Михаил петрашевский

Оглавление

Литература

  • Семевский В. И. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «петрашевцы». Ч. I // Собр. соч. Т. II. М.: Задруга, 1922. 217 с.
  • Петрашевцы в воспоминаниях современников: Сб. мат-лов. Сост. П. Е. Щёголев. М.;Л.: Госиздат, 1926. 295 с.
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. Под ред. В. Евграфова. М.: Госполитиздат, 1953. — 824 с.
  • Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. М.: Мысль, 1965. — 166 с.
  • Петрашевцы об атеизме, религии и церкви: Сб. Сост. и ред. В. Р. Лейкина-Свирская. М.: Мысль, 1986. 269 с.
  • Егоров Б. Ф. Петрашевцы. — Л.: Наука, 1988. — 236 с.
  • Дулов А. В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1996. — 300 с.
  • «Общество пропаганды в 1849 г.» (Лиц., 1875);
  • «Новое время», 1881 г. № 1790;
  • Плещеев А. Н., в «Молве» (1881, № 50);
  • Вуич, в «Порядке» (1881, № 48);
  • Милюков, в «Русской старине» (1881, № 3,);
  • «Русский инвалид», 1849, № 276 (приговор);
  • Op. Миллер. Биография Достоевского;
  • Семевский В. И., «Крестьянский вопрос» (т. II) и в «Сборнике правоведения» (т. I).
  • Бельчиков Н. Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М.: Политиздат, 1936. — 275 с.
  • Бешкин Г. Идеи Фурье у Петрашевского и петрашевцев. М.: Госиздат, 1923. — 76 с.
  • Богданович Т. А. Первый революционный кружок николаевской эпохи. Петрашевцы, Спб.: Новая Россия, 1917—130 с.
  • Власова З. В., Писатель-петрашевец С. Ф. Дуров, «Вестник ЛГУ», № 8 (Серия истории, языка и литературы, в. 2), 1958
  • Волгин И. Л. Пропавший заговор. Достоевский и полит. процесс 1849 г. М.:Либерея, 2000—703 с.
  • Возный А. Ф. Полицейский сыск и кружок петрашевцев. Киев.: КВШ МВД СССР,1976. — 86 с.
  • Глинский Б. Б. Русская периодическая печать в провинции. «Исторический вестник», 1898, No 1.
  • Демор В. П. Петрашевский. Биографический очерк. Историко-революционная библиотека. — Л.: Гос. Изд-во., 1920
  • Деркач С. С. О литературно-эстетических взглядах петрашевцев, «Вестник ЛГУ», 1957, № 14, в. 3;
  • Зельдович М. Г. К характеристике литературно-эстетических взглядов М. В. Петрашевского, «Учёные записки Харьковского университета», 1956, т. 70, № 3;
  • Исторические сведения о цензуре в России. — Спб.: Общественная польза, 1862. — 235 с.
  • Любавский. Русские уголовные процессы. СПб.: Общественная польза, 1867, т. 2. — 320 с.
  • Никитина Ф. Г. Петрашевцы и Ламенне // Философские науки, No 6, М.: Изд. А. Н. 1978
  • Прокофьев В. А. Петрашевский Жизнь замечательных людей № 255, М.: Молодая гвардия, 1962
  • Смиренский Б. В. Поэт-петрашевец С. Ф. Дуров в Сибири, «Сибирские огни», 1958, № 1;
  • Столпянский П. Н., Революционный Петербург. П., 1922. «Русский вестник», 1888, No 5.
  • Унковский А. М., Записки. «Русская мысль», 1906, No 6.
  • Устрялов Ф. Н. Университетские воспоминания. «Исторический вестник», 1884, т. 16.
  • Стронин А. И. История общественности. СПб.: Изд. Императорской Академии Наук, 1885—230 с.
  • Уланов В. Я. Политические процессы николаевской эпохи Петрашевцы. М.: Изд. В. Саблина, 1907—280 с
  • Усакина Т. И. Петрашевцы и литературно-общественное движение 40-х годов XIX века, Саратов, 1965.
  • Шелгунова Л. П., Из далёкого прошлого. СПб.: Общественная польза 1901—239 с.
  • Щпицер С. Новое о деле петрашевцев. «Каторга и ссылка», 1926, No 7
  • Волгин И. Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. — М.: Либерея, 2000. — 703 с

Биография[править | править код]

Из дворян. Отец — военный врач, хирург, действительный статский советник В. М. Петрашевский. В декабре 1825 года отец Михаила Петрашевского был приглашён для оказания помощи смертельно раненому на Сенатской площади декабристом П. Г. Каховским генералу М. А. Милорадовичу.

