Долгий парламент: история борьбы за влияние

Оглавление

Введение

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для российского студента-юриста. Ведь многие страны перенимают опыт других народов в своем развитии. И наша страна не является исключением.

Англия прошла интереснейший путь исторического развития от раннефеодальных государств Англов, Саксов, Ютов и Фризов до одной из наиболее развитых стран Мира.

Одной из интересных и важных вех в истории Англии является период деятельности парламента, который длится до сих пор.

Этот вопрос актуален, потому что современная Великобритания сохранила историческую форму правления – парламентскую монархию. А также эта страна считается родиной современной парламентской демократии.

Цели:

  1. Изучение истории английского парламента;
  2. Рассмотрение структуры парламента;
  3. Изложение основных функций парламента.

Задачи:

  1. Изучение литературы по теме;
  2. Сбор и обобщение материалов;
  3. Постановка выводов.

О версиях возникновения парламента в Англии

Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого – во 2-ой половине XIII-го столетия.

Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

Резюме членов парламента

Пояснения к категориям в следующих таблицах: Boro ‘: округа округа , Шир: округа округа , Univ: округа университетов , Co .: кооптированный округ (избираемый парламентом), No: число округов, депутаты: число членов Парламента , Всего конституций: Всего округов

Шотландия считается здесь как единый избирательный округ, поскольку все 45 депутатов были избраны последним парламентом Шотландии . Монмутшир (с одним районом и двумя членами графства) включен в Уэльс для целей этой статьи, хотя в тот период он часто считался частью Англии.

Таблица 1: Округа и депутаты парламента по типу и стране
Страна Округа Члены
Боро Шир Univ. Co. Общее количество Боро Шир Univ. Шотландцы Общее количество
 Англия 202 39 2 243 404 78 4 486
 Уэльс 13 13 26 13 14 27
 Шотландия 1 1 45 45
Общее количество 215 52 2 1 270 417 92 4 45 558
Таблица 2: Количество мест на округ, по типу и стране
Страна Боро избирательных округов Шир и округа округа Университетские конторы Кооптированный const’y Всего констант Всего депутатов
1 МП 2 депутата 4 депутата Нет. Депутаты 1 МП 2 депутата Нет. Депутаты 2 депутата Депутаты 45 депутатов Депутаты
 Англия 4 196 2 202 404 39 39 78 2 4 243 486
 Уэльс 13 13 13 12 1 13 14 26 27
 Шотландия 1 45 1 45
Общее количество 17 196 2 215 417 12 40 52 92 2 4 1 45 270 558

История Парламента

Законодательный орган Великобритании является одним из старейших действующих в мире, хотя и несколько уступает исландскому. Он был впервые сформирован в 1265 году, а через 30 лет, в 1295, преобразован в двухпалатный. До этого существовал такой институт, как королевский совет, который серьезно ограничил власть монархии во время правления Иоанна Безземельного, подписавшего знаменитую «Великую хартию вольностей». Но главное отличие Парламента от этого органа состояло в порядке его формирования — он стал выборным.

За прошедшие столетия в структуре и функциях этого института не происходило кардинальных изменений. После объединения Англии и Шотландии был сформирован единый Парламент Великобритании, а позднее к ним присоединилась и Ирландия. Были проведены некоторые реформы, в основном касавшиеся избрания участников и способов передачи их власти. Именно по такой системе и проходит порядок формирования Парламента Великобритании до сих пор.

К слову, именно в Парламенте хранятся все документы и принятые акты, начиная с XV века. Здесь есть и оригинал «Билля о правах», закрепившего ограничение королевской власти и приведшего к современному строю конституционной монархии.

Судебные функции[править | править код]

Основная статья: Судебные функции палаты лордов

Судебные функции палаты лордов происходят от древней роли Curia Regis как органа, который рассматривал петиции по теме Короля.

Судебные функции палаты лордов выполняются не всей палатой, а группой «лордов-законников». Также см.выше .

