787,какие древние летописи по истории руси исторические?

Оглавление

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых  и мог учиться Нестор.

Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры

В то время, по словам преподобного Нестора

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Галицко-волынские летописи[править | править код]

С «Киевской» тесно связана «Волынская» (или галицко-волынская), ещё более отличающаяся поэтическим колоритом. Она, как можно предположить, была писана сначала без годов, а годы расставлены после и расставлены весьма неискусно. Так, мы читаем: «Данилови же приехавшю с Володимера, в лето 6722 бысть тишина. В лето 6723 Божиим повелением прислаша князи литовстии». Ясно, что последнее предложение должно быть соединено с первым, на что указывает и форма дательного самостоятельного и отсутствие в некоторых списках предложения «бысть тишина»; стало быть, и два года, и это предложение вставлены после. Хронология перепутана и применена к хронологии Киевской летописи. Роман убит в г., а волынская летопись относит его смерть к 1200 г., так как киевская оканчивается 1199 г. Соединены эти летописи последним сводчиком, не он ли расставил и года? В некоторых местах встречается обещание рассказать то или другое, но ничего не рассказывается; стало быть, есть пропуски. Летопись начинается неясными намеками на подвиги Романа Мстиславича — очевидно, это обрывки поэтического сказания о нём. Оканчивается она началом XIV в. и не доводится до падения самостоятельности Галича. Для исследователя летопись эта по своей сбивчивости представляет серьёзные затруднения, но по подробности изложения служит драгоценным материалом для изучения быта Галича. Любопытно в волынской летописи указание на существование летописи официальной: Мстислав Данилович, победив мятежный Брест, наложил на жителей тяжкую пеню и в грамоте прибавляет: «а описал есть в летописец коромолу их».

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Литовско-белорусские летописи[править | править код]

Важное место в русском летописании занимают так называемые литовские (скорее белорусские) летописи, существующие в двух редакциях: «Краткой», начинающейся со смерти Гедимина или, скорее, Ольгерда и оканчивающейся г. и «Подробной», от баснословных времен до г

Источник летописи «Краткой» — сказания современников. Так, по случаю смерти Скиргайлы автор говорит от себя: «аз того не вем занеже бых тогда мал». Местом записи известий можно считать Киев и Смоленск; в изложении их не заметно тенденциозности. «Подробная» летопись (так называемая Л. Быховца) представляет в начале ряд баснословных сказаний, затем повторяет «Краткую» и, наконец, заключается мемуарами начала XVI в. В текст её вставлено много тенденциозных рассказов о разных знатных литовских фамилиях.

Кто автор

Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».

Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.

Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.

Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.

Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.

«Поучение» Владимира Мономаха

Одно из первых дидактических произведений древнерусской литературы – «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» до нас дошло в единственном списке 14 века. «Поучение» в Лаврентьевской летописи датировано 1096 годом. Это произведение является скорее завещанием, чем поучением Владимира Мономаха. Великий князь в назидание современникам и потомкам создает идеальный образ правителя, который беспокоится о чести и славе Русской земли. В «Поучении» выдвигаются задачи общегосударственного масштаба.

«Поучение» Владимира Мономаха вошло в «Золотой фонд» мировой литературы.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Популярные сегодня темы

Мне кажется, никакой проблемы с совестью не существует. Люди, которые обладают этим свойством души и не заглушают совесть, имеют единственную трудность – как сделать больше добра, как помочь наибольшему количеству людей.

“Гранатовый браслет — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков

Произведение относится по жанровой направленности к разряду писательских сочинений, посвященных военной тематике и размышлениям о человеческих судьбах, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Каждый ребенок с нетерпением ждет летних каникул. Ждала их и я. И нужно заметить, они у меня в этом году получились просто замечательными! А все благодаря маме и папе!

Наверняка, каждый литературный герой, совершивший подвиг, имеет свой прообраз. Что касается штаб-капитана Тушина, то его прототипом стал артиллерист Яков Судаков, награждённый орденом Святого Владимира.

Летописи и центры летописания в Древней Руси

Фото с сайта hostingkartinok

Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян. В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.

Школьная версия история славян

Итак, цитирую….

«Древнейшая история славян содержит много ЗАГАДОК (выделено автором и далее), но с позиций современных историков сводится к следующему.

Сначала в III — середине II тыс. до н.э. НЕКАЯ праиндоевропейская общность из НЕЯСНЫХ районов вокруг Черного моря (возможно, с полуострова Малая Азия) переместилась в Европу».

И далее. «Существуют несколько версий историков по поводу места, где же именно сформировалась славянская общность (теории возникновения славян): первой была выдвинута Карпато-Дунайская теория (родина славян — район между Карпатами и Дунаем), в XX в. родилась и стала основной Висло-Одерская теория (славяне возникли севернее Карпат), затем академик Б. Рыбаков выдвинул компромиссную теорию, согласно которой славяне возникли ГДЕ-ТО в Восточной Европе — от Эльбы до Днепра. Наконец, существует версия, что прародиной славян было Восточное Причерноморье, а их предки — одна из ветвей скифов — скифы-пахари». И т.д.

