Дмитрий лихачев: «мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми…»

Оглавление

Остаться в живых

Соловецкий лагерь Дмитрий Лихачёв в мемуарах назовёт «главным университетом» своей жизни. Лагерь стал для будущего учёного нелёгким испытанием на прочность. Одним из самых страшных воспоминаний, связанных с лагерем, стал день, когда Лихачёва включили в расстрельный список.

Выжить учёному удалось лишь по счастливой случайности: узнав, что конвоиры приходили за ним, Дмитрий Сергеевич не вернулся в барак, а спрятался за поленницей дров. Дрожа от страха, он слушал выстрелы показательного расстрела, погубившего в этот день несколько сотен человек. После пережитого учёный стал ценить каждый новый день как величайший дар.

Краткая биография Дмитрия Лихачева

Он родился 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье инженера Сергея Михайловича Лихачева и его супруги Веры Семеновны. Семья жила скромно, но родители Дмитрия были увлечены балетом и, даже отказываясь от чего-то, регулярно посещали спектакли Мариинского театра.

Летом семья отправлялась в Куоккалу, где арендовала небольшую дачу. В этом живописном месте собиралась целая группа артистической молодежи.

В 1914 г. Дмитрий поступил в гимназию, но события в стране меняли так часто, что подростку приходилось менять школы. В 1923 г. он успешно сдал экзамены на этнолого-лингвистическое отделение университета.

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)

Молодежь, воспитанная во время беспрерывных смут в государстве, была активной и создавала различные кружки по интересам. В один из них, который назывался «Космическая академия наук» вошел и Лихачев. Члены кружка собирались у кого-нибудь дома, читали и горячо спорили о докладах своих товарищей.

Заключенный Лихачев с родителями, навестившими его на Соловках, 1929 год

Весной 1928 г. Дмитрия арестовали за участие в кружке, суд приговорил 22-летнего юношу к пяти годам «за контрреволюционную деятельность». Следствие по делу о кружке продолжалось более шести месяцев, а затем многие студенты были отправлены в Соловецкие лагеря.

Четыре года в лагере Лихачев назовет позже своим «вторым и главным университетом». Здесь он организовал колонию для сотен подростков, где они занимались трудом, под чутким руководством Лихачева. Он был готов днем и ночью помочь советом и найти правильный путь в жизни.

Его выпустили на свободу в 1932 г. и вручили удостоверение ударника строительства Беломорско-Балтийского канала.

Личная жизнь

Вернувшись в Ленинград, Лихачев поступил корректором в издательство АН СССР. Здесь он познакомился с Зинаидой Александровной. Они прожили вместе долгую жизнь, где всегда царили любовь, безграничное уважение и взаимопонимание. В 1937 г. у Лихачевых родились близнецы Вера и Людмила.

Научная деятельность

В 1938 г. Лихачев перешел в Институт русской литературы и через три года защитил диссертацию «Новгородские летописные своды XII в». Защита докторской диссертации состоялась в 1947 г.

Дмитрий Сергеевич с женой и двумя дочерьми до лета 1942 г. жили в блокадном Ленинграде, а затем были эвакуированы в Казань.

После войны Лихачев готовит к изданию многие литературные шедевры древнерусской литературы и свои книги. Именно с его помощью широкий круг читателей узнал многие произведения далекой старины. С 1975 г. Дмитрий Сергеевич активно и на всех уровнях выступает пропагандистом охраны памятников.

Болезнь и смерть

Осенью 1999 г. Дмитрию Сергеевичу в Боткинской больнице была проведена онкологическая операция. Но возраст ученого дал о себе знать. Двое суток он находился без сознания и ушел из жизни 30 сентября.

Выдающийся ученый всю свою жизнь нетерпимо относился к проявлению национализма. Активно выступал против конспирологической доктрины в осознании исторических событий. Опровергал признание за Россией мессианской роли в человеческой цивилизации.

