Русский музей александра третьего: рождение жемчужины

Оглавление

Строительство Русского музея

Михайловский дворец, позднее переименованный в «Русский музей», – уникальный архитектурный памятник позднего классицизма и русского ампира. Он был построен по замыслу императора Павла I для младшего сына Михаила, которому не суждено было взойти на престол.

Сразу после рождения сына Михаила Павел I велел собрать в казну сумму, необходимую для строительства грандиозного дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, мог жить по-царски». 24 марта 1801 года императора Павла убили в его собственной резиденции, и строительство дворца было отложено на неопределённый срок.

Великий князь Михаил Павлович

О задумке отца вспомнил император Александр I, и в 1819 году в самом сердце города на Неве, был заложен первый камень здания.

Для исполнения воли своего отца Александр I пригласил знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, который начал работать над проектом здания в 1817 году. Спустя два года Росси представил императору грандиозный проект дворцового комплекса, состоящий из центрального корпуса, двух боковых флигелей, дворцовой площади, двух улиц и сада с видом на Марсово поле.

Летом 1819 года на месте снесённых оранжерей и парников начались строительные работы. Для большей торжественности в фундамент здания был заложен серебряный ковчег

Строительство велось медленно и очень осторожно по причине оседания топкого грунта. По той же причине все работы производились только в летнее время года

В 1823 году строительные работы были закончены, и в самом центре города появился уникальный дворцовый комплекс, который был виден с Невского проспекта. В этом же году император Александр I подписал указ, согласно которому дворец был пожалован великому князю Михаилу «в вечное и потомственное владение». По официальным данным на возведение дворцового комплекса было потрачено почти 7 6 00 000 миллионов рублей. Из этой суммы только три миллиона были потрачены на строительство, а остальные средства – на отделку интерьера.

Филиалы Русского Музея

  • Михайловский (Инженерный) замок, архитектор В. Бренна
  • Мраморный дворец, архитектор А. Ринальди
  • Строгановский дворец, архитектор Растрелли
  • Летний сад, Михайловский сад и зелёные территории музея

Малага, Испания

25 марта 2015 года в городе Малага (Испания) открылся первый европейский культурно-выставочный центр (филиал) Русского музея, договор о создании которого был подписан между Русским музеем и мэром Малаги в мае 2014 года.

Культурно-выставочный центр Русского музея расположен в выставочных помещениях центра «Табакалера», в здании бывшей табачной фабрики. Общая площадь предоставленных помещений составляет 2300 м2. Специально для его открытия в центре проводилась реконструкция, целью которой стало переоборудование второго этажа.

В состав Культурно-выставочного центра Русского музея в Малаге входят несколько выставочных залов, помещения для монтажа и реставрации экспонатов, просмотровые залы, кафе, магазины, а также «Электронный Русский музей (Виртуальный филиал)» — образовательно-просветительский комплекс с использованием новейших электронных технологий. В рамках работы филиала ежегодно будут экспонироваться три выставки: одна «постоянная» (до 9 месяцев) и две временные (максимально по 6 месяцев каждая).[значимость факта?]

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Что есть музей

Сегодня Государственный Русский музей (ГРМ) – это целый комплекс зданий и территорий, который сложно подробно описать в нашей ознакомительной статье. Но попробуем рассказать о некоторых из них. Главные составные части ГРМ таковы:

1. Михайловский дворец. Так и остался основным выставочным комплексом.

2. Корпус Бенуа. Построен в 1914-1920 годы по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, здесь размещены павильоны Академии художеств.

3. Михайловский замок. Его помещения только в 1994 году переданы Русскому музею. Сегодня замок – филиал музея, в залах работают постоянные экспозиции, проводятся экскурсии.

4. Мраморный дворец. В 1922 году передан Русскому музею и стал его филиалом. Здесь разместилась выставка «Иностранные художники в России XVIII – первой половины XIX века» Здесь постоянно проходят выставки современных зарубежных и российских мастеров.

5. Строгановский дворец. В распоряжении Русского музея с 1988 года. В настоящее время в нем идут реставрационные работы. По окончании здесь откроется постоянная экспозиция, посвящённая русским коллекционерам XVII-XIX веков.

В комплекс ГРМ входят также «Домик Петра I», Летний сад, Летний дворец Петра I, Кофейный домик, Чайный домик, Михайловский сад, Инженерный сад и другие объекты.