Окончив Царскосельский лицей (), поступил на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета () служил переводчиком в министерстве иностранных дел.

Принял участие в работе над «Карманным словарём иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Первый выпуск редактировал В. Н. Майков при участии Петрашевского, редактором второго выпуска стал Петрашевский (—), который написал и большинство теоретических статей. Статьи словаря пропагандировали демократические и материалистические идеи, принципы утопического социализма.

В доме Михаила Петрашевского с 1844 года проходили собрания, с 1845 года — еженедельные («пятницы»).

Участники «пятниц» пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. Он был последователем Ш. Фурье. В 1847 году Петрашевский попытался осуществить идеи организации фаланстера на практике.

В конце 1848 года участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы. Судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. Среди этих 20 человек был и писатель Федор Михайлович Достоевский, который входил в кружок петрашевцев. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. Наказание Петрашевский отбывал в Восточной Сибири. Б. В. Струве, встретившийся с ним в Сибири, оставил такой нелестный отзыв:

С 1856 года — ссыльнопоселенец; жил в Иркутске, сотрудничал в местных газетах, давал уроки. Организовал газету «Амур» (). За выступления против произвола местных властей в феврале 1860 года был выслан в село Шушенское Минусинского округа. С декабря 1860 года по март 1864 года жил в Красноярске. Оказывал заметное влияние на Красноярскую городскую думу. Был выслан губернатором П. Н. Замятниным из Красноярска в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в село Кебеж. 2 мая 1866 года Петрашевского перевели в село Бельское, Бельской волости, Енисейского уезда, Енисейской губернии, где он и умер в своём доме от кровоизлияния в мозг.

Биография

Из дворян. Отец — военный врач, хирург, действительный статский советник В. М. Петрашевский. В декабре 1825 года отец Михаила Петрашевского был приглашён для оказания помощи смертельно раненому на Сенатской площади декабристом П. Г. Каховским генералу М. А. Милорадовичу.

Окончив Царскосельский лицей (), поступил на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета () служил переводчиком в министерстве иностранных дел.

Принял участие в работе над «Карманным словарём иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Первый выпуск редактировал В. Н. Майков при участии Петрашевского, редактором второго выпуска стал Петрашевский (—), который написал и большинство теоретических статей. Статьи словаря пропагандировали демократические и материалистические идеи, принципы утопического социализма.

В доме Михаила Петрашевского с 1844 года проходили собрания, с 1845 года — еженедельные («пятницы»).

Участники «пятниц» пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. Он был последователем Ш. Фурье. В 1847 году Петрашевский попытался осуществить идеи организации фаланстера на практике.

В конце 1848 года участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы. Судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. Среди этих 20 человек был и писатель Федор Михайлович Достоевский, который входил в кружок петрашевцев. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. Наказание Петрашевский отбывал в Восточной Сибири. Б. В. Струве, встретившийся с ним в Сибири, оставил такой нелестный отзыв:

С 1856 года — ссыльнопоселенец; жил в Иркутске, сотрудничал в местных газетах, давал уроки. Организовал газету «Амур» (). За выступления против произвола местных властей в феврале 1860 года был выслан в село Шушенское Минусинского округа. С декабря 1860 года по март 1864 года жил в Красноярске. Оказывал заметное влияние на Красноярскую городскую думу. Был выслан губернатором П. Н. Замятниным из Красноярска в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в село Кебеж. 2 мая 1866 года Петрашевского перевели в село Бельское, Бельской волости, Енисейского уезда, Енисейской губернии, где он и умер в своём доме от кровоизлияния в мозг.

Идеи и диспуты петрашевцев

Вопросы, поднимаемые петрашевцами:

  • уничтожение самодержания и установление в России республики,
  • отмена крепостного права,
  • изучение работ Герцена и Белинского,
  • изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
  • порядок проведения социальных реформ в России,
  • поиск своего места в народных выступлениях.

Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.

