Государство волжская булгария: интересные факты

Оглавление

Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары?

Раскопки гончарных мастерских

Болгары благодаря своей богатой истории стали уникальным сплавом русской и татарской культуры. Сюда на поклон стекаются тысячи паломников со всех стран бывшего СНГ.

Мусульман привлекает уникальная Белая мечеть, воздвигнутая в честь принятия булгарами (читай — прототатарами) ислама. Неподалеку функционирует одна из крупнейших в России Болгарская исламская академия.

В то же время в Болгарах множество православных святынь: действующие Свято-Авраамиевская церковь, Троицкий молитвенный дом и реликтовая не действующая Успенская церковь.

Внутри ханской усыпальницы «Восточный мавзолей»

Колодец святого Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца почитается как мусульманами, так и христианами как чудодейственный и целительный.

Неподалеку, на набережной от него мусульманская святыня — колодец Габдрахмана, посланника пророка Мухаммеда, из которого бьет минеральная вода.

Удивительно и другое: в Болгарах можно наблюдать воочию тот самый дивный сплав исламской и христианской культур, когда различия между вероисповеданиями исчезают.

Traditional «себяшки»

Паломники всех культур здесь настолько добродушны к окружающим, что легко можно поймать себя в хороводе у памятника принятию болгарами ислама или на службе в местной церкви.

Особенно ярко это заметно во время Международного фестиваля средневекового боя «Великий Болгар», который проводится ежегодно в августе и приурочен к годовщине принятия ислама местным населением.

И без того оживленная местность тогда привлекает до полумиллиона туристов, которые съезжаются посмотреть на реконструкторов, битвы конных и пеших воинов и поучаствовать в ярмарках.

Пожалуй, это один из самых ярких подобных фестивалей в России. И уж точно один из самых привлекательных и ухоженных.

Белая мечеть

Белая мечеть — это современное здание, которое построили в 2010 году. В комплекс входит резиденция духовенства и медресе. Перед ним расположены сад и молельная площадь. Собирательный образ этого комплекса служит классическим примером лучших в мире произведений исламской культуры и архитектуры.

Снаружи культовое сооружение облицовано белым мрамором. Его венчают три купола и два минарета, каждый высотой в 40 метров. Они выполнены в стиле минаретов мечети Пророка, которая находится в знаменитом для всех паломников месте — Медине.

Изнутри стены мечети украшают традиционные декоративные восточные элементы. Это арабески, тюльпаны, геометрические орнаменты. Таинственность и символичность самому молельному залу придает загадочное рассеянное освещение. Стоит признать, что это удивительно красивый архитектурный объект, который может посетить любой желающий, интересующийся восточной культурой. При этом он выполняет все функции действующей мечети. Неподалеку от него находится большое количество других достопримечательностей Болгара.

Территория и административное устройство

Территория

Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в исламском мире. Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)».

Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал. Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати (XII в.), пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Карта Царства Булгарского

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал советский археолог Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Чувашии — около 70, в Пензенской области — около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь—Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной — Самарскую Луку, западной — реку Сура и восточной и юго-восточной — низовья реки Белая и реку Урал.

Некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, а северные выходят к Карскому морю.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города — Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок, Золотарёвское городище и др. являются памятниками времён Волжской Болгарии (до монгольского нашествия 1236 года). Другие археологические памятники, такие как Сарай-аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Мадхжар (Ставропольский край), Кокрятское городище, Кременковское поселение, Староалейкинское городище, Новобеденьговское городище, Красносюндюковское городище (Ульяновская область), Искер (Тюменская область), Курмыш (Нижегородская область), Увек (Саратовская область), Афкула (Пермский край), Наровчат (Пензенская область) и др. являются памятниками культурного наследия булгарского народа.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Только для вас Пётр II. Вечно пьяный подросток на российском престоле

Будет интересно Методы войны генерала Ермолова на Кавказе

Читайте еще Жадный бай и корова. Татарская притча. (Продолжение)

Дома лучше — Загадки хрустальных черепов

Читайте еще Кухаркины дети. Самый циничный закон Российской империи

Любопытно Фильм «Тобол». Авторы посчитали зрителей идиотами

Читайте дальше Жадный бай и корова. Татарская притча

К вашему вниманию Дело Радзинского. Маша Куликова, которую нельзя забывать

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?view_as=subscriber

ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ БУЛГАРИЯ

  БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ, Булгария Волжская — государство, существовавшее в Среднем Поволжье и Прикамье.

  Волжскую Булгарию населяли угро-финские племена и булгары, пришедшие сюда после разгрома Великой Булгарии. В IX-X вв. жители Волжской Булгарии перешли от кочевничества к оседлому земледелию.