Все годы после открытия Русский музей продолжал развиваться, пополняться новыми экспонатами. Тяжёлым испытанием стали для работников музея годы Великой Отечественной войны. Часть коллекции была эвакуирована в Пермь, а то, что не удалось вывезти, бережно сохранялось в блокадном Ленинграде. Уже 9 мая 1946 года музей вновь открыл свои залы для посетителей.

ГРМ – это обширный комплекс, обрамляющий пространство русского искусства. Это и коллекция, и знаменитый реставрационный центр, и научно-исследовательский институт. Ежегодно экспонаты музея путешествуют по разным музеям мира, а сам он принимает коллекции из других хранилищ мира.

История

Идея создания Русского музея принадлежит императору Александру III, а реализация проекта — Николаю II. Указ об основании учреждения был подписан в 1895 г., а в 1898-м состоялось его торжественное открытие. К этому моменту поступило из Академии художеств, Эрмитажа, пригородных дворцов и частных коллекций.

В дальнейшем экспозиции пополнялись за счет ассигнованных средств и пожертвований. После Октябрьской революции в Русский музей поступило огромное количество национализированных произведений искусства. В период ВОВ самые ценные экспонаты были эвакуированы, остальные — законсервированы и спрятаны в подвалах.

Сегодня музейная структура представлена несколькими отделами, в том числе научным, реставрационным, информационным, методическим и т. д.

Сады

В дворцово-парковый комплекс Русского музея входит два сада — Летний и Михайловский. Их общая площадь, включая дворцовые курдонёры, составляет около 30 га. Парковые зоны были окончательно оформлены в XXI веке.

Ежегодно на территории дворцово-паркового комплекса проводится масштабный фестиваль «Императорские сады России».

Летний сад разбили в 1704 году по указу Петра I. Над его проектом работали русские, итальянские и голландские ландшафтные архитекторы. Император лично рисовал первоначальный план сада, не раз вносил исправления в проект голландца Я. Роозена и с пристрастием курировал обустройство парковой зоны. Последняя комплексная реконструкция была проведена в 2009–11 гг., а в 2012-м Летний сад открылся для посетителей. На его территории расположено несколько объектов.

Более подробно — в нашей статье.

Летний сад, Вячеслав Вертьянов

Михайловский сад является одним из уникальных парков, в границах которых органично объединены разные ландшафтные стили. Он создавался по заказу Петра I архитектором Лейблоном в начале XVIII века, а в начале XIX-го — был перепланирован по проекту Росси. После Октябрьской революции парк передали в общественное достояние. Здесь построили эстрадные подиумы, развлекательные павильоны, детские и спортивные площадки. Масштабная реконструкция была проведена в 2001–07 гг.

О Михайловском саде — на нашем сайте.

Бесплатное посещение

Бесплатные билеты для граждан

Право бесплатного посещения музея предоставляется следующим категориям граждан (льгота не распространяется на услуги по экскурсионному обслуживанию):

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы;
  • Члены многодетных семей;
  • Дети дошкольного возраста

Для детей до 7 лет

  • Для детей дошкольного возраста бесплатный вход в музей и экскурсионное обслуживание предоставляется бесплатно.
  • Льгота не распространяется на услуги музейно-просветительских программ для данной категории посетителей (экскурсии, лекции, мастер-классы).

История создания

Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении Русского музея в Санкт-Петербурге. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Михайловский дворец был построен в 1819–1825 гг. архитектором К. Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца — П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В. Свиньиным.

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 — начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В неё входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов и Айвазовский.

Разные перемены и переименования музея

В связи с усилением идеологического давления на культуру страны в конце 1920-х годов была закрыта экспозиция в особняке Карловой, в 1930 году упразднили отдел «Музей Старого Петербурга», ликвидировали экспозицию в доме Серебряниковых. В 1931 году Музей Города переименовали в «Музей социалистической реконструкции города». Спустя 2 года он стал «Музеем-выставкой строительства и городского хозяйства».

В Аничковом дворце открылась постоянная выставка строительных материалов, конструкций и архитектурных проектов. В 1935 году здание музея было передано Всесоюзной пионерской организации для размещения Дворца пионеров. Коллекцию и архив музея перевезли на хранение в подвалы Училища технического рисования барона Штиглица в Соляном городке.

