Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы

Оглавление

Самые полезные и интересные материалы АиФ. на Даче

Успешность такого «лоббизма» и будет показателем полезности депутата. Кандидаты-тяжеловесы Для партий голосование по округам — это еще и способ показать лицо и характер. ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству подготовили доклад, где назвали, как они считают, самых серьезных кандидатов от действующих парламентских партий.

Мно­го­ман­дат­ные избирательные округа об­ра­зу­ют­ся для из­бра­ния пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов, од­но­ман­дат­ные избирательные округа — для из­бра­ния лю­бых вы­бор­ных ор­га­нов и долж­но­ст­ных лиц.

Изменения в Устав города, выносимые на публичные слушания в составе проекта решения ОГС, связаны с изменением законодательства. Основная поправка – политическая, которая определит представительство избирателей в будущих составах Обнинского городского Собрания.

Избиратель получит бюллетень, в котором перечислены все кандидаты, баллотирующиеся в депутаты данного представительного органа.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным — несколько (два и более) лиц.

Раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от чис­ла из­би­рае­мых лиц и тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ниц.

Первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин фактически в открытую продвигает идею в перспективе вообще отказаться от выборов по партийным спискам.

Образование многомандатного избирательного округа основывается на основных принципах создания избирательных округов, согласно ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Как формируются округа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Данная работа возложена на Центральную избирательную комиссию. Она формирует списки одномандатных округов с соблюдением определенных условий. Все они должны иметь приблизительно одинаковое число избирателей. То есть каждый кандидат в формируемый данным голосованием орган должен иметь равные с другими условия. Например, когда проводятся выборы в Госдуму, то каждый одномандатный избирательный округ должен объединять определенное число избирателей. Это необходимо, чтобы создать условия для равного участия граждан в политической жизни страны. Ведь их представитель будет именно их мнение высказывать в формируемом органе. Если не соблюдать данное условие, то получим диспропорциональность прав избирателей. К примеру, один депутат станет защищать права сотни граждан, а другой – тысячи. Понятно, что часть людей будет чувствовать себя ущемленными в правах. Получается, что одномандатный округ – это форма соблюдения справедливости во время плебисцитов. Отклонение от среднего количества избирателей допускается. Но оно не должно превышать десяти процентов, для труднодоступных районов – пятнадцати.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов.  Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Для избирателей (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Выборы депутатов по одномандатным округам проводятся простым голосованием. А это значит, что, придя на участок, вы получите бюллетень, в котором необходимо отметить всего одного кандидата. Ответственным избирателям рекомендуется ознакомиться с ними заранее, чтобы не изучать их личности в кабинке для голосования. Учтите, что если отметите нескольких, то ваш выбор не будет учтен. Бюллетень сочтут недействительным (испорченным). После того как голосование закончится, проводится подведение итогов. Члены местной комиссии, изучая все бюллетени, ведут прямой подсчет количества голосов, отданных за каждого кандидата. Отдельно учитываются бюллетени, являющиеся испорченными. Когда подсчет заканчивается, то его результаты сравниваются. Победившим объявляется тот кандидат, за которого отдало свои голоса наибольшее число граждан. Вполне демократично. Редко, но бывает, что получается не один, а два «первых». То есть кандидаты набрали равное число голосов. Законодательно прописано, как поступать в такой ситуации.

Что такое одномандатный избирательный округ, рассмотрено на примере выборов в Государственную думу РФ. Принципы в иных законодательных актах остаются такими же, только сроки обнародования необходимых решений могут варьироваться.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

30 июня, 7:28

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

Плюсы и минусы

В первые 20 лет независимости Кыргызстана выборы депутатов Жогорку Кенеша проводились по мажоритарной системе. В ту пору законом декларировалось положение о равенстве возможностей участия в предвыборной борьбе и агитации всех кандидатов. Хотя лукавство тут было видно изначально, уже в ходе выборов депутатов первого созыва. Скажем, о каком равенстве возможностей для всех кандидатов можно было говорить, если в одном из южных городов директор городской пассажирской автобазы украсил все автобусы городских маршрутов агитматериалами, призывающими голосовать только для него. Разумеется, ни у одного из его конкурентов такого преимущества не было.