Литература

  • Семевский В. И. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «петрашевцы». Ч. I // Собр. соч. Т. II. — М.: Задруга, 1922. — 217 с.
  • Петрашевцы в воспоминаниях современников: Сб. мат-лов / Сост. П. Е. Щёголев. — М.;Л.: Госиздат, 1926. — 295 с.
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев / Под ред. В. Евграфова. — М.: Госполитиздат, 1953. — 824 с.
  • Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. — М.: Мысль, 1965. — 166 с.
  • Петрашевцы об атеизме, религии и церкви: Сб. / Сост. и ред. В. Р. Лейкина-Свирская. — М.: Мысль, 1986. — 269 с.
  • Егоров Б. Ф. Петрашевцы. — Л.: Наука, 1988. — 236 с. — ISBN 5-02-027208-6.
  • Дулов А. В. Петрашевцы в Сибири. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1996. — 300 с.

В беллетризованной форме дело Петрашевского представлено в романе Пальма «Алексей Слободин» и в «Итогах жизни» Л. М. Ковалевского («Вестник Европы», 1883, № 1—3).

Большинство исследователей считает, что образ Верховенского в романе Достоевского «Бесы» наделен чертами Петрашевского: он суетлив, нервозен. Достоевский не имел возможности изучить характер и манеры холодного и спокойного Нечаева, поэтому нарисовал собирательный портрет. Теории и действия Верховенского, это во многом теории и преступление Нечаева, а стиль поведения срисован с Петрашевского. Эта суетливость понадобилась писателю, чтобы превратить Верховенского в «мелкого беса», искушающего Ставрогина.

Приговор

Сообщение о приговоре суда по делу петрашевцев в «Ведомостях Санкт-Петербургской Городской Полиции» от 24 декабря 1849 г. (5 января 1850 г.).

Наряженный над ними военный суд нашёл, однако, что «пагубные учения, породившие смуты и мятежи во всей Западной Европе и угрожающие ниспровержением всякого порядка и благосостояния народов, отозвались в некоторой степени и в нашем отечестве. Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности».

Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счёл возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания, а Пальм испрашивал даже полное прощение. Наказания действительно были смягчены: Петрашевскому назначена каторга без срока, Достоевскому — каторга на 4 года с отдачей потом в рядовые, Дурову — то же самое, Толю — 2 года каторги, Черносвитову — ссылка в крепость Кексгольм, на реке Вуокса, Плещееву — отдача рядовым в оренбургские линейные батальоны и т. д

Пальм был переведён с тем же чином в армию.

Идеи петрашевцев

Несмотря на различие взглядов, большинство петрашевцев объединяли идеи французских социалистов. Они не одобрялись правительством, но и особенно опасными не считались. Как правило, из предложенных французскими философами сложных концепций образованным людям импонировали только идеи гуманизма, альтруизма и социальной справедливости. Тот же «Словарь» Петрашевского замечателен стремлением к гармонии в обществе, братству и взаимопомощи.

Еще одно знаковое произведение петрашевцев — это письмо Виссариона Белинского, одного из членов кружка, Н. В. Гоголю в ответ на публикацию его глубоко христианской книги «Выбранные места из переписки с друзьями». В написанном 1847 году послании критик пеняет писателю на то, что тот проповедует ложь и безнравственность, прикрывая их религией. Атеист Белинский настаивает на том, что будущее России — не в молитвах, а в просвещении и гуманности.

Среди петрашевцев выделялась группа радикально настроенных членов под предводительством Н. А. Спешнева. Это были Н. А. Мордвинов, Н. А. Момбелли, П. Н. Филиппов, Н. П. Григорьев, В. А. Милютин, а также писатель Ф. М. Достоевский. Спешнев рассматривал возможность народных восстаний на окраинах империи — на Волге и в Сибири, предлагал печатать за границей запрещенную политическую литературу, пытался организовать тайную типографию у себя дома. Во время следствия среди его бумаг было найдено обязательство его единомышленников участвовать в революции, если она произойдет.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

  • с октября 1848 г. по вторникам собирались у Н. С. Кашкина – русского общественного деятеля, сына декабриста. Кружок носил название «чистых фурьеристов», представители которого изучали труды французского экономиста-утописта;
  • с весны 1849 г. собирались у С. Ф. Дурова – поэта, прозаика, переводчика. В его состав входили братья Достоевские, поэты Плещеев и Пальм и другие выдающиеся представители русской интеллигенции.

