Питирим сорокин: ключевые идеи, теории, краткая биография

Оглавление

Введение.

П.А.Сорокин – один из наиболее выдающихся мыслителей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

Питирим Сорокин биография кратко и интересные факты

В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии. В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968.

2.2.Система социологии П.Сорокина

Структуру социологических знаний Сорокин описывает в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему.  Однако, более лаконично, предметно и кратко, на мой взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленная в 1919 году.

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:         

1) «… на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения».  Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение  сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения» ;       

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:          

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…         

2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и  до момента ее смерти…        

Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах».        

3)»… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений»   «… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса)       

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика,  подобно прикладной медицине, должна  быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии».      

Сорокин не только надолго сохранит это видение структуры социологического знания, но также использует многие версии и наметки  двухтомника «Системы социологии» в своих работах американского периода.    Интересен в этом смысле комментарий В.В. Сапова: «Система социологии» по замыслу автора должна была состоять «по меньшей мере», из восьми томов, из них опубликованы два тома».  Структура социологического знания, в книге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8 томов, с распределением информационных блоков по каждому тому, здесь не имеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил «первых тома двум подотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социальную механику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных выше частей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как круг поднимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальная генетика, очень широк,  а этого автора отличает подробное и обстоятельное изложение материала и 8 том, вероятно, планировался для изложения «рецептов» «социальной политики». Подтверждения этой моей гипотезе найти не удалось.     

Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: «Основные идеи третьего тома «Системы социологии» изложены П.А. Сорокиным в «Общедоступном учебнике социологии». Как сильно «разросшиеся» части третьего тома  можно рассматривать книги Сорокина «Голод как фактор» (Пг., 1921г., сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного советской цензурой труда) и «The Sociology of Revolution» (1925). И еще две книги можно рассматривать как продолжение «Системы социологии»: «Social Mobility» (1927), и «Contemporery Sociological Theory» (1928), и, тем не менее, задуманный Сорокиным грандиозный «синтез» не был завершен. В конце 20-х годов произошла идейная переориентация Сорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме «русского бихевиоризма» ( Russion Sociology in 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой «Система социологии» в целом не была завершена».    

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Кинематографическая карьера

В 1936 году началась кинематографическая биография Константина Сорокина. В киноленте «Дубровский» режиссера Александра Ивановского он сыграл Парамошку. После этого он каждый год снимался сразу в нескольких фильмах, но чаще всего эти роли были небольшие и эпизодические. Именно поэтому его считают мастером эпизода, так как актер Сорокин даже в своих небольших ролях был великолепен и талантлив: его невозможно было не заметить.

Вот поэтому чаще всего актер Константин Сорокин, биография которого насыщена событиями, играл в кино либо священников, либо небольшие роли спортсменов, либо часовых. И если в кино он все-таки был простым и смешным, то в жизни все знали его как мудрого человека, философа.

Многие режиссеры предлагали талантливому актеру лишь только роли в комедийных фильмах. В 1942 году в киноленте «Котовский» режиссера Александра Файнциммера артист Сорокин Константин сыграл молодого ординарца, который не желает расставаться со своим прекрасным чубом. А когда медсестра отрезает клок чуба, то он просто готов растерзать ее. Своих товарищей, которые обрили головы, он обзывает болванами, но только до тех пор, пока сам Котовский этого не услышит и не покажет ему свою голову. И тогда он тоже стрижется наголо.

В 1950 году талантливый и одаренный актер Сорокин снимается в киноленте «Щедрое лето» режиссера Бориса Барнета. После войны солдат Петр Середа возвращается домой, где, встретив ударницу труда Оксану Подпруженко, сразу же влюбляется. Вскоре Петр становится в этом колхозе бухгалтером, а его друг Назар – председателем. Но неожиданно Петр начинает ревновать Оксану к своему другу. В этой киноленте очаровательный актер Сорокин играл заведующего колхозной фермой Филиппа Федоровича Теслюка.

