Откуда появилось слово «татары»

Оглавление

“Пельмени” и традиции

Казалось бы — какое отношение крымские татары имеют к пельменям. Однако именно на это блюдо очень похоже их традиционное угощение, называемое юфак-аш. Чтобы приготовить их, следует обладать значительными кулинарными навыками и терпением.

Считалось, что после замужества девушка должна удивить своего супруга с помощью этого блюда. При этом она готовила настолько миниатюрные “пельмени”, что в одной ложке помещалось несколько десятков этих изделий (в идеале — 23). Вот такая проверка чувств и выдержки.

Старая фотография крымскотатарских мужчин

Несмотря на то, что в прошлом крымских татар было немало драм и даже трагедий, этот народ сохранил позитивный взгляд на мир и уверенность в себе. Сегодня в Крыму, в районах, где проживают представители этноса, можно заметить соблюдение старинных обычаев, яркие проявления сохранившейся национальной культуры, которой крымцы не перестают гордиться.

Крымские татары верят, что самые лучшие времена, успехи и достижения — ещё впереди, ведь их народ переживает период возрождения прежних ценностей и традиций.

История

Формирование крещеных татар как самостоятельной общности проходило в несколько этапов; в этом процессе участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в том числе позднетюркско-кипчакско-ногайские, компоненты.

Принявшие православие в XV – первой половине XVI вв. крещеные татары быстро обрусели.

В XVII–XVIII вв. обрусение происходило и среди татарской аристократии, многие представители которой (например, Беговатовы, Бигловы, Енгалычевы, Урусовы, Ширинские) перешли в христианство в XVI – начале XVIII вв., чтобы сохранить свои владения.

В целом формирование происходило в процессе христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI – XVII вв. Эта группа (численность на начало XVIII в. – около 17 тысяч человек) впоследствии получила название «старокрещёных татар».

В первой половине XVIII в. производство проводило политику массовой христианизации нерусских народов Поволжья. Попытка обратить в православие татар вызвала их сопротивление (Батырши восстание 1755–1756 гг., Крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачёва) и в целом не увенчалась успехом. Возникшая в этот период новая группа татар, принявших православие (около 12,8 тысяч человек), стала именоваться «новокрещёными».

К 1760-м гг. вес крещеных татар в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины – 7,6%. В XIX в., особенно с 1860-х гг., среди крещеных татар, прежде всего новокрещеных, началось движение за возвращение в мусульманство. Отпадение крещеных татар от христианства, в том числе и старокрещеных, усилилось в 1905–1907. В начале XX в. в мусульманство перешли около 40% крещеных татар.

Численность крещеных татар в XVIII – первой четверти XX вв. составляла:

в 1719 г. – 17 тысяч человек,
в 1744 г. – 23 тысяч,
в 1762 г. – 30,3 тысяч,
в 1795 г. – 40 тысяч,
в 1833 г. – 68,7 тысяч,
в 1857 г. – 86,3 тысяч,
в 1897 г. – 110 тысяч,
в 1911 г. – 123 тысяч,
в 1926 г. – 120,7 тысяч человек.

В начале XX в. этноконфессиональная общность крещеных татар состояла из групп, у которых самоназвание кряшен (у некоторых, например, у нагайбаков, другие этнонимы) прочно закрепилось. Об устойчивости данной общности свидетельствует факт ее выделения во время переписей 1920 и 1926 гг. в качестве самостоятельной этнической единицы – народности.

После Октябрьской революции в Татарстане возник «кряшенский вопрос», в решении которого наметились 2 подхода: предоставление крещеным татарам определенной автономии или постепенное духовное сближение с остальными татарами. В острой борьбе одержала победу так называемая средняя линия, когда при предоставлении крещеным татарам определенной культурной автономии велась политика стирания различий между крещеными татарами и татарами-мусульманами.

