Невидимая рука рынка

Оглавление

лингвистика

Согласно Руди Келлеру , действующие в настоящее время нормы использования языка возникают и изменяются в процессе эволюции, который, аналогично концепции Адама Смита, кажется, контролируется невидимой рукой : Келлер описывает язык как явление третьего порядка ; Под этим он подразумевает, что речевые акты в первом порядке, то есть на индивидуальном уровне, выбираются целенаправленным образом в соответствии с определенными условиями, в результате чего частое использование определенных форм языка разными носителями с иногда схожими намерениями, однако, следует выше -уровневые законы природы, не основанные ни на каком намерении.

Келлер различает такие явления, как изменение языка, от предполагаемых продуктов (артефактов) человеческого дизайна и природных явлений. Пробка — тоже явление третьего типа, так как водители не тормозят, чтобы заблокировать дорогу. Из соображений безопасности каждый тормозил немного сильнее, чем человек впереди, пока машине не пришлось полностью остановиться. Пробку никто не планировал (особенно не тормозил первым), а затор все же есть.

Список литературы

1. Городецкий В.К. История экономических учений . – М., 2003. –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

2. История экономики и экономических учений. Сборник студенческих работ. / Отв. редактор канд. экон. наук, доц. Чухнина Г.Я. – М.: Студенческая наука, 2012. – 1116 с.

3. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2013. – 478 с.

4. Фролова Т.А. История экономических учений .: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m172/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений .: Учебник для вузов. – 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/history_econom_science2/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

критика

Г.В.Ф. Гегель был одним из первых защитников, но также и критиком этой концепции в его « Реальной философии Йены» и его философии права . Он видел во взаимной зависимости каждого от всех, во взаимном переплетении каждого , причину того, что личный интерес всегда должен учитывать и выполнять интересы других для достижения своей цели.

— Гегель : Философия права § 199

Это простое диалектическое описание симбиотического плюралистического процесса. Но он не считал этого достаточным, потому что как необходимый момент в развитии человека к разуму этот закон гражданского общества подчинен высшему смыслу государства. Вмешательство государства необходимо для компенсации односторонности и недостатков рыночного общества.

Гегель отверг предположение Смита о том, что невидимая рука ведет к общему благу. По его мнению, организация рынка обязательно ведет к бедности и нищете, которые растут вместе с богатством.

— Гегель : Философия права § 243

Гегель видит последствия в регулировании гражданского общества, особенно крупных отраслей и цен, государством и добровольными социальными учреждениями посредством перераспределения доходов и богатства через налоги и через создание рабочих мест через государственные контракты. Однако, по убеждению Гегеля, ни одна из этих мер не решает проблему перепроизводства и одновременного дефицита, равно как и дальнейшая тенденция экономической системы к мировой торговле и колонизации. Результатом анализа Гегеля является «теория обнищания , социальной поляризации , экономического империализма и колонизации ».

Краткая биография А. Смита

Прежде чем перейти к изложению сущности концепции «экономического человека» и принципа «невидимой руки» стоит рассказать, кто такой А. Смит, и затронуть некоторое интересные моменты его жизни.

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в.

По мнению М. Блауга А. Смит — автор «первого в экономической науке полноценного труда, излагающего общую основу науки».

Адам Смит родился в июне 1723 г. в г. Кирколде ( Шотландия), в семье таможенного чиновника. Еще с детства он проявлял способности к учебе и в возрасте 14 лет поступил в Глазовский университет, где являлся одним из лучших студентов, и вскоре был удостоен стипендии для завершения образования в Оксфордском университете, где он и учился в период с 1740 по 1746 гг. Но обучение в данном университете его не устраивало и вскоре он отправился в Эдинбург и занялся самообразование и чтением лекций по политической экономии и английской литературе.

Уже в 1751 г. он стал профессором логики в Глазовском университете, а позже перешел на кафедру моральной философии, на которой преподавал вплоть до 1764 г.

Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А.Смита все более смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом Давидом Юмом. После чего в 1762 г. получил ученую степень доктора юридических наук.

С Давидом Юмом Адам познакомился около 1750 г., вместе они формировали своего рода интеллектуальный альянс из-за сходства их взглядов, которые имели отражения в трудах по истории, философии, экономики, политики и религии.

В 1764 г. в жизни А.Смита произошло, можно сказать, переломное событие: он оставил кафедру (как окажется навсегда) и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля — герцога Баклю. Это путешествие длилось чуть более двух лет, за это время Адам успел побывать в Тулузе, Женеве, Париже и встретиться с Вольтером, Гельвецием, Дидро, Гольбахом, Д’Аламбером, Ф. Кенэ, А. Тюрго. Все это впоследствии отразилось в его главном труде.

Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждение таких концепций как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка  и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.

Влияние А. Смита на своих современников было довольно существенным. К примеру, премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и подписал первый либеральный торговый  договор с Францией (договор Эдена) в 1786 г. А один из его учеников — Дугалл Стюарт стал читать курс политической экономии в Эдинбургском университете.

В 1778 г. Смит был назначен главой таможни в Эдинбурге, где и скончался после продолжительной болезни 17 июля 1790 г.

Адам Смит и его вдохновители

Деятеля изображают по-разному: как марксиста, еретика, неосведомленного профессора, шотландского националиста, безудержного капиталиста, балованного сына и так далее. Мнения разнятся, но сегодня мы в основном помним Смита за его выдающуюся работу по политической экономии и прежде всего считаем его экономистом, а затем философом. Но при его жизни экономика не существовала ни как профессия, ни как дисциплина, и он среди прочего считал себя серьезным литературоведом. Из биографии Адама Смита известно, что он изучал академическую английскую литературу, читал лекции по искусству письма и риторики. И его самое мощное высказывание было позаимствовано у Шекспира. В частности «невидимая рука» — это термин из пьесы «Макбет». Теперь эта метафора неразрывно связана с рынками и капитализмом.

Смит использовал это выражение в «Богатстве народов», в «Теории моральных настроений» и один раз в своем эссе «История астрономии». Но основной его труд содержит и другие намеки на «Макбет». Например, ученый сравнивает типы людей с породами собак, как это делал Шекспир.

С драматургом его объединяет и то, что обоих современники считали радикалами, грубыми, нерелигиозными и несерьезными людьми, гениями, у которых великие ошибки компенсируются великими красотами. Как Смит, Шекспир был очарован морскими исследованиями и Новым Светом: он видел бурю, которая вращается вокруг опасностей международной торговли. «Торговля» была одним из многих эвфемизмов, которые Шекспир использовал для изображения страстей; он сравнивал женщин с Ост-Индией и Вест-Индией.

Время Шекспира было эпохой культурных изменений и достижений, и ее влияние было сильным во времена Смита. Кроме того, свое влияние на экономиста оказали математик и астролог Джон Ди, философ Фрэнсис Бэкон и исследователь Фрэнсис Дрейк, как лучшие умы Шотландии. Книга Гуго Гроция «О правах на войну и мир» стала ключевым источником для работы Смита в области права и экономики.

Открытая рыночная экономика и её характер

Для открытой рыночной экономики весьма типичным является приток и отток капитала.

Определение 3

Приток капитала – это приток денежных средств в страну из заграницы.

Когда иностранные инвесторы принимают решение вложить собственные денежные средства в экономику страны, то такая процедура носит название инъекции. Она даёт государству и экономике страны импульс, которые стимулирует развитие и рост инноваций.

Определение 4

Отток капитала – это уход денежных средств из страны за границу.

Когда существует необходимость у страны покупать товары и услуги из-за рубежа, то отечественный капитал уходит в другие страны, тем самым увеличивая ВВП страны, откуда производится импорт. Такой процесс называется утечкой капитала.

Разность между притоком капитала из-за рубежа и оттоком капитала за рубеж носит название “чистый экспорт”. Высчитывается по формуле:

Xn=Ex-Im

Факт экспорта или импорта должен быть зафиксирован в момент пересечения товаром таможенной границы.

[править] Примечания

  1. http://lev-sharansky2.livejournal.com/30907.html
  2. http://lev-sharansky2.livejournal.com/163945.html
  3. http://lev-sharansky2.livejournal.com/163945.html
  4. http://lev-sharansky2.livejournal.com/8521.html
  5. http://lev-sharansky2.livejournal.com/114246.html
  6. http://lev-sharansky2.livejournal.com/116881.html
  7. http://lev-sharansky2.livejournal.com/117149.html
  8. http://lev-sharansky2.livejournal.com/11337.html
  9. http://lev-sharansky2.livejournal.com/99390.html
  10. http://lev-sharansky2.livejournal.com/76546.html
  11. http://lev-sharansky2.livejournal.com/37469.html
  12. http://ecostudent.livejournal.com/120753.html
Невидимая рука рынка относится к темам:

ЭкономикаЛев Щаранский

Экономика должна быть экономной

Главное Бизнес в Интернете • Интернет-деньги
Понятия BYOD • Виртуализация рабочих мест • Цифровая платформа • Цифровизация
Мемы и инциденты Курьёзы на госзакупках • Индекс инфляции РЭШ • Невидимая рука рынка • Роль западного менеджмента • Только выиграли • Хочу кружевные трусики и в ЕС
Ключевые сайты и организации Prozorro • Открытый бюджет • Сбербанк России • Фабрикант.ру

Лев Щаранский — совестливость, рукопожатность и неполживость. ТакЪ ПобедимЪ!