У Теслюка много дел, но интересна сцена, где он покупал быка-производителя. До актера этого быка специалисты держали на палках, а сам актер быстро и без палок приблизился к животному, хотя специалисты пытались его остановить. Режиссер вспоминал, что актер Сорокин никогда не давал совета, как его снимать, но каждый кадр с ним заставлял Бориса Васильевича смеяться.

В 1956 году талантливый актер Сорокин снимается в киноленте «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова. Вчерашние школьники Таня, Степа, Федя и Соня вступает во взрослую жизнь, но делают это по-разному. Таня выбирает красивого Федю, а затем изменяет ему с известным композитором. А Соня жертвует всем в своей жизни, оправляясь за Степой, которого отвергла Таня. В этой киноленте Константин Николаевич играет начальника отдела кадров Петра Петровича. Герой актера Сорокина дружит с директором большого завода, что позволяет ему властвовать над людьми.

В 1965 году Константин Сорокин снялся в известной киноленте «Стряпуха» режиссера Эдмонда Кеосаяна. Главный герой признается бойкой девушке Павлине в своей любви, не выбирая места и времени. Он получает половником по голове от девушки, и вскоре об этой истории узнали все на хуторе. Поэтому молодая казачка вынуждена была покинуть родной дом и отправиться в поле, где она устроилась стряпухой. Но вскоре туда же приезжает и влюбленный Степан Казанец.

Необычно и талантливо сыграл свою роль деда Сливы актер Сорокин. Необычная лирическая и комическая фигура получилась у актера. Он любит выпить, врать, а также не пропустит ни одну девушку. Часто он рассказывает своим односельчанам истории, в которые сложно не поверить. Но многие из них оказываются выдуманными самим дедом Сливой. Все сплетни в станице пускает именно дед Слива. Но в финале фильма его сплетни и истории уже оказываются никому не интересными.

Веселой оказалась роль актера Сорокина в киноленте «Опекун» режиссеров Альберта Мортчяна и Эдгара Ходжикяна. Этот фильм вышел на экраны в 1970 году. Главный герой Миша Короедов не желает ничего делать, но при этом мечтает получить от жизни все. Однажды он знакомится с симпатичной официанткой Любой, которая предлагает ему стать опекуном пожилой женщины, которая постоянно якобы болеет и вот-вот может умереть. Самое интересное, что у Антонины Ивановны нет родственником, и поэтому все свое хозяйство, а также дом на берегу моря она хочет оставить опекуну.

Михаил начинает ухаживать за бабушкой, но оказывается, что она увлекается спортом, заставляет его постоянно работать, а еще она почетный морж города. В этой киноленте талантливый актер Константин Сорокин сыграл самогонщика Митрия Прокопыча Самородова. К нему после разоблачения старухи обращаются Михаил и его друг. Они удивлены тем, что, переехав в однокомнатную квартиру, самогонщик взял с собой лишь только самогонный аппарат.

Фон [ править ]

Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889, в Турий , маленькая деревня в Yarensky уезде , Вологодская губернии , Российская империи (ныне Княжпогостский район , Республика Коми , Россия ), вторым сын на русский отец и Коми мать. Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, был родом из Великого Устюга, странствующим мастером, специализирующимся на золоте и серебре . При этом его мать, Пелагея Васильевна, была уроженкой Жешарта.и принадлежал к крестьянской семье. Его старший брат Василий родился в 1885 году, а его младший брат Прокопий — в 1893 году. Мать Сорокина умерла 7 марта 1894 года в селе Коквица. После ее смерти Сорокин и его старший брат Василий остались с отцом, путешествуя с ним по городам в поисках работы. В это же время Прокопия забрала к себе тетя Анися Васильевна Римская. Последняя жила со своим мужем Василием Ивановичем в деревне Римия. Детство Сорокина, проведенное среди коми, было сложным, но обогащенным религиозным и нравственным воспитанием. Моральные качества (такие как набожность, твердая вера в добро и любовь), культивированные в нем в то время, принесут свои плоды в его последующей работе (его амитологии и призыве к преодолению кризиса современности).

