Жанры литературы

Оглавление

Жанровое разнообразие художественного текста

Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:

  • повышать мастерство именно в своем жанре;
  • знать, какому издателю предложить свое творение;
  • изучить свою целевую аудиторию.

Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».

Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».

Жанры художественной литературы:

  • Авангардная — отличается нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик — ориентирован, главным образом, на мужскую аудиторию. В основе сюжета — драки, погони, спасение прекрасных дам и пр.
  • Детектив — главной линией сюжета является раскрытие преступления.
  • Исторический роман — сюжет развивается в относительно далеком прошлом, обычно, связан со значимыми историческими событиями.
  • Любовный роман — ориентирован преимущественно на женскую аудиторию. Главные персонажи через серию испытаний обретают любовь.
  • Мистика — в основе сюжетной линии находятся сверхъестественные события.
  • Приключения — герои отправляются в опасное путешествие или ввязываются в рискованную авантюру.
  • Триллер/Ужасы — герои пытаются избавиться от смертельной опасности, которая им грозит.
  • Фантастика — сюжетная линия закручивается в предположительном будущем или в параллельном мире.
  • Фэнтези/Сказки — характерными чертами являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр.

В произведениях жанра мейнстрим (от англ. main­stream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Month­ly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.

В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.

Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.

Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите функцию литературы, отражающую потребность человека в гармонии и красоте.

Ответ. Эстетическая. Эта функция связана с восприятием прекрасного в жизни и творчестве.

Как в сказке «Каша из топора» описана бытовая жизнь общества того времени?

Ответ. В сказке всего два персонажа — солдат (военнослужащий) и старуха (представительница крестьянского сословия). Солдат беден, не имеет ни хлеба, ни денег и вынужден рассчитывать только на себя, на свой изворотливый ум. Старуха описана в сказке как жадная женщина: у неё есть и крупа, и масло, и соль. Но с солдатом делиться старуха не хочет: видимо, её запасы более чем скромны. Мы можем сделать вывод, что военнослужащие в прошлом жили хуже, чем крестьяне, но и крестьян состоятельными назвать нельзя.

Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «К морю» и охарактеризуйте ведущий художественный образ этого стихотворения.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты

катишь волны голубые
И блещешь

гордою красой.

Ответ. Главным художественным образом этого стихотворения является море. Именно с ним беседует лирический герой. Море в этом стихотворении выступает как друг поэта и как символ свободы и силы.

Поделиться ссылкой

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют. События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм. Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

  • интеллектуальное;
  • нравственное;
  • эстетическое;
  • творческое;
  • эмоциональное.

Она развивает различные познавательные процессы:

мышление;
речь;
воображение;
внимание;
память.

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

  • соответствовать возрастным особенностям;
  • содержать правильные моральные нормы;
  • обладать богатой лексикой;
  • развивать познавательный интерес;
  • иметь яркие образы и персонажи.

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

  • познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
  • провести доступный для его восприятия анализ произведения;
  • задавать вопросы по содержанию;
  • предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии. 

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Жанр художественного стиля — драма

Драма — род литературы, предназначенный для сценического действия, поэтому одновременно охватывает и театр, и литературу.

От эпоса драма отличается тем, что имеет форму диалога, а не повествования

А в отличие от лирики, где основное внимание сконцентрировано на эмоциях автора, драма отражает внешние события по отношению к автору

В основе драматического произведения лежит конфликтная ситуация, которая и определяет весь сюжет: это и характеры персонажей, и их действия, поступки, чувства, слова.

Драма делится на сценические эпизоды.

К драматическим произведениям относятся: трагедия, драма, пьеса, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль.


Разновидности и примеры драматических произведений

Из всех стилей речи, художественный — самый многообразный, разносторонний, неповторимый стиль, который каждый автор может подстроить «под себя» и создать свой уникальный шедевр.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Как писать литературный обзор к диплому

Для начала, не стоит путать литературный обзор и просто список литературы – это разные вещи. В списке в определенном порядке просто перечисляются использованные источники, а в обзоре литературных источников студенту нужно высказать свое мнение о трудах предшествующих авторов. Например, почему вы использовали именно эту книгу, в какой книге лучше или хуже представлена та или иная тема.

Здесь возникает вопрос: раз все так сложно, как вообще подбирать литературу для диплома? Она должна быть не только узкоспециализированой, но и современной и актуальной. Мы уже подготовили для вас подробный ответ в отдельном материале на эту тему.

Литературный обзор диплома может занимать пару абзацев, Помните, чем значимее научная работа, тем больше внимания нужно уделять обзору литературы в ней. Например, литобзор для диплома бакалавра будет гораздо меньше, чем литобзор в кандидатской диссертации.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос – это повествование, проза.
  • Лирика – это стихи.
  • Драма – это пьесы.
  • Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос

объективно изображает человека;лирика субъективно;драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:
  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:
  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:
  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

Литобзор в дипломе: примеры

Анализ литературы в дипломной работе не всегда нужно выносить в отдельный раздел. Часто все можно написать во введении диплома. Обзор литературы должен быть логично связан с актуальностью работы и научной новизной. Кстати, читайте подробнее о введении и о том, что в нем должно быть. 

Посмотрим на примеры реальных литературных обзоров в дипломах.

Лайфхак. Литературный обзор удобнее составлять по ходу написания работы. Так же, как и расставлять ссылки и сноски на литературу.

