Гилельс, эмиль григорьевич

Творчество[править | править код]

Эмиль Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. С. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Л. ван Бетховена. Пианист неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Особыми достижениями музыканта были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, П. Владигерова.

Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения — и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

«Когда я думаю о Гилельсе, всегда сравниваю его с Капабланкой. У Капабланки не было отдельных ходов — они всегда были крепко сцеплены и создавали шахматную картину. У Гилельса не было отдельных нот, он создавал картину музыкальную» (М. М. Ботвинник «Эмиль Гилельс: заочные встречи»).

Семьяправить | править код

  • Сестра — Елизавета Григорьевна Гилельс (1919—2008), скрипачка, музыкальный педагог.
  • Брат — Григорий Григорьевич (Гирш Герцевич) Гилельс (1891—1974), инженер-экономист.
    • Племянник — Мирон Григорьевич Гилельс (1918—1981), санитарный врач и учёный-медик, в 1950—1981 годах — главный врач санитарно-эпидемиологической станции Свердловского района Москвы; его жена — Надежда Николаевна Гилельс (1921—2007), пластический хирург, старший врач первого в СССР стационара косметической хирургии на улице Семашко, 5, в Москве.
    • Племянница — Зинаида Григорьевна Гилельс (1924—2000), музыкальный педагог.
  • Первая жена (1940—1944) — Роза Владимировна Тамаркина (в браке Гилельс, 1920—1950), пианистка.
  • Вторая жена — Фариза Альмахситовна Хуцистова (Ляля Александровна Гилельс, 1924—1998), композитор, выпускница Московской консерватории, автор 8 фортепианных концертов и 33 симфоний, осетинка по национальности.
    • Дочь — Елена Эмильевна Гилельс

      Внук — Кирилл.

      (1948—1996), пианистка, заслуженная артистка РСФСР (1991), была замужем за физиком Петром Порфирьевичем Никитенко (род. 1943).

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1986 году, но остался самым талантливым и почитаемым музыкантом страны

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни. А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от а до я всю великую советскую эпоху, но, наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны.

Герольдом СССР, впервые из советских музыкантов допущенным играть в США. Он был ярким и мужественным виртуозом, его потрясающее исполнение Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и Прокофьева навсегда вошло в копилку мирового музыкального фонда.

Он был человеком столетия, оставившим миру огромное музыкальное наследие.

https://youtube.com/watch?v=znzTMfBVBwc

Правнук Шопена

Эмиль Гилельс скончался в конце восьмидесятых годов, не дожив всего несколько лет до распада Советского Союза — той страны, которая воспитала его, и которую он прославил своей деятельностью. Он был любимым пианистом трех правителей этой державы: Никиты Сергеевича Хрущева, Иосифа Виссарионовича Сталина и Леонида Ильича Брежнева. Наследие артиста включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи барокко и до творчества композиторов двадцатого века. Он прекрасно исполнял как Шостаковича, современником которого являлся, так и Баха, и Фредерика Шопена.

У академических музыкантов есть давняя традиция вести свою творческую родословную. То есть каждый студент консерватории или музыкального училища знает, у кого учился его преподаватель, преподаватель его преподавателя и так далее. Например, Александра Николаевна Пахмутова считает себя внучкой Римского-Корсакова, поскольку она училась композиции у Виссариона Шебалина, который, в свою очередь, занимался в классе Николая Андреевича. Следуя подобной логике, Эмиль Григорьевич Гилельс — правнук Шопена.

Как звучит мужество

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения. Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Эмиль Гилельс

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

– заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

– так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Эмиль Гилельс

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект.

Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

биография

Эмиль Гилельс родился в семье Эсфира и Григория Гилельс. Они принадлежали к большой еврейской общине Одессы. С самого начала выяснилось, что у Эмиля абсолютный слух . Он начал пробовать играть на рояле в квартире своих родителей, когда ему было два года. В возрасте пяти с половиной лет он брал уроки игры на фортепиано у Якоба Ткача. Педагог по игре на фортепиано мудро распорядился незаурядным талантом и не стал изображать Эмиля Гилельса вундеркиндом. Так что юный пианист мог развиваться беззаботно. В возрасте двенадцати лет он дал свой первый концерт, в котором , среди прочего, исполнил « Патетическую сонату» Бетховена .

