Избирательное право

Оглавление

Принцип прямого избирательного права

В соответствии с этим принципом, каждый гражданин может проголосовать на выборах только лично. Ни при каких обстоятельствах не разрешается голосование гражданина через какого-то своего представителя. На выборах каждый гражданин может голосовать лишь лично, а голосование за иных избирателей категорически запрещено.

В истории были отдельные исключения от этого правила. Так, например, 11 марта 2007 г. исключение из правила прямого избирательного права было сделано для космонавта М. Тюрина, который на момент выборов работал в космосе, на орбите.

Это были парламентские выборы в Московскую областную Думу. Избирательная комиссия разрешила М. Тюрину проинформировать о своём волеизъявлении собственному доверенному лицу посредством закрытого канала связи. Это доверенное лицо вместо Тюрина заполнило избирательный бюллетень и привезло в избирательную комиссию. При этом тайна голосования не была нарушена. В этой истории, очевидно, было сделано исключения в знак уважения к работе и волеизъявлению космонавта.

При этом эти исключения только подтверждают необходимость и важность соблюдения принципа обязательного личного участия каждого гражданина в избирательном процессе

Что такое субъективное избирательное право?

В субъективном смысле, это конституционное гражданское право выбирать и быть самими избранными в государственные органы, а также принимать участие в общегосударственных и местных референдумах.

На этом уровне существует 2 разновидности субъективного избирательного права:

  • активное (возможность избирать);
  • пассивное (возможность быть избранным).

Существует в избирательной структуре и иные правомочия:

  • на участие в выдвижении кандидатов;
  • на предвыборную агитацию;
  • право быть наблюдателем;
  • на работу в избирательных комиссиях (для подсчёта поданных за каждого кандидата голосов и определения итогов выборов);
  • на прочие избирательные действия в границах избирательного законодательства.

Активное избирательное право есть лишь у совершеннолетних (с 18 лет) граждан. Этим правом обладают только граждане с достижения ими определённого (введённого законами) возраста для получения государственной должности. Данное право может ограничиваться для тех, кто:

  • признан судом недееспособным (или частично дееспособным);
  • лишён свободы после приговора суда, кто за совершённое преступление в ходе судебного разбирательства получил меру лишения свободы;
  • несёт государственную службу, работает на государственной административной должности, исполнение обязанностей по которой не может быть совместимым с выборной должностью.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная
агитация.
Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную
агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации
в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в
допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или
«против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация
может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения
предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями,
публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций,
выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной
агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего
голоса, государственные органы, органы местного самоуправления,
благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица,
замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и
муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и
служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня
регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов.
Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию,
вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются
злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к
захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством
порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными
комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в
целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются
за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения
обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной
агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в
избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда
источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в
равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных
средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда
указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату
выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан
и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры
перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений,
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательство о выборах в РФ

Раздел ЕГЭ: 5.5. Законодательство Российской Федерации о выборах

Поскольку в Российской Федерации установлена демократическая республиканская форма правления, государство выполняет волю народа, который высказывает её через голосование на выборах или референдумах. Процедура выборов крайне важна для жизнедеятельности государства, поэтому она подробно расписана в федеральном законе.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ В РФ

◊ По территории проведения. В зависимости от субъекта избрания в федеративном государстве существует три вида выборов:

  • местные (органы местного самоуправления);
  • региональные (законодательные собрания субъектов РФ);
  • федеральные (президентские, парламентские).

◊ По способу избрания:

  • прямые (избиратели самостоятельно выбирают кандидата в органы государства);
  • непрямые или многоступенчатые (волю избирателя представляют выборщики или специальный орган).

◊ По количеству голосований:

  • однократные;
  • повторные.

◊ По процентному отношению от полного состава представительного органа власти:

  • полные (единовременное избрание всего состава);
  • частичные (через некоторые промежутки времени избираются равные части представителей).

◊ По срокам проведения. Все виды выборов РФ могут совершаться в различное время в зависимости от сроков их проведения:

  • очередные (своевременные, в соответствии с законодательством);
  • досрочные (смерть должностного лица, отстранение его от власти).

