Древняя индия

Оглавление

Города и культура

Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. Основные улицы городов — прямые и довольно широкие, с правильно расположенными домами — пересекались под прямым углом. Здания, обычно двухэтажные, с площадью иногда в сотни квадратных метров, были построены из обожжённого кирпича. Они были лишены архитектурных украшений, не имели окон, выходящих на улицу, но были относительно благоустроены, имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные сооружения. В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, которая является наиболее совершенной из всех известных нам канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод.


Все эти сооружения были тщательно продуманы и отлично исполнены. При раскопках было найдено много искусно сооружённых, выложенных кирпичом колодцев, что свидетельствует о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро обнаружен хорошо сохранившийся общественный бассейн для омовений, весьма совершенное устройство которого позволяет предполагать наличие у его строителей большого опыта в возведении такого рода сооружений.


Культура населения этих городских поселений достигла значительного развития. На это указывает, в частности, сравнительно высокий уровень изобразительного искусства и художественного ремесла. При раскопках найдены искусно сделанные статуэтки, изготовленные из глины, мягких пород камня и бронзы.

Образцами тонкой художественной работы являются печати-амулеты, вырезанные из стеатита (камня-жировика), слоновой кости, а также изготовленные из меди и глины. Таких печатей найдено более 2 тысяч.

Они представляют особый интерес, поскольку на многих из них имеются надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом. Такого же рода надписи имеются на некоторых металлических предметах. Эти образцы древнейшего индийского письма напоминают собой наиболее раннюю письменность шумеров и других древнейших народов

Надписи из Мохенджо-Даро и Хараппы привлекли внимание многих учёных, однако, до сих пор попытки их расшифровать не увенчались успехом. Весьма вероятно, что письменность была довольно широко распространена, и до нас дошли лишь немногие образцы её, так как такие писчие материалы, как кора деревьев, пальмовые листья, кожа, ткани, в специфических климатических условиях Индии не смогли сохраниться до наших дней

Большое число различных гирь и обломок сделанной из раковины измерительной линейки с очень точно нанесёнными делениями позволяют утверждать, что основная единица веса была равна 0,86 г, а основная единица длины соответствовала 6,7 мм. Система счисления уже тогда была десятичной.

О религиозных воззрениях жителей долины Инда этого времени нам известно очень немного. Имеющиеся у нас материалы позволяют, однако, утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и наиболее распространённой из современных религий Индии — индуизмом существует определённая Связь.

Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии.

В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа.

Существовали различные виды захоронений; в Хараппе при раскопках обнаружено кладбище, состоявшее из 57 могил. В Чанху-Даро найден сосуд с захороненным в нём черепом. Некоторые исследователи предполагают существование и обряда трупосожжения; возлможно, что пепел во многих случаях бросали в реку, подобно тому, как это принято у современных индусов (т. е. индийцев, исповедующих индуизм).

Литература:

Древнейшая цивилизация в долине Инда. Культура Хараппы //Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. И.Лурье, М.Полтавский.-
М.:Государственное издательство политической литературы, 1955 — с. 427-434

Древнейшее население Индостана

На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию. (Дж. Неру)

Дравиды

Дравиды — народы, населяющие в наше время, главным образом, Южную Индию и говорящие
на дравидийских языках.
К дравидам относятся телугу, или андхра (44 млн. чел. по оценке 1967 г., в настоящее время более 80 млн. чел.),
тамилы (~70 млн. чел., частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. странах Ю.-В. Азии),
малаяли (19,5 млн. чел.),
каннара, или каннада (21 млн. чел.),
тулу (около 1 млн. чел.),
а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих, в основном, в горных и лесных районах, —
тода, кота, курумба, бадага и др.

Дравиды относятся к австралоидному антропологическому типу.
Еще более резко этот расовый тип представлен у южноиндийских веддов — вероятно, самого древнего народа Индии.

Дравиды — древние, но, как выяснилось, не автохтонные жители Индии.
Считается, что в III тыс. до н. э. именно дравидами была создана цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской.

Додравидские народы древней Индии

В  то время (как и сейчас) полуостров Индостан населяли также представители
мундской
и тибето-бирманской языковых семей.

Возможно, проживали и носители других языков.

Например, язык народа кусунда в Гималаях предположительно относится
к индо-тихоокеанской мегасемье языков,
куда входят папуасские
и андаманские языки.

А у жрецов дравидского народа тода
до сих пор сохранился тайный язык, который, возможно, родствен
шумерскому.