Юрисдикция палаты лордов включает, в гражданских и уголовных делах, апелляцию судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Для Шотландии апелляции возможны только в гражданских делах; шотландский Высший юридический суд является верховным судом по уголовным делам. Палата лордов не является единственной последней инстанцией Великобритании; в некоторых случаях, эти функции выполняет тайный совет. Однако юрисдикция Тайного совета в Великобритании уже, чем у палаты лордов; он рассматривает апелляции церковных судов, проблемы devolution, споры согласно House of Commons Disqualification Act 1975, и некоторые меньшие дела.

Не все лорды-законники слушают дела; с Второй мировой войны дела слушались Апелляционными комитетами, каждый из которых обычно состоит из пяти членов, выбираемых Старшим лордом (Senior Lord)

Апелляционный комитет, слушающий важное дело, может состоять и из большего числа членов. Хотя Апелляционные комитеты заседают в отдельных комитетских комнатах, суд проводится лордами палат

Дальнейшие апелляции не рассматриваются палатой лордов, если только дело не касается законов ЕС, в каковом случае апелляцию подают в Европейский суд.

Отдельная судебная функция — в которой может участвовать вся палата — попытка импичмента. Импичменты организуются палатой общин, и рассматриваются палатой лордов; признание требует большинства голосов. Импичменты давно не случаются; последний был относительно Henry Dundas, 1st Viscount Melville в .

Палата лордов раньше также была судом над пэрами, обвинёнными в государственной измене. В таких случаях председательствует не лорд-канцлер, а Lord High Steward, назначаемый специально для суда. Если парламент не был на сессии, то пэров судят Судом Lord High Steward. Но это верно для светских лордов; если обвиняемый пэр — духовный, то используется Церковный суд. В право пэров на отдельный суд было отменено.

Акт о конституционной реформе 2005 приведёт к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому передадут судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета. Также будет реформирована должность лорда-канцлера, устранив ему возможность быть одновременно правительственным министром и судьёй. Частично это мотивировано тем, что исторически сложившаяся связь законодательной, исполнительной и судебной власти противоречит требованиям Европейской конвенции по правам человека (судья скорее всего не будет честен в этом случае), и вообще современной теории о разделении ветвей власти. Новый Верховный суд будет располагаться в Middlesex Guildhall.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Замечание 5

В общем же полномочия и статус палаты лордов не меняются, несмотря на проведение конституционных преобразований. Она обязана сохранить собственное «подчиненное» положение, но при этом стать еще более легитимной. Эффективность деятельности верхней палаты, и особенно в сфере экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, обязана значительно возрасти.

Спикера на вас нет

Первым спикером в 1377 году стал сэр Томас Хунгерфорд. Он обеспечивал не только закон и порядок (со слов «к порядку» начинается заседание), а также процедурный порядок внесения, обсуждения и принятия законов.

Служба эта бывает и опасна, и трудна. Некоторых спикеров Палаты общин казнили. И смерть эта была отнюдь не политическая. Столь трагично закончили карьеру несколько некогда уважаемых господ. Первым стал сэр Джон Бюсси: его светлую голову от бренного тела отделил в 1399 году Генри Болингброк (будущий Генрих IV), обвиняя в поддержке Ричарда II. Еще пять были обезглавлены как сторонники Йорков или Ланкастеров во время Войны Алой и Белой розы.

С 19 века спикер Палаты общин отличается политической беспристрастностью, для чего на срок своих полномочий выходит из состава партии. В целях сохранения «политической нейтральности» традиционно не голосует ни королева, ни прямые наследники престола.

В 2005 году, вследствие принятия конституционной реформы, в Палате лордов была учреждена выборная должность лорда-спикера (ранее именовался канцлером). Она также отличается политической беспристрастностью, за исключением, разве что, страсти к шерсти: обычай сидеть на мешке с шерстью во время заседаний родом из Средних веков (что символизировало национальное достояние Англии — главного экспортёра этого вида сырья). Если принимать в расчёт поговорку о богатстве африканских недр (мол, каждый африканец сидит на мешке золота), то, видимо, мешок с шерстью оказался экономически перспективнее.