К этому необходимо также добавить производимое в книге объяснение названия славян — «происходит от слов «слово» и «ведать», то есть означает людей, язык которых понятен, в отличие от «немцев» (как бы немых) — так славяне называли иностранцев». Согласитесь, все это очень интересно и даже занимательно.

Не знаю как Вас, уважаемый читатель, но меня все эти доводы типа — ЗАГАДКИ, НЕКАЯ, НЕЯСНЫХ, ГДЕ-ТО, не просто не удовлетворяют, но и наталкивают на мысль, что это какое-то намеренное извращение имеющихся фактов.

Я исхожу из того, что у академической науки должны же быть силы и средства, чтобы разобраться и внести ясность и определенность в нашу историю. Судя по выше отмеченному, никакой ясности, и никакой определенности нет. Почему у науки нет, а у меня есть, хоть и не полная, но обширная информация о древнейшей истории русского народа. И свою концепцию Русской истории изложены в рукописи «О древнейшей истории России».

То, что я вам представил выше нельзя назвать наукой.

Это интересно: 245,Внешняя политика России в XVIII веке: разъясняем обстоятельно

Киево-Печерский монастырь – центр летописания

Фото с сайта hostingkartinok

Это место всегда было главной святыней и гордостью. Именно здесь жили, облачаясь в иноков, после подстрига, отстраняясь от мирской суеты и жизненных благ, полностью отдав себя делам божьим, многие светлейшие и достойнейшие люди. Это не только святыня, но и сосредоточение просвещения. А позже – главное сосредоточение летописания. Именно в этих стенах длительное время составлялась и записывалась летопись «Повесть временных лет». А инок Нестор, создавший это и целый ряд иных значимых произведений, прожил здесь, сделав немало святых дел, 41 год. Он вместе с другими иноками составил писание о старорусской церкви, описал все важные церковные события и дал описание ее особенностям на Руси. После его кончины нетленное тело перенесено и до сих пор покоится в пещере Лавры.
Особую роль играет и Выдубецкий монастырь. В стенах Выдубецкой святыни иегумен Матфей занимался ведением Киевского свода, в нем хронолизировал события в период 1118-1198 года. Дал им очень точное описание и раскрытие, без искажения фактов. Это произведение тоже одно из письменных памятников, которое играет важную роль в изучении истории наших предков. Стало логическим продолжением ведения летописи «Повесть временных лет».

Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.

Как назывались центры летописания в Древней Руси:

  • Новгородский
  • Владимиро-Суздальский
  • Галицко-Волынский

Новгородский центр летописания

Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.

Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:

  • Краткое описание «Русской правды»
  • Краткое описание юридического сборника
  • Описание происходящих событий и процессов

Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.

Владимиро-Суздальский центр летописания

Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.

Галицко-Волынский центр летописания

Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.

Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:

  1. Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
  2. Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.

Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями

Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Летопись как жанр древнерусской литературы (характеристика, особенности, примеры)

Летопись представляет собой ведущее жанровое направление древнерусского литературного творчества XI-XII веков, сложившееся в форме самобытного исторического повествования.

Главной тематикой повествовательного летописного содержания является изображение исторического события, включающего в себя походы, сражения, воинские подвиги князей, их руководящая деятельность, княжеские междоусобицы и дипломатические отношения с зарубежными государствами, описание значительных природных явлений (засуха, солнечное затмение, дождливый сезон), основание и строительство церковных, монастырских учреждений, городов, княжеских палат и жизнеописание святых, а также хвалебные речи и поучительные тексты.

Для отображения широкой по объему тематики древними летописцами используются различные источники и представляющие собой народные сказания, легенды, жития святых, княжеские жизнеописания, воинские повести, деловые документы. При этом написание летописного произведения не является простым соединением собранного материала, а представляет собой творческий процесс создателя в виде своеобразного свода, содержащего многочисленные исторические источники и литературные тексты.

Отличительной особенностью летописного творчества является его строгий порядок изложения текстового материала согласно годовому отрезку времени, то есть летопись пишется по годам (летам). Данный прием исследователями древнерусской литературы именуется погодной записью в форме сетки, являющейся древнейшим видом повествовательного процесса.

При создании произведения летописец должен соблюдать требования по полноте описания, а также излагать текст точно, конкретно, с точки зрения объективности и беспристрастности, используя в работе предыдущие летописи, дополнив, изменив их, вставив собственное видение происходящих исторических событий.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению

Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.

Презентация на тему: » Летопись – это… Летопись – это… Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летописи.» — Транскрипт:

2

Летопись – это… Летопись – это… Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летопись – это погодовой подробный рассказ о событиях. Летописи сохранились в больших количествах так называемых списков XIV – XVIII веков. Летописи сохранились в больших количествах так называемых списков XIV – XVIII веков. Летописи – это сборники, источники которых не дошли до нас. Летописи – это сборники, источники которых не дошли до нас.

