Александр андреевич иванов, картины и биография

Оглавление

Явление Христа народу (1837-1857)

Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.

В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.

Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор.  Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:

Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.

На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.

Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ.  Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.

Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.

В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.

Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.

Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.

Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь

На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.

Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.

Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.

Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».

Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:

В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.

Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:

В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:

Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.

Детство и юность

Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.

В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца.  Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.

Работы молодого художника были настолько совершенны, что преподаватели сомневались, пишет ли он самостоятельно, без помощи отца. Картины на сюжеты греческой мифологии отличались необычной для академического стиля эмоциональностью изображения героев.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)

Это полотно стало очередным отчетом для ОПЗ за два дополнительных года проживания в Италии. За него художник получил звание академика.

На картине представлена евангельская история явления Христа после смерти Марии Магдалине, принявшей его сначала за садовника.

Автор обращает внимание зрителя на контраст земного и небесного. Бесстрастное лицо Христа полно величия

Выражение лица Марии меняется на глазах от удивления к радости, от радости к любовному порыву

Бесстрастное лицо Христа полно величия. Выражение лица Марии меняется на глазах от удивления к радости, от радости к любовному порыву.

Одежды Марии Магдалины и Христа контрастируют по цвету. Красный цвет является символом земного беспокойства, белый цвет – символ небесного покоя.

Противопоставление присутствует в жестах героев: руки Марии устремлены к Иисусу, который усмиряет ее душевный порыв царственным жестом. Вот строчки из Евангелия от Иоанна:

Завершая работу, художник писал своему отцу:

Художнику было важно показать «утреннюю глуботу», в которой героиня не сразу узнала Христа

ФАТАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Запрет на официальное «пенсионерство» удалось обойти с помощью недавно организованного Общества поощрения художников (ОПХ), давшего деньги на четырехлетнее пребывание молодого живописца в Италии. К слову, этой же возможностью несколькими годами раньше воспользовался Карл Брюллов. Впрочем, поездка Иванова чуть не сорвалась, и тут напрашивается очевидная рифма с судьбой отца художника. Иванов, влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, решил жениться на ней — этот поступок закрыл бы ему дорогу в Европу. Отцу с большим трудом удалось отговорить сына от опрометчивого шага.

Несколько забегая вперед, хотелось бы сразу «закрыть» женскую тему жизни Иванова. Его якобы фатальное одиночество нередко служило сюжетом для более или менее мифологических интерпретаций особенностей его натуры. Но дело в том, что это одиночество вовсе не было фатальным. Так, уже в его итальянских письмах, датируемых летом 1831 года, вновь зазвучали слова о необходимости создания семьи. Вероятно, они были вызваны увлечением Витторией Кальдони, которая в конце концов предпочла Иванову его приятеля Григория Лапченко и вышла за последнего замуж.

Около восьми лет (с 1836-го года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть глухие упоминания в его переписке. Опыт этот был не слишком удачным. Тереза трижды обворовывала его, делала сцены, которые «интроверт» Иванов на дух не переносил, и в 1844 году он с ней расстался. Наконец, в 1847 году Александр не без взаимности страстно влюбился в графиню Марию Апраксину. Но и тут его ждала катастрофа — «Машеньку» (как художник называл девушку в своих записках) выдали замуж за князя Мещерского. Вот, кажется, и все романтические истории художника. И, как итог, самоприговор: «Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». Или, как обмолвился современник: «Картина заменила ему семью».

Библейские эскизы

Рисунками, составившими серию «Библейские эскизы», Иванов занимался на протяжении восьми с лишним лет — начиная с 1849 года. Этот грандиозный замысел захватил художника, когда он, по утверждению искусствоведов, несколько устал от своей «главной картины», начал разочаровываться в ней. Продиктован замысел был верой в мессианскую, «обобщительную» роль русского народа, признанного, по мнению Иванова, «установить вечный мир на земле». «С чего же начнем? — писал он. — Не изящными ли произведениями всех книг Откровения? Таковые изображения, созданные со всем самоотвержением русского, будут самыми ясными наставниками для исправления и развития нравственных способностей». Так появилась идея грандиозного храма, на стенах которого человеческая история была бы интерпретирована как история последовательного восхождения к Духу. Всего Иванов задумал проиллюстрировать 500 сюжетов — это была своеобразная программа для тех, кто пойдёт вслед за ним. Сам художник успел выполнить более 200 эскизов. Отметим, что «фактологическим» подспорьем для Иванова в этой работе стала изданная в 1835 году книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», исторически и рационалистически трактовавшая евангельскую историю.