Персоналии Лев ЩаранскийСоломон ХайкинПавел Шехтман • Юзик Тито • Марк Фридман • Иглуша • Борис Базыма • Елена Боннэр • Х. Елдаев • Тартарен • Серазетдинов • ne_po_lgi • englisman • Одмерал Кутейкин • Шпулерс • marat_ahtjamov • abraham_brynza • abram gertman • haimvermishelko • fareastener • antvr • neprio • Валерик Отставных • Щаранисты-хайкинисты
Понятия Абажурналистика • Великая Щаранская Революция • Госдеп • Евроатлантический выбор • Квартирный психотронный ГУЛАГ • Креативный класс (креакл, Креаклиада) • Люди, геи и демократические журналисты • Навальбац • Невидимая рука рынка • Позитивные люстрации • Резонатор Гельмгольца • Рукопожатный (Рукопожометр) • Слезинка ребёнка • Совестливость • Тихий и застенчивый интеллигент • Томик Осипа Мандельштама • Три кита свободы • Триста сортов колбасы • Хайкин Путина прогони • Хипстеры • Хруст французской булки • Четверг — вечер творческой интеллигенции • ЦК КПСС (щ) • Шестой флот • Щаранизм
Le Livre Rouge Heil democracy • Больше трэша и демократического угара! • В небе Боннэр, на земле Хайкин, в воде Шестой флот • Ведь никто кроме нас • Грабь, бухай, отдыхай • Дотянулся проклятый Сталин • Жить надо не по лжи • За нашу и вашу свободу! • Как из душа окатило • Олег Панфилов (смешной он) • Падение режима неизбежно • Почему молчит Людмила Алексеева? • Свобода лучше чем несвобода наличием свободы • Так победим! • Тоталитарные режимы угнетают свободных людей • Я люблю хачапури
Места Жан-Жак • Поручикъ Кацманъ • Трактир Матрёшка • Х-палатка
Организации Matreshka TV • Voice Of Sharansky • ВИА Cannibal Bonner • Всероссийская Либеральная Консервативная Совестливая Молодежь • Известия КПСС • Комитет Гейской Безопасности • Креативная Партия Свободы Совести • Рукопожатная Правозащитная Церковь Манхеттенского Приората
Архивы Гимн Великой Щаранской Революции‎‎ • Колода карт Льва Щаранского • Критика Льва Щаранского • Независимый экспертный доклад «Путин и нецелевое использование санфаянса» • Сетевые СМИ о Льве Щаранском • Щарансковедение • Щаранисты о Льве Щаранском • Lev Shcharánski • Двенадцать подвигов креакла
События Блоггер ЖЖ 2012 года

Противники его теорий

18-й век очень отличался от наших времен, поэтому современные устои могут показаться гораздо сложнее, чем те, что изучал и предлагал экономист.

Его труды не рассматривают социальное благо в своих уравнениях, а экономическую прибыль описывают как чистое благо

Смит обобщил государственное вмешательство, не принимая во внимание справедливые причины налогов и тарифов. Взгляды Смита на права владельцев бизнеса являются полностью субъективными и односторонними, но вполне объяснимым продуктом его времени

Кроме того, как философ он писал глобально, и его наследие — это всего лишь общая база, не включающая большинство точных формул по экономике.

Разделение труда

Другим важным наблюдением экономиста стала идея разделения труда как способа повышения производительности и снижения рыночной стоимости товара. Возможно, многие концепции Смита сегодня кажутся очевидными и понятными, но не забывайте, что исследователь жил во времена, когда первые мануфактуры только появлялись и автоматизация производства еще не была распространена. Идею о разделении труда можно разобрать на следующем примере.

Допустим, вы решили производить шариковые ручки и карандаши и продавать их в своем городе. Что может быть сложного в производстве обычной пишущей ручки? Это же не смартфон, не компьютер и не космический корабль. Наверняка и сделать свой карандаш или ручку очень просто. Но как бы нет.

