Оглавление
Защита индивидуальных прав личности
Защита прав человека и частной собственности лежит в основе либеральных взглядов. У любого социалиста (ватника) на вершине интересов находятся интересы государства. То есть, сначала человек должен отслужить в армии, как раб, затем отдать коррупционерам свои налоги, и только потом требовать у государства пенсий, свобод и так далее.
Социалисты – общественники, либералы – индивидуалисты.
Либералы ставят государство (которое всегда всех кидает) в
самый низ. По их мнению, сначала нам дайте свободу, равноправие, справедливые
суды и достойную жизнь, а потом уже забирайте в армию, вводите ограничения и
что-то требуйте. Не можете сделать достойную жизнь, тогда идите в жопу с вашими
налогами, армией и обязанностями, и туда же засуньте вашу патриотическую лапшу.
Поэтому государство и промывает людям мозги, чтобы они
ненавидели либералов. Ведь либерализм ведет борьбу за сохранение личных свобод,
а не защищает коррупционеров и воров у власти.
Либералу наплевать на Украину и США, если его семья считает
копейки на одежду и питание. Социалист же может жить в дерьме, но черпать вдохновение
из того, как разбили хохлов под Дебальцево, или как американцы испугались «Искандеров».
источник
Термин «либеральный»
Либеральный термин, применяемый к политической сфере, появился в испанских кортесах в 1810 году. «Либеральные» члены этого парламента восстали против абсолютизма. В 1812 году его усилия привели к принятию новой конституции, которая ограничивала полномочия монархии.
Среди прочего, Конституция 1812 года требовала, чтобы король выполнял свою работу через министров. Кроме того, был создан парламент без специального представительства церкви или дворянства, центральная администрация была преобразована в систему провинций и муниципалитетов, и было подтверждено право личности на частную собственность..
Однако либеральный успех был недолгим. В десятилетие 1823-33 гг. Либералы были очищены, а консерваторы пытались восстановить государственный контроль над экономикой и властью церкви и высших классов..
Первые либеральные идеи против абсолютизма
В девятнадцатом веке либеральный термин получил распространение в Испании, но центральные идеи либерализма старше. Многие считают, что они родились в Англии в течение века борьбы за политическую и религиозную свободу, которая закончилась свержением Иакова II в 1688 году..
С этого столетия полномочия абсолютистской монархии значительно сократились. Это политическое изменение сопровождалось новой теорией конституционного правления, которая подтвердила ограниченный характер политической власти.
Согласно постулатам Джона Локка, роль правительства заключалась в том, чтобы следить за общим благом и защищать свободу и собственность подданных. Они имели права, которые существовали независимо от определений любого гражданского органа. Они могли даже восстать против любого правительства, которое начало править тиранически.
Аргументы в пользу религиозной терпимости
Помимо оспаривания абсолютизма, с шестнадцатого века начались споры в пользу религиозной терпимости. Во Франции самым важным защитником этой доктрины был Пьер Байе. Его труды положили начало французской либеральной традиции. Из Англии Локк также написал против религиозного преследования.
Еще раньше, в Испании, Франсиско Витория (1486-1546) из школы Саламанки утверждал, что папа не имел права предоставлять европейским правителям господство над народами Нового Света, и что он мог только определять, где они могли бы продолжить миссионерская работа.
В этом смысле он утверждал, что язычники имеют право на свою собственность и на своих собственных правителей. Таким образом, он подтвердил права отдельной совести против требований суверенной власти, а также принцип равенства всех людей.
Североамериканская федералистская модель
В британской традиции парламент отстаивал право контролировать власть правительства. В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков власть монархии была почти полностью разрушена.
Но в американской традиции рассредоточение власти между штатами в федерации контролировало исполнительную власть. Кроме того, было преднамеренное разделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, независимыми от правительства..
Таким образом, американская государственная система представляла собой явную попытку создать систему политической власти, которая ограничивала власть правительства и защищала свободу личности. Но правительство сохранило свою способность защищать общественное достояние от внешних врагов или служить общему благу.
От классического либерализма к социальному либерализму
Мыслители Европы XVI и XVII веков не признали бы термин «либеральный». Однако современный либерализм развился из своих идей. Эта эволюция была не просто развитием теории, но продуктом как философских исследований, так и политических экспериментов..
В конце 19 века либерализм начал делиться на два течения. «Классик» стремился создать прочную основу для защиты людей от государственной власти. Его цель состояла в том, чтобы контролировать его размер и продвигать международную свободную торговлю. Он ценил политические свободы и придавал особое значение правам собственности.
