Избирательное законодательство

Оглавление

Виды избирательных систем в РФ

Устойчивость механизма избирательного права гражданина РФ обеспечивается в том числе и форматом избирательных систем, существующих в Российской Федерации: мажоритарной и пропорциональной. В соответствии с мажоритарной системой, голосование на выборах проводится по одномандатным или многомандатным округам. Итоги голосования определяются после подсчета большинства голосов, которые были отданы за кандидата или нескольких кандидатов. При этом вполне вероятно применение правила абсолютного большинства, когда для победы на выборах в РФ претенденту достаточно набрать более 50% голосов – такой же принцип применяется и во время проведения выборов на должность президента РФ, глав субъектов Федерации или мэров. Также мажоритарная система предполагает, что победить может кандидат, который в итоге получит хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат предполагает, что избиратели имеют право голосовать за списки кандидатов, которые ранее были сформированы политическими объединениями, в том числе партиями или блоками. Такая система применяется при проведении выборов в Государственную думу РФ.

https://youtube.com/watch?v=o9Mwbh0NYmk

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

В данном случае оспариваемое решение ясно и недвусмысленно раскрывает критерии, которые привели к судебному ответу. С точки зрения искусства. 359 Закона о гражданском процессе, который содержит предсказуемые характеристики таких резолюций, является завершенным примером

Он не только отвечает на каждое из утверждений в ходе прений, но и делает это с концептуальной точностью и ясностью изложения, уделяя им необходимое внимание в соответствии с их сущностью и аргументируя это более чем достаточным объемом

Вышеизложенное мешает оценить этот мотив, поскольку нам приходилось объяснять не один раз. Вызов права участвовать в государственных делах и доступа к общественным функциям или должностям осуществляется с нескольких точек зрения, до четырех, первая из которых — причина дисквалификации, прямо не предусмотренная в законе о выборах, но в Уголовный кодекс противоречит ст. Поэтому тот факт, что существуют только некоторые из причин дисквалификации, основанные на санкциях, не означает, что остальные, предусмотренные в этом кодексе, такие как абсолютная дисквалификация, специальная дисквалификация за право голоса и другие.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Компетенция Верховного суда в делах против депутатов и сенаторов напрямую связана с ним самой Конституцией, с тем чтобы обеспечить им защиту максимальной защиты в интересах парламентской функции. В этом смысле мы уже говорили. По этой причине ремиссия принципала не влечет за собой параллельной приостановки аксессуаров и, следовательно, говорит, другими словами, Уголовный кодекс в своем искусстве. 97, в котором предупреждается, что «условное наказание не будет распространяться на наказания за приостановление права избирательного права и государственной должности или функции, если эти цифры являются вспомогательными».

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Текст ясен и отвечает институциональной функции этого модальности соблюдения наказаний, не забывайте об этом, никогда не из-за его несоблюдения. Последний раздел в этом длинном дискурсивном маршруте — это также разграничение периметра, в котором перемещается условная ремиссия предложения. В этой связи уместно установить в качестве исходной предпосылки аргументацию, которая должна соблюдаться, подтверждение принципа, взятое из нашей собственной юриспруденции. Мы уже говорили в этой связи в двух предыдущих случаях, что функция обычной юрисдикции заключается в определении значения уголовных предписаний с целью определения сферы действия судебного решения, в отношении которого применяется дисквалификация для осуществления права избирательного права, судебное толкование которого может быть исправлено в порядке ампаро, если оно произвольно или необоснованно или неоправданно ограничивает свободное осуществление основополагающих прав на устранение причиненного вреда.

Ограничения активного избирательного права

Не все желающие имеют право голоса на выборах

В законодательстве, касающемся избирательного права, присутствует такое понятие как ценз – это условие, при котором гражданин может быть допущен к голосованию. Многие цензы в настоящее время в России отсутствуют, но существуют в других государствах. Рассмотрим их подробнее:

