Оглавление
Выращивание и хранение
Пастернак – неприхотливое растение. Благоприятная почва для культуры – суглинок или супесь, удобренная перегноем, хорошо обработанная и увлажненная. Для выращивания также подойдет окультуренная торфяная и пойменная земля с нейтральной средой. Глинистая, кислая, обедненная органикой и перенасыщенная азотным удобрением или навозом почва не принесет желаемого урожая. Переизбыток ухудшает качество корнеплода.
Для создания оптимальных условий для произрастания пастернака осенью в почву вносят компост (перегной) на глубину 25–30 см, а весной удобряют азотом на 15–20 см ниже уровня земли.
Высадку пастернака рекомендуется начинать после капусты, свеклы, картофеля . Не сажайте овощ, если предшественниками были морковь, сельдерей, укроп, ведь в таком случае он будет плохо расти на грядке.
В первый год после посева растет корень, во второй – растение цветет и приносит семена (если его не выкапывать). Посадка овоща происходит непосредственно в открытый грунт или рассадой.
Перед посевом семян на рассаду их замачивают в теплой воде на 3 дня, сажают в начале марта. Уже через 20 дней появляются первые всходы. Посадка семян в открытый грунт приходится на конец апреля–май. Некоторые виды можно высеивать в октябре под зиму. В легкую почву семена заглубляют на 2–3 см, в тяжелую – до 1,5 см. Расстояние между рядами при двустрочном посеве должно быть 20 си, при однострочном – 45 см, между лентами или рядами – 50 см.
Уход не представляет особой сложности: время от времени требуется рыхлить землю, по надобности прореживать всходы, контролировать полив. Пастернак не любит избыточную влагу. В засушливую погоду землю увлажняют 2–3 раза в сезон. В период дождей следует воздержаться от полива растения. Подкормка корнеплода – трижды в сезон.
Самые распространенные сорта пастернака, выращиваемые в Европе:
- Круглый. Это самый ранний вид. Семена напоминают черную редьку (по форме, размерам). Период вегетации составляет 110 дней.
- Длинный. Имеет продолговатые корни. Период вегетации – 120–140 дней. Морозоустойчивые сорта: Студент, Гернси.
Уборку овоща проводят при сухой погоде, позже остальных корнеплодов. Листья срезают летом (в июле), сортируют, просушивают естественным путем на солнце. Корнеплоды выкапывают осенью (в сентябре-октябре), хранят в прохладном месте (сухом подвале), присыпают влажным песком. Кроме того, их можно высушить. Для этого промойте корни, обрежьте хвостики, нарежьте овощ на куски, разложите на бумаге и просушите при комнатной температуре в течение нескольких дней. Заготовки складывают в стеклянные банки, которые периодически нужно проветривать.
Советская власть
В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.
Борис Пастернак с Анной Ахматовой
В том же 1934-м Борис встал на защиту мужа поэтессы Анны Ахматовой и ее сына, которые были арестованы. Их освободили после того, как Пастернак письменно обратился к Сталину.
БЛАГОДАРНЫЙ ПОЭТ В 1935-М ОТПРАВИЛ ВОЖДЮ НАРОДОВ СБОРНИК ЛИРИКИ ПОЭТОВ ГРУЗИИ, КОТОРУЮ САМ ПЕРЕВЕЛ. В ПИСЬМЕ, ПРИЛОЖЕННОМ К ЭТОМУ СБОРНИКУ, БЫЛИ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ ЗА МГНОВЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ ПОЭТЕССЫ.
В январе 1936 г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.
Личная жизнь Поэта Бориса Пастернака
Биография Бориса Пастернака не может быть полной без описания его личной жизни. Поэт был женат дважды, первый раз — в молодости, второй раз — в зрелом возрасте. Была у него и третья любовь.
Все его женщины были музами, дарили счастье и были счастливы с ним. Его творческая, увлекающаяся натура, бьющие через край эмоции стали причиной непостоянства в личных отношениях. Он не опускался до измен, но быть верным одной единственной женщине не смог.
