Оглавление
Ведийская цивилизация
На смену Хараппской в Северной Индии пришла Ведийская цивилизация. Она существовала в промежуток примерно с XV до V в. до н.э. Название связано с главными религиозными сочинениями этой эпохи.
Возникновение этой цивилизации связывают с появлением в Индии арийских племен (предположительно – северных завоевателей-кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период в стране примерно одинаково развивались земледелие и скотоводство (в ведийский период произошло обожествление коровы); развивались также многочисленные ремесла.
От ведической цивилизации не осталось таких масштабных археологических памятников, как от Индской. Зато о ней имеются многочисленные упоминания в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху сформировались основы индуистского вероучения, существующего и в наши дни и имеющего около миллиарда сторонников.
Тогда же сформировалась индийская варновая и кастовая системы, ставшие основой общественного устройства страны на долгие века. Варн выделялось 4: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (прислуга). Каст существовало много (не одна тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были замкнутыми, общение между ними ограничивалось и строго регламентировалось; перейти из одной группы в другую было почти невозможно. Нарушившие такие правила становились неприкасаемыми, то есть изгоями.
Ведическая цивилизация не имела единой государственности и была представлена несколькими (часто враждующими) объединениями племен. Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение иных центров притяжения в виде альтернативных религий.
Империя Великих Моголов (1526–1857)
Название конфликта | Индия и союзники | Противники | Исход |
---|---|---|---|
Войны Великих Моголов и раджпутов (1525–1750) | Империя Великих Моголов | Раджпуты |
Могольская победа
|
Первая битва при Панипате (1526 г.) | Империя Великих Моголов | Делийский султанат |
Могольская победа
|
Битва при Гагре (1529 г.) | Империя Великих Моголов | Султанат Бенгалия |
Могольская победа
Бихар аннексирован Моголами |
Конфликты между ахомами и моголами (1615–1682 гг.) |
Империя Великих Моголов | Царство ахом |
Ахом победа
Распространение влияния Ахома на реку Манас |
Война Великих Моголов и Сефевидов (1622–1623 гг.) (1622–1623 гг.) | Империя Великих Моголов | Империя Сефевидов |
Персидская победа
Сефевидская / персидская аннексия Кандагара |
Война Великих Моголов и Сефевидов (1649–53) (1649–1653) | Империя Великих Моголов | Империя Сефевидов |
Персидская победа
Сефевидская / персидская повторная аннексия Кандагара |
Могольское завоевание Читтагонга (1665–1666) | Империя Великих Моголов | Королевство Мраук U |
Моголов военно-морская и военная победа
Моголы аннексии юго-восточной Бенгалии |
Тибетско-ладакско-могольская война 1679–1684 (1679–1684) | Ладакхская империя Великих Моголов | Тибет Зунгарская Империя |
Могольская военная победа
Вывод Моголов после подписания договора с ладакхцами Победа тибетцев в другом нападении в 1684 году с помощью подкреплений из Зунгарской империи. Договор Тингмосганг |
Деканские войны (1681–1707) | Империя Великих Моголов | Империя маратхов |
Победа маратхов
Окончательный конец экспансии Великих Моголов в Декане / полуострове Индия |
Детская война (1686–1690) | Империя Великих Моголов | Ост-Индская компания |
Могольская победа
Заключение мира между Великобританией и императором Великих Моголов Аурангзебом в 1689 г. |
Вторжение Надир-шаха в Индию (1738–1739) | Империя Великих Моголов | Афшаридская династия |
Персидская победа
Персидская оккупация и разграбление Дели |
Битва при Карнале (1739–13 февраля 1739 г.) | Империя Великих Моголов | Персидская империя Афшаридов | Персидская победа |
Осада Трихинополии (1741 г.) (1741 г.) |
Империя Великих Моголов
Наваб Карнатика |
Империя маратхов |
Победа маратхов
Маратхи аннексии Тиручираппалли |
Экспедиции в Бенгалии (1741–1748) |
Империя Великих Моголов
Наваб Бенгалии |
Империя маратхов |
Победа маратхов
Аннексия маратхами территории до реки Суварнареха от Бенгалии |
Семилетняя война (1754–1763) |
Франция
Австрия Россия (до 1762 г.) Испанская империя (с 1761 г.) Швеция (1757–62) Саксония Империя Великих Моголов (с 1757 г.) |
Пруссия
Великобритания Ганновер Брансуик-Вольфенбюттель Конфедерация ирокезов Португалия (с 1761 г.) Гессен-Кассель Шаумбург-Липпе |
Статус-кво анте в Европе, но передача колониальных владений между Великобританией, Францией и Испанией
|
Индийское восстание 1857 г. (1857–1858 гг.) | Империя Великих Моголов Империя маратхов | Компания Raj |
Британская победа
|
Искусство древней Индии
Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.
