Электронная книга рассказы

Краткое содержание рассказов Шукшина

  1. Краткие содержания
  2. Шукшин
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Срезал
  • Обида
  • Даёшь сердце
  • Верую
  • Критики
  • Живёт такой парень
  • Ванька Тепляшин
  • Мастер
  • Алёша Бесконвойный
  • Микроскоп
  • Одни
  • Охота жить
  • Слово о малой Родине
  • Стенька Разин
  • Светлые души
  • Любавины
  • Энергичные люди
  • До третьих петухов
  • Стёпка
  • Дядя Ермолай
  • Чудик
  • Экзамен
  • Солнце, старик и девушка

Василий Шукшин – это известный русский актер и писатель. Он написал большое количество рассказов, главными героями которых являются самые обыкновенные люди: городские или сельские жители, колхозники, доярки, продавцы и другие. Язык его произведений прост и понятен каждому. Объемы рассказов небольшие, что делает их емкими и лаконичными. Рассказ «Светлые души» относится к числу таких работ этого писателя.

В русской литературе одной из основных направлений была деревенская проза. Среди писателей XX века ведущими писателями по данной теме были В.Астафьев, В Распутин, В Шукшин.

Особое место в ряду этих творцов занимал Василий Шукшин. Родившись в Алтайском крае, писатель сызмальства учился ценить землю и понимать труд сельского жителя. В своем творчестве Василий Макарович горделиво любовался самобытным человеком из народа, умеющим лихо трудиться и от всей души выражать свои чувства. Персонажи Шукшина естественны, могут резко и импульсивно реагировать на оскорбление человека человеком. Так, в произведении «Безымянный» Серега Безменов отрубает себе 2 пальца, узнав об измене супруги. Персонажи даже могут покончить жизнь самоубийством, потому что они не выдерживают унижения. Шукшин не показывает своих чудаковатых героев идеальными. Но он находит в каждом из них, то, что дорого ему самому. Главное, что отличало его творчество от других писателей, это, то, что он хотел донести до читателя образ русского земледельца с его истинным характером. Шукшин говорит, что земля для русского человека –это всё: и дом родной, и путь, и дом и источник жизни. Одним из таких творений являлся роман, посвященный Степану Разину «Я пришел дать волю», где образ Разина стал воплощением истинно русского человека, схожего чертами характера с современным. В своей прозе писатель смог показать крестьянина таким, каким он был на самом деле. И начинал он с описания своих земляков. Поверив в то, что человек со своим сильным характером может победить зло, писатель решил создать такие произведения, как «Калуза» и «Обида». Мы видим, как в рассказе «Обида» персонаж Сашка Ермолаев, окруженный житейскими столкновениями, начинает размышлять о природе человеческого хамства, равнодушия.

Писатель заставляет своих героев посмотреть на себя со всех сторон. Чаще всего предметом исследований становится надломленный человек. Так, в произведении «Калина красная» перед нами предстает картина трагической смерти Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызвать гнев, сострадание и размышление о человеческой жизни. Испытав отвержение и одиночество Прокудин возвращается к нормальной жизни. И вроде близкие люди его готовы поддержать, и он близок к исцелению. Однако судьба его трагична.

Перечитывая произведения Шукшина, мы видим, что писателя волновали проблемы народа от самых житейских до важных государственных. Будучи гражданином свой страны он доносил до читателя всю жизнь, характер, самобытную культуру русского народа.

Студенческие годы

В стремлении к достижению успеха на литературном поприще 25-летний сибиряк отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось, что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. У Шукшина публикаций не было. Тогда он решил пойти в вуз историко-архивный. Однако, по легенде, после случайного знакомства с земляком, легендарным кинорежиссером и педагогом Иваном Пырьевым, по его совету Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение. Подготовка Шукшина была слабой, но за сочинение под названием «Что делается во ВГИКе в эти дни» он сумел заслужить оценку «отлично». На устных же экзаменах вступительную комиссию возмутило его признание в том, что он не читал «Войну и мир» (по другой версии – «Анну Каренину»).


Василий Шукшин в студенчестве (первый курс ВГИКа)

Но бойкий паренек из глубинки объяснил, что ему было недосуг читать такие толстые книжки: надо было колоть и складировать дрова, топить печь, чтобы детишки не замерзли в школе. Благодаря искренности и простоте его якобы тут же приняли в престижнейшее учебное заведение (где конкурс был больше ста человек на место). Как бы там ни было, он стал студентом мастерской Михаила Ромма, настоявшего на приеме молодого таланта.

Примечательно, что мэтр взял к себе тогда и другого знакового режиссера тех лет – Андрея Тарковского. По слухам, первоначально их обоих не хотели брать в институт: нелепого алтайского самородка – за то, что был «больно уж дремуч», а Тарковского – за то, что «слишком много знал». Эти две неординарные противоположности якобы впоследствии конкурировали. В итоге Василий стал поистине народным творцом, а Андрей – иконой мирового артхауса.