В 1930 году Эмиль Гилельс был принят в Одесскую консерваторию после сдачи вступительных экзаменов. Там он записался в класс учителя фортепиано Берты Рейнгбальд. В 1932 году учитель фортепиано привел шестнадцатилетнего мальчика к Генриху Нейгаузу , которому разрешили играть

Нейгауза это не убедило, но Рейнгбальд позволила своей ученице принять участие в самом важном советском «Всесоюзном» конкурсе пианистов того времени в 1933 году. Там Эмиль Гилельс практически поставил всех соперников к стене, зал бурлил после последнего аккорда, и даже жюри встало и аплодировало

Победа в конкурсе позволила ему впервые совершить поездку по Советскому Союзу. В 1936 году он сыграл первый фортепианный концерт Бетховена с Отто Клемперером в качестве дирижера в Москве.

В 1938 году Генрих Нейгауз принял его в Московскую консерваторию, несмотря на предыдущие оговорки. Святослав Рихтер был еще одним учеником Нейгауза в то время. В 1938 году Гилельс выиграл музыкальный конкурс Concours Musical Reine Elisabeth в Брюсселе, где, среди прочих, одержал победу над Артуро Бенедетти Микеланджели . В том же году Гилельс завершил музыкальное образование с экзаменом и с тех пор может преподавать в Московской консерватории. С 1952 г. работал там профессором. Одним из его учеников был Валерий Афанасьев .

В 1940 году женился на советской пианистке Розе Тамаркиной . В 1947 году он женился во второй раз. От второго брака с Фарисет Хуцистовой, с которой он познакомился в Московской консерватории, родилась дочь Елена, которая тоже стала пианисткой.

Сергей Прокофьев посвятил Эмилю Гилельсу свою восьмую сонату для фортепиано с оркестром, премьера которой состоялась 30 декабря 1944 года в Москве. Вместе с Давидом Ойстрахом Гилельс был одним из первых советских музыкантов, давших концерты за рубежом. Он дебютировал в 1955 году первым фортепианным концертом Чайковского с Филадельфийским оркестром в США . В отличие от многих других советских художников, которые использовали пребывание за границей для эмиграции из Советского Союза, Гилельс продолжал возвращаться туда. С 1955 по 1956 год он исполнил пять фортепианных концертов Бетховена, принесших ему мировую известность. «Гилельсу удалось соответствовать духу и стилю Бетховена». Он играл во всех крупных городах СССР, а также во всех столицах Европы. Гастроли привели его в США и Японию. Он записал фортепианные концерты Бетховена в общей сложности семь раз. До своей неожиданной смерти в 1985 году в возрасте 69 лет он записал почти все фортепианные сонаты Бетховена. Эти записи и по сей день считаются значительной интерпретацией.

ранняя жизнь и образование

Гилельс родился в еврейской семье 19 октября 1916 года (6 октября по старому стилю ) в Одессе (тогда часть Российской империи ) в семье Геси и Григория Гилельсов. Его отец работал клерком на сахарном заводе. Его сестра Елизавета , на три года младше его, была известной скрипачкой.

Эмиль Гилельс и его сестра скрипачка Елизавета .

Гилельс был абсолютный слух , и в возрасте пяти-и с половиной, он начал занятия с Яковом Ткач   , известного фортепианного педагога в Одессе. Быстро обучающийся, он сыграл все три тома исследований Лешхорна в течение нескольких месяцев, а вскоре и сонатин Клементи и Моцарта. Позже Гилельс приписывал эту строгую тренировку Ткачу закладке основы его техники. В свою очередь, Ткач прокомментировал Гилельса, используя уменьшительное: «Миля Гилельс обладает способностями человека, рожденного исключительно для того, чтобы стать пианистом, и что при должном внимании к его развитию СССР в будущем обогатится. с приобретением всемирно известного пианиста ».

