Оглавление
Реформирование высшего образования
18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась.
Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана.
Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:
- Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
- Утверждали программу обучения.
- Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
- Решали все финансовые вопросы.
Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин.
Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы.
Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.
***
С учетом вышеизложенного можно заключить, что, несмотря на ряд позитивных и негативных нововведений, рассматриваемый закон все же не оправдывает ранее данный ему эпитет и, по сути, не является «процессуальной реформой», так как не привносит каких-либо кардинальных изменений в действующее процессуальное законодательство и не меняет основных подходов к его применению.
______________________________
С текстом законопроекта № 603170-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Какие были проведены реформы
Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.
Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.
Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.
Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.
Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.
Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.
Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.
Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств. |
Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами
Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:
- Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
- Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
- Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
- Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.
Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.
Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.
Основные реформы Александра II
Значимыми во время правления Александра II были преобразования:
- Крестьянская реформа, 1861;
- Финансовая реформа, 1863;
- Реформа образования, 1863;
- Земская реформа, 1863;
- Судебная реформа, 1864;
- Реформа государственного самоуправления, 1870;
- Военная реформа, 1874.
Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.
Крестьянская реформа
Обсуждение путей решения крестьянского вопроса началось с 1857 года. Были созданы местные дворянские комитеты, которые были обязаны предоставить проекты освобождения крестьян для своих губерний. В процессе работы над проектами помещики стремились выставить наиболее выгодные для них условия.
В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.
В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.
19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:
- отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
- крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
- крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
- остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.
Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.
Ликвидация военных поселений
Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.
Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра.
Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году.
На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.
Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек.
Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов.
Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел.В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов.
Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений.
Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Плюсы и минусы Земской реформы
Земская реформа существенно расширила права бедных слоев населения, но все же полную свободу действий им давать не спешили. Главные минусы:
- Избирателями считались только мужчины старше 21 года.
- Над земствами стоял губернатор, во власти которого было отменить любое решение местного самоуправления.
- Земства не могли объединяться, не имели права заниматься политикой.
- Не все регионы получили право на местное самоуправление. Процесс организации земств растянулся до 1911 года.
Но были и плюсы:
- В системе местного управления присутствовали все слои населения.
- Земства превратились в либеральную оппозицию центральной власти.
- При местном управлении существенно улучшилась жизнь в деревнях, произошел подъем в промышленности.
Основные положения Грамоты
В Грамоте городам важно понимать, что, несмотря на свое название, она давала привилегии не городам в целом, а конкретно купечеству. Суть Жалованной грамоты городам сводится к созданию 3-х условий для городского купечества:
- Официальное признание всех прав купечества, которые действовали до 1785 года.
- Создание системы городского самоуправления, где ключевую роль играли богатые.
- Разделение городского населения на 6 разрядов. По отношению к каждому разряду устанавливались права и обязанности.
Разряды городского населения
Жалованная грамота городам утвердила 6 разрядов среди городского населения:
- Купцы: 1-й гильдии (капитал от 10 до 50 тыс рублей), 2-й гильдии (капитал от 5 до 10 тыс рублей), 3-й гильдии (капитал от 1 до 5 тыс рублей).
- Именитые горожане. К этой категории относились купцы с капиталом более 50 тыс рублей, банкиры с капиталом более 100 тыс рублей, архитекторы, художники, ученые с дипломом университета.
- Городские обыватели. Это люди, у которых была реальная собственность в городах: недвижимость или земля.
- Посадские люди. Это люди, которые занимались ручной работой, промыслом и так далее.
- Ремесленники.
- Иностранцы. Сюда относили иностранных граждан, а также иногородних россиян.
Разделение на классы имело важные исторические последствия. Жалованная грамота городам разделила город. Если раньше все его жители назывались горожанами и пользовались примерно равными правами, то после 1785 года все изменилось. Была сформирована городская элита. Это был ход Екатерины 2, которая за счет актов 1785 года пыталась удержать власть, ведь большой популярностью в стране она не пользовалась. Поэтому в городах она отдавала часть власти богатым купцам, а в уездах и губерниях дворянам. В результате купцы и дворяне укрепились в статусе элиты российского общества.