Питирим и отец его старшего брата заболели алкоголизмом. Из-за этого их отец испытывал сильную тревогу и приступы паники до такой степени, что подвергал своих сыновей физическому насилию. После жестокого избиения, оставившего шрам на верхней губе Питирима, Питирим в возрасте одиннадцати лет вместе со своим старшим братом решил, что он хочет быть независимым и больше не находиться под опекой своего отца.

В начале 1900-х годов, работая ремесленником и клерком, Сорокин учился в Санкт-Петербургском Императорском университете в Санкт-Петербурге , где он получил ученую степень по криминологии и стал профессором.

Сорокин был антикоммунистом . Во время русской революции был членом Партии социалистов-революционеров , сторонником Белого движения и секретарем премьер-министра Александра Керенского . После Октябрьской революции Сорокин продолжал бороться с коммунистическими лидерами и был несколько раз арестован новым режимом, прежде чем был приговорен к смертной казни . После шести недель тюрьмы Сорокин был освобожден и вернулся к преподаванию в Санкт-Петербургском университете, став основателем факультета социологии в университете. Поскольку он был лидером среди демократов, ведущих к русской революции, его искали силы Ленина после того, как Ленин укрепил свою власть.

Рассказы о деятельности Сорокина в 1922 году расходятся; он мог быть арестован и сослан советским правительством , или он мог месяцами скрываться, прежде чем сбежать из страны. После отъезда из России он эмигрировал в Соединенные Штаты, где он стал натурализованным гражданином в 1930 году. Сорокину лично попросили принять должность в Гарвардском университете , он основал факультет социологии и стал активным критиком. своего коллеги Талкотта Парсонса . Сорокин был ярым противником коммунизма , которого он считал «вредителем человека», и был депутатом Учредительного собрания России..

Сорокин был профессором социологии Миннесотского университета с 1924 по 1940 год, когда он принял предложение президента Гарвардского университета , где он продолжал работать до 1959 года. Одной из его учениц была писательница Майра Пейдж .

Типология культуры П. Сорокина

В процессе выстраивания типологии культуры П. Сорокин полностью следовал из достаточно обширного понимания культуры, включающего в себя как художественную культуру, так и прочие культурные области жизни и деятельности.

В качестве главного критерия, который был положен в основу типологии культуры у П. Сорокина, выступает особенность средства восприятия и освоения мира. Так, им было выделено два типа культуры, имеющих наиболее четкую поляризацию и преобладанием способов мировосприятия:

  • идеациональный;
  • чувственный.

Помимо этого П. Сорокин выделяет еще два промежуточных типа культуры:

  • смешанно-гармоничный, который еще называет идеалистический. Основным примером является культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;
  • смешанный, негармоничный – это эклектический тип культуры, примером которого является культура первого века нашей эры.

Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье. Данный культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда появляется наука, которая познает мир именно опытным путем. В данном случае опыт – основной компонент истины, вследствие чего рациональное познание абсолютизируется.

Сущность социологической теории Сорокина

Основные идеи ученый изложил в двухтомнике «Система социологии», единственной по-настоящему серьезной книге, изданной (с предсказуемыми последствиями) в России. 

В ней теоретическая социология подвергнута классификации (аналитика, механика, генетика, общество), введена научная методология анализа.

Социальное поведение и взаимодействие людей автор предлагает рассматривать в качестве модели как для группы, так и для общества. Выделяются организованные группы (с отчетливой иерархией) и неорганизованные. 

Сама группа делится на страты (слои в геологии) с определенным политическим или экономическим весом, профессиональным авторитетом.

Отрицается возможность существования общества без неравенства (стратификации). При этом не так важна организация, будь то демократия или тирания. Принципы расслоения, характер происхождения, практически одинаковы.

Для прогресса представляется важной нивелирующая неравенство социальная мобильность. Иначе говоря, доступность перемещения в иерархии внутри группы (горизонтальная), между группами (вертикальная).