Пример №1. Литературный обзор в дипломе 

Рассматривая историю российской эмиграции с момента появления первых русских эмигрантов,  уделяется особое внимание периоду 1920–1930-х гг., названного временем культурного расцвета русской эмиграции в Шанхае. Китайсий исследователь Ван Чжичэн отмечает значительный вклад российской интеллигенции в формирование системы среднего и высшего образования в Шанхае, а также в создание общественных и профессиональных союзов, благотворительных организаций

Монография Ван Чжичэна — результат более чем 10-летней работы автора над периодикой 1920–1930-х гг. на русском, китайском и английском языках и архивными материалами российской эмиграции, сосредоточенными в архивохранилищах не только Китая, а также США и других стран российского расселения. 

Пример №2. Литературный обзор в дипломе

В настоящее время в России издано лишь три книги по истории Дании  общего характера. Датскими историками проблема изучена достаточно глубоко. Создана подробная хронология истории Дании. Датские историки признают, что Дания вступила в полосу экономического кризиса  примерно с 1340-хгг. Причем это не было связано с первой волной пандемии «Черной смерти».

Исследование истории Дании датскими историками началось еще в19 в., в связи с ростом национального самосознания, интереса к историческому прошлому своей страны. Нужно упомянуть такие труды как Hammerich, «D. under Adelsvaelden (с 1523 по 1660)» (1864-59), « История датской Церкви с Реформации» Helveg. Но эти работы в России не издавались и на русский язык не переводились. Это большая потеря для российских  исследователей, т.к. историческая наука в Дании находится на высоком уровне. 

Основным источником по истории Дании в настоящее время в России является коллективная монография «История Дании». Новые исследования публикуются в двух специализированных журналах по истории Дании «Danske Magazin», изд. с 1746 г., и «Historisk Tidsskrift», изд. с 1840 г.

Примеры выше вполне подходят для обзора литературы, который может занимать несколько абзацев во введении. А вот пример по-настоящему большого литературного обзора, знимающего целый раздел работы.

Мы постарались кратко и понятно рассказать о том, как написать литературный обзор для дипломной работы. Понятное дело, что хороший обзор литературы в дипломной работе пишется долго, и на практике для написания хорошего литобзора за чтением учебников придется провести не один час. Если у вас возникнут вопросы – обращайтесь в профессиональный сервис для студентов за ответами и консультацией.

Лирические

Лирический жанр чаще написан в поэтической форме. Самый популярный подвид — лирическое стихотворение. Оно представляет собой небольшое по объему произведение, с помощью него автор стремится выразить свои эмоции, чувства, поделиться своими переживаниями с остальными.

Также популярными подвидами лирики являются послание и элегия. Элегия — грустное, скорбное стихотворение, содержащее философские раздумья. Послание представляет собой письмо в поэтической форме. Обычно оно направлено определенному человеку, либо группе людей с целью донести чувства автора.

Примеры лирических произведений: А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «К Чаадаеву», «Я вас любил» и др.; Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.; А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Ласточки», «Фантазия» и др.

Что такое жанр художественного произведения?

Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.

Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.

Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.

Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.

Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

  1. Эпос.
  2. Лирика.
  3. Драма.

Эпос

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

Характерные особенности:

  • широта охвата;
  • претензия на объективность повествования;
  • высокая плотность событий;
  • описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
  • жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.

Эпические жанры:

  • баллады;
  • эпопеи;
  • романы;
  • эпические поэмы;
  • малые формы — повести, рассказы, очерки.

Примеры эпических произведений:

  • «Илиада» Гомера;
  • «Война и мир» Льва Толстого;
  • «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

Особенности:

  • субъективность;
  • эмоциональность;
  • фиксация на мимолетных переживаниях;
  • передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
  • экспрессивность;
  • отсутствие строгой привязки к сюжету.

Лирические жанры:

  • элегии;
  • романсы;
  • оды;
  • лирические стихотворения;
  • любовные песни.

По содержанию лирика бывает:

  • интимной — отражает личные переживания;
  • пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
  • гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
  • философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.

Примеры:

  • стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»;
  • ода Михаила Ломоносова в честь императрицы Елизаветы;
  • лирический рассказ Ивана Бунина «Антоновские яблоки».

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

  • четкая структура;
  • диалогичность;
  • текст от лица автора носит эпизодический характер;
  • наличие внешних и внутренних ремарок;
  • ограниченное количество действующих лиц;
  • в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
  • характер персонажей разворачивается через поступки.

Драматические жанры:

  • драма;
  • комедия;
  • мелодрама;
  • фарс;
  • трагикомедия;
  • водевиль.

Примеры драматических произведений:

  • пьеса «Бесприданница» Николая Островского;
  • комедия в стихах «Горе от ума» Александра Грибоедова;
  • трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира.

По структурному типу текста литература делится на:

  • поэзию;
  • прозу.

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный  материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

Дума

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

Документальная проза

Документальная проза — особый вид литературы, характерным признаком которого является создание сюжета, основанного только на реальных событиях, с небольшими включениями художественного вымысла. К документалистике относятся биографии выдающихся личностей, страноведческие описание, истории значимых событий, расследования громких преступлений.

Произведения документальной литературы основаны на свидетельствах и воспоминаниях очевидцев, самого автора, различных документах. Авторская позиция состоит в отборе и структурировании материала, оценке событий.

Примеры документальной прозы: повесть С. Моэма «Пироги и пиво или скелет в шкафу», роман А. Бека «Новое назначение», К. Г. Паустовский «Повесть о жизни».