Оглавление
Народы
Этнические группы
Люди | Группа | Традиционный язык | Языковая группа | Площадь культуры | Числа | Самая важная территория | Другие традиционные территории | Подгруппы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ханты | Обские народы | Хантыйский язык | возможно угорский | Арктический культурный ареал | 31 000 | Ханты-Манси | Ямало-ненецкий | |
Манси | Обские народы | Язык манси | возможно угорский | Арктический культурный ареал | 12 000 | Ханты-Манси | ||
Венгры | (Мадьяр) | Венгерский язык | возможно угорский |
Ареал культуры Дуная |
13 000 000–14 000 000 | Венгрия | Румыния , Словакия , Сербия , Украина | Székely , чангош , Яс |
Комис | Пермяки | Коми язык | Пермские языки | Арктический культурный ареал | 323 000 | Республика Коми | Пермский край | Коми-пермяки |
Удмурты | Пермяки | Удмуртский язык | Пермские языки | Поволжский ареал культуры | 552 000 | Удмуртская Республика | Бесермян | |
Марис | Волжские финны | Марийский язык | Поволжский ареал культуры | 548 000 | Марийская Республика | Башкортостан | Луговой марийский , горный марийский , восточный марийский | |
Мордвины | Волжские финны | Эрзянский и мокшанский языки | Мордовские языки | Поволжский ареал культуры | 744 000 | Мордовская Республика | Самарская область , Пензенская область , Ульяновская область , Оренбургская область | Эрзя , мокши |
Финны | Балтийские финны | Финский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
6 200 000–7 000 000 | Финляндия | Ленинградская область , Республика Карелия , Швеция , Норвегия | Торнедальцы , лесные финны , квены , ингерманландские финны , тавастийцы , остроботнии , савониане , финны (собственно) |
Карелы | Балтийские финны | Карельский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
61 000 | Республика Карелия | Тверская область , Мурманская область , Ленинградская область | Карелы (собственно), олонецкие карелы , людские карелы |
Вепсы | Балтийские финны | Вепсский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
5 900 | Республика Карелия | Ленинградская область , Вологодская область | |
Ижорцы | Балтийские финны | Ингерманский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
300 | Ленинградская область | ||
Голоса | Балтийские финны | Язык голосования | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
60 | Ленинградская область | ||
Эстонцы | Балтийские финны | Эстонский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
1 100 000 | Эстония | Латвия , Ленинградская область , Псковская область | Сетос , Вырос |
Ливонцы | Балтийские финны | Ливонский язык | Финские языки |
Ареал культуры Балтийского моря |
180 | Латвия | ||
Саами | Саами | Саамские языки | Арктический культурный ареал | 80 000 | Норвегия | Швеция , Финляндия , Мурманская область | Инари саами , скольт саами |
Круговая диаграмма, показывающая процентное соотношение конкретных народов, говорящих на языках финно-угорской семьи
Чудь заволоцкая
По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.
Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.
Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».
Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.
Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.
Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.
В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.
Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.
3
Ханты
Коренное население Ханты-Мансийского округа. Основным местом проживания хантов является Западная Сибирь. Численные показатели 2002 года сообщают, что в России зафиксировано 28678 хантов. Национальным языком является хантыйский. В хантыйском языке отмечено преобладание различных территориальных разновидностей, в связи с чем он представляет широкий интерес для лингвистических исследований. В 1849 году впервые был издан краткий словарь хантыйского языка. Появление хантыйского этноса объясняется тем, что угорские племена, пришедшие с юга, заселили береговые зоны реки Обь, а также территории современных ХМАО и ЯМАО, в дальнейшем произошло смешение с аборигенами. Ханты промышляют рыбной ловлей и оленеводством, также развито собирательство.
Культура финно-угорских народов
Многие потомки финно-угров бережно хранят наследие предков. Особенно популярно устное народное творчество. Люди чтят обряды. Обустройство быта, одежда, танцы – все это пропитано национальным колоритом. Благодаря археологическим раскопкам восстановлена память об украшениях, предметах быта, поселениях периода начала нашей эры и средневековья.
Представители этноса имеют огромное количество легенд, былин, повествующих о героях. Наибольшей популярностью пользуется произведение «Калевала». Из него можно узнать об обычаях, вере и жизни древних финно-угров. Сегодня этническая литература делится на три группы: западную, российскую и северную. В зависимости от народов, из которых произошли авторы.