Видео

Не пропустите видео! Здесь документальные кадры и воспоминания Дмитрия Сергеевича.

Что значит быть интеллигентным?

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

«Вот Вы говорите, что человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования (так сложились обстоятельства)? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных? Если она будет просто мешать его общению с другими людьми?»

На все эти вопросы я отвечу так: интеллигентность нужна при всех обстоятельствах!

Она нужна и для окружающих, и для самого человека…

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти – пусть он забудет всё на свете: не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события и т.д…

Но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой подделки, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти…

Если он проявит уважение к культуре прошлого, проявит навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность проявляется не столько в знаниях, сколько в способности к пониманию другого человека.

Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны.

Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать и тренировать. Тренировать свои душевные силы так же, как тренируют силы физические.

Кстати, никто не будет спорить с тем, что тренировка физических сил способствует долголетию.  Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная реакция на окружающее, грубость, нежелание и неспособность понимать других – это признак душевной и духовной слабости, признак человеческой неспособности жить…

Вот, толкается в переполненном автобусе слабый и нервный человек – измотанный, неадекватно на всё реагирующий…

Постоянно ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный.

Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим…

Душевная слабость ведёт к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым!

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Это долг и перед самим собой.

Это – залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему.

Будем интеллигентными – будем духовно крепки и долголетны, как народ!

А библейскую заповедь почитания отца и матери, мне кажется, следует понимать широко – как почитание всего лучшего в нашем прошлом – в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, принадлежать к которой – великое счастье.

Дмитрий Лихачев, академик, доктор филологических наук

Наука и творчество

Во время начала войны Дмитрий Сергеевич находился в блокадном Ленинграде, не прекращая изучать древнерусские летописи. Одна из его работ того периода была посвящена обороне отечественных городов в период татаро-монгольского нашествия. Мужчина смог эвакуироваться из родного города в Казань лишь летом 1942-го, где продолжил заниматься наукой.

Академик Дмитрий Лихачев

Его труды в области филологии и истории медленно, но верно начинали обретать все большую влиятельность и авторитет в российских интеллектуальных кругах. А признание во всем мире Дмитрий Сергеевич получил благодаря обширным фундаментальным исследованиям в разнообразных сферах филологии и русской культуры от начала славянской письменности до современных событий.

Вероятно, ни один филолог до него не исследовал и не описывал тысячелетнее содержание духовности, а также славянской и русской культуры столь масштабным и всеобъемлющим образом. Академик Лихачев изучил их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Безусловная заслуга ученого выражалась также в том, что на протяжении долгих лет он накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.

Книга Дмитрия Лихачева «Мысли о жизни. Письма о добром и прекрасном»

Спустя годы бывший Ленинградский университет, снова озаглавленный Санкт-Петербургский, по-прежнему славится тем, что в нем одно время накапливал знания, а позже курировал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность на протяжении долгих лет Дмитрий Лихачев. Судьба культуролога была неразрывно переплетена с легендарным российским вузом.

Не меньше сил и времени, чем в научную деятельность, талантливый академик вкладывал в просветительскую. В течение многих десятилетий мужчина делал все для того, чтобы довести собственные взгляды и мысли до массовой аудитории.

Embed from Getty ImagesАкадемик Дмитрий Лихачев принимает художественную коллекцию Александра Пушкина, изданную в Болгарии

И он добился своего — на его программах, транслируемых по Центральному телевидению во второй половине 1980-х, воспитывалось целое поколение тех, кто на сегодняшний день относится к интеллектуальной элите российского общества. Эти передачи представляли из себя свободное общение ведущего со зрителями разных возрастов и социальных слоев.

До последних дней своей жизни Дмитрий Сергеевич продолжал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно вычитывая и корректируя рукописи начинающих ученых. Интересным фактом является то, что академик считал своим обязательным долгом реагировать на всю бесчисленную корреспонденцию, приходившую на его адрес порой из самых дальних городов страны от неравнодушных к судьбе родины и отечественной культуры людей.