Первая его жена Евгения Лурье была художницей. С ней он познакомился в 1921 г. и считал их встречу символичной. В этот период Пастернак заканчивает работу над повестью «Детство Люверс», героиня которой была воплощением образа молодой художницы. Героиню произведения также звали Евгения. Деликатность, нежность и утонченность удивительным образом сочетались в ней с целеустремленностью и самодостаточностью. Девушка становится его женой и музой.
Борис Пастернак с женой Евгенией Лурье и сыном
Встреча с ней в душе поэта вызвала необычайный подъем. Борис был по-настоящему счастлив, у них родился первенец – сын Евгений. Сильное взаимное чувство в первые годы брака сглаживали трудности, но со временем нищета и тяжести жизни 20-х отразилась и на их семейном благополучии. Евгения стремилась реализоваться еще и как художник, поэтому часть семейных забот Пастернак взял на себя.
Борис Пастернак и Марина Цветаева
Отношения испортились, когда поэт начинает переписываться с Мариной Цветаевой, вызывая жгучую ревность жены, которая в расстроенных чувствах уезжает в Германию к родителям Пастернака. Позже она откажется от реализации своих творческих способностей и полностью посвятит себя семье. Но к этому времени у поэта появляется новая возлюбленная – Зинаида Нейгауз. Ей только 32, ему уже 40, у нее муж и двое детей.
Зинаида Нейгауз с детьми
Зинаида Нейгауз – полная противоположность первой жене. Она хорошая хозяйка и без остатка посвящает себя семье. В ней не было утонченности, присущей первой жене, но он влюбился в нее с первого взгляда. Замужество и дети избранницы поэта не остановили, он хочет быть с ней, вопреки всему. Несмотря на расставание, Пастернак всегда помогал своей прежней семье, поддерживал с ними отношения.
Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз
Второй брак также был счастливым. Заботливая жена обеспечивала покой и комфортные условия для работы. Родился второй сын поэта — Леонид. Как и с первой женой, счастье длилось чуть больше десяти лет. Потом муж стал задерживаться в Переделкино и постепенно отдаляться от семьи. На фоне охлаждения семейных отношений в редакции журнала «Новый мир» он знакомится с новой музой и редактором журнала Ольгой Ивинской.
Борис Пастернак и Ольга Ивинская
Борис не хотел оставлять жену, поэтому неоднократно пытается разорвать отношения с Ольгой. В 1949 году за связь с опальным поэтом Ивинскую арестовывают и отправляют на 5 лет в лагеря. На протяжении этих лет он помогает ее матери и детям – опекает и обеспечивает финансово.
Тяжелые испытания сказываются на его здоровье. В 1952 году он оказывается в больнице с инфарктом. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака неофициальным секретарем. Они не расстаются до конца его жизни.
Отношения с советской властью
В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.
В 1935 г. Борис Леонидович отправился в Париж на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.
В этом же году происходит арест сына и мужа Анны Ахматовой. Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо Сталину, в котором просит освободить родных Ахматовой.
Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.
Позже Пастернак также заступится за Гумилева и Мандельштама (см. интересные факты о Мандельштаме). Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».
В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».
Переводы
Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.
Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.
В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.
Отечественная Война
Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.
За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы войны и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.
В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.
«Доктор Живаго» и травля
Книга «Доктор Живаго» — одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.
Краткое содержание — Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Краткое содержание — Доктор Живаго
Watch this video on YouTube
Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».
ЕГО ОЦЕНИЛИ ОЧЕНЬ ВЫСОКО, В 1957-М, КОГДА «ДОКТОР ЖИВАГО» ВЫШЕЛ В ИТАЛИИ, ЕГО БУКВАЛЬНО ЗАСЫПАЛИ ВОСТОРЖЕННЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫЗВАЛО НАСТОЯЩУЮ СЕНСАЦИЮ.
За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за границей. Изданный в Италии в 1957 г. роман «Доктор Живаго» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.