Пианисты Эмиль Гилельс (слева) и Яков Флиер , занявшие первое и третье места соответственно на Международном музыкальном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, Бельгия. Газета » Правда» (Советский Союз). Май 1938 г.

В мае 1929 года в возрасте 12 лет Гилельс дал свой первый публичный концерт. В 1929 году Гилельс был принят в Одесскую консерваторию   в класс Берты Рейнгбальд   . Под опекой Рейнгбальда Гилельс расширил круг своих культурных интересов, особенно увлекшись историей и литературой. В 1932 году Артур Рубинштейн посетил Одесскую консерваторию и встретил Гилельса, и они остались друзьями до конца жизни Рубинштейна. Как и Ткач, Рейнгбальд тщательно руководила Гилельсом, разрешая ему давать живые концерты, и защищала свою ученицу от чрезмерных концертных выступлений. Он участвовал во Всеукраинском конкурсе, несмотря на то, что был младше возрастного предела для участия, но выиграл стипендию жюри.

В 1932 году Гилельс впервые посетил Генриха Нейгауза . В 1933 году Гилельс участвовал в Первом Всесоюзном конкурсе исполнителей в Москве, где единогласным решением судей получил первую премию. Эта победа прославила Гилельса на весь СССР и привела к его гастрольному турне по стране. Однако стресс от гастролей заставил Гилельса сократить гастроли и вернуться в Одессу, чтобы завершить учебу, даже отклонив приглашение на перевод в Московскую консерваторию. Впоследствии Гилельс считал Рейнгбальда своим истинным учителем, наставником и другом на всю жизнь.

Гилельс окончил Одесскую консерваторию осенью 1935 года. Впоследствии он был принят в класс Генриха Нейгауза в аспирантуру Московской консерватории, и Гилельс возобновил свое обязательство давать концерты. В 1936 году он участвовал в своем первом международном конкурсе — Международной Венской Музыкальной Академии. Гилельс занял второе место, а его друг и однокурсник Яков Флиер стал обладателем первой премии. Два года спустя, в 1938 году, и Гилельс, и Флиер участвовали в Международном фестивале Исаи ( Конкурс королевы Елизаветы ) в Брюсселе . Гилельс был удостоен первой премии, а Флиер занял третье место. Гилельс закончил учебу в Москве в 1938 году.

Император клавиш

Самого Гилельса и звук, который он извлекал из фортепиано, можно сравнить по эффекту грандиозности и монументальности, который он производит на слушателя, с личностью Петра Первого. Таким Петр изображён на картине Валентина Серова “Петр Первый”. Император – единственный персонаж полотна, который не сгибается под напором сильнейшего приморского ветра, и его гигантская фигура почти в два раза превосходит тщедушные и субтильные изображения придворных из его свиты. Данный эффект производится посредством отсутствия в игре Эмиля Гилельса какого-либо искусственного украшательства, манерности, чрезмерной искусственной красивости. Сдержанность, точность и напористость – вот что отличало исполнительство этого виртуоза.

Как отмечено во многих биографиях, Эмиль Гилельс вёл скромную жизнь, не любил общение с прессой. Те фотографии, которые сохранились в его архивах и которые представлены на обложках дисков, не отличаются позёрством или стремлениям внешними эффектами достичь внимания публики

Кажется, что всей своей жизнью Гилельс добивался того, чтобы сфокусировать внимание поклонников на его музыкальном творчестве, избавив тем самым их от каких-либо других отвлекающих факторов

Детство музыканта

Гилельс, в отличие от многих своих коллег по сцене, появился на свет не в музыкальной семье, а в семье рабочего. Мать артиста была домохозяйкой и занималась воспитанием сына. Ей удалось привить мальчику любовь к искусству. Эмиль увлекался музыкой, театром, с большим интересом следил за зарождавшимся в то время советским кинематографом.

В очередной раз, проводя параллели с советской эпохой, которая воспитала пианиста, следует упомянуть: год рождения Эмиля Гилельса – 1916-й. То есть он появился на свет незадолго до Великой Октябрьской революции. Младшая сестра пианиста, Елизавета, тоже стала музыкантом. В качестве инструмента она выбрала для себя скрипку.

На доме, где родились одарённые дети, висит мемориальная доска.

