Учет избирателей, образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий

Оглавление

Как узнать, в каких выборах участвовать

Эта же страница поможет выяснить, в каких выборах вы можете участвовать в этом году как избиратель. Сразу после карты, на которой показано расположение избирательного участка, расположена информация о выборах, проходящих на этом участке. Для всех участков это выборы депутатов Госдумы России восьмого созыва, а также — при наличии — местные выборы. Например, для жителей Кутузовского проспекта в Москве — это только выборы в Госдуму, а для жителей Белгорода — это выборы в Госдуму и выборы губернатора. Указываются при наличии и муниципальные выборы.

Голосовой помощник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Работа с поиском кандидатов продолжается на этой же странице. Предположим, что вы живете на улице Гоголя в Белгороде. Нажав ссылку на выборы депутатов Госдумы, вы получите общую информацию о голосовании: ее системе (смешанная — пропорциональная и мажоритарная), дате (это многодневное голосование — с 17 по 19 сентября), возможности электронного дистанционного голосования. Изучив эту информацию, можно нажать на вкладку «Информирование о кандидатах». Здесь появятся данные о кандидатах, выдвинутых именно по округу жителя улицы Гоголя в Белгороде. В нашем примере это восемь человек, претендующих на место в Госдуме по одномандатному округу. Указаны ФИО кандидата, его дата рождения, политическая партия, от которой он выдвинут, также приводится информация о том, зарегистрирован он ЦИК или еще нет. По каждому из кандидатов приводится и более подробная информация, если нажать на его фамилию: в том числе сведения о месте работы, о судимости, статусе иноагента и т.д.

К слову, партии могут подавать документы для регистрации федерального списка кандидатов в Госдуму до 4 августа 2021 года. Кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам, также должны представить документы до 4 августа. Решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации ЦИК России должна принять не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов. Поэтому пока окончательного списка зарегистрированных кандидатов нет, сейчас вы увидите лишь выдвиженцев.

На вкладке «Информирование об избирательных объединениях» можно получить информацию о политических партиях, принимающих участие в выборах. Этот список одинаков для всех округов.

Следующая вкладка — результаты выборов — не актуальна до окончания голосования.

Типология

Округа могут быть дифференцированы в соответствии с количеством мандатов, которые должны быть предоставлены в округе, а также в соответствии с типом используемой избирательной процедуры.

Если на каждый округ выделяется ровно одно место, говорят об одном округе (или округе, состоящем из одного человека ), в котором кандидат побеждает с относительным или абсолютным большинством . Существуют также избирательные системы с многомандатными округами (или многомандатными округами ), т.е. Это означает, что в них можно выиграть не один мандат. Выделение только одного места на избирательный округ является более старой процедурой и, соответственно, более распространенной во всем мире. Многомандатные округа существовали в Ирландии на протяжении многих десятилетий, в течение некоторого времени также на выборах в шотландский региональный парламент , а также на выборах для получения гражданства Гамбурга . Примерами избирательных систем с многомандатными округами являются биномиальная избирательная система, используемая в Чили и Индонезии, и система, используемая в Японии, с непередаваемыми индивидуальными голосами .

Кроме того, проводится различие между округами в соответствии с применяемыми в них избирательными процедурами. Соответственно, возможен целый ряд возможных типологий избирательных округов. Как одномандатные, так и многомандатные округа могут сочетаться с широким спектром процедур голосования.

Самый старый и распространенный метод голосования по сей день — голосование относительным большинством голосов . Так обстоит дело, например, с выборами в Палату общин Великобритании , Палату представителей США , Палату общин Индии и выборами прямых кандидатов в Бундестаг Германии.

Выборы в Национальное собрание Франции основаны на системе мажоритарного голосования на ретороманском языке. В тех округах, в которых ни один кандидат не смог объединить хотя бы половину законно поданных голосов, будет второй тур голосования. Во втором туре участвуют два сильнейших кандидата. Дополнительные кандидаты принимают участие при условии, что за них проголосовало более 12,5% голосов избирателей, имеющих право голоса .