Привилегии купечества
Богатое купечество освобождалось от службы в армии и от подушной подати. Вместо них вводился налог в 1% от капитала, а от службы в армии (рекрутской повинности) знать откупалась за 360 рублей.
Очень важное условие Грамоты городам от 1785 года — освобождение городской элиты от телесных наказаний. Эту привилегию получили именитые горожане, а также купцы 1-ой и 2-ой гильдий
Отдельный пункт Грамоты касался именитых (знатных) горожан. Если человек был именитым горожанином на протяжении 3-х поколений, то он мог подавать прошение о присвоении ему дворянского титула.
Городское самоуправление
Жалованная грамота городам позволяла создавать органы местного самоуправления. Здесь исполнительная власть сосредотачивалась в руках:
- Городской голова. Решал большинство местных вопросов и был председателем на заседаниях Шестигласной думы. Избирался на 3 года.
- Городской магистрат. Напомню, что суд над горожанами в конце 18 века назывался магистратом, а над крестьянами — расправой.
- Шестигласная дума. Решала вопросы финансов, налоговой повинности, благоустройства и так далее.
Купцы 1-ой и 2-ой гильдии формировали Общегородское собрание. Оно в свою очередь выбирало Городского голову, а также состав Городского магистрата.
Шестигласная дума это был выборный орган, в котором были представители всех 6-ти разрядов. Изначально каждый разряд выбирал своих представителей для общей городской думы, затем по 1 представителю от каждого разряда горожан общей думы избирались в Шестигласную думу. Таким образом в работе этого органа принимало участие 7 человек (по одному представителю каждого разряда + Городской голова)
Обращаю внимание, что выборы по 1 представителю от каждого разряда для работы Шестигласной думы осуществляло общегородское собрание, то есть фактически богатые купцы
Реальная власть в местном самоуправлении в городах оказалась в руках богатых купцов. Остальные разряды (сословия) фактически никакой власти и никаких привилегий не получили.
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Отрицательные стороны реформ
Несмотря на общее положительное влияние реформ на жизнь общества, они не были лишены некоторых просчетов. Отмена крепостного права, хоть и дала крестьянам свободу, но они не получили земли, а должны были так же отрабатывать барщину или платить оброк помещику, чтобы ее получить. Условия выкупа земли были фактически грабительскими, а это способствовало расслоению сельских общин. Земская реформа считается буржуазной по своему характеру. Присутствие на заседаниях, в основном, высших членов общества, позволяло им не считаться с интересами низших сословий. Прогрессивная судебная реформа имела недостаток – возможность затягивать рассмотрение дел с помощью судебной бюрократии, а процветание коррупции подрывало доверие к судам. Несмотря на то, что образование считалось бессословным, плата за обучение не давала возможность детям из низших слоев нормально получить дальнейшее образование, кроме начального.
Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
Очень высокие результаты имела земская статистика.
Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с «Положением» земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специальный налог, именуемый земским сбором. Как известно, до отмены крепостного права обложение осуществлялось по душам, а земствам было разрешено взимать налог с имущества: земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов, торговых заведений и т.
д. Между тем, когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. В силу практической необходимости они создали специальную систему, которая занялась сбором этих данных, т.е. описанием и оценкой недвижимой собственности. Формировалась статистическая служба.
Однако во второй половине 80-х гг. в обстановке корректировки реформ именно статистика пострадала больше всего. Поставленная властями в невыносимые условия, она фактически прекратила свое существование.
Вплоть до середины 90-х гг. не было открыто ни одного статистического учреждения.
Прошло несколько лет, и само правительство почувствовало необходимость такой службы. Народное хозяйство настоятельно требовало точных данных о самых различных процессах, прежде всего экономических. 18 июня 1899 г. специальный закон обязал губернские управы развернуть сеть статистических учреждений. Более того, правительство выделило дополнительные средства на земскую статистику.
Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях.
Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Особенно тщательно власти следил и за общественно-политической деятельностью земств. Причина всего этого, по мнению В.
