Кыпшак

Оглавление

Наследие

Кипчакские народы и языки

Современную северо-западную ветвь тюркских языков часто называют кипчакской ветвью. Языки этой ветви в большинстве своем считаются потомками кыпчакского языка, и люди, которые на них говорят, также могут быть отнесены к кипчакским народам. Некоторые из традиционно включаемых групп — карачаевцы , сибирские татары , ногайцы , башкиры , казахи , киргизы , волжские татары и крымские татары . Еще есть село Кипчак в Крыму . Кыпшак, являющийся развитием слова «кипчак» в казахском языке , является одним из составных племен Среднеордынской конфедерации казахского народа. Имя Кипчак также встречается как фамилия в Казахстане . Некоторые из потомков кипчаков составляют башкирский род кипсаков.

Другие статьи из этой рубрики

Сирский каганат. От хунну до сйеяньто.

Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер — токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: «Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином». Токуз-огузы побеждают: в «Тан-шу» указывается — «хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род». В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость — «истребил его род» — действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.

Кимакский союз племен и образование каганата

История Центральной Азии завершает свой очередной виток. Потерпев от своих бывших вассалов сокрушительное поражение, тюркюты и сиры частью покоряются, частью — спасаются от разъяренных врагов откочевкой на запад к родственным кыпчакам, ибо уйгуры, по мнению Гумилева Л.Н., «убивали их как волков, разбивали головы каменным изваяниям и в бешенстве разрушали даже погребения». К Иртышу вместе с сирами и тюрками уходит ряд других телеских племен — татары, баяндуры, эймюры и другие. С этого времени эти племенные объединения на некоторое время выпадают из поля зрения китайской историографии, но тем не менее попадают в труды арабских географов и историков. С уверенностью можно предполагать, что ушедшие к Иртышу племена привнесли в эти земли традицию государственности, порядки и законы, присущие развитым кочевым державам. Ведь у тюркютов существовало порядка 30 чиновничьих должностей, своя письменность и наследственная традиция. Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства — Кимакского каганата. Кто такие кимаки?

Другие статьи из этой рубрики

Об этнониме «кыпчак»

Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима «кыпчак», и ни одна из них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе этимологию этнонима, еще слишком рано.

Сирский каганат. От хунну до сйеяньто.

Следующие события лишь подтверждают мои размышления об исключительном значении личности в истории. В 645 году умирает Бильге-инанч-каган. Умирает герой, сумевший сохранить народ в войне с западными и восточными тюркютами, человек, стоявший у истоков каганата сиров. То, что было ему по плечу, оказалось невозможным для его потомков. В ставке начинается смута. Младший сын усопшего Ильтер Бо-Чур (Бачжо) убивает законного наследника, своего брата Имана, и захватывает престол. По мнению Малявкина А.Г., танское правительство использовало весь арсенал подрывных внешнеполитических приемов для разложения и ослабления своих потенциальных противников. Еще до смерти Инаня танский император дарует братьям одинаковые титулы тем самым разжигая в Бачжо стремление к престолу. Смута не способствует авторитету династии Ильтер — токуз-огузы, почти десятилетие ждавшие этого момента поднимают мятеж. Глава мятежников уйгур Тумиду пишет императору Тан: «Бо-Чур жесток и беззаконен (напоминание, каким образом ему достался престол), он не способен быть нашим господином». Токуз-огузы побеждают: в «Тан-шу» указывается — «хойху (уйгур) убил Бачжо (Бо-Чура) и истребил весь его род». В 647 году Тумиду объявляет себя каганом, и образуется государство, по предложению Малявкина С.Г. названное Первым уйгурским каганатом. Хроники редко отмечают подобную жестокость — «истребил его род» — действительно, имела место кровавая резня, оставившая в памяти людей существенный отпечаток. Подобным образом отмечается гибель народа, так же было сказано о тюркютах в VIII веке, когда они навсегда исчезли со страниц истории.

Кыпчаки, куманы, татары, куны, половцы

О кочевых народах нам известно в первую очередь от летописцев-горожан, жителей осёдлых цивилизаций. Для обозначения одного и того же этноса нередко использовались разные слова. Лишь в нынешние времена археология и генетика могут прояснить, какое племя когда и где жило, да и то в рамках конфликтующих между собой теорий. Относительно половцев можно точно сказать, что к XI веку между Иртышом и Дунаем образовалось военно-политическое пространство, именуемое в летописях восточных государств Дешт-и-Кипчак — Кипчакской степью. Её населяли кипчаки (кыпчаки) — племена тюркской группы.
Народы, которым приходилось соседствовать с этими кочевниками, называли их по-разному: куманами, татарами и кунами. Разбираться со значением этнонима «кипчак» пришлось современным исследователям.
На некоторых существующих нынче тюркских языках, например татарском, «кипчак» означает «колесо». Происхождение также выводится от названия пустыни Гоби — «кыв» (пустой, полый). Самая спорная версия: слово «кипчак» на древнетюркском языке значило «злосчастный» и стало самоназванием после того, как остатки племени сиров были вытеснены врагами в верховья Иртыша и столь самокритично отозвались о своей судьбе.


