Фино-угры

Оглавление

Народы

Этнические группы

Люди Группа Традиционный язык Языковая группа Площадь культуры Числа Самая важная территория Другие традиционные территории Подгруппы
Ханты Обские народы Хантыйский язык возможно угорский Арктический культурный ареал 31 000 Ханты-Манси Ямало-ненецкий
Манси Обские народы Язык манси возможно угорский Арктический культурный ареал 12 000 Ханты-Манси
Венгры (Мадьяр) Венгерский язык возможно угорский Ареал культуры
Дуная
13 000 000–14 000 000 Венгрия Румыния , Словакия , Сербия , Украина Székely , чангош , Яс
Комис Пермяки Коми язык Пермские языки Арктический культурный ареал 323 000 Республика Коми Пермский край Коми-пермяки
Удмурты Пермяки Удмуртский язык Пермские языки Поволжский ареал культуры 552 000 Удмуртская Республика Бесермян
Марис Волжские финны Марийский язык Поволжский ареал культуры 548 000 Марийская Республика Башкортостан Луговой марийский , горный марийский , восточный марийский
Мордвины Волжские финны Эрзянский и мокшанский языки Мордовские языки Поволжский ареал культуры 744 000 Мордовская Республика Самарская область , Пензенская область , Ульяновская область , Оренбургская область Эрзя , мокши
Финны Балтийские финны Финский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
6 200 000–7 000 000 Финляндия Ленинградская область , Республика Карелия , Швеция , Норвегия Торнедальцы , лесные финны , квены , ингерманландские финны , тавастийцы , остроботнии , савониане , финны (собственно)
Карелы Балтийские финны Карельский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
61 000 Республика Карелия Тверская область , Мурманская область , Ленинградская область Карелы (собственно), олонецкие карелы , людские карелы
Вепсы Балтийские финны Вепсский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
5 900 Республика Карелия Ленинградская область , Вологодская область
Ижорцы Балтийские финны Ингерманский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
300 Ленинградская область
Голоса Балтийские финны Язык голосования Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
60 Ленинградская область
Эстонцы Балтийские финны Эстонский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
1 100 000 Эстония Латвия , Ленинградская область , Псковская область Сетос , Вырос
Ливонцы Балтийские финны Ливонский язык Финские языки Ареал культуры
Балтийского моря
180 Латвия
Саами Саами Саамские языки Арктический культурный ареал 80 000 Норвегия Швеция , Финляндия , Мурманская область Инари саами , скольт саами

Круговая диаграмма, показывающая процентное соотношение конкретных народов, говорящих на языках финно-угорской семьи

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Ханты

            Коренное население Ханты-Мансийского округа. Основным местом проживания хантов является Западная Сибирь. Численные показатели 2002 года сообщают, что в России зафиксировано 28678 хантов. Национальным языком является хантыйский. В хантыйском языке отмечено преобладание различных территориальных разновидностей, в связи с чем он представляет широкий интерес для лингвистических исследований. В 1849 году впервые был издан краткий словарь хантыйского языка. Появление хантыйского этноса объясняется тем, что угорские племена, пришедшие с юга, заселили береговые зоны реки Обь, а также территории современных ХМАО и ЯМАО, в дальнейшем произошло смешение с аборигенами. Ханты промышляют рыбной ловлей и оленеводством, также развито собирательство.

Культура финно-угорских народов

Многие потомки финно-угров бережно хранят наследие предков. Особенно популярно устное народное творчество. Люди чтят обряды. Обустройство быта, одежда, танцы – все это пропитано национальным колоритом. Благодаря археологическим раскопкам восстановлена память об украшениях, предметах быта, поселениях периода начала нашей эры и средневековья.

Представители этноса имеют огромное количество легенд, былин, повествующих о героях. Наибольшей популярностью пользуется произведение «Калевала». Из него можно узнать об обычаях, вере и жизни древних финно-угров. Сегодня этническая литература делится на три группы: западную, российскую и северную. В зависимости от народов, из которых произошли авторы.