В случае выборов в Палату общин Австралии голосование также проводится в отдельных округах, но с использованием процесса мгновенного второго тура голосования .

В многомандатных округах Ирландии (в которых можно получить три, четыре или пять мандатов в зависимости от размера) используется принцип передаваемых индивидуальных голосов.

В федеральной земле Гамбург места в многомандатных округах распределяются через списки округов , которые могут быть совокупными и разнообразными .

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один. 

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

  • многопартийной;
  • мажоритарной;
  • системой прямого делегирования;
  • пропорциональной.

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

30 июня, 7:28

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на территории избирательного округа образуются избирательные участки. При образовании избирательных участков также учитываются границы административного деления, кроме того, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Для избирательных участков федеральным законом установлена предельно допустимая норма численности избирателей — не более 3000 избирателей на каждом участке.

Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права. Избирательные участки могут также образовываться: в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях; в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах; для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.

Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой администрации муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

показать содержание

Критикуешь — предлагай

Мои предложения, как сделать подсчет по многомандатному округу более точным, честным и открытым:

  • Форму специальной таблицы должен утверждать ТИК, печатать в типографии и передавать в участковые комиссии заранее вместе с другой документацией. Формат А1-А3. Размер клеток сравнимый с квадратами в бюллетене. 
  • При подсчете соблюдать п.12 ст.68 Федерального закона, то есть таблицу сможет вести только председатель (заместитель председателя) либо секретарь.
  • Увеличенную форму протокола как правило заполняют маркером. Будет справедливо и специальную таблицу заполнять маркером. В случае ошибки полностью закрасить клетку с цифрой.
  • Перед оглашением фамилий посчитать количество отметок, убедиться, что бюллетень действительный.
  • Бюллетень следует класть на общий стол рядом с таблицей для всеобщего обозрения.
  • Параллельный подсчет и дублирование мне кажутся излишними. Законом предусмотрена только одна специальная таблица.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы: 

  1. Используется старая (прошлогодняя) схема.
  2. ЦИК формирует и утверждает новую.

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.

Выборы в Государственную думу

До 2007 года выборы в Государственную думу проходили по смешанной системе. Половина депутатов (225) избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, другая половина (225) – по единому избирательному округу по пропорциональной системе. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

С 2016 года выборы в Госдуму будут снова проходить по смешанной системе с процентным барьером в 5%. Законопроектом предусмотрено два вида бюллетеней. Один – для голосования по единому округу, другой – по одномандатным округам.

При создании одномандатных округов для выборов в Госдуму в 2016 году предлагается применять предыдущие законодательные нормы. Кроме общих принципов создания одномандатных избирательных округов, существуют следующие правила:

  1. На территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа
  2. Распределение одномандатных избирательных округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное равенство представленности в Государственной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ.
  3. Могут не применяться нормы отклонений от равенства числа избирателей

Последний пункт существует для возможности создания обязательного одномандатного избирательного округа в каждом субъекте РФ, не смотря на различия в численности населения. Хотя, такое правило приводит к огромному расхождению в числе избирателей. Например, на выборах в Госдуму в 2003 году вес голоса избирателей Курганской области и Эвенкийского автономного округа различался почти в 64 раза.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

07 июля, 8:51

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

Кого и когда будут выбирать

Единый день голосования в России в 2021 году пройдет 19 сентября. В этом году россиянам предстоит выбрать депутатов Госдумы, из которых 225 депутатов избираются по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным округам в один тур.

Кроме того, в девяти регионах будут избирать главу субъекта Российской Федерации. Досрочные выборы пройдут в Хабаровском крае, в Белгородской, Пензенской областях и Республике Мордовия, плановые выборы главы региона пройдут в республиках Тыва и Чечня, а также в Ульяновской, Тульской и Тверской областях.