В 1990-е гг. наметилась тенденция к возрождению духовной жизни крещеных татар, основанной на традициях исповедования православия; ее проявлениями стали создание в 1990 г. «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен», созыв в 2001 г. ряда конференций, съездов крещеных татар (с принятием «Декларации о самоопределении кряшен как этноса»).

Однако выдвинутые радикально настроенными лидерами крещеных татар лозунги о самоопределении в ходе переписи 2002 г. поддержало не более 1/10 части крещеных татар. Определенные проблемы культурно-религиозного развития крещеных татар в современных условиях сохраняются.

Праздник кряшен – Питрау

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

Праздники татарского народа

Как и все мусульмане, татары выделяют для себя 4 наиболее важные даты в году:

Ураза-байрам;

Корбан-байрам;

День рождения пророка Мухаммада

Сабантуй.

Ураза – байрам. День после священного поста Рамадана. К слову, когда наступает пост у мусульман появляется огромное количество ограничений. А именно:Нельзя есть;Нельзя пить;Нельзя курить;Нельзя предаваться любви.

Ограничения действуют от рассвета до заката. Все это в сопровождении молитв. После 30-ти дней поста наступает праздник. В этот день произносится особая молитва, праздничный стол, который «ломится» от национальных блюд. Также в этот день принято давать милостыню.

Курбан- байрам. День, когда принято приносить жертвоприношения. Дата еще и день памяти пророка Ибрахима. В этот день принято надевать на себя лучшее одеяние, ходить в мечеть, и обязательно заколоть барана, овцу, корову

Важно, чтобы животное было чистым. Мусульмане верят, что принося жертвоприношение, они чистят свои души от греха

Еще татары отмечают день рождения пророка Мухаммада. Накрывают праздничный стол и отдают дань уважения.

Сабантуй – особый праздник для татар. Это праздник, имеющий древнюю историю. Все тюркские народы отмечают сабантуй. День, который знаменует начало посевных. В этот день принято накрывать на стол национальные блюда, петь национальные песни и танцевать национальные танцы. Интересно, что сабантуй входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Праздник имеет богатую историю. Начинается она в 921 году. В общем сабантуй- праздник труда и объединения народа.

Численность татар по субъектам Российской Федерации

Регион Численность Процентаж
Татарстан 2012571 53,15
Башкортостан 1009295 24,78
Тюменская область 239995 7,07
Челябинская область 180913 5,2
Оренбургская область 151492 7,45
Ульяновская область 149873 11.59
Москва 149043 1,3
Свердловская область 143803 3,35
Самарская область 126124 3,92
Пермский край 115544 4,38
Ханты-Мансийский автономный округ 108899 7,1
Удмуртия 98831 6,5
Пензенская область 86431 6,24
Астраханская область 60523 5,99
Московская область 56202 0,79
Саратовская область 52884 2,1
Нижегородская область 44103 1,33
Мордовия 43392 5,2
Омская область 41870 2,12
Кемеровская область 40229 1,46
Марий Эл 38357 5,51
Кировская область 36457 2,72
Красноярский край 34828 1,23
Чувашия 34214 2,73
Санкт-Петербург 30857 0,63
Ямало-Ненецкий автономный округ 28509 5,45
Краснодарский край 24840 0,48
Волгоградская область 24557 0,94
Новосибирская область 24158 0,91
Иркутская область 22882 0,94

Текст взят с портала anaga.ruФото: Бекирова Мерьем

Религиозные праздники

В татарском языке для религиозных праздников существует отдельный термин – «гает».  Как любые мусульмане, татары очень щепетильны в отношении своей религии, поэтому традиции, связанные с мусульманством, соблюдаются ими неукоснительно. Прививая их с самого детства, эти люди хранят их в душе на протяжении всей жизни, как стержень своего народа и культуры.

Утром во время религиозных праздников для татар обязательной является молитва, которую всё мужское население обязательно проводит у могил умерших родственников. Такая молитва направлена на то, чтобы помнить свои истоки и даровать предкам, которые очень почитаемы в мусульманстве, благую загробную жизнь.