Также важно отметить, что Дмитрий Лихачев категорически нетерпимо относился к проявлению национализма в любой его форме. Он был противником конспирологических доктрин в осознании исторических событий и не считал верным признавать за Россией мессианской роли в человеческой цивилизации

Embed from Getty ImagesБорис Ельцин и Дмитрий Лихачев в 1998 году

Академик Лихачев никогда не предавал своей любви к городу на Неве. Ему не единожды предлагали перебраться в Москву, но для мужчины это было невозможно. Ведь в Пушкинском доме, где размещался институт русской литературы, Дмитрий Сергеевич проработал в общей сложности более 60 лет.

За свою длительную и насыщенную творческую биографию талантливый филолог и искусствовед стал автором масштабных трудов, связанных с историей древнерусской и русской литературы, а также местной культурой. Его перу принадлежал более 40 произведений, большая часть которых переведена на различные языки.

Личная жизнь

Личная жизнь доктора филологических наук была образцовой. Он всю жизнь любил одну женщину по имени Зинаида, которая являлась его женой и матерью их общих детей. С любимой женщиной Дмитрий Сергеевич познакомился в 1932 году, когда устроился на должность корректора в ленинградское издательство Академии наук. В их союзе, по воспоминаниям внучки филолога, до конца дней царили не только любовь, но и взаимное уважение.

Дмитрий Лихачев и его жена Зинаиды / Михаил Лихачев, Русский мир

Спустя 5 лет у пары родились две девочки-близняшки по имени Вера и Людмила. Впоследствии, когда дочери стали взрослыми и создали свои семьи, они на протяжении долгого времени жили вместе с родителями в обширной квартире Лихачева. Дмитрий был романтиком и в семье, и в жизни, и в деле. Жил он очень скромно и достойно.

Звания, награды[]

  • Герой Социалистического Труда (1986)
  • Орден Святого Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (1966)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995)
  • Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1954)

Файл:Russia-2000-stamp-Dmitry Likhachev.jpg

Марка России 2000 года.Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  • Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)
  • Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
  • Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «Ветеран труда» (1986)
  • Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986)
  • Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977)
  • Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996)
  • Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995)
  • Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»

В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961—1962, 1987—1989).

Иностранный член академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США — Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года — председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года — председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с 1987 года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с 1988 года — журнала «Наше наследие».

Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств «Янтарный крест» (1997). Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996). Награжден Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1993).
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии (1997).

Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).

Ежегодно в честь Дмитрия Сергеевича Лихачёва в ГОУ гимназии № 1503 города Москвы проводятся Лихачёвские чтения, на которых съезжаются ученики различных городов и стран с выступлениями, посвящёнными памяти великого гражданина России. А также в Санкт-Петербурге в честь него названа школа № 47,где также проводятся Лихачёвские чтения.

Арест

8 февраля 1928 года в дверь квартиры Лихачевых постучали. Никто не запомнил должности гостя, но сказанное им забыть было невозможно: Дмитрий арестован за контрреволюционную деятельность. Юноша впервые видел, как плакал отец. Они с матерью бежали вслед за сыном по лестнице, но ничего не могли сделать. Лихачеву младшему было всего 22 года.


Дмитрий Лихачев так до конца и не понял, что стало истинной причиной его ареста. То ли слушавшийся накануне доклад, то ли найденная у него при обыске книга «Международное еврейство», то ли он просто попал под горячую руку — так называемые «кружки» в то время ликвидировали нещадно. Так или иначе, юношу осудили на пять лет. Его отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Интеллигентному Дмитрию поначалу было непросто. Всех, кто не ругался нецензурно, в лагере не любили, а Лихачев и слов-то матерных не знал. «Значит, будут бить!» -морально готовили к худшему друзья по камере. Но все, что мог скромный филолог, — это надеть шапку потолще — авось дубинка не проймет.