Чтобы сделать свой карандаш с нуля, вам потребуется добыть древесину и графит, сделать из них заготовки нужной формы (чтобы карандаш подходил по форме к большинству точилок), нанести лаковое, пластмассовое или любое другое покрытие. Если карандаш будет с ластиком, тогда понадобится металлическое крепление для стиралки, не говоря о каучуке, пластике и виниле, которые нужны для самого ластика. А еще прибавьте расходы на доставку, логистику, маркетинг, проектирование и изготовление конечного продукта. В общем, даже если вы и сделаете свой собственный карандаш с нуля — скорее всего, он будет стоить жутко дорого из-за понесенных затрат.

С другой стороны, на свободном рынке «невидимая рука» эффективно объединяет труд многих предпринимателей, и в итоге мы получаем массовое производство качественных карандашей и ручек по низкой стоимости. Это случайный и естественный процесс, движимый конкуренцией и эгоизмом отдельных людей, но от него выигрывает конечный покупатель, то есть мы с вами.

Рационализация успехов и неудач

В то время, когда Адам Смит писал «Богатство народов», Англия была на грани величайшей экономической экспансии в истории мира. Промышленная революция, которая охватила страну, привела к массовому развитию фабрик и производственного хозяйства в целом. Но также это стало причиной как быстрого увеличения богатства одних, так и распространения бедности среди других.

Тогда современникам очень трудно было понимать сущность этого исторического феномена, но и до сих пор историки и экономисты спорят как о причинах, так и о долгосрочных последствиях промышленной революции. Оглядываясь назад, можно выявить некоторые пробелы в аргументе Смита о незримом рыночном регулировании. Маловероятно, что промышленная революция была вызвана исключительно личными интересами и ограниченностью государственного вмешательства.

Другими ключевыми факторами (по крайней мере, в Англии) были ускоренные темпы научных инноваций и демографический взрыв, который обеспечил больше человеческой силы, чем необходимо было для гигантских и технологически продвинутых заводов и фабрик.

И неясно, насколько хорошо было оснащено невидимое рыночное управление, чтобы справиться с возникающими тогда явлениями, такими как высокие финансы:

  • облигации;
  • ипотека;
  • манипулирование валютой.

Существует также бесспорный факт, что нет двух одинаковых наций. И в ХVIII-м и XIX-м веках Англия имела некоторые естественные преимущества, которыми не пользовались другие страны, что также способствовало её экономическому успеху.

Островная нация с мощным военно-морским флотом, питаемая протестантской рабочей этикой, с конституционной монархией, постепенно уступающей место парламентской демократии, Англия существовала в уникальном стечении обстоятельств, ни одно из которых не может быть легко объяснено экономикой невидимого управления.

Принцип «невидимой руки»

Каждый человек, участвующий в рыночных отношения, прежде всего, преследует свои собственные цели и интересы, стремится извлечь выгоду из совершаемых сделок. И тем самым, сам того не подозревая, он влияет на экономику – способствует увеличению общественного продукта и общественного блага.

Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведет к общей выгоде, к развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Преследуя свои собственные интересы, человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».  

«Невидимая рука» рыночных законов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельного человека.

«Невидимая рука» действует несколько иначе государственного регулирования рыночной экономики и, несомненно, эффективнее. При плановой экономике фактически отсутствует конкуренция среди предприятий, но существует конкуренция среди покупателей, поскольку при планировании государственные органы не учитывают предпочтения потребителей, и все население пользуется одними и теми же товарами.

При регулировании экономики «невидимой рукой» каждый производитель сам решает как, что и в каких количествах производить, не подчиняясь никакому государственному плану; имеет место стремление предприятий к максимизации прибыли, что в свою очередь вызывает стремление к повышению качества производимой продукции, снижению издержек и поиску эффективных способов производства.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…».

Тем не менее, государство тоже участвует в поддержании конкурентной среды, используя некоторые инструменты такие, как налогообложение, государственно-коммерческое  финансирование, регулирование таможенных тарифов и др.

Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.

Универсальный регулятор

В «Теории моральных настроений», опубликованной в 1759 году, Смит описывает, как богатые люди, движимые так называемой невидимой рукой, делают почти такое же распределение предметов первой необходимости, которое было бы, если землю разделить на равные части между всеми жителями. Следовательно, даже без специального намерения, не зная об этом, продвигают интересы всего общества.

Привело автора «Теории моральных настроений» к этому замечательному выводу его признание того, что богатые люди не живут в вакууме, и им нужно платить (и таким образом кормить их) людям, которые непосредственно выращивают продовольственную продукцию, производят предметы домашнего обихода и трудятся в качестве их слуг. Проще говоря, богатые в принципе не могут держать и тратить все имеющиеся у них деньги только для собственных нужд.

