Что такое миф? что такое миф в литературе?

Оглавление

Календарные мифы славян

У представителей нашего народа сказания связываются с земельным календарем. Раньше в него вносились все необходимые для существования сезонные явления.

У славян год начинался ранней весной, тогда, когда только сходил снег с полей, и можно было начинать сезон земледелия. В это время проводились проводы зимы, сжигалось её чучело на берегу реки.

После этого ожидали приход бога весны – Леля. Его встречали хороводами, кострами

Также большое внимание уделяли Ярилу (солнцу), и в начале лета после всех гуляний и плясок без сожаления хоронили его

Осенью варили мёд и чествовали бога урожая Мокошь и бога Скота – Велеса. После чего начинали готовиться к зиме для того, чтобы в праздник бога Карачуна у костра помянуть усопших и прогнать злых духов. После поминок ожидали рождения нового солнца – Коляды.

Новые предания мифологии

Новая волна мифов появилась после глобальных перемен, затронувших огромное количество народов. Войны и прочие серьезные катастрофы заставили людей задуматься о создании иных легенд. Также на это повлияло измененное коллективное мировоззрение. Общество остро нуждалось в новых героях, которые могли бы сделать их мир немного лучше. Искусство моментально проникло в массы, стало частью повседневности. Мифы следующей эпохи стали преобразованием и реальным отражением действительности.

Даже современные литераторы не перестают использовать древние мифы в своих произведениях. Им удается перенести тех персонажей в собственную реальность. А метафоры позволяют авторам точно передать сущность героя в новой истории. Так в мире появилась авторская мифология – уникальное направление, которое быстро полюбилось миллионам читателей.

Тема мифов очень обширна. Ее будут изучать на протяжении следующих нескольких столетий. Мифология так и не нашла для себя определения. Человеку не удается подобрать точное объяснение данному слову из-за невозможности его полного раскрытия. Мифы умело размывают грань между реальностью, размышлениями и фантазией. Они, хоть и являются выдуманными историями, содержат в себе скрытую правду, которую пытался понять народ и рассказать о ней целому миру. 

Миф и философская наука

Миф полностью не искореняется с развитием культуры. Современное массовое коллективное сознание, а также индивидуальное обыденное наполнены чертами первобытного мифа. В силу этого, можно говорить, что миф только укрепляет своё положение, принимая более модифицированную форму и приспосабливаясь к современным условиям. Первобытный миф серьёзно отличается от современного, но эти отличия не упраздняют его специфических особенностей, которые дают возможность выделить его из других типов произведений.

Замечание 2

Бытует мнение, что миф вернулся в XX в., но скорее он продолжает своё существование и на протяжении всей истории человечества он существует в религии, искусстве и политической сфере.

Вновь обращаясь к древней мифологии и к проблематике генезиса философского знания, можно говорить, что поэтапно в синкретическом комплексе развивается религия, искусство, философия и мифологическое сознание. Чуть позднее из этого теоретического знания происходит вычленение конкретно-научных дисциплин.

Почему появились мифы

Рекомендуем по теме

Мифология как форма мировоззрения в философии Почему необходимо знать мифы и мифологию современному человеку

Не просто так говорят «всему свое время». На том этапе истории мифы были необходимостью, которая защищала сознание наших предков. Представьте, что изобрели машину времени и вам дают возможность отправиться в далекое прошлое, чтобы объяснить людям неверность их суждений. Скорее всего, вы даже до ближайшего большого города не дошли бы, ибо за такие мысли вас бы копьем проткнули после 2 предложений (а в Европе – еще бы и на костре сожгли).

Это сейчас мифы для нас – красивые истории их прошлого. А тогда для людей – это была данность. Они рождались и умирали с этими историями, они жили и верили. Кроме того, мифы были отличным способом, который позволял влиятельным людям сохранять власть. Например, взять египетскую мифологию, там сплошь и рядом фараоны являются потомками богов. Разве взбредет в голову обычному человеку противостоять сыну бога, или свергать его с престола? Конечно же нет. Именно поэтому популяризация мифологии проводилась и высшими руководителями городов и стран (что и говорить, в наши дни происходит тоже самое).

Кроме того, мифы удерживали и само человечество от самоуничтожения. Например, те же греки опасались убивать просто так, ибо за это могло «прилететь» наказание в виде молнии Зевса. Так что, можно подвести итог, что мы существуем только потому, что мифы вовремя поставили ограничения в сознании человека.