3

Русские летописи Русские летописи сохранились во многих списках, а самые древние монаха Лаврентия созданный в 1377 году и Испатьевский XIV века. Русские летописи сохранились во многих списках, а самые древние монаха Лаврентия созданный в 1377 году и Испатьевский XIV века. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории. Летописи велись во многих городах. Летописи велись во многих городах.

4

Новгородские летописи Летописи в Новгороде появились рано. Летописи в Новгороде появились рано. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников. Так называемые сборники I, II, III, IV. До нас дошло только несколько Новгородских летописных сборников. Так называемые сборники I, II, III, IV. В них входят Софийская летопись, Супрасльская Летопись и в так называемая «Летопись Авраамки» В них входят Софийская летопись, Супрасльская Летопись и в так называемая «Летопись Авраамки»

5

Псковские летописи Летописи Псковские появились позднее Новгородских, в XIII веке. Летописи Псковские появились позднее Новгородских, в XIII веке. Самая первая запись лёгшая в основу всех Псковских сборников была запись о Довмонте. Самая первая запись лёгшая в основу всех Псковских сборников была запись о Довмонте. Псковские летописи богаты живыми подробностями об общественном быте Пскова. Псковские летописи богаты живыми подробностями об общественном быте Пскова.

6

Киевские летописи Киевские летописи Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках. Большей частью в них говорится о отдельных сказаниях. Например «Сказание об убиении Андрея Боголюбского» и рассказ о подвигах Изяслава Мстиславича. Большей частью в них говорится о отдельных сказаниях. Например «Сказание об убиении Андрея Боголюбского» и рассказ о подвигах Изяслава Мстиславича.

7

Московские летописи Московские летописи Летописи северо-восточной Руси отличается отсутствием поэтических элементов и редко делает заимствования из поэтических сказаний. Летописи северо-восточной Руси отличается отсутствием поэтических элементов и редко делает заимствования из поэтических сказаний. «Сказание о Мамаевом побоище» особое сочинение, только внесенное в некоторые своды. «Сказание о Мамаевом побоище» особое сочинение, только внесенное в некоторые своды.

Особенности

Оглавление

Летопись обычно определяют как подробную запись исторических событий, сделанную современником.

В древнерусские времена летописи были единственными письменными источниками о событиях, происходящих в государстве. События в летописях перечисляются строго в хронологическом порядке и без авторской оценки. Авторы летописей часто остаются неизвестными.

Летописи часто содержат различные предания, былины, юридические постановления и документы церковных архивов. Авторы старались органично включать их в повествование, чтобы документ выглядел, как единое целое. Сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина также является частью Софийской второй летописи.

В Европе аналогичные документы назывались хрониками.

Несмотря на отсутствие в летописях авторской оценки, современные историки не исключают наличие субъективизма. Часто события показаны в свете, выгодном княжеской власти.

Древнерусские летописи используются современными учеными в качестве исторических документов. Так, основание Москвы (1147 год) установлено по дате, указанной в Ипатьевской летописи. Само название летописей связано с тем, что большинство из них начиналось словами «В лето».

Временный упадок летописания связан с временем татаро-монгольского ига, но в XIV-XV веках оно вновь стало развиваться.

Написание летописей считалось богоугодным делом. Летописцами были специально обученные монахи. Им предоставлялся доступ к княжеским архивам. Большинство летописцев были искренне убеждены, что пишут под влиянием божественных сил.

К настоящему времени не сохранилось ни одного подлинника летописей. Все известные летописи представляют собой копии, которые принято называть списками. Оригинал, с которого писался список, называется сводом. Но следует иметь в виду, что своды сами часто являлись списками с других оригиналов. До нашего времени дошло не менее 1500 списков.

Названия летописей, как правило, не совпадают с исходными. Условной является их нумерация, которая не соответствует фактическому хронологическому порядку создания.

Работа летописцев

Самыми грамотными летописцами можно назвать специально обученных священников и монахов. Эти люди имели достаточно богатое книжное наследие, владели различной литературой, записями старинных рассказов, преданий и т.д. Также в распоряжении этих священников были практически все великокняжеские архивы.

Среди основных задач таких людей было следующее:

  1. Создание письменного исторического памятника эпохи;
  2. Сравнение исторических событий;
  3. Работа со старинными книгами и т.д.

Стоит отметить, что летописный свод древней руси это – уникальный исторический памятник, содержащий массу интересных фактов о конкретных событиях. Среди распространенных летописей можно выделить те, которые рассказывали о походах Кия – основателя Киева, путешествиях княгини Ольги, походах не мене известного Святослава и т.д. Летописи Древней Руси – историческая основа, благодаря которой написано множество исторических книг.