Оглавление
Список построек
В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.
|
|
|
|
Борисоглебский собор | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Трубежная ул., 9 | |
ок. | Церковь Бориса и Глеба в Зюзине | — | Москва, Перекопская ул., 7 |
— | Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
— | Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
— | Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча |
—, разр. в |
Сухаревская башня | Михаил Чоглоков | Москва, в районе перекрестка Сухаревской пл. и проспекта Мира |
— | Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре | — | Москва, Петровка ул., 28 |
— | Церковь Покрова в Филях | — | Москва, Новозаводская ул., 6 |
Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах | — | Москва, Хохловский пер., 12 | |
—, разр. в | Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря | Яков Бухвостов | Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“» |
— | Спасская церковь в Уборах | Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов | Московская область, Одинцовский район |
— | Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре | — | Москва, Донская пл., 1 |
Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре | — | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча | |
— | Успенский собор Рязанского кремля | Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Кремль, «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» |
—, разр. в — |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке | Пётр Потапов | Москва, Покровка ул., рядом с д.5 (бывший дом причта церкви) |
— | Церковь Троицы в Троице-Лыковом | Яков Бухвостов | Москва, Одинцовская ул., 24 |
— | Церковь Архангела Гавриила или Меньшикова башня | Иван Зарудный | Москва, Архангельский пер., 15 |
Примечания:
- Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
- Тёмным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
- Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Серым цветом отмечены утраченные здания
История [ править ]
Первой церковью, построенной в стиле нарышкинского барокко, была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Фили , построенная на территории имения семьи Нарышкиных , московских бояр . Членом этой семьи, наиболее связанной с этим стилем архитектуры, является Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра Великого . Лев Нарышкин построил эту первую церковь с помощью архитектора, предположительно Якова Бухвостова . Эта церковь стала основой стиля нарышкинского барокко и вдохновила на строительство других церквей этого стиля в Москве.
Нарышкинское барокко контрастировало с петровским барокко , которое поддерживалось Петром Великим и широко использовалось в Санкт-Петербурге . Контраст этих двух стилей иллюстрируется цветом, формой, масштабом и используемыми материалами. Петропавловский собор в Санкт — Петербурге, а Меншикова башня в Москве, являются яркими примерами стиля петровского барокко.
Архитектура, похожая на праздничный торт
Удивительно, что храмы «нарышкинского» барокко порой сравнивают с … праздничным тортом. А, может быть, это кондитеры позаимствовали торжественную, величественную, радующую глаз форму у барочных шедевров? Но московское барокко – это не только храмы с ярусной центрической композицией. Одна из ранних построек той архитектуры – церковь Воскресения в Кадашах в Замоскворечье. Пять золотых глав поднимаются над алым четвериком, обильно украшенным белоснежными барочными гребнями самой причудливой формы, грани световых барабанов разделены витыми полуколонками, меж которых вытянулись решетчатые окошки. Храм возведен в 1687 году, а через восемь лет к нему пристроили шестиярусную колокольню, достигающую в высоту 43 метра и выполненную в том же стиле.
Замоскворечье. Храм Воскресения в Кадашах
Сказочной красоты роспись в виде виноградных лоз покрывает стены трапезной палаты (1686 – 1692) в Троице-Сергиевой лавре – и этот узор повторяется в каменной резьбе ее колонн.
В Троице-Сергиевой Лавре.
Здесь же, в Лавре, можно любоваться надвратной церковью св. Иоанна Предтечи (1693–1699) с пятью гранеными главами на высоких барабанах. В нижнем и верхнем четвериках устроены восьмигранные окна, только они несколько вытянуты, причем нижние ориентированы горизонтально, а верхние – вертикально.
Граненые главы Иоанно-Предтеченского храма
Прекрасны Успенский храм (1685 – 1687), Покровская (1683 – 1688) и Преображенская (1687 – 1689) надвратные церкви Новодевичьего монастыря, да и другие его строения не уступают им по величию и красоте…
Новодевичий монастырь. Успенская церковь
Многие шедевры московского барокко связаны с именами известных деятелей петровской эпохи. Новый стиль в русской архитектуре сложился накануне великих перемен в жизни России – и сложился также не без европейского влияния. Да, московское барокко порой называют переходным мостиком к архитектуре нового времени. Но творческий поиск отечественных зодчих, несмотря на последующее длительное, почти 150-летнее превалирование западной архитектуры, продолжался, обогащаясь новыми знаниями, навыками и образцами. Эпоха средневековой русской архитектуры завершилась на высокой ноте. И то, что спустя полтора столетия российская архитектурная мысль обратилась к многовековой традиции, идущей от крестово-купольных храмов, шатровых церквей и узорочья, подтверждает, что как самостоятельное, достойное мирового признания направление наше зодчество, безусловно, состоялось.