Со временем Лихачев стал своим в тюремной среде. У него даже кличка появилась — «Медяковый штым», что означало сообразительный, умный человек. Вместе с другими уголовниками они создали театральную труппу, разыгрывали сценки, говорили о науке и культуре. Дмитрий был поражен, сколько в тюремных стенах умных, образованных и начитанных людей! Именно на Соловках он опубликовал свою первую научную работу. Это была статья «Картежные игры уголовников», напечатанная в местной газете.


В целом, годы в заключении пролетели быстро. Тем более, Лихачев привык относиться к ним философски. Но были моменты, когда в жилах стыла кровь. Однажды к нему на свидание приехали родители. Дмитрий отправился к ним, а через полчаса в барак прибежал приятель и прошептал: «Тебя включили в список на расстрел». Дмитрий знал, что это такое.

Периодически начальство тюрьмы, чтобы отсеять лишних и чтобы другим неповадно было, расстреливало заключенных. Не кого-то конкретно, а кто под руку попадется. И вот Дмитрий попался. Ничего не сказав отцу с матерью, он выбежал из барака и спрятался в надежном месте. Лихачев слышал, как неподалеку раздавались выстрелы. И понимал: в этот самый момент убили кого-то вместо него. К родителям он вернулся спокойным, но… другим. Теперь он знал: ценить нужно каждый прожитый день.

Звания, награды[править | править код]

  • Орден Св.Андрея Первозванного ().
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • Герой Социалистического Труда () с вручением знака особого отличия — золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени ()
  • Орден Георгия Димитрова (НРБ, )
  • 2 Ордена Кирилла и Мефодия I степени (НРБ, , )
  • Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, )
  • Орден Мадарани Конник I степени (Болгария, )
  • Медаль «За оборону Ленинграда»()
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ()
  • Медаль «За трудовую доблесть» ()
  • Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ()
  • Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ()
  • Медаль «Ветеран труда» ()
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ()
  • Медаль Пушкина (1999)
  • Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»

В году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по год. С года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (—, —).

Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США — Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С года — председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года — председатель редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия». С по год возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники», с года является членом редколлегии журнала «Новый мир», а с года — журнала «Наше наследие».

Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств «Янтарный крест» (). Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (). Награжден Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова ().
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (). Почётный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии (1997).

Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877 (1984).

Личная жизнь

Дмитрий Лихачев был образцовым семьянином, прожившим всю жизнь с одной супругой по имени Зинаида Александровна. С будущей женой филолог познакомился в 1932 г., когда работал корректором в Академии наук.

Дмитрий Лихачев с женой Зинаидой

В этом браке у пары родились 2 близняшки – Людмила и Вера. По словам самого Лихачева, между ним и супругой всегда царили взаимопонимание и любовь.

Ученый никогда не состоял в Компартии, а также отказывался подписывать письма против видных деятелей культуры СССР. При этом он не являлся диссидентом, а скорее пытался найти компромисс с советской властью.

ЗАМЕТКИ И МЫСЛИ О «МЕЛОЧАХ» ЖИЗНИ

Последние книги Лихачева похожи на проповеди или на поучения. Что же пытается нам внушить Лихачев? Что объяснить, чему научить?

В предисловии к книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич пишет: «Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите». Для восприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красивым.

Вспоминая Дмитрия Сергеевича, почитаем выдержки из его писем:

«Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть добрым и значительным. Человек должен думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти, а люди, служившие другим, служившие по-умному, имеющие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго».

«В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

«В жизни ценнее всего доброта… доброта умная, целенаправленная

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно»

«Забота – вот то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего, человек недобрый и не любящий никого».

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми.

Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д. И всё это прикрываясь какой-нибудь фразой: “Я человек простой…”, “Я не люблю мудрствований”, “Я прожил свою жизнь и без этого”, “Всё это от лукавого” и т. д. А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».