Личная жизнь

Известно, что Константин Сорокин, личная жизнь которого всегда интересна зрителям, умел красиво очаровывать женщин, но при этом он всегда был верным и порядочным по отношению к ним

Считалось, что талантливый актер очень обходителен по отношению к дамам, и даже существовало мнение о том, что у него было повышенное внимание к ним

Отношения в браке у него не сложились. Но свою дочь он любил безумно. И несмотря на то что он был одинок, в новый брак он не спешил вступить.

Умер актер в середине мая 1981 года в Москве. Причиной его смерти стал инфаркт миокарда. Похоронен талантливый и известный актер Константин Сорокин тоже в Москве.

Источники [ править ]

  • Cuzzort, Р.П. и Кинг, EW (1995), Социальная мысль двадцатого века (5-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: издатели колледжа Харкорт Брейс.
  • Gambescia, C. (2002), Invito alla lettura di Sorokin . Рим, Италия: Edizioni Settimo Sigillo.
  • Джонстон, Б.В. (1995). Питирим А. Сорокин Интеллектуальная биография . Лоуренс, KS: Университетское издательство Канзаса.
  • Ниели, Рассел (2006). «Критик чувственной культуры: заново открывая гений Питирима Сорокина» . Обозреватель политологии . 35 (1): 264–379.
  • Юрий Дойков (2008–2009), Питирим Сорокин: Человек вне сезона — биография .
    • Vol. 1 (Архангельск, 2008. 432 с.)
    • Vol. 2 (Архангельск, 2009. 488 с.)
  • Дойков Юрий (2009), Питирим Сорокин в Праге , Архангельске. 146 стр.
  • Дойков Юрий (2009), Питирим Сорокин , Миннеаполис (Миннесота) — Архангельск. 184 стр.
  • Узланер Дмитрий; Штокл, Кристина (2017). «Наследие Питирима Сорокина в транснациональных союзах моральных консерваторов» . Журнал классической социологии . 18 (2): 133–153. DOI : 10.1177 / 1468795X17740734 . S2CID  148940943 .
  • Анджей, Сарнацкий (2017). «Упадок американской культуры ?: взгляд Питирима Сорокина на актуальность сексуальной революции» . Relacje Międzykulturowe . 2 (2): 105–120.
  • Джеффрис, Винсент (сентябрь 2005 г.). «Интегрализм Питирима А. Сорокина и публичная социология». Американский социолог . 36 (3–4): 66–87. DOI : 10.1007 / s12108-005-1017-х . JSTOR  27700434 . S2CID  35597227 .
  • Джонстон, Барри V (1987). «Питирим Сорокин и Американская социологическая ассоциация: политика профессионального общества». Журнал истории поведенческих наук . 23 (2): 103–122. DOI : 10.1002 / 1520-6696 (198704) 23: 2 <103 :: АИД-JHBS2300230202> 3.0.CO; 2-я .
  • Джонстон, Барри V (2016). «Питирим А. Сорокин (1889–1968): Пионер и изгой». Международная социология . 11 (2): 229–238. DOI : 10.1177 / 026858096011002005 . S2CID  144813413 .
  • Николс, Лоуренс Т (2005). «Интегрализм и позитивная психология: сравнение Сорокина и Селигмана». Католический обзор социальных наук . 10 : 21–40. CiteSeerX  10.1.1.503.9085 . DOI : 10.5840 / cssr2005102 .
  • Кротов, Павел (2012). «Исследования Питирима Сорокина в России в контексте нового раздела Американской социологической ассоциации об альтруизме, морали и социальной солидарности». Американский социолог . 43 (4): 366–373. DOI : 10.1007 / s12108-012-9166-1 . S2CID  144337991 .
  • Симпсон, Ричард Л. (1953). «Питирим Сорокин и его социология». Социальные силы . 32 (2): 120–131. DOI : 10.2307 / 2573709 . JSTOR  2573709 .
  • Узланер Дмитрий; Штокл, Кристина (май 2018 г.). «Наследие Питирима Сорокина в транснациональных союзах моральных консерваторов» . Журнал классической социологии . 18 (2): 133–153. DOI : 10.1177 / 1468795X17740734 . S2CID  148940943 .
  • Пономарева, Инна (ноябрь 2011 г.). «Питирим Сорокин: взаимосвязь его жизни и научной деятельности». Международная социология . 26 (6): 878–904. DOI : 10.1177 / 0268580910394003 . S2CID  143210241 .