Рамазан

Этот праздник в языке тюрков называется «ураза». Приходится он на девятый по счёту месяц в соответствии с календарём мусульман. Именно в этот месяц пророку Мухаммеду явился ангел, который передал ему откровение божье. Это откровение стало частью Корна – святой для турок книги.

На этот период выпадает пост, который должны выдержать истинные мусульмане. Это вызывает укрепление их духа и милость Аллаха. Традиция постов этого народа резко отличается от православного мира. Есть кушанья, пить напитки и предаваться удовольствиям нельзя на протяжении светового дня, от восхода Солнца до заката. В это время необходимо искренне молиться, продолжая работать, и думать о самодисциплине. В современном Татарстане многие именно в это время предпочитают заниматься благотворительностью.

Курбан-байрам

Этот день посвящён праздничному жертвоприношению по поводу окончания хаджа – паломничества в Мекку. Праздник приурочен к десятому дню двенадцатого лунного месяца.

В святом писании сказано, что во сне пророку Ибрахиму было передано повеление Аллаха о том, чтобы принести в жертву жизнь любимого первенца. Несмотря на сильную любовь к отпрыску Ибрахим повёл себя как настоящий мусульманин, и начал приготовления к жертвоприношению. Однако в последнюю минуту Аллах остановил татарина. Такое задание было проверкой на силу веры для Ибрахима, и он с честью выдержал эту проверку, поэтому жертву разрешено было заменить на ягнёнка

Курбан-байрам служит напоминанием для верующих о милосердии Аллаха, его великой милости и важном значении нерушимой веры

Традицией этого дня является жертвенное закалывание барана. Раньше жертвенным животным часто становились быки или верблюды, но на протяжении последнего столетия от такого обычая отошли.

Смысл Курбан-байрама не в том, чтобы заколоть животное, приготовить и съесть в своей семье. Традиционно тушу нужно разделить на три равные части. Одну можно оставить для себя и своей семьи, вторую подарить тем, кто живёт более бедно, а третью раздать тем, кто просит милостыню. Это наполняет душу верующих благодатью и добром.

Сокровища архитектуры

Культурное наследие крымских татар наиболее ярко выражено в памятниках архитектуры. Как правило, первым среди них упоминают Ханский дворец в Бахчисарае, однако истинной “жемчужиной” искусства этого народа называют соборную мечеть Джума-Джами.

Располагается она в Евпатории, причём считается прекрасным образцом мировой архитектуры XVI столетия. В пору расцвета Крымского ханства Джума-Джами была одной из главных святынь государства.

Основным предназначением мечети было проведение торжеств и особых празднеств. К примеру, именно здесь происходило посвящение в ханы. Каждый новый правитель перед своим назначением должен был посетить Джума-Джами, после чего мог направляться в столицу, Бахчисарай.

Карло Боссоли «Ханский дворец (Бахчисарай)»

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

Народ, разделённый на три

Несмотря на то, что крымские татары представляют собой не слишком многочисленный этнос, у него есть три основные подгруппы, представители которых имеют свои особенности.

На южном берегу Крыма проживают ялы бойлу. Они ведут своё происхождение от греков, турок, черкесов. Примечательно, что именно у этой ветви крымских татар сохранялись многие языческие обряды вплоть до времён депортации.

Дети. Татары крымские. Крым Республика, городской округ Алушта, пос. Изобильное (д. Корбеклы), июль-август 1908 года / Фотограф Михаил Дубровский / Коллекция Кунсткамеры

В Крымских горах проживают таты. Этот субэтнос представляет собой нечто среднее между крымцами южного берега и степными их соплеменниками.

А вот жители открытых степных районов приобрели название ногаев. Именно они считаются потомками половецких кочевых племён. От себя хочу отметить, что у ногаев наиболее ярко проявляются монголоидные черты внешности (хотя доминирует европеоидный тип).

