ Карл I разогнал парламент и в течение 11 лет правил единолично с помощью своих фаворитов — графа Страффорда, наместника Ирландии, и архиепископа Уильяма Лода. Он без согласия парламента устанавливал новые налоги, штрафы и поборы. Твердый курс короля на установление абсолютной власти вызывал недовольство и возмущение широких масс населения в Англии, Шотландии, Ирландии, усиление эмиграции в Северную Америку. В религиозной сфере королевские власти проводили политику церковного единообразия, сводившуюся к ущемлению всех конфессий в пользу англиканской церкви.

В Шотландии попытка ввести церковное единообразие привела в 1637 году к антианглийскому восстанию. В 1639 году в англо-шотландской войне войска Карла I потерпели поражение. Для сбора средств на продолжение войны Карл I вынужден был созвать сначала Короткий парламент (13 апреля — 5 мая 1640), а затем Долгий парламент. Он открылся 3 ноября 1640 года и сразу же выдвинул ряд решительных требований королю. Эта дата считается началом Английской революции.

Первые два года деятельности Долгого парламента можно назвать «мирными». При активной поддержке народа буржуазия и новое дворянство (они составляли большинство в нижней палате парламента) приняли ряд законов, сделавших невозможным правление короля без сотрудничества с парламентом. Было запрещено собирать налоги, не утвержденные парламентом. Были уничтожены карательные органы абсолютизма («Высокая комиссия» и «Звездная палата»), а главные советники короля (граф Страффорд и архиепископ Лод) были отправлены на эшафот.

Казнь короля, реставрация и конституционная монархия

В 1649 году произошло небывалое — англичане судили своего короля Карла I. Виной всему стал его затяжной конфликт с парламентом. Монарх в этой борьбе потерпел поражение, и его обвинили в тирании, ради сохранения которой он «объявил войну парламенту и народу, в нём представленном». Дело закончилось обвинительным приговором и казнью путём отсечения высочайшей головы от королевского тела. Ещё 11 лет страна жила без короля, пока роялисты не реставрировали монархию и на престол не взошёл сын казнённого Карл II. Впрочем, эта кандидатура тоже оказалась неудачной, и вскоре понадобилась ещё одна революция, чтобы уже наверняка предотвратить посягательства короны на права подданных — в историю она вошла как «Славная революция». Её итогом стали изгнание короля, Билль о правах 1689 года и победа парламента в политическом противостоянии с монархией.

Согласно Биллю, король лишился права приостанавливать или отменять действие законов, самостоятельно устанавливать новые налоги на свои нужды, штрафовать кого-либо без решения суда, а также набирать постоянную армию во время мира; подданные же получили право на свободу слова и выборов в парламент. Так завершилось формирование основ конституционного строя Англии, при котором парламент стал основным политическим центром и оставил позади короля и его двор, а закон был поставлен выше воли монарха.

Карл I. (Wikimedia Commons)

В то время как в Европе складывались политические системы, которые затем получили название абсолютистских, в Англии короли не могли пользоваться многими из прерогатив, обычных для их коллег на континенте (впрочем, так или иначе свои ограничения, хоть и неформальные, существовали везде). Поэтому британский абсолютизм получил название незавершённого, и больше столетия историография оперировала этим понятием. Однако всякий раз историки вынуждены были распутывать терминологическую путаницу или просто прибегали к разного рода клише, чтобы оправдать простое утверждение, что в Англии, как и в континентальной Европе, пресловутый абсолютизм был.

Лишь в конце 20-го века исследователи признали, что абсолютизм — это сотворённый потомками миф о способе правления предков, и особенно этот миф ошибочен, когда речь идёт о Британии. Известный историк Николас Хеншелл написал специальный труд об абсолютизме и резюмировал: «С уверенностью об абсолютизме можно сказать только одно: в Англии его никогда не было. Чем бы ни был абсолютизм, в Англии господствовала диаметрально противоположная конституционная модель, предполагавшая существование ограниченной монархии, гражданских свобод, парламентских партий и всенародного голосования».


Казнь Карла I, гравюра 17-го в. (Wikimedia Commons)

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Примечание

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Примечательно, что сторонники этой версии настаивают на ином происхождении термина «парламент». Согласно их убеждениям, он мог появиться в результате соединения двух латинских слов:

  1. Parium, что означает «равные».
  2. Lamentum, что в переводе значит «жалоба».

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Фон

На государственном открытии парламента лорд-хранитель сэр Николас Бэкон сообщил палате, что одной из основных причин созыва парламента было установление «единого религиозного порядка»

Он также обратил внимание на недавнюю потерю Кале и необходимость поддерживать английский флот и береговую оборону. В речи резюмировался манифест Елизаветы за все время ее правления, то есть о восстановлении стабильности, процветания и мира в стране

Она одобрила назначение сэра Томаса Гаргрейва , сидящего от Йоркшира , спикером палаты .