Голосовой помощник

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин

В 39 регионах страны пройдут выборы в парламенты субъектов РФ. Кроме того, состоятся многочисленные местные выборы. Впервые пройдут выборы Совета Федеральной территории Сириус. Закон об особом статусе Сириуса президент России Владимир Путин подписал 22 декабря. Это экономически самостоятельная территория, со своим бюджетом и имуществом. Федеральная территория выросла из проекта «Сириус», созданного для выявления и поддержки талантливых детей. Возможность создания федеральных территорий появилась после принятия поправок в Конституцию в 2020 году. У Сириуса уже есть врио главы территории — Андрей Столяров. Представителя в Федеральном собрании от Сириуса по одномандатному округу не будет.

Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избирается депутат (или депутаты), выборное должностное лицо. Избирательный округ как бы объединяет граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и другие параметры утверждает по представлению избирательной комиссии соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в котором должны быть назначены выборы.

Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся — президентские, парламентские или муниципальные. Избирательный округ может быть единым (федеральным, региональным, городским и др.), включающим в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательные округа по выборам законодательных (представительных) органов бывают одномандатные и многомандатные. Одномандатным является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на единственный депутатский мандат. В настоящее время на выборах в законодательные органы субъектов РФ образуются, как правило, одномандатные избирательные округа. При этом не менее 50 % членов законодательного органа избирается по единому региональному округу по спискам политических партий — избирательных объединений.

В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально. В многомандатных избирательных округах по российскому законодательству число мандатов, подлежащих распределению в округе, как правило, не должно превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также образованном в границах избирательного участка.

Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.

Избирательный округ должен составлять единую территорию (избирательный округ не может состоять из не граничащих между собой территорий, равно как не может быть округов, охватывающих соседние районы двух областей). Учитывая различную компактность проживания населения в густо- и слабонаселенных местностях законодатель установил допустимые пределы отклонения в размерах избирательных округов от средней нормы представительства избирателей — не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 % (при проведении выборов по одномандатным округам — не более чем на 30 %). При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может быть увеличено до 40 %. При проведении федеральных выборов в некоторых субъектах федерации число избирателей меньше установленной нормы представительства от избирательного округа. Для обеспечения равенства прав субъектов Российской Федерации на участие в формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется требование равенства избирательных округов — независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.

Кемеровская область

В селе Новобачаты участковая комиссия № 1004 оказалась не готова точно подсчитать бюллетени. Дважды я обращался к председателю показать мне специальную таблицу и заранее обсудить все детали, чтобы после 20 часов не возникало спора. Председатель ответила, что они как раз занимаются составлением таблицы. Её я увидел после вскрытия ящиков:

Специальная таблица формата А4, село Новобачаты. Восстановлена по памяти

У нас был 10-мандатный округ, 18 кандидатов, три пары специальных таблиц (в каждой по шесть кандидатов), коробка карандашей, шесть членов комиссии и один председатель, оглашающий бюллетени. Не то чтобы это был необходимый запас для проведения честных выборов, но если начал строить демократию, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасение — это одновременный контроль за бюллетенем и таблицами. Я знал, что рано или поздно появятся ошибки.

Специальные таблицы были продублированы и заполнялись карандашами. Предполагалось, что если результаты не совпадут, то комиссия пересчитает заново все бюллетени. Параллельно наблюдатели вели подсчет в своих листах. Наблюдатели заявили о несовпадении в несколько голосов у лидирующих кандидатов. Пересчитывать не стали, поскольку распределение мандатов не изменилось бы. 

Уследить за семью членами комиссии было невозможно. В целом комиссия считала добросовестно, но полагаю, что были неточности. Также есть претензия, что председатель не клала бюллетень на стол для всеобщего обзора, а держала перед собой.