Типы степных крымских татар (ногаев)

Культура казанских татар

С давних времён казанские татары любят сочинять песни, играть на народных музыкальных инструментах, исполнять старинные мелодии. Исламское влияние стало причиной появления нового музыкального жанра – татарских песен с мусульманскими напевами.

Интересно, что популярной техникой исполнения у татар является принцип “один инструмент – один голос”. Это ярко выделяет их песни даже тогда, когда мелодии исполняются на привычных русских инструментах.

За долгую и богатую историю у татар Казани появилось немало традиций, связанных с определёнными праздниками. Для их определения люди используют два слова: гает (означает религиозные торжества) и бэйрэм (применяется к именованию народных светских празднеств).

Фиринат Халиков «Утро древней Казани», 2011 год / art16.ru

К первым принадлежит один из главнейших праздников мусульман – Рамадан. Все татары Казани в этот период соблюдают строгий пост, от восхода до заката солнца запрещается пить, есть, курить, развлекаться. Считается, что в Рамадан необходим посвятить себя размышлениям и благочестивым мыслям.

Среди народных праздников особое место занимают торжественные дни календарного цикла. Например, к ним относится Боз карау, что переводится как “смотреть лёд”. Посвящён этот праздник ледоходу, что по весне появляется на реках. Боз карау татары считают вестником весны и скорого прихода тёплых деньков.

«Казанские татары», победители фотоконкурса многоликая Россия / многоликаяроссия.рф

Наиболее массовым и популярным у казанских татар в наше время является Сабантуй. Этот праздник связан с началом полевых работ (название переводится как “Праздник Плуга”). На Сабантуй татары устраивают всевозможные развлечения, конкурсы и соревнования. Этот праздник стал одним из символов культуры татарского народа.

Казанские татары – одно из самых интересных ответвлений татарского этноса. Их история пока не открывает нам тайны происхождения татар Казани, однако их культура не перестаёт поражать своими яркостью и колоритом. Казанские татары стараются сохранить национальные особенности и традиции, что, на мой взгляд, им удаётся успешно, а в наше время и вовсе наблюдается рост национального самосознания.

Особенности национальной кухни татар

Татары имениты не только своим отношением к старшим, но и изысканной национальной кухней и гостеприимством. Татары всегда рады гостю в доме. Принято отдавать все самое лучшее. Интересно, что татары могут и обидится, если предложенное ими блюдо не будет съедено.

Национальная кухня – разнообразна. Она знаменита своим нестандартным сочетанием продуктов. Вкус татарского блюда трудно забыть. Чак-чак, мед, катык, ал-май, ароматный чай, щербет. К слову, здесь принято так называемое «взаимное угощение». Это значит, что гость, приходя в дом обязан что-то принести хозяевам. Не смотря на то, что у татар, как и у всех мусульман, есть ограничения в еде (Коран запрещает есть некоторых животных и принимать алкоголь) блюда здесь изысканные. По исламское этике, принятие пищи начинается с омовения и молитвы. Итак, чем же именита национальная кухня татар:

Шурпа – иными словами суп, точнее бульон, сваренный из барана, лука и картошки. Это очень жирное блюдо;

Коштеле или как звучит это по-русски «хворост»;Губадия. Пирог с мясной начинкой. Обязательно присутствует сушенный творог;

Кастыбый- это пресная лепешка с овощами;

Эчпочмак – своего рода пирожок с начинкой. Это может быть мясо или картофель с луком;

Чак-чак – визитная карточка татар. Это сладость из теста.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

Чулпан Хаматова — актриса.
Марат Башаров — актер.
Рудольф Нуреев — танцор балета.
Муса Джалиль — знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
Закир Рамеев — классик татарской литературы.
Алсу — певица.
Азат Аббасов — оперный певец.
Гата Камский — гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входил в число 20 сильнейших шахматистов мира.
Зинэтула Билялетдинов — олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.