Древнеиндийская скульптура.
Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.
Настенная живопись Аджанты.
Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.
Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.
В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.
Города Древней Индии эпохи империи Маурьев
В то время в древней Индии насчитывалось большое количество многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов. Из наиболее важных городов следует отметить столицу Магадхи Паталипутру (современная Патна), Раджагриху (современный Раджгир), Варанаси (современный Бенарес), Такшашилу (Таксила у древних греков; в настоящее время от города остались только развалины), портовые города Бхригукачха и Тамралипти.
Прославленные в “Махабхарате” Хастинапур — столица Кауравов, и Индапрастха столица Пандавов (современный город Дели), а также воспетая в “Рамаяне” Айодхья уже потеряли свое значение.
Города в долине Ганга не отличались величественной внешностью. Дворцы богачей строились из дерева и только изредка из кирпича, а жилища бедняков были и вовсе хижинами, поэтому остатков городов сохранилось очень мало. Даже столица Магадхи Паталипутра, имевшая, как утверждает посол Селевка в Индии Мегасфен, в длину около 15 км, а в ширину около 3 км, была окружена стенами с 570 башнями, но и стены и башни были деревянными.
Городское управление, взимание пошлин с торговцев и налогов с ремесленников и т. п. было подчинено штату городских служащих. Ремесленники и купцы в городах были организованы по специальностям в корпорации (шрени). Во главе каждой шрени стоял выборный старшина — шрештхин, отвечающий за своевременное исполнение членами шрени повинностей.
Цивилизация
Древняя Индия с ее необыкновенной культурой существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и цивилизации таких крупнейших городов, как Хараппа и Мохенджо-Даро, где люди умели строить двух- и даже трехэтажные дома, используя при этом обожженный кирпич. В начале XX века британским археологам удалось найти развалины этих древних поселений.
Особенно удивительным оказался Мохенджо-Даро. Как предположили ученые, этот город строили не одно столетие. Его территория занимала площадь в 250 гектаров. Исследователи обнаружили здесь прямые улицы с высокими зданиями. Некоторые из них возвышались более чем на семь метров. Предположительно, это были постройки в несколько этажей, где не было ни окон, ни каких-либо украшений. Однако в жилых помещениях имелись комнаты для омовений, в которые подавали воду из специальных колодцев.
Улицы в этом городе были расположены таким образом, что они тянулись с севера на юг, а также с востока на запад. Их ширина достигала десяти метров, а это позволило ученым предположить, что его жители уже тогда использовали повозки на колесах. В центре древнего Мохенджо-Даро было выстроено здание, где имелся огромный бассейн. Ученым до сих пор не удалось точно определить его назначение, однако ими была выдвинута версия, что это городской храм, воздвигнутый в честь бога воды. Недалеко от него размещались рынок, просторные ремесленные мастерские и зернохранилища. Центр города был обнесен мощной крепостной стеной, где, вероятнее всего, прятались местные жители, когда им угрожала опасность.
Учения философии Древней Индии
Как и было сказано, выделяют шесть различных школ:
- Мимансы и Веданты. Преклоняются перед Ведами, только в них видят возможность искупления. По их убеждениям, все мы живем лишь в иллюзорном мире, настоящий же – это Брахма, к достижению которого и нужно стремиться, расставшись со своими заблуждениями и незнанием.
- Вайшешика. В основе этой школы лежит атомическая теория. Считается, что весь мир и все предметы состоят из крошечных частиц-атомов, которые всегда существовали и будут существовать. Реинкарнация – всего лишь другая комбинация одних и тех же составляющих.
- Ньяя. Базируется на трактате о логике Акшапада Гаутамы. Благодаря многочисленным дополнениям и обсуждениям сторонников теории возникла отдельная философская школа.
- Саньяхья. Теория о противоположных началах всего сущего, противопоставление духа и материи. Изначально была только материя, но под действием трех качеств – тьмы, ясности и стремления – появился также дух. Цель – освободить дух от материи.
- Йога. Проповедует связь человека с Космосом. Главная цель этой школы – достижение Нирваны. А чтобы погрузиться в нее, следует медитировать, духовно и физически очищаться, правильно дышать и выполнять специальные упражнения.