Поскольку синтез населения Индии большей частью произошел во внекастовой доарийской эпохе,
то можно предположить, что дравиды были европеоидами, а древнейшее население Индостана — веддоидами,
говорившими на индо-тихоокеанских языках.

Демография и мирный характер Индской цивилизации

Кто жил в индских городах? Новые исследования сосредоточены на Хараппе — одном из крупнейших и наиболее могущественных
торгово-ремесленных центров с населением, достигавшим 80 тыс. человек.
Анализ состава зубов возрастом 2550–2030 годах до н. э. показал, что город представлял собой космополитический котёл.
Многие его обитатели были рождены за пределами Хараппы — и это первое прямое доказательство миграций местного населения.

Скорее всего, они приходили в Хараппу из других уголков необъятной долины Инда, чтобы поторговать или выгодно жениться.
Действительно, многие из чужаков похоронены рядом с женщинами родом из Хараппы.
Это странно, ведь, казалось бы, с незапамятных времён невесты Южной Азии уходят в дом мужа.
Вероятно, в Индской цивилизации женщины играли более значительную роль, чем в других современных ей культурах —
например, в Месопотамии (Journal of Archaeological Science).

Что касается другого отличия — мирного характера Индской цивилизации, который ей приписывается
благодаря отсутствию следов уничтожения городов или изображения солдат и сцен насилия, то здесь исследователей ожидал сюрприз.
Кости людей, скончавшихся примерно в 1900–1700 годах до н. э., говорят о том, что некоторые жители Хараппы умерли не своей смертью.
Например, обнаружен череп ребёнка четырёх–шести лет, который разбит чем-то вроде дубинки.
Найдены останки женщины с расколотым черепом и мужчины со сломанным носом и лбом, пробитым острым и тяжёлым предметом.

В целом из 18 черепов, относящихся к тому периоду, почти половина несёт следы серьёзных травм (International Journal of Paleopathology).
Это самый высокий показатель насилия в истории Южной Азии.
Быть может, не случайно то, что как раз на это время приходится упадок Хараппы, некоторые части которой обезлюдели…

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов:
в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом.
Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами.
Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого.
Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира

Что лежит в основе постоянства индийской культуры?
Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу,
что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность.
Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев — глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Кастовая система организации общества

Из глубокой древности и архаичного учения ведизма в структуре индийского общества веками сформировалась кастовая система. Веды делили всех жителей на четыре варны, группы брахманов жрецов, вайшьи торговцев, земледельцев и ремесленников, кшатрий воинов, шудр пленных и рабов. За многие века варны делились на более сложную систему строго иерархически организованных современных каст, сегодня их более 3 тысяч. В основе кастовой организации общества всегда было разделение труда.

Индийская модель развития общества

В период колониального английского господства в течение длительного периода, с внедрением западных политических институтов на традиционной общинной структуре общества в стране сложилась неповторимая индийская модель развития. Даже с появлением демократических процедур, многопартийной системы, европейского судопроизводства и работы предприятий по западным стандартам большая часть населения страны живет привычным для них традиционным образом жизни.

Дальнейшее развитие культур — непрерывность

Археологические раскопки показывают, что падение цивилизации Инда привело людей на Восток. По словам Посслея, после 1900 г. до н. э. число посёлков на современной территории Индии увеличилось с 218 до 853. Раскопки вдоль Гангской равнины показывают, что там начали появляться города, начиная примерно с 1200 г.. до н. э. Джим Шаффер указывает — что это была серия непрерывных культурных циклов, связанных с двумя основными фазами урбанизации в Южной Азии.

Население, до этого жившее в долине реки Сарасвати, стало активно мигрировать, спасаясь от засухи, в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. Это был период с 1900 по 1000 годы до нашей эры.

На археологических раскопках Бхагванпура в Харьяне обнаружено одновременное существование нескольких культур, с разного типа керамикой. Были обнаружены смешанные слои, в которых находилась керамика периода Поздней Хараппской культуры и Культура серой расписной керамики, последняя связана с Ведийской цивилизацией и датируется примерно 1200 годами до нашей эры. При этом наряду с керамикой, по раскопкам заметно, что люди жили в разного типа домах. Постепенно Хараппская керамика окончательно сменилась Серой и в дальнейшем культура угасла, полностью перейдя в Ведийскую цивилизацию. Затем последовало освоение лошадей, железных орудий и новых религиозных практик.

