Рюрик: 6 главных тайн основателя руси

Оглавление

Ссылки

  • Рюрик — статья в Циклопедии

  Правители России

Древняя Русь  РюрикОлег ВещийИгорь I СтарыйОльга МудраяСвятослав I ХрабрыйЯрополк IВладимир I СвятойСвятополк I ОкаянныйЯрослав I МудрыйИзяслав IВсеслав I ЧародейСвятослав IIВсеволод IСвятополк IIВладимир II МономахМстислав I ВеликийЯрополк IIВсеволод IIИзяслав IIЮрий I Долгорукий
Владимирская Русь  Андрей I БоголюбскийВсеволод III Большое ГнездоКонстантин I МудрыйЮрий II ВладимирскийЯрослав ВладимирскийАлександр НевскийЯрослав ТверскойВасилий КостромскойДмитрий ПереяславскийАндрей ГородецкийМихаил ТверскойЮрий МосковскийДмитрий ТверскойАлександр Тверской
Московская Русь  Иван I КалитаСимеон I ГордыйИван II КрасныйДмитрий I ДонскойВасилий IВасилий II ТёмныйИван III ВеликийВасилий IIIЕлена ГлинскаяИван IV ГрозныйФёдор I БлаженныйБорис I ГодуновФёдор II ГодуновВасилий IV ШуйскийМихаил I РомановАлексей I ТишайшийФёдор III РомановЦаревна СофьяПётр I Великий
Российская Империя  Пётр I ВеликийЕкатерина IПётр IIАнна I СтрогаяЕлизавета IПётр IIIЕкатерина II Великая • Павел I • Александр I • Николай I • Александр II ОсвободительАлександр III Миротворец • Николай II • Временное правительство
Советская Россия  Владимир ЛенинИосиф СталинГеоргий МаленковНикита ХрущёвЛеонид БрежневЮрий АндроповКонстантин ЧерненкоМихаил Горбачёв
Современная Россия  Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев

Призвание варягов

Синеус и Трувор упоминаются лишь в «Сказании о призвании варягов» — данных в других письменных источниках о братьях первого русского князя нет. Это открывает широкие возможности в трактовке истории прихода Рюрика на Русь. Исследователи за последние века выдвинули несколько гипотез о происхождении основателя великокняжеской династии, и в зависимости от занимаемой ими позиции роль Синеуса и Трувора меняется: некоторые говорят, что эти герои ранней русской истории действительно существовали, другие же всерьёз сомневаются в их историчности.


В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. (Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896 г.)

Сюжет о призвании братьев на руководящие роли в государстве довольно распространён среди индоевропейских народов. Предания о приглашении правителей из других стран подчёркивали древность и легитимность той или иной династии, а сам лидер «делегации» зачастую прибывал на новые земли не один, а с родственниками, дабы укрепить влияние своей семьи. Некоторые исследователи указывают на подозрительное сходство истории, рассказанной в «Повести временных лет», и эпосе о первом короле Кента Хенгисте, который стал единоличным правителем после смерти братьев — так же, как и Рюрик.


Король Кента Хенгист. (wikipedia.org)

Этническая принадлежность варягов

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани (норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют скандинавское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное скандинавское влияние новых норманнских переселенцев.

В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

В российской досоветской историографии, варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.

О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Но кто же такой сам Рюрик?

О Рюрике, который пришёл княжить на Ладогу и стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией до XVI века, известно немного.

Жизнь Рюрика началась совсем не по-княжески. Он был сыном Годолюба, князя прибалтийского племени славян-рарогов. Это княжество включало в себя часть полуострова Ютландия, поэтому неудивительно, что впоследствии Рюрик получит прозвище Рюрик Ютландский. Имя Рюрика происходит от священного сокола Рарога, воплощения Огнебога-Семаргла. Кстати, геральдическим символом князей Рюриковичей являлся именно сокол.

Но князь Годолюб в 808 году был казнен датчанами при взятии города Рарога.

Матерью Рюрика была Умила, средняя из трёх дочерей Гостомысла, которые были выданы отцом замуж за князей-соседей.