Под влияние славян многие финно-угры еще в XII-XIII веках приняли православие. Сегодня венгры исповедуют католицизм, а западные саамы, эстонцы, финны – лютеранство. Православие преобладает среди вепсов, карелов, коми, удмуртов, мордвы, марийцев. Вместе с тем многие народности сохраняют двоеверие. В своих обрядах используют древние традиции. Народы Сибири так и вовсе отказались от внешних религий, сохранив своих богов, исповедуя шаманизм.
Исчезнувшие племена
Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.
Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.
Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.
Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.
Ищи, кому выгодно
Основой «развития национального сознания», способствованием которому и заняты институты, созданные зарубежными «благодетелями», является противопоставление этнических интересов интересам как отдельно взятого человека, так и иноэтнического населения, живущего на той же территории.
Главенствующим же в этой идеологической установке является тезис о том, что титульные группы, в противоположность прочим, являются коренными, а потому имеют особые права на земельные ресурсы, природные богатства, политический и социальный статус. То есть речь идёт не просто о национализме, а о наиболее реакционных его формах, широко распространённых в 1930-1940-е годы.
Впрочем, обвинять в насаждении данной идеологии лишь, например, Эстонию, не слишком далеко ушедшую в вопросе прав других народов от гитлеровской Германии, было бы не вполне справедливо.
proza.ru
Ленинская национальная политика позволила этническим группам претендовать на политическое доминирование в регионе, получившем название по «титульной» нации.
Все эти «родимые пятна» ленинской национальной политики без изменений перешли и в нынешнюю российскую действительность, когда возглавляет, скажем, Башкортостан, где титульная нация является лишь третьей по численности, исключительно башкир, а Мордовию, где суммарная численность эрзя и мокша составляет менее 50%, лишь представитель этих народов. Так без каких-либо изменений используются пропагандистские приёмы давления на многонациональное российское государство, основанные, опять же, на ленинском тезисе «Россия — тюрьма народов».
Но «цивилизованный мир», если судить по деятельности Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира в Нью-Йорке, больше интересуют права не европейских, куда более угнетённых политически, а российских национальных меньшинств, пользующихся не только политической автономией, но и государственной поддержкой культурной автономии. В частности, именно на государственном уровне поддерживается, например, деятельность финно-угорского культурного центра «Финноугория». И не только его.
facebook.com/FUYouth
В 1990 г. в Эстонии была создана Международная молодёжная ассоциация финно-угорских народов.
В то же время созданный в 1990 г. в Эстонии наднациональный орган Международная молодёжная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), а также финансируемая из-за рубежа Московская Хельсинская группа регулярно поставляют своим западным заказчикам информацию о «дискриминации финно-угорских народов в России» и «бедственном положении в финно-угорских республиках РФ». Именно под давлением этих заказчиков и спонсоров Совет Европы принял, например, резолюцию 1171 «Культура уральских меньшинств под угрозой», на которую в своей деятельности опирается эстонская подрывная Программа родственных народов.
Об истинных целях деятельности «борцов за права угнетаемых финно-угорских народов» откровенно высказался бывший специальный советник Госдепартамента США по национальным проблемам Советского Союза и стран Балтии Пол Гобл, заявивший, что на территории России «грядущие события приведут к возникновению определённого числа государств: может, целых двадцати, а может, только шести или семи
В большинстве из которых — это действительно очень важно — главенствовать будут этнические русские, а не меньшинства. Предполагаю, что будут и государства меньшинств: на Урале, в Среднем Поволжье»
Именно тот Пол Гобл, которого активно пиарят на подконтрольных Соросу украинских ресурсах, и который призывал к интернационализации конфликта на Русском Севере с привлечением войск НАТО для «защиты коренных народов». Тех самых, что присутствуют в списке национальных республик, которые необходимо отколоть от России в отместку за признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии, составленном нынешним вице-председателем Международного республиканского института Рэнди Шойнеманном.
Какие сказки нам читали
Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе «Сказки о царе Салтане» — сказка «Чудесные дети» из вепсской традиции (вепсы — малочисленные финно-угорский народ).
Первое большое произведение Пушкина, поэма «Руслан и Людмила». Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги «Финский альбом» также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.
Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина — «nainen».
Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И
Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал — птичьи шкурки.
Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.
. Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).
Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.
Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.
Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
О чем говорят гаплогруппы
Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).
Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.
КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы
В прошлом одежда марийцев была исключительно домашнего изготовления. Верхнюю (её надевали зимой и осенью) шили из домашнего сукна и овчины, а рубахи и летние кафтаны — из белого льняного холста.
Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.
Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
Финны, угро-финны и жители Финляндии. Не путайте!