По теме:

Текебаев напомнил Жапарову, что тот не может участвовать в ближайших выборах президента

И разве можно было сравнивать возможности сельского учителя и директора областного предприятия электрических сетей, который в ходе предвыборной борьбы заменил на подстанции в своем избирательном округе старый и изношенный трансформатор на почти новенький. А поскольку директор ПЭС не был магом и волшебником и лишнего оборудования у него в запасе не было, то он просто-напросто произвел рокировку. Демонтировал новый трансформатор в районе, где он не баллотировался и от жителей которого его кандидатская судьба никоим образом не зависела, и поменял его местами со старым, где за него должны были голосовать. Сделка состоялась. Голоса своих избирателей директор ПЭС получил. Ведь его соперник, рядовой учитель, ничего стоящего предложить избирателям не смог.

И как говорить всерьез о равных возможностях, к примеру, санитарного врача и местного нувориша, который презентовал городскому телевидению весьма приличную сумму, за что благодарные телевизионщики ежедневно в течение 2-3 часов на все лады славили своего благодетеля.

А уж о подарках избирателям в виде дешевой мануфактуры, продовольственных наборов, халявных застолий с обязательными шорпо и пловом на юге или бешбармаком на севере и непременной выпивкой для соответствующего настроения, а то и прямым подношением «барашка в бумажке» и говорить не приходится.

Ну а к несомненным плюсам следует отнести то, что кандидат в депутаты сам представлял и продвигал собственную кандидатуру, самолично встречался с злекторатом, словом или делом, подарками или подношениями завоевывал его симпатии и доверие.

Ну а вмешательство властей предержащих в ход предвыборной кампании, закулисная, а то и откровенная поддержка «своих» кандидатов, недобросовестность и продажность членов избирательных комиссий, особенно в ходе голосования и при подсчете голосов, — это непременный и неизбежный атрибут выборов, независимо от их формы и системы. Тут, как говорится, ничего не попишешь.

Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами избирается депутат (или депутаты), выборное должностное лицо. Избирательный округ как бы объединяет граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и другие параметры утверждает по представлению избирательной комиссии соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в котором должны быть назначены выборы.

Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся — президентские, парламентские или муниципальные. Избирательный округ может быть единым (федеральным, региональным, городским и др.), включающим в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

Избирательные округа по выборам законодательных (представительных) органов бывают одномандатные и многомандатные. Одномандатным является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на единственный депутатский мандат. В настоящее время на выборах в законодательные органы субъектов РФ образуются, как правило, одномандатные избирательные округа. При этом не менее 50 % членов законодательного органа избирается по единому региональному округу по спискам политических партий — избирательных объединений.

В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально. В многомандатных избирательных округах по российскому законодательству число мандатов, подлежащих распределению в округе, как правило, не должно превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также образованном в границах избирательного участка.

Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.

Избирательный округ должен составлять единую территорию (избирательный округ не может состоять из не граничащих между собой территорий, равно как не может быть округов, охватывающих соседние районы двух областей). Учитывая различную компактность проживания населения в густо- и слабонаселенных местностях законодатель установил допустимые пределы отклонения в размерах избирательных округов от средней нормы представительства избирателей — не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 % (при проведении выборов по одномандатным округам — не более чем на 30 %). При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может быть увеличено до 40 %. При проведении федеральных выборов в некоторых субъектах федерации число избирателей меньше установленной нормы представительства от избирательного округа. Для обеспечения равенства прав субъектов Российской Федерации на участие в формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется требование равенства избирательных округов — независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Одномандатный избирательный округ

Чтобы понять, о чем речь, ничего выдумывать не надо. Обращаемся к закону (по которому выборы проходят). Там четко написано: одномандатный округ – это территория, от которой можно выдвинуть всего одного представителя в коллегиальный орган. То есть кандидатов может быть множество, а выиграет только один. Такой округ формируется при различных избирательных системах. Среди них указывают мажоритарную, многопартийную, пропорциональную и прямого делегирования. Получается, что одномандатный округ – это достаточно распространённое понятие. Его можно встретить в различных законах и актах, регулирующих волеизъявление различных групп населения. Смысл голосования сводится к выбору одного из многих. Вопросы образования округов, их работы и другие нюансы определяются специальными актами. Если говорить о выборах в органы самоуправления, то соответствующим законом.

Что такое одномандатный округ

Вся страна делится на избирательные округа. И от каждого округа в парламент может пройти только один кандидат, который баллотируется только здесь. То есть в каждом округе будет свой бюллетень с кандидатами.

При этом голосование может быть организовано по мажоритарной системе простого большинства (то есть проходит тот кандидат, который просто набрал голосов больше других) или же абсолютного большинства поданных за кандидата голосов (в этом случае нужно, чтобы за кандидата проголосовали больше 50% избирателей).

