Нестандартный сюжет и съёмки в экстремальных условиях: в кинотеатрах выходит военный триллер «красный призрак»

Оглавление

Вестерн, комикс или драма?

Сами создатели жанр своего творения обозначают каквоенный вестерн». Правда, вестерн — понятие растяжимое. Это в первую очередь антураж, декорации американского Дикого Запада, а сам фильм в них может быть чем угодно — от комедии положении до философского хоррора. Можно предположить, что авторы имеют в виду приключенческую вещь с динамичным сюжетом и изрядной долей экшена.

По трейлеру может создаться впечатление, что фильм вообще является кинокомиксом, а Красный призрак — это некто вроде советской версии Капитана Америки. Но при знакомстве с интервью авторов оказывается, что всё серьёзнее, реалистичнее и при этом образнее. Нет никакого бессмертного супергероя. Просто каждый раз, когда Красного призрака убивают, его место занимает кто-то другой из местных жителей или окруженцев, не давая легенде умереть, а ужасу оккупантов затихнуть. Красный призрак — это олицетворение воли советского народа к свободе и его сопротивления фашизму.

Там же, в интервью, можно узнать, что в фильме будет присутствовать много драматичных и по-настоящему страшных сцен, демонстрирующих ужасы оккупации и немецкиеприёмы контрпартизанской борьбы» на основе документов и воспоминаний очевидцев. Это также мало вяжется с комиксов и приключенческим боевиком. Остаётся лишь констатировать, что цельного образа фильма его рекламная кампания пока не даёт.

Режиссер и съемочная группа

Режиссерское кресло проекта занял Андрей Богатырев, известный по таким работам, как: «БАгИ», «Иуда», «СашаТаня», «Медсестра», «Белые ночи».

Над сценарием работали:

  • Андрей Богатырев;
  • Вячеслав Шихалеев («Неизвестный», «Раскол», «Грозовые ворота», «Бандит», «Братство»);
  • Армен Ватьян («Казанова поневоле», «Все это цветочки», «Рассвет над озером Ван»);
  • Сергей Крайнев («Трое сверху», «Ошибка следствия», «Семейный детектив»).

Продюсированием занимались:

  • Татьяна Воронецкая («Рецепт колдуньи», «Лига обманутых жен», «БАгИ», «Иуда»);
  • Елена Белова («БАгИ», «Иуда»);
  • Алексей А. Петрухин («Пришелец», «Училка», «Брут», «Свидетели», «Прощаться не будем»).

Операторскую работу выполнил Никита Рождественский («28 панфиловцев», «Бездна», «Ментовские войны 6», «Чужой»). Художником стала Екатерина Арефьева («Ника», «Рубеж»).

Андрей Богатырев рассказывает, как к нему пришла идея создания фильма:

Режиссер лично отправлял сценарий актерам, а потом встречался с ними и еще раз, но уже собственными словами, проговаривал его. Фильм рождался сам собой, переходя от человека к человеку. Большую роль в съемочном процессе сыграли суровые русские морозы. Он позволил каждому актеру проявить лучшие его качества, благодаря чему А. Богатырев подружился практически со всем кастом.

Съемочный процесс фильма проходил зимой 2017-2018 годов в одной из деревень Мосальского района как раз, когда стояли сильные морозы.

Трудности производства и дистрибьюции

Работа над фильмом шла семь лет. Его идея принадлежит Павлу Абраменкову, исполнившему одну из ролей. К Абраменкову присоединились Андрей Богатырёв, Вячеслав Шихалеев и Константин Симонов. Вместе они решили работать над картиной, которая бы сильно отличалась от других российских лент о войне. В процессе кинематографисты опирались в том числе на воспоминания участников военных действий.

«Мы вчетвером в деревне писали эту историю, четыре друга. Потом поехали по ветеранам, они нам очень много рассказали, и кое-какие их истории мы включили в фильм», — вспоминает режиссёр.

«Это была по-настоящему интересная работа и по тому, как создавалось художественное полотно, и по тому, как собирался материал

Важно ещё и то, что история рассказана современным языком. Нельзя забывать о времени, в котором мы живём, и о подрастающем поколении

Потому очень важен язык: как ты это рассказываешь и кому ты это рассказываешь. Это новый фильм о войне, он не похож ни на один другой российский фильм», — утверждает Алексей Шевченков.

  • Кадр из фильма «Красный призрак»

Фильм был готов ещё в 2018 году, однако до недавнего времени его создатели не могли найти прокатчика.

«У фильма было очень много приключений, и мы столкнулись с огромным количеством таких двойных стандартов, что ли… Может быть, я скажу громко, но у нас фильм в каком-то смысле противостоит стилистике многих наших фильмов последнего времени о войне, то есть у нас нет такого ура-патриотизма, у нас нет какой-то формальности, мы хотели сделать живой фильм. Может быть, это и отпугивало прокатчиков, дистрибьюторов, каналы и так далее», — признаётся Андрей Богатырёв.