Евгений ШАПОЧКИН
Москва, Романов двор: храм «иже под колоколы»
Европейское барокко, с его округлыми, изогнутыми формами переняло у Ренессанса ордерную систему, подчиненность всех элементов здания единому замыслу. Барокко «нарышкинское» – это многоярусные, как правило, центрические храмы, взявшие из прошлого галереи-гульбища и ряд элементов декора. Это симметрия, контраст красных плоскостей стен и белокаменной лепнины, овальные или восьмиугольные окна, неожиданно появляющиеся в верхнем кубе, «петушиные гребни», завершающие четверики и восьмерики вместо рядов кокошников, граненые главы над сужающимися кверху ярусами восьмигранных барабанов. В одном из нижних восьмериков размещали звонницу, и этот тип церквей получил название «иже под колоколы».
Даже иностранцы, критически относящиеся к самобытности русского искусства, не считают «нарышкинское» барокко слепым следованием европейскому стилю. Эти строения торжественны, нарядны. Ажурность декора придает им возвышенность и легкость. Но, в отличие от шедевров русского узорочья, декор не покрывает стены храма полностью, а располагается в соответствии с требованиями ордера.
Шереметев двор. Церковь Знамения на Шереметьевом дворе Шереметев двор. Чешуйчатые главы Знаменского храма
…Икона Божией матери «Знамение» считалась покровительницей дома Романовых, и Лев Нарышкин не стал изменять посвящение церкви на Романовом дворе. Храм был выстроен «кораблем», с приделами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. По широкой лестнице поднимались на арочную галерею, охватывающую здание с трех сторон. Верхнюю часть галереи украшал ряд ширинок. Торжественную красоту храма – дома Божьего — подчеркивало и внутреннее убранство, в первую очередь, резные, многослойные иконостасы, увитые виноградными гроздьями. С «петушиными гребнями» парапетов перекликались «разорванные» завершения наличников, следующих тем же формам.
Шереметев двор. В Знаменском храме
Знаменскую церковь венчают четыре главы, поставленные «в ряд», при этом близкие по размерам. Центральная возвышается над тремя другими на трех восьмериках, в среднем из которых — колокольня. Храм соединялся с домом Нарышкиных и служил их семье домовой церковью.
Калужская область
Георгия Победоносца «за верхом», соборБлаговещения Пресвятой Богородицы, церковьКазанской иконы Божией Матери, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковьБориса и Глеба, церковьТроицы Живоначальной, церковьПеремышльский Шаровкин Успенский монастырь. Церковь Сергия РадонежскогоРождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. КолокольняВведения во храм Пресвятой Богородицы, церковьПеремышльский Шаровкин Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой БогородицыБлаговещения Пресвятой Богородицы, церковь»Знамение» иконы Божией Матери, церковь
Троице-Лыково: купцы Карзинкины построили в историческом имении больницу и богадельню
На старом пути в Саввино-Сторожевский монастырь стоит еще одна церковь, выстроенная в стиле «нарышкинского» барокко: храм Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове. Имение на западе от Москвы (сейчас это западная окраина столицы) принадлежало князю Борису Лыкову-Оболенскому, видному деятелю эпохи Смутного времени. В его послужном списке и победы над польско-литовскими интервентами, и вхождение в состав «Семибоярщины», и участие в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Романова, и управление рядом важных приказов.
Троице-Лыково. Храм Живоначальной Троицы
Боярин Лыков был женат на сестре патриарха Филарета Анастасии Никитичне Романовой и молодому царю приходился дядей. Не один храм возвел на своих землях Лыков, и немалую поддержку оказывал он Нило-Столобенской пустыни, чьи золотые купола величественно и строго возвышаются над озером Селигер. Дочь Лыкова была женой трагически погибшего на второй день стрелецкого бунта Ивана Нарышкина. Село перешло к его брату Мартемьяну, начавшему строительство каменного Троицкого храма на месте, как часто бывало, одноименной деревянной церкви.