«Самое восхитительное свойство человека – любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) – это основа, на которой стоит человечество».

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или “умного результата”… Говорят “добренький”, когда хотят оскорбить».

«Если человек перестанет быть творческим существом и быть устремленным в будущее, он перестанет быть человеком».

«Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества».

«Жизнь – прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым».

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

«Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве… Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».

В чем же всё-таки феномен Лихачева?

Ведь он, в сущности, был боец-одиночка. В его распоряжении не было ни партии, ни движения, не было ни влиятельной должности, ни правительственной верхушки. Ничего. В его распоряжении были лишь моральная репутация и авторитет.

Те, кто сегодня хранят наследие Лихачева, убеждены – необходимо вспоминать Дмитрия Сергеевича чаще, не только когда проводятся общенародные юбилейные мероприятия.

Детство и юность

Лихачев Дмитрий Сергеевич появился на свет 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к интеллигенции и имела скромный финансовый достаток. Отец Сергей Михайлович работал инженером-электриком, в мать Вера Семеновна занималась домашним хозяйством.

В подростковом возрасте юноша определил для себя, что хочет изучать литературу и язык, поэтому после получения классического среднего образования успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградский университет и поступил на местное филологическое отделение факультета общественных наук.

Дмитрий Лихачев

В студенческие годы Лихачев являлся одним из членов полуподпольного кружка, изучавшего древнюю славянскую филологию. В 1928 году парня арестовали, предъявив стандартное обвинение в антисоветской деятельности. В наказание Дмитрия отправили на Соловецкие острова, находящиеся в Белом море. Некоторое время спустя его направили заниматься строительством Беломорканала, а в 1932-м досрочно освободили.

Несмотря на то, что молодой человек из-за нелепого стечения обстоятельств прошел через страдания и сталинские лагеря, долгие годы лишения свободы не сломили его. Вернувшись на родину в Ленинград, Лихачев получил возможность окончить высшее образование и добился обнуления судимостей. В дальнейшем он отдавал все свои силы и время научным работам. Опыт, полученный в лагерях, неоднократно помогал ученому с филологическими исследованиями.

Академик

В 1953 году Дмитрий Сергеевич стал членом-корреспондентом Академии наук СССР, а с 1955 года всерьез занялся борьбой за сохранение исторических памятников. Делал он это, конечно, не в одиночку. Лихачев сумел собрать вокруг себя настолько влиятельных руководителей, что ему оставалось лишь задавать направление. С его мнением стали считаться, а сам он был признан негласным авторитетом в области культуры. Причем не только в нашей стране, но и за рубежом, куда Дмитрий Сергеевич стал регулярно ездить со своими лекциями.

Будучи человеком честным и откровенным, Лихачев всегда открыто говорил все, что думает, перед властью не заискивал. Когда в октябре 1975 года Дмитрий Сергеевич выступил против исключения Андрея Дмитриевича Сахарова из Академии наук, он ничего не боялся. Как обычно лег спать, а наутро стал собираться на лекцию в университет. Конспект и толстую тетрадь сунул под пальто — так удобнее. Это его и спасло: сразу за дверями квартиры на Лихачева напали двое, начали избивать. Но не на того нарвались! Вспомнив годы, проведенные в лагерях, Дмитрий Сергеевич дал им отпор, еще и побежал следом, прогоняя мерзавцев. К врачу отправился лишь после лекции, оказалось — перелом двух ребер. А ведь Лихачеву на тот момент было уже 70 лет…

В другой раз он отказался подписать письмо деятелей культуры против писателя Александра Солженицына. Итог — его квартиру пытались поджечь, пока он отдыхал на даче. Не успели — сработала сигнализация, и соседи вызвали пожарных. А потом посоветовали академику: «Вы бы хоть глазок в двери врезали! Неужели не страшно?» На что тот отвечал: «Если меня захотят уничтожить, никакой глазок не поможет».