К тому времени, когда он уже написал «Богатство народов», опубликованное в 1776 году, Смит широко обобщил свою концепцию невидимого регулирования рынка с точки зрения богатого человека. А именно: «Направив промышленность таким образом, чтобы её продукция могла быть самой большой, ценность подразумевает только его собственную выгоду, и он, как и во многих других случаях, руководствуется „невидимой рукой“ для достижения цели, которая не была частью его изначального намерения».

Смит говорит о том, что люди, преследующие корыстные цели на рынке (например, устанавливают самые высокие цены на свои товары или платят как можно меньше своим работникам), фактически и неосознанно способствуют формированию более широкой экономической модели, в которой выигрывают все — как бедные, так и богатые.

На первый взгляд, метафора Адама Смита является универсальным аргументом против регулирования свободных рынков. Если владелец фабрики недоплачивает своим сотрудникам, заставляет их работать много часов и жить в некачественном жилье, то невидимый регулятор в итоге исправит эту несправедливость, поскольку рынок саморегулируется, и у работодателя нет иного выбора, кроме как обеспечить лучшую заработную плату и льготы или уйти из бизнеса.

Этические аспекты

Адам Смит своей моделью невидимого регулятора рынка показал то, как общий результат многих корыстных действий в экономической сфере может быть полезен для общества в целом.

Например, пекари просто хотят заработать, но их личный интерес производит хлеб, который кормит людей. А конкуренция за продажи сдерживает цены. Покупатели, в свою очередь, просто хотят получить самый дешёвый и лучший хлеб, но в итоге помогают пекарям зарабатывать на жизнь.

И по утверждению Смита в экономической сфере такой подход может быть гораздо более надёжным механизмом достижения хороших результатов, чем руководство благими намерениями.

Этика «невидимой руки» давно завоевала экономику. У людей уже не вызывают внутреннего беспокойства такие вопросы, как:

  • Является ли этичным для деловых людей получение прибыли сверх того, что они заслуживают за свою работу?
  • Должны ли цены быть пропорциональны платёжеспособности людей?
  • Правильна ли жизнь, цель которой — зарабатывание денег?

Обязанность делового человека — как преподносят в каждой бизнес-школе, экономическом журнале или телевизионном шоу — просто помочь его компании выиграть игру и получить приз за прибыль. Заслуга определяется экономическими результатами (цена и спрос), а не моральным вкладом (характером или намерениями заинтересованных сторон).

Экономическая этика была передана на рынки. Теперь это свойство системы, а не отдельных лиц. Такой же подход можно увидеть далеко за пределами экономической сферы, особенно в профессиях, организованных вокруг антагонистического соревнования:

  • политика;
  • наука;
  • спорт;
  • право;
  • журналистика.

Адвокаты стремятся рассказать историю, которая наилучшим образом отвечает интересам их клиентов; учёные стараются сделать открытия первыми; а политики пытаются получить наибольшее количество голосов.

Предполагается, что невидимый регулятор рынка превращает эту агрессивную погоню за личными интересами отдельных игроков в достоинства коллективных благ, таких как знание, справедливость и процветание. Это достигается путём преображения сырого стремления к самовосстановлению в этику победы в тщательно структурированной и регулируемой конкуренции. И вместо того чтобы пытаться устранить пороки тщеславия и стремления к власти (как обещают моралисты и теократы), эти самые пороки перенаправляются в соревнование для служения обществу наилучшим образом.

Механизм невидимой руки рынка

Под невидимой рукой А. Смит понимает рыночную силу, которая помогает спросу и предложению товаров на свободном рынке автоматически достигать равновесия.Рынок создает сигналы о том, какие товары и услуги являются ценными. Эти сигналы, зафиксированные в системе цен, спонтанно направляют конкурирующих производителей, каждый из которых преследует свои личные интересы для удовлетворения потребностей и желаний других людей.

Механизм невидимой руки рынка

Адам Смит объяснил, что экономика будет работать и функционировать хорошо, если правительство оставит людей в покое, чтобы свободно торговать между собой. Он предположил, что, если людям будет позволено свободно торговать, то торговцы будут конкурировать друг с другом, ведя рынки к положительному общественному результату.В сценарии свободного рынка, где нет никаких правил или ограничений, наложенных государством, если кто-то продает товар дешевле, клиент будет покупать у него. Поэтому вы должны снизить цену или предложить что-то лучшее, чем ваш конкурент. Всякий раз, когда люди что-то требуют, это будет поставляться рынком, и все будут счастливы. В итоге продавец получает плату, а покупатель получает товары лучшего качества по желаемой цене.