Мифы – это вымысел или реальность

На самом деле, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. Однако большинство из них сходятся во мнении, что мифами является и то, и другое. Например, в нашей статье о кентаврах мы рассказали теорию об их происхождении. Считалось, что это просто всадники с востока, которые настолько ловко управлялись с лошадьми, что их считали полноценными существами.

Тоже самое касается и происхождения циклопов. Недавно были найдены кости слонов, и они как 2 капли воды напоминают череп циклопа, точнее их носовая часть, которую древние люди вполне могли спутать с глазницей циклопа.

Вот вам, кстати, и вполне реалистичная теория происхождения мифа. Какой-то человек увидел кости слона и представил существо, которое могло им обладать. Вполне возможно, что он даже взял эти кости, чтобы показать жителям какого-нибудь города. А далее случалось то, что мы называем это «испорченным телефоном».

Инопланетные теории зарождения мифов

Все мы любим, иной раз, посмотреть документальные передачи, в которых рассказывается о нетрадиционной истории. Если же вы не слышали о таких передачах, то мы приведем вам пару примеров, которые вполне могут стать мифами, спустя лет так 200-300.

Например, считается, что в древности нашу планету посещали инопланетяне (а некоторые так думают и по сей день). Именно инопланетяне и представлялись нашим предкам богами, ибо по другому их превосходство они никак не могли объяснить.

Такая теория, хоть и звучит неправдоподобно, но объясняет многие факторы. И наличие сверхоружия (молнии Зевса, око Ра и т.д.), и немыслимые успехи в архитектуре (греческие и римские храмы, египетские пирамиды и Сфинкс и т.д.), немыслимые существа (биологические эксперименты).

Но, как мы уже говорили в некоторых наших предыдущих статьях, пока нет ни доказательств этого, ни, какой-либо, опровергающей информации. А потому, одинаково правы будут и те, кто поддерживают эту теорию, и те, кто ее опровергают.

Как зарождаются мифы в мифологии

И вот, мы подходим к тому, с чего и начинали нашу статью. Теперь, когда мы знаем, что такое миф и для чего он был нужен, мы можем предположить и то, как он зарождался. Миф – это сочетание истории, религии, рассказов, которые были объединены в одно целое, благодаря времени и воображению. И зародились они в незапамятные времена, а впоследствии только обрастали некоторыми особенностями и подробностями. Впоследствии одни легенды дополняли другие, все они обрастали новыми подробностями и формировали единое целое представление о мире, что мы теперь зовем мифологией.

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Периодизация греческой мифологии

Период

Особенности

Доолимпийский

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Олимпийский

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец, а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

Поздний героический

На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который, хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

Распространение мифологии

Именно поэтому большинство древних религий так похожи, и так различны друг с другом. А все дело в том, что явления древности – были одинаковыми, а вот имена богам – давали разные. Так, например, владыкой молнии у греков стал Зевс, у скандинавов это был Тор, а у славян – Перун. Тоже самое касалось других направлений и явлений.

Но не стоит забывать, что среди древних людей было и много путешественников. Да и военные походы совершались регулярно, что также повлияло на распространение мифологии. Т.е., мы, конечно, не можем ничего утверждать, но вполне можем предположить. Например, были египтяне, которые не могли объяснить какое-то явление. И вот приходят греки, и говорят, что на самом деле за это явление отвечает какой-то бог. Египтяне принимают это и начинают всячески ублажать этого бога. Впоследствии, из-за языковой разницы, египтяне переиначивают имя этого бога на свой лад, а потом, со временем, дополняют его функции, возможности. Так миф обрастает дополнительными легендами.

В этом плане немного отличается русский народ. Т.е., если вы что-то еще помните из истории, то дело было примерно так. Сотни, а может быть и тысячи лет подряд, наши предки верили в различных языческих существ, которыми были не только боги, но и языческие существа. Нельзя сказать, что христианство было прям чуждой религией для нашего народа. Еще до Владимира крещеной была Ольга, посетившая Константинополь, в свое время. Кроме того, и среди простого народа также были крещеные.