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РФ

Ст. 32, ч. 2 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин РФ может участвовать в референдумах, а также имеет право избирать органы государственной власти и быть в них избранным. В связи с этим избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное. Гражданин избирает представителей в органы власти. Действует с 18 лет.

Пассивное. Гражданина избирают в органы государственной власти. Действует при следующих условиях: достижение 21 года (для президента — 35 лет), необходимые сроки постоянного проживания в стране и занятия должности.

В Конституции также прописаны основные принципы голосования на выборах:

  • добровольность;
  • свобода участия;
  • равенство прав кандидатов во время избирательной кампании;
  • свобода предвыборной агитации;
  • многопартийность, альтернатива выбора;
  • гласность;
  • открытость.

Регламент избирательного права на выборах прописан в следующих нормативно-правовых документах РФ (источники избирательного права):

  • Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ;
  • Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 «О референдуме РФ»;
  • федеральные законы и законы субъектов РФ о порядке проведения выборов;
  • указы и распоряжения Президента РФ, акты представителей исполнительных органов РФ;
  • постановления Госдумы и Центризбиркома.

ПРЕЗИДЕНТ РФ

Президент согласно нормам, соответствующим этой должности:

  • избирается народом путём всеобщих, прямых, равных и тайных выборов;
  • избирается на срок шесть лет;
  • может назначаться на пост не более двух сроков подряд;
  • находится в резиденции — Кремль;
  • ограничивает и регулирует ветви власти согласно системе сдержек и противовесов.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

  • Определение даты проведения выборов Советом Федерации на первое воскресенье месяца голосования на предыдущих выборах.
  • Выдвижение кандидатов может происходить двумя способами:
  • политическими партиями;
  • в порядке самовыдвижения.
  • Минимальный сбор в 1 млн подписей в поддержку кандидата. На один субъект РФ не должно быть более 70 тыс. подписей.
  • Получение кандидатом более 50 % голосов избирателей на выборах.
  • При повторном голосовании побеждает кандидат, набравший большинство голосов.
  • Принятие поста президента по истечении шести лет нахождения на должности предыдущего. В случае досрочных выборов — на тридцатый день после официального оглашения и публикации результатов выборов.
  • Принятие присяги.

Вы смотрели конспект «Законодательство о выборах в РФ». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Федеральные законы о выборах и референдумах

К федеральному избирательному законодательству в настоящее время следует отнести, прежде всего, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

К федеральным избирательным законам следует также отнести Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 г.

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», которыми регулируется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, в частности, порядок регистрации избирателей; процедура выдвижения кандидатов и основные требования, предъявляемые к кандидату; виды и условия образования избирательных округов и избирательных участков; статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий; использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении избирательных мероприятий и действий и т.д.

К федеральным избирательным законам можно отнести и те законы, которые в целом посвящены регулированию других общественных отношений, но имеют нормы, касающиеся отдельных институтов избирательного права, например, Федеральные законы: «О политических партиях» (от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ), закон РФ «О средствах массовой информации» 1991 г. и др.

Избирательное законодательство Российской Федерации включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства и т.д. Так, например, нормы Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливают ответственность за избирательные правонарушения.

Участие в выборах: право или долг гражданина?

Даже если на избирательный участок явился только один человек, выборы считаются проведенными

В России ходить на выборы – не обязанность, а возможность: избирательное право признается свободным. Однако такая система действует не во всех странах: в некоторых государствах закон обязывает граждан участвовать в политической жизни страны.

Такая система получила название обязательный вотум: если гражданин не пришел на выборы, он должен назвать уважительную причину и подтвердить ее. Если ее нет, то на него налагается крупный штраф, а в некоторых случаях возможен даже административный арест.

В последнее время во многих цивилизованных странах наблюдается абсентеизм – этим термином обозначают неучастие граждан в избирательном процессе. При этом минимального порога явки нет: если на участок пришел хотя бы один избиратель, выборы все равно признают состоявшимися, а их результат будет считаться законным.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся на важных должностях, и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Демократия дала каждому гражданину шанс проявить собственную позицию, причем тайное голосование исключило любое преследование граждан за их убеждения. Приходя на выборы, мы получаем возможность хотя бы немного изменить жизнь к лучшему

Важно помнить, что именно молчание и безволие миллионов порождает в итоге произвол единиц, и за любые негативные последствия несет ответственность все гражданское общество

Мнение юриста-эксперта:

Автор очень подробно изложил материал на тему статьи, которая дает начальное представление об избирательном праве как в мире, так и в современной России. Наше избирательное право в новейшей истории России постоянно изменяется от выборов к выборам. И это у нас называется совершенствованием избирательной системы. Можно этот процесс представить и так. Избирательное право в любой стране играет очень важную роль как для власти, так и для народа.