Члены парламента не получали никакой зарплаты до 1911 года — именно тогда палата проголосовала за переход от альтруизма к жалованью 400 фунтов в год тем, кто не получал его как министр, чиновник палаты или Двора Его Величества. В 1937 году денежное содержание повысили до 600 фунтов, а к 1953 году оно постепенно подросло до 1000 фунтов плюс пособие по уходу — 2 фунта в день. Сейчас, разумеется, цифры в разы выше — 76 тысяч фунтов в год плюс дополнительные надбавки и покрытие расходов.

Права Парламента Англии

Вестминстерский дворец, в котором собирается современный Парламент Англии

Поначалу английский Парламент обладал довольно ограниченными правами, хотя главная цель (ограничение королевской власти и её произвола) была достигнута. Постепенно он развивался, приобретая всё новые и новые права. Так, уже с 1295 года Парламент Англии имел право вотирования налогов (то есть решения всех налоговых вопросов), а с 1322 году получил право санкционировать законы любого уровня, включая наиважнейшие. Другим важным правом Парламента была законодательная инициатива – этот орган государственной власти мог не только помогать королю решать различные вопросы, но и проявлять инициативу самостоятельно, предлагая те или иные законопроекты на обсуждение. Интересно, что членство в Палате Лордов (верхней палате Парламента) со временем стало передаваться по наследству, а вот в Палату Общин (нижнюю) участники по-прежнему попадали по выборному принципу.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Замечание 4

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Конфликт короны и парламента

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О. Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обойдется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов. Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарламентского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действовало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сторонники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток короны ввести в Шотландии епископское управление и новые церковные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, переросшего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолютизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

Палата лордов и Палата общин

Английская знать ещё не обрела светского лоска и даже привычки ежедневно мыться, а уже сильно расстраивалась по поводу монаршей власти. В «пенни» влетали война и прочие принуждения к социально-ответственным отчислениям. Налогов в нынешнем виде ещё не было, а платить их уже не хотелось — вот и решили феодалы в начале 13 века, что монарх должен с ними советоваться. Но считается, что так появился не лоббизм, а парламентаризм — Великая хартия вольностей вводила в политическую систему «совет» из 25 баронов.

В середине 13 века появились «оксфордские провизии», содержавшие упоминание о парламенте и вводившие само понятие. Забегая вперед, стоит сказать, что у Ивана IV тоже был весьма дееспособный «ближний парламент» — Избранная рада (о статусе и роли которой до сих пор много спорят). Однако довольно быстро царь заподозрил ряд её членов в намерениях захватить власть.

Не только в России (которую трагедия монгольского ига откинула назад), но и во многих других странах совещательный орган тогда был сильно ограничен на язык и полномочия. Решения Генеральных штатов во Франции не имели обязывающего характера для королевской власти. В Англии парламент имел более широкие полномочия, а элитам, в целом, удавалось преследовать свои цели.

В 1265 году, во время Гражданской войны, собрался первый английский парламент. Дальше, как говорится, они с монархией жили долго, правда, не всегда счастливо. В 14 веке наметилось разделение на Палату лордов и Палату общин. Все члены верхней палаты обладали именными вызовами. Система прецедентного права давала возможность, получив однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом парламента.

У династий рабочих (что, конечно, условно — крестьяне и беднота представлены не были) тоже сохранялись шансы на законное творчество и законотворчество. В нижнюю палату парламента делегировали по несколько представителей графств. Эта тенденция сохранялась довольно долго. Примечательно, что из-за миграции — как внутренней, так и внешней — некоторые территории были очень малонаселённые. Но так как каждому муниципальному образованию полагалось по паре своих депутатов, они тоже получали своё представительство. Например, Старый Сарум в начале 19 века насчитывал более десятка жителей, но избиралось от него, как и от густонаселённых, по 2 парламентария.