В ходе работы не обошлось и без некоторых трудностей. Производство велось, когда температура воздуха достигала -35 °С, что стало серьёзным испытанием для съёмочной группы. Больше других ощутил на себе русские морозы Вольфганг Черни — в одном из развернувшихся на улице эпизодов он появляется обнажённым. В таком виде артисту пришлось провести несколько смен.

«Я не мог, вот честно вам скажу, три минуты голыми руками держать оружие. Потому что за три минуты руки замерзали и оружие выпадало из них. Поэтому, как они бегали там голышом, я вообще себе не представляю», — вспоминает Шевченков.

  • Кадр из фильма «Красный призрак»

Сам Черни рассказал, что был готов к съёмкам без одежды, однако такой погоды не ожидал. Впрочем, ему удалось не только справиться со своей задачей и не заболеть, но и получить незабываемые впечатления.

«В конце концов я вообще не болел… Мы почти после каждой смены, после съёмок, парились в бане, и это был для меня настоящий русский опыт», — вспоминает австриец.

Премьера фильма состоялась в 2020 году на фестивале «Окно в Европу». Также ленту представили на Международном фестивале военного кино имени Ю.Н. Озерова, где Вольфганг Черни был удостоен приза за лучшую мужскую роль второго плана. К настоящему моменту права на показ «Красного призрака» проданы более чем в 100 стран. Его увидят зрители США, Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Южной Кореи, Японии и других государств.

Актерский состав

В фильме снялись следующие российские звезды:

  • Алексей Шевченков («Черная кошка», «Медное солнце», «Три истории», «Ворошиловский стрелок», «Спасти Ленинград»);
  • Владимир Гостюхин («Три дня лейтенанта Кравцова», «Дальнобойщики», «Команда», «Пепел», «Казаки», «Охота на лис», «Дед Мороз: Битва магов»);
  • Полина Чернышова («Облепиховое лето», «Тихий Дон», «Доктор Рихтер», «Легенда о Коловрате»);
  • Вольфганг Черны («Снайперы: Любовь под прицелом», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Последний богатырь», «Т-34», «Тобол»);
  • Михаил Горевой («Корона», «Легавый», «Битва за космос», «Мамы», «Пять невест», «Ярик», «Шпионский мост», «Пуля»);
  • Олег Васильков («На дне», «Демоны», «Метод», «Бригада», «Хиромант», «Топор», «Рассвет», «Братство»);
  • Юрий Борисов («Дорога на Берлин», «Порт», «Выстрел», «Молодая гвардия», «Хрусталь», «Т-34», «Семь пар нечистых»);
  • Павел Абраменков («Золотые», «Универ», «Отдамся в хорошие руки», «Гаражи», «Марьина роща», «Переводчик»);
  • Вячеслав Шихалеев («Марш Турецкого», «Грозовые ворота», «Девять неизвестных», «Багровый цвет снегопада», «Раскол», «Братство», «Бандит»);
  • Пауль Орлянский («Т-34», «Обратный отсчет», «Тайны следствия») и др.

О заклёпках

Поверхностным взглядом можно отметить ряд косяков по исторической части. Пулемёт MG.42, появление которого в 1941 году физически невозможно, так как на вооружение он был принят только в следующем году, как несложно догадаться по цифрам в названии. Немецкое отделение, вооружённое вразнобой карабинамиМаузер» 98K и пистолетами-пулемётами MP.40 — в реальности пистолет-пулемёт был всего один, у командира отделения. Это, впрочем, вещи относительно некритичные. Мы такие косяки наблюдаем почти во всех фильмах про Вторую мировую, как отечественных, так и зарубежных. Можно простить.

Техника, мелькающая в кадре, тоже не везде похожа на настоящую. Особенно умилил обшитый фанерой ГАЗ-69, который должен, по всей видимости, символизироватьКюбельваген». Впрочем, это признаки небольшого бюджета и, по большому счёту, если всё остальное в фильме будет хорошо, они его не испортят.

Наконец, погода. В кадре снег по колено, сугробы и, судя по косвенным признакам, жестокий мороз. Это не очень-то стыкуется с заявленным в сюжете Вяземским котлом. Он замкнулся в середине октября, так что, выходит, герои пытались прорваться из окружения месяца полтора-два. Конечно, бывало и такое, но, если честно, как-то сомнительно выглядит, что небольшая группа за такое время во-первых, уцелела, а во-вторых, не нашла с кем объединиться — будь то другие окруженцы или же местные партизаны. Возможно, речь идёт о контрнаступлении под Москвой в январе 1942 года? Но тогда почему в трейлере настойчиво упоминается именно 1941 год?