С другой стороны, социальный либерализм также ценил политическую свободу, право отдельных лиц принимать собственные решения и свободную международную торговлю. Но также он представил идею справедливого распределения богатства и власти.
Либерализм в современном мире
В наши дни одной из ведущих мировых идеологий принято считать либерализм. В мире существуют отличные по культуры и уровню экономического развития страны либералы, например, Финляндия, Эстония, Кипр, Словения, Тайвань и другие. Всех их объединяет признание:
- Концепция личной свободы личности. У индивидуума признается право на чувство собственного достоинства, свободу слова, неприкосновенность частной жизни.
- Признание права на свободную торговлю и конкуренцию.
- Правовое государство с признанием прозрачной системы государственной политики и реализации государственной власти на базе разумной политики.
- Религиозная терпимость и самоопределение нации.
Что делать?
Российские праволибералы имеют с социальным либерализмом мало общего. Фактически это больше консерваторы, чем либералы. Очень характерно, что цвет русских консерваторов – открытых защитников режима – признаёт их «своими». К примеру, один из лидеров реакционной философской мысли Александр Дугин, хотя и называет российских правых либералов «холопами», «Смердяковыми», «холуями и ублюдками», тем не менее подчёркивает, что «русский либерал – это глубоко русский человек», «по сути дела наш человек», а «исторический опыт европейцев для нашего либерала абсолютно чужд и закрыт»:
И было бы замечательно, если бы российские праволибералы брали из исторического опыта России только лучшее (как используют наш опыт те же европейцы), но они, как и консерваторы, берут из него в основном устаревшие, провалившиеся установки. В социал-демократическом движении есть точно такие же консервативные «крысы», узурпировавшие повестку — это сталинисты, которым задаёт направление ФСБ. Прогрессивным социал-демократам предстоят тяжелейшие бои со сталинистами, и точно так же современные социал-либералы обязаны бороться с праволибералами-консерваторами. Пока мы не поймём, что «крысы» и того, и другого движения контролируют несистемную оппозицию в интересах, а возможно даже и по указке Кремля, никаких значительных подвижек в оппозиционном движении в России не будет.
Нужно создавать собственные СМИ и активно критиковать проявления праволиберализма в уже имеющихся СМИ, делать всё возможное, чтобы перестроить их на конструктивные рельсы. Тех либералов, которые читают это, и которые действительно отстаивают свободу и право на нормальную жизнь граждан, мы призываем объединяться и вести слаженную работу над своими СМИ. Мы не призываем присоединяться к нам – мы сами решим свои проблемы. Нам, прогрессивным социал-демократам, предстоит пройти тот же путь и ту же борьбу. ГБшники значительно сильнее, чем бывшие банкиры. Поэтому завершаем статью, салютуя всем борцам за подлинную свободу и демократию!
Идейные основы или принципы либерализма.
Чтобы поставить окончательную точку (насколько это возможно) в определении понятия «либерализм» необходимо рассмотреть основные идеи, на которых построена вся концепция.
К основным идеям либеральной доктрины можно отнести:
- жизнь человека – абсолютная ценность (гуманизм);
- политический плюрализм;
- свобода слова;
- свобода вероисповедания;
- демократия;
- политическое равенство;
- экономические свободы и минимальная роль государства в делах бизнеса;
- частная собственность;
- равенство всех перед законом и судом;
- снижение роли государства в жизни граждан;
- введение изменений путем преобразований и ненасильственных поэтапных изменений во всех сферах.
Либерализм и социал-демократия
Принципиальное различие между либерализмом и социал-демократией, помимо того, что они имеют совершенно разное происхождение, заключается в их взглядах на роль государства в экономике.
Либералы в целом не верят, что правительство в любом масштабе должно напрямую управлять промышленным производством через государственные предприятия. Этим либералы противостоят социал-демократам.
Социал-демократия стремится достичь определённой степени равенства результатов и считает эгалитаризм источником своих моральных ценностей.
Социал-демократы поддерживают широкий государственный сектор и поддержку сервисных компаний, таких как поставщики электроэнергии и природного газа, чтобы избежать частных монополий, добиться социальной справедливости и поднять уровень жизни для всех.
Либералы, с другой стороны, выступают за гораздо более ограниченную роль государства, например, через субсидии, и считают, что крупнейшие отрасли промышленности должны подчиняться государственному регулированию, но ни в коем случае не принадлежать ему.
Социал-демократия также считает более важным позитивное понимание прав и свобод (право на участие в политической жизни и пользование свободами, предоставляемыми государством, и права, вытекающие из принадлежности к сообществу). Либералы выступают за естественные свободы, которые государство должно защищать, а не предоставлять.