Троице-Лыково. Каменный декорТроицкого храма
В отличие от большинства «нарышкинских» церквей, это здание выполнено не в красно-белой цветовой гамме, а плывет над Москвой рекой подобно белому лебедю — сравнение из глубины веков. Основные работы закончились к 1694 году, освящение состоялось в 1708-м, в присутствии царя Петра. Мастера Оружейной палаты изготовили для храма прекрасный девятиярусный иконостас.
Троице-Лыково. Каменные узоры и строгое следование ордеру
К основному объему — четверику на высоком подклете, примыкают алтарь и западный притвор, завершающиеся двумя ярусами восьмигранных барабанов. На четверике возведены последовательно три сужающихся восьмерика, в среднем из которых, называемом «звоном», устроена колокольня, а верхний стал основанием для золоченой главы. Главы алтаря и притвора — темные, усыпанные золотыми звездами. Церковь призывала верующих поднять свои взгляды к небу — считается, что, в отличие от западноевропейских мастеров, в «петушиных гребешках» наши зодчие видели облака, среди которых парит, приподнимаясь над всем земным, русский православный храм.
Центр композиции и оформление оконного проема
Каменное убранство Троицкой церкви оригинально: рисунок наличников, обрамляющий окна, нигде не повторяется. Интерьер выполнен не менее изысканно: кроме барочного иконостаса, растительный орнамент с виноградными кистями украшал двери, ставни, резное царское место, окна хоров. Стены изнутри были расписаны под мрамор. Храму изрядно досталось в 1812 г. — его разграбили французы, но часть награбленного партизаны отбили и вернули, а император Александр I пожертвовал пострадавшему приходу бронзовое паникадило с хрустальными подвесками.
…После кончины Мартемьяна Нарышкина Троице-Лыково перешло к его брату Льву Кирилловичу, о котором мы уже писали выше. В середине XVIII имение вновь сменило хозяев. Владел им известный дворянский род Бутурлиных, а впоследствии поместье купили купцы Карзинкины, представители трех поколений которых служили в храме церковными старостами. Они же построили здесь богадельню и бесплатную больницу для всех нуждающихся в медицинской помощи. Причем Карзинкины занимались не только церковными делами — они покровительствовали искусствам и принимали в своем имении Третьяковых, Васнецовых, Гнесиных, семью Шаляпина. Здесь бывал патриарх Тихон. Один из основоположников «русского стиля» в архитектуре И. П. Ропет построил для Карзинкиных деревянный дом с узорчатыми башенками (не сохранился), куда они и переехали, отдав каменное здание усадьбы под богадельню. По замыслу последних хозяев, территория Троице-Лыкова должна была отойти во владение организованному с их участием женскому Свято-Троицкому монастырю.
В 1930-х храм закрыли. Здание хотели перестроить под выставку достижений Туркменской ССР. Но не успели — в 1935 г. комиссия Лиги Наций объявило его памятником архитектуры мирового значения. За храмом стали присматривать уже как за объектом всемирного культурного наследия. В 1970-х провели реставрацию. Предполагалось разместить в его стенах филиал музея, но наступили перемены…
Троице-Лыково. Западный притвор
Сейчас храмы Троице-Лыкова возвращены церкви. Здесь учреждено подворье Покровского монастыря, устроена православная гимназия. Службы ведутся в каменной Успенской церкви, построенной Н. А. Бутурлиным. Территория усадьбы приведена в порядок. Обретет новую жизнь и Троицкая церковь.
Тверская область
Успения Пресвятой Богородицы, церковьВладимирской иконы Божией Матери, церковьПокрова Пресвятой Богородицы, церковьТихоновский женский монастырь. Церковь Николая ЧудотворцаРождества Христова в Рыбаках, церковьУспенский Отроч мужской монастырь. Успения Пресвятой Богородицы, церковьУспенский Жёлтиков мужской монастырь. Церковь Алексия, человека БожияУспенский Жёлтиков мужской монастырь. КолокольняСпаса Преображения, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковьТроицы Живоначальной за Волгой, церковьБориса и Глеба в Затьмачье, церковьСпаса Преображения (утраченный), собор
Значение для русской архитектуры
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (— гг., арх. Пьетро Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота ( г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
История развития
В XVII столетии в Европе расцветал стиль барокко, хотя в XVI веке он был известным только в Италии. Искусные мастера хотели возвеличить свою культуру, для чего делали здания излишне вычурными. В Россию этот стиль попал благодаря Петру Первому. В то время, когда европейцы уже прониклись духом классицизма и ампира, московские архитекторы только познакомились с барокко.