В начале 20 века Палата общин официально приобрела больший юридический вес — отныне «лорды» могли не блокировать, а только задерживать принятие закона. Сегодня наиболее влиятельна нижняя палата. Достаточно сказать, что премьер-министр и большинство министров являются представителями именно Палаты общин.

Когда низы хотят, а верхи не могут отказать, наступает политический консенсус.

С приходом к власти Вильгельма в 1689 году был подписан акт, который сделал юридической основой страны конституционную монархию. Билль о правах стал договором между королём и английскими правящими классами. Его основные положения заключались в следующем:

1) Все законы и налоги исходят от парламента;

2) Только парламент может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

3) Устанавливается свобода прений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

4) Парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.

Появились прототипы политических партий — тори и виги. С 1830-х годов вплоть до окончания Первой мировой войны шёл процесс их трансформации в либералов и консерваторов. Позже, вместе с промышленной и «социальной» революцией, народились и обрели мощь лейбористы.

Правила прохождения законопроектов через парламент восходят к «трём чтениям». Частью процедуры они стали в 16 веке (хотя отсчёт «официальных» законопроектов ведётся с 1327 года). А «первое чтение» являлось таковым в буквальном смысле слова: клерк зачитывал законопроект членам парламента.

«Группа лиц» может сговориться далеко не сразу. Обсуждение важных законов порой растягивается на несколько дней. Так, прения по законопроекту от 1972 года о вхождении Соединенного Королевства в ЕС заняли три дня, а проект закона 1976 года о передаче центральным правительством полномочий местным властям Шотландии и Уэльса обсуждался 32 часа на протяжении четырёх присутственных дней.

Традиции

Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.

Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.

Еще одна особенность — запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.

В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт — лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества — это символизирует их единство.

Соединенное королевство Великобритании — удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.

Фото и описание

Вестминстерский дворец, также известный как здание Парламента, — дворец, где проходят заседание обеих палат парламента Великобритании, палаты общин и палаты лордов.

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании, а Палата лордов не выборная, состоит из двух архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви («духовные лорды») и 706 членов пэрства («светские лорды»). Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно.

Вестминстерский дворец расположен на северном берегу реки Темзы в самом сердце Лондона. Первый королевский дворец был построен на этом месте в XI веке. Вероятно, первым королем, поселившимся здесь, был Кнут Великий. Эдуард Исповедник основал здесь же Вестминстерское аббатство, но постройки тех времен не сохранились. Самые ранние дошедшие до нас здания были построены при короле Вильгельме II. Дворец считался основной резиденцией королей Англии, и здесь же проводились собрания Королевского Совета — предшественника английского парламента.

В 1530 году король Генрих VIII перенес свою официальную резиденцию в Уайтхолл, а Вестминстер, хоть и продолжал считаться королевским дворцом, был отдан под нужды парламента. В XVIII веке здание парламента было реконструировано и перестроено в неоготическом стиле архитектором Джеймсом Уайеттом.

В 1834 году в здании парламента вспыхнул пожар. Причиной была раскалившаяся плита, в которой сжигали деревянные бирки казначейства. Уцелели Башня Драгоценностей, частично — церковь св. Стефана, и ценой героических усилий удалось отстоять от огня Вестминстерский зал (1097 года). Для проведения реконструкции была назначена специальная Королевская Комиссия, которая, рассмотрев 97 проектов, выбрала проект Чарльза Барри в неоготическом стиле. Строительство было в основном завершено в 1860 году. За свою работу Чарльз Барри был удостоен рыцарского звания.

Часовая башня Вестминстерского дворца — Биг Бен стала визитной карточкой Лондона, а по этим часам лондонцы уже не первое столетие сверяют время. Вторая башня дворца называется Виктория и служит парламентским архивом. В ней хранятся три миллиона документов, суммарная длина стеллажей для них — 8.8 км, в том числе здесь хранятся оригинал Билля о правах и смертного приговора Карлу I, а также все парламентские акты с 1497 года.