10.Альбина Ахатова — пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Семейный уклад

Как и во многих народах и странах, традиции сильнее сохраняются в сёлах и маленьких городах Татарстана, городские жители с каждым десятилетием всё больше отходят от них. Хотя в последнее время наметилась тенденция возвращения к своим истокам, поэтому всё чаще традиции возобновляют даже в среде самой «продвинутой» молодёжи.

Татарские дома мало чем отличались от привычных русских. Но имелась одна особенность, которая не встречается у православных — деление дома на две части. Одна из них считается мужской, а другая – женской. Чтобы разграничить эти территории, использовали специальную штору – «чаршау», а в редких случаях – деревянную перегородку.

В каждом доме можно было увидеть яркие сундуки красного или зелёного цвета. Они необходимы были для того, чтобы собирать приданое для будущей невесты. Чем больше в семье подрастало девочек, тем больше изготавливали таких сундуков, служивших предметом гордости. На видном месте располагали «шамаиль» — оберег с пожеланиями счастья и удачи. Он представлял собой кусочек текста из священной книги Коран, которая является предметом почитания татар.

Народные праздники

Для татар праздники неизменно связаны с весенней радостью и духовным пробуждением, поэтому в тюркских языках для них есть интересное ёмкое слово – «бэйрем», которое переводится как «весенняя красота» или «весеннее восхищение».

Боз карау

Традиционно татарские поселения располагались у побережий рек, поскольку люди были привязаны к источникам получения воды для питания и полива. Поэтому природные процессы, происходившие на реках, получили отклик в интересных традициях и обрядах этого народа.

Самое первое весеннее празднество было приурочено к таянию льда, сковывающего водную гладь на протяжении зимы. «Боз карау» в переводе означает «смотреть на лёд». В момент, когда на реке начинался ледоход, всё местное население бросало заниматься делами и выходило на берег, чтобы своими глазами увидеть, как весна побеждает зиму.

Для того чтобы помочь весне окончательно вступить в права, парни и девушки должны были успеть разложить на проплывающих мимо льдинах солому и поджечь её. Всё сопровождалось игрой на гармони, песнями и танцами. Люди приходили на это действо в нарядных костюмах, украшали себя бусами, девушки плели косы. Всеобщее веселье продолжалось до заката солнца.

Кызыл йоморка

Это действо очень напоминает обряды других стран и религий. Женщины накануне красили куриные яйца. Для этого использовали шелуху с лука или листья берёз. Специально выпекалась сдоба: крендели и булки.

Утром дети обходили все соседние улицы и разбрасывали в домах деревянную щепу, чтобы жилище не было пустым, а наполнялось хорошим урожаем и богатством. Считалось, что в том доме, где хозяева дадут ребятам много яиц и выпечки, будет отличный урожай, поэтому никто не скупился на подарки.

Сабантуй

К этому дню готовились долго и тщательно. Он и сейчас остаётся любимым праздником татар. Массовые гуляния, интересные игры, веселье – всё это сопровождало Сабантуй. Радость народа была связана с тем, что люди приступали к посевным работам. С течением времени Сабантуй сместился к окончанию этих работ, поэтому теперь веселье связано с завершением напряжённого периода, от которого зависит не только урожай, но и благосостояние на весь следующий год. Празднуют его татары в июне.

Мужчины и женщины в этот день надевали нарядные костюмы. Традиция предписывала украшать не только себя и своих детей, но и лошадей. Им в гривы вплетали яркие ленты, дугу, в которую впрягали животное, вдевали колокольчики. Люди собирались на открытой территории (чаще всего, на лугу), и начинались общие развлечения, главным из которых была национальная борьба. У татар эти соревнования называются «курэш».