Под влияние славян многие финно-угры еще в XII-XIII веках приняли православие. Сегодня венгры исповедуют католицизм, а западные саамы, эстонцы, финны – лютеранство. Православие преобладает среди вепсов, карелов, коми, удмуртов, мордвы, марийцев. Вместе с тем многие народности сохраняют двоеверие. В своих обрядах используют древние традиции. Народы Сибири так и вовсе отказались от внешних религий, сохранив своих богов, исповедуя шаманизм.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Ищи, кому выгодно

Основой «развития национального сознания», способствованием которому и заняты институты, созданные зарубежными «благодетелями», является противопоставление этнических интересов интересам как отдельно взятого человека, так и иноэтнического населения, живущего на той же территории.

Главенствующим же в этой идеологической установке является тезис о том, что титульные группы, в противоположность прочим, являются коренными, а потому имеют особые права на земельные ресурсы, природные богатства, политический и социальный статус. То есть речь идёт не просто о национализме, а о наиболее реакционных его формах, широко распространённых в 1930-1940-е годы.

Впрочем, обвинять в насаждении данной идеологии лишь, например, Эстонию, не слишком далеко ушедшую в вопросе прав других народов от гитлеровской Германии, было бы не вполне справедливо.

proza.ru
Ленинская национальная политика позволила этническим группам претендовать на политическое доминирование в регионе, получившем название по «титульной» нации.

Все эти «родимые пятна» ленинской национальной политики без изменений перешли и в нынешнюю российскую действительность, когда возглавляет, скажем, Башкортостан, где титульная нация является лишь третьей по численности, исключительно башкир, а Мордовию, где суммарная численность эрзя и мокша составляет менее 50%, лишь представитель этих народов. Так без каких-либо изменений используются пропагандистские приёмы давления на многонациональное российское государство, основанные, опять же, на ленинском тезисе «Россия — тюрьма народов».

Но «цивилизованный мир», если судить по деятельности Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира в Нью-Йорке, больше интересуют права не европейских, куда более угнетённых политически, а российских национальных меньшинств, пользующихся не только политической автономией, но и государственной поддержкой культурной автономии. В частности, именно на государственном уровне поддерживается, например, деятельность финно-угорского культурного центра «Финноугория». И не только его.

facebook.com/FUYouth
В 1990 г. в Эстонии была создана Международная молодёжная ассоциация финно-угорских народов.

В то же время созданный в 1990 г. в Эстонии наднациональный орган Международная молодёжная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), а также финансируемая из-за рубежа Московская Хельсинская группа регулярно поставляют своим западным заказчикам информацию о «дискриминации финно-угорских народов в России» и «бедственном положении в финно-угорских республиках РФ». Именно под давлением этих заказчиков и спонсоров Совет Европы принял, например, резолюцию 1171 «Культура уральских меньшинств под угрозой», на которую в своей деятельности опирается эстонская подрывная Программа родственных народов.

Об истинных целях деятельности «борцов за права угнетаемых финно-угорских народов» откровенно высказался бывший специальный советник Госдепартамента США по национальным проблемам Советского Союза и стран Балтии Пол Гобл, заявивший, что на территории России «грядущие события приведут к возникновению определённого числа государств: может, целых двадцати, а может, только шести или семи

В большинстве из которых — это действительно очень важно — главенствовать будут этнические русские, а не меньшинства. Предполагаю, что будут и государства меньшинств: на Урале, в Среднем Поволжье»

Именно тот Пол Гобл, которого активно пиарят на подконтрольных Соросу украинских ресурсах, и который призывал к интернационализации конфликта на Русском Севере с привлечением войск НАТО для «защиты коренных народов». Тех самых, что присутствуют в списке национальных республик, которые необходимо отколоть от России в отместку за признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии, составленном нынешним вице-председателем Международного республиканского института Рэнди Шойнеманном.

Какие сказки нам читали

Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе «Сказки о царе Салтане» — сказка «Чудесные дети» из вепсской традиции (вепсы — малочисленные финно-угорский народ).

Первое большое произведение Пушкина, поэма «Руслан и Людмила». Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги «Финский альбом» также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.

Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина — «nainen».
Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал — птичьи шкурки.

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

. Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

О чем говорят гаплогруппы

Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).

Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.

КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы

В прошлом одежда марийцев была исключительно домашнего изготовления. Верхнюю (её надевали зимой и осенью) шили из домашнего сукна и овчины, а рубахи и летние кафтаны — из белого льняного холста.

Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.

Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.

Автор статьи: Л.Соловьёва.

Финны, угро-финны и жители Финляндии. Не путайте!

Калевала, иллюстрация к эпосу

Несмотря на эти три термина, означающие одно и то же, на первый взгляд, все они относятся к разным сферам и народам!Финнами называются древние жители Восточной Европы, о которых писали Геродот и Тацит. О них пишут как о людях диких, живущих в крайней нищете и не заботящихся об улучшении своей жизни. Из-за этого они малоинтересны прочим народам и оттого живут относительно спокойно.Безусловно, это родственники современным финнов, но не в меньшей степени и славян, и уральских народов, и эстонцев!Жили эти «финны» на территории нынешней России, Белоруссии и Украины и лишь после прихода славян они ассимилировались или были оттеснены на север и восток.Но при этом, они сохранили память о невероятной древности своего народа! Сказания Калевалы — национального эпоса финнов, насчитывают не одну тысячу лет!

Сохранение финно-угорской истории

В наши дни активно поддерживаются организации, занимающиеся изучением культуры, традиций, обычаев древних финно-угров. Благодаря этому народности не теряют корней, передают из поколения в поколение свою историю. Познакомиться с финно-угорской самобытностью очень познавательно и другим народам. Обмен культурными знаниями способствует укреплению дружеских связей.

Среди финно-угров немало знаменитых людей. Ингерманландкой по национальности была Арина Родионовна, няня Александра Пушкина. Удивительно, но заядлые враги протопоп Аввакум и патриарх Никон были мордвинами. Великий физиолог Бехтерев был выходцем из удмуртов. Композитор Эшпай мариец, а спортсменка Сметанина коми.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, — практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе: в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас «уральские» черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый «курносым», очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой — эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством. Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите — государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что «црмс» значит «черемисы-марийцы», а «мкшх» — «мокша». Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

Но ведь угро-финны были! Куда они делись?

Современная генетика подтвердила, что население Подмосковья и всего волго-окского междуречья имеет мало общего с угро-финнами. Куда же они делись?

Причина проста. Речь даже не идёт о забытом геноциде — хотя и жестокостей при колонизации, скорее всего, хватало. В раннем Средневековье это было обычным делом.

Суть в том, что русское население обладало более развитыми технологиями сельского хозяйства. Их поля могли прокормить гораздо больше жителей, чем хозяйства угро-финских племён. К тому же поток переселенцев с густонаселённого юга державы Рюриковичей на северо-восточный фронтир с полными пушнины лесами и плодородными землями Ополья и сам по себе захлёстывал немногочисленных угро‑финнов.

На ту же тему Взгляд на битву при Орше из 2020-го: бешеные споры и затишье

Заметные угро-финские следы выявлены у северных русских, живущих в пределах бывшей Новгородской земли. Где по Духинскомуположено» быть истинным арийцам. Там из-за неплодородных ландшафтов масштабы аграрной колонизации не были большими, и гены коренного населения не до такой степени растворились в славянском море.

К моменту становления Московской Руси её население было вполне славянским. Более того — очень многиемоскали» были(и остаются) прямыми потомками выходцев из Киевской и Галицко-Волынской земель, откуда и шла основная волна колонистов на северо-восток.

Фолк-исторические мифы могут радовать национальное самолюбие и помогать держаться в тяжёлые времена. Но с ними рано или поздно приходится прощаться — с недоумением сознавая, какую чушь ещё вчера помещали в основу мировоззрения и яростно отстаивали в дискуссиях как святую истину.

Такие дела.

Вепсы (весь)

Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.

Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.

К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).

Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.

Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).

Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:

Абу Хамид ал-Гарнати

«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).

Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.

О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».

Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.

Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.

2

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко — в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык — русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде — даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: «тундра», «килька», «салака» и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает «хлебное ушко»: «пель» — «ухо», а «нянь» — «хлеб». Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово «тайбола», которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень — дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского «taibale» — «перешеек». Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум — оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт — физиолог В. М. Бехтерев, коми — социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин — скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец — композитор А. Я. Эшпай.

Автор статьи: Л.Минц.

Москва — финно-угорское название?

По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.