Туристов в здание парламента практически не пускают. И если граждане Соединенного Королевства могут попасть внутрь по согласованию со своимчленом парламента, то для иностранных туристов остаются только организованные экскурсии во время летних парламентских каникул. Можно попробовать попасть в здание в приемные часы депутатов, но количество визитеров и просителей ограничено, и нет никакой гарантии, что вы попадете в их число.

Созыв парламента и его роль в начале революции

Долгий парламент был созван королем Карлом I с целью, далекой от революционных преобразований. Монарх поиздержался в результате конфликта в Шотландии и желал введения нового налога для пополнения казны (в соответствии с законом, сам он дать соответствующе распоряжение не мог).

Однако многочисленные просчеты Карла I как правителя и неприкрытое мздоимство и злоупотребления его ближайших приближенных давно уже провоцировали рост оппозиционных настроений в Англии. Многим (особенно протестантам) не нравились и тесные связи королевского семейства с католическими дворами Европы, в первую очередь Францией (королева была французской принцессой). Поэтому парламент изначально оказался оппозиционным, большинство в нем досталось представителям буржуазии и нового дворянства, вполне разделявшим массовое недовольство королем.

Парламент начал работу 3 ноября 1640 года. В его составе было 511 человек, причем только 95 были посланцами графств и университетов, прочие же – городов. Некоторые историки полагают первое заседание новоизбранных депутатов началом Английской революции, хотя большинство все же придерживается того мнения, что она началась более чем годом позже. Король, хотя и рассчитывал на принятие парламентом удобных для него решений, с самого начала стал проявлять недоброжелательность и пренебрежение по отношению к парламентариям.

Парламент также сразу начал демонстрировать оппозиционность по отношению к монарху. Наибольшим авторитетом в нем пользовались оппозиционный политик Дж. Пим и группа близких к нему депутатов. В состав парламента был избран и будущий диктатор О. Кромвель – также человек последовательных оппозиционных убеждений.

На протяжении 1641 года парламент принял целый ряд решений, направленных на ограничение королевской власти. В частности, в феврале был принят так называемый «Акт о предотвращении неудобств», прямо обязывающий короля созывать сессии парламента не реже раза в 3 года; в мае был казнен за измену фаворит короля Томас Уэнтворт граф Стаффорд (считавшийся самым злостным из придворных коррупционеров); были освобождены также оппозиционеры, ранее осужденные решением королевской Звездной палаты.

Среди решений парламента было и постановление о недопустимости его роспуска без согласия самих депутатов. Оно и принесло собранию прозвание «Долгого парламента», так как формально роспуск его произошел только в 1660 году.

22 ноября 1641 года парламент подал королю так называемую Великую ремонстрацию, где перечислялись прегрешения верховных властей Англии и излагались требования по реформам. В декабре парламентом был принят «Ордонанс о полиции», дававший ему право контролировать назначение командующих в армии и на флоте.

Король, пойдя на некоторые уступки (например, согласившись на казнь Стаффорда), категорически отверг «Ордонанс о полиции» и Великую ремонстрацию. Очевидно, он полагал, что получит шанс привести парламент к покорности, если устранит из него наиболее активных оппозиционеров. Во всяком случае, 4 января 1642 года король лично сделал попытку арестовать Пима и четверых его ближайших помощников, но депутаты успели скрыться, а спикер парламента открыто выказал отказ повиноваться королю. Этот момент считается началом революции у большинства историков. Вскоре после этого король переехал из Лондона в Оксфорд и создал из своих сторонников альтернативный парламент, начав открытый гражданский конфликт.

Парламент со своей стороны в марте 1642 года принял решение о том, что его постановления могут быть признаны законными без подписи монарха. Это было отнесено и к «Ордонансу о полиции», что дало парламентариям возможность собрать вооруженные силы. Король также набирал армию – началась война короля и парламента.