  Некоторое время в IX-X вв. Волжская Булгария находилась под властью Хазарского каганата. В нач. X в. хан Альмас начал объединение булгарских племен. В X в. булгары приняли ислам и формально признали арабского халифа в качестве верховного владыки — главы мусульман. В 965 г. Волжская Булгария обрела независимость от Хазарского каганата.

  Местонахождение Булгарии на Волго-Балтийском торговом пути, связывавшем Восточную и Северную Европу с Востоком, обеспечивало приток в страну товаров из стран арабского Востока, Кавказа, Индии и Китая, Византии, Западной Европы, Киевской Руси.

  В X-XI вв. столицей Волжской Булгарии был город Булгар, находившийся в 5 км от левого берега Волги, ниже устья р. Камы. Булгар быстро превратился в крупный центр ремесла и транзитной торговли. Здесь чеканили свою монету.

  Город уже с X в. был хорошо укреплен, а с запада к нему примыкал посад. К западу от Булгара находилось армянское поселение с христианским храмом и кладбищем. Археологами открыты развалины Булгара — Болгарское городище, где сохранились каменные здания XIV в., мавзолеи, соборная мечеть, общественные бани.

  В X-XII вв. походы на волжских булгар не раз совершали русские князья. Первым попытался обложить Волжскую Булгарию данью Владимир I Святославич, но в 985 г. был вынужден заключить мирный договор. «Повесть временных лет» сообщает такую легенду: «Пошел Владимир на болгар с дядей своим Добрыней… И победили болгар. И сказал Владимиру Добрыня: «Осмотрел колодников — все в сапогах. Эти дани нам давать не будут, поищем себе лапотников»«.

  Затем Волжско-Камской Булгарии угрожало Владимирское княжество. В XII в. булгары перенесли столицу в глубь страны.

  Новой столицей государства стал Биляр — город на левом берегу р. Черемшан. Он возник в X в., в письменных источниках упоминается впервые под 1164 г. Значительное развитие получили ремесла: выплавка железа, резьба по кости, кожевенное, кузнечное, гончарное дело. Найдены изделия, вывезенные из городов Киевской Руси, Сирии, Византии, Ирана, Китая.

  В XIII в. Волжско-Камская Булгария завоевана монголо-татарами и вошла в состав Золотой Орды. В 1236 г. Булгар и Биляр были разорены и сожжены монголо-татарами, но вскоре вновь отстроены. До кон. XIII в. Булгар был столицей Золотой Орды, XIV в. — время его наивысшего расцвета: в городе велось активное строительство, чеканилась монета, развивались ремесла. Удар могуществу Булгара был нанесен походами золотоордынского правителя Булак-Тимура в 1361 г. В 1431 г. Булгар был захвачен русскими войсками под командованием князя Федора Пестрого и окончательно пришел в упадок. В 1438 г. на территории Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство.

Примечания

Комментарии
  1. «Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву». (ПВЛ, с.59)
  2. Тоє же осени придоша с восточнıх стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славнıи Великıи город Болгарьскıи и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша.(Полное собрание русских летописей, том.1, с.460)
Источники
  1. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1989, С.93.
  2. Название лит. языка XI — XIV вв., употреблявшегося в Дешт-и-Кипчак и Среднем Поволжье; сложился на базе хорезмско-тюрксого литературного языка и местных диалектов. От поволжского тюрки развился старотатарский литературный язык. ТЭС — с. 440
  3. Сум ТЭС — с. 548
  4. Суваро-булгарские традиции чеканки собственных монет и разнотипных подражаний. // Государственность восточных булгар IX—XIII вв. / Материалы международной конференции «Государственность восточных булгар VII—XIII вв.». Чебоксары, 2—3 декабря 2011 г. / Сост. и научн. ред. Д. Ф. Мадуров. — Чебоксары: Таус, 2012. — С. 96.
  5. Как средство торговли среди ряда мусульманских стран — Динар ТЭС — с. 176
  6. Мадуров Д.Ф. Серебряная Булгария. Основные вехи истории. — СПб.: Алетейя, 2018. — 264 с.
  7. Вариации корневого звука О или У зависят от особенностей различных языков. В оригинале корневой звук гласной буквы после Б звучал как нечто среднее между гласной Ъ в болгарском языке, приглушенным У и О. Современные болгары называют себя българи, используя гласную Ъ. Название булгары употребляли византийские греки, описавшие этот период истории в письменных источниках. Название болгары употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Булгарию в существующих древнерусских летописных сводах.
  8. А. В. Дыбо «Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков», 1999 г.
  9. О. А. Федоров «Некоторые вопросы из истории гунн», 2011г
  10. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984.
  11. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Инсан. 1991
  12. , с. 5.
  13. , с. 61—63.
  14. Хвольсон Д. А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского Музея; первый раз издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. — СПб., 1869, с. 22.
  15. БРЭ
  16. Бартольд В. В. Арабские известия о Руссах / Советское востокове дение, т. I., 1940
  17. Смирнов А. П. К вопросу о происхождении татар Поволжья. / Советская этнография. 1946. № 3. стр. 37-50.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2020.
  19. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  20. Г.В. Юсупов. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику.. — Издательство Академии наук СССР, 1960.
  21. Мухаметшин А.Г. О письменности Волжской Булгарии (рус.) // Восточный Свет.. — 2005. — № №4.