Литература

  • Семевский В. И. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «петрашевцы». Ч. I // Собр. соч. Т. II. — М.: Задруга, 1922. — 217 с.
  • Петрашевцы в воспоминаниях современников: Сб. мат-лов / Сост. П. Е. Щёголев. — М.;Л.: Госиздат, 1926. — 295 с.
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев / Под ред. В. Евграфова. — М.: Госполитиздат, 1953. — 824 с.
  • Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. — М.: Мысль, 1965. — 166 с.
  • Петрашевцы об атеизме, религии и церкви: Сб. / Сост. и ред. В. Р. Лейкина-Свирская. — М.: Мысль, 1986. — 269 с.
  • Егоров Б. Ф. Петрашевцы. — Л.: Наука, 1988. — 236 с. — ISBN 5-02-027208-6.
  • Дулов А. В. Петрашевцы в Сибири. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1996. — 300 с.

В беллетризованной форме дело Петрашевского представлено в романе Пальма «Алексей Слободин» и в «Итогах жизни» Л. М. Ковалевского («Вестник Европы», 1883, № 1—3).

Большинство исследователей считает, что образ Верховенского в романе Достоевского «Бесы» наделен чертами Петрашевского: он суетлив, нервозен. Достоевский не имел возможности изучить характер и манеры холодного и спокойного Нечаева, поэтому нарисовал собирательный портрет. Теории и действия Верховенского, это во многом теории и преступление Нечаева, а стиль поведения срисован с Петрашевского. Эта суетливость понадобилась писателю, чтобы превратить Верховенского в «мелкого беса», искушающего Ставрогина.

Литература

  • Семевский В. И. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «петрашевцы». Ч. I // Собр. соч. Т. II. — М.: Задруга, 1922. — 217 с.
  • Петрашевцы в воспоминаниях современников: Сб. мат-лов / Сост. П. Е. Щёголев. — М.;Л.: Госиздат, 1926. — 295 с.
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев / Под ред. В. Евграфова. — М.: Госполитиздат, 1953. — 824 с.
  • Лейкина-Свирская В. Р. Петрашевцы. — М.: Мысль, 1965. — 166 с.
  • Петрашевцы об атеизме, религии и церкви: Сб. / Сост. и ред. В. Р. Лейкина-Свирская. — М.: Мысль, 1986. — 269 с.
  • Егоров Б. Ф. Петрашевцы. — Л.: Наука, 1988. — 236 с. — ISBN 5-02-027208-6.
  • Дулов А. В. Петрашевцы в Сибири. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1996. — 300 с.

В беллетризованной форме дело Петрашевского представлено в романе Пальма «Алексей Слободин» и в «Итогах жизни» Л. М. Ковалевского («Вестник Европы», 1883, № 1—3).

Большинство исследователей считает, что образ Верховенского в романе Достоевского «Бесы» наделен чертами Петрашевского: он суетлив, нервозен. Достоевский не имел возможности изучить характер и манеры холодного и спокойного Нечаева, поэтому нарисовал собирательный портрет. Теории и действия Верховенского, это во многом теории и преступление Нечаева, а стиль поведения срисован с Петрашевского. Эта суетливость понадобилась писателю, чтобы превратить Верховенского в «мелкого беса», искушающего Ставрогина.

Участники собраний

В истории литературы XIX века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное место, потому что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и учёных. Кроме Петрашевского, издавшего под псевдонимом Кириллова «Словарь иностранных слов», были замешаны Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, химик Ф. Львов, гигиенист Д. Д. Ахшарумов — замешаны непосредственно, потому что бывали на пятницах Петрашевского и были там переписаны.

Кружки, близкие к петрашевцам

Кружок Петрашевского посредством некоторых своих членов (главным образом Дурова) стоял в тесной связи со множеством других, где рассуждали совершенно в том же духе о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничества, где со страстным интересом читались и комментировались теории Кабе, Фурье, Прудона и, наконец, с восторгом слушалось письмо Белинского к Гоголю.

Один из таких кружков собирался у Иринарха Введенского; к числу его участников принадлежали молодые литераторы и студенты Г. Е. Благосветлов, А. П. Милюков и Н. Г. Чернышевский. Известный мемуарист Ф. Ф. Вигель, знавший об этих собраниях и тесной связи их с собраниями у Петрашевского, сделал в этом смысле донос, и только отсутствие точных сведений у Липранди, но в первую очередь заступничество Ростовцева, очень любившего Введенского, спасли его самого и его друзей.