Основы школы философии Древней Индии формировались на протяжении многих веков, все они различны, несмотря на общую суть, и являются дополнением друг друга.
Научные достижения
Самое главное достижение страны — это их знания в математике. Благодаря ей появилось понятие полной пустоты и была открыта цифра 0. Именно индийскими математиками было выявлено число π (3,14). Арабские цифры пришли в мир из Персии, которая позаимствовала их у Древней Индии.
Медицина активно развивалась во все времена. Целители создавали эффективные лечебные травы и настойки. Такое медицинское понятие, как Аюрведа, также пришло из этой страны. С помощью такого метода лечили организм, очистив его от шлаков.
Ещё одно важное достижение — это астрономические знания. Астрономия первой появилась на полуострове Индостан
Жители умели без телескопов и современных изобретений вычислять фазы луны и смогли понять, как происходит земное вращение.
В государстве были изобретены шахматы и придумана йога. Эти занятия не теряют популярности и в наши дни. Но похвастать изобретениями эта страна не может. Индийцы стремились познать себя и свою связь с духовным и материальным миром. Даже такое открытие, как ноль, появилось в результате поиска душевного равновесия.
История Древней Индии начинается с периода возникновения первых городов и поселение в них индоарийских племён, до создания и падения мощных империй — Маурьев, Кушанской и Гуннской (II-V вв. н. э.). Индийское наследие быстро распространилось за пределы своих границ. Центральная и Восточная Азия, а также арабские земли попали под влияние её традиций и религиозных взглядов.
Начало культурного развития
Эта доисторическая цивилизация отличается высокой степенью культурного развития. Об этом стало известно благодаря находкам археологов. Найденные остатки материальной культуры поражают тонкой работой и изобретательностью. Было выявлено много стоянок с наскальной живописью, орудиями труда и письменами, которые не расшифрованы и по сей день.
Известно, что представители древней индийской цивилизации изучали астрономию. В их календаре было 12 месяцев по 30 дней. Каждый пятый год добавлялось по 1 дню. Примерно в V—VI вв. н. э. жители знали о земном притяжении и о том, что планета круглая, и вращается вокруг своей оси и солнца. Доказательством такого впечатляющего развития служат многочисленные исследования.
Хараппский период
Первой появилась Хараппская цивилизация 2500 (2300) — 1800 (1700) гг. до н. э. Она сформировалась в долине реки Инд и достигла высокого уровня развития. Города строились из двух частей. В верхней части в цитадели находилась городская власть и дома жрецов, на нижнем ярусе располагалось местное население. Улицы были широкими, порядка 10 метров. В домах работала сливная система.
Хараппские города вели внутреннюю и внешнюю торговлю, которая осуществлялась морским и сухопутным способами. Развивалось ремесленничество, архитектура и ювелирное мастерство. Создавалась сложная письменность, в которой насчитывалось более 400 различных знаков.
В пригородах основным занятием было земледелие. Жители выращивали пшеницу нескольких сортов, а также горох, рис и ячмень. Занимались животноводством и садоводством.
Арийская эпоха
Новый период появился с приходом арийских племён. Эти кочевники осели в долинах рек Ганг и Инд. Они смешались с местным оседлым населением и внесли свои традиции в их культуру. Арийская эпоха началась примерно в III—II вв. до н. э. и продолжила развитие науки, культуры и хозяйственной деятельности.
В это время сложилась современная десятичная система счисления. Математика была на высоком уровне — изучалась алгебра и придумывались сложные алгоритмы.
Люди интересовались химией и открыли серную, соляную и азотную кислоту. Врачеватели классифицировали болезни, исследовали организм человека и создавали лекарства на основе лечебных трав.
Благодаря общению между племенами, развивалось филологическое направление. Многоязычие сформировало новую литературную, художественную речь — санскрит.
Правление ведов
Ведический период наступил в первой половине I тыс. до н. э. Пик развития пришёлся на времена правления династии Марьев (322 — 185 гг. до н. э.). Этому поспособствовало нападение войск Александра Македонского на полуостров Индостан. После поражения великого полководца вся территория Индии объединилась в одну страну.
https://youtube.com/watch?v=458X30t01Zg
Разделение индийского общества на касты
Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:
Первая каста — брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником
Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников
Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.
Третья каста — вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.
Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.
Это интересно!
Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.
Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.
Словарь
1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.
2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.
3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.