Калевала, иллюстрация к эпосу
Несмотря на эти три термина, означающие одно и то же, на первый взгляд, все они относятся к разным сферам и народам!Финнами называются древние жители Восточной Европы, о которых писали Геродот и Тацит. О них пишут как о людях диких, живущих в крайней нищете и не заботящихся об улучшении своей жизни. Из-за этого они малоинтересны прочим народам и оттого живут относительно спокойно.Безусловно, это родственники современным финнов, но не в меньшей степени и славян, и уральских народов, и эстонцев!Жили эти «финны» на территории нынешней России, Белоруссии и Украины и лишь после прихода славян они ассимилировались или были оттеснены на север и восток.Но при этом, они сохранили память о невероятной древности своего народа! Сказания Калевалы — национального эпоса финнов, насчитывают не одну тысячу лет!
Сохранение финно-угорской истории
В наши дни активно поддерживаются организации, занимающиеся изучением культуры, традиций, обычаев древних финно-угров. Благодаря этому народности не теряют корней, передают из поколения в поколение свою историю. Познакомиться с финно-угорской самобытностью очень познавательно и другим народам. Обмен культурными знаниями способствует укреплению дружеских связей.
Среди финно-угров немало знаменитых людей. Ингерманландкой по национальности была Арина Родионовна, няня Александра Пушкина. Удивительно, но заядлые враги протопоп Аввакум и патриарх Никон были мордвинами. Великий физиолог Бехтерев был выходцем из удмуртов. Композитор Эшпай мариец, а спортсменка Сметанина коми.
Древняя Русь
- Как образовалось Древнерусское государство?
- Причины распада Древнерусского государства
- Слои населения Древней Руси
- Принятие христианства на Руси: причины и последствия
- Самое главное о культуре Древней руси
- Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ
Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, — практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.
Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе: в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас «уральские» черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый «курносым», очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой — эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.
Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством. Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите — государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что «црмс» значит «черемисы-марийцы», а «мкшх» — «мокша». Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.
Но ведь угро-финны были! Куда они делись?
Современная генетика подтвердила, что население Подмосковья и всего волго-окского междуречья имеет мало общего с угро-финнами. Куда же они делись?
Причина проста. Речь даже не идёт о забытом геноциде — хотя и жестокостей при колонизации, скорее всего, хватало. В раннем Средневековье это было обычным делом.
Суть в том, что русское население обладало более развитыми технологиями сельского хозяйства. Их поля могли прокормить гораздо больше жителей, чем хозяйства угро-финских племён. К тому же поток переселенцев с густонаселённого юга державы Рюриковичей на северо-восточный фронтир с полными пушнины лесами и плодородными землями Ополья и сам по себе захлёстывал немногочисленных угро‑финнов.
На ту же тему Взгляд на битву при Орше из 2020-го: бешеные споры и затишье
Заметные угро-финские следы выявлены у северных русских, живущих в пределах бывшей Новгородской земли. Где по Духинскомуположено» быть истинным арийцам. Там из-за неплодородных ландшафтов масштабы аграрной колонизации не были большими, и гены коренного населения не до такой степени растворились в славянском море.
К моменту становления Московской Руси её население было вполне славянским. Более того — очень многиемоскали» были(и остаются) прямыми потомками выходцев из Киевской и Галицко-Волынской земель, откуда и шла основная волна колонистов на северо-восток.
Фолк-исторические мифы могут радовать национальное самолюбие и помогать держаться в тяжёлые времена. Но с ними рано или поздно приходится прощаться — с недоумением сознавая, какую чушь ещё вчера помещали в основу мировоззрения и яростно отстаивали в дискуссиях как святую истину.
Такие дела.
Вепсы (весь)
Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.
Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.
К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).
Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.
Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).
Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:
Абу Хамид ал-Гарнати
«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).
Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.
О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».
Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.
Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.
2
РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ
В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.
Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.
Люди переселялись в города, уезжали далеко — в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык — русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде — даже в республиках, которым дали своё имя.
Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.
В русский язык вошло немало финно-угорских слов: «тундра», «килька», «салака» и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает «хлебное ушко»: «пель» — «ухо», а «нянь» — «хлеб». Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово «тайбола», которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень — дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского «taibale» — «перешеек». Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.
Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум — оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт — физиолог В. М. Бехтерев, коми — социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин — скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец — композитор А. Я. Эшпай.
Автор статьи: Л.Минц.
Москва — финно-угорское название?
По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.
Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.