Борис Пастернак читает телеграмму о присуждении ему Нобелевской премии 1958
«В гостиной своего загородного дома в пятнадцати милях от Москвы Борис Пастернак читает телеграмму из шведской академии, присудившего ему Нобелевскую премию по литературе. Его жена (справа) и неопознанный друг семьи слушают новость. Пастернак, советский поэт и автор Доктора Живаго сказал, что он был «удивлен», но «очень рад». Роман был впервые опубликован в Италии несмотря на протесты советских властей, а советская «Литературная газета» называла награду «враждебным политическим актом, направленным против Советского государства».» «Неопознанный друг семьи» — жена Корнея Чуковского.
Корней Чуковский пришел поздравить Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии.
Слева направо: Елена Чуковская, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Зинаида Пастернак. 1958 год
В 1958 г. Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в Германии, Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки изъять рукопись и запретить книгу, но она становилась все более популярной.
Борис Пастернак на вручении Нобелевской премии
Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью, но и коллегами. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием наказать провинившегося поэта.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Дата создания: январь 1959 г.
Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская премия» (1959 г.), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остается в Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.
Личная жизнь
В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.
Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага. Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора. Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.
Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.
«Доктор Живаго» и Нобелевская премия
Борис Пастернак с телеграммой о вручении Нобелевской премии. Переделкино, 1958 год. Фотография: Макс Френкель / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Слева направо: Зинаида Пастернак, Борис Пастернак, Леонид Пастернак на террасе дома Бориса Пастернака. Переделкино, 1948 год. Фотография: Станислав Нейгауз / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Переводчица и писательница Ольга Ивинская. Москва, 1991 год. Фотография: Эдуард Гладков / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.
Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров
Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить»
После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чем будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.
В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.
Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.
Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».
В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.
Нобелевская премия
С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
…что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
6. Постановки по произведениям Пастернака
«Доктор Живаго» впервые был экранизирован в Бразилии в 1959, когда был поставлен одноимённый телефильм («Doutor Jivago»).
Джули Кристи в роли Лары Антиповой в фильме 1965 г.
Самой известной в мире экранизацией романа остаётся голливудский фильм 1965 года Дэвида Лина, получивший 5 премий «Оскар».
Третья постановка также была осуществлена за рубежом — на этот раз режиссёром Джакомо Кампиотти (итал. Giacomo Campiotti) в 2002 году. В России «Доктор Живаго» экранизирован в 2005 году Александром Прошкиным. В роли доктора Живаго снялся Олег Меньшиков. Эта экранизация вызвала неоднозначные отзывы критики.
В 1987 году состоялась премьера написанной годом ранее оперы британского композитора Найджела Осборна «Электрификация Советского Союза» по мотивам произведений Бориса Пастернака.
В 2006 году в Пермском академическом театре «Театр» режиссёром Борисом Мильграмом, композитором Александром Журбиным и драматургом Михаилом Бартеневым был поставлен мюзикл «Доктор Живаго». Премьера состоялась 30 декабря.
Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкине
Отношения с советской властью
В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.
В 1935 г. Борис Леонидович отправился в Париж на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.
В этом же году происходит арест сына и мужа Анны Ахматовой. Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо Сталину, в котором просит освободить родных Ахматовой.
Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.
Позже Пастернак также заступится за Гумилева и Мандельштама (см. интересные факты о Мандельштаме). Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».
В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».
Переводы
Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.
Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.
В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.
Отечественная Война
Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.
За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы войны и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.
В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.
Химический состав
Мясистый корень пастернака представляет собой совокупность питательных элементов: клетчатки, пектиновых веществ, жирных и эфирных масел, крахмала, белка, витаминов, минералов, сахаридов. Все содружество биологически активных веществ наделяет родственника моркови ярко выраженными противоревматическими, антиоксидантными и мочегонными свойствами. Это мощный иммуномодулирующий продукт, рекомендуемый к употреблению всем людям, особенно при заживлении ран, в послеоперационный период, а также на этапе выздоровления от тяжелого недуга.
В 100 г корнеплода сосредоточено :
- 47 калорий;
- 9,2 г углеводов;
- 1,4 г белков;
- 0,5 г жиров;
- 4,5 г пищевых волокон;
- 1,3 г золы;
- 83 г воды;
- 5,2 г моно- и дисахаридов;
- 4 г крахмала и декстринов.