Кроме того, ускользнули от преследования многие из бывших на собраниях у самого Петрашевского, как например В. А. Энгельсон, впоследствии деятельный участник Герценовской «Полярной звезды», известный теоретик славянофильства — Николай Данилевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и долгое время усердно посещавший пятницы Петрашевского Аполлон Майков.

Наконец, к Петрашевцам можно причислить двух писателей, которые только потому не попали в число подсудимых, что умерли раньше начала следствия: Валериана Майкова и Белинского. Валериан Майков был очень дружен с Петрашевским и принимал большое участие в составлении «Словаря иностранных слов» Кириллова, который был одним из крупнейших corpus delicti процесса.

В. Г. Белинский за своё письмо к Гоголю, вероятно, был бы причислен к преступнейшей категории «общества», так как многие из петрашевцев только и были повинны что в распространении этого письма. Окончательный приговор генерал-аудиториата относительно Плещеева гласил:

Одним из мотивов, на основании которых Головинский, Достоевский, Пальм присуждены к смертной казни, выставлено недонесение о распространении письма Белинского.

Список петрашевцев

  1. Михаил Буташевич-Петрашевский, титулярный советник, 27 лет
  2. Дмитрий Ахшарумов, кандидат Санкт-Петербургского университета, 26 лет
  3. Василий Головинский, титулярный советник, 20 лет
  4. Николай Григорьев, поручик лейб-гвардии конно-гренадерского полка
  5. Ипполит Дебу, служащий в Азиатском департаменте, 25 лет
  6. Константин Дебу, служащий в Азиатском департаменте, 38 лет
  7. Фёдор Достоевский, отставной инженер-поручик, литератор, 27 лет
  8. Сергей Дуров, отставной коллежский асессор, литератор, 33 года
  9. Александр Европеус, отставной коллежский секретарь, 24 года
  10. Василий Катенев, сын почетного гражданина, 19 лет
  11. Николай Кашкин, служащий в Азиатском департаменте, 20 лет
  12. Фёдор Львов, штабс-капитан лейб-гвардии егерского полка, 25 лет
  13. Николай Момбелли, поручик лейб-гвардии московского полка, 27 лет
  14. Александр Пальм, поручик лейб-гвардии егерского полка, 27 лет
  15. Алексей Плещеев, неслужащий дворянин, литератор, 23 года
  16. Николай Спешнев, помещик Курской губернии, 28 лет
  17. Константин Тимковский, титулярный советник, 35 лет
  18. Феликс Толь, учитель главного инженерного училища, 26 лет
  19. Павел Филиппов, студент Санкт-Петербургского университета, 24 года
  20. Александр Ханыков, студент Санкт-Петербургского университета, 24 года
  21. Рафаил Черносвитов, отставной поручик (бывший исправник), 39 лет
  22. Пётр Шапошников, мещанин, 28 лет
  23. Иван Ястржембский, помощник инспектора в Технологическом институте, 34 года
  24. Александр Баласогло, поэт, морской офицер в отставке, 36 лет.

Всего по делу петрашевцев было арестовано около сорока человек, из них 21 приговорён к расстрелу, одному, как сошедшему с ума в процессе следствия, приговор отсрочен.

Ф.М. Достоевский

Для нас дело петрашевцев особенно важно потому, что одним из осужденных был великий писатель Ф.М. Достоевский. Помимо простого участия в собраниях кружка, единственным конкретным обвинением, предъявленным ему, было чтение вслух на одном из собраний знаменитого, а тогда запрещенного программного письма В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю (Белинский к тому времени уже умер, но Достоевский был с ним знаком и Белинский поддерживал его первые шаги в литературе, горячо оценил роман «Бедные люди»)

Фактически только за это Ф.М. Достоевский был осужден к смертной казни, в порядке помилования замененной каторжными работами в Сибири.

К делу петрашевцев привлекался и старший брат Ф.М. Достоевского Михаил, но его виновность не была доказана и его отпустили.

Участие в кружке Петрашевского характеризует взгляды Ф.М. Достоевского конца 1840-х годов, хотя, по его собственному утверждению (см. изложение его показания во Всеподданнейшем докладе), он не вполне разделял мнения товарищей. Впоследствии, после каторги и ссылки, взгляды писателя кардинально изменились, это видно не только из содержания его произведений, но и из прошений, которые он в разные годы писал на имя начальника III Отделения кн. В.А. Долгорукова, а также Александру II.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Расследование

Николай I, правление которого началось с подавления восстания декабристов, с первых дней царствования уделял немало сил и средств укреплению государственного режима. В 1848-1849 годах Европу охватили революции и император больше всего опасался допустить политическую смуту в России. Процветали тайные доносы и шпионство, а сторонники освобождения крестьян заслужили сомнительную и опасную репутацию «вольнодумцев».