Членство в нижней палате ( палате общин ) насчитывало 402 человека, из которых только четверть уцелела от предыдущего парламента во время правления католической королевы Марии . Однако члены Верхней палаты ( Палаты лордов ) по-прежнему выступали за католицизм. После долгих дебатов власть взяла на себя палата общин, и были приняты два важных закона — Акт о верховенстве и Акт о единообразии . В совокупности именуемые Елизаветинским религиозным поселением , первое подтвердило разрыв с Римом, а второе — более протестантские обычаи англиканской церкви .

Был создан комитет, чтобы гарантировать финансовую стабильность королевы. Ей также было предложено выйти замуж и обеспечить преемственность, несмотря на их беспокойство по поводу подхода со стороны вдовца королевы Марии, католического короля Испании Филиппа II , который, в конечном итоге, был отвергнут Елизаветой.

Режим военной диктатуры. Протекторат

Развитие революционной стихии и крен значительной части армии в сторону левеллеров-уравнителей был опасен не только в политическом отношении. Крепло движение крестьянских масс в направлении аграрной реформы и полного передела собственности. Хотя в последний проект «Народного соглашения» (политической программы демократов армии) в мае 1649 г. был внесен пункт, запрещавший парламенту отменять в стране частную собственность, само существование такого положения лучше прочих говорило об уровне напряженности. Весной-летом 1649 г. в стране появилось движение «диггеров» (копателей), занявшихся практическим захватом «Божьих земель». Это стремление «сделать держателя столь же свободным, каким является лорд» Кромвель позднее оценил как весьма опасное для «естественного состояния нации». Объективно в тех условиях рост уравнительного движения повлек бы за собой только нарастание революционного хаоса. Нарастало и роптание в армии, недовольной длительным непереизбранием парламента и требовавшей обновления вообще принципов избирательного права.

В 1650 г. Кромвель сменил Ферфакса на посту генерала армии. Разгром левеллерского движения укрепил его позиции среди офицерства. Опираясь на поддержку армии, 20 апреля 1653 г. он разогнал «охвостье» (Rump) Долгого парламента. Для управления страной Кромвель организовал переходный, т. н. Бэрбонский парламент (по имени одного из депутатов, торговца кожами). Члены парламента (в числе 140) были назначены самим Кромвелем преимущественно из числа местных индепендентских конгрегации (церковных общин). Настроения парламента показались, однако, Кромвелю опасными. Как позднее он записал, по мнению большинства чрезмерно ударившихся в поиски земной справедливости парламентариев, «если кто-либо имел 12 коров, конвент полагал, что он должен поделиться с соседом, не имевшим ни одной. Кто мог бы назвать что-либо своим, если бы эти люди продолжали хозяйничать в стране?» Парламент был распущен, как только назначил членов нового Государственного совета и передал права власти лорду-генералу. По предложению Государственного совета Совет армии утвердил писаную конституцию республики под названием «Орудия управления», где система власти существенно изменялась.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды. Еще в июне 1647 г. Совет армии предложил парламенту особую Декларацию с предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения, зафиксированные в протоколах совета были возрождены и послужили основой для конструкции нового государственного порядка.

«Орудие управления» (13 декабря 1653 г.) устанавливало внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учрежденном лорде-протекторе. Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно, нельзя было распускать его ранее 5 месяцев работы. Избирательное право устанавливалось на новых основах, где главными были только имущественный ценз (в 200 фунтов стерлингов) и возрастной (21 год). Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения».

Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот пост производился Государственным советом (членов которого в числе 15, в свою очередь, избирал парламент). Лорд-протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления («содействовал» ему в этом только Совет численностью от 13 до 21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики (включая право вести войну и заключать мир, при согласии Совета). От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования. Только назначения высших правительственных чинов требовали согласия парламента или Совета – так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип ответственного правительства.

Особой статьей конституции полномочия лорда-протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

Спикер и министерства

16 ноября 1708 года сэр Ричард Онслоу, британский президент (1654-1717), депутат (виг) от графства Суррей с 1689 года, был избран вторым спикером палаты общин Великобритании.