  1. Возрастной ценз – ограничение права голоса для лиц, не достигших определенного возраста. В большинстве европейских стран решающим является 18-летний рубеж: с этого возраста право голосовать получают граждане Британии, Италии, Германии и т. д. В Швейцарии и Японии возрастной ценз устанавливает ланку в 20 лет, в некоторых странах ближнего востока можно голосовать уже с 16 лет. Сложно сказать, какой вариант правильнее: во многом это определяется культурными и традиционными особенностями государства. Интересно, что практически во всех цивилизованных странах отсутствует верхний возрастной предел – голосовать и избираться во власть можно до конца жизни.
  2. Ценз оседлости. Это ограничение по времени проживания в определенной местности. В России на активное избирательное право он не распространяется, а, к примеру, во Франции установлен ценз оседлости, равный шести месяцам. В Новой Зеландии право голоса получает гражданин, проживший в данном округе минимум три месяца.
  3. Образовательный ценз – явление, встречающееся достаточно редко. Он предполагает ограничение права голоса в зависимости от уровня образования. В некоторых странах он распространяется на пассивное избирательное право. К примеру, в Бразилии неграмотный человек лишен права баллотироваться на должности в выборные органы власти. Есть страны, в которых необходимым условием для получения права голоса является умение читать, писать и понимать конституцию.
  4. Ценз гражданства. Допуск к участию в выборах получают только лица, имеющие статус гражданина в течение определенного срока. К примеру, конгрессменом в США нельзя стать, если человек обладает статусом гражданина менее 7 лет, а сенатором – менее 9.
  5. Имущественный ценз – к участию в выборах не допускаются лица, не имеющие имущества на определенную сумму или не уплачивающие налоговые сборы. Сейчас он отменен практически везде, но до начала 20 века он был очень распространен в Европе. Он вводился с целью не допустить малоимущие слои населения к управлению государством, и вся власть фактически концентрировалась в руках обеспеченных граждан.
  6. Религиозный ценз. До сих пор во многих государствах участвовать в выборах могут только лица, исповедующие определенную религию. Например, в Иране граждане немусульманского вероисповедания не могут избираться в парламент.

В определенный период истории в США существовал расовый ценз – выборы были доступны только для белого населения. Сейчас ситуация изменилась в корне, равенство всех рас было установлено практически по всему миру. Таким же образом практически везде исключено ограничение по половому признаку: женщины приобретают равные политические права даже в государствах с традиционным патриархальным укладом.

Есть и еще одно ограничение – так называемый моральный ценз. В России к участию в выборах не допускаются преступники, то есть лица, чья вина доказана приговором суда, приговоренные к лишению свободы. После отбытия наказания они восстанавливаются в гражданских правах и вновь могут избирать и быть избранными.

В Мексике не могут голосовать граждане, употребляющие наркотики, в Голландии избирательного права нет у лиц, лишенных родительских прав. Такой ценз призван оздоровить общество, чтобы за новых представителей властных структур голосовали только добропорядочные граждане, несущие ответственность за свои решения.

Позволить голосовать лучшим

Сама эта столь непривычная система выборов для стран, привыкших к процедуре прямой демократии, уходит к истокам американской истории, а именно — к Конституционному собранию, которое прошло в 1787 году в Филадельфии после окончания войны за независимость.

Тогда основные принципы избирательной системы были изложены во Второй статье конституции США. Позднее, в 1804 году, конституция претерпела модификацию и была принята так называемая Двенадцатая Поправка. Основная идея этой системы, заложенная отцами-основателями, заключалась в том, чтобы отразить федеративное устройство страны как можно полнее.

Тут стоит сказать, что если, к примеру, Россия еще со времен царя Алексея Михайловича — это довольно жесткое унитарное государство, которое исторически выстраивалось вокруг единого центра, то США наоборот выстраивались как «договорная федерация» — это и отражено в расшифровке аббревиатуры. Здесь в каждом штате, как в мини-государстве, существует собственные конституции, законодательство и институты власти.

Капитолий штата Луизиана, место нахождения законодательной и исполнительной власти региона, шедевр ар-деко

(Фото: wikipedia.org)

Именно поэтому американская конституция не отражает в себе права конкретного американца напрямую избирать президента — такое право закреплено за каждым штатом. Именно штат, как замечает Родион Белькович, доцент Факультета права НИУ ВШЭ, является субъектом президентских выборов:

«Более того, конституция США даже делегирует право выбирать ту процедуру формирования выборщиков, которая кажется штату наиболее приемлемой. То есть формально каждый штат как хочет, так и назначает выборщиков. Например, некоторые штаты какое-то время вообще просто выдвигали выборщиков от своих легислатур, то есть законодательных собраний, полностью элиминировав из этого процесса само население».