На втором году обучения Шукшин дебютировал как актер в центральной роли Оле Андресона в учебной киноленте Андрея Тарковского «Убийцы», поставленной по одноименному произведению Хемингуэя. Кроме этого, он сыграл небольшую, эпизодическую роль матроса в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон».


Кадр из фильма «Убийцы»

В тот же период Шукшин стал членом КПСС, скрыв сведения об аресте и расстреле отца. В анкетах на вопросы о родственниках он всегда указывал только мать, ее второго мужа и сестру. Но в 1956 Шукшина-старшего реабилитировали посмертно, и Василий очень переживал из-за того, что всегда стыдился, как выяснилось, ни в чем не повинного отца.

В 1957 Марлен Хуциев (якобы по совету того же Тарковского) пригласил Шукшина поработать над картиной «Два Федора», где повествовалось о вернувшемся с войны солдате и его тезке мальчишке-беспризорнике. Вначале сибиряк был ассистентом режиссера, но в итоге оказался утвержденным и на ключевую роль. Премьеру ленты Шукшин чуть не пропустил, будучи задержанным милицией (он часто хулиганил и ввязывался в драки, так что его нередко забирали в участок). Спас ситуацию режиссер, уговоривший представителей закона отпустить талантливого дебошира.


Василий Шукшин в молодости

После премьеры критики о, душевность и жизненную убедительность игры начинающего актера. Шукшина стали активно приглашать сниматься в кино. В 1959 он появился в главной роли рабочего Андрея Низовцева в киноповести «Золотой эшелон», спустя год – в картине «Простая история», где сыграл молодого мужика Ивана Лыкова, затем предстал в образе председателя колхоза в драматичной ленте «Когда деревья были большими», участвовавшей в кинофестивале в Каннах.


Василий Шукшин в фильме «Когда деревья были большими»

В 1959 Шукшин сдал выпускные экзамены, но диплом не получил, так как из-за постоянной занятости на съемках не закончил итоговую работу. Но в 1960 его дипломная короткометражка о работе алтайского райкома партии в жаркий период летней страды «Из Лебяжьего сообщают» была готова. Он выступил в ней не только в качестве режиссера, но и автора сценария и исполнителя одной из ключевых ролей, заслужив оценку «отлично». «Из Лебяжьего сообщают». Дипломная работа Василия Шукшина

Шукшин-кинорежиссер

Несмотря на то что карьера актера складывалась очень успешно, он мечтал создать свою картину. Шукшин, творчество которого многогранно, снимает кинокартину «Из Лебяжьего сообщают», где он реализовал себя и как актер, и как сценарист, и как режиссер. Но критики посчитали этот фильм скучным, поэтому он не был воспринят восторженно.

Следующим его фильмом стала кинокартина «Живет такой парень», который был снят по шукшинским рассказам. Главную роль в этой кинокартине играет известный актер Леонид Куравлев, который обучался на одном курсе в театральном институте с Василием Шукшиным. Эта работа понравилась зрителям, имела огромный успех, и критики высоко оценили творческую манеру Василия Макаровича.

В основном режиссера и актера Василия Шукшина, фильмы которого регулярно показывают по всем телевизионным каналам, интересует простой человек, который трудится с утра и до ночи, но проявляет свой непростой характер, свое мужество и выдержку, как только попадает в сложную ситуацию. Сам актер Шукшин легко может преобразиться в своего героя. Его режиссерский стиль проявляется не только в простодушии, но и в сдержанности.

Очень краткая биография (в двух словах)

 
Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Отец — Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), колхозник. Мать — Мария Сергеевна Попова (1909 — 1979). В 1943 году окончил школу и поступил в техникум, который бросил через два с половиной года. В 1949 году был призван служить в Военно-Морской флот, но в 1953 списан из-за язвы. В 1960 году окончил ВГИК (режиссёрское отделение). В 1963 году опубликовал первую книгу — «Сельские жители». Долгие годы работал режиссёром на киностудии имени Горького. В 1974 году снялся в фильме «Калина красная». Имел 4 жён, несмотря на то, что с первой женой не развёлся. Умер 2 октября 1974 года в возрасте 45 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Основные произведения: «Калина красная», «А поутру они проснулись», «Чудик», «Срезал», «Любавины», «Боря», «Залётный» и другие.
 

Биографии других писателей и поэтов

Василий Шукшин — писатель, режиссер и актер. Досье

Шукшин Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. В 1933 г. его отец, Макар Леонтьевич, был расстрелян во время коллективизации (реабилитирован в 1956 г.). После ареста отца и до совершеннолетия носил девичью фамилию матери — Попов.