В 1938 году музей снова переименовали и он стал называться «Музей истории и развития Ленинграда». Его экспонаты были размещены в особняке Румянцева на набережной Красного Флота, 44. Началась работа по подготовке новой экспозиции, которая открылась лишь в 1949 году. Позднее музей ещё дважды переименовывался.

В 1951 году он стал «Музеем архитектуры Ленинграда», с 1953-го — «Государственным музеем истории Ленинграда», который более 30 лет возглавляла педагог по образованию Людмила Николаевна Белова, Заслуженный работник культуры РСФСР с 1965 года. При её непосредственном участии Музей истории Ленинграда в 1950-е — 1980-е годы продолжал и развивал традиции петербургского музейного дела, сложившиеся в начале ХХ столетия.

Музею истории Ленинграда был передан комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы. За годы работы Беловой музей фактически был создан заново.

История коллекции

Коллекция стремительно росла. Уже через десять лет существования музея она увеличилась в два раза. Произведения приобретались на средства из государственного бюджета, специально выделенные для этой цели. Также музей принимал финансовые пожертвования, которые, согласно императорскому указу, расходовались на пополнение коллекции.

В послереволюционное время собрание музея стало увеличиваться еще быстрее. В него поступало большое количество национализированных произведений искусства. В 20-е годы XX века была открыта новая экспозиция, в которую вошли работы авторов того периода времени.

В середине 20-х годов музейное собрание уже насчитывало три тысячи шестьсот сорок восемь картин. На этом стремительный рост коллекции не закончился: произведения искусства в огромном количестве продолжали поступать в музей. Возникла необходимость расширения экспозиционных площадей, что и было сделано в 30-е годы XX века.

В начале 40-х годов, в военное время, большая часть музейного собрания была эвакуирована в Пермь (тогда этот города носил название Молотов). Было вывезено более семи с половиной тысяч экспонатов, являвшихся наиболее ценной частью музейного собрания. Оставшиеся произведения искусства были тщательно упакованы и размещены в подвальных помещениях здания. Ни один из этих экспонатов не пострадал. Эвакуированные произведения искусства по окончании войны также были благополучно возвращены в музей. В первый же послевоенный год открылось несколько новых экспозиций. С середины 50-х годов XX века пополнение музейного собрания стало проводиться в соответствии с определенным планом, оно лишилось всякой спонтанности и хаотичности, став более целенаправленным.

В начале XXI века территория музея вновь расширилась: ее частью стал Летний сад вместе с находящимися в нем зданиями и мраморными изваяниями (в саду насчитывается более девяноста скульптур).

[править] Литература

  • Гусев В. А., Леняшин В. А. Ленинградскому изобразительному искусству шестьдесят лет/ Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Кий И. К. Русский музей. Л.: Лениздат, 1987.
  • Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. Бремен: Edition Temmen, 1994.
  • Живопись первой половины XX века (А—В) / Государственный Русский музей. СПб.: Palace Editions, 1997.
  • Живопись первой половины XX века (Г—И). СПб.: Palace Editions, 2000.
  • Портрет в России. XX век. Альманах. Вып. 10. СПб/: Palace Editions, 2001.
  • Путь к победе. Произведения из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций, созданные в годы Великой Отечественной войны. СПб.: Palace Editions, 2005.
  • Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. / Альманах. Вып.140. СПб: Palace Editions, 2006.
  • Леняшин В. А. «…Что-то среднее меж песней и судьбою». От портрета к автопортрету / Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. / Альманах. Вып. 140. СПб.: Palace Editions, 2006.
  • Живопись первой половины XX века (Л, М) / Альманах. Вып. 331. СПб.: Palace Editions, 2011.
  • Живопись первой половины XX века (Н-Р) / Альманах. Вып. 404. СПб: Palace Editions, 2013.
  • Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.

Преображение в Русский музей

После смерти великокняжеской четы, здание дворца по завещанию перешло к их детям. Оставленное без внимания и ухода, оно начало ветшать. Многие ценные вещи безвозвратно исчезли, а роскошные залы стали сдаваться в аренду различным курсам, обществам и институтам.