Самые известные картины Всеволода Борисовича Иванова

На картинах Всеволода Борисовича Иванова нас встречает мир, наполненный ясными красками. Это мир дохристианской Руси, изображаемый художником всегда возвышенно, празднично – он воспевает созданные им образы, отсылающие нас к языческому прошлому страны. Многочисленные храмы и изображения божеств, известных нам по редким упоминаниям, изображены на картинах Иванова: «Храм Свентовида», «Храм Радогоща», «Святилище статуи Полкана». Образ языческой Руси смыкается в мире, созданным Ивановым, с образом Гипербореи: картина «Исход гиперборейцев» иллюстрирует мифопоэтический сюжет, в фантастическом варианте «параллельной истории» предшествующий рождению Руси. Сказочные картины русской зимы предстают перед нами в работах Иванова «Анастасия», «В городе русского рода», «Вечереет. На прогулке». Архитектура в творчестве Иванова – совершенно особая тема: терема и башни «арийских», древнерусских городов на его полотнах отчасти имеют прообразы в деревянном зодчестве России, отчасти же являются плодом его безудержной фантазии.

«У ворот Шамбалы» – работа, отдающая дань Н.К.Рериху и его духовным исканиям. Поражает воображение картина «Флот Гипербореи выполнит приказ» – необыкновенные титанические корабли с грозными «носовыми фигурами», готовые к отплытию в дальнее странствие. Вообще, полотна Всеволода Борисовича Иванова напоминают иллюстрации к ненаписанному еще фэнтезийному произведению, в котором причудливо перемешаны события древнейшей истории и мифологические сказания разных народов.

Молодые годы

Всеволод Борисович Иванов родился 14 августа 1950 года в городе Беломорске, в Северной Карелии. С 1959 по 1963 год он жил в Медвежьегорске, затем семья переехала в Кимры, а с 1967 года – в Калинин (ныне Тверь). Уже в школьные годы, по словам художника, в нем пробудился интерес к истории России. «Во второй половине шестидесятых годов на экранах кинотеатров прошли яркие и интересные фильмы, посвященные античной мифологии и истории», — вспоминает Всеволод Иванов в одном из недавних интервью. «Много было приключенческих кинолент по мотивам западной средневековой истории. Тогда мной была прочитана целая масса историко-приключенческой литературы».

С первого класса школы Всеволод полюбил рисовать. Первоначально он, как и многие, рисовал цветными карандашами, позже стал использовать акварель и гуашь. В десятом классе школы Всеволод Иванов решил стать профессиональным художником.

В 1978 году Всеволод Иванов окончил Тверское художественное училище, получив специальность художника-оформителя. На протяжении 1970-х годов он формировался как художник-график. Вплоть до 1974 года графические работы Иванова можно было увидеть на городских и областных выставках самодеятельных художников, а также в 1970-71 годах он принял участие во всесоюзной выставке. После 1978 года выставки Всеволода Иванова проходили под эгидой Союза художников России.

Зрелые годы

Как утверждает Всеволод Борисович, живописным творчеством после окончания училища он не занимался на протяжении десяти лет. Основная работа его в это время сводилась к труду художника-оформителя.

С 1988 года Всеволод Иванов возвращается к живописи и создает свои первые значительные живописные работы, основанные на истории дохристианской Руси, а также посвященные различным историческим периодам – античность, средневековье. На полотнах Иванова «оживают» мифологические сюжеты: картины Атлантиды, Гипербореи, фантастические существа.