[править] Наследие Волжской Булгарии

Булгаризм

 → Булгаризм

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810—1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX—XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Развитие городов Волжской Булгарии

Большинство крупных городов Волжской Булгарии развивалось по восточному типу, разрастаясь вокруг резиденции эмира или князя, поэтому немалую долю населения города составляли свита, военная и чиновничья бюрократия, духовенство. Однако основную часть населения составляли свободные горожане, ремесленники и купцы.

Волжская Булгария в отличие от огромных империй Востока и Запада была относительно небольшим государством, а ее столица Великий Булгар не могла существовать за счет доходов от провинций и дани с подвластных территорий.

В интересах благополучия требовалось поощрять ремесло и торговлю. На современной территории Республики Татарстан, как подсчитано археологами Р.Г.Фахрутдиновым и Ф.Ш.Хузиным, обнаружено более двух тысяч различных археологических памятников VIII — начала XV века. Среди них 190 городищ, около 900 селищ, более 80 могильников, значительная часть которых относится к периоду расцвета Волжской Булгарии в Х- VIII веке.

Археологам известны около 100 городищ домонгольского времени. Подавляющее большинство располагается в Закамье, около 15 — в Предволжье и только 3-4 — в Закамье. Наибольшая плотность городищ отмечена по берегам малых рек Актай и Бездна.

Некоторые булгарские города располагались на месте более древних городищ, на высоких берегах рек, где склоны и овраги выступали естественной защитой от нападения. Другие строились в отдалении от рек, но, как правило, защищались рвами, земляными валами и стенами. Поэтому конфигурация городов различна: квадратная, треугольная, трапециевидная или округлая.

Жилые здания в булгарских городах возводились из сосновых бревен, а городские стены, башни, мосты, колодцы, погреба — из дубовых. Ибн Якут в своем географическом словаре начала XIII в. сообщал, что «булгары строят свои дома только из дерева, одно бревно кладут на другое и соединяют их крепкими, тоже деревянными гвоздями». Какое-то время сохранялась старая традиция строить глинобитные дома, а летом на пастбищах или в местах остановки торгового каравана часто использовались легкие юрты.

Все зимние дома имели печное отопление. Печи сооружались по типу прямоугольной кирпичной печки, близкой к современной, или по типу полукруглого среднеазиатского тандыра с купольным перекрытием. Каменные дворцы знати и общественные здания (караван- сарац, бани) обогревались сложной системой подпольного отопления. Деревянные и каменные дома имели двускатные крыши, покрывавшиеся досками, соломой или камышом.

Как рисуется[править код]

  1. Ball. Для начала, нарисуйте круг. Внутри него сделайте глаза-полоски. Также можно сделать Волжскую Булгарию в форме флага, но в канонах её форма нигде не прописана.
  2. Более каноничная Булгария с правильным флагом.

    Флаг. Внутри нашего ball’а проведите неширокую полоску по горизонтали в середине. Теперь пространство над полоской закрасьте зелёным, а под ней — красным. Должен получиться флаг Татарстана. Далее рисуем дракона (довольно-таки уродливого) примерно по середине флага и окрашиваем его в чёрный и серый цвета.

  3. Аксессуары. По желанию можете добавить, например, шлем и саблю.

    Не совсем каноничная Волжская Булгария с флагом Татарстана (и на коне).

  4. Освещение. Осталось лишь добавить тени и блики.

Волжская Булгария готова!

Возникновение государства

До появления булгар на Средней Волге здесь жили тюркские и финно-угорские племена, вместе с которыми прибывшие и создали к концу IX века государство, с 903 года начавшее чеканить свою монету, дирхем.