Однако помимо строго институциональных соображений у отцов-основателей были причины и другого порядка. «Нужно понимать, что главная цель отцов-основателей была создать не демократию, а республику, то есть такое политическое устройство, где правил бы не человек, а закон. Поэтому они крайне скептически относились к прямой демократии или охлократии, то есть к «власти народа», опасаясь, что она может привести страну к хаосу и анархии», — рассказывает Юрий Рогулев, доцент, заместитель заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ.

Иными словами, основатели американского государства посчитали, что выборы президента — ответственная задача, достойная «немногих лучших», то есть тех, кто не только умудрен жизненным опытом, но и осведомлен, хотя бы в общих чертах, о том, что вообще происходит в других штатах.

Кроме того, избирать выборщиков тоже могли не все жители штатов — изначально на избирательное право был наложен имущественный ценз. Например, в 1800 году избирательным правом пользовались только 150 тыс. человек, то есть один избиратель на 35 жителей. Обоснование этой меры также было связано с ценностями той эпохи, когда считалось, что только тот человек может голосовать свободно и разумно, кто обладает материальной независимостью.

> Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права
включают:

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен в 1944 г., Италии и Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Первый раздел этой палаты в порядке от 29 апреля единогласно согласился не допускать заявления о манифестном отсутствии содержания, отклонения, которое было отклонено любым другим из-за приостановления исковой силы оспариваемого решения, которое иначе было предусмотрено.

В процессе упорядочения 15 течений было решено подать апелляцию на подачу ампаро, обратившись в Палату с просьбой о расследовании разбирательства, а также о местонахождении сторон и уведомить об этом жалобу в прокуратуру, с тем чтобы в Однодневный период мог бы сформулировать свои утверждения.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

Прокурор в краткой форме, поданной 16 мая, просит уволить апелляцию. С этой целью он утверждает, что заявитель был исключен из своей кандидатуры по двум причинам: один был отстранен от права голоса, а другой был дисквалифицирован, оба из которых являются результатом окончательного решения, вынесенного в одном случае второй палатой Верховного суда. Юрисдикция этого Суда также была урегулирована как предполагаемая оговорка к избирательному закону о причинах дисквалификации. Поэтому ясно, и это ясно из-за ликвидации приговора второй палаты Верховного суда, что во время выдвижения кандидатов приговор был исполнен, так что осужденный фактически был вовлечен в неправомочность.

Разбор термина

Активное избирательное право — это право абсолютно любого гражданина избирать. Это право участвовать во всех общегражданских выборах власти — президента, депутатов в парламент, в органы местного самоуправления и проч.

Именно активное избирательное право является одной из важнейших составляющих системы управления государством демократического строя. Оно позволяет прийти к власти именно тем лицам, за которых выступает большинство избирателей.

Если мы посмотрим на мировые государства, то увидим, что в большинстве из них активным избирательным правом обладают все дееспособные и совершеннолетние граждане. Есть и исключения. В некоторых странах это право трансформировано в обязанность, долг. То есть за отклонение от его воплощения предусмотрено наказание, штрафы.

Активное избирательное право гражданина — это результат общественного прогресса, длившегося столетия, одно из важнейших достижений мировой цивилизации. Многие века это право, например, не распространялось на женщин, представителей некоторых рас. Где-то был в ходу имущественный ценз. К сожалению, даже сегодня в мире активным избирательным правом не во всех странах граждане обладают наравне. Порой голоса одних «весят» тяжелее выбора других.

Отметим, что активное избирательное право в РФ и других прогрессивных странах — не только выбор состава представительной и исполнительной власти. Это и принятие участия в референдумах — общенародных голосованиях по совместному решению важнейших для государства вопросов.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. В них устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются: 1) Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Статья 21 Декларации устанавливает: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальцифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., гарантирующий право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Наиболее прогрессивное положение в отношении избирательных прав граждан подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа в 1989, 1990, 1991 гг.

В рамках Содружества Независимых Государств принята и действует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 г., ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 г. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 7 декабря 2002 г. одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав.

↑ Выборы и избирательное право.

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уста- вами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наи- более важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме  В РФ путём выборов избираются

  • Президент РФ
  • Государственная Дума
  • Представительные (законодательные) органы субъектов РФ (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы и т. д.)
  • Высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ (если регион не отказался от прямых выборов)
  • Представительные органы местного самоуправления (советы, думы, муниципальные комитеты и т. д.)

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и мест- ного самоуправления. 