В 1999 году Всеволод Иванов перестает работать художником-оформителем и принимает решение больше никогда не возвращаться к этому виду деятельности: оформительство мешает основному творчеству. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков он окончательно формируется как художник, использующий в своем творчестве фабулу мифологического, вымышленного прошлого России. По ряду особенностей творчество Всеволода Иванова можно отнести к жанру фэнтези.

Для Всеволода Иванова искусство – это возможность напомнить россиянам о многовековой истории, которая, по его убеждению, была искажена и извращена. По своим убеждениям он – сложившийся националист, ратующий за возвращение славянского мира к своим корням. Вот собственные слова художника: «Последнюю тысячу лет русский народ – остаток великого суперэтноса русов-ариев, слабеет от поколения к поколению. С каждым столетием русские проливали своей крови все больше и больше. И уже деяниями небожителей кажутся походы Святослава».

Всеволод Иванов, чье творчество вдохновляет как русских националистов всех направлений, вплоть до неоязычников-родноверов, в политических пристрастиях далек от радикализма. «Только национальная культура в ее художественном и эстетическом измерении ведет в будущее народ», – утверждает живописец. Национальное творчество Иванов противопоставляет глобалистическому, унифицированному, стирающему особенности национального самосознания.

ДРУЗЬЯ И СТРАХИ

Постепенно всё явственнее обнаруживались странности характера, похожие на начало психического заболевания. Иванов вообще был очень замкнутым человеком. Мастер больше любил слушать, нежели говорить. В итальянской колонии русских художников он стоял особняком, друзей у него не было. Более или менее близкие отношения сложились лишь с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. При этом единственный равный, пожалуй, Иванову по дарованию — Брюллов — отзывался о нём как о «кропателе». А «кропатели», по мнению Брюллова, гениями не бывают. Иванов не оставался в долгу, упоминая о «подлости и честолюбии» последнего. В начале 1840-х годов составился кружок близких людей, в него входили Гоголь, Иордан, Иванов и приехавший в Рим пенсионер Академии Ф. Моллер.

Дружба с Гоголем сыграла огромную роль в жизни Иванова, но и она не выдержала испытания временем — это вполне обычная история: два крупных человек не бывают удобны друг для друга.

В конце концов, Иванов полностью затворился в своей «келье», как он называл мастерскую, и перестал кого-либо пускать к себе. У него появилась навязчивая мысль, что его хотят отравить: «Он закупает себе провизию в лавках и сам ходит за водой к фонтану», — свидетельствовал Н. Боткин.

Наследник семейных традиций

Александр Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт-Петербурге. Его отец, живописец Андрей Иванов, был адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Он воспитывал сына как своего преемника и рассчитывал, что тот пойдет по его стопам. Начальное образование мальчик получал дома, уроки ему давали профессора Академии. Больше всего времени он уделял рисованию.

В 1817 году Александр Иванов поступил в Императорскую Академию художеств. В Российской империи на тот момент только здесь готовили будущих художников, архитекторов, скульпторов. Обычно учились 15 лет: девять лет — в воспитательном училище и шесть — в самой Академии. Иногда срок сокращался, но исключительно редко. За это время ученики получали основательную базовую подготовку, а потом лучших воспитанников отправляли за границу за счет Общества поощрения художников. Тогда это была единственная возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Почти все ученики жили при Академии под строгим контролем воспитателей и были оторваны от окружающего мира. В отличие от них Александр Иванов остался дома: он работал в мастерской отца. Юный художник достаточно быстро освоил принципы академического искусства и изучил основные техники. Вскоре преподаватели стали отмечать его успехи в рисовании и живописи. Некоторые даже подозревали, что картины Иванова на самом деле может писать его отец.


Александр Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Александр Иванов. Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона. 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На одном из экзаменов 18-летний Иванов представил полотно на сюжет из гомеровской «Илиады» — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Этот сюжет у художников был популярен, однако Иванов передал его в ином свете: изобразил героев очень эмоциональными, что не было свойственно для академической живописи. За эту работу он получил малую золотую медаль.