Но находящейся на перекрестке многих торговых и военных путей Булгарии со столицей в городе Булгар, находившемся на месте нынешнего села Болгары, недолго пришлось быть независимым. Уже в X веке оно попало в зону интересов Хазарского каганата, и чтобы упрочить свое положение и получить могущественных союзников, булгарский правитель Альмас или, по другим источникам Альмуш, обратился за покровительством к Арабскому халифату.

В ответ на просьбу, подкрепленную принятием Булгарией ислама, халифат послал в 922 году на далекую Волгу огромный караван из пяти тысяч человек и трех тысяч лошадей и верблюдов, возглавляемый послом Сусаном ар-Расси и его помощником, летописцем Ахметом ибн-Фадланом.

Но почувствовать себя полностью независимой Волжская Булгария смогла лишь в 965 году, после победы князя Святослава Игоревича над хазарами.

Булгары – народ, ставший началом для многих

Жилище и его жительница (постоянная экспозиция)

Само название «булгар» или «болгар» менялось в зависимости от места их проживания. Первоначально первая гласная читалась как «оу», и со временем в разных местах их проживания стала произноситься более четко.

В начала своей истории булгары были тюркскими племенами степей Северного Причерноморья, занимавшим в IV веке Северный Кавказ, Закавказье и Приазовье. Великое переселение народов заставило их совершать набеги на территории современных государств Восточной Европы, а во 2-й половине VII века и вовсе мигрировать к берегам Дуная.

Этногенез собственно булгар остается спорным: известно, что они не являлись собственно монголоидами, однако пришли с Востока. Некоторые теории предполагают, что предки булгар пришли вместе с гуннами с территории Средней Азии.

Одежда древних булгар

Именно тогда они сменили индоевропейский язык (предположительно, родственный современным памирским языкам) на тюркский.

Уникальная смесь индоевропейских корней и тюркского языка дали удивительный результат: булгары были язычниками, писали рунами и по всей видимости, были белокожими рослыми блондинами.

Традиционное булгарское жилище

Тем не менее именно они участвовали в этногенезе балкарцев, башкир, болгар, гагаузов, карачаевцев, татар, ногайцев и чуваш. Именно они дали название современной Болгарии, захватив территории, населяемыми древними восточными славянами (точнее, восточной ветвью западных славян).

Формирование государства

В месте слияния Камы и Волги к моменту появления там булгар уже существовало пришлое население. Это были сувары (савиры). По одной из версий это потомки гуннов, откочевавшие на север чтобы избежать зависимости от Хазарского каганата. Возможно, булгары и сувары появились там приблизительно в одно время.

В VIII веке возник союз племен, ставший впоследствии государством Волжская Булгария. Это была конфедерация, как оседлых финно-угорских народов, так и кочевых. Помимо булгар и сувар в него влились потомки сарматов и другие степняки, которые бежали от хазар. Но это не помогло, и новообразованное государство было подчинено каганатом. Арабский путешественник и писатель Ахмад ибн Фадлан в первой половине X века писал:

В X веке хан Алмас (Алмуш) закончил объединение племен и начал освободительную борьбу против хазар. Своим союзником он выбирал Арабский халифат, принял ислам и формально подчинился халифу, как главе всех мусульман. Этому было множество причин. Верхушка хазарского каганата исповедовала иудаизм. Потому помогая Булгарии, халиф не просто вмешивался в конфликт двух держав, но вступался за единоверцев. Сам же халифат находился достаточно далеко и не мог реально и полноценно подчинить себе Булгарию. В арабских источниках Алмас уже именуется эмиром (царем). У булгар же титул царя звучал «йалтавар» («эльтебер») что переводится как «владеющий всей страной». Таким образом, можно прийти к выводу, что с принятием ислама, как единой государственной религии завершилось формирование Волжской Булгарии как государства.  

По другой версии государство было сформировано в составе Хазарии и самостоятельным стало после развала каганата.

Несмотря на помощь Арабского халифата, полностью избавиться от хазарской зависимости не удалось. Это случилось только после того, как князь Святослав разгромил каганат и тот окончательно утратил свое влияние в регионе.

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.

История татар. Казань, 2006. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь.

Мәрҗани Ш. Мостафадель-әхбар фи-әхвәли Казан вә Болгар. Казан, 1991.

Халиков А.Х. Беренче дәүләт. Казан, 1991.

Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. Казан, 1999.

Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990.

Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992.

Автор – И.Л.Измайлов

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.

Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Как добраться?