Этот парламент проводился до того, как официально появилась должность премьер-министра . Однако лорд-казначей (или, когда эта должность действовала как первый лорд казначейства ) был самым могущественным и важным министром Короны. В то время лордом-верховным казначеем (занимал должность в Англии, а затем в Великобритании с 8 мая 1702 года) был Сидней Годольфин, 1-й граф Годольфин . Годольфин был тори, но в министерство, которое в последний раз было реконструировано в феврале 1708 года, входили как тори, так и виги. Фракциями, поддерживающими министерство («придворная партия»), были тори Черчилля (последователи Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо ), придворные тори и виги, сторонники любых министров, которых королева пожелала назначить, виги Уолпол-Тауншенд и виги-хунты. . Им противостояла «Деревенская партия». Основная задача Министерства заключалась в поддержке армий Мальборо в континентальной Европе во время Войны за испанское наследство, и финансовый опыт Годольфина был необходим для выполнения этой задачи.

Королева Анна инициировала полную смену министерства в августе 1710 года. Это было необычно для периода, когда Годольфин и его друзья были отстранены от должности. Новое министерство было построено из сторонников придворной партии и групп тори во главе с Робертом Харли , Лоуренсом Хайдом, 1-м графом Рочестером и Генри Сент-Джоном . Харли, амбициозный член Radnor Boroughs, стал ассоциироваться с тори после того, как Годольфин и Мальборо вынудили его уйти из правительства в 1708 году.

10 августа 1710 года была сдана в эксплуатацию должность лорда-казначея. Джон Пулетт, первый граф Пулетт стал первым лордом казначейства, а Роберт Харли — канцлером казначейства (и вторым лордом казначейства).

Вскоре после вступления в должность новые министры приняли решение о роспуске парламента.

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую «Великую хартию вольностей». Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования — он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал «Билля о правах», закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Переломный момент

Битва при Тёрнем-Грине произошла 13 ноября 1642 года, в 10 км от Лондона, на лугах у деревушки Тёрнем-Грин, между «круглоголовыми», под командованием графа Эссекса, и «кавалерами», под командованием принца Руперта. В войсках принца Руперта находился и сам король.

Стороны проявили обоюдную нерешительность, ограничившись артиллерийской канонадой, угрожающими манёврами и мелкими перестрелками. В результате, более боеспособное 13-тысячное войско короля отступило без боя перед лицом плохо обученных и неопытных отрядов сторонников парламента, превосходивших, однако, войска противников численно почти вдвое.

Это была скорее демонстрация сил, чем схватка. Но в результате нее сторонники парламента поверили в свои силы. Битву при Тёрнем-Грине, несмотря на неясность исхода, многие называют первой победой Парламента, «переломным моментом» и даже «самым значительным военным событием английской Гражданской войны».

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

Причины революции 17 века в Англии

Нежелание короля прислушиваться к Парламенту и народу стало основной причиной английской революции XVII века

  • Инфляция и рост цен. Из-за открытия и колонизации Нового Света в XVI веке в Европу хлынул поток серебра, из которого чеканили монеты, что привело к переизбытку драгоценных металлов и падении цены на них. В результате разорилось множество крестьян и землевладельцев.
  • Препятствия для развития капитализма. Преодолеть экономический кризис было бы возможно, развивая промышленность и аграрную сферу, но это шло вразрез с феодальными интересами короля, высших церковных чинов и аристократии. Это стало основной причиной английской буржуазной революции XVII века.
  • Система цехов. Она к тому моменту уже устарела, и контроль, которые цеха имели над производством и оборотом товаров, тормозил прогресс. Со временем объёмы цехового производства перестали удовлетворять спрос, что привело к росту производства, неподконтрольному цехам. Король попытался взять и его под свой контроль тоже, что привело к росту недовольства.
  • Конфликт интересов Якова I и Парламента. Король постоянно поднимал налоги, а также расходился во мнении насчёт колониальной политики с членами Парламента. В итоге к 1640 году королевская казна разорилась.

Даты Парламента

Выборы: 29 апреля 1707 года был провозглашен парламент Великобритании. Члены последней английской палаты общин были избраны в период с 7 мая 1705 года по 6 июня 1705 года. Последние всеобщие выборы в предсоюзной Шотландии были осенью 1702 года. Парламент Шотландии заседал с 6 мая 1703 года по 25 марта 1707 года. .

Первое заседание и максимальный установленный законом срок: первое заседание парламента состоялось 23 октября 1707 г. Если допустить преемственность, то срок действия парламента должен был истечь, если не раньше, по истечении трехлетнего срока с момента первого заседания последнего парламента. Англии; что должно было быть 14 июня 1708 года.

Роспуск: первая и единственная сессия Первого британского парламента была прервана 1 апреля 1708 года. Во время перерыва она была снова прервана 13 апреля, а через два дня, 15 апреля, парламент был распущен путем объявления и новых повесток дня. и выборы в новый парламент.