Половцы. Олег Фёдоров, 2000 год. («Дилетант»)

Восточные народы нередко начинали движение на запад после неудачного конфликта со степными конкурентами. Именно так было и с половцами. В середине VIII века, после разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата, они начали путь вслед заходящему солнцу, покоряя и ассимилируя встречные, тоже кочевые племена.
В 1055 году произошёл первый контакт половцев с русичами. Хан Болуш вошёл на территорию Переяславского княжества, встретился с Всеволодом Ярославичем — сыном Ярослава Мудрого и его дружиной. Обошлось без конфликта: гости с востока не планировали вторгаться в незнакомую землю без разведки, а князь не счёл нужным воевать с прежде неизвестным народом.
Основной верой половцев был культ Тенгри-хана — Вечного синего неба. Эта вера, распространённая и среди других степняков, не противоречила тотемизму и шаманизму. Дочери половецких ханов легко принимали православие, выходя за русских князей, и католицизм, выходя за венгерских баронов. К моменту столкновения с монголами — в первой четверти XII века — многие половецкие ханы перешли в православие.

Мономах в союзе с половцами вырезал всех жителей Минска

Источники

  • Эргин, Мухаррем (1980). Орхун Абиделери (на турецком). Стамбул: Boaziçi Yayınları.
  • Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден.
  • Груссе, Рене (1970). . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1.
  • Хильдингер, Эрик. Воины степи: Военная история Средней Азии, 500 г. до н.э. — 1700 г. н.э. Да Капо Пресс, 1997.
  • Галип Гюнер (2013 г.), Кипчак Тюркчеси Грамери, Кесит Яйынлары, Стамбул.
  • Мустафа Аргунша, Галип Гюнер (2015), Codex Cumanicus, Kesit Yayınları, Стамбул.
  • Ру, Жан-Поль (1997), L’Asie Centrale, Histoire et Civilization , Librairie Arthème-Fayard, ISBN 978-2-213-59894-9
  • Зуев, Юрий (2002). Ранние тюрки: очерки истории и идеологии . Алматы: Дайк Пресс.
  • Британская энциклопедия «Кипчак» , академическое издание. 2006 г.
  • «Половцы». Колумбийская энциклопедия, шестое издание. 2001-05.

Другие статьи из этой рубрики

Экспансия кыпчакских племен

Тем временем на Хангае и в степях Монголии кыргызские племена в 840 году уничтожают Второй уйгурский каганат. Но, по-видимому, из-за длительной засухи кыргызы не остаются в степях Монголии и уходят назад в Минусу. В 916 году на самом востоке образуется киданьская империя Ляо. В 924 году кидани достигают Орду-балыка (древняя ставка тюркютов, уйгуров, кыргызов). В 924 году киданьский император Абаоцзы лично посещает Каракорум, где принимает мусульманское посольство.

Кимакский союз племен и образование каганата

История Центральной Азии завершает свой очередной виток. Потерпев от своих бывших вассалов сокрушительное поражение, тюркюты и сиры частью покоряются, частью — спасаются от разъяренных врагов откочевкой на запад к родственным кыпчакам, ибо уйгуры, по мнению Гумилева Л.Н., «убивали их как волков, разбивали головы каменным изваяниям и в бешенстве разрушали даже погребения». К Иртышу вместе с сирами и тюрками уходит ряд других телеских племен — татары, баяндуры, эймюры и другие. С этого времени эти племенные объединения на некоторое время выпадают из поля зрения китайской историографии, но тем не менее попадают в труды арабских географов и историков. С уверенностью можно предполагать, что ушедшие к Иртышу племена привнесли в эти земли традицию государственности, порядки и законы, присущие развитым кочевым державам. Ведь у тюркютов существовало порядка 30 чиновничьих должностей, своя письменность и наследственная традиция. Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства — Кимакского каганата. Кто такие кимаки?

Кимаки — народ Ураанхай-Саха?

В преданиях народа саха говорится о том, что их предки пришли из страны Ураанхай, которая находилась в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря. Там они жили вместе с кыргысами и татарами. Киргизами в царской России именовали казахов. Предками же казахов и татар являются средневековые кыпчаки, или, как их называли по русским летописям, — половцы. Этноним «кыпчак» по-казахски и по-башкирски звучит как кыпсак, кыпшак. В большинстве случаев в якутских эпосах олонхо события разворачиваются около «Араат Байгал» или «Арылы Байгал». По мнению П.А.Ойунского, «Араат» и «Арылы» должно означать Аральское море. Исходя из этого, Платон Алексеевич считал это море прародиной саха и родиной олонхо. Там и жил, согласно эпосам, славный народ ураанхай-саха.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя «половецких каменных баб», которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» — далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».