В августе 1848 года на стол министра внутренних дел Л. А. Перовского легла докладная о происходящем в окружении Петрашевского. Тут же в его дом были отправлены шпионы с предписанием докладывать о разговорах, происходящих во время собраний. Дело усугублялось личным отрицательным отношением Перовского к Петрашевскому и честолюбием министра. Главе министерства внутренних дел нужно было громкое дело, которое придало бы авторитет сыскной полиции в глазах монарха и отодвинуло за задний план III отделение — надзорный орган за политически неблагонадежными лицами.

Опасения вызывали не только сами идеи петрашевцев, но и тот факт, что в кружок входили люди совершенно различные по социальному положению — офицеры, чиновники, студенты, купцы, мещане, лавочники. По мнению И. П. Липранди, которому было поручено наблюдение за обществом, это означало наличие разветвленной сети заговорщиков, объединяющей все слои населения по всей стране. Сложность обвинения состояла в том, что разговоры не перерастали в какие-либо действия, а отвлеченные рассуждения «пришить к делу» было сложно.

Кружок Петрашевского

В середине 1840-х годов в доме Михаила Васильевича каждую неделю устраивались собрания, который назывались – «пятницами». Во время таких встреч обсуждались различные темы.

Важно отметить, что в личной библиотеке Петрашевского было немало запрещенных в России книг по утопическому социализму и истории революционных движений. Он был сторонником демократии, а также выступал за освобождение крестьян с земельными наделами

Михаил Петрашевский являлся последователем французского философа и социолога Шарля Фурье. К слову, Фурье был одним из представителей утопического социализма, а также автором такого понятия, как – «феминизм».

Когда Петрашевскому было около 27 лет он участвовал в собраниях, на которых обсуждалось формирование тайного общества. К тому моменту биографии у него появилось свое понимание того, каким образом должна развиваться Россия.

Доклад Липранди

Дело Петрашевского долго составляло предмет государственной тайны. Эта таинственность в связи с суровым наказанием, понесенным участниками «общества пропаганды», создала представление о деле Петрашевского как о серьёзном политическом заговоре, который часто ставился наряду с заговором декабристов. Такое представление рушилось после обнародования документов, относящихся к делу Петрашевцев.

Среди этих документов важную роль играло донесение И. П. Липранди, который по поручению министра внутренних дел больше года наблюдал за кружком Петрашевского и представил списки людей для ареста. В кружок был внедрён его агент Пётр Антонелли.

«Члены общества, — говорил в своём докладе Липранди, — предполагали идти путём пропаганды, действующей на массы. С этой целью в собраниях происходили рассуждения о том, как возбуждать во всех классах народа негодование против правительства, как вооружать крестьян против помещиков, чиновников против начальников, как пользоваться фанатизмом раскольников, а в прочих сословиях подрывать и разрушать всякие религиозные чувства, как действовать на Кавказе, в Сибири, в Остзейских губерниях, в Финляндии, в Польше, в Малороссии, где умы предполагались находящимися уже в брожении от семян, брошенных сочинениями Шевченки (!). Из всего этого я извлёк убеждение, что тут был не столько мелкий и отдельный заговор, сколько всеобъемлющий план общего движения, переворота и разрушения». На самом деле, однако, по суду оказалось совершенно иное. <…> Буташевич-Петрашевский, ещё с 1841 г. пытался поселять зловредные начала либерализма в молодом поколении». Начиная с  г. Петрашевский «собирал у себя в известные дни знакомых ему учителей, литераторов, студентов и вообще лиц разных сословий и постоянно возбуждал суждения, клонившиеся к осуждению существующего в России государственного управления».

Не довольствуясь этим, Петрашевский в конце 1848 г. совещался со Спешневым, Черносвитовым, Момбелли, Дебу, Львовым «об учреждении тайного общества под названием, как сами они выражались, товарищества или братства взаимной помощи из прогрессистов и людей передовых мнений, которые бы могли двинуть гражданский быт вперёд на новых началах, посредством возвышения друг друга; однако же это общество, по разномыслию членов, не состоялось. Итак, люди ни разу не пошли дальше отвлечённых рассуждений, даже в теории не могли сговориться относительно какой-либо организации.