Помимо этих различий, либерализм разделяет многие основные цели с социал-демократией. В течение 1990-х годов многие социал-демократические партии также приняли неолиберальные экономические принципы, такие как обширная приватизация и открытые рынки, в значительной степени к ужасу своих избирателей. Таким образом, эти партии стали де-факто неолиберальными.
Классический либерализм
Взгляды классических либералов характеризуются тем, что ни правительство, ни какая-либо группа или социальная единица не должны каким-либо образом вмешиваться в свободу человека, и единственное допустимое ограничение – это когда человек представляет реальную угрозу чьей-либо свободе или собственности.
Классические либералы выступают за минимальное вмешательство государственных институтов в жизнь граждан. Государственные учреждения должны быть ограниченными и заботиться, прежде всего, об обеспечении безопасности населения, прозрачности и неподкупности судебной системы, мирной и честной внешней политики. Классические либералы придерживаются взглядов свободного рынка.
Течениями, относящимися к классическому либерализму, являются:
- неолиберализм;
- либертарианство;
- консервативный либерализм.
В то время как классические либералы были сторонниками негативной свободы, понимаемой как отсутствие ограничений или свободы выбора, современные либералы выступают за позитивную свободу, которая предполагает личное развитие и процветание личности.
Есть ли перспективы у либеральных идей в России
Несмотря на то, что либерализм официально не является идеологией российского государства (а Конституция вообще запрещает обязательную идеологию), многие из либеральных идей нашли свое отражение в законах, в том числе и в Конституции – как и в большинстве стран мира. Тем не менее, президент говорит об отсутствии перспектив у либерализма, а государственные телеканалы уделяют много внимания его критике.
Однако еще недавно представители либерально ориентированной интеллигенции имели достаточно высокий статус в российской власти – это было нужно как минимум для налаживания отношений с западом (та самая «перезагрузка»). Кроме того, в период благоприятной конъюнктуры стране было нужно больше свободы, особенно в экономическом смысле. И Алексей Кудрин, и Алексей Улюкаев были признанными экспертами по экономическим вопросам – хоть второй уже несколько лет сидит в тюрьме.
Все закончилось с первым кризисом – в 2008-2009 годах по экономике ударила мировая рецессия, а в 2011-2012 были первые за многие годы массовые протесты по политическим причинам (в частности, на Болотной площади). Примерно тогда либералы начали терять свой статус, но основной процесс пошел уже с 2014-го, когда ситуация с Крымом и Украиной разделила многих.
В двух последних созывах Госдумы уже нет места внесистемным партиям (а по сути, их там нет с 2003-го), правые, демократические и либеральные силы продолжают уступать и в регионах. Считается, что либеральную повестку в России готовы поддержать 15-20% избирателей, но практика показывает обратное – даже в сумме все партии либерального толка едва перешли бы через проходной барьер.
Экономика все сильнее идет по пути огосударствления: несколько лет назад говорили о государственном секторе в размере 70% от всей экономики, а потом были национализированы 3 крупных частных банка. Но все же представители либерального крыла есть во власти (тот же Борис Титов, Алексей Кудрин, руководители банков и государственных корпораций), а правительство не первый год работает с «регуляторной гильотиной», избавляясь от лишних требований и нормативов.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас у либерализма в России нет ярких представителей – все известные лица так или иначе связаны с какими-то скандалами или другими неприятными ситуациями, но говорить о нежизнеспособности этого течения в России не приходится. Все же те 15-20% электората – среднего класса, образованных людей, которые недовольны политикой, проводимой властями – в перспективе может заполучить новая сила. Но вот только смогут ли либералы объединиться ради победы?
Почему в России не любят либералов?
К сожалению, либеральные силы быстро потеряли популярность в российском обществе уже спустя несколько лет после развала СССР. Это связано со следующими причинами:
- Неудачно реализованные экономические реформы. Многие свои беды в период 90-х россияне связывали с провалом либеральной экономической модели по западному образцу;
- Отсутствие устойчивого партийного института. Несмотря на обилие либеральных партий, многие из них не существовали дольше 5 лет;
- Слишком большая нацеленность на президентскую власть. Многие либералы считали, что стране достаточно иметь лидера, который методом реформ создаст идеальную систему частной собственности и рыночной экономики. При этом правые силы пренебрегали необходимостью развивать свои идеи в местном самоуправлении и судебной системе.
Клерикализм всегда был одним из главных соперников либерализма. Поэтому РПЦ уже давно критикует либеральные ценности. Церковь уверена в том, что наравне со стремлением к свободе, «вольнодумство» несет бездуховность и способствует пропаганде пороков.