Поражение как сюжет

Войны возобновились по двум причинам: в кочевьях родились новые поколения бойцов, а князьям понадобились союзники в спорах за престолы. Во второй половине XII века половецкие орды окрепли и объединились. В 1176 году произошёл удачный набег, русские войска потерпели поражение.
В 1184-м объединённая армия киевского князя Святослава Всеволодовича вошла в степь, разгромила войска ханов Кончака и Кобяка, причём Кобяк попал в плен и предположительно был казнён в Киеве. Надо заметить, что оба хана были хорошо знакомы Святославу как прежние союзники в междоусобных войнах.
Весной следующего года Святослав начал собирать княжескую коалицию, чтобы осуществить поход, сравнимый по масштабу с действиями Владимира Мономаха. Часть потенциальных союзников — Новгород-Северский князь Игорь и его брат Всеволод, князь Трубчевский и Курский — решили действовать самостоятельно. Итогом стали первоначальные успехи и крупное поражение в битве с превосходящими силами Кончака. Судьба самого князя Игоря сложилась счастливо: он сбежал из плена, а позже вернулся и его сын Владимир, женатый на дочери Кончака. Брак по расчёту удался: Игорь с сыном и дальше ходил на половцев, но на тестя не нападал, а тот платил ответными любезностями — не трогал владения родни.
Символично, что сюжетом самого знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» стал именно этот неудачный поход, с последующим удачным побегом и выгодным браком. Маятник русско-половецкого противостояния ещё некоторое время колебался, но каждой из сторон становилось ясно: военное решение невозможно.
Половцам было не под силу разбить русских князей на самой Руси и взять города крупнее несчастного Римова, упомянутого в «Слове». Князья, в свою очередь, тоже не могли очистить степь от кочевых соседей. Приходилось договариваться и играть свадьбы.

Половецкая знать. Виктор Корольков, 2001 год. («Дилетант»)

Правда, в 1203 году половцам удалось разграбить Киев, но исключительно в качестве наёмников Рюрика Ростиславовича. И в дальнейшем половцы предлагали русским князьям корыстную помощь, пока в 1223 году не сообщили, что помощь нужна им самим: в половецкие степи вторглись с востока монгольские тумены Чингисхана…
Половцы не хотели и не могли установить на Древней Руси «половецкое иго». Но и князья не могли создать на границе подобие древнеримского лимеса или Засечной черты времён Московского царства. Даже успешные походы в степь не избавляли приграничных земледельцев от нападений небольших конных банд. Князь Игорь мог договориться с ханом Кончаком, но смерд со степняком-налётчиком договориться не мог.
Именно поэтому население южных княжеств понемногу стало уходить в Ростово-Суздальскую землю, пусть не настолько чернозёмную, как окрестности Курска, но относительно безопасную. Потом явился новый степной враг — монголы. Его уже не остановили северо-восточные леса, и на Руси, возможно, впервые в её истории задумались о том, что неприятности прошлого были терпимей новой беды.

Советуем прочитать

Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый».

По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

История половцев: половцы и Киевская Русь

Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой смутой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

Битва с половцами.

Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

Краткое описание народности

Кто такие половцы? Это были кочевники, живущие по традиционным укладам. В половецких стадах были коровы, верблюды и овцы, но главной ценностью, как и у всех кочевых племен, были лошади.

Изначально половцы занимались круглогодичным таборным кочеванием: перегоняли скот на богатое пастбище, рядом располагали свое жилье, а когда корм истощался — переходили на новое место. В те времена Великая Степь еще могла обеспечить многочисленные разрозненные племена достаточным ресурсом. Однако со временем племена становились все больше, к тому же появились агрессивные соседи. Пришлось переходить на более рациональное использование земель: сезонное кочевание, когда пастбища разделяются на зимние и летние.

Откуда взялось название этого племени? Известно, что сами половцы называли себя кыпчаками — «злосчастными». Этимология русского названия имеет несколько версий происхождения:

  • От поля. Половцы жили в степях, «в поле», что и дало название этому племени.
  • От цвета волос. Известно, что половцы были кочевым народом с довольно нетипичной внешностью: волосы у них были светлого соломенного цвета. На древнеславянском языке слово «половый», «плавый» обозначает именно цвет соломы.
  • От другого берега. Жители днепровского левобережья называли кочевников, приходивший с той стороны реки, «половици» («с оного полу» — с другого берега).

Согласно традиционной точке зрения, кипчаки, куны и половцы — это название одного народа, хотя есть версия и о том, что кипчаки состояли из двух больших ветвей, которые также делились на разрозненные племена. Этот вопрос в исторической среде до сих пор остается дискуссионным.

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными. Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки, для которых строили укрепленные поселения.

Терминология

Кипчаки интерпретированы свое имя как означающие «полая дерево» (совещается Средняя тюркская : Kuv Ağaç ); по их словам, внутри дупла дерева их изначальная человеческая предка родила сына. Немет указывает на сибирский qıpčaq «сердитый, вспыльчивый», который встречается только в сибирском диалекте Sağay (диалекте хакасского языка ). Кляшторный связывает кипчак с qovı , qovuq — «несчастный, несчастный»; тем не менее, Голден видит лучшее совпадение в qıv «удача» и суффиксе прилагательного -čāq . Тем не менее, Голден отмечает, что первоначальная форма и этимология этнонима «остаются предметом споров и предположений».