Согласно дальнейшим раскопкам и сравнениям, в том числе на объекте Роджди, рядом с городом Раджкот, было доказано, что, по словам Поссель, Грегори — Несмотря на наличие очевидной преемственности между Индской цивилизацией и более поздними Южно-Азиатскими культурами, многие аспекты Хараппской культуры были потеряны навсегда. Вторая волна урбанизации Индии, увязываемая с Культурой северной чёрной лощёной керамики, уже не связана с культурой Хараппской цивилизации.

Гёбекли Тепе

Гёбекли-Тепе — это святилище эпохи неолита, расположенное на высоте 760 метров над уровнем моря на вершине горного хребта. Он находится в юго-восточной Анатолии, Турция. Это место располагается примерно в 15 километрах к северо-востоку от города с причудливым названием Шанлыурфа.

Обнаруженные здесь мегалитические каменные круги считаются самым старым храмом, когда-либо обнаруженном на этой планете. Он на несколько тысяч лет старше знаменитого Стоунхенджа. Исследователи полагают, что эти древние мегалитические руины создали примитивные охотники и собиратели. Что, однако, в последнее время отрицается все большим количеством археологов.

Очевидно что загадочный храм, состоящий из трех огромных каменных кругов, был намеренно похоронен по неизвестной причине в далеком прошлом. Святилище Гёбекли Тепе вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Кому или чему поклонялись древние строители Гёбекли-Тепе? Каково истинное происхождение этого сооружения? И каков его истинный возраст? Сегодня мы не знаем ответов…

Раскопанная часть храмового комплекса Гёбекли Тепе. Из открытых источников.

Первые из государств в истории Индии

За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.

Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.

Создание государства

В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.

Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.

Образование каст

За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.

Образование государств

Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.

В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.

Проникновение ислама

В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.

Государственный аппарат еще не был разветвленным, однако уже определился ряд постоянных должностей: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов и др.

Племена индоариев — это коллективы выступающие как единое целое, но уже знакомые с социальными и имущественными различиями. Это племена типа протогосударств во главе с вождями. В них выделялись две влиятельные прослойки — жрецы-брахманы, хранители ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители-военачальники, которые возглавляли коллективы и управляли ими. Правители протогосударств выступали в качестве верховных распорядителей общественного достояния. Правители возглавляли аппарат администрации, существовавший за счет редистрибуции избыточного продукта (ренты-налога), причем значительная доля этого аппарата комплектовалась из близких родичей правителя, составлявших его опору. Власть правителей еще была не очень прочной. Во многих протогосударствах она была выборочной, в других уже был заметен акцент на наследование власти правителя. Но в любом случае власть правителя не была абсолютной. Царь вынужден был считаться с мнением членов совета, не говоря уже о привычных нормах и традициях коллектива в целом; бывали случаи, когда не поладившие с подданными правители изгонялись. Для древней Индии спецификой было постепенное обособление в привилегированной группе социально-политических верхов двух важнейших слоев — жрецов-брахманов и аристократов-кшатриев. Противостояние их друг другу с острым взаимным соперничеством , равно как и зримое противопоставление двух верхних социальных слоев третьему и основному, общинникам-производителям, вело к формированию кастового общества.

По данным археологии, первые города в долине Ганга появляются примерно в IX — VIII вв. до н.э. Видимо это было время, когда консолидировались на базе первых протогосударств более или менее крупные ранние государства и в связи с этим активно развивались ремесла и торговые связи. Для политической жизни древней, да и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований, которые легко появлялись на свет, быстро приходили в упадок, сменяя одно другого. Есть основания полагать, что относительная слабость политической власти в истории Индии определялась прежде всего спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных статусов-сословий, раз и навсегда определявших место человека среди других. Жестокая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а быть может, и главной ее причиной.

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

  1. Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
  2. Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
  3. Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
  4. Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).

Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.

Кастовый строй и религии

На протяжении Средневековья буддизм постепенно утратил свою популярность в Индии. В Раннем средневековье самой распространенной религией стал индуизм. В нем главными из богов являются Брахма, Вишну и Шива.

Для их почитания индуисты построили храмы, и сегодня удивляющие своими огромными размерами и множеством скульптурных изображений богов.

Индуизм освящал деление людей на касты. Разделение населения на касты стало особенностью общества средневековой Индии. Касты сложились на основе древних варн — четырех основных сословий в Древней Индии. Постепенно варны (особенно низшие) разделились на меньшие группы людей в зависимости от их рода занятий, профессии. Такие группы стали называть кастами. Если в Древности общество делилось на четыре варны, то каст в Средние века в Индии стало уже несколько тысяч.