И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».
Такие взаимоотношения между бюрократией и органами местного самоуправления неизбежно должны были породить земскую оппозицию к правительству. Она нарастала по мере усиления революционного движения сперва народников, а затем рабочих и крестьян и достигла весьма высокого уровня в начале XX в.
Самофинансирование местного самоуправления.
На их деятельности сказалось несколько благоприятных факторов.
Прежде всего они действовали в привычных административно-территориальных рамках в границах уездов и губерний. Это давало им возможность ставить крупные проблемы, касавшиеся живших там людей, и получать необходимые материальные ресурсы для их решения.
Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.
Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.
д. Как это ни парадоксально, самоуправление земств обеспечивалось не только законом, но и той самой «демаркационной линией», которая была установлена правительством. Она была обязательной не только для земцев, но и для бюрократии. В тех сферах, которые были определены для земств, они действовали вполне самостоятельно.
И, наконец, высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров.
В земстве сложился штат постоянных работников. В обшей сложности к 1912 г. земских служащих и лиц, оплачиваемых земствами, было около 150 тыс. Это — служащие, учителя, врачи, агрономы, страховые агенты, статистики, инженеры, техники и пр.
Большая часть из них имела приличное образование, профессиональные навыки, достаточно высокое общественное положение, которым дорожила и подтверждала своей повседневной работой.
Пока эффект не ясен
Юрий Проскурин признал: несмотря на то, что часть регионов уже создали муниципальные округа, пока комплексная оценка финансового, социального и управленческого эффекта нигде в стране не проведена.
Анатолий Нагорнов, Данил Ситников призвали предельно детально проработать все аспекты перехода, предварительно внеся все необходимые изменения в законодательство, обсудив финансовые вопросы, оценив риски.
По словам Нагорнова, целесообразность преобразований должна в случае с каждым районом оцениваться индивидуально: нужен анализ социальных, экономических предпосылок, возможных последствий, рисков, проведение оценки эффективности.
Он в завершении заседания сказал, что по Залесовскому и Чарышскому районам нужно начинать готовить документы. Примечательно, что ранее власти четко заявляли — реформа возможна только при условии, что депутаты всех (!) поселений скажут «да». Это условие не было выполнено ни там, ни там. Но преобразования все равно запускаются.
История
Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.
Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.
Г. Мясоедов «Земство обедает»
Но власть не хотела делиться властью и ограничивала земство только определенными задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.
Суть реформы и основные преобразования
Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:
- Городская дума — распорядительный орган.
- Городская управа — исполнительный орган.
Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.
Кто имел право голоса
Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемы уплачиваемых налогов горожанином. Первая курия — крупные, 2 курия — средние, 3 курия — мелкие налогоплательщики. Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу. Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую — 850.
Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:
- Были старше 25 лет
- Были подданными Российской Империи
- Не имели задолженностей по налоговым платежам
- Имели в собственности недвижимость в городе
Эти и другие особенности городских выборов были описаны в «Городовом положении» 1870 года. Этот же документ устанавливал, что горожанин мог лишиться возможности голосовать в случае наличия судимости, находящиеся под следствием, обанкротившиеся, а также лица лишенные духовного сана и чиновничьей должности.
После проведения выборов и формирования Думы происходило формирование Управы. Делали это «гласные», которые утверждали Главу города, его заместителя и несколько чиновников. Особое значение имела должность Городского головы. Этот человек одновременно были председателем Думы и городской Управы.На первый взгляд может показаться, что города получили демократическую систему управления со значительными свободами. В действительности даже Городской Голова, который имел контроль над всеми органами местного самоуправления, не просто избирался «гласными», но тербовал утверждения. В крупных городах кандидата утверждал руководитель МВД. В средних и малых городах утверждением занимался губернатор. Этим самостоятельность городского управления не ограничивалась. В каждом городе создавал орган «Губернское присутствие». Этот орган следил за работой Управы и Думы, а подчинялся только губернатору. Все более ли менее крупные решения подлежали утверждению в Присутствии.