Процент православных верующих в России весьма высокий. Поэтому многие люди (в особенности старшее поколение) прислушиваются к мнению священников.
Виды либерализма
Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.
В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:
-
классический либерализм;
-
неолиберализм;
-
социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;
-
либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.
Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.
Экономический либерализм
Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.
Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.
Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.
Неолиберализм
В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.
На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:
-
недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;
-
защита прав и свобод граждан;
-
поддержка социально незащищенных групп населения.
В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.
Современный российский либерализм
Что такое современный либерализм в России? Это вопрос до сих пор остается дискуссионным. Исследователи выдвигают разные версии о зарождении этого направления, об его принципах и особенностях в России. Ученые выделяют некоторые черты современного либерализма в России. Рассмотрим их подробнее.
1. Рассуждения о политическом устройстве нередко выходят за пределы либерализма. 2. Обоснование необходимости существования рыночной экономики. 3. Поощрение и охрана прав частной собственности. 4. Возникновение вопроса о «российской идентичности». 5. В области религии большинство либералов выступает за толерантное отношение к другим конфессиям.
Принципы современного (нового) либерализма
Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.
Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.
Либералы в России и их взгляды на развитие общества
У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.
Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:
Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.
Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.
Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.
Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.
Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.
Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.
Свобода или ограничение
Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, как общественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и права. Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?
- Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
- Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека. Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
- Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.
Важно! Что такое либерализация? Существует и такое понятие, которое означает расширение гражданских свобод и прав в рамках экономической, политической, культурной и социальной жизни, также это процесс, когда экономика избавляется от влияния государства. Принципы либеральной идеологии:
Принципы либеральной идеологии:
- нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь,
- все люди в этом мире равны,
- каждый имеет свои неотъемлемые права,
- личность и ее потребности ценнее общества в целом,
- государство возникает по общему согласию,
- законы и государственные ценности человек формирует самостоятельно,
- государство ответственно перед человеком, человек в свою очередь — перед государством,
- власть должна быть разделена, принцип организации жизни в государстве на основе конституции,
- только на честных выборах может избираться правительство,
- гуманистические идеалы.
Эти принципы либерализма сформулировали в 18 веке английские философы и мыслители. Многие из них так и не воплотились в жизнь. Большинство из них похоже на утопию, к которой так яро стремится человечество, но никак не может достичь.
Важно! Либеральная идеология могла бы стать спасательным кругом для многих стран, но всегда будут существовать какие-либо «подводные камни», мешающие развитию. Основатели идеологии
Основатели идеологии
Что такое либерализм? В то время его каждый мыслитель понимал по-своему. Эта идеология вобрала в себя совершенно разные идеи и мнения мыслителей того времени.
Понятно, что некоторые из концепций могут противоречить друг другу, но суть остается та же.
Основоположниками либерализма можно считать английских ученых Дж. Локка и Т. Гоббса (18 век) наряду с французским писателем эпохи Просвещения Шарлем Монтескье, который был первым, кто задумался и высказал свое мнение о свободе человека во всех сферах его деятельности.
Локк положил начало существованию правового либерализма и заявлял, что только в том обществе, в котором все граждане свободны, может быть стабильность.
Либерализм Адама Смита
Скот Адам Смит (1723-1790) выдвигает теорию о том, что люди могут формировать как моральную систему, так и экономическую систему без вмешательства государства. Более того, сильнейшими будут те страны, которые предоставляют своим людям свободу для реализации личных инициатив.
Экономические основы либерализма были изложены Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причин богатства народов» (1776 г.). Смит произвёл революцию в экономике, введя понятие «невидимая рука рынка». Он выступал за отмену феодальных и торговых правил, одобренных государством монополий и патентов. Адам Смит считается решительным сторонником минимального вмешательства государства в работу свободного рынка.
Адам Смит также разработал теорию мотивации, с помощью которой он пытался примирить человеческий эгоизм с нерегулируемым социальным порядком. Его самая важная работа «Богатство народов» (1776 г.) предлагает объяснение того, как свободный, нерегулируемый рынок мог бы естественно регулироваться только посредством суммы индивидуальных решений участников.
История либерализма
Либерализм является идеологией — системой идей об устройстве общества и государства. Само слово происходит от слова Libertas (лат .) — что означает свобода. Какое отношение он имеет к свободе сейчас выясним.
Итак, представьте себе суровое средневековье. Вы — ремесленник в европейском средневековом городе: кожевенник, или вообще мясник. Ваш город находится во владениях феодала: графстве, баронстве или герцогстве. И город каждый месяц платит ему ренту за то, что находится на его земле. Захотел, предположим феодал ввести новый налог — к примеру на воздух. И введет. И никуда горожане не денутся — будут платить.