Неповторимый музыкальный почерк

Педагог, занимавшийся с юным Эмилем, когда ему было 13 лет, так впоследствии отзывался о том наборе профессиональных задатков, которыми одарила Гилельса природа. У него от рождения были руки, по которым можно распознать будущего гениального пианиста. Также Эмиль был наделён абсолютным музыкальным слухом и исполнительским чутьем.

Сочетание таких данных, которыми наградил Всевышний этого потрясающего виртуоза, позволило ему впоследствии создать свой неповторимый стиль музыкального исполнительства, названный позже монументальным стилем советской эпохи. Если не вдаваться в специфические подробности, описывающие манеру игры, а говорить языком, понятным для большинства людей, не являющихся профессионалами в данной области, то его специфическую трактовку музыкальных произведений можно описать как энергичную, направленную на создание воодушевляющего и жизнеутверждающего настроения у слушателей.

Многие музыковеды говорят, что творческая индивидуальность исполнителя складывается из таких свойств личности, как характер и темперамент. Если рассмотреть игру такого всемирно признанного виртуоза, каким являлся Гленн Гульд, то можно провести безусловную параллель его манерной, изысканной игры с потрясающим чувством юмора, привычкой держать себя чуть-чуть чудаковато, с ироническим отношением к миру и самому себе. Полной его противоположностью является мировоззрение Гилельса. Пианист считал, что время требует от него особого мощного энергетического посыла.

Примечания[править | править код]

  1. . Яндекс Дзен | Платформа для авторов, издателей и брендов. Дата обращения: 31 октября 2019.
  2. . Isralike.org (7 декабря 2016). Дата обращения: 31 октября 2019.
  3. Гилельс Эмиль Григорьевич // Большая советская энциклопедия:
  4. cadenza.  (англ.). Cadenza Music Academy. Learn to play the piano by a professional (25 February 2019). Дата обращения: 31 октября 2019.
  5.  (англ.). The Vault at Music & Arts (4 May 2018). Дата обращения: 31 октября 2019.
  6. John von Rhein, Music critic.  (англ.). Chicago Tribune. Дата обращения: 31 октября 2019.
  7. . Classical-Music.com. Дата обращения: 31 октября 2019.
  8. ↑  (англ.). Limelight. Дата обращения: 31 октября 2019.
  9. . sound-unsound.com. Дата обращения: 31 октября 2019.
  10.  (англ.). The Carolina Philharmonic. Дата обращения: 31 октября 2019.
  11.  (англ.). Classic FM. Дата обращения: 31 октября 2019.
  12.  (англ.). Los Angeles Times (15 October 1985). Дата обращения: 31 октября 2019.
  13.  (англ.). Mail Online (13 August 2016). Дата обращения: 31 октября 2019.
  14. . Toldot.ru — Иудаизм и евреи. Дата обращения: 31 октября 2019.
  15. . Вікна-Одеса. Дата обращения: 31 октября 2019.
  16. Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа. — М.: Классика, 2007. — С. 8—9.
  17. . Emil Gilels Foundation. Дата обращения: 31 октября 2019.
  18. . Одеський коледж мистецтв. Дата обращения: 31 октября 2019.
  19. Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс и другие. — Екатеринбург, 2010. — С. 5.
  20. Хентова С. М. Эмиль Гилельс. — М., 1967; Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс (за гранью мифа). — М.: Классика-XXI, 2007. — С. 176.
  21. Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс (за гранью мифа). — М.: Классика-XXI, 2007. — С. 177.
  22. Паперно Д. А. Записки московского музыканта. — М.: Классика-XXI, 2008. — С. 266.
  23. . Новодевичье кладбище. Дата обращения: 31 октября 2019.
  24.  (англ.). www.gramophone.co.uk. Дата обращения: 31 октября 2019.
  25.  (англ.). Mail Online (13 August 2016). Дата обращения: 31 октября 2019.
  26.  (англ.). The Vault at Music & Arts (4 May 2018). Дата обращения: 31 октября 2019.
  27. . Toldot.ru — Иудаизм и евреи. Дата обращения: 31 октября 2019.: Очевидно назван в память деда, Гирша Янкелевича Гилельса, который умер за два года до рождения внука (в Вильне в 1889 году).
  28. . Сайт Марка Шварцмана. Дата обращения: 31 октября 2019.
  29. . Музей истории организаций и учреждений Роспотребнадзора по городу Москве. Дата обращения: 31 октября 2019.
  30. Федорович Е., Шварц Ф. Рэйнор Д. Неизвестный Гилельс (готовится к печати)
  31. . Музыкальная энциклопедия онлайн. Дата обращения: 31 октября 2019.
  32.  (англ.). Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016.