С какой целью был создан Парламент в Англии

Миниатюра рубежа XIII-XIV веков, изображающая Парламент, созванный королём

Этот орган государственной власти появился в Англии в эпоху, неудачную для королевской власти, когда страной правил Иоанн Безземельный. Он не пользовался поддержкой ни дворян, ни простого народа, ни духовенства, что в конечном счёте привело к массовому восстанию, причём в этот раз против короля поднялась вообще вся страна. Руководили восстанием бароны (высшая знать), желавшие ограничить власть короля, присвоив её себе. Соответственно, целью создания Парламента в Англии было ограничение королевской власти. Разумеется, монарху это было не по нраву, но кто его спрашивал? Лондон, в котором Иоанн Безземельный находился, без боя открыл ворота восставшим. У короля осталась лишь кучка лояльных ему дворян, все остальные разбежались, и он не имел другого выбора, кроме как подписать Великую Хартию вольностей, которая стала первым шагом к ограничению королевской власти и созданию Парламента.

Сравнение Парламента Англии и Генеральных штатов Франции

Сравнение Парламента Англии с Генеральными штатами Франции

У этих органов хватало как сходств, так и различий, к тому же появились они примерно в одно и то же время. И в Парламент, и в Генеральные штаты Франции входили представители трёх основных сословий – духовенства, дворянства и горожан. Однако, английский Парламент, в отличие от французских Генеральных штатов, обладал реальной властью, в то время как штаты могли лишь советовать королю и помогать ему, причём монарх не был обязан прислушиваться к их мнению. Другим важным различием было то, что Парламент функционировал постоянно, а Генеральные штаты во Франции созывались только в случае необходимости, причём созывал их сам король. И Парламент, и штаты состояли из палат, только в первом палат было две, а в штатах – три, по числу сословий. Как показала история, Парламент Англии зарекомендовал себя, как жизнеспособный орган государственной власти, а во Франции Генеральные штаты со временем перестали созываться, так как толку от них было немного.

Вторая Гражданская война в Англии

После победы в первой гражданской войне в лагере победителей обнаружились противоречия. Пресвитериане вступили с пленным королём в переговоры, а от революционно настроенной армии надеялись избавиться, отправив её завоёвывать Ирландию. Но солдаты создали собственную партию, выражавшую их интересы. К движению, получившему название «левеллеры», примкнуло офицерство. На общем собрании в июне 1647 года вся армия приняла торжественное «обязательство» не расходиться, пока не будут обеспечены свободы Англии.

В январе 1647 года Карл бежал в Шотландию, где вскоре был пойман. Он был заключён в Хэмптон Корт, но в ноябре 1647 года сумел бежать и собрал новую армию. В это время ему удалось убедить шотландцев воевать на его стороне. В мае 1648 года опять вспыхнула гражданская война, и это временно примирило грандов (высшее офицерство) с левеллерами и вновь сплотило армию вокруг Кромвеля.

«Чистка» среди чиновников

Долгий парламент был созван, когда общественное движение против монархии достигло пика. Нестабильная политическая ситуация грозила депутатам потерей работы, поэтому они приняли акт, в соответствии с которым роспуск законодательного органа был возможен только с их согласия. Большинство в нижней палате составляли представители нового дворянства и буржуазии.

В первые два года работы парламент активно усиливал свои позиции. Так, было запрещено собирать не утвержденные им налоги. Уничтожены «Звёздная палата» и «Высокая комиссия». Главных советников Карла I казнили по обвинению в государственной измене. В условиях «чистки» среди чиновников два министра спаслись бегством. Парламент подчинил себе правоохранительные органы, что стало одним из залогов его победы в гражданской войне.

В начале 1641 года законодательный орган начал обсуждение петиции, предусматривавшей уничтожение епископальной власти. 1 декабря 1641-го королю передана Великая ремонстрация: документ состоял из 204 статей, изобличавших злоупотребления королевской властью. В нём ясно ощущался голос набиравшей силу буржуазии — так, парламент требовал обеспечить неприкосновенность частной собственности и свободу торговли, навести порядок с налогами. Великая ремонстрация положила начало конфронтации между монархом и законодательным органом. В поддержку последнего выступили простые горожане.

Карл I задумал реванш и обвинил пятерых членов парламента в государственной измене. Требование монарха было проигнорировано, и он лично явился в палату для ареста. Товарищи не сдали «изменников», король пришёл в ярость. Было ясно, что вооружённого столкновения не избежать. Парламент, впрочем, предпринял попытку дипломатического урегулирования конфликта и направил Карлу I перечень своих условий. Одно из требований заключалось в том, чтобы король брал себе советников исключительно по указанию законодательного органа. Под свой контроль парламентарии собирались поставить и заключение браков в королевской семье.