В этой статье мы расскажем, где находится г. Болгар. Это обязательный пункт в программе посещения большинства путешественников, которые отправляются в Татарстан

По исторической важности он не уступает столице региона. Здесь сплелись воедино западная и восточная культуры, христианское и исламское вероисповедание

Сегодня это практически единственное место на территории России, в котором сохранились постройки времен Золотой Орды. Благодаря своему расположению город на протяжении длительного времени не утрачивал своей значимости даже после того, как Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Это был важный торговый узел на Великом шелковом пути.

Разобравшись, где находится город Болгар, надо определиться, как до него добраться. В любом случае, быстрее и проще всего будет ехать через Казань. Есть несколько вариантов — на автомобиле или автобусом, а вот поездом и самолетом попасть можно только с пересадками. Как попасть в город Болгар, подробно расскажем в этой статье. Конечно, сейчас это совсем небольшой населенный пункт, поэтому тут нет аэропорта. Самолетом придется лететь до Ульяновска или Казани, а оттуда добираться на других видах транспорта. Железной дороги тут тоже нет, поэтому вариант только один — поездом доехать до Казани, а там пересаживаться на автомобиль или автобус.

Автобус в г. Болгар в Татарстане отправляется с автовокзала «Южный» два раза в день. В 10:00 и 17:00, а обратно уезжает в 7:00 и 14:00. Автобусы сюда ходят и из Ульяновска. С городского автовокзала они отправляются в 7:30 и 14:30. Есть даже возможность немного сэкономить: можно сесть не на автовокзале, а на остановке «Верхняя терраса», расположенной поблизости. Автобус тут обязательно останавливается, а стоимость проезда оказывается существенно ниже.

Все автобусы пребывают на автобусную станцию в городе Болгар в Татарстане. К тому же, сюда регулярно организуются автобусные экскурсионные туры.

Булгар как столица Волжской Булгарии

В качестве городской единицы Булгар возник на рубеже 9-10 веков на высоком естественном возвышении в месте слияния рек Камы и Волги. Такое удобное географическое положение на стыке главных водных артерий имело огромное торговое и военно-стратегическое значение. К тому же в этих местах проходил постоянный и традиционный товарообмен между жителями Запада и Востока. Эта традиция нашла продолжение в создании и развитии известного и крупнейшего Ага-Базара, находящегося на окраине Булгара.

Город Булгар возник на месте пересечения торговых путей Запада и Востока

Сегодня территория этой некогда очень популярной торговой площади, к сожалению, скрыта водами Куйбышевского водохранилища. А ведь сюда когда-то приезжали купцы со всех концов света! Здесь царил шум и гомон большого средневекового базара, лежали на прилавках восточные сладости и шелка, меха и предметы домашней утвари, мед и рыба…Торговали здесь и невольниками, а как же без этого. Все-таки средневековье. 

Булгар стал столицей создаваемого государства — Волжской Булгарии — в самом начале ее существования. Именно вокруг этого города шло формирование соседних земель с разным национальным составом в мощное единое централизованное государство. А сам город стал центром активного и разнопланового взаимодействия между Востоком и Западом.

Государство Волжская Булгария образовалась в месте слияния Волги и Камы

Город развивался, богател и хорошел год от года. Мастерство булгарских умельцев – каменщиков, кожевенников, кузнецов и ювелиров ценилось очень высоко далеко за пределами Булгарии. На ежегодную ярмарку в Булгар приезжали торговцы из многих стран Европы и Азии, из Скандинавии и Дамаска. На этой ярмарке большим спросом пользовались и местные товары в виде меда и мехов, ювелирных украшений и изделий из кожи, а так же металлические изделия, в том числе знаменитые булгарские кольчуги. Слободы и улицы города делились по профессиональному признаку, имелись здесь ремесленная слобода и улочки иностранных миссий, где останавливались купеческие и дипломатические представители из различных государств.

Основные жилые и общественные постройки города тогда были деревянными, в основном,  сосновыми. Крепостные укрепления возводились из дуба. Город был очень пестр в национальном отношении – здесь жили местные славянские, финно-угорские и пришлые тюркские народности. В русских летописях 10-11 веков Булгар упоминается как город Брягов или Бряхимов.  

Древний Булгар развивался и богател очень быстро

В исторических источниках первые упоминания о Булгаре, как уже о состоявшемся и довольно развитом, хотя и небольшом городе,  относятся к началу 10 столетия. Правителем города и всей Волжской Булгарии был в тот период царь Алмуш, который после принятия ислама (а эта религия стала государственной именно при нем) стал именоваться Джагфаром ибн Абдуллахом. Известен он и под именем  Алмас-хана.

Почему ислам

Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».

Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.

С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату.

Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира — Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.

Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.