Наименование | Содержание нутриентов, мг на 100 г продукта |
---|---|
Витамины | |
Аскорбиновая кислота (C) | 20 |
Ниацин (PP) | 1,2 |
Токоферол (E) | 0,8 |
Пантотеновая кислота (В5) | 0,5 |
Пиридоксин (B6) | 0,11 |
Рибофлавин (B2) | 0,09 |
Тиамин (B1) | 0,08 |
Ретинол (A) | 0,003 |
Фолиевая кислота (B9) | 0,02 |
Биотин (H) | 0,0001 |
Макроэлементы | |
Калий | 529 |
Фосфор | 53 |
Кальций | 27 |
Магний | 22 |
Натрий | 4 |
Микроэлементы | |
Железо | 0,6 |
Приятный аромат пастернаку придают эфирные масла, сосредоточенные в цветках, плодах, корнях и листьях растения. В составе овоща найден многоатомный спирт маннит, обладающим сладким вкусом. В плодах обнаружены фурокумарины, повышающие чувствительность организма к влиянию солнечных лучей.
По количеству легкоусвояемых углеводов белая морковь занимает лидирующее место среди корнеплодов. А комплекс нутриентов в пастернаке схож с составом биологически активных соединений в листьях шпината.
Лирика Пастернака: основные темы и черты
Уже в первых стихотворениях Пастернака проявились его художественные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и чёрное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей — город наполняет громкая радостная симфония весны
Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже.
Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.
Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:
Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо — это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьёзна:
Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за своё слово, долг поэта перед людьми и обществом
Эта тема носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» о разрушительной мощи поэтического вдохновения.
Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака «Когда разгуляется» стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», в котором выражена этическая суть отношений поэта и общества. Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая — о вечности любви:
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Личная жизнь
Будучи творческой личностью, Пастернак не мог создавать шедевры без музы. Но как человек порядочный и честолюбивый никогда не опускался до измен. Среди его дам сердца были женщины разных социальных слоев и темпераментов. Но каждая оставила свой след в жизни и творчестве великого поэта.
Ида Высоцкая, великосветская барышня, дочь богатого предпринимателя – первая любовь Пастернака, зародившаяся еще в гимназическую бытность поэта. Юношеская привязанность Бориса, увы, изначально была обречена на неразделенность. Романтичный юноша искал встреч со своей возлюбленной, даже настоял на обучении в Германии, где на тот момент училась Ида.
Ида Высоцкая
Разные статусы семей поставили точку в зарождавшихся отношениях, несмотря на то, что и девушка испытывала к Пастернаку нежные чувства, однако, с негодованием отвергла его сватовство. Именно ей посвящено его первое стихотворение «Ты так играла эту роль!».
Евгения Лурье – первая супруга Бориса Пастернака. Художница как нельзя лучше вписалась в жизнь творческого поэта. У пары родился сын Евгений. Однако, неприспособленность жены к быту и отсутствие должного внимания к сыну и семье, не устроили мужчину. И семейная лодка разбилась о быт.
С Евгением и сыном
Зинаида Нейгауз стала именно той женщиной, из-за которой окончательно разрушилась ментальная связь Пастернака и Лурье и распалась семья. Страстно влюбившись в Зинаиду, поэт осознал, что просто не может упустить из своей жизни женщину, рядом с которой хотелось жить и творить, не задумываясь о бытовых мелочах, которые вторая супруга исполняла идеально. Поговаривают даже, что Пастернак «увел» женщину у своего давнего друга, но никогда не сомневался в своем выборе. Их брак продлился 16 лет.
С Зинаидой Нейгауз
Ольга Ивинская, журналист и редактор журнала «Новый мир», вошла в жизнь Пастернака в послевоенные годы. Разговорившись однажды в редакции, вдруг поняли, что между ними существует невидимая связь. У обоих были собственные семьи, но необходимость и желание встречаться по работе и без особой необходимости привела к возникновению взаимных страстных чувств. Удивительно добрая, таинственная и немного странная женщина до конца дней была не только хорошей женой (хоть и гражданской), но и боевой подругой. Из-за Пастернака Ольга подвергалась всевозможным испытаниям и при жизни поэта, и после его ухода.
С Ольгой Ивинской