Но русский архитектурный стиль значительно отличался от итальянского. У него были свои особенности и характерные черты. Название он получил благодаря боярскому роду Нарышкиных, первые здания в этом стиле были возведены именно на их землях. Они заказали постройку храмов, оформленных в этом направлении. Глава семьи был дядей Петра Великого. Лев Нарышкин занимал должность дипломата и руководителя Посольского приказа.
Развитие нарышкинского зодчества связано с отходом от религиозных канонов. Во второй и третьей части XVII столетия началось формирование светской культуры. Она и отразилась в новых постройках. В это время было возведено несколько новых пятиглавых церквей. Благодаря этому в дальнейшем появилось множество ярусных храмов.
Ссылки [ править ]
- ^ a b «Церковь Успения на Покровке — восьмое чудо света. (Церковь Успения на Покровке — Восьмое чудо света.)» . abrikosov-sons.ru . Проверено 24 февраля 2019 .
- ^ Кеннет. «Московское (Нарышкинское) Барокко» . www.rusartnet.com . Проверено 25 февраля 2019 .
- ^ «Церковь Покрова в Филях (Церковь Покрова в Филях)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
- ^ «Западная архитектура — барокко и рококо» . Британская энциклопедия . Проверено 25 февраля 2019 .
- ^ Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга» . Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. С. 156 . ISBN 0226116646. OCLC 17299712 .
- ^ a b c d «Нарышкинское барокко. Культура — Путеводитель по Москве» . moscow.touristgems.com . Проверено 26 февраля 2019 .
- ^ «Храмы» под звоном «(Храмы» под колоколом «)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
- ^ a b «Троицкая церковь в Троице-Лыково (Троицкая церковь в Троице-Лыково)» . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 26 февраля 2019 .
- ^ Заграевский, д-р Сергей В. «Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества» . zagraevsky.com . Проверено 26 февраля 2019 .
- ^ Кржижановский Сигизмунд (2013). Автобиография трупа . Тирлвелл, Адам, 1978-, Тернбулл, Джоанн. Нью-Йорк. п. 220. ISBN 978-1590176702. OCLC 825046976 .
- ^ Кэтлин Бертон Мюррелл (2001). Знакомство с Подмосковьем: путеводитель по самому сердцу России . Лондон: IB Tauris. п. 292. ISBN. 1860646735. OCLC 48651643 .
- Перейти ↑ Rappoport, PA (1993). Drevnerusskai︠a arkhitektura = Древнерусская архитектура . Санкт-Петербург: Строгиздат, СПб. отделение. ISBN 5274009816. OCLC 30350210 .
- ^ «Храмы» под звоном « « . hramy.ru (на русском языке) . Проверено 25 февраля 2019 .
- ^ «Елена Лебедева. Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском / Православие.Ru» . pravoslavie.ru (на русском языке) . Проверено 24 февраля 2019 .
- ^ «Москва. Церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот / Соборы.Ru» . sobory.ru (на русском языке) . Проверено 9 марта 2019 .
- ^ «Восьмерик на четверике» , Википедия , 27.07.2018 , дата обращения 25.02.2019
Церковь в Филях – легкая кружевная сказка
Храм в усадьбе Нарышкина – домовая церковь, предназначенная для хозяев усадьбы и их гостей. Богатое внешнее убранство с белокаменным кружевом, чарующее изяществом, ярусное строение – свидетельство знатности происхождения хозяина и его добродетели.
Устройство церкви
Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.
Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.
К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.
С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.
Внешнее убранство
Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.
Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.
Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.
Интерьер
В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».
В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.
Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.
В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.
Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.
Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:
- Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.
- Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.
- Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.
- Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.
Литература
- Нарышкинский стиль // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
- Барокко в России: Сборник статей. — М.: Государственная Академия художественных наук, 1926
- Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. — С. 9-28
- Ежегодник Института истории искусств. Скульптура, живопись, архитектура. — М.: Изд-во АН СССР, 1956
- Власов В. Г. Нарышкинский стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 61-67
- Власов В. Г. Нарышкинский и голицынский стили. Предвосхищение барочности // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 7-24.
- Давыдова И. Л. Проблема «нарышкинского стиля» в русском искусстве второй половины XVII века». — Автореф. дис. канд. иск. — М., 1978.
- Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (история вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы) // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования: Сборник статей. — СПб.: Эрмитаж, 1998. — С. 20-46.
Интерьер
В интерьерах храмов также доминируют обычаи русского узорочья и травный узор: применяется двуцветная контрастность, полихромные изразцы и позолоченная резьба.
Стереотипный для Европы тематика стиля барокко тут минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля.
Если посмотреть, например, в храм Покрова в Филях, то можно подчеркнуть оригинальные специфики. Тут же попадаются на глаза:
- Пространственная высота и трудность структуре, которые визуально делаются благодаря многоярусности сооружения.
- Отсутствие живописи на стенах белого цвета.
- Применение древесной резьбы как главного оформления зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
- Богатая освещённость помещений.
- Пол, выложенный из дубовых плах.
- Массивный, праздничный светильник-паникадила в качестве пышной цветочной гирлянды.
- Роскошный репертуар орнаментов.
- Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; любая икона – в собственной раме, повышенной, с необычной резьбой.
- Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.
Расписывать стены нарышкинских храмов стали позднее, за три века роспись менялась пару раз.
В общем кидается в глаза праздничная декоративность, в то же время веселый и мирской характер храмовой архитектуры, что выделяет нарышкинский образ от классического русского архитектурного мастерства.
Нарышкинское барокко в интерьере
Название
Название «нарышскинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филям. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль».
Название
Успенская церковь на Покровке, в Москве
Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежавших в конце XVII в. Нарышкиным Филях. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль».
Деятели
В разработке архитектуры нарышкинского барокко (в отличии, например, от петровского) участвовали российские мастера, причём из обычного люда.
Яков Бухвостов
Это в большинстве случаев и определило особенность стиля, ориентированную на древнерусские обычаи построения строений, и восполненные деталями, заимствованными из западноевропейского архитектурного мастерства.
Среди российских профессионалов эпохи барокко значатся имена 2-ух крепостных профессионалов:
- Пётр Потапов, крепостной архитектор (Успенская церковь на Покровке); его мастерством восхищались даже Растрелли и Василий Баженов. Сам Наполеон восхищался живописностью Успенского храма. Во время Отечественной войны 1812 года он выставил вблизи церкви охрану, чтобы защитить её от пожара. При этом Кремль он приказал сжечь.
- Яков Бухвостов (церковь в Троице-Лыково и ещё 6 храмов), феноменальный архитектор, самородок из народа. Только он считается создателем нового русского стиля в архитектуре.
Необычайно, что Пётр Нарышкин не заманивал западных профессионалов. Это был реальный российский человек, желавший увековечить и развить наши обычаи, а еще показать, что «может своих Платонов… русская территория рождать».
В чем особенность кухонного дизайна небольшой площади?
Какая подложка для ламината лучше вы будете знать из данной статьи.
Все разновидности краски для красящихся обоев: http://trendsdesign.ru/materialy/kraska/kak-samostoyatelno-pokrasit-steny.html
Иркутская школа
Во второй трети XVIII в. в Сибири сформировалась местная школа — иркутская. Произведения возникли на пересечении нарышкинской и украинской традиций. Храмостроители иркутской школы исходят из устюжского варианта нарышкинского стиля с привнесением отдельных украинских и местных деталей. В центральной Сибири собственная традиция так и не сформировалась, и преобладал нарышкинский стиль в уральском варианте.
Спасская церковь и собор Богоявления отражают стилистику русского зодчества XVIII века в сочетании с чертами «московского барокко», постепенно проникающего в Сибирь . Используется традиционная, выработанная в деревянном зодчестве, планировочная схема с предельно-осевым трехчастным решением. В фасадном убранстве применяется фигурный кирпич и изразцовый декор.
Последняя треть XVIII в. ознаменована последним расцветом региональных школ, а затем их упадком и гибелью под влиянием классицизма. Более консервативные вятская и иркутская (до 1770-х гг.) школы остаются в целом в рамках нарышкинской стилистики, но испытывают влияние устюжской и тобольской традиций. Постановка сибирского храмостроения в контекст архитектуры северо-восточной России делает очевидной неадекватность термина «сибирское барокко» реальности. В то время, когда сибирская архитектура имела некоторое единство, она ничем не выделялась из общерусской, и к тому же отражала нарышкинскую стилистику.