После гибели отца и разрушения родного города, оставшемуся без родины Рюрику ничего не оставалось, как податься в «варяги», то есть, своего рода северное «береговое братство» искателей приключений на морских просторах.

В 843 году эскадра викингов-варягов основала свою базу на острове Нуартье, откуда стали совершать свои набеги на ближайшие населённые пункты: Бордо, Лиссабон и Севилью.

Рюрик к этому времени успел уже довольно освоиться среди варягов и даже выдвинуться в их первых ряды и стать одним из предводителей.

Вот тут и последовало приглашение на княжение из Новгорода.

Историография

Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах.

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.

В. Т

Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол

По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду.

Внешняя и внутренняя политика

Рюрик оказался очень хорошим политиком. Получив власть, он сумел не только удержать ее, но и объединить русичей и завоевать уважение. Его боялись. Не всем нравилось, что он пришел со своими людьми и поставил их управлять. Но это было правильным решением. Благодаря его деятельности в стране наступил порядок, закончились междоусобицы.

Объединение страны

Целью внутренней политики стала единая власть. Под его руководством разрозненные земли стали сильным Древнерусским государством. ОН подчинил себе Муром, Смоленск, Ростов и многие другие города. В них он построил крепости для защиты от нападений врагов. Рюрик ввел в стране справедливые суды. Закончилось беззаконие.

Рюрик смог сделать систему налогообложения. С ее помощью пополнилась казна. Деньги шли на развитие торговли, строительство городов, создание передовой по тем временам армии. Все земли платили одинаково. Князь самолично за этим следил.

Рюрик внес большой вклад в экономическое развитие страны. Купцы проложили новые пути. Рост товарооборота с другими странами привел к развитию страны и укреплению ее границ. Для торговли нужны были мед, меха, воск и другие товары. Поощрялось их производство.

В состав государства вошло много разных народов. К западным славянам присоединились восточные.

Отношения с другими народами

Рюрик начал свой путь на русской земли с ее защиты от набегов варягов. Он был талантливым военачальником и это ему удалось. В годы его правления никто не посягал на свободу Руси. Следующим его шагом стало расширение границ княжества. Уже через несколько лет он покорил финнов и начал создание мощной военной державы. В его руках был контроль над товарообменом между болгарами, арабами и скандинавами.

Пришедшие с Рюриком на Русь дружинники Аскольд и Дир через некоторое время попросились у него в поход на Царьград. Они осадили его и получили большую дань. По дороге домой увидели, какой красивый город Киев, и решили не возвращаться, став первыми киевскими князьями. Впоследствии они пытались захватить Новгородское княжество. Но Рюрик разбил их войска. А в дальнейшем сам пытался неоднократно напасть на Киев. Но ему не суждено было им завладеть

Жизнь Рюрика оборвалась в 879 году. У него остался законный наследник сын Игорь. В будущем он стал великим князем и продолжил славное дело, начатое отцом. Правление Рюрика было кратко, но дел, которыми он прославился, хватило бы на большую жизнь.

Русский Властелин колец

Одна из самых удивительных историй связана с другим правителем Гардарики по имени Сигрлами. Этот князь тоже был потомком самого Одина, жил в 4 веке. С него начинается одно из самых удивительных сказаний – «Сага о Хервёр», которая стала одним из источников для писателя Джона Толкина, автора знаменитого романа «Властелин колец».

Так вот, однажды русский князь вынудил двух гномов Двалина и Дурина сделать ему лучший в мире меч, который бы рубил железо как ткань, никогда не ржавел и доставлял победу в битвах и поединках. Гномы сделали ему меч, вот только сказали: «Меч этот будет убивать человека всякий раз, как его извлекут из ножен. Им будут совершены три позорных деяния. Он станет твоим убийцей». Повелитель Гардарики назвал меч Тюрфинг. Он носил его всегда при себе и одерживал победы в боях и поединках, но, в конце концов, предсказания гномов сбылось. Конунг Сигрлами погиб от своего же меча во время боя с берсерком.

Впрочем, этот меч еще не раз мелькнет в сагах. После череды приключений меч оказывается у короля готов Ангантюра. И тот с ним вступает в великую битву на Дунхейде (р.Дунай), в которой войско готов остановила бич божий – гуннов.