А потом к власти пришел князь Владимир, который где по доброй воле, а где огнем и мечем крестил Русь. Он первый, кто разрушил пантеон славянских богов. Однако выбить из памяти нашего народа то, чего они сами не желают – невозможно. И если языческая религия стерлась из нашей памяти, то она осталась в фольклоре и в языке.

И тут мы плавно подходим к вопросу, а когда же все-таки зародилась мифология? Но и тут однозначного ответа нету. Можно только предположить, что в том или ином виде мифология существовала всегда, начиная от появления человека разумного, когда первые люди начали образовывать поселения, когда у них начало формироваться сознание. Все последующее – это лишь красивые легенды и дополнения к первоначальным мифам.

Становление философской науки

Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.

Замечание 3

Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.

Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.

Медея: берегись мести брошенной женщины

Сюжет мифа:

Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.

Как объяснялся:

В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.

«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.

Типология

Принято выделить несколько видов мифов:

  • Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне, талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
  • Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса. У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
  • Антропогонические. Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
  • Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
  • Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
  • Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
  • Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея, Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
  • Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.

В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

Мифологическое сознание, его особенности и свойства

Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие «синкретичность» имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире,  зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление  может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.

Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:

  • Метаморфоза.
  • Связи по ассоциации.
  • Телеологическая связь.

Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.

Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств  душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.

Пример 2

Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.

Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.

Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.

Смена времён года

Одна из разновидностей сказаний — это миф о боге, который воскресает и умирает. Именно с ним обычно ассоциировалась смена времен года.

В греческой мифологии веровали, что Деметра (плодородие) очень скучала по своей дочери Персефоне, которую похитил Аид (смерть). Её тоска достигла такой силы, что она умерла и перестала плодоносить. После этого верховный бог Зевс приказал своему брату Аиду вернуть дочь Деметре. Он-то это сделал, но Персефона уже отведала зерна граната и поэтому вынуждена была каждый год возвращаться в царство Аида. А её мать в отсутствие дочери начинала тосковать и переставала приносить урожай. Это, кстати, самый популярный пример календарного мифа.

Другими богами жизни и смерти считались Осирис, Дионис и множество других. У славян умирающими богами были Ярила и Кострома.

В одной версии Дионис пытался победить титанов, и после их свержения они стали людьми, которые приобрели двойственную натуру. В другой же его ассоциировали с виноградной лозой.

В Древнем Египте смену времен года символизировало противостояние Ра и Тефнут. При каждой их ссоре наступала засуха, а при применении Нил разливался.

А у славян, кстати, со сменой времен года связывают Масленицу. Календарные мифы так закрепились в народе, что этот праздник отмечают до сих пор.

Об убитом и спящем боге Бальдру

Ещё один яркий и интересный пример календарного мифа.

В Германии и Скандинавии богом весны был бог Бальдр, он покровительствовал земледелию. Был женат на Нанне, и имели они совместного сына Форсети. Неожиданно Бальдру стало плохо, и он начал видеть сны о смерти. Один, отец Бальдру, очень забеспокоился и, оседлав восьмитонного жеребца, навестил загробный мир, в котором ведунья сказала ему, что сын погибнет от руки родного брата.

Один, вернувшись, рассказал всё своей жене и матери Бальдра, и та придумала план спасения сына. Она взяла клятву со всего, что можно, что не они не смогут причинить вред Бальдру. Но Его брат Локи, узнав, что омела еще не дала клятву, сделал из неё стрелу и заставил брата Бальдра, Хёда, убить его.

Второй брат Хермонд, узнав о смерти брата, отправился в подземное царство и предложил выкуп Хель, владычице этого мира. Она согласилась. Сказав, что если весь мир будет плакать о Бальдру, он вернется к жизни. И всё бы получилось, но… подговоренная Локи великанша Токк не согласилась плакать по Бальдре. Он так и остался во владениях мира смерти.

Троянская война: главный миф о войне

Сюжет мифа:

В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.

Как объяснялся:

В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.

«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.

«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.

Беллерофонт и Химера: покорение природы

Сюжет мифа:

Беллерофонт был сыном царя Коринфа. В юности он случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание. В конце концов судьба занесла его к Иобату, царю Ликии. Тот поручил Беллерофонту убить Химеру — чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой с блеском выполнил задание, предварительно изловив крылатого коня Пегаса. В дальнейшем Беллерофонт совершил и другие подвиги, однако обещанной награды от Иобата не получил, а потому обиделся и попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.