Тем не менее, суд сошёлся с Липранди в общей оценке «общества» и приговорил всех участников его к смертной казни. Суровый приговор был мотивирован исключительно «преступными разговорами», «вредными идеями», «гнусным либерализмом», как выразился Момбелли в своём покаянном показании.

Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

  • Поделиться с:

Петрашевцы история создания, их взгляды, лидеры

В середине XIX века в России прогрессивная мысль стала находиться под контролем разночинцев. Это были представители купцов, мещан, духовенства, отставных солдат, мелких чиновников и богатых крестьян.

Эти люди не проходили государственной службы, поэтому им было тяжело войти в социальную систему Российской империи.

Они зарабатывали на жизнь в основном умственным трудом. Разночинцы стали новой социально-культурной группой с прогрессивными идеологиями — либеральной, социалистической, революционной, анархической.

Костяк революционного движения составляла интеллигенция. И если представителями декабристов были в основном дворяне, то их преемниками уже становились разночинцы. Одни из ранних разночинных кружков считались петрашевцы, названные в честь М.В. Буташевича-Петрашевского. По методам борьбы петрашевцы были расколоты. Были среди них и реформаторы, которые составляли большинство, и революционеры.

Каждую пятницу в доме Петрашевского зачитывались доклады, посвящённые вопросам деятельности организации. На их идеологию и методы борьбы оказали влияние мировоззрения Герцена и Белинского. Организационно и идейно кружок оформиться не успел: в 1849 году, когда он был близок к этому, он был прикрыт царским правительством.

Род деятельности и идеология

Идеи и цели петрашевцев были такими же, как и у любых российских прогрессистов середины XIX века. Главной целью кружка была, конечно же, отмена крепостного права. В число других целей петрашевцев включались судебная реформа, свобода печати, а ряд петрашевцев были склонны к восстанию. Многие петрашевцы отрицательно относились к религии, отрицали существование Бога и относили себя к выраженным материалистам.

Религия, по мнению многих челнов кружка, огрубляла и подавляла человека. Религия, по мнению петрашевцев, выражена в боге, который потворствует сильным и победителям. Как и любые прогрессисты, петрашевцы были поборниками науки и просвещения. Они противопоставляли их суевериям, мистицизму и религии. Петрашевцы относились критически к идеалистам из Германии, считая их взгляды оторванными от реальности.

Петрашевцы поддерживали утопический социализм как альтернативу порокам феодальной и капиталистической систем. На их идеи оказали влияние взгляды Шарля Фурье. Они выступали против патриархальной семьи и поддерживали эгалитарную семью из-за того, что в эгалитарной модели отсутствует угнетение женщины. Личный эгоизм, по мнению петрашевцев, должен поглощаться групповым эгоизмом. Таким образом, этот кружок выступал за преобразование общества через естественную природу человека.

Социализм петрашевцев носил далеко не социалистический характер. Но в России все революционные движения того времени назывались социалистическими. Если многие либералы выступали только за права русского крепостного крестьянства и были реформистами в целом, то почти все социалисты выступали за научное мировоззрение, против религии и суеверий, за свободу личности и общества, боролись против феодализма и капитализма.

Конечно же, самым известным деятелем организации считался Буташевич-Петрашевский, санкт-петербургский дворянин, создатель «Карманного словаря иностранных слов». После ареста оставшуюся жизнь он провёл в Сибири, где и умер в 1866 году (в Енисейской губернии).

Известным членом петрашевского кружка был и Фёдор Михайлович Достоевский, который тоже оказался в числе 20 арестованных в 1849 году. В отличие от многих членов кружка, он положительно относился к религии и придерживался позиций христианского социализма, который уже был влиятелен в ряде европейских стран. Атеистический социализм Фёдор Михайлович ставил в один ряд с буржуазностью, а многие петрашевцы противопоставляли эти понятия. Достоевский успел побывать и в более радикальных сообществах Дурова и Спешнева.

Сергей Фёдорович Дуров был более аполитичным; кружки, которые он организовывал, носили литературный характер. А Николай Иванович Спешнев в романе Достоевского «Бесы» стал прототипом Ставрогина. Он одним из первых называет себя коммунистом. В ссылке он при поддержке восточносибирского губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского возвращается на государственную службу.