Существенное влияние на влиятельных фигур [ править ]

Сорокин оказал влияние на историка Аллана Карлсона . Он согласился с Сорокиным и его неодобрением коммунизма. Карлсон также считал себя сторонником семьи и соглашался с мнением Сорокина о том, что наиболее идеальная среда для семьи — это жизнь в уединенных маленьких деревенских городках.

Сорокин также повлиял на сорок восьмого вице-президента Майкла Пенса , который процитировал его, защищая его неудавшееся постановление палаты представителей, поправку о защите брака в 2006 году, когда шли дебаты об однополых браках. Пенс заявил: «По мнению исследователей, брак имеет значение. Гарвардский социолог Питирим Сорокин обнаружил, что на протяжении всей истории социальный коллапс всегда происходил вслед за ухудшением состояния брака и семьи» .

Изображение Питирима Сорокина с женой и двумя сыновьями в 1934 году.

Формирование социальной концепции П. Сорокина

Биография ученого очевидно наложила отпечаток на его систему взглядов. Сказались раннее начало самостоятельной жизни и разностороннее образование.

Преподаваемые в семинарии церковные воззрения только пробудили жажду знаний. Год изучения связанных с медициной дисциплин не прошел даром. 

Общение с радикалами дало критичность мышления. С другой стороны, подробное знакомство с трудами создателей теоретической социологии внесло вклад в его научный подход.

Огромное влияние оказали воззрения Л. И. Петражицкого, специалиста по психологии общества и правоведению, доктора римского права. 

Депутат I-ой Государственной думы от партии кадетов, эксперт по земельным вопросам и аграрной реформе, по свидетельству современников, слабо читал лекции. Мешали польский акцент и отсутствие таланта оратора. 

Зато обоснованная экстравагантность выстроенной системы и упорядоченность мысли возбуждали всеобщий интерес.

Из психологической школы права учителя Сорокин сделал оригинальный вывод: деяние индивида преступно, если он сам его так идентифицировал. Идея в корне противоречит «старым» философам (Дюркгейм), считающим за криминал оскорбление «коллективного сознания».

Социолог критикует зависимое положение индивида, доминирование общества. Сложившаяся система наказаний и поощрений тормозит прогресс, в то время как человек, возможно, перерос в развитии традиции.

Право толкуется как защищаемые государством договоры, ограничивающие права личности только правами других людей. Расширение персональных возможностей является показателем развития цивилизации.

Вдохновение [ править ]

В 1910 году молодой Сорокин был потрясен смертью великого русского писателя Л.Н. Толстого.. В статье «Л.Н. Толстой как философ» (1912) он провел реконструкцию религиозно-нравственного учения Толстого, которое он рассматривал как философское представление стройной и логической системы (Сорокин, 1912: 80–97). Учение Толстого вышло за привычные рамки традиционной философии и превратилось в своего рода моральную философию, которая безмерно привлекала Сорокина. Он выделил структуру учения Толстого, обосновав его «традицией четырех великих философских проблем: сущности мира; природа эго; проблема познания и проблема ценностей »(Johnston et al., 1994: 31). По Толстому, Бог — основа нашего существования, а любовь — путь к Богу. Сорокин сформулировал основные принципы, лежащие в основе христианской этики Толстого: принцип любви,принцип ненасильственного сопротивления злу и принцип неприменения зла. Он придерживался этих принципов всю свою жизнь, что демонстрируется в ходе этой статьи.

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая). 

Социальную мобильность регулируют  социальные «ситы» («фильтры») и социальные «лифты» («каналы социальной циркуляции»). Так,  с помощью социальных фильтров  проводится  отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как  дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась  в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп: 

  • простые — объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение  людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный,  правовой и т.д.).

    Нужна помощь преподавателя?
    Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

    Описать задание