Через два года Александр Иванов представил учителям дипломную картину на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Она принесла Иванову звание художника XIV класса и большую золотую медаль. На выставке 1827 года работу высоко оценили критики. Общество поощрения художников решило отправить Александра Иванова за границу, однако до отъезда он должен был создать еще одну картину. Сюжет выбрали из греческой мифологии — «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Друг и душеприказчик Иванова Михаил Боткин предполагал, что таким образом художника еще раз проверяли, не помогал ли ему в работе отец.

Однако Иванов медлил с написанием картины: в этот период он познакомился с дочерью учителя музыки и влюбился. Он даже подумывал отказаться от пенсиона и заграничной поездки и связать свою судьбу с возлюбленной. Отец был против женитьбы, но убедили Иванова только уговоры товарища, Карла Рабуса. Художник начал работать над картиной и в 1829 году закончил ее. В этот же период он создал несколько картонов — рисунков карандашом и мелом — в натуральную величину с античных статуй — Лаокоона, Бойца и Венеры Медицейской.

Литература[править | править код]

  • Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
  • Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
  • Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
  • Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
  • Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
  • Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
  • Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
  • Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
  • Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
  • Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
  • Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
  • Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
  • Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
  • Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
  • Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
  • Кожевников В. А. Значение А. А. Иванова в религиозной живописи. — М., 1907. — 4 с.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 77. — 454 с.
  • Копировский А. М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15. — Вып. 2. — С.65-73.
  • Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
  • Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
  • Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
  • Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
  • Прокофьев П. [ Чижевский, Дмитрий. ] Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь. — 1930. — № 24 (октябрь). — С.41-57.
  • Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
  • Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
  • Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — 1916. — Январь-февраль.
  • Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Степанова С. С. «Воскресение Христово видевше…»: Эскизы Александра Иванова для храма Христа Спасителя
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
  • Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.
  • Хомяков А. С. Картина Иванова: Письмо к редактору // Русская беседа. — 1858. — Кн. I. — С.1-22.

Известные произведения Иванова Александра Андреевича

Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Сам Иванов любил эту картину. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Картина говорит зрителю о прекрасном. Однако, известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».

На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.  Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса, исполнено печалью. Если обратиться к мифам, то из них известно, что по легенде Кипарис случайно убил своего любимого оленя. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.

Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника. Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать.

Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты

А. Иванов в письме отцу

Лицо Христа на картине бесстрастно и полно величия, тогда как лицо Макдалины меняется на глазах, источая любовь. Красное одеяние женщины передаёт её беспокойстве, а белая одежда Христа олицетворяет  небесный покой. Руки Макдалины, направленные к Христу, «усмиряются» царственным жестом Христа.

Картина «Ave Maria» написана в 1839 году, хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина представляет собой первую акварельную работу Иванова. Позднее он написал поэту В. Жуковскому, призывая в письме молодых художников к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Русский художник использовал всё это только в техническом исполнения. Картину Иванов подарил В. Жуковскому.

Разноликую толпу людей в картине объединяет в единое целое благословение. Здесь удачно сочетаются мертвенно-белый свет луны и живой свет свечей. Действие происходит в Риме, об этом говорит зрителю пейзаж на заднем плане.

Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни…

А. Иванов

Картина «Аппиева дорога при закате солнца» написана художником в 1845 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из истории известно, что дорога была проложена из Рима в Капую в конце IV века до н.э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия. Дорогу нарекли титулом: «Дорога всех дорог».  На дороге появлялись дома и захоронения. В Риме запрещалось хоронить, поэтому состоятельные жители устраивали здесь соревнования по пышности захоронений.  По ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона…

Небо поражает световыми эффектами, которые можно сравнить с фантасмагорией света, прославившей Тёрнера. В построении пространства картины свет играет не меньшую роль, чем законы перспективы. Силуэт собора святого Петра утонет в туманной дымке.

Всё это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человечества

А. Иванов