Особенности религии
С течением времени в древней Индии складывается брахманизм – особая жреческая религиозная система. Жрецы-брахманы представляли себя хранителями и единственными знатоками священного знания. Они считали себя божествами в облике человека. Брахманизм укреплял кастовую систему, выгодную рабовладельцам. Поэтому в древней Индии возникло движение протеста против этой системы и брахманизма, поддерживавшего ее.
Эти протестные настроения нашли свое выражение в новой религии – буддизме, который поначалу выступал против деления людей на касты. Апологеты новой религии учили, что все люди, несмотря на то, к какой касте они принадлежат, должны быть равны. Однако приверженцы буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, потому что буддизм провозглашал отказ от всякой борьбы.
Замечание 2
В Индии буддизм был широко распространен в середине первого тысячелетия до н. э. Оттуда он перешел в соседние страны и в настоящее время это одна из наиболее распространенных религий Востока.
Принципы государственного правления
Создать прочное государство в обществе столь разных социальных интересов было непростой задачей. Индийская монархия Маурьев пыталась решить ее через особую политику дхармы – социального благочестия, которому должны следовать подданные. Стойкому в следовании дхарме обещались милость раджи и благоволение небес. В указах Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, которые были этическими идеями, общими разным религиозным направлениям Индии. Для соблюдения народом дхармы назначались даже особые смотрители – махатмы, которые должны были согласовывать интересы власти с тем, что было традиционно и привычно для разных культурных и религиозных направлений.
Особая роль правильной государственной идеи вообще весьма занимала умы древних индийских монархов. Этой идее был посвящен специальный трактат «Артхашастра», приписываемый советнику первого из Маурьев Каутилье (III в. до н. э.). Государь должен быть деятельным, внимательным к делам, заботящимся о счастье подданных – перечислялись в трактате обязанности царя. («Польза для царя не то, что ему приятно, но что приятно подданным».) Он должен совещаться о делах со своими советниками и постоянно быть в курсе всех тайных и явных дел и замыслов в государстве
Деятельность агентов и разного рода доносчиков была возведена вообще в ряд важной государственной функции. Трактат содержал специальные должностные инструкции всем администраторам и хозяйственным смотрителям, рекомендации по военному делу
Огромное внимание уделялось правильной внешней политике, разного рода международным хитростям. Согласно одной из главных идей трактата, польза для государства – вот важнейший руководитель действий царя, а не закон, не традиция
показать содержание
Общественные отношения
Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке — санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.
Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины — ганы. Гана обычно составляла одно поселение — граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины — ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины — сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.
В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя — вишь— состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени — самати, выбиравшее племенного вождя — раджу, главу племенного ополчения.
Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.
Религия древней цивилизации
Индуизм — это древнейшая религия, которая подразумевала поклонение сотням богов.
Главными среди них считали:
- Вишну — верховный повелитель, создатель всего. Индийцы считают, что по его воле происходит всё в мире. Он дарит успех, богатство, урожай, уберегает людей от горя. Его изображали как синее божество с телом человека, четырьмя руками, который расположен на цветке лотоса.
- Бог Брахма — наследник Вишну, который должен был создать Землю, людей, законы. Он выглядел как человек с четырьмя головами, которые контролируют четыре стороны света.
- Шива считается повелителем демонов, духов, разрушителем вселенной. Древние люди были уверенны, что в конце каждой эпохи он пляшет разрушительный танец, тем самым разрушая вселенную. Несмотря на это, ему преклонялось общество для победы в битве, избавления от страданий и болезней. Изображали его многоруким, который танцует священный танец.
Особый жизненный устрой
Начиная с древних времён, в государстве существовало социальное неравенство. Люди делились на замкнутые группы, именуемые варно-кастовый строй. В нём были такие сословия:
- Брахманы — аристократы, которые вели своё происхождение из рода жрецов. Они управляли страной и «контактировали» с высшими силами.
- Кшатрии — знать и воины. Находились в тесной связи с брахманами.
- Вайшьи (средний слой) — ремесленники, землевладельцы, купцы и лекари.
- Шудры — самые бедные слои населения. Они не имели прав и собственного мнения. Их задача — прислуживать и подчиняться состоятельным людям.
Были распределения и по кастам. Их делили исходя из профессиональной деятельности. Всего насчитывалось порядка 3500 каст.
Культура древней Индии
Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.
Руины древнего индийского города.
В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.
Ведический период истории Индии
Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов – Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту – языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии – хинди.
К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств – Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока – буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.