С 1945 по 1947 гг. учился в Бийском автомобильном техникуме, но не закончил его.

В 1947-1949 гг. — слесарь, разнорабочий на заводах в Калуге и Владимире.

В 1949 г. был призван в армию, служил на флоте. В 1953 г. — комиссован в запас из-за язвы желудка. После возвращения в родное село сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Работал учителем в Сросткинской школе сельской молодежи, некоторое время был ее директором.

В 1954 г. поступил на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии (ВГИК).

В 1956 г. в фильме режиссера Сергея Герасимова «Тихий Дон» сыграл свою первую эпизодическую роль. В 1958 г. снялся в главной роли в картине Марлена Хуциева «Два Федора».

В 1960 г. окончил ВГИК (мастерская Михаила Ромма). В качестве дипломной работы представил фильм «Из Лебяжьего сообщают», где выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

В 1958 г. в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге», в 1963 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник — «Сельские жители».

С 1963 г., почти десять лет, был режиссером киностудии им. М. Горького.

На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Картина вышла на экраны в 1964 г. Удостоена первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции — «Золотой лев Святого Марка».

В 1965 г. был принят в члены Союза писателей СССР. В том же году начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР.

В конце 1972 г. перешел работать на киностудию «Мосфильм».

Среди его основных ролей в кино: Низовцев в фильме «Золотой эшелон» режиссера Ильи Гурина (1959), Ванька Лыков в «Простой истории» Юрия Егорова (1960), председатель колхоза — «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова (1962), Степан Ревун — «Аленка» Бориса Барнета (1962), Роман Кошкин — «Любовь Яровая» Владимира Фетина (1970) и др. В сериале режиссера Юрия Озерова «Освобождение» (1968-1971) исполнил роль маршала Конева.

В некоторых картинах выступал как сценарист и режиссер: «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1971). В 1972 г. в своем фильме «Печки-лавочки» сыграл Ивана Расторгуева.

Был автором сценариев к фильмам: «Ваня, ты как здесь?» (1969, телеспектакль), «Пришел солдат с фронта» Николая Губенко (1971), «Земляки» Валентина Виноградова (1974), «Позови меня в даль светлую» Германа Лаврова и Станислава Любшина (1977).

В 1973-1974 гг. снял свой последний фильм «Калина красная», где вновь был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли (Егор Прокудин). Картина получила несколько призов российских и зарубежных кинофестивалей. По опросу журнала «Советский экран», «Калина красная» была признана лучшим фильмом 1974 г., а Василий Шукшин — лучшим актером года.

В июне 1974 г. в Ленинградском Большом драматическом театре состоялась премьера его пьесы «Энергичные люди» в постановке Георгия Товстоногова.

Автор романов «Любавины» (1965), «Я пришёл дать вам волю» (1971). сборников рассказов «Там, вдали» (1968), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974) и др. произведений.

2 октября 1974 г. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1971, за роль Василия Черныха в фильме «У озера»). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1969, за сценарий и режиссуру фильма «Ваш сын и брат»). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Первой супругой Василия Шукшина была его односельчанка Мария Шумская, второй — актриса Лидия Александрова. В браке с актрисой Лидией Федосеевой родились две дочери: Мария (1967 г.) — актриса, Ольга (1968 г.) — работает в церкви. Также в 1965 г. у Василия Шукшина и Виктории Софроновой (дочь писателя Анатолия Софронова) родилась дочь Катя.

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, в селе Сростки, Алтайская государственная академия образования, Алтайский краевой драматический театр, ледник на горе Белухе в Горном Алтае. В честь артиста назван астероид 2777 (лат. Shukshin, 1979). С 1976 г. на его родине, в селе Сростки, ежегодно проводятся Шукшинские чтения.

Смерть писателя и актера

На съемках киноленты «Они сражались за Родину» неожиданно для всех умер Василий Шукшин. Причина смерти остается неразгаданной до сих пор. Перед этим известный актер страдал от болей в желудке. Приступы язвенной болезни порой его мучили настолько сильно, что он ходил совершенно бледный. Это видели и другие актеры, которые были задействованы в этих съемках.

Существует и другая версия его смерти. До рождения дочерей Василий Макарович сильно увлекался алкогольными напитками. Не желая портить жизнь дочерям, он навсегда завязал с этой пагубной привычкой. Но именно алкоголь и убил звездного режиссера и актера.

Жена актера Шукшина не верит, что смерть ее мужа была естественной. Лидия Федосеева-Шукшина придерживается версии о том, что Шукшина все-таки отравили. Несмотря на то что очевидцев было много, никто не пожелал рассказать правду. А Лидия Николаевна вспоминала, что в последнее время ее супруг чувствовал угрозу и несколько раз ей говорил о том, что находится в опасности и может что-то случиться.