Как объяснялся:

О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифы в литературе

Мифология нашла свое место в литературе. И это не удивительно. Ведь легенды всегда были тесно связаны с искусством. Подобное смешение наблюдалось и в древности, и в современном мире.

Многие писатели занимались изучением мифологии. Они использовали давно знакомые сюжеты для написания собственных рассказов. Благодаря их труду появились знаменитые персонажи, ставшие через время эталонами, олицетворением отдельных качеств, присущих каждому человеку. В эпоху романтизма авторы старались наделить героев самыми лучшими чертами характера. Они приписывали им безупречную внешность.

Какие мифы существуют в современном мире

В современном обществе из-за потока непрерывной разнородной информации стирается четкое понимание о том, как должно быть. Людям все сложнее ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, и они ищут какие-то координаты для того, чтобы сориентироваться в информационном пространстве. Ими могут стать мифы.

Если собрать все распространенные в наши дни мифы, можно выделить три большие категории, по которым они могут быть разделены на древние, новые и обновленные.

Старые мифы продолжают существовать с древних времен, даже если они претерпели изменения. Такую мифологию в современной культуре можно отнести к вере в колдовство, суеверия и ритуалы. Например, сегодня распространена вера в домового, сглаз, некоторые верят в неблагоприятные знаки — такие, как рассыпанная соль, разбитое зеркало, перешедшая дорогу черная кошка. Часто люди используют такие мифологемы (мифологические сюжеты, сцены, образы), не задумываясь об их происхождении, и принимают все как достоверный факт.

Новые мифы можно отнести к мифам, уже сложившимся и созданным в период научных открытий, которые сама наука не может объяснить. Мифы, относящиеся к этой категории, не нашли своего научного или иного обоснования, но вместе с тем прочно вошли в повседневную жизнь и сознание людей. Самый простой пример — это вера в НЛО и инопланетян.

В обновленных мифах также выделяют старые мифы, адаптированные к новому времени. Этот вид мифологии в основном включает астрологию, парапсихологию и другие псевдонауки.

Сегодня внимание многих привлекают черные дыры, которые «поглощают» космические объекты. В такой интерпретации они становятся частью научной фантастики и превращаются в порталы в другие вселенные

Особый интерес проявляют к инопланетным существам. Идея апокалипсиса также является современным мифом, который имеет несколько версий. Например, согласно одному из популярных сценариев, в планету должен врезаться гигантский астероид и произойдет большой взрыв. По второй версии, Солнце превращается в «красного гиганта» и температура на Земле станет настолько высокой, что поддержание жизни на ней станет невозможным. Третий сюжет предполагает, что земное ядро остынет, магнитное поле исчезнет и планета не будет защищена от солнечного излучения.

Вместе с развитием технологий распространяются и мифы о них. Обычно они включают в себя информацию о засекреченных технологиях, с помощью которых возможно менять гравитационное поле, преобразовывать земную кору и тем самым вызывать землетрясения и наводнения. Известны легенды и о психотронном оружии, которое внушает какую-либо идеологию.

Неполное научное знание влечет за собой мифы, созданные человеком для создания альтернативного видения мира. Научные мифы используются в маркетинговых кампаниях. В стратегиях по продвижению товаров и услуг СМИ искусственно создают и распространяют новые научные мифы, которые прочно закрепились в сознании людей и принимаются ими как достоверный факт (например, живые бактерии в молочных продуктах или холестерин в растительном масле). Еще одним ярким примером научного мифа, широко распространенного сегодня, является история о том, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как яблоко упало ему на голову с ветки дерева, под которым он сидел.

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Что такое миф в литературе? Новые герои, сказания, образы

У искусства и легенд есть некоторые общие черты. Это результаты единства познания и творчества в стремлении выразить мировоззрение коллектива или автора. Связь мифологического и художественного мышления четко отслеживается в искусстве древнем, но, приближаясь к современности, не ослабевает, а подвергается некоторым метаморфозам.

Исследуя, что такое миф, краткое содержание преданий писатели часто пересказывали, превращая персонажей и обстоятельства в эталон, олицетворение какого-то качества. Эпоха романтизма противопоставляет идеальный мир произведения несовершенной повседневности. Авторы наделяют героев безукоризненными чертами характера и внешности: красотой, духовной глубиной, справедливостью, часто обращаясь к существующим сказаниям и создавая новые.