Следует сказать, что данная система успешно практикуется во многих весьма процветающих и цивилизованных странах, будь то Финляндия или Япония.

Впрочем, не менее успешно зарекомендовала себя в ряде стран и многомандатная система выборов.

По теме:

Канат Исаев: Парламент в ближайшее время должен назначить дату выборов

К сожалению, Кыргызстан и здесь оказался непредсказуемым и печальным исключением. Достаточно сказать, что «тюльпановая революция» 24 марта 2005 года была вызвана парламентскими выборами, прошедшими, напомним, по одномандатным округам. Выборы Жогорку Кенеша 4 октября 2020 года проходили по партийным спискам, или по многомандатным округам, однако и они привели в конечном итоге к государственному перевороту. И чем все это закончится, сегодня со всей определенностью не может сказать никто. Как всегда в подобных случаях, большинство здравомыслящих людей, надеясь на лучшее, втайне готовится к худшему.

Подразделение по округам

В современных демократиях разделение округов часто является политическим вопросом, поскольку при разделении избирательных округов необходимо учитывать различные противоречивые аспекты.

Прежде всего, необходимо соблюдать принцип равного выбора (один человек — один голос) . Этот важный избирательный принцип в идеале требует, чтобы во всех округах было одинаковое количество избирателей, имеющих право голоса. На практике это сделать нелегко. Если в округах значительно различается число избирателей, имеющих право голоса, вес каждого отдельного электората будет варьироваться в зависимости от того, к какому округу они принадлежат. В Германии конституционные суды земель неоднократно объявляли округа неконституционными, поскольку размер некоторых округов слишком сильно отклонялся от среднего размера округов.

По организационным причинам имеет смысл использовать существующие административные единицы (муниципалитеты, районы и т. Д.) В качестве основы при разделении округов.

Избирательные округа часто должны основываться на развитых географических районах, районах этнических поселений или языковых зонах (например, на выборах в Палату депутатов Бельгии ).

В частности, в одноместных округах существует возможность манипулятивных округов, что в США известно как джерримандеринг . Это означает, что округа сокращаются таким образом, что очень высокие результаты достигаются для одной партии в нескольких округах и узкое большинство для другой партии во многих округах. Чтобы избежать этого, избирательные округа должны иметь как можно более похожую структуру, то есть иметь примерно одинаковое количество жителей, граждан или имеющих право голоса на каждый мандат, который должен быть присужден (от десятков до сотен тысяч, в зависимости от размера территории)

Кроме того, часто уделяется внимание тому, чтобы у них была аналогичная социологическая структура. Однако, прежде всего, разделение должно производиться на основе четких единых принципов.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

07 июля, 8:51

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один. 

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

  • многопартийной;
  • мажоритарной;
  • системой прямого делегирования;
  • пропорциональной.

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа

Прежде чем обсуждать правила нарезки избирательных округов, необходимо отметить, что округа могут быть одномандатными или многомандатными (в первом случае в округе избирается один депутат, во втором — несколько). На выборах мажоритарной части законодательных органов субъектов РФ обычно используются одномандатные округа (особенно после перехода на смешанную систему выборов). На выборах представительных органов местного самоуправления многомандатные округа используются довольно широко.

Одна из главных причин образования многомандатных округов — возможность сделать схему избирательных округов более разумной и географически обусловленной. Так, при проведении выборов по одномандатным округам во многих случаях для соблюдения требуемого законом примерного равенства числа избирателей в округе, приходится «резать» дома (в городской местности) или деревни (в сельской местности). Кроме того, для местных выборов обычно характерна более низкая конкуренция; а многомандатные округа позволяют обеспечить альтернативность выборов даже тогда, когда среднее число кандидатов на один мандат оказывается меньше двух.

В то же время большое число распределяемых в округе мандатов в сочетании с высокой степенью конкуренции может привести к тому, что избирателю будет чрезвычайно трудно осуществить осознанный выбор. Кроме того, многомандатные округа, в которых избирателю предоставлено столько голосов, сколько разыгрывается мандатов, усиливают недостатки мажоритарной системы и ослабляют ее достоинства: округа становятся больше, а значит, связь избирателей с кандидатом ослабляется; при этом становится возможной ситуация, когда жители территории со специфическим интересом, которые при образовании одномандатных округов могли бы иметь в органе своего представителя, оказываются в случае многомандатного округа без представительства.