Согласно саге, меч из варяжской Руси сыграл чуть ли не главную роль в этой победе. Это он спас Европу от беспощадных гуннов, которые так и не смогли оправиться от поражения. Эта сага является ценным источником о древних конунгах Гардарики, поскольку основана на древнейшей устной традиции. Даже готские имена в ней сохранились в форме, вышедшей из обращения после 390 года. Во второй части саги описывается грандиозная битва гуннов и готов в стране Ойум, где также находилась столица готов Археймар. Сражение закончилось победой готов.

Попутно упоминается и еще одна любопытнейшая история. Еще одного князя Гардарики звали Хандван. Он был правителем города Дюна на Ладоге. Эту неприступную крепость враги смогли взять, лишь прикрепив горящие куски ткани к лапкам голубей, которые подпалили город. Причем это случилось задолго до княгини Ольги, именно так и отомстившей древлянам.

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»

Часть историков, например академик Б. А. Рыбаков, считают, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода с древнешведского слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что эти личные имена встречаются в скандинавских источниках.

Более поздняя (XIII—XIV век) «Новгородская первая летопись младшего извода» в целом повторяет версию призвания варяга Рюрика на княжение союзом славянских и финно-угорских племен.

Знаменитые слова послов — «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются только одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. В ПВЛ по Ипатьевскому списку на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», более того, ряде других списков (например в Новгородской Четвёртой летописи написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества.

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако неизвестно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X вв. русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» (см. Видукинд Корвейский), в которой бритты обращаются к 3 братьям саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. По его мнению, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов.

«Наряд»

Знаменитые слова послов «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ» понимаются как «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Выражение «наряда въ ней нѣтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. В ряде других летописей (например, в Новгородской четвёртой летописи) эта фраза читается как «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». «Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др.; «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением». «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора (ряда) с правителем; правитель должен рядить (править, управлять) по ряду, по праву (в соответствии с рядом — договором, и правовыми нормами).

Княжение

Княжение Рюрика началось с «призвания варягов» — добровольного акта племен, населяющих центр и север нынешнего Российского государства, позвавших Рюрика с братьями править их землями. Достоверность «призвания» иногда ставится под сомнение, и существует версия, по которой бравый викинг просто захватил Новгород, и местным жителям ничего не оставалось, как признать его власть.

Как бы то ни было, с 862 года разрозненными племенами (чудь, кривичи, меря, весь и ильменские словене) стал править один человек. Поначалу власть над землями поделили между тремя членами семьи, но вскоре в живых остался только старший брат Рюрик, ставший полноправным хозяином обширной территории. Она охватила Новгород, Изборск, Полоцк, Белоозеро, Муром и Ростов.

Памятник Рюрику

Известно, что не все коренные жители оказались довольными призванием иноземцев, а потому Рюрику приходилось подавлять смуты и избавляться от противников, в число которых входил Вадим Храбрый, восставший против нового князя в 864 году. О внутренней политике варяга, как и о политике внешней, факты не сохранились, поскольку первые летописи на Руси стали составляться потомками спустя полтора столетия после его смерти. А потому об эффективности реформ и походов Рюрика рассуждать не приходится.

По одной из версий, ко времени прихода варяга на престол еще и Новгорода не существовало, и город был построен позже неподалеку от Рюрикова городища — торгово-ремесленного и военно-административного центра Приильменья. Останки строения сохранились по сей день и представляют собой археологический памятник IX века, расположенный на 2 км южнее Великого Новгорода.

Биография первого русского князя

О биографии Рюрика нам известно очень мало. Дата и место его рождения неизвестны, а годы правления считаются 862-879. Рюрик явился на Русь не один. Его сопровождали два брата – Синеус и Трувор. Их дружины высадились в северо-восточной Руси и явились по приглашению в Новгород. Часто идут споры, в каком городе правил Рюрик. Есть мнение, что это Ладога – древняя столица северо-восточных славян. Однако, именно в Новгороде, приняв бразды правления, Рюрик и вошел в историю как первый русский князь.

Рис. 2. Призвание варягов.

Братьев своих он направил княжить в другие стратегически важные города. Сиенус принял власть в Белоозере, а в Изборске стал княжить Трувор.