Что такое одномандатный округ

Вся страна делится на избирательные округа. И от каждого округа в парламент может пройти только один кандидат, который баллотируется только здесь. То есть в каждом округе будет свой бюллетень с кандидатами.

При этом голосование может быть организовано по мажоритарной системе простого большинства (то есть проходит тот кандидат, который просто набрал голосов больше других) или же абсолютного большинства поданных за кандидата голосов (в этом случае нужно, чтобы за кандидата проголосовали больше 50% избирателей).

Следует сказать, что данная система успешно практикуется во многих весьма процветающих и цивилизованных странах, будь то Финляндия или Япония.

Впрочем, не менее успешно зарекомендовала себя в ряде стран и многомандатная система выборов.

По теме:

Канат Исаев: Парламент в ближайшее время должен назначить дату выборов

К сожалению, Кыргызстан и здесь оказался непредсказуемым и печальным исключением. Достаточно сказать, что «тюльпановая революция» 24 марта 2005 года была вызвана парламентскими выборами, прошедшими, напомним, по одномандатным округам. Выборы Жогорку Кенеша 4 октября 2020 года проходили по партийным спискам, или по многомандатным округам, однако и они привели в конечном итоге к государственному перевороту. И чем все это закончится, сегодня со всей определенностью не может сказать никто. Как всегда в подобных случаях, большинство здравомыслящих людей, надеясь на лучшее, втайне готовится к худшему.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов.  Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Плюсы и минусы

В первые 20 лет независимости Кыргызстана выборы депутатов Жогорку Кенеша проводились по мажоритарной системе. В ту пору законом декларировалось положение о равенстве возможностей участия в предвыборной борьбе и агитации всех кандидатов. Хотя лукавство тут было видно изначально, уже в ходе выборов депутатов первого созыва. Скажем, о каком равенстве возможностей для всех кандидатов можно было говорить, если в одном из южных городов директор городской пассажирской автобазы украсил все автобусы городских маршрутов агитматериалами, призывающими голосовать только для него. Разумеется, ни у одного из его конкурентов такого преимущества не было.

По теме:

Текебаев напомнил Жапарову, что тот не может участвовать в ближайших выборах президента

И разве можно было сравнивать возможности сельского учителя и директора областного предприятия электрических сетей, который в ходе предвыборной борьбы заменил на подстанции в своем избирательном округе старый и изношенный трансформатор на почти новенький. А поскольку директор ПЭС не был магом и волшебником и лишнего оборудования у него в запасе не было, то он просто-напросто произвел рокировку. Демонтировал новый трансформатор в районе, где он не баллотировался и от жителей которого его кандидатская судьба никоим образом не зависела, и поменял его местами со старым, где за него должны были голосовать. Сделка состоялась. Голоса своих избирателей директор ПЭС получил. Ведь его соперник, рядовой учитель, ничего стоящего предложить избирателям не смог.

И как говорить всерьез о равных возможностях, к примеру, санитарного врача и местного нувориша, который презентовал городскому телевидению весьма приличную сумму, за что благодарные телевизионщики ежедневно в течение 2-3 часов на все лады славили своего благодетеля.

А уж о подарках избирателям в виде дешевой мануфактуры, продовольственных наборов, халявных застолий с обязательными шорпо и пловом на юге или бешбармаком на севере и непременной выпивкой для соответствующего настроения, а то и прямым подношением «барашка в бумажке» и говорить не приходится.

Ну а к несомненным плюсам следует отнести то, что кандидат в депутаты сам представлял и продвигал собственную кандидатуру, самолично встречался с злекторатом, словом или делом, подарками или подношениями завоевывал его симпатии и доверие.

Ну а вмешательство властей предержащих в ход предвыборной кампании, закулисная, а то и откровенная поддержка «своих» кандидатов, недобросовестность и продажность членов избирательных комиссий, особенно в ходе голосования и при подсчете голосов, — это непременный и неизбежный атрибут выборов, независимо от их формы и системы. Тут, как говорится, ничего не попишешь.