Власть показывает, насколько она доверяет избирателям пользование своим активным избирательным правом, а народ показывает свою политическую зрелость. Одним из важнейших показателей этой зрелости является явка избирателей на выборы, а точнее если сказать, процент явки

Следует обратить внимание наших читателей, что, опять же, в любой стране законы пишут победители в прошедших выборах или те, кто каким-то иным образом получил власть. Вот и у нас также, все законы пишет правящая партия

Как известно – Единая Россия. И это закономерно, так везде, и это уже отмечалось.

Депутатов различных уровней каждые выборы выбираем по новым правилам. Одно время вообще существовали правила выборов наших избранников исключительно по партийным спискам. Сейчас все делается вперемежку, так, что трудно разобраться. Последние годы новых губернаторов начали выбирать с предварительной стажировкой, иначе это не назовешь. Имеется в виду, что Президент России сначала назначает временно исполняющего обязанности губернатора, а потом выборы. То есть он несколько месяцев, а то и год и более, так сказать «набивает руку», зарабатывает авторитет в регионе, заодно и у вышестоящих властей. И после этого не победить в регионе просто невозможно. Такой подход к реализации избирательного права формально противоречит интересам самих избирателей, но положительно влияет на стабильность исполнительной власти.

Есть еще два заметных изъяна в избирательной системе нашей страны. Первый – отсутствие возможности у избирателей во время голосования проголосовать «против всех», хотя в 90-е годы такая возможность была. И второй – назначаемость судей всех уровней. А результат – судебная власть в нашей стране не избирается народом, а назначается Президентом РФ, а мировые судьи – региональным законодательным органом. Такого положения в России раньше не было никогда.

Все, что может заинтересовать вас в вопросе «что такое избирательное право», вы можете найти в видеоматериале:

Активное избирательное право

Сейчас почти во всех странах мира утвердилась традиция, согласно которой право голосовать на выборах имеют все граждане государства, достигшие 18 лет, с некоторыми немногочисленными исключениями. Например, к этим исключениям (т. е. тем, кто лишается права голоса), относят граждан, признанных судом недееспособными вследствие психических расстройств. Иногда лишение избирательных прав может быть обусловлено совершением преступления. Закон лишает права голоса заключённых граждан.

В прошлом право избирать существенно ограничивалось многими факторами. Традиционно политика считалась сугубо мужским делом. Женщины долгое время не имели избирательных прав. В обществах, где было узаконено рабство или крепостничество, но проводились выборы, рабы или крепостные обычно не имели права голоса.

Были и другие ограничения, которые прямо или косвенно устанавливали доминирование высших слоёв населения, способствовали их влиянию на результаты выборов. Все эти факты подвергались критике со стороны демократически настроенных общественных деятелей и рано или поздно отменялись. В результате, к середине XX в. факты ограничения избирательного права для определённых слоёв общества перестали быть характерными.

Однако и сейчас в разных странах от отдельных представителей интеллигенции можно услышать мнение о целесообразности установления ценза грамотности для допуска к голосованию. Сторонники такого мнения жалуются на недостаточно сознательный выбор большинства граждан, которых политики легко вводят в заблуждение. Главным аргументом против такого мнения о сложности выработки действительно надёжной и свободной от коррупции процедуры является оценка уровня образованности.

В прошлом возраст, которого надо было достичь для получения активного избирательного права, часто был больше 18 лет. Например, нередко это был возраст от 21 года.

Ограничения

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» есть ограничения только по оседлости и возрасту. Например, чтобы иметь возможность быть избранным президентом, необходимо достигнуть 35 лет. Ценз оседлости используется только при выборе кандидата в президенты. Он состоит в том, что человек должен проживать на территории страны не меньше 10 лет.