Лихачев принадлежал к той категории людей, кто мало говорит, но много делает. Когда в 1963 году Бродского собрались судить за тунеядство, он выхлопотал для него заказ на перевод, а вместе с ним и трудовой договор. Когда его студентам нужна была характеристика, Дмитрий Сергеевич печатал ее лично, не прикрываясь занятостью. Когда строили гостиницу «Ленинград», изо всех сил хлопотал, чтобы ее не сделали многоэтажной и, тем самым, не испортили архитектурный облик города.

Общественная позиция

Несмотря на то, что Лихачев не был диссидентом, предпочитая компромисс с властями, он всегда оставался самостоятельным в своих суждениях и не скрывал их. Никогда не был членом КПСС. В Соловецком лагере не соглашался читать атеистические лекции заключенным.

В 1975 году выступил против лишения Андрея Сахарова звания академика, позже ответил отказом на предложение подписать коллективное письмо деятелей культуры с осуждением Александра Солженицына.

Публично выступал против изменения исторического облика Ленинграда и пригородов. При этом академика подвергали травле. В 80-90 годы прошлого века его выступления по радио и телевидению, статьи в массовых периодических изданиях поднимали не только вопросы науки и культуры, но и общественно-политические и нравственные. Он обрел статус смелого общественного деятеля, защитника культурного наследия, хранителя нравственных устоев.

Жизнь в Соловках

Во время жизни в лагере на долю Лихачёва выпало немало испытаний: ужасающие условия в бараке, тяжёлый физический труд, брюшной тиф. Но трудности только закалили его характер.

Дмитрию Сергеевичу довелось тесно общаться с самыми разнообразными людьми – от бандитов-налётчиков до людей дворянского воспитания, поражавших моральной стойкостью. Это общение научило Лихачёва видеть хорошие качества в каждом человеке, невзирая на его профессию и социальный статус.

В написанных позднее мемуарах Лихачёв не жалуется на пережитые в Соловках невзгоды

Учёный акцентирует внимание на личностях людей, с которыми он общался, пишет о том, чем ему довелось в лагере заниматься

Даже отбывая наказание, Лихачёв продолжал исследовательскую работу: изучал воровской жаргон, записывал рассказы трудных подростков об их нелёгкой жизни. Материалы по воровскому арго, накопленные в лагере, легли в основу двух научных работ.

10 заповедей академика Лихачева

Однажды Дмитрию Сергеевичу задали вопрос: в чем он видит смысл жизни?

Немногие знают о десяти заповедях Лихачёва, которые он выработал для себя. Ученый следовал им всю жизнь, и по словам современников, порождал вокруг себя особый нравственный климат.

Приведем этот список:

  • «Не убивай и не начинай войны».
  • «Не помысли народ свой врагом других народов».
  • «Не укради и не приписывай труда брата своего».
  • «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти».
  • «Уважай мысли и чувства братьев своих».
  • «Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай».
  • «Чти природу как мать свою и помощницу».
  • «Пусть труд и мысли твои будут трудом свободного творца, а не раба».
  • «Пусть живет все живое, мыслится мыслимое».
  • «Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным».

Вывод

Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся русский советский ученый, академик, исследователь древнерусской литературы. Он великий просветитель и популяризатор науки, автор научно-популярных книг, многие из которых адресованы молодежи. Даже его научные труды написаны так увлекательно и таким доступным языком, что привлекают не только специалистов, но и массового читателя. На протяжении многих лет вел передачи по Центральному телевидению, писал статьи для массовых журналов и газет. Лихачев активно боролся за сохранение памятников культуры.

За годы работы он стал признанным авторитетом в области науки и культуры в мире, был Почетным академиком и доктором множества зарубежных университетов и академий. Для советского и российского общества он был и остается авторитетом нравственности, а его жизнь – примером жизни русского интеллигента, подвигом служения.