Разумеется, были города, которые выкупались на свободу и сами уже устанавливали у себя более-менее справедливое налогообложение. Но то были крайне богатые города. А ваш — такой средний город — не может позволить себе такую роскошь.
Если ваш сын захочет стать врачом или священником, то это будет просто невозможно. Потому что государственный закон определяет жизнь каждого сословия. Он только может заниматься тем делом, которым занимаетесь вы — быть мясником. И когда налоговое бремя разорит город, тогда, наверное, он поднимется и свергнет власть феодала. Но королевские войска, или войска феодала, рангом повыше — придут и покарают такой бунтующий город.
К исходу Средневековья такой порядок вещей надоел в первую очередь горожанам: ремесленникам, торговцам, — словом тем, кто реально зарабатывает своим тяжким трудом. И Европу охватили буржуазные революции: когда буржуазия стала диктовать свои условия. В 1649 году революция в Англии, в 1789 — во Франции…. А какие интересы и буржуазии?
Булгаков и Солженицын
Многие из российских праволибералов воспитаны на книгах Михаила Булгакова, которые они с удовлетворением читали как «антиправительственные», но их не смущало, что эти «антиправительственные» книги печатались миллионными тиражами (чтобы подготовить население к смене идеологического и экономического курса), экранизировались, и в 80-е не оставалось практически никого, кто бы их не читал. По слухам, Александр Яковлев лично приезжал с проверками на печатные фабрики, чтобы контролировать печать произведений Булгакова.
Осмелевшие радикальные консерваторы пытаются обратить демагогию булгаковского типа уже против самих праволибералов
Доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда Мариэтта Чудакова подчёркивает: «мы совсем не знали этого писателя, и он появился одномоментно». И это притом, что до войны в СССР ставилось множество пьес Михаила Булгакова, издавались «Белая Гвардия», «Роковые яйца» и многие другие произведения. Другими словами, в народе Михаила Булгакова попросту забыли как второстепенного автора, а потом «сверху» его решили вынуть из небытия. В 1966 году роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» (тираж 150 тысяч экземпляров); 7 июня 1972 года выходит постановление секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений М. Волошина, О. Мандельштама, Вяч. Иванова, Н. Клюева, М. Булгакова и других писателей 20-х годов», имевшее гриф «Совершенно секретно», а в это время российские праволибералы были уверены, что читают произведение, неудобное власти.
Александр Солженицын
Ещё один вдохновитель российского праволиберализма — это Александр Солженицын. Этот автор в значительной мере повлиял на исторические взгляды правых либералов в России, что явилось деструктивной мерой воздействия, так как Солженицын является не историком, а публицистом, со всеми вытекающими последствиями — зачастую в его произведениях можно наблюдать грубую фальсификацию, а порой и проталкивание консервативных ценностей, как, например, в расистской книге «200 лет вместе». Во многом феноменом Солженицына обусловлен тот факт, что часть общества верит таким же публицистам, только просталинского толка, а не докторам исторических наук.
Либерализм XVII века
Идеи либерализма восходят к гуманизму, эпохе Возрождения и революции 1688 г. в Великобритании. Однако первые движения, широко признанные «поистине либеральными», возникали в эпоху Просвещения (виги в Англии, философы во Франции – Жан-Жак Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье; движение за независимость в американских колониях).
Эти движения были противниками абсолютной монархии, меркантилизма и различных форм религиозной ортодоксии и клерикализма
Либерализм впервые установил концепции прав личности, верховенства закона и важности управления государством через избранных представителей
Либерализм и социализм
Либерализм и социализм – взаимосвязанные понятия. Этот вопрос был поставлен русским философом В. М. Межуев. Существует внутреннее противоречие между предпосылками либеральной идеологии (свобода человека) и социальными последствиями её реализации (человеческое неравенство). По его словам, свобода ведёт к неравенству, а не к равенству, где всё бесплатно, но не равно. Отсюда происходит социалистическая оппозиция либерализму.
Существует мнение, что либерализм поддерживает свободу, которая вредит равенству, в то время как социализм стремится к равенству за счёт свободы. И либералы, и социалисты ищут выход из этого тупика. Современный либерализм стремился решить эту проблему, сформировав новую теорию социальной справедливости, сочетающую закон и мораль.
Социализм, начиная с Маркса, предлагает иное решение проблемы сочетания свободы и равенства. Он основан на доказательстве невозможности решения данной проблемы при наличии частной собственности. В случае частной собственности необходимо пожертвовать свободой или равенством.
Таким образом, социалистическое течение, проповедующее идею свободы, можно рассматривать как исторического преемника либерализма.