Есть ограничения пассивного избирательного права, о которых мы поговорим ниже. Гарантии избирательного права в этой области не работают. Не могут голосовать люди, которые являются гражданами другой страны; те, кто по решению суда не может занимать определенные должности; осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденные за экстремистскую деятельность. Это основные ограничения, которые касаются обычных людей. Но при этом права пассивного голоса не имеет человек, который дважды занимал должность Президента или выполнял его обязанности в какой-то момент времени.

Избирательное право

Всеобщего избирательного права добивались долго. Это наблюдалось п, что госо той причинеударство и политические системы не были приспособлены к тому, чтобы в жизни общества участвовали все слои населения. Всеобщее избирательное право — это такой принцип избирательного права, по которому все граждане определённой страны, независимо от их расы, языка, национальности, пола, происхождения, религиозного объединения, места жительства, уровня дохода, могут выбирать государственные органы власти.

Отметим, что есть определённые случаи, в которых избирательное право может предоставляться даже не гражданам страны и детям. При этом суть избирательного права имеет 2 основных стороны: это право быть избранным и избирать. Однако мы сегодня поговорим именно о последнем.

Преодоление сопротивления

Уже в 19 веке в Северной Америке и Европе зарождалось движение по установлению всеобщего избирательного права для мужчин. Его сторонниками были представители социал-демократии и либерализма. Мы понимаем, что в буквальном смысле всеобщее избирательное право — это возможность голосовать для всех без исключения. И всё же, несмотря на это, в каждой стране есть определенные ограничения. В современном мире это чаще всего возраст, что относительно логично и правильно. При этом голосовать не могут люди психически больные и заключенные. Но до сих пор остались страны, например, Саудовская Аравия, которые предоставляют право голосовать исключительно мужчинам. Но мы знаем, что там в принципе сложная ситуация с женскими правами.

Представители движения за всеобщее избирательное право начали активизироваться в первой половине 19 века. Тогда они просто хотели добиться уничтожения имущественного ценза. Отметим, что после окончания гражданской войны в США рабы могли участвовать в выборах. Несмотря на это, некоторые правовые положения всё же создавали для этого препятствия. В начале прошлого века всё это движение предпочло сконцентрироваться на том, чтобы избирательные права были и у женщин. Однако юридически данный процесс был затянут из-за того, что началась Первая мировая война.

Региональное избирательное законодательство

Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах — важная составная часть российского избирательного законодательства. Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также органов местного самоуправления. Отдельные вопросы муниципальных выборов регулируются Уставами муниципальных образований. Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан, так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

показать содержание

Принцип равного избирательного права

Суть этого принципа заключается в следующих положениях:

  • на выборах у всех людей есть равноправные основания;
  • у всех людей есть тождественные с точки зрения закона возможности выдвижения своих кандидатов;
  • государство гарантирует равные для всех граждан условия при голосовании;
  • предвыборная агитация и другие действия электорального цикла происходят на идентичных для всех основаниях;
  • каждый гражданин может включаться в избирательный список только по одному участку и голосовать лишь 1 раз;
  • избирательные комиссии выдают только по одному бюллетеню на руки, чтобы у всех было их одно и то же количество;
  • волеизъявление одного гражданина не может быть более важным и весомым, чем волеизъявление другого гражданина.

Также в деле обеспечения равенства всех избирательных прав электората существенное значение играет законодательная регламентация образований избирательных кругов. Количество этих округов должно по закону быть приблизительно равным количеству электората. Благодаря такой законодательной мере получается достичь приблизительно равной значимости голосов для всех граждан, участвующих в выборах. «Вес» голосов электората не должен отличаться.

Отдельной проблемой для многих государств является, например, различный «вес» между городским и сельским населением. Получается, что на любых президентских выборах от мнения сельских жителей почти ничего не зависит. Всё решают горожане. Так вот для решения этой проблемы в некоторых странах было принято решение уравнять голоса сельского и городского «электората». Так, один голос сельского жителя стал равен определённому количеству голосов городских жителей (например, 50-ти голосам). Хотя эта мера до сих пор вызывает живые дискуссии на предмет того, не нарушает ли она принципа равных избирательных прав.

Поражение

Несмотря на то что результаты борьбы довольно весомы, до сих пор есть над чем работать. Так, избирательная система США далеко не идеальна. Во всех штатах, кроме двух, есть определенные ограничения для участия в выборах заключенных людей. Раннее во многих штатах запрещали голосовать нищим.