Внутренняя политика князя была направлена на укрепление внешних границ государства, а также их расширению. За период своего княжения в состав Руси вошли Смоленск, Муром и Ростов. Рюриком осуществлялись попытки двинуться на юг, но дальше грабежей местных народов дела не дошло. Дружина Рюрика продвигалась до киевских земель. Со знаменитыми правителями Киева Аскольдом и Диром Рюрик подписывает мирный договор. И хотя Аскольд все равно пытался разграбить земли Рюрика, его дружина была разбита.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

Рюриком началось подчинение финно-угорских племен. Он отвечал за сохранение и протекцию Балтийско-Волжского речного пути, проложив путь «Из варяг в хазары», наладив торговые отношения между Скандинавией и арабами, которые проходили через его земли.

Умер он в 879 году в городе Ладога, оставив после себя на земле маленького сына, будущего князя Игоря.

Рис. 3. Князь Игорь.

Игорь был еще ребенком, когда умер Рюрик. До его взросления страной правил один из соратников Рюрика – Олег. Он присоединил к молодой стране Киев, перенес туда столицу и был известен походами на Византию. Игорь Рюрикович начал свое правление уже в роли Киевского князя.

Рюрик положил начало Российской монархии. О его ближайших потомках узнаем из схемы родословной.

Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:

Норманская теория — исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.

Славянские теории:

  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
  • Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).
  • В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
  • Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
  • Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье

Норманисты и антинорманисты

Споры о происхождении Рюрика появились из-за крайне скудных письменных свидетельств о родоначальнике русской княжеской династии. В «Повести временных лет» имя князя встречается лишь дважды — в сообщениях о его прибытии и смерти. Очевидно, что такой информационный вакуум рождает возможности всевозможных дискуссий, зачастую переходящих в откровенные спекуляции.

Варяги в Радзивилловской летописи, 15-й век. (ru.wikipedia.org)

Проблема Рюрика, столетия волнующая исследователей и общественных деятелей России, стала не только научным, но и политическим вопросом. Обсуждение происхождения первого русского князя является частью фундаментального спора «норманистов» и «антинорманистов», начавшегося в 18-м веке и связанного с именами крупнейших учёных, работавших в России: Михаила Ломоносова, Готлиба Байера, Герхарда Миллера и других.

Зачастую баталии на историческом фронте носили ярко выраженную политическую окраску: «норманистов» обвиняли в антипатриотизме, а «антинорманистов» — в излишней фанатичности. В последние десятилетия историки благодаря применению междисциплинарных подходов выдвинули более логичные гипотезы, касающиеся проблемы возникновения древнерусской государственности в целом и личности Рюрика в частности. Однако в непрофессиональном сообществе до сих пор существуют зачастую диаметрально противоположные мнения о том, кем же был первый русский князь и был ли он вообще.

Место личности князя Рюрика в истории России

Историческое значение князя Рюрика заключается в том, что именно он создал точку опоры для фундамента мощной тысячелетней державы. При нем восточнославянские земли на северо-востоке Европы начали объединяться под властью полноправного правителя. Рюрик начал устраивать иерархию на подвластных территориях, создавая предпосылки для формирования полноценной государственности в Древней Руси.

Личность князя Рюрика, пусть где-то и легендарная, имеет основополагающее значение для Российской истории. Приняв в чужих для него землях власть, князь Рюрик сумел удержаться на ее вершине, создав государство, котором его потомки, Рюриковичи правили более семи веков, а сама Россия существует уже свыше 1150 лет.

Кто такие варяги?

Российские историки считают, что варяги – один из скандинавских народов. Они могли быть балтийскими славянами, пруссами или финнами. Много скандинавских вещей найдено во время раскопок в Шестовице, Тимерово, Ладоге и других городах, считавшихся древнерусскими торговыми и ремесленными поселениями, а также в Чернигове, Киеве и Новгороде. Здесь же обнаружены скандинавские рунические символы. Некоторые древнерусские слова позаимствованы из древнескандинавского языка. Впоследствии Рюриком, Рогнелой, Рогволдом, Ольгой, Олегом, Ингварем, Игорем, Глебом и другими скандинавскими именами стали называть славян.