Избирательное право делится на:1. Активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;  2. Пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;  Избирательным правом обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д. Избирательным правом не обладают– граждане, признанные судом недееспособными (т.е. неспособными самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких психических нарушений);  – граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Принципы избирательного права:  1. Всеобщность. К выборам допускаются все граждане независимо от пола, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, и т. д. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов (условий) – это возраст, недееспособность и тюремное заключение.  2. Свободное участие в выборах означает добровольность каждого избирателя.  3. Равное избирательное право. Равенство прав каждого избирателя на выборах, одинаковую по закону возможность для всех избирателей влиять на их результаты и быть избранным.  4. Тайна выборов. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т. д. Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей.  5. Альтернативность. Само понятие «выборы» предполагает, что избирателю предлагается список альтернатив (кандидатов) – это является обязательным условием.  6. Гласность. Любая деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, осуществляется открыто.  7. Принцип состязательности. Обеспечивается честная конкурентная борьба среди кандидатов.  8. Принцип непосредственности. Каждый избиратель выбирает напрямую представителя, например, на выборах президента каждый голосует непосредственно за личность кандидата, а не за выборщиков.  

Важные понятия избирательной системы

На выборы ходить никто не обязан, но… от одного голоса иногда многое зависит!

Следует различать прямое и косвенное избирательное право. В первом случае граждане имеют право непосредственно выбирать наиболее подходящего кандидата на ту или иную должность. Например, по такой системе выбирается Президент России, такой же принцип действует в большинстве стран при выборе местных властных органов.

Косвенное избирательное право предполагает, что мнение избирателя формирует только коллегию, которая потом голосует за назначение на должность того или иного кандидата. Непрямые выборы могут быть двух- и трехступенчатыми, они направлены на выявление наиболее компетентных кандидатов. К примеру, такая практика используется при выборах президента США.

Есть и еще два важных понятия: свободное избирательное право и плюральный вотум: в первом случае у каждого избирателя есть равное количество голосов, во втором – голос одних ценится выше, чем голос других. Плюральный вотум призван дать особое право голоса меньшинству: если какая-то часть общества немногочисленна, но ее интересы нуждаются в защите, на выборах ей может быть предоставлено большее количество голосов. Это дает возможность избежать игнорирования мнений определенной группы и добиться максимальной справедливости.

Избирательные объединения и политические партии

Важными субъектами избирательного права и процесса в современных условиях являются избирательные объединения (политические партии). Федеральный закон об основных гарантиях содержит следующее определение избирательного объединения: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации, либо общественного движения, и зарегистрировано не позднее чем за год до дня голосования.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: основной (общий) и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Основной (общий) статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательной кампании. Условием обладания таким статусом является государственная регистрация избирательного объединения в качестве политической партии.

Избирательным объединением может быть только политическая партия, которая создана и зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95 «О политических партиях». Согласно ст. 3 данного закона политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать необходимым требованиям — иметь не менее пятидесяти тысяч членов партии, не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть созданы и зарегистрированы региональные отделения не менее чем с пятьюстами членами партии в каждом.

Политическая партия будучи избирательным объединением имеет ряд важных преимуществ: она является единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти; она пользуется государственной поддержкой, государство оказывает партиям финансовую поддержку из бюджета при условии эффективного участия в выборах из расчета «один рубль — один голос».

Участие политической партии в выборах является не только правом, но и ее обязанностью. Поэтому главное заключается в том, что партия должна регулярно участвовать в выборах различного уровня. В противном случае, если это не делается партией в течение пяти лет, она подлежит ликвидации в установленном порядке. Партия считается участвующей в выборах, если на выборах проводилось голосование за:

а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ;
б) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;
в) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных органов не менее, чем в 20 % субъектах РФ;
г) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на выборах в органы местного самоуправления не менее, чем в 50 % субъектах РФ.

Намерение избирательного объединения участвовать в выборах выражается посредством выдвижения списка (списков) кандидатов.

Действующий ныне Федеральный закон об основных гарантиях не предусматривает возможности создания для участия в выборах избирательных блоков.

Избирательные объединения обладают определенными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса: полномочия в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения вправе: на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов и др. Избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Они имеют также полномочия в отношении избирательных комиссий. В соответствии с законом избирательные объединения вправе выдвигать представителей для назначения в составы избирательных комиссий членов с правом решающего голоса, а также назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса и др.

показать содержание