Возможность всеобщего избирательного права, несмотря на свою правильность и разумность, все-таки не может до конца укорениться даже в демократическом обществе. Но, тем не менее, прогресс не останавливается — уже сегодня остались ограничения исключительно формальные или рациональные. Так, некоторые страны приняли решение об ограничении избирательного права граждан, которые проживают за границей. Например, датчане не могут голосовать, если они прожили за пределами своей страны более 2 лет. Британцам разрешается голосовать на парламентских выборах только в том случае, если они проживают в стране не менее 15 лет. Интересное ограничение есть в Кувейте. Здесь ограничивается право на голосование полициейских и военных.

Принципы

Попробуем кратко рассмотреть основные принципы на примере российского избирательного права.

Так, у нас действует принцип равного избирательного права, который заключается в том, что граждане имеют равные возможности с юридической точки зрения при голосовании.

Следующий принцип касается прямого избирательного права. Он подразумевает, что граждане могут голосовать за органы государственной власти или местного управления как «за», так и «против». При этом каждый человек лично участвует в выборах. Голосование за других людей не допускается, о чём говорится в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав».

Следующий принцип касается добровольного участия в выборах. Нельзя оказывать воздействие на человека для того, чтобы принудить его участвовать или не участвовать в выборах. Человек должен сам определить целесообразность и необходимость своего участия в этом процессе.

Принцип тайного голосования исключает контроль со стороны должностных лиц. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли честно проявлять свою волю. Голосование – личное право человека, и при его нарушении он может отказаться от процедуры вовсе.

Принцип тайного голосования

Этот принцип запрещает правительству, чиновникам и социальным организациям как-либо контролировать волеизъявление электората. Тайна голосования, согласно законодательству, – это одна из важнейших прямых обязанностей для избирательных комиссий

При этом очень важно уточнить, что тайное голосование для людей – это право, а вовсе не обязанность

Законодательные, административные органы и избирательные комиссии обязаны делать всё возможное для сохранения тайны голосования любого лица, осуществляющего своё право голоса. Они обязаны отслеживать любые попытки манипулирования гражданами со стороны политических сил в ходе избирательного процесса, предотвращать неправомерное влияние и, при необходимости, обращаться в правоохранительные органы.

Иначе говоря, избирательные комиссии должны исполнять все законодательные требования, обязаны обеспечивать возможность для тайного волеизъявления, а сами избиратели не обязаны заполнять бюллетень в кабинке для голосования. Граждане могут делать с бюллетенем всё, что пожелают (испортить, порвать и т. п.). За это для них нет ответственности. Избиратели имеют полное право заполнять бюллетень даже вне кабинок для голосования. Однако есть единственное условие – их действия не должны носить ярко выраженного агитационного характера.

↑ Выборы и избирательное право.

Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уста- вами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наи- более важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме  В РФ путём выборов избираются

  • Президент РФ
  • Государственная Дума
  • Представительные (законодательные) органы субъектов РФ (государственные собрания, законодательные собрания, областные думы и т. д.)
  • Высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов РФ (если регион не отказался от прямых выборов)
  • Представительные органы местного самоуправления (советы, думы, муниципальные комитеты и т. д.)

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и мест- ного самоуправления. 

Избирательное право делится на:1. Активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;  2. Пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;  Избирательным правом обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д. Избирательным правом не обладают– граждане, признанные судом недееспособными (т.е. неспособными самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких психических нарушений);  – граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Принципы избирательного права:  1. Всеобщность. К выборам допускаются все граждане независимо от пола, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, и т. д. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов (условий) – это возраст, недееспособность и тюремное заключение.  2. Свободное участие в выборах означает добровольность каждого избирателя.  3. Равное избирательное право. Равенство прав каждого избирателя на выборах, одинаковую по закону возможность для всех избирателей влиять на их результаты и быть избранным.  4. Тайна выборов. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т. д. Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей.  5. Альтернативность. Само понятие «выборы» предполагает, что избирателю предлагается список альтернатив (кандидатов) – это является обязательным условием.  6. ГласностьЛюбая деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, осуществляется открыто.  7. Принцип состязательности. Обеспечивается честная конкурентная борьба среди кандидатов.  8. Принцип непосредственности. Каждый избиратель выбирает напрямую представителя, например, на выборах президента каждый голосует непосредственно за личность кандидата, а не за выборщиков.