Эту же версию супруги Шукшина поддержал и Сергей Бондарчук, который рассказал, что накануне съемок в киноленте «Они сражались за Родину» известный актер Василий Шукшин прошел полное обследование в Кремлевской больнице, но врачи никаких патологий не выявили. Режиссер Бондарчук предполагал, что в каюту теплохода, куда вечером после тяжелого трудового дня отправился отдыхать Василий Макарович, могли пустить «инфарктный» газ, который смертельно воздействует не человека и не оставляет никаких следов.

Но все-таки официальной версией считается сердечный приступ из-за того, что слишком напряженный рабочий график был у актера Шукшина. Тем более что после съемок в своем кинофильме он даже не отдохнул, поддался на уговоры и согласился сниматься в киноленте «Они сражались за Родину».

В Москве на Новодевичьем кладбище 7 октября 1974 года талантливого актера, режиссера, писателя и сценариста Василия Макаровича Шукшина похоронили. На его похороны пришло много народа, и каждый старался оставить на его могиле веточку красной калины. Известный музыкант Владимир Высоцкий специально для талантливого актера напишет песню «Памяти Василия Шукшина».

Как вспоминает супруга Василия Шукшина, ее муж считал в последнее время, что ненависти в обществе стало больше. И чтобы вспомнили о добре и перестали ненавидеть друг друга, он творил чудесные литературные и кинематографические произведения. Теперь на этой могиле установлен памятник Василию Шукшину, который навсегда останется со своим зрителем и читателем в своих кинофильмах и рассказах.

Общественная позиция

Мария Васильевна известна активной гражданской позицией: персональные соцсети, в том числе и «Инстаграм», она не использует для демонстрации снимков в купальнике. Здесь актриса размещает важные для себя видеоролики и посты, посвященные актуальным темам. Например, неоднократно она поднимала вопрос о конституции и поправках к ней, в которых, по ее словам, мало конкретики.

В феврале 2020 года Мария выступила с поддержкой открытого письма Елены Сафоновой к президенту России по вопросу принятия закона о животных. По мнению творческой интеллигенции, в его строках содержатся положения, которые сводят на нет многолетние усилия волонтеров и зооактивистов по защите прав животных.

Летом Шукшина и ряд ее коллег выступили с обращением к Владимиру Путину с просьбой предотвратить создание единого федерального регистра, содержащего оцифрованную информацию о гражданах страны. Ролик был размещен на видеохостинге «Ютьюб» с хештегом #мынецифры. Деятели культуры назвали новую законодательную инициативу попыткой установить в стране цифровой концлагерь.

Заботят артистку не только вопросы политики: в июле 2020 года Шукшина обратилась к россиянам с речью о предстоящей вакцинации против коронавирусной инфекции, которую расценивала как попытку чипизации населения.

Мария Шукшина и Михаил Ефремов

Немногим позже она организовала круглый стол, на котором прошли обсуждения вопросов, касающихся вируса. На собрании присутствовали эпидемиологи, затронувшие тему стандартов оценки безопасности прививок.

Мария Шукшина разделяла взгляды религиозного деятеля Сергия Романова, который 3 июля был низвергнут из сана схиигумена судом Екатеринбургской епархии. Через 4 дня мировой суд признал Сергия виновным в нарушении части 9 статьи 13.15 КоАП за отрицание коронавирусной инфекции. Священника обязали выплатить штраф в размере 90 тыс. руб. Для встречи со схимонахом артистка вылетела в Среднеуральский женский монастырь.

Мария создала ютьюб-канал, куда выкладывает ролики о детях, находящихся на попечении в монастыре, а также о его насельницах. Одним из первых видео стал документальный фильм «Тайные скиты», который знаменитость сняла в качестве режиссера. Для его создания артистке пришлось совершить поездку в дальний скит монастыря, где круглогодично живут несколько монахинь. Встреча прошла в теплой атмосфере, несмотря на бытовые сложности и трудную дорогу. На канале Марии появляются и интервью самого Сергия Романова.

Кроме того, Шукшина не могла остаться в стороне от ДТП с участием Михаила Ефремова. Артистка осудила семью погибшего по вине артиста водителя. По ее словам, родственники Сергея Захарова поступили неискренне, поспешив после похорон в студию ток-шоу «Пусть говорят». Она призвала родных погибшего пережить свое горе в церкви.

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной. 

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Василий Шукшин и Леонид Куравлев

Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора — Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен. 

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлёв. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.

Василий Шукшин на съемках

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.

Василий Шукшин в фильме «Калина красная»

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).

Василий Шукшин в фильме «Печки-лавочки»

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

Василий Шукшин за работой

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».