Бюст Александра 3 в Русском музее

Видя плачевное состояние здания, император Александр III  принял решение выкупить его. Будучи большим ценителем искусства, он собирал полотна русских художников и лелеял мысль о создании музея. К тому же в Зимнем дворце на тот период скопилось такое количество картин, что хранить их стало попросту негде. Было принято решение о приобретении здания под нужды музея, и в 1895 году царская казна выкупила дворец за 4 миллиона рублей. По условиям сделки прежние хозяева могли забрать себе предметы и детали убранства, связанные с историей их семьи.

К тому времени, как дворец перешёл во владение казны, от его изысканного убранства уже практически ничего не осталось.

После кончины Александра III, по распоряжению нового императора Николая II в 1895 году был издан указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Для Михайловского дворца началась новая жизнь.

Под руководством архитектора В. Ф. Свиньина, его залы стали перестраивать под нужды музея. В создании «Русского музея» приняли активное участие многие передовые деятели искусств того времени такие, как Л. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. П. Брюллов, С. П. Боткин. Более десятка уникальных полотен портретной живописи были переданы в музей наследниками князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского. Собрание рисунков акварельной живописи подарила музею княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

По установленным правилам, предметы искусства, которые попали в музей, должны были оставаться там навеки. Никто не мог их забрать или передать кому-либо.

Официальное открытие музея

7 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III был торжественно открыт. Первоначально музей занимал 37 залов и насчитывал 1880 единиц хранения. На тот момент это было крупнейшее собрание русской живописи и скульптуры. В настоящее время фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов.

Концерт в Академическом зале Михайловского дворца

[править] Ссылки

Обзорные статьи Изобразительное искусство Ленинграда • Ленинградская школа живописи • Живопись ленинградской школы в музейных собраниях • Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда • Портретная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда • Выставки изобразительного искусства Ленинграда • Ленинградские маркисты • Импрессионизм и проблемы картины • Городской пейзаж в изобразительном искусстве Ленинграда 
Творческие объединения Ленинградский Союз художников • АХРР • Общество «Круг художников» • ИЗОРАМ (изомастерские рабочей молодёжи) • Боевой карандаш • Группа «Мастера аналитического искусства» • Общество художников-индивидуалистов • Общество художников имени А. И. Куинджи • Община художников • Петербургское отделение АИС 
Учебные заведения Институт им. Репина • ЛВХПУ им. Мухиной • Ленинградская СХШ • Училище им. Н. К. Рериха 
Выставки, предприятия
и организации
ГИНХУК • Дом творчества «Старая Ладога» • Дом творчества «Академическая дача» • Ленинградский завод художественного стекла • Ленизо • Ломоносовский фарфоровый завод • ЦВЗ «Манеж» • Завод «Монументскульптура» 
Книги Ленинградская школа живописи. Очерки истории • Петербургские искусствоведческие тетради • Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа • Страницы памяти. Справочно-биографический сборник • Ленинградская пейзажная школа 1930–1940–е годы

[править] Наука

Русский музей является признанным научным центром музейной деятельности, координирующим эту работу в масштабах российского музейного сообщества. В 1970-е годы музей одним из первых в СССР получил статус научно-исследовательского учреждения. Уровень проводимых научных исследований в Русском музее обеспечивает высокопрофессиональный состав сотрудников, среди которых значительную часть составляют доктора и кандидаты наук.

Основными результатами научной деятельности музея являются публикации, сборники научных трудов его сотрудников, каталоги выставок и музейных фондов.

Музей располагает аспирантурой, в которой ведётся подготовка по специальности «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура — 17.00.04». До 2019 года при музее действовал совет Д 210 003 01 по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 17. 00. 04 — «изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура».

При музее работает научная библиотека, фонды которой насчитывают свыше 170 тысяч единиц хранения. Ежегодно фонды библиотеки пополняют примерно 1,5 тысячи изданий. В штатах библиотеки 10 человек.

Даты основания и День рождения музея

Датой основания Российского этнографического музея считается 1895 год, когда под руководством Самуила Дудина был образован отдельный этнографический отдел при Русском музее.

Учредителем этнографического отдела Русского музея считается Николай II, а инициатором открытия стал путешественник, этнограф, художник Самуил Дудин. Однако для свободного посещения всех желающих музей был открыт лишь в 1923 году.

Всё же днём рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 23 января 1902 года. Именно в тот год он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 25 апреля 1895 года указом императора Николая II.