Карьера

После его деятельности в Брюсселе запланированный тур и американский дебют на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке были прерваны из-за начала Второй мировой войны. Сергей Рахманинов , живущий в изгнании из России, слышал о репутации Гилельса и начал слушать выступления Гилельса по радио. Впоследствии Рахманинов считал Гилельса своим преемником-пианистом и прислал ему медаль и диплом. Эта медаль с выгравированным профилем Антона Рубинштейна и диплом однажды были вручены Рахманинову, чтобы символизировать его преемственность от Рубинштейна, и сам Рахманинов добавил имя Гилельса в документ. Гилельс хранил эти реликвии всю жизнь.

В 1944 году у Гилельса состоялась премьера 8-й фортепианной сонаты Прокофьева . Во время Второй мировой войны Гилельс развлекал советских солдат с помощью сольных концертов под открытым небом на передовой, поднимая боевой дух, и сохранились кадры из киноархива. В 1945 году он сформировал трио камерной музыки со скрипачом Леонидом Коганом (его зять) и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем . Гилельс был удостоен Сталинской премии в 1946 году. После войны он гастролировал по странам советского блока Восточной Европы в качестве солиста. Он также дал сольные концерты на двух фортепиано с Яковом Флиером, а также концерты со своей сестрой-скрипачкой Елизаветой. В 1952 году он стал профессором Московской консерватории , среди его учеников были Валерий Афанасьев , Ирина Зарицкая , Марина Гоглидзе-Мдивани , Ирина Смородинова   (лауреат Международного конкурса пианистов имени Маргариты Лонга и Жака Тибо в Париже), Игорь Жуков, Владимир Блок и Феликс Готлиб   . Он был председателем жюри Международного конкурса Чайковского на первом конкурсе в 1958 году, который присудил первую премию Вану Клиберну . Он председательствовал на конкурсе много лет.

Гилельс был одним из первых советских артистов, которым, наряду с Давидом Ойстрахом , разрешили путешествовать и давать концерты на Западе . Его американский дебют состоялся в октябре 1955 года с Филадельфийским оркестром и Юджином Орманди . Его британский дебют состоялся в 1952 году в Королевском Альберт-холле. Гилельс дебютировал на Зальцбургском фестивале в 1969 году с фортепианным концертом Вебера, Прокофьева и Бетховена в Моцартеуме , за которым последовало исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена с Джорджем Селлем и Венским филармоническим оркестром.

В 1981 году Гилельс перенес сердечный приступ после сольного концерта в Концертгебау в Амстердаме, после чего его здоровье ухудшилось. Он неожиданно скончался во время медицинского обследования в Москве 14 октября 1985 года, всего за несколько дней до своего 69-летия. Святослав Рихтер , который хорошо знал Гилельса и был однокурсником в классе Генриха Нейгауза в Московской консерватории, полагал, что Гилельс был убит случайно, когда во время планового осмотра в Кремлевской больнице во время профилактического осмотра был введен неправильный наркотик. Однако датский композитор и писатель Карл Оге Расмуссен в своей биографии Рихтера отрицает эту возможность и утверждает, что это был всего лишь ложный слух.

Гилельс был дважды женат. Впервые он был женат на пианистке Розе Тамаркиной в 1940 году. Его второй женой была Фарисет (Лала) Хуцистова, выпускница Московской консерватории, на которой он женился в 1947 году. У них родилась дочь Елена , пианистка, окончившая класс Флиера в Московской консерватории. Консерватории, и которая выступала и записывалась со своим отцом.