В связи с этим закон установил, что число мандатов, распределяемых в многомандатном округе, не может быть больше пяти. Исключение возможно для выборов органа местного самоуправления сельского поселения, а также в случае, если округ образован в границах избирательного участка (т.е. округ небольшой — заведомо меньше 3 тыс. избирателей).

До 2000 г. была широко распространена практика образования на территории, где организовывались выборы, округов с разным числом мандатов, в том числе одновременного образования одномандатных и многомандатных округов. При этом избиратель имел в каждом округе столько голосов, сколько в этом округе распределялось мандатов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 2000 г. № 4-П признал, что наделение избирателей на выборах в один орган власти разным числом голосов нарушает равенство прав избирателей. Суд установил, что избиратели должны обладать равным числом голосов, в том числе и в случае образования избирательных округов с разным числом мандатов.

Данное требование Конституционного Суда РФ было закреплено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. После этого образование округов с разным числом мандатов стало применяться значительно реже.

Следует отметить, что в случае образования округов с разным числом мандатов возможностей для манипуляций значительно больше. Поэтому в указанном постановлении Конституционного Суда сказано, что «положение о проведении выборов одновременно по одно- и многомандатным избирательным округам должно сопровождаться нормативным определением объективных критериев отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу, допускающих проверку обоснованности таких решений».

И хотя это требование не нашло отражения в законе, данную позицию Конституционного Суда можно использовать при оспаривании схемы округов, основанной на произвольном отнесении территорий к округам с разным числом мандатов.

Документальное обоснование (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Схема одномандатных избирательных округов должна быть разработана не позже чем за сто девяносто дней до даты истечения полномочий работающей Госдумы. Она представляется этому органу для рассмотрения и утверждения. В ней обязательно указываются следующие данные: название и номер каждого округа, перечень административно-территориальных единиц, в него входящих. На деле – это список городов, деревень, поселков, районов и так далее. Если один мегаполис делится между несколькими округами, то границы четко прописываются. Далее следует адрес избирательной комиссии, число граждан, имеющих право голоса. Дума утверждает схему специальным законом, который обнародуется за сто двадцать дней до истечения срока ее полномочий.

Привязка к административно-территориальному делению

Есть и еще некоторые условия, которые соблюдаются при формировании округов. Они не могут объединять граждан, проживающих в различных субъектах РФ. То есть в каждом из них формируются свои округа. При этом первое условие о равном числе избирателей должно быть соблюдено. Исключением являются территории, отделенные от самого субъекта, так сказать, анклавы. Кроме того, такой округ формируется только из территорий, граничащих друг с другом. Например, соседние деревни и города, районы и так далее. Нельзя связать одним округом населенные пункты, которые разделены другими территориями, не вошедшими в данное образование. На практике привязку делают к административно-территориальным единицам, чтобы соблюсти пропорциональность представительства. В каждом субъекте РФ создается не менее одного округа.

Исключительные условия

Законодательно прописано, что предпринимать, если Госдума не имеет возможности соблюсти требование об обнародовании списка одномандатных округов. Такое теоретически может произойти в случае ее роспуска. Тогда решение принимает Центральная избирательная комиссия. Их предлагается два. Необходимо либо проводить выборы по старой схеме, которая утверждалась для прошлого народного волеизъявления того же порядка, либо комиссия формирует и утверждает собственным решением новую. Она формируется с учетом всех вышеперечисленных условий. То есть в данном случае функции Госдумы перекладываются на ЦИК. Все это должно быть решено и обнародовано в течение десяти дней. В случае досрочных выборов – за семьдесят пять суток до истечения полномочий действующего органа.

Учет (регистрация) избирателей и составление списков избирателей

Учет (регистрация) избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, — т.е. достигшие на день выборов 18 лет, имеющие место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления могут включаться иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования, если это предусмотрено международными договорами с соответствующими государствами и российскими законами.

Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся:

а) военнослужащие — учет военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в расположении воинской части, осуществляется командиром воинской части;

б) российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации или находящиеся в длительной заграничной командировке, — их регистрация осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации; если избиратели проживают в странах, где нет консульских учреждений Российской Федерации, они могут обращаться в консульские учреждения на территории близлежащей страны с просьбой о включении в списки избирателей;

в) избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях, — их учет осуществляется капитанами судов и руководителями полярных станций.

Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией РФ и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана устранить допущенные ошибки или неточности, либо дать письменный ответ с указанием причин отказа.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

08 июля, 7:28

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы: 

  1. Используется старая (прошлогодняя) схема.
  2. ЦИК формирует и утверждает новую.

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.