Это интересное и захватывающее мужское развлечение, в ходе которого выявляли самого ловкого и сильного. Участниками становились молодые мужчины, которые обвязывали себя кушаками. Победитель должен быть поднять соперника на поясе в воздух, а потом положить поверженного на землю. Самый сильный борец получал в награду живого барана. Сейчас в большинстве случаев этот выигрыш заменяют на денежный.

Кроме этого было ещё много интересных конкурсов и соревнований. Те, кто в них побеждали, становились завидными женихами. Проводились также конкурсы для девушек, в которых они могли проявить себя как хорошие хозяйки или рукодельницы.

Важным элементом сабантуя были кушанья, которые готовились на той же поляне. И сейчас множество туристов стремится попасть в Татарстан на Сабантуй, чтобы изведать разнообразные национальные разносолы и кушанья, которые традиционно готовил татарский народ.

Культура

Сарбиназ

Your browser does not support the audio element.

Музыка народная, слова А.Ерикеева. Исполняет Ш.Ахметзянов. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан

В период Казанского ханства казанские татары обладали развитой культурой, основывавшейся на пашенном земледелии и восходившей к периодам Волжской Булгарии и Золотой Орды (в том числе городской, что отмечено в русских и западноевропейских источниках). Животноводство, носившее пастбищно-стойловый характер, играло подчиненную роль.

Наряду с сельским хозяйством важное значение имели промыслы и такие ремесла, как деревообрабатывающее, валяльно-войлочное, ткацкое, кожевенное, ювелирное. Несмотря на то, что культура казанских татар после завоевания Казанского ханства (1552) пришла в упадок, в том числе из-за демографических потерь (в середине XVI в

численность населения сократилась на 1/3), почти полного вытеснения татар из городов, она продолжала существовать. Сохранение казанских татар в значительной целостности своей этнической территории способствовало функционированию многих элементов их традиционной культуры (праздников, обрядов и т. д.), а также джиенной системы (см. Джиен).

Некоторые культурные особенности казанских татар уникальны и особенно отчетливо проявляются в районах Заказанья. Именно там сохранились следы средневековой городской культуры казанских татар.

После тяжелого периода приспособления к колониальным условиям существования, начиная со второй половины XVIII в., экономика и культура казанских татар стали развиваться быстрее. На базе существовавших промыслов в Заказанье в XVIII–XIX вв. сложились валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX в. – кожевенные, суконные и другие заводы.

Многие крестьяне занимались отходничеством (портные, шерстобиты, красильщики, плотники и др.). Расширялась торгово-посредническая деятельность.

Начиная со второй половины XIX в. стала увеличиваться доля городского населения, хотя к началу XX в. основная масса казанских татар продолжала проживать в сельской местности.

Тем не менее урбанизация и последующая индустриализация 1930-х гг. привели к быстрой утрате казанскими татарами основных элементов традиционной культуры.

Народно-разговорный язык казанских татар сыграл ведущую роль в становлении современного татарского литературного языка, а их традиционная культура стала одним из главных источников формирования национальной культуры (например, народный праздник Сабантуй, предметы одежды – калфак, ичиги и др., отдельные блюда – чак-чак, эчпочмак и т.д.).

Солнцев Ф.Г. Казанские татарки. 1869

Серия «Одежды русского государства»

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

 

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Какую религию исповедуют татары?

Конечно же, это ислам. Подавляющее большинство из них мусульмане-суниты. В основе данного течения лежит священное предание о жизни исламского пророка Мухаммеда — «Сунна». Описывающая его поступки и изречения. Является вторым источником (после Корана) исламского права, этаким руководством для всех и каждого верующего мусульманина. Который должен придерживаться правил:

  • признание пророка Мухаммеда как посланника единого бога Аллаха;
  • ежедневное чтение молитвы;
  • соблюдение поста — «саум«, длящегося в течении священного месяца Рамадан;
  • выплачивать специальный налога — «закята«, в пользу нищих и бедствующих;
  • истинный мусульманин минимум 1 раз в жизни должен совершить «хадж», паломничество в Мекку.